Конституция военная служба

Конституция военная служба

Статья 59 Конституции России

Текст Ст. 59 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает обязанность по защите Российской Федерации. Формулировка указанной нормы характерна двумя особенностями. Во-первых, Конституция РФ указывает на «долг и обязанность», имея в виду не только юридический, но и моральный аспект рассматриваемой обязанности. Во-вторых, Конституция РФ говорит об обязанности гражданина РФ защищать Отечество, опять-таки подчеркивая особый моральный характер данной юридической обязанности. При этом, в отличие от иных конституционных норм, данная норма обращена только к гражданам России.

Законодательство РФ вместо термина «защита» использует термин «оборона», понимая под ней систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории*(279).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает обязанность гражданина России нести военную службу. Порядок несения службы определяется федеральным законом. Таким образом, Конституции России не противоречит ни существующие положения об обязательной службе по призыву, ни введение добровольной военной службы по контракту с последующей отменой службы по призыву.

Федеральный закон, о котором упоминает Конституция РФ, — это Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»*(280). Помимо непосредственно военной службы закон включает в содержание воинской обязанности воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Закон определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Срок военной службы устанавливается в зависимости от статуса призывника: с 1 января 2008 г. — 12 месяцев.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Военная служба по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу — в ином субъекте РФ по отношению к тому, где проживает призывник. Это еще более усложняет прохождение такого вида военной службы.

Таким образом, в России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин — граждан Российской Федерации. При этом граждане РФ (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, хотя в последние время предпринимаются меры у увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы.

Перечень таких возможных исключений уставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане РФ, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами*(281).

Отметим, что норма, установленная частью третьей комментируемой статьи, имеет смысл только в случае наличия в законодательстве России обязанности несения военной службы по призыву. Если поступление на военную службу будет когда-либо осуществляться исключительно в добровольном порядке по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Данный Закон, прямо предусмотренный частью третьей комментируемой статьи, принимался с большим трудом и вступил в силу только с 1 января 2004 г. Многие недостатки этого Закона обусловлены именно сложностями его принятия.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 59 Конституции РФ

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Статье 59 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи сохранилась в окончательном варианте вынесенного на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. проекта Конституции, а затем и принятого Основного Закона, вопреки возражениям ряда участников Конституционного совещания, отождествлявших защиту Отечества с несением гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом и потому считавших ее излишней. Однако уже в тот период развития отечественной конституционно-правовой мысли для многих было очевидно, что такое отождествление различных по своей юридической природе, объему и характеру явлений, а также предъявляемых к гражданину требований, актуализируемых законодателем (и не только им) в различных формах и различными способами, не имеет под собой оснований. В равной мере представляется ошибочным сводить защиту Отечества к обеспечению обороны страны и безопасности государства, что тем не менее является традиционным для интерпретаторов комментируемого положения в настоящее время и вольно или невольно также ведет к отождествлению, но теперь уже государственной функции с одним из элементов конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Между тем уже из буквального смысла словосочетания защита Отечества можно сделать несколько выводов, имеющих существенное значение для адекватной интерпретации природы соответствующей конституционной обязанности, ее назначения, путей конкретизации и способов реализации: во-первых, речь идет именно о защите, т.е. отпоре агрессии или иным формам ущемления интересов Родины; во-вторых, речь идет не о «просто» государстве как корпорации, но об Отечестве — России в смысле страны, многонациональным народом которой как единой государственной гражданской нацией учреждено Российское государство в его современном виде (см. комментарий к ст. 1) и перед интересами независимого суверенного существования которого должны отступать различия в политических взглядах и социальных предпочтениях, оценки деятельности властей государства и его органов и адекватности их социального служения и т.п. В-третьих, словосочетание «защита Отечества» сопрягается со словами «долг» и «обязанность», а это означает, что защита Отечества является, с одной стороны, моральным обязательством каждого гражданина, выступающим в юридически оформленном виде и потому являющимся конституционной обязанностью, с другой — эта обязанность может быть конкретизирована актами законодателя. Стало быть, формы участия гражданина в защите Отечества могут определяться как законодателем (военная служба), так и в случае агрессии, оккупации и т.д. самим гражданином (партизанская борьба, саботаж решений оккупационных властей и т.п.). При этом именно защита Отечества, продиктованная любовью и уважением к Родине, легитимирует, например, ношение оружия и его использование без специального разрешения против живой силы и техники агрессора, разрушение с целью уничтожения или задержания вражеской армии коммуникаций, партизанскую борьбу, участники которой, как и лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления, наряду с лицами, входящими в состав Вооруженных Сил, согласно Дополнительному протоколу 1 от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны, обладают статусом комбатантов, т.е. законно воюющих, на которых распространяются законы и обычаи войны и т.п. В-четвертых, данная обязанность в части, не поглощаемой несением службы в соответствии с федеральным законом, в равной мере распространяется на всех граждан РФ независимо от пола, возраста и прочих обстоятельств и может выражаться как в активной, так и в пассивной форме. В частности, природа и нормативное содержание защиты Отечества требуют также учета присутствующего в этой конституционной обязанности запрета коллаборационизма, т.е. сотрудничества граждан с властями агрессора, оказания им помощи в какой-либо форме и пр. Такое сотрудничество не может быть оправдано полом, возрастом, убеждениями, вероисповеданием или другими обстоятельствами. В-пятых, содержащаяся в комментируемой норме обязанность не только определяет поведение гражданина в связи с угрозами отечественной государственности извне, но и обязывает его противостоять любым внутренним угрозам суверенитету, независимости, территориальной целостности РФ, ее конституционному строю, от кого бы они ни исходили.

При этом из текста ч. 1 комментируемой статьи следует, что установленная ею обязанность относится к числу гражданских обязанностей, или «обязанностей, вытекающих из российского гражданства» (см. комментарий к ч. 2 ст. 62), которые возлагаются только на физических лиц, состоящих под личным верховенством Российского государства и связанных с ним отношениями гражданства. В частности, защита Отечества является долгом и обязанностью, понимаемыми в смысле ч. 1 ст. 59 Конституции, именно граждан РФ; только граждане РФ согласно ч. 2 данной статьи несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Это означает, что защита Отечества, как и несение военной службы, есть требования, обращенные к индивиду прежде всего как к сочлену государства.

Отсюда, однако, не следует, что в защите России не могут участвовать иностранные граждане или лица без гражданства. Конституция не препятствует участию указанных лиц в защите Отечества или несению ими военной службы при условии, что это допускается федеральным законом и соответствует явно выраженной воле индивида. В связи с этим неприемлема трактовка комментируемой нормы как обращенной исключительно к гражданам России, любовь и уважение к которой далеко не всегда определяются формальной гражданской принадлежностью человека, но нередко являются проблемой нравственного выбора личности и ее сыновнего отношения к России как к Отечеству, нуждающемуся в защите.

Указанная интерпретация ч. 1 ст. 59 охватывает только один аспект ее содержательной характеристики. В связи с этим уместно отметить, что Конституция, как и учредительные акты большинства современных демократических государств, не предусматривает право на сопротивление угнетению, которое впервые было провозглашено Декларацией независимости США 1776 г. и Французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.*(736). Такая «сдержанность» Основного Закона связана с тем, что в обществе постепенно утверждается конституционная идеология демократии, в равной мере отвергающая рецидивы охлократии и популизма или олигархическое ее вырождение, и опирающаяся на принципы верховенства права и связанности государства конституционным строем. Подлинная демократия, институционализированная в Конституции и воплощенная в социальных отношениях и учреждениях, не нуждается в провозглашении права на сопротивление угнетению, которое в прошлом носило характер антиколониальной (США) или антифеодальной (Франция) гарантии.

Образующийся в связи с этим «пробел» восполняется указанием в Конституции на запрет присваивать власть в России, разделение властей и, следовательно, взаимные «сдержки и противовесы», обеспечивающие связанность власти основными правами, правовое государство, самостоятельную и независимую судебную власть, вне контроля которой не могут оставаться никакие правовые акты или действия (бездействие) должностных лиц, и т.п.

В качестве крайней меры выступает в этом случае защита Отечества. В данном контексте, вопреки распространенным в отечественном государствоведении представлениям, защита Отечества не сводится только к обязанности несения военной службы или участию в отпоре внешней агрессии и т.п., т.е. сопротивлению покушениям на государственное единство и целостность извне, а означает также сопротивление узурпации власти или противостояние покушениям на конституционный строй изнутри, от кого бы эти покушения ни исходили. И в этом последнем случае такая защита приобретает также коллективный характер. Причем она ориентирована не просто на единство и целостность государства как корпорации самой по себе, а на единство и целостность Отечества как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, организованного и функционирующего в соответствии с фундаментальными принципами конституционного строя, закрепленными в Конституции.

Для адекватной интерпретации ч. 1 ст. 59 следует иметь в виду, что при характеристике содержащегося в ней требования, обращенного к гражданину, конституционный законодатель воспользовался понятием долга, генетически вырастающим из этики и составляющим универсалию культуры. При этом обратим внимание на то, что термин «долг» при характеристике статуса человека и гражданина встречается в тексте действующей Конституции дважды — в ч. 3 ст. 38 и ч. 1 ст. 59, причем в последнем случае этот термин использован конституционным законодателем в сочетании с термином «обязанность». Одиннадцать раз Конституция пользуется словосочетанием «должны», «не должны» (ст. 15, 17, 21, 55, 56, 90, 92, 93).

Отсюда следует, что категория долга имеет не только этическое, но и юридическое значение и требует своего осмысления и учета как в науке конституционного права, так и в практике реализации Конституции; она сопрягается с категорией обязанности, но не сливается с ней; выступает ее этическим насыщением; является выражением привнесения в сферу конституционного регулирования нравственных начал; указывает на ценностные ориентиры, подлежащие особой заботе человека и гражданина и правовой защите и не ограничивает личность в выборе способов и форм участия граждан в защите Отечества, поскольку такой выбор, продиктованный чувством гражданственности, не предопределен или не противоречит Конституции и федеральному закону. В данной части не государство диктует этические нормы поведения, но Конституция в качестве общеобязательного веления закрепляет выработанные развитием общества и воспринимаемые общественным сознанием (преамбула) в качестве единственно возможных стандартов поведения индивида этические нормы и принципы.

Во многом именно этим обусловлены способы выявления нормативного содержания комментируемого положения. Оно может как выводиться непосредственно из Конституции, поскольку ее положения в данной части достаточно определенны, так и устанавливаться законодателем в развивающих или конкретизирующих Конституцию законах. В связи с этим речь идет о конкретизации указанной конституционной обязанности законодателем, т.е. выявлении ее нормативного содержания в части, непосредственно не раскрытой в Конституции, форм и способов реализации, а также установлении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение. А это означает, что долг и обязанность гражданина защищать Отечество обладает объективно-субъективным характером: это субъективная по своей природе конституционная обязанность, поскольку может в определенных ситуациях быть реализована ее носителем в избранных им самим формах и адекватными им способами; это и объективно-правовое веление, поскольку требует законодательной актуализации в части, касающейся несения гражданином РФ военной службы или возможности ее замены альтернативной гражданской службой (см. комментарий к ч. 2 и 3 ст. 59). Существенное значение в связи с внутригосударственным аспектом защиты Отечества имеет законодательство, конкретизирующее условия и порядок реализации политических прав и свобод граждан, в том числе об общественных объединениях в различных организационно-правовых формах, порядке организации и проведения митингов, уличных шествий и демонстраций и др.

2. Из формулировки п. 2 ст. 59 вытекает, что военная служба является конституционной обязанностью граждан РФ, осуществляемой в соответствии с федеральным законом. Основным законом, регулирующим отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также порядок поступления граждан РФ на военную службу, является Закон о воинской обязанности. Данный Закон допускает и регулирует порядок поступления на военную службу также иностранных граждан. Важно подчеркнуть, что, в отличие от ранее действовавшего законодательства, этот Закон установил и урегулировал осуществление военной службы по призыву и добровольное поступление на военную службу (по контракту).

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, железнодорожных войсках, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе спецсвязи и информации, федеральных органах государственной охраны, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и др.

В связи с многообразием форм, в которых граждане осуществляют обязанность военной службы, кроме указанного Закона отдельные вопросы регулируются также Федеральными законами «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации»; Уставом внутренней службы, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил России, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также Указом Президента РФ «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации» и другими актами.

В содержание военной службы, осуществляемой в форме воинской обязанности, входят: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время, в условиях чрезвычайного положения особенности исполнения военной службы определяются Федеральными конституционными законами «О военном положении», «О чрезвычайном положении».

Учитывая важность и сложность организации военной службы, законодательство возлагает обязанности на руководителей ряда государственных органов и организаций: военные комиссариаты; руководителей организаций, ответственных за военно-учетную работу; органы внутренних дел; органы ЗАГС; органы дознания и предварительного следствия; федеральные суды; органы здравоохранения и др. Кроме того, ряд органов непосредственно осуществляют меры по обязательной подготовке гражданина к военной службе — получение начальных знаний в области обороны, подготовка по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, подготовка по военно-учетным специальностям, медицинское освидетельствование.

Обязанность военной службы носит всеобщий характер, за исключением категорий граждан, четко определенных законом. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Не призываются на военную службу граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности освобождены от исполнения этой обязанности (ст. 23); освобождены от призыва; не подлежат призыву; получившие отсрочку от призыва на военную службу. Следует отметить, что в последние годы количество таких граждан резко увеличилось как по объективным, так и по субъективным причинам. Увеличение числа оснований для получения освобождения от военной службы или призыва, а также неблагоприятная демографическая ситуация в стране и слабое состояние здоровья значительной части призывников привели к серьезным затруднениям в комплектовании войск.

Одним из главных направлений осуществляемой в последние годы военной реформы в нашей стране является переход на контрактную систему комплектования. Этот переход затруднен в связи с историческими, экономическими и другими факторами. Гражданам РФ, а также при определенных условиях иностранным гражданам предоставлено право поступления на военную службу в добровольном порядке (по контракту). Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации — Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

К иностранным гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются особые требования: владение государственным (русским) языком РФ; соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям с прохождением профессионального психологического отбора. Кроме того, иностранный гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, а также законно находиться на территории РФ. Закон также предусматривает возможность поступления на военную службу по контракту для граждан женского пола, не пребывающих в запасе. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Особые условия заключения контракта установлены для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступившим на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и боевым знаменем воинской части. Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, дает обязательство соблюдать Конституцию, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Права и обязанности граждан, проходящих военную службу, установлены Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 14.07.2008). Они пользуются основными правами граждан РФ с некоторыми исключениями. В частности, они не могут состоять в общественных организациях, преследующих политические цели, участвовать в забастовках. Кроме того, для ряда прав установлен особый порядок их реализации (право на свободу передвижения, на труд, на отдых, свобода слова и т.д.).

3. В ряде комментариев к Конституции, изданных в последние годы, утверждалось, что введение альтернативной военной службы впервые осуществлено в Конституции 1993 г. Это неточно. Еще в царской России согласно Уставу о воинской повинности верующие-менониты освобождались от ношения оружия и направлялись для прохождения службы в пожарных командах, мастерских Морского ведомства и командах Лесного ведомства. Этот институт существовал и после Октября 1917 г. В 1919 г. был принят Декрет СНК РСФСР об освобождении от военной службы по религиозным основаниям и замене ее санитарной службой в госпиталях или иной общественно-полезной работой по выбору призываемого. Институт альтернативной гражданской службы был отменен в 1939 г.

В 1982 г. в текст ст. 45 действовавшей тогда Конституции РСФСР была принята поправка, предусматривающая право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Конституция 1993 г. расширила основания для замены военной службы, закрепив в ст. 59, что гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит не только вероисповеданию, но и его убеждениям, а также по иным основаниям, установленным федеральным законом.

Такой закон был принят только в 2002 г. — Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 06.07.2006). В период времени между принятием Конституции 1993 г. и указанного Закона сложилась достаточно противоречивая судебная практика. Одни суды, основываясь на принципе прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15) признавали это право в своих решениях, другие — отказывали, ссылаясь на отсутствие федерального закона. Дважды к этому вопросу обращался и Конституционный Суд. В своем Определении от 26.09.1996 N 93-О он установил, что отсутствие закона, регламентирующего порядок и условия прохождения альтернативной гражданской службы, не может служить препятствием для реализации гражданином права на замену военной службы альтернативной. В Постановлении от 23.11.1999 N 16-П Конституционный Суд указал, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

В дополнение к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе» Правительством РФ было принято постановление от 28.05.2004 N 256, которым утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Это право возникает в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Данное право распространяется на граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. На альтернативную службу не направляются те граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности имеют основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежат призыву, имеют отсрочку от призыва на военную службу.

Прохождение альтернативной службы носит, как правило, экстерриториальный характер, т.е. ее несение осуществляется за пределами территории субъекта РФ, в котором гражданин постоянно проживает. Однако в данном Законе установлены основания для возможного прохождения альтернативной службы на территории субъекта. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых граждане проходят альтернативную службу, определяются Положением, утвержденным Правительством. Установлены повышенные сроки альтернативной службы по сравнению с военной службой. Так, для граждан, проходящих альтернативную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, этот срок — полтора года превышает срок действительной военной службы. Для проходящих альтернативную службу в иных органах и организациях этот срок составляет от 42 до 21 месяца в зависимости от срока призыва (ст. 5 Закона).

гос.служба, военная служба

1. Военная служба как особый вид государственной службы 4

2. Государственный служащий: понятие, правовой статус и виды 15

Список использованных источников 24

Конституция России в ст. 2 провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, а ст. 18 гласит, что права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, Конституция РФ в полном соответствии с международными актами о правах человека, с современными представлениями о правовом государстве, поставила перед государственными органами задачу обеспечения охраны прав и свобод человека.

Проводимая в последние годы административная реформа позволяет наблюдать положительную динамику в сфере государственного управления. Упорядочение органов исполнительной власти, оформление их организационной структуры, четкое разграничение полномочий позволили повысить эффективность этих органов, что создает благоприятные условия для развития общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности человека. Тем не менее, процесс становления государственного аппарата нельзя считать оконченным, по-прежнему существует ряд направлений деятельности, требующих совершенствования и дальнейшего развития.

1. Военная служба как особый вид государственной службы

Военная служба — сложное социальное и правовое явление. Она составляет основу деятельности и функционирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, охватывает миллионы граждан России.

Военная служба, представленная в качестве разновидности федеральной государственной службы, обладает свойственными последней признаками, призвана выполнять схожие по своему содержанию функции, подчиняется тем же принципам и внутренним законам существования. Вместе с тем ее особый правовой статус имеет свои специфические свойства.

Как вид федеральной государственной службы военная служба предназначена для решения задач государства в его интересах и от его имени. Ее исполнением достигаются цели обеспечения безопасности личности и общества от внешних угроз, противостояния агрессии, защиты территориальной целостности и суверенитета государства. Посредством военной службы законодатель декларирует решение иных специфических задач, обусловленных особенностями условий их возникновения и требующих четких, скоординированных действий и особой психологической готовности исполнителей.

Правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства России и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством, исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Федерации.

Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент России — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Президент самостоятельно решает вопрос об использовании Вооруженных Сил по их назначению. В принятии подобных решений Президент не связан какими-либо ограничениями.

Строительство Вооруженных Сил осуществляется на основе подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти, соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) Концепции безопасности России; на основе многонациональной кадровой армии, комплектуемой с использованием сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту; единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства. 1

К военнослужащим относятся:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. 2

Система органов военного управления создается в соответствии с организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Применительно к структуре Вооруженных Сил эта система включает: центральные органы военного управления; органы управления военных округов, флотов, объединений, соединений, воинских частей; территориальные органы военного управления (военные комиссариаты). 3

Будучи особой разновидностью государственной службы, военная служба имеет все ее характерные черты и принципы построения. В частности, можно выделить следующие: принцип законности — военная служба организуется и осуществляется на основании и в соответствии с КонституциейРоссии, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права; обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих органов, должностных лиц и отдельных военнослужащих; подконтрольность и подчиненность военнослужащих и органов военного управления; внепартийность военной службы; 4 равный доступ граждан к военной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; доступность информации о военной службе, предполагающая открытость законодательства о военной службе; ответственность военнослужащих за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей; социальная защищенность военнослужащих и стабильность военной службы; определение государством порядка и условий поступления на военную службу, ее прохождение и увольнение.

Вместе с тем, основываясь на общих принципах построения, характерных для федеральной государственной службы в целом, военная служба как особая ее разновидность обладает довольно специфическими содержательными чертами, во многом предопределенными поставленными перед ней задачами и выполняемыми функциями.

Кроме общих признаков военной службе присущи признаки особого вида, которые характеризуют ее как особую разновидность государственной службы: осуществляется в специализированных государственных формированиях, использующих в качестве одного из методов в решении поставленных перед ними задач средства вооруженной борьбы; предназначена для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России; граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине — России; исполнение обязанностей военной службы осуществляется не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства; гражданин, поступающий или призываемый на военную службу, должен соответствовать медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям, предъявляемым к уровню образования, профессиональной и физической подготовке; военная служба в силу прямого указания в действующемзаконодательстве для отдельных категорий граждан носит обязательный характер, ее прохождение последними обусловлено рядом императивных норм и связано с ограничениями в правах и свободах в сравнении с иными гражданами. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России (всеобщность в данном случае означает ее обязательность для всех граждан данной социальной группы); 5 определяющим принципом военного строительства воинской организации государства, ее руководства, формирования взаимоотношений между военнослужащими является принцип единоначалия; предопределяющее влияние на существование принципа единоначалия и построение в соответствии с ним военно-служебных отношений оказывает четкая иерархия воинских званий и должностей; система императивных норм военно-служебного законодательства детально регламентирует весь уклад жизни и быт военнослужащих; принцип единоначалия обусловливает необходимость безусловного служебного подчинения, беспрекословность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников); военная служба, несмотря на декларируемую информативность и гласность, — в большей степени закрытая организация. 6

В настоящее время подход к определению военной службы через профессиональную деятельность верен лишь частично, поскольку профессиональной военная служба является только для части их личного состава — военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Профессиональной военная служба станет лишь в том случае, когда признак профессионализма будет главенствующим в ее содержании. Последнее возможно при условии кардинального изменения подходов к вопросам комплектования Вооруженных Сил России, иных войск и воинских формирований. Сохранение призыва на военную службу в качестве первичной формы комплектования войск и воинских формирований требует выделения несколько иных критериев, определяющих содержание военной службы. 7

Прохождение военной службы осуществляется:

— гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

— иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. 8

Правовой статус военнослужащего един по своей природе для всех категорий военнослужащих: проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву. Но для того, чтобы правильно определить правовое положение такой категории граждан, как военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в структуре военной организации и в нашем обществе в целом, необходимо определить и четко конкретизировать их правовой статус.

Исходя из общей теории правового статуса, можно дать следующее определение специальному правовому статусу военнослужащего. Специальный правовой статус военнослужащего — это особое правовое положение военнослужащего в обществе и государстве, обусловленное системой предусмотренных специальными нормами общего и военного законодательства его прав, свобод, обязанностей и ответственности.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются КонституцияРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство. 9

КонституциейРФ закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства. В то же время она является основой для правового регулирования вопросов, касающихся юридического закрепления конституционно-правового статуса военнослужащих, в том числе ограничений их прав и свобод как человека и гражданина.

Права и свободы военнослужащих – важная часть правового статуса, прямо предусмотренная в законодательстве: защита свободы, чести и достоинства военнослужащих; право на свободу передвижения и выбор места жительства; свобода слова; право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; свобода совести и вероисповедания; право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд; другие права.

Вместе с тем, ряд из этих прав имеют определенные ограничения, связанные со спецификой военной службы.

Как было отмечено ранее, военнослужащие как особая категория граждан обладают специальным правовым статусом, связанным не только с набором определенных социальных гарантий, но и с определенными ограничениями, например на свободу передвижения. 10 Статус военнослужащего хоть и един по своей природе, однако его наличие еще мало о чем говорит, так как более конкретно военнослужащего характеризует его правовое положение, которое определяется как его воинской должностью, так и его воинским званием, квалификацией, классностью и так далее. То есть федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, проходящих военную службу. 11

Ограничения, связанные с прохождением военной службы — это установленные нормами военного права обстоятельства, при наличии или возникновении которых военнослужащие не могут проходить военную службу и подлежат увольнению, а граждане (иностранные граждане) не могут поступить на военную службу.

Запреты, связанные с прохождением военной службы, представляют собой правовые нормы, определяющие действия, несовместимые с исполнением обязанностей военной службы, установленные действующим законодательством в целях эффективного и качественного исполнения военнослужащими функций в сфере обороны и безопасности государства, а также в целях исключения со стороны военнослужащих коррупционных проявлений и иных злоупотреблений служебным положением, нарушение которых влечет юридическую ответственность военнослужащих, в том числе может быть основанием для досрочного прекращения военно-служебных отношений.

С учетом того что некоторые обстоятельства, с которыми связывают ограничения, наступают вне зависимости от воли сторон (например, при достижении предельного возраста пребывания на службе, наличии заболевания, препятствующего прохождению службы), возникает некоторая неопределенность в возможности соблюдать данные ограничения. По всей видимости, принимая во внимание мнения, высказанные в юридической литературе, в данном контексте «ограничения» следует толковать в более широком смысле — как «правовые ограничения», которые на информационно-правовом уровне включают как ограничения, так и запреты, в том числе связанные с прохождением государственной службы. 12

Особенностью закрепления антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов военнослужащих является то, что данные обязанности не систематизированы в законодательстве отдельным перечнем. На военнослужащих распространены: обязанности, ограничения и запреты, закрепленные напрямую в Федеральном законе«О статусе военнослужащих»; обязанности, ограничения и запреты государственных гражданских служащих, закрепленные в Федеральномзаконе«О государственной гражданской службе Российской Федерации»; обязанности, ограничения и запреты, закрепленные в Федеральномзаконе«О противодействии коррупции».

Отдельные ограничения, запреты и обязанности (например, запрет на занятие иной оплачиваемой деятельностью) представляются чрезмерными, требуют пересмотра. 13

За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином или юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность. 14

Прежде чем говорить об особенностях юридической ответственности военнослужащих, необходимо определить понятие и содержание самой юридической ответственности. Будучи сложным социальным явлением, юридическая ответственность является предметом многочисленных исследований и научных споров. 15

Юридическая ответственность способствует строгому и точному соблюдению военнослужащими своих обязанностей, установленных законами, Военной присягой, воинскими уставами, приказами командиров и начальников, если при ее реализации будут строго соблюдаться принципы юридической ответственности, такие как: законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость и своевременность юридической ответственности, презумпция невиновности, право на защиту лица, привлеченного к ответственности, недопустимость привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение два и более раз. 16

Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение военнослужащим дисциплинарного проступка, то есть такого виновного нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, которое по степени своей общественной опасности подлежит наказанию властью командира (начальника по службе). 17

Административная ответственность наступает тогда, когда есть нарушение постановлений государственных органов управления (правил дорожного движения, противопожарных правил и так далее), за которые применяются взыскания органами и лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по совместной трудовой или служебной деятельности. 18

За совершенные преступления военнослужащие внутренних войск несут уголовную ответственность. Уголовная ответственность отличается наиболее жесткими мерами государственного принуждения, применяется только судом общей юрисдикции и только к лицу, виновному в совершении преступления. Наряду с ответственностью за общеуголовные преступления военнослужащие привлекаются к ответственности за преступления против военной службы, предусмотренной гл. 33УК РФ.

Вместе с тем, остались пробелы в законодательстве, в том числе, и в части статуса. Практически все законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок прохождения военной службы и правовой статус военнослужащих, отстает от реалий действительности и, за редким исключением, не только не отражает специфику прохождения военной службы военнослужащими женского пола, но зачастую даже не предполагает подобную возможность. Данная ситуация не допускает существование равных возможностей для мужчин и женщин в сфере прохождения военной службы и статуса военнослужащих, а также их реализации, что создает предпосылки для наличия неравного положения, дискриминации по половому признаку. 19 Однако в сложившихся исторических, демографических, экономических и политических условиях в целях поддержания обороноспособности Российской Федерации на должном уровне, а также реализации принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы, ввиду наличия правового вакуума, недостаточной регламентированности военно-служебных отношений с участием военнослужащих женского пола, а также их правового статуса необходимо проведение ряда организационных, законодательных и иных мероприятий, использование положительного зарубежного опыта по данному вопросу. 20 Необходимо внесение изменений в действующее законодательство в части регламентации женщин-военнослужащих.

Военнослужащие — одна из тех категорий граждан, которые находятся под усиленной социальной опекой со стороны государства. Специфика деятельности военнослужащих, особая важность их службы для страны и граждан в целом, высокая ответственность и возможное выполнение задач с риском для жизни обязывают государство всесторонне и надлежащим образом обеспечить жизнедеятельность этой категории населения и защиту их прав.

Кроме того, множество иных нормативно-правовых актов содержат нормы, касающиеся социальных прав военнослужащих.

Необходимо добавить, что социальная поддержка военнослужащих осуществляется после увольнения лиц, проходящих военную службу, в запас. Данные нормы позволяют повысить престиж воинской службы и обеспечить военнослужащим уверенность в будущем. Учитывая низкий уровень общественного мнения относительно службы в армии и нежелание лиц призывного возраста идти служить, государству следует защищать права лиц, призывающихся на военную службу. 21

Таким образом, можно сделать вывод о том, что статус военнослужащего как правовая категория включает в себя права, обязанности, ограничения, ответственность. Несмотря на то, что законодательное закрепление данных элементов достаточно подробно, на практике выявляются проблемы и пробелы законодательства.

2. Государственный служащий: понятие, правовой статус и виды

В любом обществе понятие «служба» подразумевает один из видов общественно полезной деятельности. В системе социальных отношений она существует не только в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества, но и как средство обеспечения других видов социальной деятельности. В первую очередь это относится к процессу производства в целом и его обеспечении в интеллектуальном отношении. Содержательная характеристика процесса труда лежит в основе разграничения существующих в современных условиях основных типов общественно полезной деятельности людей.

Государственная служба имеет свою систему и включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

— правоохранительная служба. 22

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъекта РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам лица, претендующего на замещение должности гражданской службы, устанавливаются нормативным актом соответствующего государственного органа и включаются в должностной регламент.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Проверка сведений, представляемых гражданами, поступающими на государственную или муниципальную службу, обычно осуществляется кадровыми службами соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

В необходимых случаях достоверность сведений, представляемых гражданами при поступлении на государственную или муниципальную службу, может проверяться органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 23

Несмотря на законодательную базу и широкую практику применения, существуют определенные проблемы в практической деятельности. Так Иванкина Т.В. отмечает: «На первых порах, когда только был принят Законо гражданской службе, все его недостатки были не слишком заметны, но когда этотЗаконстал активно применяться, они тут же обнаружились. Я считаю, в частности, недостаточно продуманными формулировкиЗаконапо вопросам поступления на службу и увольнения гражданских служащих». 24

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Наиболее общее отличие правоохранительной и военной видов государственной службы от гражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, то есть в выполняемых ими функциях и задачах.

Одной из особенностей военной службы является ее обязательность. Эта особенность проявляется, во-первых, в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов — очередных и по мобилизации. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России (всеобщность в данном случае означает ее обязательность для всех граждан данной социальной группы). 25

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. 26

Обращаясь к характеристике института государственной службы в современной России, необходимо отметить, что разделение службы на виды отражено в действующем законодательстве. Приняты федеральные законы о государственной службе и о муниципальной службе, а также указы Президента РФ и постановления Правительства России, детализирующие эти законы.

Смотрите так же:

  • Исковое заявление о взыскании судебных расходов образец Образец Заявления о взыскании судебных расходов В Арбитражный суд Новосибирской области Адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская 6 Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Наименование общества"Адрес: 630060, г. Новосибирск, ул. […]
  • Г чита мировой суд Г чита мировой суд Судебный участок № 14 Центрального судебного района В связи с введением в действием с 01.01.2017 г. «Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» […]
  • Заявления на увольнение по срочному трудовому договору Образец заявления о приеме на работу по срочному трудовому договору Законодательство разрешает предприятиям заключать трудовые договора на определенное время, при наличии условий, указанных в ТК РФ. При заключении такого договора существует ряд […]
  • Исковое заявление о содержание матери Образец заявления на алименты на содержание жены до 3 лет Семейное законодательство нашего государства стоит на защите имущественных и неимущественных прав граждан, особенно незащищенных. Например, право на алиментные выплаты имеют не только […]
  • Если ребенок родился мае Рожденные в мае Людям, рожденным в мае, благоволит планета Венера. Они принадлежат либо к знаку Тельца (с 21 апреля по 21 мая), либо к знаку Близнецов (с 21 мая по 20 июня). Для создания успешного будущего им лучше принимать важные решения в […]
Комментарии запрещены.