Когда был принят уголовный кодекс российской федерации

Когда был принят уголовный кодекс российской федерации

Когда был принят Гражданский кодекс Российской федерации?

Мне хочется узнать, когда был принят и когда вступил в силу Гражданский кодекс Российской федерации.Насколько я знаю, в нём четыре части,в связи с этим, и возникли у меня вопросы.Все четыре части, были приняты в одно время?Взаимодействуют ли они между собой?

Margarita, Часть первая ГК принята 21 октября 1994 года; вторая — 22 декабря 1995 года; третья — 1 ноября 2001 года; четвёртая — 24 ноября 2006 года. Все части кодекса взаимосвязаны, например, первая содержит общие положения, применяемые во всём законе.

Margarita, ГК России – это кодекс федеральных законов РФ, которые регулируют гражданско-правовые отношения. ГК имеет приоритет перед другими законами и нормативно-правовыми актами. ГК России состоит из 1 551 статьи и разделен на 4 части. 18 июля 2008 г. Президент России подписал указ « О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». 13 ноября 2010 г. был опубликован проект изменений в Гражданский Кодекс РФ.

Margarita, Гражданский Кодекс Российской федерации был принят Государственной Думой 21.10.94 года и вступил в силу с 1.01.95г. Первая часть вступила в силу 01.01.95 года. Вторая часть вступила в силу 01.03.96 года. Третья часть вступила в силу 01.03.2002 года. Четвертая часть вступила в силу 01.08.2008 года.

Margarita, Действительно, гражданский кодекс Росийской Федерации был принят по частям в четыре приема. Часть первая принята 30 ноября 1994 года, вторая часть 26 января 1996 года, третья часть 26 ноября 2001 года, четвертая часть 18 декабря 2006 года.Каждая из частей отвечает за определенную сферу жизнедеятельности гражданина.

Margarita, Гражданский кодекс Российской Федерации был принят 21 октября 1994 года и действует поныне. Изменения вносимые в него датируются весь период начиная с 1994 года и кончая нынешним. Жизнь идет вперед, меняются правительства и каждое вносит в ГК свои измепнения.

Когда был принят уголовный кодекс российской федерации

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

Кодекс введен в действие с 1 января 1997 г.

Положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний

Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954, в «Российской газете» от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 г. N 113, 114, 115, 118

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года (то что вы спрашивали)

Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

Подписан Президентом 13 июня 1996 года

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
«Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954,
«Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

И введен в действие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Ввести в действие Уголовный кодекс Российской Федерации с 1 января 1997 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Когда был принят Кодекс гражданской защиты?

Вопросы для итогового контроля по дисциплине «Гражданская защита»

  1. Когда был принят Кодекс гражданской защиты?
  2. Дайте определение гражданской защите Украины?
  3. На какие классы делятся ЧС но происхождению на Украине?
  4. На какие уровни делятся ЧС на Украине в зависимости от последствий, объемов технических и материальных средств, необходимых для их ликвидации?
  5. Какой орган устанавливает порядок классификации ЧС по уровням?

6. Какой орган координирует деятельность исполнительной власти в сфере гражданской защиты?

  1. Из каких подсистем состоит ЕГСГЗ Украины?
  2. Кем создаются функциональные подсистемы ЕГСГЗ Украины?
  3. Кем создаются территориальные подсистемы ЕГСГ3 Украины?

10. Каким органом создается Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС?

11. Кем создаются комиссии но вопросам ЧС?

12. Как правильно называется центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты?

13. В каком году было создано Министерство Украины по вопросам ЧС и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы?

  1. Дайте основное содержание I-го раздела Кодекса ГЗ Украины.
  2. Основное содержание II раздела Кодека ГЗ Украины.
  3. Основные положения III раздела Кодекса Гражданской защиты Украины.
  4. Основные положения IV раздела Кодекса ГЗ Украины.
  5. Основные положения VI раздела Кодекса Гражданской защиты Украины.
  6. Основные положения VII раздела Кодекса ГЗ Украины.
  7. Основные положения VIII раздела Кодекса ГЗ Украины.
  8. Что такое мониторинг, мониторинг окружающей среды?
  9. Какие министерства осуществляют мониторинг окружающей среды?
  10. Какие задачи решает мониторинг окружающей среды’?
  11. Что такое пост радиационного и химического наблюдения?
  12. Что Вы понимаете под радиационным и химическим наблюдением?
  13. Что такое потенциально опасный объект?
  14. Как часто проводится паспортизация ПОО?
  15. По какому адресу отправляют заполненную форму паспорта ПОО?

29. В какой срок необходимо сообщить данные об изменении производственной деятельности ПОО, влияющие на его потенциальную опасность?

30. Какой орган утверждает список ПОО в области?

31. Какой орган имеет право контролировать объем, достоверность и своевременность информации, поданной в паспорте ПОО?

  1. Из каких этапов складывается анализ и прогноз опасности?
  2. Что Вы понимаете под мониторингом окружающей среды?
  3. Какие основные направления системы мониторинга?
  4. Содержание паспорта потенциально опасного объекта?
  5. Что такое потенциальная опасность объекта?
  6. Какие факторы учитывает идентификация опасности?

38. Какие действия осуществляются во время этапа «Анализ опасности и условий возникновения аварий»?

39. Какие действия осуществляются во время этапа «Оценка вероятности возникновения аварий»?

40. Какие действия осуществляются во время этапа «Анализ условий и оценка вероятности развития аварий»?

  1. Что такое взрывоопасная зона?
  2. Какие выделяют классы в взрывоопасных зонах?

43. К какому классу относится зона помещений, в которых выделяются горючие газы и пары в таком количестве, что они могут образовывать с воздухом и другими окислителями взрывоопасные смеси при нормальных режимах работы?

  1. К какому классу относятся зоны помещений в которых взрывоопасные концентрации газов и паров, возможны только в результате аварии или неисправностей?
  2. К какому классу относятся взрывоопасные зоны с наружными установками, содержащие горючие газы и легковоспламеняющиеся жидкости?
  3. К какому классу относятся взрывоопасные зоны в которых возможно образование взрывоопасных концентраций пыли или волокон с воздухом при нормальных режимах роботы
  1. Дайте характеристику взрывоопасной зоны В-Iа?
  2. Дайте характеристику взрывоопасной зоны класса В-I6?
  3. Дайте характеристику пожароопасной зоны класса П-I?
  4. Дайте характеристик) пожароопасной зоны класса П-2?
  5. Дайте характеристику пожароопасной зоны класса П-2а?
  6. Дайте характеристику пожароопасной зоны класса П-3?
  1. Что такое взрыв?
  2. Какие основные параметры поражающих факторов взрыва?
  3. Назовите причины взрывов?
  4. Какие виды разрушений возникают при взрыве?
  5. Характеристика сильного разрушения сооружения при взрыве?
  6. Характеристика среднего разрушения сооружения при взрыве?
  7. Характеристика слабого разрушения сооружений при взрыве?
  8. Какие мероприятия включает противопожарная защита?
  9. Для чего предназначена организация «Ассоциация Женевских зон»?
  10. В какую организацию в 1937г. была преобразована «Ассоциация Женевских зон»?
  11. По какому принципу строится гражданская защита Украины?
  12. В каком году были приняты Женевские конвенции?

65. В каком году были приняты Дополнительные протоколы к 4-м Женевским конвенциям 1949 года?

  1. Основная задача гражданской защиты Украины?
  2. Какое коллективное защитное сооружение является герметическим?
  3. Что понимаете под термином «Аварийно-спасательная служба»?
  4. Что такое неспециализированная аварийно-спасательная служба?

70. Что понимаете под термином «Оперативно-спасательная служба гражданской защиты»?

71. Что понимаете под термином «Профессиональная аварийно-спасательная служба»?

72. Что понимаете под термином «оповещение» в системе гражданской защиты?

73. Как называлась предшественница гражданской обороны в СССР до Великой отечественной войны?

  1. Какие мероприятия включает инженерная защита территорий?
  2. Когда проводится обязательная эвакуация населения?
  3. Из каких зон проводится общая эвакуация?
  4. Какие мероприятия включает радиационная и химическая защита?

78. Какие мероприятия включает медицинская защита и обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения?

79. Какие мероприятия включает биологическая защита населения, животных и растений?

  1. Что такое зона катастрофического затопления местности, при прорыве плотины?
  1. Какие основные принципы осуществления Гражданской защиты Украины?
  2. Субъекты обеспечения Гражданской защиты Украины?
  3. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере гражданской защиты?
  4. Права и обязанности граждан в сфере гражданской защиты?
  5. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях?
  6. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях?
  7. Защита населения при химическом заражении местности?
  8. Правила поведения и действия населения при землетрясениях?
  9. Организация и проведение эвакуационных мероприятий на объектах хозяйствования при чрезвычайных ситуациях?
  10. Организация укрытия рабочих и служащих объектов хозяйственной деятельности в защитных сооружениях ГЗ?
  11. Использование средств индивидуальной защиты?
  12. Особенности поведения и действий человека в экстремальной ситуации.
  13. Какие признаки ступора? В чём заключается помощь при ступоре?
  14. Какие признаки апатии? В чем заключается помощь при апатии?
  15. Какие признаки истерической реакции? В чём заключается помощь при истерической реакции?
  16. Какие признаки агрессивной реакции? В чём заключается помощь при агрессивной реакции?
  17. Что такое психотравма для человека?
  18. Понятие терроризма, его виды. Что такое заложничество?
  19. Что такое паника? Характерные черты паники?
  20. В чём заключается безопасное поведение в толпе
  1. Когда был принят Кодекс гражданской защиты?
  2. Что такое мониторинг, мониторинг окружающей среды?
  3. Что такое взрывоопасная зона?
  4. Для чего предназначена организация «Ассоциация Женевских зон»?
  5. Какие основные принципы осуществления Гражданской защиты Украины?

^ КАРТА №2.

  1. Дайте определение гражданской защите Украины?
  2. Какие министерства осуществляют мониторинг окружающей среды?
  3. Какие выделяют классы в взрывоопасных зонах?
  4. В какую организацию в 1937г. была преобразована «Ассоциация Женевских зон»?
  5. Субъекты обеспечения Гражданской защиты Украины??

^ КАРТА №3.

  1. На какие классы делятся ЧС по происхождению на Украине?
  2. Какие задачи решает мониторинг окружающей среды?
  3. К какому классу относится зона помещений, в которых выделяются горючие газы и пары в таком количестве, что они могут образовывать, с воздухом и другими окислителями взрывоопасные смеси при нормальных режимах работы?
  4. По какому принципу строится гражданская защита Украины?
  5. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере гражданской защиты?

^ КАРТА №4.

  1. На какие уровни делятся ЧС на Украине в зависимости от последствий, объемов технических и материальных средств, необходимых для их ликвидации?
  2. Что такое пост радиационного и химического наблюдения?
  3. К какому классу относятся зоны помещений в которых взрывоопасные концентрации газов и паров возможны только в результате аварии или неисправностей?
  4. В каком году были приняты Женевские конвенции?

5. Права и обязанности граждан в сфере гражданской защиты?
^ КАРТА №5.

  1. Какой орган устанавливает порядок классификации ЧС по уровням?
  2. Что Вы понимаете под радиационным и химическим наблюдением?
  3. К какому классу относятся взрывоопасные зоны с наружными установками, содержащие горючие газы и легковоспламеняющиеся жидкости?
  4. В каком году были приняты Дополнительные протоколы к 4-м Женевским конвенциям 1949 года?
  5. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях?

^ КАРТА №6.

  1. Какой орган координирует деятельность исполнительной власти в сфере гражданской защиты?
  2. Что такое потенциально опасный объект?
  3. К какому классу относятся взрывоопасные зоны, в которых возможно образование взрывоопасных концентраций пыли или волокон с воздухом при нормальных режимах роботы?
  4. Основные задачи гражданской защиты Украины?
  5. Защита населения при химическом заражении местности?

^ КАРТА №7.

  1. Из каких подсистем состоит ЕГС ГЗ Украины?
  2. Как часто проводится паспортизация ПОО?
  3. Дайте характеристику взрывоопасной зоны В-Iа?
  4. Какое коллективное защитное сооружение является герметическим?
  5. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях?

^ КАРТА №8.

  1. Кем создаются функциональные подсистемы ЕГС ГЗ Украины?
  2. По какому адресу отправляют заполненную форму паспорта ПОО?
  3. Дайте характеристику взрывоопасной зоны класса В-1б?
  4. Что понимаете под термином «Аварийно-спасательная служба»?
  5. Правила поведения и действия населения при землетрясениях?

^ КАРТА №9.

  1. Кем создаются территориальные подсистемы ЕГС ГЗ Украины?
  2. В какой срок необходимо сообщить данные об изменении производственной деятельности ПОО, влияющие на его потенциальную опасность?
  3. Дайте характеристику пожароопасной зоны класса П1?
  4. Что такое неспециализированная аварийно-спасательная служба?

5. Организация и проведение эвакуационных мероприятий на объектах хозяйствования при чрезвычайных ситуациях?

^ КАРТА №10.

  1. Каким органом создается Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС?
  2. Какой орган утверждает список ПОО в области?
  3. Дайте характеристику пожароопасной зоны класса П-3?
  4. Что понимаете под термином «Оперативно-спасательная служба гражданской защиты»?
  5. Организация укрытия рабочих и служащих объектов хозяйственной деятельности в защитных сооружениях ГЗ?

^ КАРТА №11.

  1. Кем создаются комиссии по вопросам ЧС?
  2. Какой орган имеет право контролировать объем, достоверность и своевременность информации, поданной в паспорте ПОО?
  3. Дайте характеристику пожароопасной зоны класса П-2а?
  4. Что понимаете под термином «Профессиональная аварийно-спасательная служба»?
  5. Использование средств индивидуальной защиты?

^ КАРТА №12.

  1. Как правильно называется центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и который реализует государственную политику в сфере гражданской защиты?
  2. Из каких этапов складывается анализ и прогноз опасности?
  3. Дайте характеристику пожароопасной зоны класса П-2?
  4. Что понимаете под термином «оповещение» в системе гражданской защиты?
  5. Особенности поведения и действий человека в экстремальной ситуации?

^ КАРТА №13.

  1. В каком году было создано Министерство Украины по вопросам ЧС и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы?
  2. Что Вы понимаете под мониторингом окружающей среды?
  3. Что такое взрыв?
  4. Как называлась предшественница гражданской обороны в СССР до Великой отечественной войны?
  5. Какие признаки ступора? В чём заключается помощь при ступоре?

^ КАРТА №14.

  1. Дайте основное содержание 1-го раздела Кодекса ГЗ Украины?
  2. Какие основные направления системы мониторинга?
  3. Какие основные параметры поражающих факторов взрыва?
  4. Какие мероприятия включает инженерная защита территорий?
  5. Какие признаки апатии? В чем заключается помощь при апатии?

^ КАРТА №15.

  1. Основное содержание II раздела Кодека ГЗ Украины?
  2. Содержание паспорта потенциально опасного объекта?
  3. Назовите причины взрывов?
  4. Когда проводится обязательная эвакуация населения?
  5. Какие признаки истерической реакции? В чём заключается помощь при истерической реакции?
  1. Основные положения III раздела Кодекса Гражданской защиты Украины?
  2. Что такое потенциальная опасность объекта?
  3. Какие виды разрушений возникают при взрыве?
  4. Из каких зон проводится общая эвакуация?
  5. Какие признаки агрессивной реакции? В чём заключается помощь при агрессивной реакции?

^ КАРТА №17.

  1. Основные положения IV раздела Кодекса ГЗ Украины?
  2. Какие факторы учитывает идентификация опасности?
  3. Характеристика сильного разрушения сооружения при взрыве?
  4. Какие мероприятия включает радиационная и химическая защита?
  5. Что такое психотравма для человека?

^ КАРТА №18.

  1. Основные положения VI раздела Кодекса Гражданской защиты Украины?
  2. Какие действия осуществляются во время этапа «Анализ опасности и условий возникновения аварий»?
  3. Характеристика среднего разрушения сооружения при взрыве?
  4. Какие мероприятия включает медицинская защита и обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения?
  5. Что такое паника? Характерные черты паники?

^ КАРТА №19.

  1. Основные положения VII раздела Кодекса ГЗ Украины?
  2. Какие действия осуществляются во время этапа «Оценка вероятности возникновения аварий»?
  3. Характеристика слабого разрушения сооружений при взрыве?
  4. Какие мероприятия включает биологическая защита населения, животных и растений?
  5. Понятие терроризма, его виды. Что такое заложничество?

КАРТА №20.

  1. Основные положения VШ раздела Кодекса ГЗ Украины?
  2. Какие действия осуществляются во время этапа: «Анализ условий и оценка вероятности развития аварий»?
  3. Какие мероприятия включает противопожарная защита?
  4. Что такое зона катастрофического затопления местности, при прорыве плотины?
  5. В чём заключается безопасное поведение в толпе?

Когда был принят уголовный кодекс российской федерации

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Уголовный кодекс РФ (УК РФ)

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ в последней редакции, действующей с 10 августа 2018 года

Действующий УК РФ принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. и в соответствии с Федеральным законом от 13.06.1996 N 64-ФЗ введен в действие с 1 января 1997 года (за исключением отдельных его положений).

Действующий с 1997 года Уголовный кодекс РФ является четвертым уголовным кодексом, принятым в 20 веке в России. Предыдущие три принимались в 1922, 1926 и 1960 годах.

Принятые в СССР кодексы отражали советское социалистическое уголовное право, тогда как УК РФ 1997 года принимался с учетом новых экономических и политических реалий и включал в себя уже принципы и нормы международного права.

Уголовное законодательство – одно из самых динамично меняющихся. С момента введения УК РФ, принято более 100 федеральных законов, которыми внесены десятки изменений и дополнений в УК РФ.

При этом, не наблюдается реализации «избранного государством курса на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства».

Если УК РФ 1997 года на момент введения его в силу содержал 360 статей, то по состоянию на июль 2015 года Уголовный кодекс РФ включает в себя уже 445 статей, что свидетельствует о расширении криминализации деяний.

Первоначальный текст Уголовного кодекса опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ» (17.06.1996, N 25, ст. 2954), «Российская газета» (N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996).

Ниже представлен текст документа:

Уголовный кодекс РФ с последними изменениями (внесенными Федеральными законами от 29.07.2018 N 229-ФЗ, N 227-ФЗ), вступившими в силу с 10.08.2018 года (ред. 174)

13 июня 1996 года

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
24 мая 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
5 июня 1996 года

Общая часть

Раздел I. Уголовный закон

Глава 1. Задачи и принципы Уголовного кодекса
Российской Федерации

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве

Раздел II. Преступление

Глава 3. Понятие преступления и виды преступлений

Глава 4. Лица, подлежащие уголовной ответственности

Глава 5. Вина

Глава 6. Неоконченное преступление

Глава 7. Соучастие в преступлении

Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Раздел III. Наказание

Глава 9. Понятие и цели наказания. Виды наказаний

Глава 10. Назначение наказания

Раздел IV. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания

Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности

Глава 12. Освобождение от наказания

Глава 13. Амнистия. Помилование. Судимость

Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера

Глава 15. Принудительные меры медицинского характера

Глава 15.1. Конфискация имущества

Особенная часть

Раздел VII. Преступления против личности

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья

Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности

Глава 18. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Раздел VIII. Преступления в сфере экономики

Глава 21. Преступления против собственности

Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности

Глава 23. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Глава 24. Преступления против общественной безопасности

Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

Глава 26. Экологические преступления

Глава 27. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации

Раздел X. Преступления против государственной власти

Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Глава 31. Преступления против правосудия

Глава 32. Преступления против порядка управления

Раздел XI. Преступления против военной службы

Глава 33. Преступления против военной службы

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества

Глава 34. Преступления против мира и безопасности человечества

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
13 июня 1996 года
N 63-ФЗ

Уголовный кодекс Российской Федерации

С 1 января 1997 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. и подписан Президентом России 13 июня 1996 г.

Сделан крупный шаг в проведении судебной реформы, совершенствовании системы защиты прав и свобод личности, демократизации отечественного уголовного законодательства. Вызванный к жизни происходящими в современной России коренными экономическими, социальными и политическими преобразованиями, Кодекс призван максимально содействовать становлению нового общества, утверждению в нем законности, правопорядка, основополагающих принципов международного права, касающихся свободы и безопасности человека.

УК 1996 г. — это четвертый Уголовный кодекс России. Первые три, как известно, были приняты в 1922, 1926 и 1960 годах. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. пришел на смену репрессивному сталинскому законодательству 30 — 40-х годов и был в сравнении с ним, безусловно, прогрессивнее и демократичнее. Однако и он был порожден административно — командной системой, отмечен пороками тоталитаризма. Прежнее уголовное законодательство основывалось на вере в могущество принуждения, репрессии, в то, что хозяйственные упущения можно устранить силой уголовного закона вместо проведения соответствующих экономических и социальных преобразований. В нем отсутствовали примат общечеловеческих ценностей, уважение прав и свобод человека, уважение к международным обязательствам страны. Для норм УК РСФСР были характерны излишняя идеологизация, конъюнктурность, декларативность многих положений.

Правоприменительная практика постоянно ощущала нестабильность уголовного законодательства. С момента принятия и до его отмены в УК РСФСР было внесено более 700 изменений и дополнений, причем некоторые нормы менялись по пять — семь раз. Кроме того, Кодекс был переполнен «мертвыми» нормами, крайне редко применяемыми; новыми нормами Кодекс пополнялся весьма хаотично, отдельные нормы дублировались, противоречили друг другу. К этому следует добавить, что в целом в уголовном законодательстве не были сформулированы четкие критерии разграничения преступных и непреступных правонарушений. В совокупности все вышеизложенное приводило к нарушению необходимой системности уголовного законодательства.

Неопределенность формулировок закона обуславливала невосприятие населением соответствующих деяний как преступных. В результате законодатель фактически сам способствовал насаждению правового нигилизма.

Устаревшее недемократическое законодательство не могло эффективно работать на происходящие в России общественные перемены; не в состоянии оно было обеспечить и переходный период страны к рыночным отношениям, так как основывалось на принципах жесткого централизованного планирования в экономике. Прежнее законодательство во многом было несовместимо и с концепцией демократического правового государства.

Таким образом, основная причина необходимости коренной реформы уголовного законодательства в России состояла в том, что многие положения ранее действовавшего законодательства уже не отвечали ни экономическим, ни социальным, ни политическим потребностям современного российского общества, ни тем более международным нормам о правах человека.

Другая важная причина заключалась в том, что прежнее законодательство с самого начала не было криминологически обоснованным, не учитывало должным образом новых характеристик и тенденций преступности. Да этого и не могло быть, так как в то время, когда разрабатывался УК РСФСР 1960 г., криминологии как науки в стране вообще не существовало. К тому же и преступность за последние 30 — 35 лет претерпела весьма существенные как количественные, так и, что особенно важно, качественные изменения.

В последние годы проблема преступности приобрела для российского общества особое значение, став подлинно социальным бедствием, угрожающим самим устоям российской государственности и национальной безопасности. Статистика свидетельствует, что по сравнению с 1960 г. число преступлений в России возросло в четыре раза. В настоящее время ежегодно регистрируется около трех миллионов преступлений (и это при значительной латентности: на каждое зарегистрированное преступление приходится два незарегистрированных).

УК РСФСР, естественно, не был рассчитан на этот «взрыв» преступности. Его создатели исходили из посылки о неизбежности близкой, в течение чуть ли не ближайшего десятилетия, ликвидации преступности. Поэтому никакое «латание» этого Кодекса путем внесения в него изменений и дополнений не в состоянии было создать преграду нарастающему валу преступных проявлений. Необходим был новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который отвечал бы не только современным экономическим, социальным, политическим, но и криминологическим потребностям российского общества.

Таким образом, важнейшей задачей политики в области борьбы с преступностью в России стало проведение коренной реформы уголовного законодательства, которая осуществлялась как путем внесения необходимых изменений и дополнений в действовавшее уголовное законодательство, так и путем разработки проектов и принятия нового Уголовного кодекса.

Основу реформы уголовного законодательства России, завершившейся принятием нового Уголовного кодекса, составили следующие концептуальные положения.

Первое. Произошло принципиальное изменение в расстановке ценностно — нормативных приоритетов в сфере борьбы с преступностью. В Кодексе признано, что человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью. В соответствии с этим концептуальным положением последовательно проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашена ориентация на максимальное обеспечение безопасности личности, всемерную охрану жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенности. Приоритетность задачи охраны личности от преступных посягательств вытекает также из положений Конституции РФ (гл. 2) и гарантируется ею.

Данная концептуальная идея получила воплощение в нормах Общей и Особенной частей УК. Ей, в частности, подчинена структура Особенной части Кодекса, которая построена с учетом значимости объектов правовой охраны (по схеме: «личность — общество — государство») и прежде всего предусматривает ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан.

Не случайно Особенная часть Кодекса открывается теперь главами не о государственных преступлениях, а разделом «Преступления против личности», в который включены следующие главы: «Преступления против жизни и здоровья», «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», «Преступления против семьи и несовершеннолетних».

Некоторые нормы названных глав предусматривают дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного и от личностных признаков, характеризующих виновных и потерпевших. Умышленные посягательства на жизнь человека, например, отнесены к категории особо тяжких преступлений, за которые при наличии отягчающих обстоятельств возможно назначение самых строгих наказаний (лишение свободы на срок до 20 лет, пожизненное лишение свободы, смертная казнь). За убийство, совершенное без отягчающих и смягчающих обстоятельств, указанных в соответствующих статьях Кодекса, установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. Повышение санкции за убийство объясняется необходимостью усиления правовой защиты жизни граждан как самой высшей ценности.

Уголовный кодекс РФ исходит из необходимости сохранения смертной казни за особо тяжкие преступления, связанные с умышленным посягательством на жизнь человека (ст. 20 Конституции). Современные криминологические реалии в России таковы, что было бы, на наш взгляд, преждевременно исключать из УК данную меру общественной безопасности (меру социальной защиты). Как показывают исследования, на определенный контингент лиц (пусть сравнительно небольшой, по экспертным оценкам, — 14 — 18%) смертная казнь оказывает устрашающее превентивное воздействие. Нельзя не считаться и с общественным правосознанием, в котором весьма прочно укоренилось представление о справедливости и целесообразности смертной казни за преступления, связанные с умышленным лишением жизни другого человека.

Сторонники полной отмены смертной казни нередко ссылаются на данные уголовной статистики (нашей и зарубежной), которая не подтверждает того факта, что с введением такой меры наказания сокращаются соответствующие преступления. Однако ведь никто и не подсчитывал, насколько возросло бы число данных преступлений, не будь за их совершение установлена смертная казнь.

Перспективы же дальнейшего применения этой меры социальной защиты достаточно неопределенны. В апреле 1997 г. Россия подписала вытекающий из членства в Совете Европы Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающий отмену смертной казни, за исключением весьма ограниченных случаев, связанных с состоянием войны или ее угрозой. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предстоит принять решение о ратификации данного протокола. Перспективы такой ратификации представляются весьма проблематичными. Подавляющее большинство населения России против отмены смертной казни. Немедленная отмена смертной казни, по нашему глубокому убеждению, наверняка породит у преступных элементов чувство безнаказанности и вседозволенности.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день исключительная мера наказания в виде смертной казни отменена лишь в 37 странах мира, а в 98 государствах она применяется до сих пор, в том числе и в большинстве штатов США. Из 40 стран — членов Совета Европы 16 государств сохранили в своем законодательстве смертную казнь.

Тем не менее в настоящее время смертная казнь в России не применяется. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 2 февраля 1999 г. постановил, что суды РФ не вправе приговаривать обвиняемого к этой исключительной мере наказания до тех пор, пока всем гражданам России не будет обеспечено гарантированное Конституцией РФ право на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей.

Второе. Новое уголовное законодательство последовательно проводит принципы демократизации и гуманизации. К ним, в соответствии со ст. 3 — 7 УК РФ, относятся принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости ответственности и гуманизма. Уголовный кодекс исходит из того, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно — правовые последствия определяются только уголовным законом. Содержание уголовного закона понимается в точном соответствии с его текстом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Лицо подлежит уголовной ответственности только за то деяние, в отношении которого установлена его вина. Объективное вменение не допускается.

Применяемые к лицу, совершившему преступление, наказания и иные меры уголовно — правового воздействия должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, быть необходимыми и достаточными для восстановления социальной справедливости, исправления виновных и предупреждения новых преступлений. Целью наказания не может быть причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Третье. УК 1996 г. свойственна тщательная дифференциация уголовной ответственности. Данное концептуальное положение основано на том, что при определении уголовной ответственности критерием являются интересы общественной безопасности. Это означает, с одной стороны, сохранение повышенной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, за рецидив, проявления профессиональной и организованной преступности, а с другой стороны, применение иных, более мягких мер воздействия к лицам, не требующим столь сурового к ним отношения. Кроме того, данный подход означает также устранение избыточности уголовной репрессии, декриминализацию и депенализацию мелких преступлений, гуманизацию наказания, если это не противоречит интересам общественной безопасности.

Дифференциацию уголовной ответственности во многом определяет категоризация преступлений, проведенная в новом Кодексе в зависимости от тяжести содеянного и форм вины. В соответствии с ней все деяния, предусмотренные Особенной частью УК, подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Такая категоризация является основой дифференциации ответственности, ибо с принадлежностью конкретного преступления к той или иной категории связаны определенные уголовно — правовые последствия — установление рецидива, ответственность за приготовление к преступлению, назначение наказания и освобождение от него, судимость и пр.

По нашему мнению, и в новом Уголовном кодексе сохраняется порой избыточность уголовной репрессии. Некоторые предусмотренные в нем деяния (например, в гл. 19, 22) вполне можно было бы отнести к административным правонарушениям.

В классификации преступлений целесообразно было бы предусмотреть и такие полярные категории криминальных деяний, как «уголовные проступки» (санкции за совершение которых не связаны с лишением свободы) и «преступления исключительной тяжести» (за совершение которых возможно применение наказания в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни). Недостаточно дифференцированы, на наш взгляд, ответственность и наказание за различные формы хищения чужого имущества.

С дифференциацией ответственности тесно связана и предусмотренная новым Кодексом система уголовных наказаний. В соответствии с УК видами наказания являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Таким образом, в систему наказаний включены новые виды (обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы), а почти каждый ранее известный вид наказания наполнился новым содержанием. При этом более строгий вид наказания, из числа предусмотренных за данное преступление, назначается лишь в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижения целей наказания.

Однако следует отметить, что в настоящее время практическая реализация некоторых из перечисленных выше видов наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) не может быть обеспечена материальными ресурсами. По оценке Министерства финансов России на конец 1995 г. только на введение и функционирование арестных домов потребуется 7,5 трлн. неденоминированных рублей. Таких средств нет. Поэтому положения нового УК о наказаниях в виде обязательных работ и ареста будут вводиться в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно — исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения наказаний этих видов, но не позднее 2001 г. (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. в редакции Федерального закона от 27 декабря 1996 г.).

В целом же новый Кодекс по сравнению с прежним стал жестче. Он значительно усиливает ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В частности, максимальный срок лишения свободы увеличен до 20 лет, при назначении наказания по совокупности преступлений — до 25 лет, а по совокупности приговоров — до 30 лет. Предусматривается и пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни.

Четвертое. Новый Кодекс закрепляет приоритет международного договора, касающегося вопросов уголовной ответственности, перед внутригосударственным правом, а также воспроизводит в конкретных нормах положения международных договоров, заключенных и ратифицированных Российской Федерацией. Принцип приоритета международного договора не означает, что последний является законом прямого действия, поскольку, как правило, международные конвенции по проблемам борьбы с преступностью не содержат признаков составов запрещаемых деяний и перечня конкретных санкций; эти вопросы в каждой стране решаются законодателем с учетом содержания и структуры внутригосударственного права, национальных традиций и т.д. Провозглашение данного принципа означает лишь, что законодательные органы конкретных стран обязаны незамедлительно после подписания и ратификации данного международного соглашения внести соответствующие изменения в «свои» уголовные кодексы.

В соответствии с этим концептуальным подходом гл. 34 Особенной части УК «Преступления против мира и безопасности человечества» предусматривает ответственность за такие деяния, как агрессия, призывы к войне, наемничество, геноцид, посягательство на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой, экоцид, нарушения международных конвенций о войне и др. Положения международных конвенций учтены и в других главах УК. При этом максимально использован мировой законодательный опыт.

Пятое. УК 1996 г. отличается соответствием отечественного уголовного законодательства современным экономическим потребностям общества. Данное положение исходит прежде всего из того, что в настоящее время наша страна переживает сложный период: переход от жесткой централизованной планируемой экономики к свободным рыночным отношениям. И законодательство должно максимально способствовать этому.

Поэтому не случайно в УК глава о преступлениях в сфере экономической деятельности — самая большая (гл. 22). Она содержит описание 32 составов преступлений, подавляющее большинство которых являются для российского уголовного законодательства новыми. К их числу следует отнести такие новые виды экономических преступлений, как лжепредпринимательство; незаконная банковская деятельность; регистрация незаконных сделок с землей; воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство; злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии); незаконный экспорт технологий, научно — технической информации, услуг и др.

Кроме названной главы, раздел VIII Кодекса, посвященный преступлениям в сфере экономики, включает также традиционную главу «Преступления против собственности» и новую главу — «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Содержащиеся в них нормы направлены на защиту всех форм собственности и свободы экономической деятельности.

Шестое. Законодатель предпринял меры по приведению отечественного уголовного законодательства в соответствие с криминологической реальностью в стране. Это означает реализацию требования, чтобы концепция реформы уголовного законодательства основывалась на тщательном учете выявленных и прогнозируемых тенденций преступности, ее структуры, новых ее видов, контингента преступников и т.п., на четком и ясном понимании того, каких изменений в состоянии, структуре и динамике преступности можно будет добиться, совершенствуя соответствующие правовые институты и нормы. В противном случае нельзя исключить возможности принятия законодателем решений, которые могли бы осложнить обстановку в стране, вызвать рост рецидивной преступности и отрицательно повлиять на состояние общественного порядка.

Организованная преступность в России, например, давно уже вышла за рамки законодательной регламентации в УК института соучастия. Она связана с функционированием особого рода криминальных структур — управляемых преступных сообществ (организаций). В связи с этим в Уголовном кодексе сделана попытка закрепить норму о преступных сообществах (организациях) и об особенностях ответственности их участников. Кроме того, предусмотрена дифференциация ответственности участников преступного сообщества в зависимости от выполняемой ими роли.

Так, лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, должно прежде всего нести ответственность за организационную преступную деятельность. Помимо этого организатор либо руководитель преступного сообщества (преступной организации) должен нести ответственность также за совершенные организованной группой или преступным сообществом конкретные преступления, если они планировались под его руководством и охватывались его умыслом. Рядовые же участники преступного сообщества будут нести ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие, а также за участие в таком сообществе.

По идее, в Особенной части УК следовало предусмотреть ряд составов, к особо квалифицирующим признакам которых было бы отнесено совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией). Однако ни в одной норме Особенной части этого сделано не было. Лишь ст. 210 предусматривает ответственность за организацию преступного сообщества и участие в нем.

В связи с ростом специального рецидива, специализацией и профессионализацией преступной деятельности весьма целесообразно включение в статьи Уголовного кодекса такого квалифицирующего (отягчающего ответственность) признака, как совершение ранее тождественного или однородного криминального деяния. К сожалению, в новом Кодексе это реализовано лишь частично.

Седьмое. Важно отметить и такие достоинства нового УК, как повышение профилактической функции уголовного закона, эффективности специальной и общей превенции преступлений, расширение возможностей поощрительных норм, норм Уголовного кодекса с профилактической направленностью. Данное концептуальное положение основывается на том, что за совершение многих преступлений в УК следует устанавливать такие санкции, которые делали бы невыгодным занятие преступной деятельностью.

Однако этот принцип последовательно реализовать в Кодексе, к сожалению, не удалось. Не без оснований, например, в официальном отклике на новый УК Департамента налоговой полиции говорилось, что гражданам и организациям выгоднее нести ответственность за уклонение от уплаты налогов, нежели платить их. И это относится не только к налоговым преступлениям.

В то же время было бы несправедливым полностью отрицать профилактический потенциал нового Кодекса. Он, в частности, значительно расширил виды освобождения от уголовной ответственности в случае так называемого позитивного посткриминального поведения лица. В УК появились новые основания освобождения от уголовной ответственности при совершении преступлений небольшой тяжести: в связи с деятельным раскаянием виновного и в связи с примирением с потерпевшим. Под деятельным раскаянием понимается добровольная явка с повинной, содействие раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба, заглаживание вреда, причиненного в результате преступления. Такое раскаяние при совершении преступлений иных категорий влечет освобождение от уголовной ответственности в случаях, специально предусмотренных в Особенной части Кодекса.

Восьмое. Ряд норм нового Кодекса свидетельствует о повышении уровня правовой защищенности сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, а также граждан, участвующих в пресечении правонарушений. В связи с этим положением в Кодекс включены три состава преступлений: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт); посягательство на жизнь судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, и других лиц, участвующих в отправлении правосудия либо осуществляющих предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов или военнослужащего в целях воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Данные преступления считаются теперь оконченными с момента покушения на жизнь указанных лиц (так называемые усеченные составы). Санкция за их совершение — лишение свободы на срок от 12 до 20 лет либо смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Обеспечение повышенной охраны жизни и здоровья сотрудников правоохранительных и контролирующих органов в условиях уголовного беспредела — настоятельное требование дня. Ведь, по сопоставимым данным ЮНЕСКО, в России работники милиции погибают в 2,5 раза чаще, чем в США и Франции.

К сожалению, в новом УК далеко не все сделано для усиления уголовно — правовой защиты сотрудников правоохранительных и контролирующих органов.

Девятое. Еще одна концептуальная идея Уголовного кодекса России связана с совершенствованием содержательной и юридико — технической стороны уголовного законодательства (в плане конструкции соответствующих институтов и норм, их систематизации, логики и языка уголовного закона, устранения пробелов прежнего законодательства и т.п.).

Без этого самые благие намерения в области правотворчества могут обернуться своей противоположностью, как это, например, сравнительно недавно произошло при изменении редакции ст. 13 УК РСФСР о необходимой обороне (см.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР» от 1 июля 1994 г.). Достаточно четкая формулировка действовавшего закона о том, что необходимая оборона есть правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, была заменена политическим лозунгом о том, что каждый имеет право на защиту правоохраняемых интересов. Вопреки усилиям разработчиков Закона расширить право граждан на оборону от преступных посягательств, в действительности это право было сужено указанием на то, что «правомерной является защита. путем причинения любого вреда посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица». А если посягательство угрожает причинением тяжкого вреда здоровью, если женщина обороняется против нападения насильника, если защищается неприкосновенность жилища, собственность? Разве здесь исключается возможность причинения любого вреда посягающему? В результате практика ориентировалась на совершенно неприемлемое для нее требование абсолютной соразмерности (пропорциональности) между грозящим вредом и вредом, причиняемым обороной, между способами и средствами защиты, с одной стороны, и способами и средствами посягательства — с другой.

Новый Уголовный кодекс восстановил прежнюю (проверенную временем) редакцию нормы о необходимой обороне с некоторыми существенными дополнениями. Одно из них, касающееся того, что «право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения» (ч. 2 ст. 37 УК РФ), имеет принципиальное значение. Тем самым сделана попытка уравнять в правах при осуществлении акта необходимой обороны частных лиц и сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, к которым на практике всегда предъявлялись в этом отношении повышенные требования (см., например, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств»).

В целом же, по сравнению с ранее существовавшими проектами, окончательная редакция УК РФ значительно улучшена. Безусловно, он представляет собой крупное достижение российской науки уголовного права и практики современного правотворчества, знаменует новый, демократический этап в развитии российского уголовного законодательства.

Однако, как известно, идеальных законов не существует. Правоохранительные органы обеспокоены некоторыми неудачными (а порой и ошибочными) решениями и пробелами нового Кодекса. Это ставит перед правоприменительной практикой очень серьезные, порой трудноразрешимые проблемы.

В качестве наиболее яркого примера рассмотрим формулировку ч. 1 ст. 12 УК, касающуюся действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. Редакция этой нормы такова, что уголовно ненаказуемыми могут оказаться многие совершенные за границей российскими гражданами преступления против безопасности нашего государства (включая государственную измену), в сфере экономической деятельности, против интересов государственной службы, правосудия, порядка управления и т.д.

Дело в том, что не всякое деяние, являющееся преступным в соответствии с УК России, признается таковым в государстве, на территории которого оно совершается. А ведь оно может быть направлено не только против интересов иностранного государства и его граждан, когда такой подход оправдан, но и против интересов России и ее граждан. В последнем случае требование закона о том, чтобы предусмотренное УК деяние непременно признавалось преступным в государстве, на территории которого оно было совершено, в ряде случаев подрывает национальный и реальный принципы действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц.

Не способствует борьбе с профессиональной преступностью отсутствие в нормах Особенной части УК и таких квалифицирующих признаков, как «совершение преступления в виде промысла» или «совершение преступления лицом, ранее судимым за данное преступление».

Уголовный кодекс РФ практически ликвидирует предусматривавшийся УК РСФСР (ст. 57) институт снятия судимости с лиц, осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше десяти лет. Для осужденных к лишению свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления сейчас предусматривается лишь автоматическое погашение судимости по истечении соответственно шести или восьми лет после отбытия наказания. Вряд ли такое решение может способствовать делу усиления борьбы с особо тяжкими преступлениями.

С момента вступления в силу нового УК серьезные сложности для правоприменения стали вызывать формулировки некоторых составов преступлений, в которых законодателем конкретно не была указана форма вины. В соответствии с действовавшей до недавнего времени редакцией ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное по неосторожности, признавалось преступлением только в том случае, когда это специально предусматривалось соответствующей статьей Особенной части УК.

Обратимся к главе 26 УК «Экологические преступления». В ней содержится по крайней мере 11 — 12 составов преступлений (ст. 246 — 252, 254 — 255, 257, 259, 262), при совершении которых возможна как умышленная, так и неосторожная вина. Однако совершение этих деяний по неосторожности (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ — ст. 246) не влекло за собой уголовной ответственности, поскольку в диспозициях соответствующих статей форма вины вообще не указана. Следовательно, уголовная ответственность была возможна лишь в случаях умышленного совершения указанных преступлений, что в принципе для экологических преступлений не столь характерно.

Создавшаяся ситуация в какой-то степени (не до конца!) разрешена Федеральным законом от 25 июня 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», внесшим изменения в редакцию ч. 2 ст. 24 УК.

В последнее время подлинным бедствием для россиян стало совершение террористических акций с использованием боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. УК в качестве квалифицирующего терроризм обстоятельства рассматривает лишь его совершение с применением огнестрельного оружия (п. «в» ч. 2 ст. 205). Остается загадкой, почему в этот пункт не включено также использование боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, тем более что п. «к» ч. 1 ст. 63 УК относит такое использование к числу обстоятельств, отягчающих наказание. Вообще норма о терроризме нуждается, на наш взгляд, в серьезных изменениях.

Совершенно непонятно, какими мотивами руководствовался законодатель, понижая санкцию за незаконное владение огнестрельным оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами с восьми лет лишения свободы (ч. 1 ст. 218 УК РСФСР) до трех лет (ч. 1 ст. 222 УК). О криминологической обоснованности такого решения говорить не приходится.

Необходимо отметить, что система санкций норм Особенной части УК в отдельных случаях противоречит интересам охраны личности и общественной безопасности. Сомнительным, например, является положение, когда такое особо тяжкое преступление, как убийство, наказывается с учетом верхнего предела санкции наравне с особо квалифицированными видами разбоя, вымогательства, изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, квалифицированным видом хищения предметов, имеющих особую ценность. При этом минимальный предел санкции за убийство без отягчающих обстоятельств ниже, чем за указанные корыстно — насильственные и корыстные преступления. По нашему мнению, также недостаточны размеры санкций за квалифицированные виды похищения человека, организацию массовых беспорядков и участие в них, дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, и некоторые другие преступления. Не в полной мере в Особенной части УК используются и возможности применения такого вида наказания, как ограничение свободы.

Для нового Кодекса характерно также ослабление внимания к обеспечению охраны национальной безопасности России. Так, в нем без достаточных оснований снижены, по сравнению с УК РСФСР, санкции многих статей, предусматривающих ответственность за преступления против военной службы. Не обладают должным профилактическим потенциалом нормы, направленные на противодействие налоговой и таможенной преступности.

Перечень подобных замечаний можно было бы продолжить. Однако и приведенных достаточно, чтобы оценить правильность решения Генеральной прокуратуры РФ, принятого еще летом 1996 г. и поддержанного руководством других правоохранительных ведомств (МВД, ФСБ, ФСНП, ГТК), о создании рабочей группы для подготовки в порядке законопроектной инициативы предложений о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Результатом деятельности этой группы явилась разработка проектов ряда соответствующих федеральных законов, переданных в Государственную Думу.

Серьезная систематическая работа на этот счет в настоящее время проводится и в рабочей группе, функционирующей при Комитете по законодательству и судебно — правовой реформе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Уголовный кодекс далек от совершенства. Поэтому в предложениях по его реформированию, поступающих от субъектов законодательной инициативы, недостатка нет. Существуют даже опасения, что наблюдаемый в последнее время законотворческий бум отрицательно скажется на стабильности Уголовного кодекса.

Смотрите так же:

  • Стандартный вычет на третьего ребенка инвалида Стандартный налоговый вычет на детей в 2018 году Стандартный налоговый вычет на ребенка — это сумма заработка, с которой не будет удерживаться подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Эта льгота уменьшает налоговую базу и позволяет увеличить «чистый» […]
  • Брачный договор понятие содержание заключение Брачный договор: понятие, форма, содержание Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт права, социального управления и безопасности Кафедра гражданского права Тема: «Брачный договор: понятие, […]
  • Адвокат тихомиров алексей Алексей Тихомиров АЛЕКСЕЙ ТИХОМИРОВ бас Родился в 1979 в Казани. Закончил Казанское музыкальное училище по специальности хоровое дирижирование (класс В. А. Захаровой). В 2003 закончил Казанскую государственную консерваторию им. Н. Г. Жиганова по […]
  • Вернуть товар на розетке Ves4i.com.ua - официальный сайт в Украине Rozetka.com.ua (Розетка) - самый крупный интернет-магазин Украины Rozetka.com.ua (Розетка) - один из самых крупных магазинов электроники в Украине. Сейчас ассортимент компании сильно расширился и на 2010 […]
  • Военный комиссариат свердловской области нижний тагил Военный Комиссариат Города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области информация актуальна на 24.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж […]
Комментарии запрещены.