Конституционное право гражданина рк

Конституционное право гражданина рк

Понятие и предмет конституционного права

Наука конституционного права является составной частью юриди­ческой науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук. Для конституционного права как науки присущи свой предмет, ис­точники, специфический подход к его изучению. Наука конституционно­го права относится к числу отраслевых юридических наук.

Наука конституционного права — система научных знаний о зако­номерностях развития:

1. Государственно-правовых отношений, представленных в институтах конституционного строя;

1. Волевых общественных отношений, с которыми связано осуществле­ние государственной власти.

Наука конституционного права представляет собой систему знаний. В систему науки конституционного права входят:

1. Знание о конституционном праве как отрасли права;

2. Знания о сущности Конституции РК — ее структуре и содержании;

3. Знания об основах конституционного строя РК и их отношении с господствующими в обществе отношениями;

4. Знания о правах и свободах человека и гражданина РК;

5. Знания о национально-государственном и административно-территориальном устройстве РК;

6. Знания о системе органов власти РК, местном государственном
управлении и самоуправлении.

Указанные объекты выступают предметом научного исследования и изучаются исходя из научных методологических принципов с использова­нием различных методов: исторических, логических, сравнительно-правового, системного, статистического, конкретно-социологического и др.

В ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоре­тических положений, представляющих выводы, сделанные на основе по­знания сущности и закономерностей развития общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении, то есть одни теоретические положения служат основой для других.

К их числу относятся теории разделения властей, парламентаризма, президентства, избирательной системы, гражданства, суверенитета, на­родовластия, гражданского общества, политического плюрализма. Каждая из этих теорий формируется самостоятельно, но в то же время испытыва­ют влияние друг на друга.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумева­ются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам в первую очередь относится Конституция. В то же время источниками науки являются и другие нормативно-правовые ак­ты, которые в совокупности составляют конституционное законодательст­во: конституционные и обычные законы, нормативные акты Президента, Правительства, местных представительных органов. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные поня­тия, раскрывает взаимосвязи.

Другим источником науки конституционного права является прак­тическая деятельность государственных органов и всех субъектов право­вых отношений по реализации конституционно-правовых норм. Ее изу­чение позволяет понять не только формальную природу, но и фактиче­скую сущность, реальность действия норм права.

Источником науки конституционного права являются также труды ученых, как отечественных, так и зарубежных, посвященных философ­ским, социологическим и другим проблемам конституционного строи­тельства, прямо или косвенно относящихся к данной отрасли.

Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государ­ственное устройство РК.

В основу разделения права на отрасли, как вам известно из курса Теория государства и права, положено два критерия: предмет регулирова­ния и метод регулирования.

Конституционное право призвано регулировать общественные от­ношения, возникающие в процессе осуществления государственной вла­сти. Таким образом, предметом конституционного права являются обще­ственные отношения, связанные с осуществлением государственной вла­сти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Как и любой отрасли права, конституционному праву присуща сово­купность приемов и способов, при помощи которых осуществляется воз­действие на общественные отношения, называемые методами правового регулирования. Конституционно-правовые отношения регулируются сле­дующими методами:

1) метод обязывания;

2) метод запрещения;

1) метод дозволения;

2) метод признания.

Разновидностями указанных способов воздействия государства на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, является установление конкретных правомочий и обязанностей участни­ков правоотношений (например, компетенция государственных органов и должностных лиц, полномочия депутатов, порядок организации и прове­дения выборов).

Методы регулирования конституционного права носят политико-правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции категории обще­ственных идеалов, социальных ценностей, моральных принципов.

Таким образом, конституционное право — это отрасль права Рес­публики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государствен­ной власти, местного государственного управления и самоуправления.

Конституционное право РК ведущая отрасль национального права (стр. 1 из 14)

Тема №1: Конституционное право РК – ведущая отрасль национального права

Цель лекции — дать общую характеристику Конституционного права РК как ведущей отрасли национального права, показать его специфику.

1. Раскрыть предмет Конституционного права РК.

2. Раскрыть методы Конституционного права РК.

3. Дать определение Конституционного права РК как отрасли права.

4. Дать определение конституционно-правовых норм, раскрыть их специфику и виды.

5. Дать понятие конституционно-правового института, раскрыть его виды.

6. Дать определение конституционно-правовых отношений, раскрыть их специфику и виды.

7. Раскрыть систему и источники Конституционного права РК.

8. Показать место Конституционного права РК в национальной системе права.

· предмет Конституционного права РК;

· методы Конституционного права РК;

· система Конституционного права РК;

· источники Конституционного права РК.

Предмет Конституционного права РК

Данные отношения составляют единое целое и являются предметом одной отрасли права в силу того, что все они связаны с закреплением и выражением главных, коренных основ устройства общества и государства. Именно в этих отношениях проявляются сущность и природа данного общества и государства. Конституционное право регулирует отношения, сказывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Например, предметом административного права являются административные отношения, трудового права – трудовые отношения.

Особенность предмета Конституционного права выражается также и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Совокупностью рассматриваемых отношений характеризуются организация общества как единой, целостной системы, механизм осуществления власти народом, управления делами общества и государства.

Что же это за отношения? Рассмотрим их. Их 3 типа:

1. Общественные отношения, характеризующие основы Конституционного строя РК. Эти отношения выражают коренные устои и принципы государства. В них выражается их качественная характеристика: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, политический режим, субъекты государственной власти, способы их реализации, общие черты политической системы общества.

Далее эти отношения характеризуют единые основы экономической системы: конституционное право закрепляет признание и равное развитие государственной и частной собственности, общие принципы гарантий прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, общие принципы организации общества в области образования, науки, культуры, социальной сферы, природопользования и др.

2. Особую группу составляют общественные отношения, в которых воплощаются основы правового положения граждан в РК. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют принадлежность к гражданству РК, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его основные права, свободы и обязанности. Именно эти отношения являются основой тех социальных связей, которые формируют общество.

Говоря об этих общественных отношениях, мы имеем ввиду не только основы правового положения граждан РК, но и основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Следующая группа общественных отношений, составляющая предмет конституционного права – это принципы организации и деятельности государственного механизма и органов местного самоуправления .

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственный аппарат, виды органов, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, их акты, систему, принципы местного самоуправления.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, отличаются от отношений, регулируемых другими отраслями права, рядом своеобразных черт:

1) они являются ядром всех отношений, регулируемых правом, поскольку именно в них выражаются основы устройства общества и государства, определяющие содержание всех общественных связей;

2) эти отношения выражают устройство общества и государства как целостного организма, как единой политической, экономической и социальной системы. Другие отрасли права регулируют те общественные отношения, которые связаны с определенной сферой государственного воздействия на развитие общественных отношений;

3) эти отношения характеризуются особым кругом субъектов, в число которых входят народ Казахстана, нации, народности и др.;

4) особая правовая форма их закрепления. Основные из них регулируются Конституцией и конституционными законами РК.

Особенности предмета конституционного права обусловливают и особенности свойственных ему методов правового регулирования. Конституционное право использует в основном 2 метода:

1) правозакрепительный (правоустановительный) – конституционное право воздействует на общественные отношения путем закрепления важнейших политических, экономических и организационных принципов устройства общества и государства, форм собственности, основ правового положения граждан в РК и др.

2) правозапретительный – конституционное право регулирует общественные отношения путем установления конституционных запретов на определенные виды поведения. Например, ст. 39 п.3 Конституции 1995 года гласит: не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам.

Исходя из характеристики предмета и метода конституционного права дадим его определение:

Конституционное право РК – это ведущая отрасль национального права, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы устройства общества и государства: основы Конституционного строя в РК, основы статуса человека и гражданина, а также принципы организации и деятельности государственного механизма и органов местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права. Они являются частью общей системы права и обладают чертами, общими для всех правовых норм других отраслей права. Как и другие нормы права, они исходят от государства, являются общеобязательными правилами поведения, выраженными в правовых актах государства, охраняются и обеспечиваются государством.

Однако у норм конституционного права есть особенности, отличающие их от норм других отраслей права:

1) непосредственное целевое предназначение . Все правовые нормы имеют в качестве общей цели регулирование общественных отношений. Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у различных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ устройства общества и государства;

2) содержание, то есть та сфера общественных отношений, которую они регулируют;

3) источники – основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в Конституции, то есть акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе;

4) структурные особенности . Большинство конституционных норм не имеет традиционной трехэлементной структуры, присущей большинству других правовых норм. В них нет указаний на то, кому именно они адресованы, какие и на кого возлагают права и обязанности, каковы те условия, при которых данные нормы применяются, и какова ответственность за их нарушение. В конституционном праве очень много норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-задачи и др.). Такие нормы обычно имеют одну диспозицию и очень редко имеется санкция.

Для удобства изучения и применения нормы конституционного права классифицируют по различным основаниям на разные виды.

Конституционно-правовой институт – это совокупность норм конституционного права РК, регулирующих определенную взаимосвязанную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Каков критерий деления отрасли конституционного права на институты? Этот критерий – взаимосвязанность, наличие определенных общих черт регулируемых отношений, родовые связи между ними. Конституционно-правовой институт регулирует комплекс взаимосвязанных общественных отношений, проникнутых внутренним единством. Например, институт гражданства РК объединяет нормы, предусматривающие порядок приобретения, прекращения гражданства и др.

Конституционно-правовые отношения – это такие общественные отношения, в которых их участники взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права.

Конституционно0правовые отношения как один из видов правовых отношений обладают чертами, свойственными всем правовым отношениям. Они определяют собой юридическую связь между участниками общественных отношений, характер и пределы которой определены нормами конституционного права, являются волевыми отношениями, ибо зависят от воли и сознания людей, обеспечиваются и охраняются государством.

Вместе с тем им присуща и специфика . Она состоит в следующем:

1) они своим содержанием , возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) значение в системе правовых отношений . Юридическое содержание правовых отношений составляют права и обязанности их участников. В конституционно-правовых отношениях они прямо или опосредованно связаны с закреплением основных принципов и устоев общества и государства. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правовых отношений;

Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное право Республики Казахстан»

Учебная программа дисциплины составлена на основании государственного образовательного стандарта и учебной программы по курсу «Конституционное право Республики Казахстан» по специальности бакалавриата 5В030300 – Правоохранительная деятельность

Учебную программу дисциплины переработал: ст.преподаватель кафедры конституционного права и государственного управления, Нурмагамбетова М.Б,

^ Сведения о преподавателях и контактная информация
Жумадилова Анара Борашевна, кандидат юридических наук, ст.преподаватель кафедры конституционного права и государственного управления, в 2005 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РК».

г. Астана, Кургальджинское шоссе 8, Казахский Гуманитарно-Юридический Университет, кафедра конституционного права и государственного управления, к. 304, телефон 70-30-44

^ Пререквизиты (какие навыки и знания необходимы для освоения изучаемого курса).

Теория Государства и права; История Государства и права Республики Казахстан.

Для освоения изучаемого курса студент должен:

  • иметь базовые знания, полученные по теории государства и права, истории государства и права Республики Казахстан, административному праву и др.;
  • обладать знаниями о конституционно-правовых институтах, принадлежащих к различным правовым системам;
  • иметь навыки сравнительного анализа правовых и государственных явлений;
  • иметь минимум знаний об общих чертах и особенностях конституций; правового положения человека и гражданина; государственных форм и политического режима; построения и функционировании государственных органов в соответствии с принципом единства и разделенности государственной власти.

^ Постреквизиты (какие навыки и знания приобретут после окончания курса).

Изучение Конституционного права Республики Казахстан дает основу для изучения других отраслей системы права Республики Казахстан т. к. является базовой отраслью права. Изучение такой дисциплины, как Конституционное право зарубежных стран также невозможно без знания основных институтов Конституционного права Республики Казахстан.

В процессе изучения данной учебной дисциплины студент должен:

а) иметь представление:

  • о конституционном праве как основополагающей отрасли системы действующего права Республики Казахстан;
  • о конституционно-правовых институтах и методах регулирования, реализуемых в современной государственно-правовой практике;
  • об общем содержании, принципах и функциях Конституции Республики Казахстан как Основном законе государства и общества;
  • об основных этапах конституционного развития Казахстана.

б) знать:

  • основные понятия и категории науки конституционного права Республики Казахстан;
  • основные принципы и элементы основ конституционного строя Республики Казахстан;
  • содержание и принципы основ правового положения человека и гражданина;
  • конституционные принципы организации и деятельности органов государства, их структур, правовой статус, основные полномочия;
  • конституционные основы местного самоуправления в Республике Казахстан;

в) уметь:

  • свободно владеть конституционно-правовыми понятиями и категориями;
  • логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам конституционно-правовой проблематики;
  • толковать и применять Конституцию и конституционно-правовые акты;
  • грамотно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты;
  • осознанно совершать разнообразные правовые действия в соответствии с действующим конституционным законодательством Республики Казахстан.

^ Основные требования к компонентам курса и его изучению.

Пропуски занятий – отражают ваше стремление учиться, и будут учитываться при выведении окончательной оценки по курсу. Ваша оценка будет занижена на полбала каждый раз, когда полученные задания не будут сданы вовремя. Ваша обязанность быть в аудитории и учиться. Непредвиденные события, такие как болезнь, конфликты дома или на работе дают вам право пропустить занятие. Однако в подобном случае вы должны информировать преподавателя о случившемся и заранее сдать задания.

Присутствовать на своем рабочем месте и при этом не выполнять рабочих обязанностей – приводит к наказаниям. Все задания по этому курсу должны быть завершены до начала занятий, зафиксированных в семестровом расписании. Задания, сданные позднее установленного срока, получают оценку ниже установленной, и это, в свою очередь, влияет на окончательную оценку по данному курсу. Работа, которая по расписанию должна проводиться в аудитории также влияет на работу всей группы. Если при выполнении занятия вас нет на занятии и вы не выполняете отведенную для вас часть работы, то вы будете наказаны также как и за пропуски занятий.

Изучение курса должно быть активным, а не пассивным. Выполнение домашних заданий должно занимать не менее 2-3 часов в неделю. Вы должны постоянно консультироваться с преподавателем согласно графика консультаций. Учебник необходимо читать в течение всего периода изучения данного курса, а не только при выполнении заданий. Необходимо готовиться к каждому занятию. Успех изучения курса во многом зависит от Вашего участия в работе аудитории. Хорошая посещаемость занятий, активное участие на занятиях, выполнение в срок и качественно всех заданий преподавателя помогут вам на аттестациях и экзамене. Экзамен будет направлен не на проверку Ваших теоретических знаний, а на оценку Ваших возможностей применять их на практике. На экзамене Вы будете отвечать на вопросы в виде тестов. Все задания на экзамене будут основаны на домашних работах, тестах в аудитории и т.д.

Промежуточные аттестации будут проводиться по пройденному предварительному материалу. Итоговый экзамен обязателен для всех и будет основан на пройденном материале.

До начала каждой лекции будет роздан материал, где будут отражены основные моменты темы. Пожалуйста, прочтите данный материал до начала занятий. После лекции обязательно прочтите весь заданный материал из основного учебника, указанного в конспекте лекций, и устный ответ на контрольные вопросы. Данная Ваша подготовка будет проверяться тестами, которые преподаватель будет проводить без предварительного предупреждения; оценка за такие тесты будет включена в итоговую оценку. По темам лекционного курса запланировано 5 контрольных работ, а также проводятся 2 рубежных контроля, на которых проверяется усвоение пройденного теоретического материала.

При выполнении заданий Вы не должны:

— позволять другим делать за Вас работу;

— пытаться сдать работу в неустановленные сроки;

— не участвовать в работе группы при выполнении групповых заданий и требовать за это баллы и т.д.
Обязанности студентов (рекомендуемый перечень):

  1. Не опаздывать на занятия.
  2. Не разговаривать во время занятий, не читать газеты, отключить сотовый телефон, не жевать жевательную резинку;
  3. На занятия приходить в деловой одежде;
  4. Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку;
  5. Пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время;
  6. В случае невыполнения заданий, итоговая оценка снижается;
  7. Посещать ежедневно занятия;
  8. Активно участвовать в учебном процессе;
  9. Старательно выполнять домашние задания;
  10. Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
  11. Конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях;
  12. Содействовать коллективной работе и вовлечению в дискуссию более застенчивых студентов;
  13. Быть пунктуальными и обязательными;
  14. Избегать пропуска занятий по неуважительным причинам;
  15. Исключить курение в учебных комнатах;
  16. Исключить телефонные переговоры во время семинара;
  17. Не допускать потребления алкоголя на занятиях.

Политика академического поведения и этики основывается на правилах внутреннего распорядка вуза, этическом кодексе студентов, а именно:

  • быть доброжелательным с преподавателями, с сотрудниками и с товарищами;
  • участвовать во всех воспитательных мероприятиях университета. Факультета;
  • поддерживать культуру поведения в университете;
  • соблюдать чистоту в корпусах.

Мы ожидаем, что Ваше отношение к данному курсу и поведение будут соответствовать Кодексу чести студента ВУЗа. Вы недолжны, пропускать занятия, опаздывать, быть недисциплинированным в аудитории, быть неуважительными к преподавателю и студентам. На занятия Вы должны приходить подготовленными для того, чтобы обсудить материал, задать необходимые вопросы и критически подойти к выполнению заданий, решением которых мы занимаемся, так, чтобы Вы могли почерпнуть все то, что необходимо Вам в вашей работе.

Рабочая учебная программа по конституционному праву подготовлена на основе типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением Республиканского учебно-методического совета высшего и послевузовского образования от 22 июня 2006 г.

В основу учебного курса Конституционного права Республики Казахстан положены Конституция и нормативные правовые акты, относящиеся к организации и функционированию основ конституционного строя Республики Казахстан, правового статуса человека и гражданина, правового положения органов государства и местного самоуправления.

Конституционно право Республики Казахстан тесно связано с такими учебными дисциплинами, как теория государства и права, история государства и права Республики Казахстан, административное право, международное право, история политических и правовых учений, такая связь определяется особенностями предмета курса конституционного права Республики Казахстан.

Исходя из цели — обучение студентов, предопределяется общая последовательность изучения конкретных тем данного курса, строится соотношение лекционных и семинарских занятий, а также учитываются формы самостоятельной работы студентов. Этими критериями, в сущности, обусловливается и учебно-методическая цель программы. По итогам изучения учебного курса студенты сдают экзамен.

Изучение данной учебной дисциплины имеет своей целью: во-первых, усвоение понятий, правовых категорий и терминов, формирование у студентов научных представлений о ведущей (интеграционной) роли конституционного права в системе национального права страны; о демократическом обществе; о правовом государстве, его органах и институтах; о правовом статусе человека и гражданина, его правах, свободах, обязанностях, гарантиях, ответственности.

Во-вторых, приобретение умений и навыков анализа общественных отношений и связей, правильной оценки явлений государственно-правовой действительности, умения юридически грамотно использовать и применять нормы конституционного права при выполнении профессиональных задач в процессе реализации права.

Основными задачами изучения курса конституционного права Республики Казахстан являются:

  1. Ознакомление студентов с основополагающими положениями науки конституционного права, учением о Конституции как основном законе государства и общества
  2. Познать сущность основных конституционно-правовых институтов, особенности развития конституционного права Казахстана.
  3. Глубоко усвоить конституционные нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения во всех сферах жизни. В частности, основы правового положения личности, конституционные принципы организации и деятельности органов государства, основы местного самоуправления в Республике Казахстан.
  4. Изучить конституционные законы и законы, регулирующие государственно-правовые отношения и выступающие наряду с Конституцией Республики Казахстан важнейшими источниками конституционного права.
  5. Получить навыки работы с учебной и научной литературой по данной дисциплине.
  6. Выработать навыки применения полученных знаний по конституционному праву в будущей практической (или научной) деятельности.

Понимание студентам этих важнейших вопросов конституционного права Республики Казахстан способствует их правильному ориентированию политике и государственно-правовой сфере, умелому решению вопросов государственной и конституционно-правовой практики.

При изучении конституционных норм предстоит использовать системный и диалектический методы, сравнительный анализ, исторический аспект, статистические и социологические данные.

Конституционное право занимает основополагающее место в системе права Республики Казахстан. Оно является исходным для других отраслей права, поскольку во всех отраслях получают развитие и конкретизацию конституционные нормы. Исходными для других отраслей права являются положения Конституции Республики о правах и свободах человека и гражданина, о форме правления и государственного устройства, о принципах организации системы государственной власти и т.д.

^ Курс состоит из следующих частей:

— Лекции, излагающие основные положения теории;

— Семинары для детального обсуждения основных проблем теории,

практики и проверки правильности решения ситуаций;

— Самоподготовка, включающая изучение дополнительных источников.

satpaevrap

Конституционное Право Рк Учебники

Конституционное право республики Казахстан — отрасль права и юридической Жайлин Г.А. Учебник. Гражданское право Республики Казахстан PDF. Скачать бесплатно книги, учебники в Казахстане. Казахстан · ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РК · 1.1 Понятие и предмет конституционного права Республики Казахстан как отрасли права.

А.Т.Ащеулов. Конституционное право Республики Казахстан : Учебник / Сост. Д.ю.н., проф. А.Т.Ащеулов.-Алматы:КазГЮА, 2001.-656с. 100. Баишев Ж. Учебник, учебное пособие Республика Казахстан « Конституционное право Республики Казахстан. Краткий курс. Учебное пособие. Шеретов С.Г.».

О системе источников конституционного права Республики Казахстан (А. Тусупова, декан университета им.

  • Конституция Республики Казахстан — основной закон Казахстана. Конституционное право Республики Казахстан / Сост. Ащеулов А. Т. — Алматы.
  • Учебник, учебное пособие Республика Казахстан « Конституционное право Республики Казахстан. Краткий курс. (Учебное пособие)».
  • Советское право [Текст] : учебник для тех-ов / Под ред. Конституционное право Республики Казахстан [Текст] : академический курс / Сапаргалиев Г.
  • К основным источникам конституционного права Республики Казахстан. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник.
  • КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН основы. Конституционного строя РК правовой статус личности систему органов государства.

Д. Кунаева, доцент).

Декан университета им. Д. Кунаева доцент А. ТУСУПОВА. Понятие «система» при конкретном способе ее рассмотрения трактуется как «отграниченное множество» взаимодействующих между собой элементов, составляющих целостный комплекс.

В свою очередь понятие «элемент» определяется как органичный компонент данной системы/ 1 /. Другими словами, система — это некое целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство/ 2 /. Следовательно, для выяснения вопроса, что представляет собой система источников конституционного права, необходимо установить:. а ) из каких элементов состоит данная система;. б) как эти элементы взаимосвязаны между собой. Конституционное право как отрасль права имеет собственную систему источников, для которой характерны такие качества, как взаимосвязь составляющих ее элементов (взаимообусловленность их существования; конкретизация в источниках положений, содержащихся в других источниках) и их иерархия (соподчинение источников; их непротиворечивость; преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими).

В правовой литературе под источником права понимается форма, в которой выражаются правовые нормы. Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера — характера норм права. Два этих аспекта не всегда совпадают. Государство создает и издает правовые нормы в виде законодательных и иных нормативных правовых актов либо санкционирует последние, придавая им тем самым юридическую силу (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах местного самоуправления).

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет конституционного права. В Республике Казахстан сформировалась собственная система источников конституционного права.

Для сферы национального конституционного права характерны расширение объема конституционно-правового регулирования и возрастание влияния на указанн ую сферу общегуманных ценностей в результате изменения содержания ранее существовавших видов источников конституционного права и появления новых. Данный вопрос в силу его актуальности заслуживает, на наш взгляд, специального рассмотрения. В отечественной науке конституционного права можно обнаружить различные взгляды по рассматриваемому нами вопросу.

Так, А. Ащеулов полагает, что «под источниками конституционного права следует понимать юридические формы, способы выражения правовых норм (действующие нормативные акты), регулирующие основные комплексы общественных отношений, образующих предмет конституционного права»/3 /. И далее: «Источниками конституционного права являются естественное право и позитивное… Практически в Казахстане и других странах СНГ источником конституционного права признаётся лишь позитивное право: конституция, конституционные законы, иные нормативные акты, содержащие конституционно-правовые нормы… Естественное право воспринимается многими государствами как высшая духовная ценность, морально обеспечивающая неотчуждаемость прав человека»/4 /. С другой стороны, естественное право имеет определенное отношение к современному государственно-правовому развитию. Мы разделяем мнение тех российских правоведов, которые подобное вневременное, или «прирожденное», понимание права считают лишь частью правового сознания и гарантией демократических институтов, а не формальным источником права или способом объективизации юридических предписаний/5 /.

А. Абельдинов и О. Копабаев к источникам конституционного права относят нормативные правовые акты страны, а также судебные прецеденты, правовые обычаи, международные и внутригосударственные договоры/6 /. Ж.

Баишев определяет источники конституционного права как «нормативные акты… изданные органами государства в установленном порядке или принятые народом. Специфика источников конституционного права состоит в том, что они регулируют наиболее важные общественные отношения, т. права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, организацию государственной власти»/7 /. Г. Сапаргалиев, подчеркивая, что источниками национального права в Республике Казахстан являются правовые акты, указанные в пункте 1 статьи 4 Конституции РК, считает, что не все виды данных актов относятся к источникам конституционного права.

К основным источникам конституционного права Республики Казахстан ученый относит Конституцию в целом — не только ее правовые нормы, но и другие ее элементы: принципы, декларативные положения, понятия, цели, задачи. Автор видит своеобразие Конституции РК как источника конституционного права в том, что в ней указаны формы других ее источников: конституционные и обычные законы, нормативные указы и постановления Президента РК, постановления Правительства, а также степень юридической силы, порядок принятия, опубликования и отмены/8 /. Виды источников конституционного права достаточно стабильны, многие из них указаны в Конституции РК. В своей совокупности все они образуют следующую систему:. 1. Конституция РК — основной источник конституционного права — характеризуется широтой содержания установленных в ней норм.

В ней содержатся правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Они охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Основной закон отличается от всех иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферой отношений. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Казахстан. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Казахстане, не должны противоречить Конституции. 2.

Закон — это нормативно-правовой акт, посредством которого устанавливается большинство конституционно-правовых норм. В соответствии с Конституцией РК предусматривается принятие следующих законов Республики Казахстан:. а) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

В соответствии с Законом РК «О нормативных правовых актах» указанные законы занимают верхнюю ступень в иерархии нормативных правовых актов (п. 1 ст.

4 ). Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее чем в три четверти голосов от общего числа депутатов каждой из палат Парламента РК (п. 3 ст. 62 ). Таким образом, «изменения и дополнения в Конституцию осуществляются не путем принятия конституционного закона»/9 /. Данный вид законов принимается, только когда возникает необходимость в них, т.

при возникновении потребности в изменении существенных общественных отношений. В настоящее время в Казахстане принят только один такой нормативный правовой акт — Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан » от 7 октября 1998 года;.

б) конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона. Конституция РК 1995 года изменила статус конституционного закона, определив его место между основным и обычным законом. Издание конституционных законов прямо предусмотрено Конституцией (п. 4 ст. 62 ), в них более детально регулируются вопросы, отнесенные к предмету Конституции. Об этом свидетельствует предусмотренная Конституцией особая процедура их принятия.

Конституционный закон считается принятым, если одобрен большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из палат Парламента РК. Место и значение указанных актов в законодательстве определяется их содержанием. Вместе с тем возникает вопрос об оптимальности и полноте перечня тем, которым посвящены действующие конституционные законы Республики Казахстан. В число указанных в Конституции РК конституционных законов (статьи 9. 41. 49. 51.

64. 71. 75 ) следовало бы включить и законы, затрагивающие сферу прав и свобод человека, где были бы разработаны соответствующие конкретные правовые механизмы, что представляется особенно актуальным в связи с присоединением Казахстана к международным Пактам о правах человека 1966 года. Конституция и конституционные законы, как известно, устанавливают статус и определяют основные направления деятельности высших государственных органов, однако не всех из них.

Так, компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан определяется согласно Конституции (п. 4 ст. 83 ) обыкновенным Законом «О прокуратуре РК»;. законы РК и указы Президента РК, имеющие силу законов. Данные акты различаются по их юридической силе; по предметам ведения, которые могут в них рассматриваться; по порядку принятия; по возможности применения в отношении их вето Президента РК. Данные акты служат источниками конституционного права в случаях, когда они регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

На систему источников конституционного права оказало воздействие изменение подхода к проблеме соотношения внутригосударственного и международного права. В отечественной литературе неоднократно говорится об отнесении международных договоров к источникам конституционного права, но без обстоятельного анализа данного вопроса. Так, С.

Амандыкова к источникам конституционного права относит «международные договоры, ратифицированные Республикой, которые имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно»/10 /. Г.

Сапаргалиев считает, что «к источникам конституционного права относятся нормы международно-правовых актов, признанных Республикой Казахстан. В них могут содержаться правовые нормы конституционного значения: о правах человека, общественных образований и др. »/11 /. А. Ащеулов, к источникам конституционного права из числа такого рода международно-правовых договоров выделяет «прежде всего… акты, содержащие общепризнанные конституционные принципы и нормы международного права»/12 /. Исходя из того, что Казахстан является членом СНГ, к числу источников конституционного права автор относит и акты общего права СНГ/13 /. Мы не разделяем последнего утверждения, полагая, что источниками конституционного права Республики Казахстан могут быть только международные договоры Казахстана, надлежащим образом оформленные, заключенные, ратифицированные и тем самым введенные в ее правовую систему.

Акты общего права СНГ в большинстве своем имеют только рекомендательный характер, как и все модельные законодательные акты Межпарламентской ассамблеи государств — членов СНГ. В структуру национального законодательства могут включаться и отдельные нормы международного права, что происходит по инициативе и с согласия государства.

Международные договоры могут являться источниками конституционного права только при соблюдении трех условий. Во-первых, если предмет договоров составляют вопросы конституционного права; во-вторых, указанные акты должны быть признаны в Республике Казахстан обязательными; в-третьих, необходимо вступление данных актов в юридическую силу. Международные договоры — это источники международного права.

Конституция РК закрепляет приоритет ратифицированных Казахстаном международных договоров перед национальным правом (п. 3 ст. 4 ). Поэтому международный договор признается источником национального, в том числе и конституционного, права. Важные вопросы договорного процесса регулируются нормами конституционного права: круг органов и должностных лиц, уполномоченных заключать международные договоры Республики Казахстан, порядок и условия их применения, процедура ратификации и денонсации. Причины взаимовлияния международного и национального права касаются экономической, внешнеэкономической, социально-культурной, информационной и коммуникационной сфер. Международные договоры различной формы (соглашения, пакты, конвенции) регулируют политически значимые отношения, связанные с суверенитетом, взаимопомощью, сотрудничеством, дружбой и согласием между государствами, а также военные, торговые, торгово-экономические, научно-технические связи и контакты на межгосударственном уровне.

Вместе с тем, говоря о международном договоре как источнике конституционного права, нельзя не отметить, что за последнее десятилетие появилась целая серия международно-правовых актов, которые непосредственно трактуют и регулируют осуществление тех или иных прав и свобод, закрепляемых на конституционно-правовом уровне в системе национального права. В первую очередь это относится к Пактам о правах человека 1966 года, принятых Генеральной ассамблеей ООН, и ко многим международным актам гуманитарного характера. Формально закрепленные в этих актах положения обязательны для государств, должным образом их подписавших и ратифицировавших.

Как известно, в 2003 году Президент издал Указ «О подписании РК Международного Пакта о гражданских и политических правах и Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах». Окончательное присоединение к указанным пактам состоится после их ратификации, но с оговорками, учитывающими особенности национального законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. После ратификации в Парламенте РК будет принят соответствующий закон.

Действующее законодательство Республики Казахстан не отмечает такой вид нормативных правовых актов, как декларация. Поэтому о подобном правовом акте речь может вестись на основании отдельных примеров, имевших место в правовой практике. В справочной литературе по конституционному праву дается следующее определение понятия «декларация»: «декларация — термин, используемый в разных значениях в правовом, в том числе и конституционном, лексиконе. Это: 1) документ, принимаемый при создании нового государства и установлении его исходных начал, особенно в отношении прав личности и национальной политики; 2) документ, которым сопровождается принятие новой Конституции государства; 3) документ международного общения государства и его представителей»/14 /. Следовательно, декларация имеет правовое значение. В этих актах провозглашаются принципы и концепции, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства и признаются необходимыми для всей политики в данной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее национальное законодательство.

Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая 25 октября 1990 г. является характерным документом перехода Казахстана к подлинной государственной независимости. Следует заметить, что первым конституционным актом Казахстана была «Декларация прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР», принятая Учредительным съездом Советов КАССР (Оренбург, 4 октября 1920 г.

В декларации говорилось, что «КАССР входит как автономная единица в свободный Федеративный Союз Советских республик, объединенных в РСФСР»/15 /. В истории конституционного (государственного) права СССР известны лишь декларации, объявлявшие о принятии в 1977 — 1978 гг. новых советских конституций. Эти декларации выполняли прежде всего «нотификационную» функцию/16 /, а также обосновывали легитимность соответствующих конституций указанием на то, что верховные советы республик, принимая конституции, действовали от имени своих народов. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята путем референдума 30 августа 1995 г.

В Казахстане акты, принятым путем референдума, дополнительного санкционирования не требуют. Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики, принятая Верховным Советом КазССР 25 октября 1990 г. наряду с подтверждением намерений Казахстана войти на равноправной основе в союз суверенных республик, тоже выполняла нотификационную функцию: документировала самостоятельное провозглашение Казахстаном своего суверенитета. Вместе с тем в содержании декларации были обозначены основные параметры независимого государства, новой независимой казахстанской государственности, что позволяет определить функцию указанной декларации как «программную». С указанной декл а рации, вобравшей основные идеи казахстанского общества о демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразованиях в Казахстане, началась разработка новой Конституции РК. Постановления.

В соответствии со статьей 62 Конституции РК Парламент принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления Парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов обеих его палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

Регламент Парламента РК, регламенты Сената и Мажилиса Парламента; Положения о координационных и вспомогательных органах, образуемых палатами Парламента. Данные акты как источники конституционного права содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организационной деятельности, внутреннюю структуру Парламента.

Они фактически определяют законодательный процесс. Регламенты принимаются палатами, действуют в течение всего срока работы Парламента и не требуют утверждения никаким другим органом. а) Постановления;. б) Распоряжения Премьер-министра РК;. в) Регламент Правительства РК. Правительство РК может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией. Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы.

а) Итоговые решения (постановления нормативного и ненормативного характера). Итоговые решения могут носить как нормативный, так и ненормативный характер, содержат императивное начало и делятся на два вида:. — принимаемые на основе осуществления конституционных полномочий;. — осуществляющие иные (неконституционного уровня) полномочия. Нормативные постановления могут касаться вопросов:. — толкования норм Конституции РК;. — соответствия нормативных правовых актов Конституции РК.

Постановление нормативного характера является нормативным правовым актом, в результате чего оно является источником конституционного права. Такое решение имеет силу нормы Конституции и стоит в ряду конституционных норм. Постановление ненормативного характера имеет значение подзаконного акта. б) Заключения по всем вопросам конституционных полномочий. в) Послания в Парламент о состоянии конституционной законности в стране. г) Регламент Конституционного совета РК.

Данные акты (решения, положения) содержат конституционно-правовые нормы и носят локальный характер. В Республике Казахстан маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы — решения и распоряжения. При определении места нормативных решений маслихатов и акимов в системе источников конституционного права следует иметь в виду, что эти акты находятся в подчиненном положении по отношению к актам органов более высокого уровня. Основными признаками источников конституционного права являются: нормативный характер предписаний, обязательность исполнения и государственное принуждение, выступающие регуляторами соблюдения конституционно-правовых норм. К числу особенностей указанных источников можно отнести и изменение соотношения национального и международного права, связанное с возрастанием роли внешних факторов и развитием интеграционных процессов и договорной практики. Подчеркнем, что различные нормативные правовые акты являются источниками конституционного права Республики Казахстан не в одинаковой степени.

Некоторые из них являются такими источниками в полном объеме (например, Конституция РК, Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и т. ), тогда как другие акты содержат лишь отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации конституционных принципов и других основополагающих положений конституционного права. Поэтому только указанные нормы, а не акты в целом могут быть отнесены к числу источников конституционного права.

Однако это не должно служить препятствием для включения отдельных норм, содержащихся в нормативных правовых актах и являющихся в полной мере источниками конституционного права, в состав источников других отраслей национального права. Например, упомянутый Закон РК о выборах содержит норму об уголовной, административной или иной ответственности, которая в соответствии с законодательством предусмотрена в отношении лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным способом свободному осуществлению гражданином Республики Казахстан своего избирательного права (п.

1 ст. 50 закона). Место и роль нормативных правовых актов определенной разновидности в общей правовой системе государства определяется местом и ролью его органов в общей системе государственного управления. Существующая в правовой системе Республики Казахстан иерархия нормативных правовых актов является выражением разности юридической силы их отдельных видов и связанной с этим соподчиненности источников конституционного права. При этом отношения внутри системы источников конституционного права проявляются в абсолютном верховенстве Конституции РК и в доминирующем положении закона относительно всех нижестоящих в иерархии нормативных правовых актов. Внутри данной системы необходим особый порядок и субординация, чтобы при возможном «столкновении» двух актов коллизия была бы преодолена.

Система источников конституционного права является органической. Все ее элементы расположены в точно определенных местах, исходя из юридической силы нормативных правовых актов, которая, в свою очередь, зависит от места издающих их органов в структуре государственного управления. Эта зависимость наиболее отчетливо прослеживается в тех случаях, когда речь идет о различной силе законодательных и подзаконных актов. Таким образом, иерархия системы источников конституционного права обусловлена факторами, лежащими вне этой системы, но ее определяющими.

Принципы построения данной системы опираются не только на соподчиненность различных видов источников конституционного права, но и отражают внутреннюю их взаимосвязь, которая проявляется, в частности, в том, что отмена вышестоящего, «базового» нормативного правового акта влечет за собой утрату юридической силы целыми группами нижестоящих актов. Например, принятие новой конституции приводит к пересмотру всей совокупности нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ранее действовавшим основным законом. Иерархия в системе источников конституционного права не означает, что норма, закрепленная в акте, стоящем по иерархии ниже, по своему содержанию должна быть производной от нормы, закрепленной в акте, занимающем более высокую позицию. В принятой иерархии определены позиции правовых нормативных актов в соответствии с их юридической силой. Иерархичность, соподчиненность и согласованность системы источников конституционного права является убедительным подтверждением самостоятельности данной отрасли права, как и любой другой отвечающей этим качествам системе источников отраслей национального права. Хотя источники конституционного права и различаются по своей юридической силе, однако это не обуславливает степень их обязательности.

Последняя составляет важнейшую сторону законности. «Юридическая сила, — писал В. Коток, — может быть большей или меньшей, это — регулятивное свойство правового акта, проявляющееся в соотношении с другими актами.

Обязательность же не имеет степеней и представляет собой абсолютное качество любого законного акта… Государство одинаково требует соблюдения любого правового акта, независимо от степени его юридической силы. Любой законный акт, вступивший в силу, обязателен безусловно»/17 /. Таким образом, справедливым будет вывод о том, что все составные элементы системы источников конституционного права Республики Казахстан органически связаны между собой и служат обеспечению комплексного правового опосредования общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права. Все это позволяет сделать обобщающий вывод: под системой источников конституционного права Республики Казахстан следует понимать ее внутреннюю структуру, целостность которой обуславливается устойчивыми отношениями и связями между ее составными элементами.

Будучи составной частью системы источников национального права, источники конституционного права характеризуются всеми особенностями, свойственными данной системе, в частности, множественностью и иерархией, приоритетом закона, изменением соотношения национального и международного права. Задачей науки конституционного права и юридической практики является дальнейшее и тщательное изучение сложившейся системы источников конституционного права, места в ней каждого нормативного правового акта и их соотношения. 1. Алексеев П. Панин А.

Философия. Учебник. М. 1998.

2. Философский энциклопедический словарь. М. СЭ, 1983.

С. 610. 3. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. Сост. А.

Ащеулов; отв. ред.

Нарикбаев. Алматы. КазГЮА, 2001.

С. 25-26. 5. Колесников Е. Источники российского конституционного права: вопр. теории и методологии: Автореф.

Саратов, 2000. С. 12. 6. Абельдинов А.

Копабаев О. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Алматы, 1997. С.

6. 7. См. Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник.

Алматы, 2001. С. 9-10.

8. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. Алматы, 2002. С.

6-10. 9. Лукьянова Е. Закон как источник советского государственного права. М. Изд-во МГУ, 1988.

С. 40. 10. Конституционное право Республики Казахстан. Учеб. пособие для юрид. фак-тов.

Караганда. Болашак-Баспа, 1998. С.

Конституционное право Республики Казахстан. Академ. курс. Алматы. Жеті Жаргы, 2002. С.

Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. Сост.

Ащеулов. Алматы. КазГЮА, 2001. С. 34.

14. Конституционное право.

Энциклопедический словарь. Отв. ред. и рук.

Авакьян. М. Изд. группа Норма-Инфра. М, 2001. С. 185.

15. Казахская СЭ. Энциклопедический справочник. Под ред. Козыбаева М. Алма-Ата.

Смотрите так же:

  • Рассчитать количество дней компенсации при увольнении Расчет количества отпускных дней при увольнении — пример Денежная компенсация неотгулянного отпуска предоставляется работнику при увольнении в соответствии с ТК РФ. Работодатель рассчитывает положенную компенсацию за неиспользованные отпускные дни […]
  • Сайт журнала конституционное и муниципальное право Конституционное и муниципальное право Издаётся с 1998 г. Журнал рекомендуется Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикаций основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора […]
  • Закон об оружии дополнения Федеральный закон ст. 6 «Об оружии» с дополнениями о запрете применения пси-оружия ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ http ://29. ru / forum / theme . html ? id =224169& […]
  • Юридическая фирма москва советник ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "СоветНиК № 1" Режим работы:с 10.00 до 18.00 Телефон: +7 (499) 760-22-84, +7 (499) 760-22-28 +7-916-172-39-87Факс: +7 (499) 760-22-84, +7 (499) 760-22-28 Юридическая Компания "СоветНиК №1" это юридическая фирма, работающая на […]
  • Статья коап вождение без прав Езда без прав - штраф в 2018 году за вождение без ВУ Актуальная сумма штрафа за езду без прав на 2018 год. Проверить и оплатить штрафы за езду без водительского удостоверения. Проверка и оплата штрафов ГИБДД Проверяем информацию о штрафах, […]
Комментарии запрещены.