Компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции

Компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции

Компетенция арбитражных судов

Волго-Вятская академия государственной службы

факультет управления, экономики и права

Кафедра конституционного и муниципального права

По предмету арбитражный процесс

Тема: Компетенция арбитражных судов

Выполнила: студентка 5 курса

Ромашова Ольга Святославовна

Понятие, виды и основные критерии подведомственности.

Подведомственность (Статья 27.) и категории дел подведомственных арбитражным судам:

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникавших из гражданских правоотношений.

Статья 29. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Статья 31. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судей и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам.

Компетенция арбитражных судов РФ по делам с участием иностранных лиц.

Подсудность дел арбитражным судам. (Статья 34.)

Виды территориальной подсудности.

Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.

Эти две отрасли, входящие в единую семью процессуального права (наряду с уголовно-процессуальным и конституционно-процессуальным), объединяет то, что они регулируют осуществление правосудия в сфере гражданских правоотношений. Отсюда и ряд общих (межотраслевых) принципов процессуальных отраслей права; главными субъектами, как в арбитражном, так и в гражданском процессе являются суды различных инстанций.

Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предприни-мательской и иной экономической деятельности, рассматривающие под-ведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополениями от 5 апреля 2005 г.) относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, разрешающие дела, отнесённые к ведению арбитражных судов. В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

Законодатель определяет субъективный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду: юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя ещё не даёт оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли: общественные, религиозные организации, благотворительные фонды (статья 50 ГК РФ), могут обратиться с иском в арбитражный суд только в тех случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством (часть 3 статьи 50 ГК РФ). Не менее важен для арбитражного законодательства и тот факт, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (статья 125 ГК РФ), должностные лица.

Понятие, виды и основные критерии подведомственности.

Под компетенцией арбитражных судов понимаются полномочия арбитражного суда по рассмотрению и разрешению дела одновременно подведомственного и подсудного данным видом судов.

Подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.

Понятие «подведомственность» употребляется в различных смыслах:

как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;

как правовой институт, то есть совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;

как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и расширению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и решению споров и иных правовых вопросов;

как предпосылка права на обращение в суд.

В АПК под подведомственностью или предметной компетенцией понимают круг дел, отнесённых федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ. В соответствии со статьёй 127 Конституции РФ, статьями 4 и 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В зависимости от того, вносит ли закон разрешение к какой-либо категории дел к ведению исключительно определённых органов или нескольких органов – подведомственность различают на исключительную и множественную. Исключительную подведомственность характеризуют категории дел, рассматриваемые только арбитражным судом независимо от субъектного состава.

Под множественной подведомственностью понимается возможность рассмотреть определённые категории дел, как государственными, так и третейскими судами и иными органами.

В новом АПК при сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) о том, связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражного суда является характер правоотношений — это экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений, которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.

Можно выделить следующие критерии:

характер или предмет дела (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью);

субъективный состав сторон;

наличие соглашения сторон;

спорность или бесспорность права;

характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Помимо указанных критериев, в процессуальном законодательстве используются некоторые иные дополнительные критерии подведомственности.

Подведомственность и категории дел подведомственных арбитражным судам

1) Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду

1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 27 АПК определяет подведомственность дел арбитражным судам через их компетенцию в сфере осуществления правосудия. В соответствии с ней арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуальных предпринимателей, возникающие в сфере предприни-мательской и иной экономической деятельности. При этом ГК РФ исходит из того, что предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (часть 1 статьи 2 ГК).

В субъективный состав дела, подведомственного арбитражному суду, входят:

1) юридические лица. Статья 48 ГК РФ определяет «юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде». Термин «юридические лица» включает в себя все организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренных российским законодательством. Кроме того, арбитражный суд не вправе отказать в принятии искового заявления по причине неподведомственности спора, если с иском обратилось не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение в силу выданной ему доверенности. Это обстоятельство отмечается в постановлении Президиума ВАС РФ от 17 октября 1995 г. № 6015/95.

2) индивидуальные предприниматели. К которым, в соответствии со статьёй 23 ГК РФ, относятся граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренным Законом РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 г. Предпринимателем признаётся и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства (часть 2 статьи 23 ГК РФ).

Также подведомствен арбитражному суду экономический спор или иное дело, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в котором участвуют:

1) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, между субъектами Российской Федерации, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, между муниципальными образованиями.

В части 1 статьи 125 ГК РФ определено, что от имени Российской Федерации и субъектов РФ в суде могут выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В части 2 статьи 125 ГК говориться о том, что от имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут лишь своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, однако об их праве выступать в суде ничего не сказано.

2) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы.

3) должностные лица.

4)образования, не являющиеся юридическими лицами, граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

С иском об обжаловании отказа в государственной регистрации в качестве юридического лица может обратиться организация, которая этого статуса ещё не имеет (статья 49, 51 ГК РФ). Соответственно и граждане, ещё не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут обратиться с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации.

Кроме того, арбитражному суду подведомственны споры по заявлениям кредиторов, в качестве которых могут выступать и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, о признании юридических лиц или индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами), что предусмотрено статьёй 6 Закона о банкротстве и АПК.

В части 5 этой статьи установлено, что все подведомственные арбитражному суду споры, независимо от того, являются ли их участниками организации и граждане РФ или иностранные лица, рассматриваются арбитражным судом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом иностранными лицами, с участием которых могут рассматриваться дела в арбитражном суде, подразумеваются иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую или иную экономическую деятельность на территории РФ (часть 1 статьи 247 АПК).

2) Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространённую категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. В данном случае имеются в виду отношения, регулируемые гражданским законодательством.

Круг этих отношений определён в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК, в числе которых особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или когда указанные лица являются одной из сторон этих отношений. Нормы материального права предусматривают право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав (часть 1 статьи 11 ГК РФ). Статья 8 ГК РФ даёт исчерпывающий перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с ней гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Наиболее распространёнными основаниями являются различные виды сделок.

3) Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно АПК, арбитражные суды в РФ, созданные в соответствии с Конституцией и федеральным законом, осуществляют судебную власть, помимо гражданского судопроизводства, также посредством административного судопроизводства. Под административными правоотношениями юридическая доктрина понимает урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

властеотношение, построенное на началах власть-подчинение (отсутствие юридического равенства сторон);

особый объект и некоторые другие.

Экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, являются одной из важнейших категорий подведомственных арбитражным судам дел. Участниками администра-тивных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или основанные на ином властном подчинении функции. В подобных отношениях могут также находиться непосредственно государственный орган, с одной стороны, и орган местного самоуправления — с другой.

Под «иными публично-правовыми отношениями», из которых может возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, следует понимать, например, земельные, налоговые и другие отношения, которые не ограничиваются собственно гражданской и административной сферами.

К спорам из административных правовых отношений АПК относит:

1. Споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, причём федеральный закон должен прямо относить их рассмотрение к компетенции арбитражного суда;

2. Споры об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Черты, характеризующие ненормативные правовые акты:

содержание обязательных предписаний (правил поведения), влекущих юридические последствия;

содержание в себе не норм права, а лишь предписаний индивидуального характера;

обращение к строго определённым лицам или кругу лиц и издание по вполне определённому поводу;

расчёт на строго определённый вид общественных отношений;

прекращение действия ненормативного акта с прекращением существования конкретных общественных отношений.

Возможность признания недействительным нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления предусмотрена статьёй 13 ГК РФ, что является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

При рассмотрении данной категории дал, нужно отметить следующее:

оспариваемый акт должен носить ненормативный характер;

обжалуемый акт должен порождать юридические последствия;

круг органов, чьи ненормативные акты могут быть признаны недействительными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается – обжаловаться могут ненормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств и т.д.

Перечень органов, правомочных принимать ненормативные акты, носит примерный характер. ВАС РФ определил, что понимается под «иными органами» — это органы различных объединений граждан, например, исполнительные органы общественных организаций, решение которых могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции РФ), органы других юридических лиц, в том числе коммерческих организаций (статьи 53, 103 ГК). Норма Конституции, указанная в части 2 статьи 120, исходит из того, что не только государственные, но и любые органы могут издавать акты. И в случаях, если эти акты нарушают права и охраняемые законом интересы граждан или организаций, должна быть предусмотрена возможность их судебной защиты. Такое понимание «иных органов», тем не менее, не делает их участниками административных правоотношений, поскольку между ними и лицами, чьи права и интересы могут нарушать издаваемые этими органами акты, не существует административного или иного властного подчинения, свойственного системе государственных органов. Поэтому можно сказать, что экономические споры с участием «иных органов» возможны, но возникают они из гражданских, а не из административных правоотношений. Это отмечается в совместном постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8. Данное разъяснение следует иметь в виду при решении вопроса о подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам, учитывая при этом субъективный состав участников конкретного спора.

Понятие должностного лица в настоящее время определяется двумя норма-тивными актами РФ:

Примечание № 1 к статье 285 УК РФ определяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распределительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ;

Примечание к статье 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ говорит о том, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ;

Как видно, два данных определения должностного лица в большей части совпадают.

3.Споры об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

4. Споры о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций.

АПК относит и «другие дела», вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, к подведомственности арбитражных судов. К ним, например, могут быть отнесены следующие споры, ранее прямо обозначенные в АПК (часть 2 статьи 22):

— о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

— о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Однако в любом случае отнесение таких дел к компетенции арбитражных судов должно предусматриваться федеральным законом.

4) Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определённых правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Понятие юридического факта объединяет два противоречивых, но неразрывно связанных момента: это явление действительности – событие или действие (материальный момент), порождающее в силу указания норм права определённые правовые последствия (юридический момент).

Дела об установлении таких фактов рассматриваются арбитражным судом по заявлению заинтересованного лица, когда не возникает спора о праве. В деле нет ответчика, а есть только заявитель и заинтересованные лица.

Арбитражный суд может принять заявление об установлении юридического факта при условии, что он порождает такие юридические последствия, как возникновение, изменение или прекращение прав какого-либо лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. И при удовлетворении подобного заявления арбитражный суд должен в решении изложить тот факт, который был установлен.

В постановлении Пленума ВАС РФ № 13 к числу юридических фактов, которые устанавливаются арбитражным судом, отнесены факты: принадлежности строения или земельного участка на праве собственности; добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собствен-ным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет; регистрации юридического лица в определённое время и в определённом месте.

При этом в данном постановлении предусмотрено, что арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов только при одновременном наличии следующих условий: согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечёт возникновение, изменение или прекращение пра-

воотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

5) Статья 31. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 30 настоящего Кодекса дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

В целях гармонизации практики выполнения государственными судами в РФ функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства в сфере экономики изменены правила о подведомственности заявлений об отмене или приведении в исполнение их решений. Из компетенции судов общей юрисдикции такие дела переданы в компетенцию государственных арбитражных судов. Сокращено количество судебных инстанций, в которые обжалуются определения, выносимые по результатам рассмотрения заявлений об отмене или принудительном исполнении решений третейских судов (международных коммерческих арбитражей): такие определения не подлежат аппеляционному обжалованию. На основании заявления стороны третейского разбирательства могут быть приняты обеспечительные меры арбитражным судом по местонахождению третейского суда, либо по местонахождению или местожительства должника, либо по местонахождению имущества должника.

Параллельно с обеспечительными мерами, применяемыми государственными судами (императивный способ), сохраняется возможность использования диспозитивного способа обеспечения исковых требований, применяемого самим третейским судом.

Третейские суды, осуществляя свою деятельность, освобождают арбитражные суды от незначительных споров.

6) Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьёй 242 АПК, заявление о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаётся стороной в споре, в пользу которой состоялось решение, в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.

Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территории иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, признаются и приводятся в исполнение РФ арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом.

Порядок и условия признания этих решений предусматривается рядом федеральных законов, международных договоров РФ на основе взаимности.

7) Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам

1. Арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Категория дел, указанных в данной статье относится к исключительной подведомственности арбитражным судам. В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК арбитражному суду подведомственны экономические споры и иные дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности с участием особого субъектного состава – образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Список дел, указанных в этой статье не является исчерпывающим, т.к. случаи рассмотрения арбитражным судом дел с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, могут устанавливаться также и федеральными законами.

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было возложено на арбитражные суды Федеральным законом «О несостоятель-ности (банкротстве)». В соответствии с преамбулой этого Закона понятие «предприятие» включает в себя и гражданина-предпринимателя, а ГК предусматривает возможность признания судом несостоятельным (банкротом) как юридического лица (статья 65 ГК), так и индивидуального предпринимателя (статья 25 ГК), арбитражный суд принимает к своему рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве) тех и других.

В постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 особо отмечена эта возможность, а также отмечается, что требования, не связанные с предпринимательской деятельностью, например, о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п., заявленные кредиторами при осуществлении процедуры банкротства, также рассматриваются арбитражным судом. После того, как процедура признания индивидуального предпринимателя завершится, все споры с его участием подведомственны суду общей юрисдикции.

8) Компетенция арбитражных судов РФ по делам с участием иностранных лиц.

В части 1 статьи 247 АПК РФ оговариваются условия, при которых дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом РФ, если:

1) ответчик находится или проживает на территории РФ, либо на территории РФ находится его имущество;

2) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории РФ;

3) спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;

4) требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшим место на территории РФ или при наступлении вреда на территории РФ;

5) спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;

6) истец по делу о защите деловой репутации находится в РФ;

7) спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории РФ;

8) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории РФ;

9) спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имён и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей «Интернет» на территории РФ;

10) имеется тесная связь спорного правоотношения с территорией РФ.

Исключительная компетенция арбитражных судов может быть ограничена только международными договорами РФ. Поэтому суды других государств не вправе принимать к рассмотрению соответствующие категории дел.

К исключительной компетенции отнесены дела:

1) по спорам в отношении находящегося в государственной собственности РФ имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;

2) по спорам, предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории РФ, или права на него;

3) по спорам, связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента, либо свидетельства в РФ;

4) по спорам о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведённых компетентным органом РФ, ведущим такой реестр (регистр, кадастр);

5) по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.

В исключительной компетенции арбитражных судов находятся также дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Никаких исключений из общих правил подведомственности, установленных АПК, для иностранных лиц не делается. Иные правила могут быть предусмотрены лишь международным договором Российской Федерации.

4. Подсудность дел арбитражным судам

Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам

1. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации),

11. Система и компетенция Судов общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую — военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом — Верховным Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях.

К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

Для рассмотрения дел по первой инстанции в судебных коллегиях областного и равного ему суда образуются судебные составы. В судебный состав для рассмотрения дела по первой инстанции входят член суда и народные заседатели. Для рассмотрения уголовных дел в судебной коллегии по уголовным делам образуется также альтернативный состав из трех профессиональных судей. В некоторых судах рассматриваемого звена в состав суда входят присяжные заседатели.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и могут быть опротестованы в порядке надзора в судебную коллегию по гражданским или уголовным делам Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.

Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

Президиум областного и равного ему суда осуществляет следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата суда, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Так, в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ областные и равные им суды осуществляют контроль за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. рекомендовал областным и равным им судам общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права конкретного гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Верховный суд республики является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.

Структура суда субъекта Российской Федерации представляется следующей схемой:

по гражданским делам

по уголовным делам

по гражданским делам

по уголовным делам

Отдел кодификации законодательных и нормативных актов

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт — Петербурга.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Порядок работы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.

Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам;

4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов;

7) распределяет обязанности между заместителями председателя;

8) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

9) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

10) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

3) ведут личный прием граждан;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Смотрите так же:

  • Ч 5 ст 139 тк рф Статья 139. Исчисление средней заработной платы Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной […]
  • 169 ч1 коап Статья 638. КОАП РК Сроки составления протокола об административном правонарушении 1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения факта совершения административного правонарушения при осуществлении […]
  • Окончание преступления ст 158 Статья 158 УПК РФ. Окончание предварительного расследования 1. Производство предварительного расследования оканчивается: 1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, установленном главами 29 - 31 настоящего […]
  • Закон об оружии дополнения Федеральный закон ст. 6 «Об оружии» с дополнениями о запрете применения пси-оружия ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ http ://29. ru / forum / theme . html ? id =224169& […]
  • 139 тк рф 2018 Статья 139 ТК РФ Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все […]
Комментарии запрещены.