Конституция федеральные конституционные законы принимаются

Конституция федеральные конституционные законы принимаются

Статья 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Комментарий к Статье 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы — новый для отечественной практики вид нормативных правовых актов, учрежденных Конституцией 1993 г. В Конституции определено их место в системе правовых актов и решен вопрос о юридической силе. Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (см. комментарии к ст. 71, ч. 1, 3 и 5 ст. 76). При этом термин «федеральные законы» употребляется в ч. 1 и 3 ст. 76 в собственном, узком смысле, тогда как во многих иных нормах Конституции он используется как общее родовое понятие, включающее и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Так, в указанной ч. 5 ст. 76, трактующей, что законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, речь, естественно, идет и о федеральных конституционных законах.

Именно в таком широком смысле следует понимать положения Конституции о федеральных законах, составляющих основы конституционного строя: о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, требовании непротиворечивости законов Конституции и обязанности их соблюдения всеми (см. комментарии к ч. 2 ст. 4 и ч. 1 и 2 ст. 15). Терминами «федеральный закон» и «закон» здесь охватываются и федеральные конституционные законы. Федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 76).

Часть 1 комментируемой статьи, развивая названные конституционные положения, устанавливает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Из этого следует по крайней мере следующее: федеральными конституционными законами регулируются не все отношения, охватывающие предметы ведения, а только те из них и по тем вопросам, которые прямо названы конституционным законодателем, т.е. многонациональным народом РФ, принявшим всенародным голосованием настоящую Конституцию. С этим, разумеется, не согласуются предложения урегулировать федеральными конституционными законами те или иные вопросы, прямо не предусмотренные в Конституции, а также о возможном использовании данного института для «актуализации Конституции».

Ответ на подобного рода предложения дает сама ч. 1 ст. 108, имеющая отсылочный характер. Из нее следует, что перечень вопросов, требующих принятия конкретных конституционных законов, исчерпывающе определен Конституцией. В Конституции закреплен и механизм ее «актуализации», в том числе посредством принятия опять-таки прямо названных в Конституции федеральных конституционных законов. В порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, принимаются поправки к гл. 3-8 Конституции, вступление в силу которых требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. В случае принятия в конституционной процедуре предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом (не принят) созывается Конституционное Собрание (см. комментарии к ч. 2 ст. 135 и ст. 136). Тем самым использование федеральных конституционных законов и для регулирования конкретных вопросов и как одно из средств возможного совершенствования Конституции — предмет исключительно конституционного регулирования и не может быть усмотрением федерального законодателя.

Конституция определяет следующий круг вопросов, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и (или) в ее отдельных местностях (ч. 2 ст. 56; ст. 88); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 65, 66 и 137); установление государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования (ст. 70); порядок назначения референдума (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); статус Уполномоченного по правам человека (ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Из комментируемой ч. 1 ст. 108 следует, что данный перечень вопросов исчерпывающий.

В настоящее время приняты следующие федеральные конституционные законы: Законы о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о военных судах, о порядке принятия в РФ, о ЧП, о референдуме, Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2005), от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2003), от 25.12.2000 N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (в ред. от 22.03.2001), от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении», от 25.03.2004 N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (в ред. от 12.04.2006), от 14.10.2005 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», от 12.06.2006 N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», от 30.12.2006 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», от 21.06.2007 N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа». Таким образом, по вопросам, предусмотренным в 12 статьях Конституции, уже приняты 18 федеральных конституционных законов об особенностях законов РФ о поправках к Конституции РФ, включаемых в перечень ФКЗ (см. комментарии к ст. 134 и 136).

Важной задачей, решаемой действующей Конституцией, является повышение стабильности законодательного регулирования, в чем существенная роль отводится федеральным конституционным законам и что, безусловно, должно учитываться в работе парламента. За указанный период принято также 30 федеральных конституционных законов, вносящих изменения и дополнения в действующие федеральные конституционные законы, в том числе: в Закон о Правительстве РФ — 7; Закон о Конституционном Суде РФ — 5; Закон о судебной системе РФ — 3; Закон об арбитражных судах — 3; «О Государственном флаге Российской Федерации» — 4; Закон о референдуме — 2. Вместе с тем отсутствует регулирование в форме федерального конституционного закона полномочий, порядка образования и деятельности Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 128).

Исходя из требования непротиворечивости федеральных конституционных законов Конституции, дела о соответствии их Конституции разрешаются Конституционным Судом РФ (см. комментарии к ст. 15 и 125). Термин «соответствие Конституции федеральных законов», употребляемый в Конституции и Законе о Конституционном Суде РФ, включает все виды законов в Российской Федерации: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда, Конституция, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным законам и федеральным законам, не допускает существования нормативных правовых актов, соответствие которых Основному Закону не подлежит судебной проверке. Термином «федеральный закон» в Конституции, поскольку иное специально не оговорено, охватываются как федеральные конституционные законы, так и собственно федеральные законы. Принимаемые на основе и во исполнение Конституции федеральные конституционные законы по своей юридической природе не могут служить инструментом для изменения ее положений, т.е. должны соответствовать Конституции, тем более если ими затрагиваются конституционные права и свободы граждан, и подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства в соответствии со ст. 125 Конституции. Объектом проверки Конституционного Суда, как специализированного органа судебного конституционного контроля, обеспечивающего верховенство Конституции РФ, ее высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ, являются все законы, принимаемые Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 21.03.2007 N 3-П*(1024)).

Конституционный Суд устанавливает соответствие формы, содержания норм и порядка принятия федерального конституционного закона, а значит предмета (вопроса) его регулирования Конституции (ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенности порядка принятия федерального конституционного закона, условия участия в этой процедуре Совета Федерации, Государственной Думы и Президента.

Такие особенности в отличие от условий общего порядка принятия федеральных законов (см. комментарии к ст. 104, 105, 107) заключаются в следующем: федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен и Советом Федерации, и Государственной Думой; для его принятия (одобрения) требуется большинство — не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней.

Конституционный Суд, давая толкование ч. 2 ст. 108 и ряда других статей Конституции, установил, что под «общим числом» депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации понимается их конституционное число (450 депутатов и по два представителя от каждого из субъектов Федерации соответственно) и что федеральные конституционные законы принимаются палатами раздельно (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1025)). Отсюда — необходимость использования конституционных норм общего порядка принятия федеральных законов: проект федерального конституционного закона также вносится в Государственную Думу; при его одобрении в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации; сохраняется возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления разногласий, после чего проект подлежит повторному рассмотрению и Государственной Думой, и Советом Федерации; Правительство обязано давать заключения на проекты федеральных конституционных законов (см. комментарий к ч. 3 ст. 104).

Рассмотрение проекта федерального конституционного закона обязательно для Совета Федерации, а в случае его отклонения Государственная Дума не вправе проводить по нему повторное голосование. Принятым федеральный конституционный закон становится тогда, когда решение об его одобрении принято в каждой из палат, после чего он приобретает форму закона.

Принятый федеральный конституционный закон в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования (см. комментарий к ст. 107). Принятый с соблюдением конституционной процедуры федеральный конституционный закон Президент не вправе отклонить.

В аналогичном порядке рассматриваются и проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные конституционные законы. Требованиям конституционного порядка принятия федеральных конституционных законов должны соответствовать Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы.

Федеральные конституционные законы

Эта справочная страница создана для постановки постоянных линков на 12 её разделов из статей Конституции, где упоминаются федеральные конституционные законы, а уже отсюда — на сами законы, названия и набор которых меняется со временем.

Вопросы, по которым должны быть приняты федеральные конституционные законы, упоминаются в 13 статьях Конституции (в т.ч. 3 из них — дважды). В Конституции не записаны ни точные названия законов, ни их количество, но говорится, что ФКЗ принимаются по конкретным вопросам, ею, Конституцией, предусмотренным (хотя С.М.Шахрай считает, что можно и по другим).

Ниже перечислены указанные в Конституции вопросы, по которым принимаются ФКЗ, и все принятые ФКЗ самостоятельного значения (т.е. не сводящиеся к поправкам в ранее принятые) — их 23 (22 действующих и один заменённый новым), включая 6 ФКЗ однократного действия (об объединении и присоединении субъектов Российской Федерации); а кроме того — 4 закона о поправках к Конституции, которые с натяжкой можно отнести к разряду ФКЗ:

1 (ст.56, 88). О чрезвычайном положении

О чрезвычайном положении (3-фкз от 30.05.2001)

2 (ст.65, 137). О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта

О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации (6-фкз от 17.12.2001)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (1-фкз от 25.03.2004)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (6-фкз от 14.10.2005)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа (2-фкз от 12.07.2006)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (6-фкз от 30.12.2006)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (5-фкз от 21.07.2007)
О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя (6-фкз от 21.03.2014)

3 (ст.66, 137). Об изменении статуса субъекта Российской Федерации

4 (ст.70). О Государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации

О Государственном флаге Российской Федерации (1-фкз от 25.12.2000)
О Государственном гербе Российской Федерации (2-фкз от 25.12.2000)
О Государственном гимне Российской Федерации (3-фкз от 25.12.2000)

5 (ст.84). О референдуме

О референдуме Российской Федерации (5-фкз от 28.06.2004)
Предшествовавший ему (отменён): О референдуме Российской Федерации (2-фкз от 10.10.1995)

6 (ст.87). О военном положении

О военном положении (1-фкз от 30.01.2002)

7 (ст.103). Об Уполномоченном по правам человека

Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (1-фкз от 26.02.1997)

8 (ст.114). О порядке деятельности Правительства

О Правительстве Российской Федерации (2-фкз от 17.12.1997)

9 (ст.118). О судебной системе

О судебной системе Российской Федерации (1-фкз от 31.12.1996)

10 (ст.128). О полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и иных федеральных судов

О Конституционном Суде Российской Федерации (1-фкз от 21.07.1994)
О Верховном Суде Российской Федерации (3-фкз от 5.02.2014)
Об арбитражных судах в Российской Федерации (1-фкз от 28.04.1995)
О военных судах Российской Федерации (1-фкз от 23.06.1999)
О Дисциплинарном судебном присутствии (4-фкз от 9.11.2009)
О судах общей юрисдикции в Российской Федерации (1-фкз от 7.02.2011)

11 (ст.135). О Конституционном Собрании

* (ст.136). В том же порядке принимаются и такой же нумерацией обозначаются Законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации

По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы

Содержание статьи

  • По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы
  • В каком документе прописаны основные законы нашей страны
  • Как принимаются законы в Государственной думе

Федеральные конституционные законы представляются особым видом нормативно-правовых актов, которые принимаются по ограниченному кругу вопросов, прямо предусмотренных Конституцией РФ. Данные вопросы отнесены к предметам ведения РФ, являются наиболее важными и значимыми для деятельности государства. Именно поэтому для принятия федеральных конституционных законов установлен особый порядок, предполагающий необходимость их одобрения большим количеством народных избранников. Кроме того, именно федеральные конституционные законы занимают следующее за Конституцией место в иерархии нормативно-правовых актов страны. Это означает, что они не могут противоречить Основному закону, но все федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законодательные акты субъектов РФ должны им соответствовать.

Какие вопросы предусмотрены Конституцией РФ?

Конституция РФ определяет следующий перечень вопросов, по которым допускается принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения, установление государственной символики России и ее описание, принятие в состав страны нового субъекта или изменение статуса существующих субъектов, порядок установления режима военного положения, определение статуса Уполномоченного по правам человека, определение судебной системы, порядок образования и работы высших судебных органов, федеральных судов, особенности деятельности Правительства РФ, порядок и случаи созыва Конституционного Собрания. Прямое толкование текста Основного закона позволяет сделать вывод о том, что приведенный перечень вопросов является закрытым, то есть федеральные конституционные законы могут приниматься исключительно по данному списку.

Ограничения для федеральных конституционных законов

В настоящее время федеральные конституционные законы приняты практически по всем перечисленным выше вопросам. При этом изменения в каждый принятый федеральный конституционный закон также вносятся федеральным конституционным законом. Следует отметить, что данные нормативные акты не могут использоваться в качестве инструмента для изменения норм самой Конституции РФ, придания им гибкости или современности, что предлагается некоторыми исследователями. Кроме того, нельзя допускать расширения перечня вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, поскольку часто звучат предложения о придании такого статуса тому или иному федеральному закону для повышения его значимости.

Конституция рф относится к федеральному законодательству

Статья 71 Конституции РФ

Главными гарантиями суверенитета и территориальной целостности, верховенства федерального законодательства является осуществление Федерацией законодательной и исполнительной деятельности в сферах общественных отношений, обеспечивающих национальную безопасность, права и свободы человека и гражданина. В ст. 71 Конституции закреплен исчерпывающий перечень предметов ведения РФ.

В ч. 1 ст. 76 Конституции установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Отнесение того или иного вопроса к ведению РФ не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯСтатья 11. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.Статья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.Статья 31.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.Статья 41.

Статья 15 Конституции России

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1. Статья 15 Конституции РФ устанавливает основные принципы построения правовой системы в Российской Федерации. Первая часть комментируемой статьи закрепляет положение самой Конституции РФ в системе нормативно-правовых актов. Конституция РФ согласно данной норме имеет приоритет перед всеми иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми на всей на территории России.

Свойствами Конституции РФ является высшая юридическая сила, прямое действие, распространение на всю территорию России.

2.3 Конституция РФ — база текущего законодательства

137 Конституции); 2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч.2 ст.65; ч.1 ст.137); 3) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч.2 ст.65; ч.1 ст. 137); 4) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.5 ст.

66; ч. 1 ст. 137); 5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования (ч.1 ст.70); 6) о референдуме РФ (п.

Статья 15 Конституции РФ

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Конституция Российской Федерации

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.1.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.3.

Конституция РФ, конституционные федеральные законы и федеральные (обыкновенные) законы

Вместе с тем Конституция РФ характеризуется особым юридическим содержанием.

Важнейшим юридическим свойством Конституции РФ является ее юридическое верховенство. Оно означает высшую юридическую силу Конституции по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, включая федеральные конституционные законы и федеральные законы. Конституция РФ характеризует и такая юридическая особенность, как особый порядок принятия и изменения.

Очевидно, этот порядок более сложен, чем для принятия и изменения иных законов. Конституция не только юридический, но и политический документ, закрепляет права и свободы личности в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, закрепляет принцип разделения властей (вместо принципа единства власти в руках органов типа советов снизу доверху), принципы местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие.

Порядок принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов

Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов [3, с. 10].

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с даты опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов содержатся в следующих статьях Конституции Российской Федерации:

Статья 56 пп. 1-2

обстоятельства и в порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта

изменение статуса субъекта Российской Федерации

описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации

порядок назначения референдума

режим военного положения

порядок введения чрезвычайного положения

порядок деятельности Уполномоченного по правам человека

порядок деятельности Правительства Российской Федерации

установление Судебной системы Российской Федерации

полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов

порядок созыва Конституционного Собрания

принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию [6, с. 8]. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством (226 голосов]. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации: * если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации (90 человек);

* если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации, (этот механизм не может быть применен к законам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации: по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира).

Если при голосовании закон не получил большинства в Совете Федерации, он считается отклоненным.

Отклоненный Советом Федерации закон может быть принят Государственной Думой в прежней редакции двумя третями (300 голосов) и направлен на подпись Президенту, минуя Совет Федерации. Отклоненный закон может быть также рассмотрен в согласованной или новой редакции, тогда он заново идет по всей траектории.

Принятый и одобренный федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту. Президент в течение 14 дней подписывает закон или отклоняет его.

Законы в течение семи дней после их подписания официально публикуются в еженедельном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», в «Российской газете» и «Парламентской газете». Законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают закон. Для преодоления вето «резидента требуется 2/3 (300 голосов) в Государственной Думе и 2/3 (119 голосов) 8 Совете Федерации. В этом случае Президент подписывает закон в течение 7 дней. Отклоненный Президентом закон может быть принят Государственной Думой в редакции Президента или в новой редакции. В этом случае он заново идет по всей траектории как новый закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. В Конституции перечислены 12 таких вопросов:

· О Государственном флаге, Государственном гербе и Государственном гимне РФ (ст. 70);

· О референдуме РФ (ст. 84);

· О чрезвычайном положении на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст. 56);

· О военном положении (ст. 87);

· Об Уполномоченном по правам человека в РФ (ст. 103);

· О Правительстве РФ (ст. 114);

· О судебной системе РФ (ст. 118);

· О Конституционном Суде РФ (ст. 128);

· О Верховном Суде РФ (ст. 128);

· Об арбитражных судах в РФ (ст. 128);

· О Конституционном собрании РФ (ст. 135);

· О принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ; Об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 66).

При этом по одному из перечисленных вопросов может быть принято несколько конституционных законов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями (300 голосов) в Государственной Думе и тремя четвертями (134 голоса) в Совете Федерации. Президент подписывает федеральный конституционный закон в течение 14 дней. Президент не вправе отклонить федеральный конституционный закон.

Тест с ответами на тему: Конституционное право

Тема Конституционное право.

1. Конституция — это:

1)​ это юридический документ, который содержит все законы страны;

2)​ это основной закон государства, определяющий его устройство, формирование органов власти, определяет и закрепляет права человека и т.п.;

3)​ это свод основных законов государственных принципов;

4)​ это присяга на верность государству.

2.Что не является принципом конституционного права РФ:

1)​ государственный суверенитет;

2)​ демократический централизм;

3)​ идеологический плюрализм;

4)​ разделение властей.

3. Поправки могут быть внесены Федеральным Собранием РФ:

1)​ во все главы Конституции РФ;

2)​ в главы с 3 по 8;

3)​ в главы с 6 по 9;

4)​ поправки вносить нельзя ни в одну главу Конституции РФ.

4. Высшая юридическая сила Конституции означает:

1)​ все правовые акты не должны противоречить Конституции;

2)​ любое лицо вправе непосредственно ссылаться на нормы Конституции;

3)​ Конституция не подлежит изменению и пересмотру;

4)​ Конституция принимается народом России.

5. Принцип прямого действия Конституции заключается в том, что:

1)​ никакие законы не должны противоречить Конституции;

2)​ любое лицо вправе непосредственно ссылаться на нормы Конституции;

3)​ каждая новая Конституция связана с предшествующим законом конституционного развития;

4)​ данный принцип включает все вышеперечисленны е моменты.

6. Конституция РФ имеет верховенство:

1)​ на территории РФ и субъектов РФ;

2)​ на всей территории РФ;

3)​ на всей территории РФ за исключением свободных экономических зон;

4)​ на всей территории РФ за исключением случаев, предусмотренных специальным федеральным законом;

7. Каков порядок источников конституционного права РФ по мере убывания их юридической силы?

1)​ федеральные конституционные законы, Конституция, Указы президента, федеральные законы, акты правительства;

2)​ Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, акта правительства;

3)​ Конституция, указы Президента, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты правительства;

4)​ указы Президента, Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты правительства.

8. Являются ли источниками конституционного права России общепризнанные принципы и нормы международного права?

3)​ являются, если они не противоречат федеральным конституционным законам.

9. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия:

1)​ федерального закона;

2)​ федерального конституционного закона;

3)​ Указа Президента РФ;

4)​ Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

10. Обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ имеет право:

1)​ Генеральный прокурор РФ;

2)​ Председатель Верховного Суда РФ;

4)​ любой гражданин РФ.

11. Определить основополагающий принцип конституционного строя РФ:

1)​ жесткая централизация государственного управления;

2)​ ограничение экономической деятельности на территории субъектов РФ;

3)​ целостность и неприкосновеннос ть территории РФ;

4)​ общность взглядов и интересов всех граждан.

12. Найдите среди ниже перечисленных положение, которое нельзя отнести к основам конституционного строя РФ:

1)​ разделение властей;

2)​ идеологическое и политическое многообразие;

3)​ признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

4)​ политическая и правовая культура избирателей.

13. Российская федерация (Россия) – это:

1)​ авторитарное федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

2)​ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

3)​ общенародное союзное правовое государство с республиканской формой правления;

4)​ унитарное, социальное правовое государство с республиканской формой правления.

14. В Конституции РФ признается суверенитет:

1)​ многонационально го народа РФ;

3)​ республик в составе РФ;

4)​ исключительных экономических зон РФ.

15. Источником власти в РФ является:

16. Согласно Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе:

1)​ разделения на исполнительную, законодательную и судебную;

2)​ взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной властей;

3)​ верховенства исполнительной власти;

4)​ все вышеперечисленны е ответы верны.

17. Гражданство – это:

1)​ правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законном основании на территории РФ;

2)​ устойчивая правовая связь человека и российского государства;

3)​ правовая принадлежность человека к населению РФ;

4)​ все, перечисленное выше.

18. Что из ниже перечисленного не является основанием приобретения российского гражданства?

1)​ приобретение гражданства по рождению;

2)​ прием в гражданство;

3)​ восстановление в гражданстве;

4)​ все перечисленное является основанием приобретения российского гражданства.

19. Может ли гражданин РФ быть лишен права иметь российское гражданство?

1)​ да, если в отношении данного гражданина есть приговор суда о лишении его свободы;

2)​ да, но только в тех случаях, если доказано, что действия данного гражданина направлены на насильственное изменение основ конституционного строя;

3)​ никто из граждан РФ не может быть лишен гражданства РФ;

4)​ да, но только в тех случаях, когда данное лицо проживает заграницей.

20. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?

2)​ Генеральный прокурор;

3)​ Министерство юстиции РФ;

21. В какой последовательнос ти перечисляются права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ?

1)​ личные, политические, экономические, социальные, культурные;

2)​ личные, социальные, экономические, политические, культурные;

3)​ политические, личные, социальные, экономические, культурные;

4)​ социальные, экономические, личные, политические, культурные.

22. Что из ниже перечисленного относится к естественным правам человека?

1)​ право на труд, на жилище, на образование;

2)​ право на жизнь, на личную неприкосновеннос ть;

3)​ право на участие управлением государства;

4)​ право на забастовку.

23. Личные права человека и гражданина не включают право на:

1)​ свободу и личную неприкосновеннос ть;

4)​ неприкосновеннос ть жилища.

24. К группе политических прав в РФ относятся:

1)​ право на забастовку;

2)​ право проводить собрания, митинги, шествия;

3)​ право на судебную защиту своих прав;

4)​ право свободно выезжать за пределы РФ.

25. К категории социальных прав в РФ относят:

1)​ право на неприкосновеннос ть жилища;

2)​ свобода передвижения по стране;

3)​ право на частную собственность;

4)​ право на благоприятную окружающую среду.

26. Свобода совести означает:

1)​ никто не может принуждаться к выражению своих убеждений или отказу от них;

2)​ право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

3)​ право свободно указывать свою национальную принадлежность;

4)​ свобода литературного, художественного и иных видов творчества.

27. Избирательным правом не обладают граждане РФ:

1)​ старше 70 лет;

2)​ профессиональные военные;

3)​ имеющие двойное гражданство;

4)​ находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

28. Термин «активное избирательное право» означает право граждан РФ:

1)​ избирать в органы государственной власти и органы местного

2)​ избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3)​ контролировать избирательный процесс;

4)​ таким правом граждане РФ не обладают.

29. Права и свободы не могут быть ограничены федеральным законом в целях:

1)​ защиты нравственности;

2)​ защиты основ конституционного строя;

3)​ обеспечение приоритета отдельного министерства;

4)​ защиты прав и свобод других лиц.

30. Не подлежат ограничению, по Конституции РФ:

1)​ право на неприкосновеннос ть частной жизни;

2)​ право на социальное обеспечение по возрасту;

3)​ право на тайну переписки;

4)​ право на отпуск.

31. Конституционной обязанностью граждан РФ является:

1)​ получение основного общего образования;

2)​ создание семьи;

3)​ участие в выборах органов государственной власти;

4)​ заниматься предпринимательс кой деятельностью.

32. Лицо может быть подвергнуто задержанию на срок:

1)​ не более 72 часов;

2)​ не более 48 часов;

3)​ не более 24 часов;

4)​ не более 10 суток.

33. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?

1)​ вопросы объявления войны;

2)​ вопросы о принятии Конституции;

3)​ вопрос о пересмотре действующего закона;

4)​ вопрос о применении в государстве смертной казни.

34. Процедура прямого участия народа в принятии решений по важнейшим вопросам государственной жизни называется:

35. Одной из обязанностей граждан РФ является:

1)​ личная неприкосновеннос ть;

2)​ защита отечества;

3)​ право избирать и быть избранным;

4)​ свобода слова.

36. Свобода человека предполагает:

1)​ полную независимость от общества;

2)​ возможность делать собственный выбор;

3)​ действие в соответствии с обстоятельствами ;

4)​ самоизоляцию от социального окружения.

37. Свобода совести означает:

1)​ возможность не отвечать за собственные проступки;

2)​ возможность говорить неправду родителям;

3)​ право исповедовать любую религию или быть атеистом;

4)​ право обманывать своих близких.

38. Какие из перечисленных прав относятся к конституционным экологическим?

1)​ право на труд в безопасных условиях;

2)​ право на благоприятную окружающую среду;

3)​ право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением;

4)​ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

39. Права человека, принадлежащие ему от рождения, называются:

40. РФ – светское государство (ст. 14 Конституции РФ). Это означает:

а) религиозные объединения отделены от государства;

б) запрещены государством;

в) независимы от государства;

г) каждый российский гражданин должен быть атеистом.

41. В РФ существует:

1)​ 6 видов субъектов федераций;

42. Не является субъектом РФ:

1)​ федеральный округ;

2)​ город федерального значения;

3)​ автономная область;

4)​ автономная республика.

43. Виды субъектов РФ:

1)​ республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

2)​ республики, края, области, автономные области, автономные округа, федеральные округа;

3)​ районы, города федерального значения, автономные области, хутора, автономные округа;

4)​ республики, города федерального значения, автономные области, села, автономные округа.

44. Что подразумевает «вхождение» автономного округа в состав края,

1)​ утрату автономным округом элементов своего статуса;

2)​ соответствие всех окружных законов краевым или областным;

3)​ недопустимость принятия автономными округами самостоятельных бюджетов;

4)​ наличие единой территории и населения края, области, включающих территорию и население автономного округа.

45. Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

1)​ да, в полной мере;

3)​ суверенными являются только республики в составе РФ;

4)​ все субъекты РФ обладают ограниченным суверенитетом в рамках, установленных Конституцией и Федеративным договором.

46. Государственная целостность как принцип федеративного устройства означает:

1)​ невозможность выхода субъектов из Федерации по его желанию;

2)​ недопущение установления таможенных границ, пошлин и сборов;

3)​ признание рубля валютой РФ;

4)​ полное отсутствие суверенитета субъектов РФ.

47. B исключительном ведении РФ находится:

1)​ природопользован ие;

2)​ трудовое законодательство ;

3)​ государственные награды и почетные звания РФ;

4)​ защита традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

48. Границы между субъектами РФ могут быть изменены:

1)​ по требованию одного из субъектов РФ;

2)​ по взаимному согласию субъектов РФ;

3)​ по решению Конституционного суда;

4)​ по решению Президента.

49. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается:

1)​ федеральным законом;

2)​ Президентов РФ;

3)​ полностью самостоятельно субъектами РФ;

4)​ субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом.

50. Президент РФ избирается:

1)​ на 4 года жителями РФ;

2)​ на 4 года гражданами РФ;

3)​ на 6 лет жителями РФ;

4)​ на 6 лет гражданами РФ.

51. Президент РФ:

1)​ разрабатывает федеральные законы;

2)​ утверждает федеральные законы;

3)​ подписывает и обнародует федеральные законы;

4)​ одобряет федеральные законы.

52. Президент РФ:

1)​ решает вопрос о доверии Правительству РФ;

2)​ принимает решение об отставке Правительства РФ;

3)​ решает вопрос о доверии Правительству и принимает решение об его отставке;

4)​ вопрос о доверии Правительству и его отставке не входит в компетенцию Президента РФ.

53. Найдите функцию, не принадлежащую Президенту РФ:

1)​ осуществляет помилование;

2)​ объявляет амнистию;

3)​ осуществляет руководство внешней политикой;

4)​ решает вопросы предоставления политического убежища.

54. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно выполняет:

1)​ Председатель Госдумы;

2)​ Председатель Совета Федерации;

3)​ Председатель Правительства;

4)​ Министр иностранных дел.

55. B случае отрешения Президента от должности решение принимается:

1)​ специальной комиссией, образованной Госдумой;

2)​ 1/3 голосов Совета Федерации;

3)​ 2/3 голосов от общего числа членов каждой из палат;

4)​ 3/4 голосов от общего числа членов каждой из палат.

56. Для процедуры отрешения Президента РФ от должности необходимо:

1)​ обвинение, выдвинутое Советом Федерации;

2)​ обвинение, выдвинутое Госдумой;

3)​ обвинение, выдвинутое Правительством РФ;

4)​ обвинение, выдвинутое Верховным судом РФ.

57. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию:

1)​ в течение тридцати дней;

2)​ в течение семи дней;

3)​ в течение четырнадцати дней;

4)​ в течение десяти дней.

58. В случае досрочной отставки Президента РФ выборы нового Президента должны состояться:

1)​ в течение 6 месяцев со дня отставки;

2)​ в срок не менее 3 месяцев со дня принятия отставки;

3)​ не позднее 4 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента;

4)​ не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

59. Государственная Дума:

1)​ принимает федеральные законы;

2)​ одобряет федеральные законы;

3)​ ратифицирует федеральные законы;

4)​ подписывает федеральные законы.

60. Госдума избирается на:

4)​ Госдума не избирается, а формируется путем кооптации представителей от субъектов.

61. K ведению Госдумы относится:

1)​ дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

2)​ назначение на должность судей Конституционного суда;

3)​ осуществление помилования;

4)​ назначение высшего командования вооруженных сил РФ.

62. K ведению Совета Федерации относится:

1)​ назначению выборов Президента РФ;

2)​ назначение на должность Уполномоченного по правам человека;

3)​ разработка федерального бюджета;

4)​ объявление амнистии.

63. Федеральный конституционный закон считается принятым, если:

1)​ он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы РФ;

2)​ он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов Госдумы и не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ;

3)​ он одобрен большинством не менее 1/2 голосов от общего числа членов Совета Федерации не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы;

4)​ он одобрен не менее ½ голосов от общего числа депутатов обеих палат.

64. Президент имеет право досрочно распустить Госдуму в случае:

а) однократного отклонения Госдумой представленных им кандидатур на пост Председателя Правительства;

2)​ двукратного отклонения кандидатур на ПОСТ Председателя Правительства;

3)​ если Госдума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие

4)​ Президент РФ такого права не имеет.

65. Высший орган исполнительной власти в РФ —это:

2)​ Совет Федерации;

66. Основные направления деятельности Правительства определяет:

3)​ Председатель Правительства;

4)​ лидер победившей на выборах политической партии.

67. B функции правительства не входит:

1)​ разработка Федерального бюджета;

2)​ обеспечение проведения единой финансовой политики;

3)​ управление Федеральной собственностью;

4)​ выдвижения обвинения против Президента для отрешения его от должности.

68. Основанием для прекращения полномочий Правительства РФ является:

1)​ прекращение полномочий Госдумы;

2)​ избрание или переизбрание Президента РФ;

3)​ недоверие Правительству со стороны Совета Федерации;

4)​ недоверие Правительству со стороны Федерального Собрания РФ.

69. Если государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, то Президент:

1)​ решает вопросы об отставке Правительства;

2)​ решает вопросы о роспуске Госдумы и назначении новых выборов;

3)​ решает вопрос об отставке Правительства и роспуске Госдумы и назначении новых выборов;

4)​ вопрос об отставке не входит в компетенцию Президента РФ.

70. В соответствии с Конституцией РФ правосудие осуществляется:

1)​ Президентом РФ;

2)​ главами администраций субъектов РФ;

3)​ только судами;

71. Какой из указанных признаков муниципального образования является обязательным:

1)​ местный бюджет;

2)​ определенный размер территории муниципального образования;

3)​ обязательное наличие в составе муниципального образования нескольких населенных пунктов;

4)​ наличие достаточных водных ресурсов.

72. Указать основной вид муниципального образования:

1)​ муниципальный округ;

2)​ муниципальный район;

3)​ городской район;

4)​ деревенское поселение.

73. Орган местного самоуправления:

1)​ избираются непосредственно населением;

2)​ избираются представительным органом муниципального образования;

3)​ формируются представительным и государственными органами муниципального образования;

4)​ либо избирается населением, либо образуются органом муниципального образования.

74. Структура местной администрации утверждается:

1)​ представительным органом муниципального образования;

2)​ главой местной администрации;

3)​ представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации;

4)​ главой администрации субъекта федерации.

75. Высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов обладают:

1)​ устав муниципального образования;

2)​ решения, принятые на референдуме;

3)​ устав и решения местного референдума (схода);

4)​ постановления и распоряжения главы местной администрации.

Таблица правильных ответов к тесту по конституционному праву.

Смотрите так же:

  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Как пишется заявление на аттестацию ДЕТСТВО-ГИД DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов Популярные записи Свежие комментарии admin к записи «Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды Елена к записи Темы по самообразованию: ранний […]
  • П 5 ч1 ст 77 тк рф Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора (действующая редакция) Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока трудового договора (статья 79 […]
  • Федеральный закон статья 25 о персональных данных Статья 25. Заключительные положения 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. 2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных […]
  • Приватизация жилья гражданское право 32.Приватизация жилых помещений: понятие, правовое регулирование, принципы, условия, оформление. Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», принятый 04.07.1991 года. Статья 1 Закона, дает определение понятия приватизации: […]
Комментарии запрещены.