Гражданский кодекс российской федерации ст 116

Гражданский кодекс российской федерации ст 116

Статья 116 УК РФ. Побои

Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —

наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 116 УК РФ

1. Объектом преступления в точном смысле слова является не здоровье, а более широкий круг отношений — телесная неприкосновенность личности.

2. Действия, входящие в объективную сторону, также шире, нежели это следует из заголовка статьи. Их составляют: а) нанесение побоев или б) совершение иных насильственных действий.

3. Побои, характеризующиеся многократным нанесением ударов (не менее трех), не образуют особого вида повреждений: в одних случаях они выступают в качестве способа действия и причинения вреда (например, легкого вреда здоровью, истязания, хулиганства и т.д.), в других — самостоятельных преступных актов поведения, наказуемых по ст. 115 УК.

4. Если от побоев возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия не рассматриваются как побои, а оцениваются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести (ст. ст. 111, 112 УК и др.).

5. Побои могут оставить после себя следы на теле потерпевшего (ссадины, царапины, кровоподтеки, небольшие раны и т.п.), но могут быть и без каких-либо видимых повреждений. Повреждения фиксируются экспертом; он их описывает, отмечая характер, локализацию, признаки, свидетельствующие о свойствах причинившего их предмета, давности и механизме образования. При этом указанные повреждения не квалифицируются как вред здоровью и тяжесть их не определяется.

6. Если побои не оставляют после себя объективных следов, то в экспертном заключении отмечаются жалобы потерпевшего, в том числе при пальпации тех или иных частей тела, отсутствие объективных признаков повреждений. Тяжесть вреда здоровью при этом также не определяется. В подобных случаях установление факта побоев осуществляется органами предварительного расследования, прокурором и судом на основании немедицинских данных.

7. К иным насильственным действиям могут быть отнесены заламывание и выкручивание рук, щипание, сдавливание частей тела, связывание, защемление кожи, вырывание клока волос и т.п.

Они получают уголовно-правовую оценку по ст. 116 УК при наличии двух условий: 1) не повлекли последствий, указанных в ст. 115 УК, т.е. легкого (и тем более средней тяжести или тяжкого) вреда здоровью; 2) причинили физическую боль потерпевшему. Физической боли могут сопутствовать и психические переживания, страдания, однако обязательным признаком является причинение насильственными действиями физической боли. Если, например, не крепко связанному веревкой лицу такой боли не причиняется либо на потерпевшего оказывается лишь психическое воздействие, то ст. 115 УК неприменима.

8. Помимо возможности освобождения от уголовной ответственности по данной категории дел на основании ст. ст. 75 и 76 УК необходимо иметь в виду положения ч. 2 ст. 14 УК, которые должны применяться в силу обнаружившейся малозначительности (например, при единичных актах щипания, заламывания рук).

9. Побои как многократное нанесение ударов следует отграничивать от истязания, совершаемого путем систематического нанесения побоев (ст. 117 УК), в последнем случае речь идет о нескольких актах избиения, разделенных во времени. Побои же как самостоятельный вид преступления предполагают совпадение во времени наносимых ударов потерпевшему.

10. Преступление совершается с прямым умыслом; виновный осознает общественную опасность наносимых многократных ударов или применения иных насильственных действий, предвидит возможность или неизбежность того, что ими причиняется потерпевшему физическая боль, и желает этого.

11. При наличии обстоятельств, названных в ч. 2 комментируемой статьи, имеет место квалифицированный вид преступления. Содержание квалифицирующих признаков аналогично содержанию одноименных признаков в других преступлениях против личности.

Статья 116 ГК РФ. Потребительский кооператив (действующая редакция)

Это старая редакция документа

1. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

2. Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

3. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

4. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

5. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

6. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.

Гражданский кодекс Российской Федерации (стр. 1 из 40)

Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года Одобрен Советом Федерации

Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-208)

Подраздел 1. Основные положения (ст.ст. 1-16)

Глава 1. Гражданское законодательство (ст.ст. 1-7)

Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, (ст.ст. 8-16)

осуществление и защита гражданских прав

Подраздел 2. Лица (ст.ст. 17-127)

Глава 3. Граждане (физические лица) (ст.ст. 17-47)

Глава 4. Юридические лица (ст.ст. 48-123)

§ 1. Основные положения (ст.ст. 48-65)

§ 2. Хозяйственные товарищества и общества (ст.ст. 66-106)

1. Общие положения (ст.ст. 66-68)

2. Полное товарищество (ст.ст. 69-81)

3. Товарищество на вере (ст.ст. 82-86)

4. Общество с ограниченной ответственностью (ст.ст. 87-94)

5. Общество с дополнительной ответственностью (ст. 95)

6. Акционерное общество (ст.ст. 96-104)

7. Дочерние и зависимые общества (ст.ст. 105-106)

§ 3. Производственные кооперативы (ст.ст. 107-112)

§ 4. Государственные и муниципальные (ст.ст. 113-115)

§ 5. Некоммерческие организации (ст.ст. 116-123)

Глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов (ст.ст. 124-127)

Российской Федерации, муниципальных образований

в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Подраздел 3. Объекты гражданских прав (ст.ст. 128-152)

Глава 6. Общие положения (ст.ст. 128-141)

Глава 7. Ценные бумаги (ст.ст. 142-149)

Глава 8. Нематериальные блага и их защита (ст.ст. 150-152)

Подраздел 4. Сделки и представительство (ст.ст. 153-189)

Глава 9. Сделки (ст.ст. 153-181)

§ 1. Понятие, виды и форма сделок (ст.ст. 153-165)

§ 2. Недействительность сделок (ст.ст. 166-181)

Глава 10. Представительство. Доверенность (ст.ст. 182-189)

Подраздел 5. Сроки. Исковая давность (ст.ст. 190-208)

Глава 11. Исчисление сроков (ст.ст. 190-194)

Глава 12. Исковая давность (ст.ст. 195-208)

Раздел II. Право собственности и другие вещные права (ст.ст. 209-306)

Глава 13. Общие положения (ст.ст. 209-217)

Глава 14. Приобретение права собственности (ст.ст. 218-234)

Глава 15. Прекращение права собственности (ст.ст. 235-243)

Глава 16. Общая собственность (ст.ст. 244-259)

Глава 17. Право собственности и другие (ст.ст. 260-287)

вещные права на землю

Глава 18. Право собственности и другие (ст.ст. 288-293)

вещные права на жилые помещения

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право (ст.ст. 294-300)

Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав (ст.ст. 301-306)

Раздел III. Общая часть обязательственного права (ст.ст. 307-453)

Подраздел 1. Общие положения об обязательствах (ст.ст. 307-419)

Глава 21. Понятие и стороны обязательства (ст.ст. 307-308)

Глава 22. Исполнение обязательств (ст.ст. 309-328)

Глава 23. Обеспечение исполнения обязательств (ст.ст. 329-381)

§ 1. Общие положения (ст. 329)

§ 2. Неустойка (ст.ст. 330-333)

§ 3. Залог (ст.ст. 334-358)

§ 4. Удержание (ст.ст. 359-360)

§ 5. Поручительство (ст.ст. 361-367)

§ 6. Банковская гарантия (ст.ст. 368-379)

§ 7. Задаток (ст.ст. 380-381)

Глава 24. Перемена лиц в обязательстве (ст.ст. 382-392)

§ 1. Переход прав кредитора к другому лицу (ст.ст. 382-390)

§ 2. Перевод долга (ст.ст. 391-392)

Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств (ст.ст. 393-406)

Глава 26. Прекращение обязательств (ст.ст. 407-419)

Подраздел 2. Общие положения о договоре (ст.ст. 420-453)

Глава 27. Понятие и условия договора (ст.ст. 420-431)

Глава 28. Заключение договора (ст.ст. 432-449)

Глава 29. Изменение и расторжение договора (ст.ст. 450-453)

Федеральный Закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Раздел I. Общие положения

Подраздел 1. Основные положения

Глава 1. Гражданское законодательство

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Статья 5. Обычаи делового оборота

1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии

1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Гражданский кодекс российской федерации ст 116

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

— термин «унитарный» характеризует неделимость имущества предприятия, которое не может быть распределено по вкладам, долям, паям как в хозяйственных товариществах, обществах и кооперативах, так и между работниками предприятия;

— унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель которой — получение прибыли;

— унитарное предприятие не является собственником имущества. Как переданное им собственником, так и полученное в результате хозяйственной деятельности имущество принадлежит предприятию на ограниченном вещном праве — либо на праве хозяйственного ведения, либо праве оперативного управления;

— собственником имущества унитарного предприятия является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). Другие участники гражданско-правовых отношений не могут создавать унитарные предприятия. Сами унитарные предприятия также не могут создавать аналогичные предприятия;

— учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также абз. 2 п. 1 комментируемой статьи;

— унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;

— унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия; частные предприятия не могут быть унитарными;

— унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование на русском языке и должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие», а также указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование;

— собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия обладает совокупностью полномочий по управлению предприятием, в частности, собственник определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; назначает на должность руководителя унитарного предприятия лицо по своему выбору, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами и т.д.;

— унитарное предприятие в отличие от бюджетного учреждения несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, как тем, которым его наделил собственник, так и тем, которое приобретено юридическим лицом, и не отвечает по обязательствам собственника. Собственник несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия применительно к казенному предприятию (субсидиарная ответственность). Кроме того, на собственника имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

2. Унитарные предприятия делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставного фонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственности собственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределениях доходов предприятия, правомочий собственника и др.

3. Наряду с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральными законами от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» , от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» , от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» , Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» , Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» и другими нормативными правовыми актами. Действует немало нормативных правовых актов, посвященных отдельным видам федеральных казенных предприятий, в частности Указ Президента РФ от 28 февраля 2008 г. N 273 «О федеральном казенном предприятии «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности» и др.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

Собрание законодательства РФ. 2008. N 9. Ст. 822.

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

Комментарий к статье 114

1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 113 ГК РФ, нормы Кодекса являются базовыми, основополагающими, но не единственными, посредством которых регулируется деятельность унитарных предприятий. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях) содержит значительное количество требований к деятельности унитарных предприятий, многие из которых даже не упомянуты в ГК РФ. Кроме того, важные нормы, касающиеся унитарных предприятий, расположены в гл. 19 ГК РФ.

2. В качестве единственно возможного собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может выступать либо Российская Федерация, либо субъект Федерации, либо муниципальное образование соответственно. Сам термин «унитарное» означает, что имущество едино, неделимо ни между сособственниками, ни между членами трудового коллектива.

3. В качестве органа, принимающего решение о создании предприятия, как правило, выступает орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом: министерство по управлению имуществом либо комитет по управлению имуществом соответственно. Указанные функции могут быть переданы и иным государственным органам или органам местного самоуправления. Указанные органы, кроме того, утверждают уставы предприятий.

4. Минимальный размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определен в настоящее время Законом об унитарных предприятиях. Он должен быть не менее суммы, равной 5000-кратному МРОТ, установленному законодательством на дату государственной регистрации государственного унитарного предприятия. Для муниципального унитарного предприятия требования к размеру уставного фонда меньше — он должен быть не менее 1000 МРОТ.

Порядок формирования уставного фонда предприятия также определен Законом об унитарных предприятиях. В ст. 13 Закона сказано, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Причем уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

При этом кредиторы или иные заинтересованные лица не могут требовать от собственника имущества оплаты уставного фонда. По одному из судебных дел конкурсный управляющий обратился с иском к субъекту Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, правительству области о взыскании за счет казны долга по оплате уставного фонда государственного унитарного предприятия. В судебном акте было отмечено, что поскольку законодательством не предусмотрена возможность понуждения к оплате уставного фонда, следует отказать в удовлетворении заявленного иска .

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2005 г. N А28-6014/2005-226/17.

5. Закон конкретизирует основания и порядок действия собственника имущества предприятия в том случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного этим законом минимального размера уставного фонда (сегодня он равен 5000-кратному и 1000-кратному МРОТ) и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда. В этом случае собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. При этом требования относительно стоимости чистых активов предприятия определяются применительно к дате его государственной регистрации в качестве юридического лица, а сама стоимость чистых активов — на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Применительно к унитарным предприятиям понятие «чистые активы» нормативно не установлено. В то же время существует Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз. Исходя из анализа нормативного акта можно предположить, что по аналогии стоимость чистых активов предприятия — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

6. В комментируемой статье предусмотрены важные гарантии прав кредиторов в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятия.

Во-первых, предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В случае отсутствия таких уведомлений кредитор может поставить вопрос о признании ликвидации предприятия недействительной.

Во-вторых, любой из кредиторов вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. В п. 7 комментируемой статьи изложено общее для большинства юридических лиц правило: учредитель или собственник имущества юридического лица не отвечает по его обязательствам, что в равной мере справедливо и для ответственности самого предприятия по обязательствам дочернего предприятия, которое было им учреждено.

В соответствии со ст. 37 Закона об унитарных предприятиях созданные унитарными предприятиями до вступления его в силу дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в срок не более шести месяцев с даты вступления в законную силу. При этом указание в статье на ограничение ответственности по обязательствам дочернего общества нельзя рассматривать как разрешение на его создание в настоящее время. Очевидно, речь может идти только о том периоде, пока такие дочерние предприятия еще не были присоединены к основным предприятиям, поскольку после присоединения все обязательства дочернего предприятия переходят к основному.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

Комментарий к статье 115

1. В комментируемой статье рассматриваются основы правового положения казенных предприятий — государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Казенным предприятием признается коммерческая организация, наделенная правом оперативного управления на имущество. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — это федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Порядок создания предприятия определяется Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» .

Собрание законодательства РФ. 2007. N 52. Ст. 6456.

Для создания казенного предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие, разрабатывает следующие виды документов:

а) технико-экономическое обоснование создания предприятия;

б) проект устава предприятия;

в) проект программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период;

г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы;

д) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;

е) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления.

2. Единственным учредительным документом казенного предприятия является устав. Устав казенного предприятия должен содержать:

— полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

— указание на место нахождения унитарного предприятия;

— цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

— сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

— наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

— порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

— сведения о порядке распределения и использования доходов, а также иные предусмотренные Законом об унитарных предприятиях сведения.

Для государственной регистрации казенных предприятий необходимы следующие документы:

— решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления о создании казенного предприятия;

— устав унитарного предприятия;

— документы, содержащие сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за данным предприятием на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано в случае:

— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования;

— использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

— необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

— необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

— необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

3. Имущество казенного предприятия формируется за счет:

— имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов казенного предприятия от его деятельности;

— иных не противоречащих законодательству источников.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Наряду со ст. ст. 296, 297 ГК РФ имущественные права казенного предприятия конкретизированы ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, в соответствии с которой:

— казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного собственником имущества органа государственной власти или местного самоуправления, а именно Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления;

— уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия;

— казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

Отсутствие права собственности на имущество не лишает казенное предприятие исключительного права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Казенное предприятие может приобрести исключительные права по различным основаниям, в частности в качестве работодателя, на служебные результаты интеллектуальной деятельности (например, служебные произведения — ст. 1295 ГК, объекты патентного права — ст. 1370 ГК и др.), по гражданско-правовым договорам, в качестве наследника по завещанию и др. Согласно ст. 1544 ГК РФ казенному предприятию может принадлежать право на единую технологию (на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности) как лицу, организовавшему создание единой технологии, за исключением случаев, когда это право в соответствии с п. 1 ст. 1546 ГК РФ принадлежит Российской Федерации или субъекту Федерации.

4. В п. 3 комментируемой статьи говорится о фирменном наименовании казенного предприятия как о средстве индивидуализации юридического лица: фирменное наименование определяется в его уставе и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Казенное предприятие должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование.

В фирменное наименование не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Федерации.

Согласно ст. 1474 ГК РФ казенному предприятию принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

5. Казенное предприятие не является собственником, а обладает ограниченным вещным правом — правом оперативного управления на имущество, предоставленное ему собственником.

6. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность в соответствии со ст. 399 ГК РФ (дополнительную ответственность к ответственности другого лица, являющегося основным должником).

Основанием для возложения субсидиарной ответственности является недостаточность имущества унитарного предприятия. При этом общие условия субсидиарной ответственности, предусмотренные в ст. 399 ГК РФ, а именно предъявление требования кредитором основному должнику, и тот факт, что основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, неприменимы к субсидиарной ответственности собственника по обязательствам казенного предприятия. Иск к собственнику имущества казенного предприятия может быть удовлетворен лишь после обращения взыскания на денежные средства и иное имущество казенного предприятия, которого недостаточно для полного удовлетворения требований кредитора.

Для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества казенного предприятия не имеет значения наличие или отсутствие вины собственника имущества казенного предприятия.

Учитывая нормы п. 5 комментируемой статьи и п. 1 ст. 65 ГК РФ, казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом).

Обеспечение обязательств унитарных предприятий, в том числе казенных, возможно и иными способами. Так, в соответствии со ст. 116 Бюджетного кодекса РФ государственные гарантии Российской Федерации могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств федеральных государственных унитарных предприятий.

7. В п. 6 комментируемой статьи говорится о возможности прекращения юридического лица путем реорганизации или ликвидации. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в следующих формах:

— слияние двух или нескольких унитарных предприятий;

— присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

— разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

— выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

— преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Особенности реорганизации определены ст. ст. 29 — 34 Закона об унитарных предприятиях. Так, например, преобразование унитарного (кроме государственного или муниципального) учреждения осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (см. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ). Порядок ликвидации казенного предприятия, как и других государственных и муниципальных унитарных предприятий, установлен ст. 35 Закона об унитарных предприятиях, а также ГК РФ.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Статья 21.2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает особенности государственной регистрации прекращения унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации. Основанием внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом по месту нахождения этого юридического лица.

Смотрите так же:

  • Уголовный кодекс украины 124 Преступления против жизни и здоровья личности Раздел 2 - Уголовного Кодекса Украины Преступления против жизни и здоровья личности Статья 115. Умышленное убийство 1. Убийство, то есть умышленное противоправное причинение смерти другому человеку, - […]
  • Коап ст 258 Кодекс України про адміністративні правопорушення Стаття 258. Випадки, коли протокол про адміністративне правопорушення не складається Протокол не складається в разі вчинення адміністративних правопорушень, передбачених статтями 70, 77, частиною […]
  • Конституционное государственное право зарубежных стран шпаргалка 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей […]
  • Статье 116 часть 2 ук рф Статья 116 УК РФ. Побои Новая редакция Ст. 116 УК РФ Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по […]
  • Статья трудового кодекса рф по отпуску Статья трудового кодекса рф по отпуску Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Статья 115. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска Ежегодный основной […]
Комментарии запрещены.