Конституционное право гражданство российской федерации

Конституционное право гражданство российской федерации

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Понятие и принципы гражданства РФ

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод граждан.

Устойчивый характер отношений гражданства — длятся обычно от рождения до смерти гражданина. Нельзя расторгнуть эти отношения в одностороннем порядке (гражданином) — требуется принятие решения государства.

Обладание гражданством — предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством внутри страны и за ее пределами.

ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года (в редакции ФЗ о 02.11.2004) — устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов. Принципы гражданства (Статья 4):

1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство РФ является единым (гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ) и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ .

4. Неотъемлемость гражданства — Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5 — Гражданами РФ являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего ФЗ;

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим ФЗ.

Статья 6 Двойное гражданство

1. Принцип приоритета норм международного права — Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных м/н договором РФ или ФЗ.

2. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ .

Защита и покровительство граждан РФ , находящихся за пределами РФ — государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и м/н обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ.

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федераций.

Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

Отрицание автоматического изменения гражданства:

  • заключение или расторжение брака с гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства.
  • изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства другим.

расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей.

Гражданство РФ

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права

Понятие российского гражданства

Термин «гражданство» имеет три основных значения:

  • одно из суверенных прав государства;
  • публично-правовое состояние индивидов;
  • конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

  • круг лиц, признаваемых российскими гражданами;
  • основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;
  • двойное и множественное гражданство;
  • порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).

Принципы гражданства РФ

Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

Принцип единого гражданства

Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.

Принцип допущения двойного гражданства

Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства — ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).

Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Противоположное решение вопроса о связи гражданства и места проживания лица содержалось в Указе Президиума Верховною Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Текст Указа официально опубликован для сведения в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. Указ устанавливал, что лица, переселявшиеся в соответствии с выраженным ими желанием из СССР в Израиль на постоянное жительство, считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР. Указ связывал утрату гражданства не с волеизъявлением гражданина на предмет его выхода из союзного гражданства, а с его желанием выехать из СССР на постоянное место жительства в другое государство.

Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)

К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.

В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)

Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)

Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав — надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)

В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)

Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Конституционное право гражданство российской федерации

8.1. Понятие и принципы гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

• Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

§ 2. Гражданство Российской Федерации

Характерным признаком государства является ус­тановление института гражданства (подданства). Нали­чие гражданства влечет за собой многочисленные право­вые последствия для данного человека, и в частности определяет объем прав и свобод, которыми он пользует­ся. в государстве.

Под гражданством в науке конституционного пра­ва понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государствен­ная власть как в пределах данного государства, так и

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству — это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством.

Конституция РФ 1993 года, закрепив институт гражданства Российской Федерации, включила его в содержание главы 1, устанавливающей основы консти-

туционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

В ст.6 Конституции РФ установлено: «1. Граждан­ство Российской Федерации приобретается и прекра­щается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобрете­ния. 2. Каждый гражданин Российской Федерации об­ладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конститу­цией Российской Федерации^ 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Нормы института гражданства содержатся и в гла­ве 2, закрепляющей права и свободы человека и граж­данина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципи­альное положение о том, что гражданин Российской Фе­дерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и по­кровительство за ее пределами.

Впервые в истории конституционного законода­тельства России в Конституции РФ 1993 года закреплен институт двойного гражданства. В ст.б2 Конституции РФ устанавливается: «Гражданин Российской Федера­ции может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Конституционные основы института гражданст­ва развиваются и конкретизируются в Законе РФ «О гражданстве. » от 28 ноября 1991 г., с изменения­ми от 23 января 1992 г. В тексте Преамбулы Закона подчеркивается, что он призван обеспечить осущест­вление норм и принципов международного права и Конституции, относящихся к гражданству и правам че­ловека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство граж­дан, находящихся за пределами Российской Федера­ции.

В первой главе Закона о гражданстве сформулиро­ваны принципы российского гражданства.

1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Россий­ской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его из­менить. Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность ли­шения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и на­носящие ущерб престижу или государственной безопас­ности СССР.

Конституция РФ, Закон о гражданстве не только закрепили положение о том, что никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство, но и включили эту норму в содержание основ конституционного строя, что влечет за собой по­вышенную правовую защиту этого принципа.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ ино­странному государству. Как уже отмечалось, этот прин­цип сформулирован в ст.61 Конституции РФ. В ст.1 п.З Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора. Данное положение выте­кает из общеправового принципа ответственности граж­данина перед своим государством. В силу этого гражда­нин РФ, совершив правонарушение за границей, под­лежит ответственности по законам Российской Федера­ции.

4. Недопустимость высылки гражданина РФ за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст.61. Предшествующее законодательство и ранее не устана­вливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Принцип глубоко гума­нен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5. Равенство гражданства. Этот принцип также за­креплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержа­ние основ конституционного строя. Он означает равен­ство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства. Принцип обусловлен фе­деративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедераль­ным гражданством существует гражданство республик как субъектов Федерации. Он закреплен также в ст.6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновре­менно является гражданином России.

Статья 71 пункт «в» Конституции РФ относит граж­данство Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Обязательным условием для приобретения гражданства субъекта Федерации является постоянное или преимущественное проживание на его территории.

7. Допущение двойного Гражданства. Ранее дей­ствовавшие законодательства СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Закон о граж­данстве 1991 г. устанавливал, что приобретение граж­данства России иностранным гражданином возможно только при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором. В ст.З Закона устанавливалось, что гражданину РФ мо­жет быть разрешено по его Ходатайству иметь одновре­менно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор. Статья 62 Конститу­ции РФ 1993 года внесла серьезные коррективы, уста­новив, что «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Необходимо подчеркнуть, что наличие у граждани­на РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вы­текающих из российского гражданства, если инее не предусмотрено федеральным законом или международ­ным договором Российской Федерации (ст.62 п.2 Кон­ституции РФ).

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживаю­щими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пре­делами государства не прекращает его гражданства.

9. Защита государством граждан РФ за границей. Как отмечалось, наличие гражданства ведет за собой защиту и покровительство со -стороны государства как на его территории, так и за его пределами. Данный принцип, закрепленный в ст.61 Конституции РФ, раз­вивается в ст. 5 Закона о гражданстве, в которой устана-вливается,что’государственные органы РФ, дипломати­ческие представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, между­народными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к граж­данству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Растор­жение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. По­ложения этой статьи Закона находятся в полном соот­ветствии с Конвенцией о гражданстве замужней жен­щины, принятой ООН в 1957 г., и отражают юридиче­ское равноправие женщин в Российской Федерации.

11. Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации проживает категория лиц, име­нуемых лицами без гражданства. Основываясь на гума­низме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности Конвенции о сокраще­нии безгражданства 1961г., статья 7 Закона о граж­данстве устанавливает, что Российская Федерация по­ощряет приобретение гражданства РФ лицами без граж-

данства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положе-ния.имеющие общеправовой характер и -назначение. В частности, статья 8 Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно этой статье лицам, не являю­щимся гражданами РФ и имеющим выдающиеся заслу­ги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено ^почетное гражданство РФ. Почетные граждане пользуются всеми правами граж­дан РФ в соответствии с Положением о почетном граж­данстве РФ.

При решении вопросов гражданства кроме нацио­нального законодательства часто применяются междуна­родные договоры РФ. В этой связи Закон устанавливает приоритет международного договора РФ.

Порядок приобретения гражданства РФ

Статья 12 Закона о гражданстве устанавливает основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно может приобретаться одним из следующих способов.

1. Признание гражданства РФ. Необходимость за­крепления в Законе этого пути приобретения граж­данства Российской Федерации обусловлена конкретны­ми историческими обстоятельствами — распадом и пре­кращением существования бывшего СССР и становлени­ем нового суверенного государства — Российской Федера­ции (России). В этой связи статья 13 Закона о граж­данстве устанавливает, что гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу на­стоящего Закона; если в течение одного года после этого дня они не заявят ‘о своем нежелании состоять в граж­данстве России.

Лица, родившиеся после образования СССР (30 де­кабря 1922 г.) и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рожде­нию, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на террито­рии РФ. Под этой территорией в данном случае пони­

мается территория РФ по состоянию на дату их рожде­ния.

2. Приобретение гражданства по рождению. В ми­ровой практике известно два основных способа приобре­тения гражданства по рождению: «принцип почвы», когда гражданство определяется местом рождения, и «принцип крови», когда гражданство определяется гражданством родителей.

Законодательство Российской Федерации о граж­данстве сочетает эти принципы, хотя основным является «принцип крови». Статья 14 Закона о гражданстве уста­навливает, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином Российской Федерации независимо от ме.с-та рождения.

Если один из родителей на момент рождения ре­бенка состоял в гражданстве РФ, а другой являлся ли­цом без гражданства, то ребенок является гражданином РФ независимо от места его рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в граж­данстве РФ, а другой имеет другое гражданство, незави­симо от места рождения гражданство ребенка опреде­ляется письменным .соглашением родителей. При от­сутствии такого соглашения ребенок приобретает граж­данство РФ, если родился на территории России либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если оба родителя ребенка, находящегося на территории РФ, неизвестны, ребенок является гражда­нином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или попечителя гражданство ребенка может быть изме­нено.

Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, статья 17 Закона закрепила, что ребе­нок, родившийся на территории РФ от лица без граж­данства, является гражданином России.

3. Приобретение гражданства в порядке регистра­ции. Этот способ приобретения гражданства носит упро­щенный характер и связан в основном с ликвидацией СССР. В порядке регистрации гражданство РФ приобре­тают:

— лица, у которых супруг или родственник по пря­мой восходящей линии является гражданином РФ;

— лица, у которых на момент рождения ^>дин из ро­дителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

— дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

— граждане СССР, постоянно проживающие на тер­ритории других республик,^непосредственно входивших в состав бывшего СССР, если они не являются гражда­нами этих республик и в течение трех лет со дня вступ­ления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

— лица без гражданства, на день вступления в силу Закона проживавшие на территории РФ или других республик бывшего СССР, если в течение одного года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

— иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места жительства, если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение года после вступле­ния Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

4. Прием в гражданство РФ ^натурализация). Лю­бое дееспособное лицо, достигшее 18 лет и не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в гражданство России по его ходатайству независимо от происхожде­ния, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Закон РФ «О гражданстве» 1991 г. впервые в на­шем законодательстве вводит ценз проживания на тер­ритории РФ для иностранных граждан и лиц без граж­данства, которые должны постоянно проживать на тер­ритории всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, призна­ваемых таковыми Законом РФ или международным до­

говором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок считается непрерывным, если эти лица выезжали за пределы РФ на учебу или лечение не более чем на три месяца.

Закон устанавливает облегченный порядок приема, вплоть до снятия ценза проживания в случаях: состоя­ния в гражданстве бывшего СССР в прошлом; усыновле­ния ребенка, являющегося гражданином РФ; наличия высоких достижений в области науки, техники и куль­туры, а также обладания профессией или квалификаци­ей, представляющей интерес для РФ; наличия заслуг перед народами РФ в возрождении России, в осущест­влении общечеловеческих идеалов и ценностей; получе­ния убежища на территории РФ.

Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые: выступают за насильственное измене­ние конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовмес­тима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за дей­ствия, преследуемые по законам РФ.

Решения по вопросам приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства принимает Президент Российской Федерации. Предложения по каждому ходатайству о приеме в гражданство на рас­смотрение Президенту выносит Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Министерство внутренних дел РФ принимает за­явления по вопросам приема в гражданство от лиц, по­стоянно проживающих на территории РФ; осуществля­ет проверку фактов и документов; направляет хода­тайства в Комиссию по вопросам гражданства.

Министерство иностранных дел РФ, дипломатиче­ские представительства и консульские учреждения при­нимают ходатайства о вступлении в гражданство от лиц, постоянно проживающих за пределами РФ; прове­ряют факты и документы, обоснованность ходатайств;

направляют ходатайства в Комиссию по вопросам граж­данства.

5. Восстановление в гражданстве РФ. Восстановле­ние в гражданстве осуществляется в порядке регистра-

ции: лиц, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попе­чительства; в связи с изменением гражданства родите­лей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего воз­раста.

Считаются восстановленными в гражданстве РФ бывшие граждане РФ, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления, если они не заявят о своем отказе от гражданства РФ.

6. Выбор гражданства при изменении территории РФ. При территориальньАс изменениях лица, про­живающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, определенные междуна­родным договором РФ.

Кроме перечисленных в Законе могут быть и дру­гие основания для приема в гражданство РФ: междуна­родные договоры РФ, развитие России как демократиче­ского государства и др.

Порядок прекращения гражданства

В Законе РФ «О гражданстве» установлены основа­ния для прекращения гражданства: выход из граж­данства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация)» при территориальных изменени­ях. Принципиальный характер носит положение Закона о том, что прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в составе РФ.

Выход из гражданства — это утрата гражданства лицом по собственному волеизъявлению и может осу­ществляться по ходатайству граждан; в порядке реги­страции, в случае, если один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство.

Закон устанавливает основания для возможного отказа в выходе: если гражданин проживает или наме­рен поселиться в стране, не связанной с РФ договорны­ми обязательствами о правовой помощи, но имеет иму­щественные обязательства перед физическими или юри­дическими лицами РФ; если гражданин имеет неиспол­ненные обязанности перед государством. Выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную служ­

бу и до ее окончания; если гражданин привлечен в ка­честве обвиняемого по уголовному делу либо в отноше­нии его имеется вступивший в законную силу и подле­жащий исполнению обвинительный приговор суда.

Разрешение на выход из гражданства входит в компетенцию Президента РФ.

Отмена решения о приеме в гражданство РФ применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Этот факт устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в граждан­ство .не освобождает данное лицо от установленной За­коном ответственности. Эта отмена возможна в течение пяти лет после приема.

Гражданство детей и родителей

Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Если родители лишены родительских прав, гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей. На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских прав.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают или прекращают гражданство РФ, то соот­ветственно изменяется и гражданство детей.

Если оба родителя или один из них проживающего на территории РФ ребенка, над которым установлена опека или попечительство гражданина РФ, выходят из гражданства РФ и при этом не участвуют в воспитании ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство РФ.

Если один из родителей, не имеющих гражданства РФ, приобретает его, то ребенку предоставляется граж­данство РФ по ходатайству этого родителя и при нали­чии письменного согласия другого родителя.

Если один родитель прекращает гражданство РФ, а другой остается гражданином РФ, ребенок сохраняет гражданство РФ. С письменного согласия родителя, остающегося гражданином РФ, у ребенка прекращается гражданство РФ, если ему будет пГражданство детей при усыновления

Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усы­новлении его лицами, не имеющими гражданства РФ, сохраняет гражданство РФ. По ходатайству усыновите­лей гражданство РФ у ребенка может быть прекращено, если ему будет предоставлено иное гражданство.

Не имеющий гражданства РФ ребенок, усыновляе­мый гражданином РФ, становится гражданином РФ.

В случае усыновления ребенка родителями, один из которых является гражданином РФ, а другой — лицом без гражданства, ребенок становится гражданином РФ. В этом же случае, если один из супругов состоит в ином гражданстве, ребенок становится гражданином РФ по соглашению родителей. При отсутствий такого соглаше­ния ребенок становится гражданином РФ, если он про­живает на территории РФ, или в ином случае останется лицом без гражданства.

Гражданство недееспособных и опекунов

Гражданство недееспособного лица всегда следует гражданству опекуна. Гражданство ограниченно дееспо­собного лица изменяется при наличии его согласия.

Все споры между родителями, опекуном или попе­чителем о гражданстве детей, недееспособных и ограни­ченно недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка, недееспособного или ограниченно дееспособного лица.

Закон РФ «О гражданстве» 1991 г. подробно регу­лирует также систему и полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве РФ; порядок производства по делам о гражданстве; исполнение реше­ний по делам о гражданстве; обжалование решений по вопросам гражданства РФ.

Смотрите так же:

  • Статья 322 коап комментарий Комментарии к СТ 322.1 УК РФ Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции Комментарий к статье 322.1 УК РФ: 1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние […]
  • Как пишется заявление на аттестацию ДЕТСТВО-ГИД DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов Популярные записи Свежие комментарии admin к записи «Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды Елена к записи Темы по самообразованию: ранний […]
  • Налоги на услуги адвоката Эксперты компании "Гарант" разъяснили, как происходит налогообложение адвокатской деятельности В рассмотренном примере у адвоката, работающего в коллегии адвокатов, возникли вопросы: каким образом формируется доход членов коллегии адвокатов в […]
  • К чему приводит изменение предмета и основания иска Одновременное изменение предмета и основания иска По существу заданного вопроса сообщаем следующее. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2006 года № 169-О право истца на изменение предмета иска […]
  • Гражданин рф гражданка казахстана брак Заключение брака гражданина рф и гражданки рк 1) Да, по желанию. 2) Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской […]
Комментарии запрещены.