Гк рф ч5

Гк рф ч5

Статья 185. Общие положения о доверенности

1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

2. Доверенности от имени малолетних (статья 28) и от имени недееспособных граждан (статья 29) выдают их законные представители.

3. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя.

Письменное уполномочие на получение представителем гражданина его вклада в банке, внесение денежных средств на его счет по вкладу, на совершение операций по его банковскому счету, в том числе получение денежных средств с его банковского счета, а также на получение адресованной ему корреспонденции в организации связи может быть представлено представляемым непосредственно банку или организации связи.

4. Правила настоящего Кодекса о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

5. В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно.

6. Правила настоящей статьи соответственно применяются также в случаях, если доверенность выдана несколькими лицами совместно.

Комментарий к Ст. 185 ГК РФ

1. Доверенность — это письменное уполномочие. В иной форме, кроме письменной, доверенность существовать не может .

———————————
В этой связи вызывают недоумение иногда встречающиеся в нормативных актах указания на то, что в том или ином случае должна быть представлена «доверенность в письменной форме».

Нередко в юридической литературе и в практической деятельности по применению правовых норм производится отождествление понятий «доверенность» и «выдача доверенности». Между тем эти понятия различаются, что имеет важное теоретическое и практическое значение. Доверенность — документ. Выдача доверенности представляет собой одностороннюю сделку. Сам по себе факт существования документа отнюдь не порождает правомочий у лица, на имя которого оформлена доверенность, поскольку доверенность ему не выдана. Так, если некто оформил доверенность и хранит ее у себя, то никаких правомочий у лица, на имя которого оформлена доверенность, не возникает. Более того, если это лицо, предположим, похитит доверенность, то оно по-прежнему лишено права действовать от имени субъекта, оформившего (но не выдавшего) доверенность.

2. Появление полномочий, указанных в доверенности, у лица, на имя которого она оформлена, происходит в результате:

— передачи доверенности представляемым непосредственно третьему лицу.

Соответствующие акты могут осуществляться путем вручения, пересылки по почте и т.п. В первом случае для появления полномочий требуется, чтобы лицо, на имя которого оформлена доверенность, приняло ее. Во втором случае появление полномочий у этого лица происходит с момента передачи доверенности третьему лицу (принятия этим лицом). Правда, и в том, и в другом случае уполномоченное лицо может не воспользоваться предоставленными ему полномочиями.

3. Определяя круг полномочий, которыми наделяется представитель, лицо, выдающее доверенность, действует по своему усмотрению (руководствуется своей волей). Важно лишь отметить, что указанное лицо не должно выйти за пределы правоспособности и дееспособности. Так, если в содержание правоспособности субъекта не входит возможность совершать определенного рода действия (например, приобретать какое-то имущество), то невозможна и выдача доверенности, содержащей полномочия на совершение таких действий. Гражданин в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать любые сделки лишь с согласия законных представителей (за исключением тех, которые он может совершать самостоятельно). Следовательно, если он намерен выдать доверенность на совершение сделки, которую он не может совершить самостоятельно, то такая доверенность может быть выдана только с согласия законных представителей.

4. Выдача доверенностей чрезвычайно распространенное явление. И хотя доверенность в принципе может быть выдана на совершение любых юридических действий (об исключениях см. п. п. 3, 4 ст. 182 ГК РФ и соответствующий комментарий), однако в ряде случаев закон предписывает необходимость выдачи доверенности в том или ином случае либо указывает на возможность выдачи доверенности. Причины тому разнообразны. Иногда в законе говорится о ненужности доверенности в том или ином случае.

Предписание обычно обусловлено сущностью регулируемых отношений (без доверенности не обойтись или выдача доверенности является оптимальным способом определения полномочий). Так, в силу п. 3 ст. 55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности. В соответствии со ст. 802 ГК РФ по договору транспортной экспедиции клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. В силу ст. 975 ГК РФ доверитель по договору поручения обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ.

Иногда закон указывает на возможность выбора различных вариантов поведения, но при избрании определенного варианта предписывает необходимость наличия доверенности. Так, каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо что ведение дел поручено отдельным участникам; если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества (п. 1 ст. 72 ГК).

Указания закона на возможность выдачи доверенности обычно предопределены соображениями юридико-технического характера, стремлением не допустить толкования нормы в неугодном направлении. Например, в п. 2 ст. 84 ГК РФ предусмотрено, что вкладчики товарищества на вере не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества, выступать от его имени иначе как по доверенности. Не будь в данной норме слов «иначе как по доверенности», вполне естественно появилось бы и такое толкование: вкладчики товарищества на вере ни при каких условиях не могут стать представителями товарищества. Неприемлемость такого подхода очевидна. Потому и появилось правило п. 2 ст. 84 ГК РФ.

Аналогичные соображения в основе норм, указывающих на то, что в определенном случае доверенность не нужна. Так, в п. 1 ст. 1153 ГК РФ указывается на возможность принятия наследства через представителя в том случае, «если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется». Подобная норма (но об отказе от наследства) включена в п. 3 ст. 1159 ГК РФ.

5. Доверенности принято классифицировать в зависимости от объема полномочий, которыми наделяется представитель, на три вида:

1) генеральная (общая) доверенность — выдается на совершение разнообразных юридических действий. При выдаче генеральной доверенности представитель наделяется широким (часто чрезвычайно широким) кругом полномочий. К числу таких доверенностей относят доверенности об управлении и распоряжении имуществом, о совершении разнообразных сделок и т.д. Однако никогда не может быть доверенности, на основании которой представитель мог бы действовать от имени представляемого во всех возможных отношениях;

2) специальная доверенность — дает возможность представителю совершать от имени представляемого неограниченное (или ограниченное) число однородных юридических действий. Например, такая доверенность может удостоверять право представителя совершать сделки по закупке у граждан сельскохозяйственной продукции;

3) разовая доверенность (весьма красноречивое, «говорящее» название) — дает возможность представителю совершить одно строго определенное юридическое действие (заключить договор купли-продажи автомобиля и т.п.). Впрочем, понятие разовой доверенности не следует трактовать слишком узко. Так, если будет выдана доверенность, уполномочивающая представителя на приобретение квартиры, то, по-видимому, он должен быть наделен полномочиями на подписание договора, передачу его и прилагаемых к нему документов в регистрирующий орган, получение документов от этого органа. Но по усмотрению доверителя каким-либо из названных (и иных) полномочий представитель может и не наделяться.

Приведенная классификация доверенностей является общепризнанной. Следует, однако, иметь в виду ее некоторую условность, с тем чтобы не впасть в заблуждение. Эта классификация весьма полезна с точки зрения познавательной. Но с практической стороны дела неважно, как субъекты называют доверенность — разовой, специальной или генеральной. Важно, какой круг полномочий в ней очерчен. Таким образом, рассматривая ту или иную доверенность, необходимо установить полномочия представителя и в зависимости от их объема (в том числе однородности или неоднородности юридических действий и их числа) отнести доверенность к одной из трех указанных классификационных групп.

6. Как уже отмечалось, доверенности чрезвычайно распространены в юридическом быту. Чаще всего они выдаются в связи с тем, что заключены договоры поручения.

Особо необходимо сказать о «доверенностях на право управления» транспортными средствами (прежде всего автомобилями). Такие доверенности имеют невероятно широкое распространение. Однако по сути своей соответствующие документы доверенностями не являются. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов. Однако, думается, достаточно обратить внимание только на одно обстоятельство. Лицо, получившее доверенность, реализует указанные в ней полномочия, а в итоге появляются права и обязанности у представляемого. В результате деятельности лица, получившего «доверенность на право управления» транспортным средством, у лица, выдавшего доверенность, никаких прав и обязанностей не появляется. Таким образом, в данном случае используется лишь правовая форма (доверенность, представительство), но нет соответствующего правового содержания. Думается, ничего страшного в этом нет. Так сложилось. Другое дело, что в случае выдачи «доверенности на право управления транспортным средством с правом продажи», чаще всего прикрывающей (фактическую) куплю-продажу транспортного средства, рискует лицо, получившее такую доверенность. Транспортное средство ведь по-прежнему в собственности субъекта, выдавшего доверенность, и если он, предположим, умрет, то транспортное средство войдет в состав наследственной массы. Лицо, управлявшее транспортным средством по доверенности, лишится его. Да и при жизни лица, выдавшего доверенность, она в любое время может быть им отменена. Последствия те же — транспортное средство будет изъято у лица, управлявшего им на основании доверенности (если лицо не вернет его добровольно).

7. Доверенность совершается в письменной форме — простой или нотариальной.

Рассматривая содержание п. 2 комментируемой статьи, в первую очередь следует отметить, что нотариальное удостоверение сделок обязательно:

1) в случаях, указанных в законе;

2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась (п. 2 ст. 163 ГК).

Следовательно, если выдается доверенность на совершение сделки, которую закон требует облечь в нотариальную форму, или сделки, которую стороны решили нотариально удостоверить, то доверенность должна быть нотариально удостоверена.

Закон требует облечь ту или иную сделку в нотариальную форму крайне редко. Так, в нотариальной форме совершается сделка по уступке требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 1 ст. 389 ГК). Нотариальному удостоверению подлежит соглашение о переводе долга, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 2 ст. 391, п. 1 ст. 389 ГК). Необходимо иметь в виду, что не все сделки, которые закон требует облекать в нотариальную форму, могут совершаться через представителя. Стало быть, и доверенность на совершение таких сделок выдаваться не может. Например, завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом (п. 1 ст. 1124 ГК). Но завещание относится к числу тех сделок, которые по своему характеру могут совершаться только лично. И это нашло отражение в законе: завещание должно быть совершено лично, совершение завещания через представителя не допускается (п. 3 ст. 1118 ГК). Значит, недопустима и выдача доверенности на совершение завещания (см. об этом также п. 4 ст. 182 ГК и соответствующий комментарий).

По соглашению сторон в нотариальную форму может быть облечена любая сделка, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

В п. 2 комментируемой статьи содержится требование придать нотариальную форму доверенности, если она выдается на совершение сделок, требующих нотариальной формы, за исключением случаев, предусмотренных законом. Таким образом, мыслима (допускается п. 2 ст. 185 ГК) ситуация, когда сделка, на совершение которой выдается доверенность, должна быть совершена в нотариальной форме, но доверенность может быть и в простой письменной форме. Как представляется, слова «за исключением случаев, предусмотренных законом» включены в п. 2 ст. 185 ГК РФ «на всякий случай», — может быть издан закон, допускающий простую письменную форму доверенности на совершение сделки, которая должна быть нотариально удостоверена.

8. В п. 3 комментируемой статьи дается перечень доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным. Как представляется, это нормы юридико-технического характера, сформулированные достаточно четко, недвусмысленно. Важно лишь всякий раз обращать внимание на то, кто из должностных лиц может удостоверить доверенность. Например, в подп. 1 п. 3 доверенность военнослужащих и других лиц, находящихся в госпиталях и т.д., может удостоверяться начальником учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом. А доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, могут удостоверяться только начальником соответствующего места лишения свободы.

Нередко возникает вопрос: приравниваются ли к нотариально удостоверенным доверенностям доверенности, удостоверенные начальниками следственных изоляторов (СИЗО) и изоляторов временного содержания (ИВС)? Поскольку СИЗО и ИВС являются не местами лишения свободы, а лишь местами временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то доверенности, в силу закона требующие обязательной нотариальной формы, начальниками названных учреждений удостоверены быть не могут. Вместе с тем известны ситуации, когда гражданин, уже приговоренный судом к лишению свободы, в силу каких-либо обстоятельств отбывает наказание не в колонии, а в следственном изоляторе. В подобных случаях следственный изолятор является для него местом лишения свободы, и начальник СИЗО вправе удостоверить от его имени доверенность, которая будет приравниваться к нотариальной. Однако совершенно очевидно, что указанное обстоятельство необходимо отразить в тексте доверенности .

Монография Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова «Настольная книга нотариуса» (В двух томах) (том II) включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2003. Т. 2. С. 60.

9. В п. 4 комментируемой статьи содержится, условно говоря, облегченный вариант удостоверения ряда доверенностей (на получение заработной платы, пособий, стипендий и т.д.). Такие доверенности могут удостоверяться по месту работы и т.д.

С практической точки зрения, думается, четко выделяются две ситуации. Во-первых, организацией удостоверяется доверенность гражданина на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, выплачиваемых этой же организацией. Или банком удостоверяется доверенность на получение представителем гражданина его вклада в этом же банке, денежных средств с его банковского счета в этом же банке и т.п. В таких случаях, как правило, при реализации представителем полномочий, указанных в доверенности, трудностей не возникает. Это логично, поскольку доверенность удостоверяется тем субъектом, которому она будет предъявлена (в приведенных примерах — организацией, в которой гражданин работает, либо банком, в котором доверитель имеет счет). Во-вторых, доверенность удостоверяется жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства гражданина, администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, для представительства в организации по месту работы доверителя, в банке и т.п. К таким доверенностям отношение достаточно настороженное . И, к сожалению, далеко не всегда лицу, которому выдана доверенность, удается реализовать названные в ней полномочия.

———————————
Справедливости ради нужно отметить, что основания для такой настороженности, увы, имеются.

10. Доверенность должна быть составлена таким образом, чтобы у третьего лица, для представительства перед которым она выдана, не оставалось сомнений в том, кто такой представляемый, кто представитель, каковы его полномочия и пр. Очевидно, есть основания утверждать, что доверенность (надлежащим образом составленная) характеризуется формальной определенностью. Не должно быть никакой двусмысленности.

В законе не определяется то, каким должно быть содержание доверенности. Вместе с тем, учитывая отдельные положения закона , различного рода инструкций, иных актов и т.п., а также правоприменительную практику, представляется, что в доверенности целесообразно указать следующее:

———————————
Например, из ст. 186 ГК РФ следует, что в доверенности должна быть указана дата выдачи, из п. 1 ст. 185 ГК РФ (да и сути доверенности) вытекает, что должны быть перечислены полномочия, в п. 5 ст. 185 ГК РФ указано, что на доверенности юридического лица ставится печать и т.д.

См., например: Методические рекомендации по удостоверению доверенностей, утвержденные Правлением Федеральной нотариальной палаты (протокол от 7 — 8 июля 2003 г. N 03/03) // Методические рекомендации Федеральной нотариальной палаты по оказанию практической помощи нотариусам и нотариальным палатам в решении отдельных вопросов, связанных с нотариальной деятельностью. М., 2008. С. 79 — 93.

— место совершения (село, город, область и т.п.);

— дата выдачи (число, месяц, год);

— фамилии, имена, отчества представляемого и представителя (если участники отношений граждане), их даты рождения, места жительства того и другого, реквизиты документов, удостоверяющих личность;

— наименования юридических лиц, участвующих в отношениях, сведения о государственной регистрации, место нахождения;

— сведения об органе или о представителе юридического лица;

— объем полномочий представителя;

— подпись руководителя представляемого юридического лица либо иного лица, уполномоченного на выдачу доверенности учредительными документами;

— подпись руководителя юридического лица либо иного лица, уполномоченного на выдачу доверенности учредительными документами, и подпись главного (старшего) бухгалтера юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, если доверенность выдается на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей;

— печать юридического лица.

11. Спорным является вопрос о том, должны ли быть нотариально удостоверены доверенности юридических лиц, выдаваемые на совершение сделок, подлежащих нотариальному удостоверению. Источником разногласий является противопоставление п. 2 и п. 5 комментируемой статьи. Как представляется, указание о форме доверенности сосредоточено в п. 2 ст. 185 ГК РФ. А в п. 5 всего лишь указывается, что кроме обычных реквизитов на доверенности, исходящей от юридического лица, должна быть печать этой организации. Поэтому доверенность юридического лица на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена .

Монография Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова «Настольная книга нотариуса» (В двух томах) (том II) включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

Более подробно см.: Настольная книга нотариуса. С. 57 — 59.

12. Нередко возникает вопрос: могут ли родители, усыновители или опекуны выдавать доверенности от имени малолетних граждан (не достигших 14 лет)? Практика (в том числе и судебная) достаточно противоречива.

В п. 1 ст. 28 ГК РФ предусмотрено: «За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (выделено мной. — Б.Г.)».

Из этой нормы вытекает, что, во-первых, по общему правилу за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки совершают их законные представители. Исключения из этого правила установлены в п. 2 ст. 28 ГК РФ и касаются они только несовершеннолетних в возрасте от шести до 14 лет. Во-вторых, перечень лиц, могущих совершать сделки от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, является исчерпывающим. На это не уполномочены, к примеру, бабушки, дедушки и другие родственники, несмотря на то что они могут проживать совместно с несовершеннолетними, заботиться о них и т.д. (если только они не являются опекунами).

———————————
Более подробно см.: Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации. С. 120 — 133.

Законными представителями несовершеннолетних являются только родители, усыновители и опекуны.

Однако из закона отнюдь не следует недопустимость реализации соответствующих полномочий родителей, усыновителей или попечителей через представителей. Дело в том, что, во-первых, при совершении сделок от имени малолетних личность законного представителя особого значения не имеет. Во-вторых, как уже указывалось (см. комментарий к ст. 182 ГК), действия представителя с юридической точки зрения приравниваются к действиям представляемого. В-третьих, выдавая доверенность кому-либо на совершение сделки от имени малолетнего, родители, усыновители или опекуны тем самым выражают свою волю на совершение сделки, указанной в доверенности.

С учетом изложенного необходимо констатировать, что нет никаких препятствий для выдачи родителями, усыновителями или опекунами доверенностей на совершение сделок от имени малолетних граждан.

Статья 60 НК РФ. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов

СТ 60 НК РФ.

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — поручение налогового органа) за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Кодекса.

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Комментарий к Ст. 60 Налогового кодекса

1. Согласно пункту 1 комментируемой статьи, банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством. Другие полномочия банков определяются в статьях 46, 60, 76, 86, 173 НК РФ.

Предъявление налогоплательщиком в банк платежного поручения на уплату является исполнением им своей налоговой обязанности. Пунктом 3 ст. 45 НК РФ установлено, что момент исполнения налоговой обязанности связан со следующими обстоятельствами:

— предъявлением в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (в том числе юридическим и физическим лицом);

— моментом отражения на лицевом счете государственного или муниципального учреждения, открытом в органе федерального казначейства, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему;

— днем внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства;

— днем вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

— днем удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента;

— днем уплаты декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами (применения налоговой амнистии, например, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами»).

Комментируемая статья конкретизирует обязанности банков, возникающие в связи с исполнением налоговой обязанности налогоплательщиком, которая, согласно пункту 4 ст. 58 НК РФ, может производиться в наличной и безналичной формах. В частности, предъявление налогоплательщиком в банк поручения на перечисление в бюджетную систему и бесспорное списание недоимки по налогу на основании инкассового поручения налогового органа соответствует безналичной форме расчетов. Уплата налога в кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи происходит в наличной форме, но последующее перечисление налога осуществляется опять в безналичной форме, то есть с участием банка, который обслуживает соответственно расчетный счет местной администрации или организации федеральной почтовой связи.

Определение банка установлено Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 1 данного Закона, кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк — такая кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Законами, на основе которых строится правовое регулирование отношений, связанных с денежными расчетами в Российской Федерации, помимо Федерального закона «О банках и банковской деятельности», являются Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» установлено понятие национальной платежной системы как совокупности операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы). Перевод денежных средств представляет собой действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.

Понятие платежного агента шире, чем понятие банка, агентами могут осуществляться операции также с электронными денежными средствами. В комментируемой статье НК РФ не упоминаются платежные агенты, она содержит нормы, распространяющиеся исключительно на обязанности и ответственность банков в связи с перечислением денежных средств в уплату налогов. Это связано с тем, что зачисление средств на счет по учету доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, открытый Федеральному казначейству в Банке России, может осуществляться исключительно с банковского счета.

В п. 1 ст. 60 НК РФ упоминается, что налогоплательщик может дать поручение на перечисление денежных средств и электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств также установлено Федеральным законом «О национальной платежной системе». Электронные денежные средства — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Организация безналичных расчетов, а также обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы в соответствии со ст. 82.1 — 82.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляются Банком России. Банк России устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов.

Положение о платежной системе Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П устанавливает, что перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями, расчетов инкассовыми поручениями и расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование).

Более широкий перечень форм безналичных расчетов установлен Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России 19 июня 2012 г. N 383-П, который включает в себя:

расчеты платежными поручениями;

расчеты по аккредитиву;

расчеты инкассовыми поручениями;

расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

Из перечисленных форм для уплаты налога в настоящее время используются расчеты платежными поручениями и инкассовыми поручениями.

Банки в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.

Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств. Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Все без исключения доходы бюджета, в том числе налоговые доходы, зачисляются, согласно ст. 218 Бюджетного кодекса РФ, на единый счет для учета и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы. Функцию распределения доходов между бюджетами, согласно ст. 166.1 БК РФ, осуществляет Федеральное казначейство.

Минфином России утверждаются Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н), которые содержат в себе:

Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами;

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами;

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами);

Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Все перечисленные Правила применяются в случае, если при уплате налога физическим лицом распоряжение о переводе средств в бюджетную систему составляет налоговый агент, налоговый орган, государственное (муниципальное) учреждение, кредитная организация, платежный агент (в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»), организация федеральной почтовой связи.

Составитель распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе за государственные и муниципальные услуги, указывает уникальный идентификатор начисления, идентификатор сведений о физическом лице, предусмотренные Приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. N 19н «Об утверждении Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах».

Банк России, в пределах своей компетенции, утверждает план счетов для ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 16 июля 2012 г. N 385-П, утверждено назначение счета 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», на который поступают все налоговые и неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Особенностью поручения на перечисление средств в бюджетную систему, которым оно отличается от обычных платежных поручений, является указание кода бюджетной классификации (КБК). КБК имеет двадцать знаков, которые несут информацию о главном администраторе доходов бюджета, виде и подвиде доходов, группе, подгруппе, статье, подстатье и элементе доходов бюджета, коде операции сектора государственного управления (ст. 20 БК РФ). Подробное разъяснение о применении кодов бюджетной классификации утверждается Минфином России (на момент комментария действуют указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н).

Другой особенностью поручения на перечисление налогов является указание кода Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), который разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677.

Согласно п. 1 комментируемой статьи, очередность исполнения поручений по уплате налогов за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации. На такую очередность указывают также ст. 49, п. 1 ст. 76, п. 6 ст. 114, ст. 134 НК РФ, например в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации.

ГК РФ установлена очередность, применяемая для удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации (ст. 64 ГК РФ), а также очередность списания средств с банковского счета (ст. 855 ГК РФ).

Согласно ст. 64 ГК РФ, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, погашение задолженности по налогам и сборам при ликвидации организации осуществляется в третью очередь.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очередей.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Согласно ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств в уплату требований налоговых органов может осуществляться с платежами третьей группы очередности.

Помимо гражданского законодательства, очередность исполнения денежных требований при недостаточности средств на счете организации установлена также законодательством о несостоятельности (банкротстве). Согласно ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задолженность по платежам в бюджет (по требованиям налоговых органов) относится также к третьей группе очередности, вслед за выплатами компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью граждан, расчетами по выплате выходных пособий и оплате труда. НК РФ в приведенных выше статьях обращается только к очередности, установленной гражданским законодательством.

2. Согласно пункту 2 комментируемой статьи НК РФ, поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок исполнения банком поручения налогоплательщика продлевается на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

Согласно Положению Банка России о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 16 июля 2012 г. N 385-П, кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени.

Согласно пункту 2 ст. 60 НК РФ, плата банком за обслуживание не взимается. Пунктом 7 этой же статьи НК РФ установлено, что при исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям также не взимается.

Конституционным Судом РФ был рассмотрен вопрос о конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 60 НК РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 2013-О). Согласно мнению заявителя в Конституционный Суд РФ, в силу своей неопределенности данная норма допускает при перечислении банком в бюджет суммы налогового платежа взимание с плательщика дополнительной платы. Такой платой может быть, например, тариф на услугу по заполнению заявления, платежного поручения или распечатку бумажной копии платежного поручения.

КС РФ было отказано в удовлетворении заявления и подтверждена позиция суда общей юрисдикции, согласно которой законодательство не содержит запретов на введение банком для удобства клиентов сервисной услуги по автоматизированному заполнению работником банка реквизитов бланков платежных документов по просьбе клиента. При этом у заявителя имелся выбор отказаться от данной сервисной услуги и самостоятельно заполнить документ на перечисление платежа в бюджет. Лицо, обратившееся в банк, вправе при необходимости самостоятельно заполнить документ на перечисление платежа в бюджет, а получение услуг для плательщика носит исключительно добровольный характер, их навязывание недопустимо.

Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении от 20 июня 2013 г. N 17786/12 было установлено соответствие между п. 2 ст. 60 НК РФ о запрете для банка взимания платы за обслуживание при исполнении поручения плательщика сбора на перечисление сбора в бюджетную систему Российской Федерации и ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», где такой же запрет установлен при перечислении сумм обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды.

3. Пунктом 3 ст. 60 НК РФ регулируется ситуация, связанная с невозможностью исполнить платежное поручение налогоплательщика по причине недостаточности средств на расчетном счете налогоплательщика или корреспондентском счете банка.

Ситуации, связанные с недостаточностью средств на расчетном счете налогоплательщика и недостаточностью средств на корреспондентском счете банка, регулируются раздельно, так как существенно отличаются друг от друга.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

Словосочетание «при наличии денежных средств на счете» в п. 3 ст. 60 НК РФ, а также в п. 3 ст. 864 ГК РФ представляется возможным толковать как наличие денежных средств, достаточных для исполнения соответствующего расчетного документа. В случае, если договором банковского счета предусмотрена возможность кредитования счета (ст. 850 ГК РФ), вопрос об использовании соответствующего механизма при исполнении поручений на перечисление налога (сбора) или инкассовых поручений налоговых органов на перечисление недоимок и пеней со счета организации решается в соответствии с условиями указанного договора банковского счета, поскольку закон не устанавливает иного.

В случае задержки исполнения поручения налогоплательщика в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка или поручения налогового органа в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной налоговой службой.

КС РФ неоднократно (Определение от 25 июля 2001 года N 138-О, Определение от 10 января 2002 г. N 4-О) отмечал, что конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что добросовестный налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Кроме того, КС РФ указал в развитие своей правовой позиции, что ст. 60 НК РФ установлена обязанность банков исполнять поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. В случае же неисполнения банком указанной обязанности он несет ответственность, предусмотренную главой 18 НК РФ.

Не допускается формальное списание денежных средств со счета налогоплательщика в банке, при котором сумма налога (сбора) реально не перечисляется в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка. В этой связи КС РФ в своем Определении от 25 июля 2001 года N 138-О разъяснил, что в случае признания банков и налогоплательщиков недобросовестными на них не распространяется правовая позиция КС РФ, в соответствии с которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога, поскольку, по существу, они от исполнения данной обязанности уклонились. Государство в лице своих налоговых и правоохранительных органов должно осуществлять контроль за порядком исполнения банками публично-правовой функции по перечислению налоговых платежей в бюджет. В связи с этим в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе — в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов — осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

4. Согласно п. 4 ст. 60 НК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных данной статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим НК РФ.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 НК РФ, а за счет иного имущества — в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.

В случае обнаружения налоговым органом факта неперечисления налога им направляется в банк требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации, формат и порядок направления которого устанавливаются Федеральной налоговой службой. В частности, Приказом Федеральной налоговой службы от 25 июля 2012 года N ММВ-7-2/520@ «Об утверждении Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Данный Порядок применяется также при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов).

НК РФ предусмотрено два вида ответственности банков за ненадлежащее исполнение установленных ст. 60 НК РФ обязанностей.

Во-первых, статьями 133 — 135.1 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа: за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа; за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества; за неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа; совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счете инвестиционного товарищества, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа.

Во-вторых, неоднократное нарушение банком своих обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций установлены ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Следует отметить, что ответственность банков за неперечисление (несвоевременное перечисление) налогов установлена также законодательством об административных правонарушениях. Дело в том, что с момента исполнения налоговой обязанности (предоставления в банк платежного поручения на списание налога) сумма в уплату налога является доходом соответствующего бюджета. Банк списывает соответствующую сумму с расчетного счета налогоплательщика. С этого момента он считается уплаченным, а списанная сумма именуется незачисленным доходом бюджета. Ответственность за дальнейшее своевременное перечисление дохода бюджета возлагается на банк. Сумма дохода бюджета зачисляется на корреспондентский счет банка и затем перечисляется на счет Федерального казначейства для учета и распределения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, открываемый в соответствии со статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 40 БК РФ, доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Правоотношения с момента исполнения налоговой обязанности регулируются бюджетным законодательством, так как речь идет уже не о налоге, а о формировании доходов бюджетов (ст. 1 БК РФ). В то же время контроль за банками и иными кредитными организациями по перечислению ими налоговых доходов осуществляют налоговые органы.

Согласно ст. 15.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), нарушение банком или кредитной организацией срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении в бюджет налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового или таможенного органа о перечислении в бюджет налогов, соответствующих пеней или штрафов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей.

Согласно ст. 15.15.16 КоАП РФ, неисполнение или несвоевременное исполнение банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением доходов, контроль за исчислением, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) которых в бюджеты осуществляют налоговые органы, таможенные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и судебные приставы), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 5 процентов суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Смотрите так же:

  • Купить гараж в гск север северодвинск Купить гараж в гск север северодвинск Центр Автомобильных перевозок http://www.avtotransit.ru/ или другие ТК, у которых есть терминал в г.Ростов-на-Дону, Батайск.. Доставка транспортными компаниями выгодна, когда в Вашем городе есть терминал […]
  • Выслуга лет учителям украина Пенсия по выслуге лет медработникам: как рассчитать, кому предусмотрена На каких условиях предусмотрена пенсия по выслуге лет медработникам? Как рассчитать необходимый медицинский стаж? Какой порядок выхода на пенсию за выслугой лет? Узнайте в […]
  • Уголовный кодекс рф ст 128 Статья 128 УК РФ. Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях Новая редакция Ст. 128 УК РФ 1. Незаконная госпитализация лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую […]
  • Конституционное государственное право зарубежных стран шпаргалка 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей […]
  • Компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции Компетенция арбитражных судов Волго-Вятская академия государственной службы факультет управления, экономики и права Кафедра конституционного и муниципального права По предмету арбитражный процесс Тема: Компетенция арбитражных судов Выполнила: […]
Комментарии запрещены.