Административные правонарушения понятие содержание и состав

Административные правонарушения понятие содержание и состав

Состав административного правонарушения, понятие, признаки

На протяжении всего периода существования человеческого общества проблема совершения административных правонарушений была весьма актуальной. Таковой остается она и на сегодняшний день. Кроме того, эта проблема не утрачивает своей значимости при любой формации и строе. Дело в том, что правонарушения допускались во все времена. Существуют они и сегодня. В этой статье мы рассмотрим, что такое административное правонарушение. Понятие, признаки, состав и основные виды этого проступка тоже не обойдем стороной.

Определение термина

Административное правонарушение является юридическим и социальным антиподом нормального поведения человека в обществе. Согласно КоАП, этот термин означает действие или бездействие индивида, которое посягает на общественный или государственный порядок, свободы, собственность и права граждан. При этом за такие проступки законодательством предполагается несение административной ответственности.

Сущность данного правонарушения заключена в его опасности для общества. Это и является причиной безусловной ответственности за его совершение.

Административное правонарушение – это проступок, который посягает на установленный общественный порядок, причиняя ему определенный вред. Нежелательный результат действия или бездействия человека может проявляться по-разному. Это или реально нанесенный ущерб (безбилетный проезд или мелкое хищение), или создание определенных условий для его нанесения (нарушение противопожарных правил).

Признаки административных правонарушений

При совершении того или иного проступка, прежде всего, рассматривается степень его опасности для общества. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что не причиняют значительного вреда.

Для того чтобы отнести совершаемые проступки к той или иной категории, необходимо знание их основных признаков. Для административных проступков это:
— совершение действия или бездействия одним человеком или группой (сюда не включают умозаключения или желания индивида);
— посягательство на общественный или государственный порядок, свободу, собственность или право граждан, а также на устанавливаемый законом порядок управления;
— административная противоправность;
— деяния юридического, а также физического лица;
— наличие виновности;
— наказуемость.

Различия между административными правонарушениями и преступлениями

При совершении посягательств на какой-либо объект могут возникнуть различные по своей природе и содержанию правовые отношения. Зачастую они зависят от характера и интенсивности прилагаемых действий. Так, одни правонарушения определяются как мелкое хулиганство. Их выделяют в качестве административных проступков. При совершении злостного хулиганства в силу вступают нормы уголовного права. Эти же акты могут применяться и при мелких правонарушениях, совершенных повторно в течение года.

Именно поэтому, чтобы понять, к какому типу правонарушений относится то или иное деяние, необходимо уяснить его социальную сущность и последствия для общественной жизни. В законодательстве РФ существует ряд норм, указывающих на то, что виновный должен быть привлечен к уголовной ответственности при наличии отягчающих обстоятельств. В противном случае его ждет административная ответственность.

Состав правонарушения

Законодательством закреплены случаи, при которых возникает юридическая ответственность. Для ее появления должен присутствовать состав административного правонарушения. При этом он согласовывается с существующими в государстве конституционными принципами и рассматривается с точки зрения требований справедливости.

Состав административного правонарушения – это совокупность определенных признаков, установленных законом, при наличии которых рассматриваемый проступок относится к категории административных. При этом выделяют:

— объект правонарушения (это те общественные отношения, на нормальное течение которых посягнуло виновное лицо);
— объективную сторону, представляющую собой конкретные деяния;
— субъект (лицо) правонарушения;
— субъективную сторону или вину в форме неосторожности или умысла.

Отсутствие состава административного правонарушения имеет место в том случае, если при рассмотрении деяния невозможно определить все вышеперечисленные признаки проступка. Данное обстоятельство исключает производство по делу. Излагает состав административного правонарушения КоАП РФ. Его статьи в полной мере отражают все стороны противозаконных проступков.

Но даже в том случае, когда присутствуют все признаки состава административного правонарушения, вопрос о применении наказания может не рассматриваться. Это происходит по причине:

— недостижения физическим лицом того возраста, который предусмотрен в КоАП РФ;
— невменяемости того индивида, который совершил противоправный проступок.

Законодательно закреплено положение о том, что административную ответственность несут только те лица, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. Такое правило действует согласно КоАП (ст.2, ч.1).

В статье 2.8 данного документа указывается об исключении возможности административного наказания для физического лица, которое на момент своего проступка находилось в состоянии невменяемости. Другими словами, оно не могло осознавать противоправности собственных действий или бездействий. Причиной этого, как правило, становится болезненное состояние психики, слабоумие, а также временные или хронические психические расстройства.

Объект правонарушения

Это один из основных элементов, входящих в состав административного правонарушения. К нему относятся такие общественные отношения, которые регулируются и охраняются положениями административного права. При этом наказание за его несоблюдение предусматривается статьей 32 КоАП РФ.

Объекты как элементы состава административного правонарушения:
— отношения в обществе, находящиеся в сфере финансов и торговли;
— правила разрешительной системы государственного характера (допуск субъектов в сферу финансов и торговли);
— законный товарообмен при оказании услуг, продаже товаров и производстве работ;
— полное отражение выручки от реализации и правильное начисление налогов.

В задачу законодательной сферы, касающейся административных правонарушений, входят: охрана здоровья населения, защита общественных норм нравственности, а также забота о соблюдении надлежащего отношения к окружающей среде. На это указывается в Особенной части КоАПа. Именно поэтому данный Кодекс содержит различные нормы административной ответственности. Он предусматривает те или иные меры административного наказания за нарушение политических, трудовых и избирательных прав граждан, а также за деяния, наносящие вред здоровью людей. Так, существует ответственность лиц, находящихся при исполнении обязанностей, за нарушение требований по эксплуатации общественных и жилых помещений, санитарно-эпидемиологических норм и проч. Административное наказание предусмотрено за пропаганду психотропных и наркотических средств. О защите прав и здоровья граждан говорится в 8 главе КоАП.

Объектом состава административного правонарушения, согласно действующему законодательству, являются и все формы собственности. За повреждение, уничтожение или мелкое хищение принадлежащего юридическим или физическим лицам имущества предусматриваются наказания, оговоренные в 7 главе КоАП.

Задачи, связанные с охраной собственности, неотделимы от защиты экономических интересов граждан и хозяйствующих объектов. Именно поэтому в КоАП внесены нормы, касающиеся наказания за не соблюдение правил безопасности на дороге, охраны электросетей и т. д.

Юридический состав административного правонарушения в части такого его элемента, как объект, включает в себя охрану общественного порядка и безопасности. Особенной частью КоАП предусматривается ответственность за мелкое хулиганство, то есть за те действия, которые являются выражением неуважения к обществу. Здесь же можно найти статью о наказании за несоблюдение правил хранения, а также ношение патронов и оружия.

В состав административного правонарушения входит общий объект, представляющий собой общественные отношения. Данные взаимосвязи возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, находятся в сфере трудового и таможенного, финансового и земельного, а также других отраслей права.
Понятие и состав административного правонарушения включают в себя и родовой объект. В его качестве выступают свободы и права граждан, собственность, личность, порядок управления, общественная безопасность, отношения в экономической сфере.

У каждого конкретного проступка имеется и видовой (непосредственный) объект посягательств. Им может быть достоинство и честь гражданина, общественная нравственность и т. д.

При рассмотрении объекта состава правонарушения важно выявлять ту конкретную норму права, стандарт, правило или законное требование, которые нарушило виновное лицо.

Объективная сторона правонарушений

Данный элемент состава административных проступков представляет собой законодательно закрепленную систему признаков, отражающих его внешние проявления. Важнейшим из них является тот, который определяет совершенное действие, а также бездействие. Это может быть торговля или хищение, уклонение или хранение и т. д.

Так, действие является активным невыполнением законодательных норм и правил, а также нарушением введенных запретов. Примером может служить несоблюдение правил охоты. Бездействие же представляет собой пассивное по своему характеру неисполнение обязанностей. Сюда можно включить игнорирование правил пожарной безопасности.

Объективная сторона рассматриваемых проступков обладает своими признаками. Причем их формирование осуществляется вокруг основы проступка – деяния. В перечне признаков объективной стороны, которая входит в состав административного правонарушения РФ, находится:

— место (железнодорожный путь, пограничная зона);
— время (сезон для охоты, рыболовства);
— способ (подделка документов, бланков, печатей) и т. д.

Объективная сторона рассматриваемых проступков имеет важную составляющую в виде лиц, не выполняющих:

— законные требования сотрудника полиции;
— распоряжения судебного пристава или судей;
— требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.

Субъект правонарушения

В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:

— экологических норм;
— земельного законодательства;
— таможенного права;
— требований в сфере производства стройматериалов и строительства;
— налогового законодательства;
— пожарной безопасности;
— антимонопольного законодательства;
— природоохранных и санитарных правил;
— валютного законодательства и проч.

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Некоторые законодательные ограничения существуют для граждан, находящихся на военных сборах, для военнослужащих, беременных женщин, а также для матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

Субъект состава административного правонарушения всегда несет административную ответственность за свои деяния. Однако и в этом вопросе имеются некоторые исключения. Так, для военнослужащих, как и для гражданских лиц, имеет одинаковое административное правонарушение понятие, признаки, состав, а также меры наказания. Однако того, кто проходит срочную службу, за ряд проступков могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Об этом сказано в статье под номером 2.5 КоАП.

Однако не все граждане нашей страны являются субъектами в составе административной ответственности. Согласно общему правилу, такому наказанию не подлежат лица младше 16 лет. При этом в составе административного проступка такой признак, как его субъект, будет отсутствовать. Этот же случай наступит и тогда, когда физическое лицо во время совершения незаконных действий будет находиться в невменяемом состоянии.

Субъективная сторона

Данный признак состава административных правонарушений представляет собой психическое отношение субъекта, совершившего проступок, к последствию своего действия либо бездействия. При этом оно может быть выражено в форме неосторожности или умысла. Исходя из этого, в каких случаях имеется полный состав административного правонарушения? Статья 2.2 КоАп указывает на то, что обязательно должно быть наличие лица, совершившего противоправное бездействие или действие, выраженное в форме неосторожности или умысла. При этом должны присутствовать и другие признаки состава правонарушения.

Полная характеристика состава административного правонарушения невозможна без рассмотрения такого понятия, как вина. Она выражается в психологическом отношении человека к содеянному, а также к возможным негативным последствиям проступка.

Вина – это элемент, входящий в юридический состав административного правонарушения. Однако ее присутствия явно недостаточно для того, чтобы совершившее проступок лицо было привлечено к ответственности. Это происходит в связи с тем, что субъект состава административного правонарушения должен иметь соответствующий возраст и быть дееспособным. Например, виновность деяния будет отсутствовать в том случае, если правила дорожного движения нарушил несовершеннолетний или недееспособный гражданин.

Субъективная сторона является немаловажным признаком в составе преступления. Она указывает не только на вину нарушителя законности, но и на цель, а также на мотив его деяния.

КоАП предусматривает также случаи, когда дело об административном нарушении должно быть прекращено. Это становится возможным при отсутствии вины гражданина.
Несколько иначе субъективная сторона определяется для юридических лиц. В ст. 2.1 КоАП указывается на то, что предприятия и организации считаются виновными в совершении противоправного деяния, если они могли не нарушать нормы и правила, но не приняли меры к соблюдению действующих законодательных актов. При этом к ответственности может быть привлечено не только само юридическое лицо, но и его директор, а также ряд иных работников. Для этого на каждого виновного должен быть оформлен отдельный протокол.

В том случае, когда вина хозяйствующего субъекта не доказана, никаких мер ответственности к нему применяться не может. В чем же она выражается? В отличие от физического лица, деяние организации не может рассматриваться через призму неосторожности или умысла. Бессмысленно искать в этом случае волевые и интеллектуальные моменты совершенных деяний. Юридическое право двояко трактует понятие вины юрлица, рассматривая при этом субъективные и объективные стороны.
Первая из них выражается в том, как рассматривается организацией противоправное деяние. При этом изучается отношение работников и представителей юридического лица к нарушению законодательных норм.

При определении состава административного проступка рассматривается и объективная вина организации. Она находится в зависимости от совершенного деяния и обусловлена объективной стороной, входящей в состав правонарушений. Выбор того или иного подхода, как правило, зависит от специфики несоблюдений законодательства.

Группировка составов административных проступков

Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:
— материальные и формальные;
— простые и квалифицированные;
— однозначные и альтернативные.

Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.

Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.

Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.

Меры наказания

Полный перечень санкций, применяемый к виновным лицам, приведен в статье 3.2 КоАП. Данный список жестко регламентирован и не подлежит расширенному толкованию. Так, виновному лицу может быть назначено:

— предупреждение (официальное порицание);
— денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;
— изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;
— лишение прав (определяется только судом);
— наложение административного ареста;
— выдворение за пределы страны;
— дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

Состав правонарушения

Состав правонарушения — это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.

Структура состава правонарушения:

Объективная сторона правонарушения;

Субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.

Структура общественного отношения : а) субъекты отношения; б) объект (предмет) отношения; в) социальная связь между субъектами отношения по поводу объекта отношения.

При характеристике объекта правонарушения, в современной юридической литературе нередко используется термин «ценность» (или — «благо»), т.е. объект — это определенная ценность (жизнь, здоровье, имущество и т. д.), которой правонарушением причиняется в той или иной мере (степени) вред.

Объективная сторона правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения.

Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.

Обязательный признак объективной стороны, так называемых формальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного, вредного).

Факультативные признаки объективной стороны правонарушений, то есть признаки присущие не всем составам правонарушений (признаки, которые могут дополнять признаки обязательные): место, время, обстановка, способ, орудие совершения деяния.

Субъект правонарушения — это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение. Деликтоспособность — это предусмотренная нормами права способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность физического лица связывается с понятиями: «возраст», «вменяемость». В уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают. В гражданском праве субъектом имущественной ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим пятнадцати лет, могут быть, например, его родители.

Субъективная сторона правонарушения — это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние.

Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).

Вина юридического лица — это виновное совершение противоправных действий их работниками, исполняющими возложенные на них по закону или договору обязанности (служебные, трудовые).

Факультативные признаки субъективной стороны, то есть признаки присущие не всем составам правонарушений: мотив, цель, эмоциональное состояние.

Формы вины: умысел, неосторожность.

Виды умысла: прямой, косвенный.

При прямом умысле лицо:

Сознает общественно опасный или вредный характер своего деяния;

Предвидит наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния;

Желает наступления общественно опасных или вредных последствий своего деяния.

При косвенном умысле лицо:

Сознает общественно опасный или вредный характер своего деяния;

Предвидит наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния;

Сознательно допускает наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния.

Виды неосторожности: самонадеянность (легкомыслие), небрежность.

Например, в уголовном праве при преступной самонадеянности лицо: а) предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния; б) и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, а при преступной небрежности лицо: а) не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния; б) хотя должно было их предвидеть и могло их предвидеть.

В гражданском праве понятие «неосторожность» (простая, грубая) отличается от понятия «неосторожность» в уголовном праве. Кроме того, гражданское право предусматривает возможность юридической ответственности и без вины ( по договору, по закону — ст. 450 ГК Украины).

((((((((((Правонарушение является основным видом неправомерного поведения (другой вид которого — объективно противоправное деяние) и, соответственно, оно является разновидностью правового (то есть юридически значимого) поведения, поскольку относительно последнего неправомерное поведение (наряду с правомерным) выступает как его вид.

Правонарушению присущи следующие признаки:

1) правонарушение — это всегда деяние и только деяние, то есть действие, бездействие или вербальное (словесное) поведение. Не могут быть правонарушением мысли, убеждения, намерения, если они не нашли своего выражения вовне. Человек не существует для закона помимо своего поведения. На это обращал внимание еще Гегель;

2) правонарушение — это деяние, которое опасно для общества, наносит ему вред. Здесь нужно отметить, что право практически невозможно нарушить, не посягая на конкретные общественные отношения. Правонарушение (вопреки буквальному толкованию этого термина) самим нормам закона урона и ущерба не причиняет. Оно вредно или опасно только для конкретных прав и охраняемых законом интересов в индивидуальных общественных отношениях. При нарушениях права страдают определенные люди, их объединения, организации, правовые же нормы продолжают действовать и считаются обязательными;

3) правонарушение — это деяние противоправное, то есть такое деяние, совершение которого правом запрещено в той или иной форме (прямой запрет, возложение юридической обязанности совершить позитивное действие, установление наказуемости деяния и др.). Противоправность есть отражение в праве общественной вредности деяния;

4) правонарушение — это всегда деяние виновное: без вины нет правонарушения. Вина — это особое психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям. (Подробнее о вине см. вопрос об основаниях юридической ответственности.)

Итак, правонарушение — это общественно опасное противоправное виновное деяние.

Правонарушения принято делить по степени общественной опасности на преступления (уголовные правонарушения) и проступки. Проступки, в свою очередь, делят на административные, гражданские (гражданско-правовые нарушения) и дисциплинарные. Можно выделить также группу процессуальных правонарушений (нарушений норм процессуального права).

Административные правонарушения можно поделить на два вида:

а) неисполнение позитивных юридических обязанностей, вытекающих из норм административного права;

б) нарушение административно-правовых запретов, установленных Кодексом об административных правонарушениях.

Различие их в том, что первые являются «чисто» административными правонарушениями, а вторые по своей природе аналогичны уголовным правонарушениям и отличаются от них лишь меньшей степенью общественной опасности.

Дисциплинарные проступки представляют собой нарушения юридических обязанностей, связывающих правонарушителя трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплиной.

Гражданское правонарушение (деликт) в литературе определяется как «причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав» (проф. О.Э. Лейст). Здесь, на наш взгляд, следует подчеркнуть виновность неправомерного поведения правонарушителя.

Преступления — наиболее опасные для общества правонарушения. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 14) дает следующее определение преступления: «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Понятие и значение состава преступления

1. Состав преступления — это совокупность установленных в криминальном законе юридических признаков (объективных и субъективных), что определяют содеянное общественно опасное действие как преступное. Из этого определения вытекает, что признание того или другого общественное опасного действия преступлением является исключительным правом законодателя, т.е. Верховной Рады Украины. Именно здесь получает свою реализацию принцип:

«Нет преступления без указания на то в криминальном законе». С другой стороны, в действующем законодательстве содержится исчерпывающий перечень тех общественно опасных действий, которые в данный момент определены как преступные. Итак, для того, чтобы любое общественное опасное действие, которые встречается в реальной жизни, получило статус преступления, необходимо, чтобы действие данного вида были определены законодателем как преступные. Только за такие общественное опасные действия человек может быть привлечен к уголовной ответственности и ей может быть предназначенное криминальное наказание. Отступление от этого требования может привести на практике к нарушениям законности и ограничение прав граждан. 2. Только законодатель в нормах закона с помощью закрепления соответствующих объективных и субъективных признаков определяет, которые из содеянных общественно опасных действий є преступлениями. Причем законодатель не в возможности (и в этом и нет необходимости) выделить и нормативный закрепить всю совокупность признаков конкретного преступления. Любое конкретное преступление (убийство, кража, хулиганство) имеют множество признаков. Немало из них вообще не имеют непосредственного отношения к решению вопроса о преступности и наказуемость действия. Поэтому законодатель выделяет из всей совокупности признаков, которые характеризуют тот или другое преступление, наиболее важные, значащие и самые типичные, что одинаково присущие всем преступлениям данного вида.

Итак, объем признаков, которые характеризуют конкретно содеянное преступление, значительно шире за объем тех юридическое значащих признаков, которые определяют общественное опасные действия определенного вида как преступные. В тот же время состав преступления выступает и как более широкое понятие, так как он содержит характеристику не одного конкретного преступления, а всех преступлений данного вида. Поэтому при установлении признаков состава в конкретно содеянном преступлении нужно идти не путем их отождествления, а через их выявление в содеянном действии и сопоставление с признаками (элементами) видового понятия состава преступления, закрепленного в криминальном законе.

Формулируя признака конкретного состава преступления, законодатель всегда выходит из тех закрепленных в нормах Общей части УК признаков преступления, которые имеют общий характер и входят в состав любого преступления. Например, при этом всегда учитываются закрепленные в статьях 18, 19 и 22 требования к субъекту преступления (физическое, осуждающее лицо, которое достигло определенного в законе возраста). Поэтому уже при конструировании конкретных уголовно-правовых норм нет необходимости каждого раза указывать на требования к общей характеристике субъекта преступления. Так же, как нет необходимости в каждой статье УК раскрывать содержание умысла и неосторожности, поскольку содержание этих понятий закрепленный в статьях 24 и 25 УК.

Чаще всего в конкретной уголовно-правовой норме наиболее полно законодателем закрепляются признака объективной стороны. Это вызвано тем, что они в большинстве случаев индивидуальные и присущие только этим преступлениям.

Следует иметь в виду и то, что в уголовно-правовой норме закрепляются указанные признаки с учетом действий исполнителя в законченном преступлении. Отображать же в конкретной норме особенности этих преступлений с учетом стадий совершения преступления и разной роли в нем всех соучастников нет необходимости, ведь эти особенности, в свою очередь, имеют общий, типичный для всех преступлений характер и потому закреплены в Общей части УК в статьях 13-16, 26-28.

Таким образом, в нормах Общей части содержатся лишь те объективный и субъективный признаки состава, что присущие всем преступлениям или многим из них. Именно эти признаки в объединении с признаками, описанными в конкретных нормах Особой части, и образовывают состав конкретного содеянного преступления.

3. Важно указать и то, что состав преступления — это реально существующая система признаков, а не плод человеческой фантазии или просто выдумка. А если это объективная реальность, то ее можно познать и использовать в практической деятельности.

Конечно, когда мы говорим, что все признаки любого состава включены в того или другой криминальный закон, то при этом учитывается, что эти признаки извне не всегда очевидные, так как они определенной мерой формализованные и в самом тексте закона могут отмечаться как непосредственно, так и через систему юридических понятий и категорий.

Так, в ст. 185 УК довольно подробно закрепленные признаки состава кражи, как тайного похищения чужого имущества. Здесь указанный предмет посягательства (чужое имущество), описанный характер действия (тайное похищение), но в тот же время ничего не говорится о субъекте преступления, форму вины и другие признаки этого состава. Все эти признаки имеют общий характер и потому закрепленные в нормах Общей части, к которым и нужно обращаться. Например, с содержания статей 18, 19 и 22 вытекает, что субъектом кражи может быть лишь осуждающее лицо, которого к совершению преступления исполнилось четырнадцать лет. Сравнительный же анализ статей 24 и 185 показывает, что кража как действие, сознательное и направленное на получение наживы, может быть содеянная лишь с прямым умыслом. Признавая местоположение ст. 185 в системе Особой части (глава VI «Преступления против собственности»), следует сделать вывод, который объектом кражи есть отношения собственности.

4. Состав преступления необходимо отмежевывать от самого преступления, так как они не совпадают, а лишь соотносятся как явление (конкретное преступление) и юридическое понятие о нем (состав конкретного вида преступления). Преступление — это конкретное общественное опасное действие (например, кража, содеянная И. 17 января 2001 г., из магазина села К.), содеянное в определенной обстановке, в определенное время и в определенном месте, которое отличается множеством особенностей от всех других преступлений данного вида (например, кража, содеянная впервые, посредством обмана, была смещена охрана, запоры уничтожены и т.п.). Поэтому это преступление отличается множеством присущий ему индивидуальных признаков от всех других краж.

Состав же преступления представляет собой юридическое понятие о преступлениях определенного вида (состав кражи, убийства, изнасилование, грабежа и т.д.), в котором объединенные наиболее важные, наиболее типичные и универсальные их признаки. Поэтому, например, кражи, содеянные разными лицами, всегда отличаются той или другой мерой одна от одной своими особенностями, но составы содеянных ими преступлений тождественные, одинаковые. Исходя из этого, можно сделать вывод, что объем признаков преступления и состава преступления разный. С одной стороны, объем признаков преступления есть более широким за объем признаков состава, так как последний содержит в себе лишь наиболее общие, типизированные, т.е. присущий всем преступлениям данного вида, признака. С другой стороны, состав преступления есть более широким за каждое конкретное преступление, так как он содержит в себе признака не одного конкретного преступления, а признака всех преступлений данного вида.

5. Рядом с составом конкретного преступления в теории криминального права выделяют общее понятие состава преступления. Учение об общем понятии состава преступления Основывается на теоретическом обобщении типизированных признаков, присущий всей совокупности составов конкретных преступлений. Итак, это не законодательное, а теоретическое понятие. В нем обобщенные признаки, которые характеризуют объективные и субъективные признаки всех составов преступлений, предусмотренных действующим криминальным законодательством.

Разным есть практическое назначение общего и конкретного составов преступлений. Общее понятие состава преступления, как научная абстракция, является средством познания конкретных составов, содержит рекомендации из их конструирование, разрешает осуществлять их научную классификацию. Конкретный же состав преступления содержит все описанные в законе признака определенного вида преступлений. Поэтому установление этих признаков в общественное опасных действиях лица свидетельствует о том, что ею содеянное преступление.

6. Изложенное разрешает сделать такие важные выводы:

1) состав преступления представляет собой определенную совокупность объективных и субъективных признаков, которые определяют конкретное общественное опасное действие как преступное;

2) только в криминальном законе устанавливается совокупность указанных признаков;

3) перечень составов преступлений, предусмотренных законом, есть исчерпывающим;

4) только в составе преступления определяется характер и объем ответственности за содеянное преступление.

7. В науке криминального права учения о составе занимает особое место. Это объясняется как его значимостью для решения вопросов о преступности или не преступность действия, правильной квалификации содеянного и точного применения закона, так и тем, что в рамках самого учения о составе изучаются и развиваются все основные институты криминального права.

Согласно ч. 1 ст. 2 УК «основанием уголовной ответственности есть совершения лицом общественное опасного действия, которое содержит состав преступления, предусмотренное этим Кодексом». В этой норме определяется важнейшее значение состава преступления для законности и обоснованности уголовной ответственности: только совокупность всех предусмотренных законом признаков состава (и никакие другие обстоятельства) может быть основанием уголовной ответственности. Таким образом, состав преступления є единым и достаточным основанием уголовной ответственности: установление его признаков в конкретному общественно опасном действии лица означает, что есть все необходимое для уголовной ответственности.

Тем самым состав преступления определяет и границы расследования, так как основной задачам следствия именно и есть установления объективных и субъективных признаков состава преступления.

Важное значение состава преступления оказывается и в том, что он разрешает провести, во-первых, четкое размежевание между преступлением и виной, т.е. непреступным общественное опасным действием; во-вторых, отмежевать один преступление от любого другого (например, кражу от грабежа, злоупотребление властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий).

В законодательной практике с помощью состава осуществляется криминализация (декриминализация) общественное опасных действий. Тому склад преступления, как и учение о нем, образовывает тот инструмент, с помощью которого законодатель и осуществляет криминальную политику в области криминализации действий.

Административное правонарушение: понятие и состав

Понятие административного правонарушения. Нормы, посвященные административным правонарушениям и ответственности, являются особой подотраслью административного права. В дореволюционной науке они объединялись с уголовным правом, хотя еще в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. выделялись преступления и проступки, и, соответственно, наказания уголовные и исправительные; однако надо признать, что действительно между преступлениями и административными правонарушениями и сегодня нет принципиальной разницы и законодатели обсуждают возможность декриминализации, перевода части преступлений в разряд административных; по нашему мнению, к административным следовало бы относить только публичные правонарушения, право производства по которым имеют административные органы власти, а не суды. Тем не менее, формально-юридически в настоящее время к федеральным административным правонарушениям относятся те, что определены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее сокращенно – КоАП). В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1.1 КоАП субъекты РФ вправе устанавливать и дополнительные административные правонарушения на своей территории. В Алтайском крае это было сделано путем принятия Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В определении отсутствуют слова об общественной опасности данного правонарушения, таким образом, в отличие от такой разновидности правонарушений как преступление, оно носит менее опасный характер и обычно разграничивается размером вредных последствий (например, «мелкое хищение», при стоимости похищенного не превышающей 1 тыс. руб., – административное правонарушение, а «кража» имущества стоимостью свыше этой суммы или при наличии отягчающих обстоятельств – преступление) или их отсутствием (так, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов и определения результатов выборов – административное правонарушение, а неправильный подсчет голосов – преступление). В отличие же от гражданско-правовых и дисциплинарных (трудовых) правонарушений административное посягает на права в публичной, властной сфере правоотношений.

Примерами федеральных административных правонарушений являются деяния, согласно главе 17 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти»: невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ст. 17.1); непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4); невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7); нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 17.14) и др. На территории Алтайского края административными правонарушениями, согласно вышеназванному Закону, в частности, являются: оскорбление общественной нравственности (ст. 29); сжигание сорняков и остатков растительности на полях и вдоль дорог в весенне-осенний период (ст. 40-1); безбилетный проезд в городском общественном транспорте (ст. 46); сбыт или приобретение самодельных спиртных напитков (ст. 49); нарушение тишины и покоя граждан (ст. 61).

Состав административного правонарушения. Состав административного правонарушения – это элементы правонарушения, определение признаков которых необходимо и достаточно для привлечения к административной ответственности. Данное определение термина «состав административного правонарушения», упоминаемого в ч. 2 ст. 4.4 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, отсутствует в законодательстве; тем не менее оно имеет важное теоретическое и практическое значение для систематизации правовых норм и оценки противоправных деяний. Чаще всего состав правонарушения структурируется на четыре части: субъект, объективная сторона, субъективная сторона и объект правонарушения; хотя, строго говоря, правонарушение охватывает лишь само деяние с объективной и субъективной сторон, но для удобства правоприменительной практики в него включают также субъект и объект. Признаки элементов состава правонарушения подразделяются на обязательные для всех правонарушений и факультативные – обязательные лишь для отдельных правонарушений, примеры чего будут приведены ниже.

Субъект административного правонарушения – лицо, совершившее противоправное деяние, запрещенное административным правом. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица (см. понятие правонарушения). Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и наоборот. Способность совершить правонарушение именуется деликтоспособностью и наступает для физических лиц с 16 лет. К субъектам кроме граждан РФ и российских юридических лиц относятся и иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории РФ, а по отдельным правонарушениям и на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ. В отдельных правонарушениях предусматривается специальный субъект, то есть отвечающий факультативным признакам. Речь о субъектах, являющихся должностными лицами, в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Следует учесть, что, в отличие от служебного законодательства, в примечании к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; в отдельных случаях это и выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и другие работники иных организаций, индивидуальные предприниматели, а также члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком или уполномоченным органом. Согласно ст. 2.5, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут за административные правонарушения дисциплинарную ответственность, за исключением ряда правонарушений за которые они несут административную ответственность на общих основаниях (например, за экологические и таможенные нарушения). Такой факультативный признак субъекта, как совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной и женщиной, имеющей малолетнего ребенка, является смягчающим обстоятельством (ст. 4.2), вовлечение в потребление несовершеннолетним пива и спиртных напитков его родителями и иными законными представителями или невыполнения предписания субъектом естественной монополии – отягчающим (ч. 3 ст. 6.10, ч. 3 ст. 19.5).

Лишь в виде исключения допускается привлечение к административной ответственности не субъекта правонарушения. Так, за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств, если только не докажет, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ст. 2.6.1 КоАП). Другое допущение – при реорганизации юридических лиц ответственность несут их организации-правопреемники (ст. 2.10 КоАП).

Объективная сторона административного правонарушения – это противоправное деяние, рассматриваемое с его внешней стороны (событие правонарушения). Деяние может быть совершено в форме действия или бездействия, состоящего в несовершении должного действия. В форме бездействия совершаются такие административные правонарушения, как непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, нарушение сроков представления налоговой декларации, неисполнение приказа и т.п. (действия, совершаемые в период бездействия, обычно не имеют юридического значения). Есть правонарушения, которые могут совершаться как в форме действия, так и бездействия (нарушение различных прав, правил пожарной и иной безопасности и т.п.).

Факультативными признаками деяния могут быть: место совершения (в пограничной зоне, лесу, защитных лесах, на особо охраняемых природных территориях, на опасных производственных объектах, в общественных местах); время (в период карантина, нарушение сроков не более чем на один рабочий день, повторное совершение деяния в течение года); способ (тайно, группой лиц); орудие (с применением техники); вредные последствия, причинно связанные с деянием, которые могут заключаться в материальном ущербе (уничтожение вещей) либо во вреде нематериальным благам (например, при нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), и другие обстоятельства дела (например, совершение при чрезвычайных обстоятельствах или при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств).

Субъективная сторона административного правонарушения – это противоправное деяние, рассматриваемое с его внутренней психической стороны. Обязательным ее элементом является вина – психическое отношение субъекта к содеянному в форме умысла или неосторожности; вина характеризует степень принадлежности деяния субъекту, в зависимости от этого будет разниться наказание, а ее отсутствие вообще говорит об отсутствии правонарушения: так, невменяемые лица по определению не виновны. Конституция РФ (ст. 49) устанавливает презумпцию невиновности только для обвиняемых в совершении преступлений; в ст. 1.5 КоАП презумпция невиновности распространяется и на административные правонарушения: лицо не обязано доказывать свою невиновность за исключением случаев фиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме техническими средствами.

Согласно ст. 2.2 КоАП, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично; и признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Административное право фактически содержит, но не использует разграничение умысла на прямой и косвенный, а неосторожности – на легкомыслие и небрежность, т.к. это не влияет на квалификацию и меру административной ответственности. Существуют также правонарушения с двойной виной: например, при умышленном нарушении правил дорожного движения может быть причинение вреда здоровью человека по неосторожности. Отдельные деяния вообще, если совершены по неосторожности, перестают быть правонарушениями (например, невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; порча удостоверения личности гражданина (паспорта); уничтожение или повреждение чужого имущества при незначительном ущербе; заведомо ложное показание свидетеля). Юридическое лицо, согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП, признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Факультативным признаком субъективной стороны может быть психическое состояние лица (аффект, опьянение), служащее, в первом случае, смягчающим, во втором – отягчающим обстоятельством, иногда – мотив (отсутствие личной заинтересованности) и цель (повлиять на решения должностного лица, получить доходы, без цели сбыта).

Объект административного правонарушения – это право того или иного лица, на которое посягает правонарушение (определение объекта правонарушения до сих пор довольно сильно разнится в литературе, а в законодательстве оно содержится лишь косвенно, есть мнения, что это правовые нормы, общественные отношения, правопорядок, материальные и нематериальные блага). Следовательно, в правонарушении «Нарушение прав члена избирательной комиссии…» объектом является право лица на осуществление наблюдения, а при недекларировании товаров на таможенной границе объект – не порядок перемещения грузов, но права государства в лице таможенного органа. Факультативным элементом объекта правонарушения будет предмет правонарушения, например, похищенная вещь, незаконно добытое животное или редкое животное, поврежденные электрические сети напряжением до или свыше 1000 вольт.

Смотрите так же:

  • Тверь страховка авто Страховая компания «АльфаСтрахование» в Твери 170100, Тверская обл., г. Тверь, Смоленский переулок, 15/33 Адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Смоленский переулок, 15/33 Телефон: +7 4822 34-76-40Страхование физ. лиц:+7 4822 35-32-60Страхование […]
  • Ст 167 и 330 ук рф Ст. 330 УК РФ: состав преступления и наказание Самоуправство (ст. 330 УК РФ) считается на сегодняшний день одним из наиболее распространенных способов криминального решения имущественного спора. В качестве субъектов деяния выступают, как правило, […]
  • Пени при просрочке платежа по договору аренды Как рассчитать и произвести взыскание законной неустойки или пени по договору подряда? Каковы особенности действия для авансового платежа? Заказчик обязан выплатить подрядчику определенную в договоре цену работ после окончательной передачи их […]
  • Лишение прав когда можно забрать права Как составить и куда подавать заявление на сдачу прав после их лишения, образец документа С 2016 года были внесены изменения в Постановлении Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191, касающиеся процедуры возврата водительского удостоверения. […]
  • В приказе об увольнении в связи со смертью Увольнение работника в связи со смертью Иногда нестандартная жизненная ситуация ставит неопытного работника отдела кадров предприятия в тупик и заставляет искать информацию о том, как правильно оформить увольнение умершего […]
Комментарии запрещены.