Бесплатная юридическая помощь доклад

Бесплатная юридическая помощь доклад

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области

Бесплатная юридическая помощь

Бесплатная юридическая помощь

Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области

Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области

Конституция Российской Федерации в соответствии с ч. 1 статьи 48 каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

С 15 января 2012 года в России вступил в силу Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», целью которого является создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно, формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства.

В Свердловской области во исполнение Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» принят Закон Свердловской области от 05 октября 2012 года № 79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области».

В соответствии с Федеральным Законом 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» оказание бесплатной юридической помощи осуществляют участники государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

— федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения

— исполнительные органы государственной власти Свердловской области и подведомственные им учреждения

— органы управления государственных внебюджетных фондов

— государственное юридическое бюро

— негосударственные центры бесплатной юридической помощи

Виды бесплатной юридической помощи

1) правовое консультирование в устной и письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Бесплатная юридическая помощь доклад

АДВОКАТ

Волков Виталий Викторович

Адвокатское образование: Адвокатский кабинет

Адрес: 347250 г. Константиновск, ул.25 Октября, д.43

График приема граждан:

понедельник 09:00 — 18:00

вторник 12:00 — 18:00

среда 09:00 — 18:00

четверг 12:00 — 18:00

пятница 09:00 — 18:00

по предварительному звонку

Контактный телефон: 8-928-137-15-39

Адрес электронной почты: volkoff.advokat@yandex.ru

АДВОКАТ

Тарасов Вячеслав Александрович

Адвокатское образование: филиал № 2 Октябрьского района г. Ростова-на-Дону Ростовской областной коллегии адвокатов им Д.П. Баранова

Адрес: 347250 г. Константиновск, ул.25 Октября, д.43

График приема граждан:

понедельник 09:00 — 18:00

вторник 09:00 — 11:00

среда 09:00 — 18:00

четверг 09:00 — 11:00

пятница 09:00 — 18:00

по предварительному звонку

Контактный телефон: 8-919-883-86-30

Адрес электронной почты: advokattarasow@yandex.ru

С 15 марта 2013 года вступил в силу Областной закон от 24.12.2012 № 1017-ЗС «Об оказании бесплатной юридической помощи в Ростовской области».

1. Право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного в Ростовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

2(1)) инвалиды III группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

3(1)) ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств;

3(2)) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

3(3)) ветераны труда, ветераны труда Ростовской области;

3(4)) лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России», а также постоянно проживающие на территории Российской Федерации граждане Российской Федерации, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор СССР»;

3(5)) реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

3(6)) лица, являющиеся членами многодетных семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, а продолжающих обучение — до 23 лет;

3(7)) одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 18 лет, а продолжающего обучение — до 23 лет;

3(8)) лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение двух месяцев со дня освобождения, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам трудоустройства;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иные категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4(1)) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4(2)) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8(1)) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральными и областными законами.

1(1). Граждане, указанные в пунктах 2(1), 3(1) — 3(8) части 1 настоящей статьи, имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если среднедушевой доход их семей (для одиноко проживающих граждан — доход) ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Ростовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается бесплатная юридическая помощь в соответствии со статьей 8 настоящего Областного закона.

К адвокатам, являющимся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, можно обратиться в случаях, установленных статьей 7 Областного закона от 24.12.2012 № 1017-ЗС «Об оказании бесплатной юридической помощи в Ростовской области»:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признания права на жилое помещение, предоставления жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжения и прекращения договора социального найма жилого помещения, выселения из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжения и прекращения договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселения из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10(1)) установления усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключения договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10(2)) защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

16) нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, причинения вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи;

17) обжалования решений и действий органов государственной власти и их должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации, спора о гражданстве;

18) восстановления имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещения ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается адвокатами гражданам, обратившимся за такой помощью:

1) по вопросу, имеющему правовой характер;

2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

3) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

3. Адвокаты представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Областного закона, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжении и прекращении договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселении из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) о предоставлении мер социальной поддержки;

е) о назначении, перерасчете и взыскании страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

ж) об установлении инвалидности, определении степени утраты профессиональной трудоспособности;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

6) инвалидами — по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

7) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, — по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

4. Адвокаты оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

5. Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:

1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

6. Если адвокат принимает решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение в случаях, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

7. Бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.

8. На действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи может быть подана жалоба, которая рассматривается в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Оплата труда адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, а также компенсация их расходов осуществляется за счет средств областного бюджета.

Также за получением бесплатной юридической помощи можно обратиться в органы исполнительной власти Ростовской области. Их перечень и компетенция установлены постановлением Правительства Ростовской области от 30.01.2013 № 37 «О мерах по реализации на территории Ростовской области Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ».

Нормативные правовые акты:

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

— Областной закон от 24.12.2012 № 1017-ЗС «Об оказании бесплатной юридической помощи в Ростовской области»

— Постановление Правительства Ростовской области от 30.01.2013 № 37 «О мерах по реализации на территории Ростовской области Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ»

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Понятие бесплатной юридической помощи и органы, ее оказывающие

В данном разделе я хотела бы рассмотреть такие вопросы, как понятие и определение бесплатной юридической помощи; цели создания Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; основные принципы оказания этой помощи; органы, ее оказывающие и порядок оказания.

Прежде всего, необходимо дать определение такому понятию, как «бесплатная юридическая помощь». Четко такое определение нигде не сформулировано, но его можно косвенно вывести из ст. 1 и ст. 6 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Бесплатная юридическая помощь — это особый вид правовой помощи, оказываемой уполномоченными на то лицами бесплатно, в таких формах как правовое консультирование (в устной и письменной форме), составление документов правового характера, представление интересов того или иного гражданина в судах и различных государственных и муниципальных органах, и в некоторых иных, не запрещенных законом формах; данная помощь оказывается лишь определенному кругу лиц.

Интересно, что ст. 1 Федерального Закона упоминается квалифицированная юридическая помощь, в остальных же статьях закона говорится просто о бесплатной юридической помощи. Наверное, «в этом и выражено существенное отличие юридической помощи, оказываемой бесплатно, от квалифицированной помощи, оказываемой адвокатами по большей части на возмездной основе». Помощь оказывается бесплатно только в случаях, которые предусмотрены в законе. Помимо этого, законы субъектов РФ тоже могут создавать условия для получения гражданами бесплатной юридической помощи. По сути, это означает, что субъекты Федерации могут расширять круг лиц, которым юридическая помощь может быть оказана бесплатно.

Цели создания специального закона

Основные цели создания специального закона о бесплатной юридической помощи весьма полно сформулированы в п. 2 ст. 1 вышеназванного закона. К ним относятся:

создание условий для реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи

формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи и содействие развитию негосударственной

создание условий для осуществления прав и свобод граждан

Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи

Их перечень содержится в ст. 5 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которая так и называется. К ним относятся:

обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

социальная справедливость и ориентированность;

свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

равенство доступа граждан к получению такой помощи;

установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

и некоторые иные.

Хотелось бы отметить, что под квалификацией обычно понимают степень и уровень профессиональной подготовленности лиц к какому-либо виду труда, т.е. в соответствии с требованиями закона лица, которые оказывают бесплатную юридическую помощь, должны обладать определенной профессиональной подготовкой. Раз Закон предполагает весьма массовый характер оказания помощи, то и квалификационные требования к лицам, ее предоставляющим, могут быть невысокими. Если происходит оказание устных или письменных консультаций (как разновидность юридической помощи) или подготовка юридических документов, то это наличие высшего юридического образования (ч. 1 ст. 8 Закона). Даже и это требование может быть понижено для сотрудников юридических клиник, потому что таковыми могут выступать «лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (ч. 5 ст. 23). Не получается ли так, что в рамках системы бесплатной юридической помощи «может работать и только что поступивший в высшее учебное заведение на юридический факультет студент?!». Это происходит обязательно под контролем лиц с высшим юридическим образованием (как это установлено в законе), но все равно такая помощь может вызывать мало доверия. Поэтому, отдельные юристы считают, что данное квалификационное требование является слишком низким.

Органы, оказывающие бесплатную юридическую помощь

Уже с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» называются две системы бесплатной юридической помощи: государственная и негосударственная. Почему же нельзя было ограничится лишь одной, например, государственной? На этот вопрос дает весьма четкий ответ А.А. Кирилловых, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии; «Построение системы бесплатной юридической помощи исключительно на государственной основе представляется малоэффективным, поскольку решение проблемы правовой защиты населения возможно в комплексном варианте, с привлечением всех заинтересованных общественных институтов». Получается, что для более эффективной работы этого института необходимо участие общественности и различный некоммерческих организаций.

В ст. 7 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» указано, что физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, а также иные лица, имеющие право на оказание такой помощи «в соответствии с федеральными законами, законами субъектов российской Федерации и муниципальными правовыми актами», осуществляют оказание бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть органы-участники государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Участники государственной системы бесплатной юридической помощи

В Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» указаны следующие участники данной системы (ч. 1 ст. 15):

федеральные органы исполнительной власти;

подведомственные федеральным органам исполнительной власти учреждения;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

подведомственные органам исполнительной власти субъектов учреждения;

органы управления государственных внебюджетных фондов;

государственные юридические бюро.

Также правом оказывать бесплатную юридическую помощь могут наделяться адвокаты, нотариусы и другие субъекты (п. 2 ст. 15). Получается, что перечень данных субъектов остается открытым. Некоторые юристы считают, что к данному списку участников государственной системы бесплатной юридической помощи можно добавить Уполномоченного по правам человека в РФ, Министерство юстиции РФ.

Финансирование государственной системы идет за счет бюджетов РФ и ее субъектов.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов как участники системы бесплатной юридической помощи

Данные органы оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде:

правового консультирования как в устной, так и в письменной форме, по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;

составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите;

представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.

Но лишь правовое консультирование может оказываться всем гражданам, а остальные виды бесплатной юридической помощи оказываются лишь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите (категории граждан, имеющие право на получение такой помощи, будут рассмотрены далее).

Исходя из того, что правовое консультирование граждан оказывается лишь по вопросам, относящимся к компетенции данных органов, то получается, что круг этих вопросов должен быть конкретизирован в нормативных правовых актах, устанавливающих и регулирующим компетенцию органов. Компетенция данных субъектов бесплатной юридической помощи устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и регламентируется на уровне подзаконных нормативных правовых актах: в положениях об органах и организациях, в административных регламентах осуществления государственных функций и оказания государственных услуг. К сожалению, в настоящее время данные вопросы в актах, устанавливающих компетенцию и порядок деятельности специальных субъектов, обозначенных с статье Закона, чаще всего не урегулированы.

Обязанности исполнительных органов оказывать бесплатную юридическую помощь, закрепленные в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», перекликаются с закрепленным в ст. 33 Конституции Российской Федерации правом граждан РФ как обращаться лично, так и направлять обращения (индивидуальные или коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определены механизм и процедура деятельности уполномоченных органов по рассмотрению соответствующих обращений граждан. Безвозмездность деятельности публичных органов по оказанию некоторых видов юридической помощи содержатся в части самого понятия «право граждан на обращение» предусматривающего их бесплатное рассмотрение (п. 3 ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Государственные юридические бюро

Как подчеркивает Кирилловых А.А.: «История создания и деятельности государственных юридических бюро связывается в первую очередь с проводимым с 2005 г. экспериментом, определенным постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534. в целях оказания соответствующим категориям граждан юридической помощи на бесплатной основе в ряде регионов России создавались государственные юридические бюро , которые в последующем сохраняли свою деятельность и получали бюджетное финансирование на содержание аппарата».

Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» виды бесплатной юридической помощи.

Государственные юридические бюро создаются в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации и являются юридическими лицами (п. 4 ст. 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»). В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Гражданин для получения юридической помощи должен представить в государственное юридическое бюро:

заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой Федеральной регистрационной службой;

документ, удостоверяющий личность;

справку о среднедушевом доходе семьи, полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения.

Начальник государственного бюро принимает решение об оказании юридической помощи в день представления гражданином документов. Предусмотрен ряд случаев, когда гражданину может быть отказано в оказании юридической помощи: не предоставление необходимых документов; если из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой доход семьи выше (равен) величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с законодательством РФ. Отказ в оказании юридической помощи может быть обжалован.

Если принимается удовлетворительное решение об оказании юридической помощи, то заключается соглашение между гражданином и госбюро (форма соглашения утверждена Федеральной регистрационной службой на основании которого и оказывается юридическая помощь.

Законом «О бесплатной юридической помощи» для таких бюро предусмотрена возможность привлечения к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В п. 1 и 2 ст. 3 указано, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Адвокаты принимают участие в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи. В ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закреплено, что адвокатская палата субъекта РФ (адвокатская палата субъекта РФ является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с п. 5 этой же статьи: уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Получается, участие адвокатов в системе бесплатной юридической помощи координируется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская деятельность должна быть осуществлена на основе соглашения между адвокатом и его доверителем. На основе такого же соглашения адвокаты осуществляют и бесплатную юридическую помощь (заключаемого в соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (п. 2 ст. 25).

В ч. 8 ст. 18 Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» оговорено: адвокатская палата субъекта Российской Федерации направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Значит, адвокатская палата при осуществлении данного вида деятельности контролируется органом исполнительной власти субъекта. Хотя адвокатура не входит в систему государственных органов (что может означать партнерские отношения с государством), этот контроль и отнесение адвокатуры к государственной системе бесплатной юридической помощи может быть объяснен и тем, что: «Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, представляется, что задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества».

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 10 ст. 18 Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»).

Хотелось бы отметить, что согласно п. 2.2.5 Отчета Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2009 года по апрель 2011 года в 2009-2010 гг. ежегодно около 30 тысяч адвокатов принимали участие в оказании гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно. При осуществлении данной деятельности ими выполнено 1452491 поручение, в соответствии с которыми дано устных и письменных консультаций по правовым вопросам — 1054925 и составлено документов правового характера — 258326. Как мне кажется, такие цифры свидетельствуют о хорошем функционировании адвокатуры, как сообщества, оказывающего бесплатную юридическую помощь, но в то же время, одной ее недостаточно.

Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», нотариусы (в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи) оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, которые обратились за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий. Перечень возможностей нотариуса дан в Основах законодательства РФ о нотариате. Согласно ст. 16 нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Права и обязанности одинаковы как для нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, так и для нотариусов, занимающихся частной практикой. В этом случае участие нотариуса в государственной системе бесплатной юридической помощи определяется как его обязанность по разъяснению (чаще всего это устные консультации клиента) порядка и последствий совершения конкретных юридических (нотариальных) действий, за которым и обратился клиент в нотариальную контору.

Очевидно, что бесплатную юридическую помощь нотариус обязан оказывать исключительно гражданам, обратившимся за конкретными нотариальными действиями в нотариальную контору.

Некоторыми авторами отмечается некорректность отнесения нотариусов к государственной системе бесплатной юридической помощи, т.к. нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Как мне кажется, более корректным было бы отнести нотариусов как к государственной, так и к негосударственной системам (своеобразный орган на стыке двух систем).

Иные органы, которые могут быть отнесены к органам, принимающим участие в государственной системе бесплатной юридической помощи

Уполномоченный по правам человека

Отдельными юристами отмечается, что к государственной системе бесплатной юридической помощи, помимо вышеназванных органов, могут быть отнесены и некоторые иные.

Например, некоторым кажется непонятным, почему из последней редакции законопроекта «О бесплатной юридической помощи в РФ» была исключена статья, касающаяся полномочий Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Согласно ст. 15 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» он рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии со ст. 20 ФКЗ Уполномоченный имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. В ст. 29 определено то, что Уполномоченный вправе сделать по результатам рассмотрения жалобы.

Исходя из указанных полномочий становится понятно, что Уполномоченный по правам человека на безвозмездной основе оказывает гражданам РФ, а также иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, и лицам без гражданства юридическую помощь.

Министерство юстиции РФ

Президентом РФ был подписан Указ которым внесены изменения в Положение о Министерстве юстиции РФ. В том числе изменения коснулись п. 30.32 Положения: в нем ранее говорилось, что Минюст России координирует деятельность органов и организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь и осуществляющих правовое обеспечение населения. В соответствии с новой редакцией данного пункта полномочия этого министерства стали шире. Теперь в его функции входят:

разработка предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития систем бесплатной юридической помощи;

принятие меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи;

утверждение формы соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами;

ежегодное публикование в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи;

ведение списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещение его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

некоторые иные функции, указанные в Указе Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 29.12.2012) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

Министерство юстиции РФ является одним из органов, содействующих оказанию бесплатной юридической помощи.

Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

В Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» указаны следующие участники данной системы (ч. 2 ст. 22):

юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие);

негосударственный центры бесплатной юридической помощи.

Перечень участников негосударственной системы остается открытым («и другие»).

Эта система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.

Оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками

В соответствии со ст. 23 Закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники. Диспозитивная норма о создании юридических клиник в высших учебных заведениях подзаконными актами Министерства образования и науки РФ, принятыми до вступления в силу данного ФЗ, стала диспозитивной для тех учебных заведений, которые реализуют программы высшего юридического образования.

Юридическая клиника может быть создана как юридическое лицо, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования (хотя такая возможность напрямую не предусмотрена Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Порядок создания юридических клиник и порядок их деятельности как участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи определяется Министерством образования и науки РФ. Данное положение федерального закона требует издания указанным Министерством соответствующего подзаконного акта, который пока не принят. Поэтому высшие учебные заведения создают юридические клиники лишь в качестве структурных подразделений.

Юридические клиники оказывают бесплатную юридическую помощь в виде (ч.4 ст.23):

правового консультирования в устной и письменной форме

составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера

Появление в Законе норм о юридических клиниках не нашло однозначной поддержки. Это связано с сомнениями относительно качества оказываемой ими помощи, ведь привлекаться к деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи будут студенты учебных заведений. На мой взгляд, такие сомнения не являются обоснованными, потому что оказание бесплатной юридической помощи лицами, обучающимися по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, происходит под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование (ч. 5 ст. 23).

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ, нотариусами, нотариальными палатами. Такой центр может быть создан как юридическое лицо — некоммерческая организация или структурная единица юридического лица. Он может и не являться юридическим лицом (ст. 24 Закона «О бесплатной юридической помощи в РФ»).

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2). Такими некоммерческими организациями могут быть и центры бесплатной юридической помощи.

Законом «О бесплатной юридической помощи» в ст. 24 предусмотрено, что для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы помещение для приема граждан; а также лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные, в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору.

Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, которые могут ее получить, и перечень правовых вопросов, по которым помощь оказывается, определяются такими центрами самостоятельно. Если это не определено, то в этот центр могут обращаться граждане, указанные в ч. 1 ст. 20 Закона.

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители в течение десяти дней со дня его создания направляют в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти уведомление, в котором должны содержаться сведения, список которых установлен ч. 1 ст. 25 Закона. Если такой центр создается как юридическое лицо, порядок его создания и деятельности регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 25).

В ст. 27 Закона указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Президент РФ (ст. 9), Правительство РФ (ст. 10), органы прокуратуры РФ (ст. 13), органы местного самоуправления (ст. 14) принимают участие в осуществлении бесплатной юридической помощи.

Смотрите так же:

  • Кредит физ лицам под залог недвижимости Кредит физ лицам под залог недвижимости Потребительский кредит под залог недвижимости позволяет получить значительную сумму денежных средств на длительный срок и по сниженной процентной ставке Информация по кредиту График погашения […]
  • Земельная кадастровая палата ставрополь сайт МУП "Земельная Палата" информация актуальна на 24.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж Проверки Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
  • Возмещение затрат по договору оказания услуг Возмещение коммунальных расходов по договору безвомездного пользования между бюджетным учреждениями Дебет 1 401 20 223″Расходы на коммунальные услуги»Кредит 1 302 23 730″Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»- отражение […]
  • Где подать на развод в хабаровске Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив […]
  • Если ребенок родился мае Рожденные в мае Людям, рожденным в мае, благоволит планета Венера. Они принадлежат либо к знаку Тельца (с 21 апреля по 21 мая), либо к знаку Близнецов (с 21 мая по 20 июня). Для создания успешного будущего им лучше принимать важные решения в […]
Комментарии запрещены.