10 моральные нормы

10 моральные нормы

Нормы морали в обществе

Вернуться назад на Нормы общества

Моральные нормы появились одновременно с возникновением человеческого общества и развивались вместе с ним. Система моральных ценностей (правил и образцов должного поведения) сложилась на основе обычаев и традиций, но в отличие от них нравственные нормы определяются категориями добра, истины, справедливости, долга.

Мораль связана со всеми сферами общественной жизни и согласовывает личные интересы с общественными. В ходе социализации человек усваивает морально-нравственные нормы: сначала в процессе воспитания, подражая окружающим; потом, по мере взросления, осмысляя и применяя к своей жизни общепринятые суждения о должном, нужном, правильном поведении. Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизменным: принимая решения, определяя жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к уровню развития и нуждам общества. Общие понятия, отражающие наиболее важные стороны и элементы нравственной сферы, называются категориями морали. Главные среди них — добро и зло. Прочие категории морали: честь, совесть, долг, справедливость, истина, правда, добродетель, ответственность, достоинство, милосердие и др.

Мораль не имеет определенных институтов, но ее требования закреплены в системе права, обычаях, религиозных заповедях.

Мораль как форма общественного сознания и способ регулирования социальной жизни характеризуется следующими основными признаками:

1. Всеобщность нравственных норм: требования морали едины для всех членов общества.
2. Добровольность в следовании нравственным требованиям: общество не принуждает людей выполнять нормы морали (в отличие от правовых норм, выполнение которых носит обязательный характер); основа соблюдения нравственных принципов — совесть, личные убеждения людей и авторитет общественного мнения.
3. Всеохватность морали: правила нравственного поведения регулируют все виды деятельности человека (в том числе в тех сферах, которые не подлежат правовому регулированию) — в межличностном и межгрупповом общении, в производственной деятельности, в политике, творчестве, науке и т. п.

Понятия «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы, однако в обществознании эти термины имеют различные оттенки смысла.

Под моралью понимают специфическую сферу духовной культуры, основное содержание которой составляют идеалы и нормы социального взаимодействия с точки зрения его соответствия этим идеалам: ценностные установки и ориентации, представления о добре и зле, образцы должного поведения. При этом подразумевается наличие субъекта, который оценивает поступки человека (общество, авторитетные люди).

Нравственность обозначает личные принципы поведения человека, практикуемые в реальной жизни нормы. Строгость моральных требований смягчается с учетом разнообразных житейских обстоятельств и индивидуальных особенностей личности. Таким образом, нравственность можно рассматривать как сферу практического применения морали.

Моральные нормы и теорию морали (нравственности) изучает особая отрасль философского знания — этика.

Этика исследует происхождение и историческое развитие морали, ее сущность и место в духовной жизни общества.

Основные проблемы этики:

— выявление критериев добра и зла и проблема их относительности, зависимости от исторической эпохи и социальной среды;
— проблема смысла жизни, предназначения человека и человечества;
— определение справедливости (соотношение прав и обязанностей, труда и вознаграждения, преступления и наказания, проблема социального равенства); реализация принципов справедливости в реальном мире;
— представления о должном (понятия морального долга, нравственных обязательств). Этикой также называют совокупность моральных норм, принятых в обществе либо в определенной социальной группе. Так, например, существует понятие профессиональной этики (в рамках которой выделяют медицинскую этику, юридическую этику и т. п.), включающей в себя особые формы ответственности, специфическое понимание долга.

Выделяют три основные функции морали:

1. Оценивающая функция: все человеческие поступки, деятельность в разных сферах жизни оцениваются с точки зрения гуманизма, соответствия идеалам добра, справедливости, равенства, благородства, чести и совести.
2. Регулирующая функция: мораль направляет деятельность людей на гуманные цели, регулирует поведение индивидов и социальных групп посредством формирования внутренних убеждений и воздействия общественного мнения. Моральные нормы имеют большое значение для поддержания стабильности общества, сохранения его культурного достояния, определенного образа жизни.
3. Воспитательная функция: мораль воздействует на духовную жизнь человека, формирует его мировоззрение, систему ценностей, устремления, способствует развитию личностных качеств, формированию знаний, умений, сознательного отношения к своим действиям и поступкам.

В отличие от права, мораль опирается не на принуждение, а на укоренившиеся в сознании людей представления о добре и зле, о должном поведении и социальной справедливости — моральные нормы.

Нормы морали — это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т. п.).

В нормах морали отражаются специфические черты развития общества на том или ином историческом этапе, поэтому все моральные правила являются порождением своего времени. Они могут принимать формы религиозных заповедей и предписаний, этических кодексов, правовых норм, обычаев и традиций, стандартов поведения в различных ситуациях.

Следование моральным принципам — результат осмысленного и добровольного выбора человека. Исполнение нравственных норм основано на чувстве долга, требованиях совести, желании избежать стыда за свои действия или бездеятельность.

Основные принципы морали остаются неизменными: это стремление совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться о других людях и общественном благе. Существуют общечеловеческие моральные принципы, смысл которых в том, чтобы не причинять зла другим людям, независимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности.

Однако конкретные формы моральных норм и требований эволюционировали на протяжении всей истории человечества.

Выделяют следующие виды моральных норм:

1) табу — жесткий запрет на совершение каких-либо действий, нарушение которого в сознании людей связано с угрозой обществу и карается сверхъестественными силами; этот феномен был характерен для ранних этапов развития человеческого общества и сохранялся вплоть до нашего времени в традиционных культурах;
2) обычай — сложившийся в ходе социальной практики образ действий, повторяющийся в определенных обстоятельствах и поддерживаемый общественным мнением; значение обычая особенно велико в традиционном обществе;
3) традиция — устойчивый обычай, форма поведения, которая передается из поколения в поколение и воспроизводится на длительном этапе существования общества;
4) моральные правила — сознательно сформулированные нормы и идеалы, регулирующие поведение человека; в отличие от ритуальных запретов, обычаев и традиций, требуют от человека нравственного самоопределения, сознательного выбора.

В результате усвоения общепринятых моральных норм формируется нравственная культура отдельной личности.

Этот процесс состоит из нескольких этапов:

1) детство человека — этап послушания и подражания, когда поведение ребенка подчинено страху наказания и желанию получить поощрение;
2) этап формирования конвенциональной нравственности, основанной на авторитете общественного мнения, общепринятых стереотипах поведения, представлениях о правильном и должном;
3) формирование автономной нравственности, основанной на личном моральном выборе принципов поведения, сознательном самоконтроле, чувстве ответственности за свои действия, совести.

В современном мире, в условиях интеграции различных обществ и культур, формируется система общечеловеческих моральных норм и ценностей. Однако в основе современной нравственной культуры лежит так называемое «золотое правило нравственности», которое в разных формулировках издревле присутствует во многих религиях и философских учениях: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

В социальной жизни сферы морали и права взаимосвязаны. И мораль, и право регулируют общественные отношения, предписывают людям определенные стандарты поведения, ориентируются на установление справедливости и порядка.

При этом мораль и право все же остаются самостоятельными областями общественной жизни:

1) нормы морали создает общество, а нормы права вырабатываются и фиксируются государством;
2) нормы морали исполняются добровольно, в силу привычки, внутренних побуждений, под воздействием общественного мнения, тогда как нормы права имеют обязательный характер, их соблюдение при необходимости обеспечивается принудительными мерами;
3) мораль существует в виде неписаных правил, рекомендаций, обычаев, тогда как правовые нормы официально сформулированы в юридических актах;
4) нравственные нормы гибки, их формулировки абстрактны и допускают различные толкования, содержание правовых норм выражено в конкретных формулировках;
5) мораль оценивает поведение людей в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости, право оценивает поведение людей в категориях законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Общественное развитие
Общественный прогресс
Общество и природа
Организация общества
Изменение общества

Назад | | Вверх

Мораль и моральные нормы

Понятие морали

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг — обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную — рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую — контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую — поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи — это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право — это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

  • право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
  • правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
  • правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
  • за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали — оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

10 моральные нормы

  • Главная
  • Список секций
  • Обществознание
  • ЗНАЧИМОСТЬ НОРМ МОРАЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

ЗНАЧИМОСТЬ НОРМ МОРАЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

O tempora! Omores!». Это восклицание, которое принадлежит древнеримскому политическому и государственному деятелю, мыслителю, оратору, юристу и писателю Марку Туллию Цицерону, означающее высшую степень осуждения и негодования по поводу его современников.

Часто можно услышать от старших: «наше поколение было другим», «а вот я в твоем возрасте такого себе не мог позволить». Как меняются с возрастом представления о Добре и Зле, дозволенном и запрещенном? Цель нашей работы выяснить, какова значимость норм морали для современных подростков, обучающихся в средней (7-9- классы) и старшей (10-11 классы) школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, изучить специальную литературу по указанной проблеме.

Во-вторых, составить тест, который будет отражать представление о моральных нормах у детей разных возрастов.

В-третьих, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза: с возрастом значимость моральных норм меняется, выполнение моральных норм становится более осознанным.

В ходе исследования применялись следующие методы: опрос, анализ, эмпирическое сравнение.

Основная часть

Глава I.

1.1. Основные этапы исторического развития морали

В современных этических учениях происхождение морали объясняется процессом становления человека как родового существа. Возникновение морали как духовной сущности человека определяется требованиями жизни, а не навязывается извне.

Различаются следующие этапы развития морали:

1 этап – возникает практика нравственных отношений, которая выступает как неотъемлемая часть различных форм регуляции общежития: религиозно-обрядовых, практических и др.;

2 этап – возникает групповая нравственность, как система запретов (табу), на основе которой с течением времени складываются обычаи и традиции;

3 этап – по мере осознания человеком себя как личности появляются внутренние, индивидуальные моральные ценности, которые формируют требования к поведению личности в интересах ее самой и общества.

На современном этапе развития человеческого общества многие ценности отчуждаются, многое продается, многое изменяется, значение истины, правды обесценено. Моральные ценности не являются исключением, в наше время можно купить преданность, дружбу, любовь, совесть. Можно манипулировать общественным мнением через средства массовой информации.

Однако на фоне этой безрадостной картины начинает формироваться новая мораль и новая этика. Основная цель современной морали – создание модели общества социальной справедливости, в котором созданы все условия для самореализации личности. Особенностью современной морали является то, что знания и умения человека сливаются с моральными качествами личности.

Современный нравственный человек должен обладать такими качествами, как скромность, гуманность, самообладание, ответственность, требовательность, как к себе, так и к окружающим, а также деловыми качествами. Такой человек может сформироваться только при соблюдении многих условий: экономических, политических, социальных, воспитательных и др.

1.2. Мораль, моральные нормы и принципы

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна, однако, следует отличать нормы морали от обычаев и традиций, исторически сложившихся в определенном человеческом обществе.

Каковы же основополагающие моральные номы?

Во-первых, благоразумие, которое предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.

Во-вторых, воздержание. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.

В-третьих, справедливость – признание ценности как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.

В четвертых, стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.

В-пятых, трудолюбие. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым.

В-шестых, смирение — умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству.

В-седьмых, вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали способствуют формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

Принцип талиона — то есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери.

Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей.

Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху.

Принцип справедливости гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы.

Принцип гуманизма — он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи.

Функции морали

Основные функции морали:

1) Регулятивная (мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления).

2) Ценностно-ориентационная (что мораль осмысливает действительность такой, какой она должна быть, то есть как идеальную модель должного).

3) Коммуникативная (настоящее нравственное значения любой поступок человека может приобрести только в межличностных отношениях, в контексте общения).

4) Мотивационная (мотивационная функция позволяет человеку оценивать и оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации)

5) Познавательная (благодаря морали индивид получает первые представления о нормах поведения, которые предъявляет ему общество, о добре и зле, чести и достоинстве)

6) Воспитательная (концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей).

Глава II.

В целях проведения исследования мною был составлен тест- опросник, который был предложен ученикам нашей школы. Респонденты условно были разделены на 2 группы: среднее звено (8-9 классы, 101 человек) и старшее звено (10-11 классы, 83 человека).

На вопрос о готовности приукрасить действительность ради личного интереса ученики среднего звена отвечали согласием чаще, чем ученики старшей школы.

Использование бранных слов не считают серьезным нарушением моральных норм примерное равное количество подростков (31% в средней школе и 28% — в старшей), причем этот показатель мало отличается как для юношей, так и для девушек.

Крайне небольшой процент опрошенных нами подростков готовы придти на помощь пожилому человеку.

Готов прибегнуть ко лжи ради личных интересов каждый третий подростков, значительный процент опрошенных считает ложь обыденным для себя явлением.

Отрадно, что дружба, посильная помощь другу остаются значимыми моральными ценностями для подростков. Более половины (59%) учеников среднего звена и 71% — старшего готовы выручить друга, оказавшегося в финансовом затруднении.

Ученики среднего звена не готовы помочь младшему, им проще привлечь к решению такой проблемы взрослых. А вот старшеклассники, особенно девушки, выразили готовность справиться самостоятельно.

Заключение

Проанализировав специальную литературу, мы выяснили следующее.

Моральные нормы, зародившись в первобытном обществе, на протяжении всей человеческой истории, выполняют важные функции, прежде всего регулирующую и воспитательную.

В результате моего исследования было выявлено, что из 101 обучающихся в среднем звене 15 % показали низкий уровень моральных ориентиров, 63 % — средний. Высокий уровень моральных притязаний показали 22 % опрошенных обучающихся среднего звена (8-9 классы, возраст – 14-16 лет).

В старшем звене были опрошены 83 обучающихся, где 12 % показали низкий уровень, 55 % показали средний уровень, 33% обучающихся старшего звена (10-11 классы, возраст 16-18 лет) показали высокий уровень моральных притязаний.

Опираясь на результаты исследования можно смело говорить о том, что с возрастом уровень моральный притязаний становится выше: сокращается число людей с низким уровнем моральных ориентиров (у старшего звена на 3 % меньше). Кроме того, также сокращается средний показатель: у старшего звена – на 8% меньше.

Уровень моральных притязаний растет к моменту обучения уже в старшей школе – на 11% больше, чем у среднего звена.

На наш взгляд, результаты исследования говорят о следующем. Для обучающихся среднего звена, чей социальный опыт невелик, моральные нормы зачастую не являются ценностью. Подростки еще не способны сделать сознательный нравственный выбор, видимо, полагая, что разовое нарушение норм морали не делает их безнравственными людьми. Кроме того, нарушение норм морали, в их представлении, не влечет серьезных санкций.

В старшей школе высокий уровень моральных представлений демонстрируют большее число опрошенных юношей и девушек. Полагаем, это связано с процессом взросления, успешной социализацией старшеклассников. Растущая самостоятельность, более активное участие в социальной жизни формирует у них представление об ответственности, возможных последствиях собственных поступков.

Однако вызывает тревогу тот факт, что для значительного числа современных подростков нормы морали не имеют ценности. Это значит, что молодые граждане нашей страны способны на обман, предательство, жестокость.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский сказал: «Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности». На мой взгляд, эти слова прекрасно отражают суть рассматриваемой нами проблемы. Каждый день ребенок должен видеть и переживать образцы достойного поведения свих родных, друзей, находить их в СМИ и прочитываемых книгах, слышать и обсуждать их в школе. Только тогда возможно сформировать достойного высоконравственного гражданина, способного к самоконтролю.

Список источников и литературы

1.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. — СПб.: Речь, 2004.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. — Минск: Харвест, 2001.

3. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. — № 4.

Приложение 1

Опросник

Если речь идет о моей выгоде, то я могу значительно приукрасить действительность:

а) нет, а для чего? (2 балла)

б) в зависимости от ситуации (1 балл)

в) конечно, не упущу возможности (0 баллов)

Я «ругаюсь как сапожник» всегда, везде и при любом удобном случае:

а) да, могу такое о себе сказать (0 баллов)

б) иногда, если рядом нет взрослых или младших детей (1 балл)

в) нет, у меня в семье такое не принято (2 балла)

Если я увижу старика/старушку, который испытывает моментные трудности (перейти дорогу, донести сумку), я:

а) обязательно помогу (2 балла)

б) продолжу заниматься своими делами (0 баллов)

в) буду смотреть по ситуации: может помогу, а, может, и нет (1 балл)

Ложь – мое второе имя.

а) могу, умею, практикую (0 баллов)

б) мама учит, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь (2 балла)

в) если ложь во спасение – то могу подумать (1 балл)

Я гулял на площадке около церкви. На земле лежало 500 рублей. Я:

а) отнесу в церковь, кому-то они будут нужнее (2 балла) б) я нашёл! Они мои! Я куплю себе чего-нибудь вкусненького (0 баллов) в) посмотрим по обстоятельствам (1 балл)

У меня есть некоторые сбережения. Мы с друзьями пошли в кафе. А у друга не проходит оплата по карте. Я:а) помогу товарищу, а потом буду с него эти деньги требовать (1 балл)б) каждый сам за себя (0 баллов)в) я предложу и, если друг согласится, мы найдём вместе решение его проблемы (2 балла)

Я стою на остановке, а рядом плачет ребёнок (младшая школа). Кажется, потерялся. Я:а) привлеку внимание взрослых, чего это они стоят? (1 балл)б) отойду подальше, оглохнуть можно (0 баллов)в) постараюсь успокоить ребёнка, выяснить, что случилось и по мере сил ему помочь (2 балла)

Учитель вышел из кабинета, а сетевой журнал так и просит исправить в нём оценки. Я:а) выйду в коридор, на перемене я должен отдыхать (2 балла)б) если мне ничего не угрожает и никто не увидит, то хотя бы 1 исправлю (1 балл)в) я — ниндзя, крадущийся во тьме. Все оценки исправить подвластно мне! (0 баллов)

Реагируя на мои хулиганские действия на уроке, учитель на меня сильно накричал. Я:а) пожалуюсь дома родителям, так с детьми нельзя (0 баллов)б) я сам (сама) спровоцировал, так мне и надо (2 балла)в) посмотрим, как грозно он (она) на меня ругаться будет (1 балл)

Ключ:

16-18 баллов – высокие моральные ориентиры – традиционно принятые и соблюдаемые в обществе (писаные и неписанные) нормы морали для ребенка, которые имеют большое значение в его жизни, поступках и в принятии им различных решений.

11 — 15 баллов – средние моральные ориентиры – ребенок находится на переходном этапе в своей жизни: он еще не принял нормы морали для внутреннего контроля своей деятельности. Регуляция осуществляется внешним агентом социализации.

0-10 баллов – низкие моральные устои –ребенок не считает моральные нормы ценностью, а потому не собирается их соблюдать, его высказывания и поступки чаще можно назвать аморальными, т.е. безнравственными.

Мораль. Нормы и функции морали.

Понятие морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Смотрите так же:

  • Конституционное государственное право зарубежных стран шпаргалка 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей […]
  • Стандартный вычет на третьего ребенка инвалида Стандартный налоговый вычет на детей в 2018 году Стандартный налоговый вычет на ребенка — это сумма заработка, с которой не будет удерживаться подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Эта льгота уменьшает налоговую базу и позволяет увеличить «чистый» […]
  • Консультации для родителей дефектолога в доу Должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ ___________ /___________________/ подпись Ф.И.О. протокол № ___ от «___»_____ 2018 г. заведующий МБДОУ № ________ ___________ /___________________/ подпись Ф.И.О. Приказ № ___ от «___»_____2018 г. […]
  • Статья за кражу мобильного телефона Кража телефона статья и наказание Уголовная ответственность за кражу Уголовное наказание за кражу Статья за воровство (158 УК РФ) определяет меру наказания за совершение простой кражи: Принудительные работы до 2 лет; Исправительные работы до […]
  • Переоформить дом в мелитополе Продажа домов в Мелитополе Предложения по продаже домов в Мелитополе c. Константиновка Зеленая , 80м² г. Мелитополь 80 1, к 12 соток р‑н. Новый мелитополь Аэродромная , 60м² г. Мелитополь 60 1, к 6 соток . Продается дом-дача на […]
Комментарии запрещены.
© 2019 | Сайт работает на WordPress | Тема: Nisarg