Конституционное право как отрасль права понятие система

Конституционное право как отрасль права понятие система

Конституционное право

1. Конституционное право как отрасль российского права: понятие, предмет

Конституционное право– одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права – финансовые отношения, гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Особенность предмета конституционного правасостоит и в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного праваявляются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Это прежде всего отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность.

Рассмотрим более подробно общественные отношения, которые являются предметом конституционного права.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Общество не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области.

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества, и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции Российской Федерации обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без его взаимосвязей с государством и гражданином. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

Предметом конституционного праваявляются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции Российской Федерации.

3. Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ей субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России.

4. Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного правазакрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Исходя из того, что одной из незыблемых основ конституционного строя России является народовластие – главный фактор формирования политического единства общества,–к предмету конституционного права нужно отнести регулирование всей сферы отношений, связанных с законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления. Детальное регулирование деятельности органов исполнительной и судебной власти относится к .предмету иных отраслей права (административного, уголовно-процессуального, муниципального и др.).

Конституционное право– ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции– основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. Конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

1.Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и метод регулирования. Система конституционного права.

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права РФ. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России.

Например, принятие Конституции РСФСР 1918г., СССР 1924г., РСФСР 1925г. привело к принятию кодексов во всех отраслях права и законов. Принятие КРФ 1993г. вновь привело к смене законодательства страны.

КП — система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых гос.принуждением), регулирующих определенную сферу общ.отношений.

Внутренняя согласованность этих норм иногда нарушается, некоторая рассогласованность возникает в российском КП по объективным (в силу движения самой жизни) и субъективным причинам ( некоторые положения законов субъекта не соотв-ют ФЗ), но она устраняется принятием нового законодательства, поправок к нему, решениями КС РФ – органа конституционного контроля. Несоглассованности по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя. Как отрасль российское КП включает нормы федеральной Конституции и ФЗ, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы конституций, уставов и иных конституционных актов субъектов РФ.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности ,федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

— основы конституционного устройства (строя)

— права и свободы человека и гражданина

— организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления

ПРЕДМЕТ – это общественные отношения ,регулируемые нормами отрасли права.

Включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: полит, эконом, соц, духовной.

НО!к предмету относятся только те отношения, которые можно назватьбазовыми,основополагающимив каждой из областей жизни. Это отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживающими его целостность.

1)ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ)

УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач)

СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту)

ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев)

ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций)

ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать)

КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами)

РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).

Система – это совокупность взаимосвязанных норм права, объединённых в институты (субинституты) и подотрасли.

1)В системе КП сложно выделить материальное КП и КП процесс. Процессуальные нормы регулируют процедуру избирательного процесса, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента, глав субъектов или роспуска представительного органа власти.

2)В системе КП сложно выделить общую и особенную части. В систему непосредственно включают составляющие её подотрасли и институты.

Общие положения. Институты:

-КРФ и её свойства

-основы конституционного строя

-основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в РФ)

Конституционная система власти. Подотрасли и институты:

-избирательная система (избирательное право и избирательный процесс)

-государственная власть в субъектах

-порядок внесения поправок и пересмотр КРФ.

Конституционное право как отрасль права

Курсовая работа по конституционному праву

Оглавление

Глава 1. Понятие и сущность конституционного права как отрасли права. 6

1.1. Понятие конституционного права и его место в системе отраслей российского права. 6

1.2. Предмет и метод конституционного права. 11

Глава 2. Система источников конституционного права России. 19

2.1. Классификация конституционно-правовых норм. 19

2.2. Источники конституционного права. 24

Список использованных источников и литературы. 34

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2008. 31 декабря.
  2. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 г. №101-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г. №318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; Собрание законодательства РФ. 2007. №49. Ст. 6079.
  3. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ (в ред. от 02.102.012 г.) // Собрание законодательства 2001. №29. Ст. 2950; Собрание законодательства РФ. 2012. №41. Ст. 5522.
  4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ (в ред. от 02.05.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №51. Ст. 4981; Собрание законодательства. 2012. №19. Ст. 2275.
  5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года 67-ФЗ (в ред. от 16.10.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст. 2253; Российская газета. 2012. 19 октября.
  6. О выборах Президента Российской Федерации. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ (в ред. от 02.05.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. №2. Ст. 171;Собрание законодательства РФ. 2012. №19. Ст. 2275.
  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Городец, 2011. 732с.
  2. Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2009. 658 с.
  3. Бабошин О. А. К вопросу о системе отрасли конституционного права РФ // Журнал российского права. 2001. №2. С. 86 — 92.
  4. Бабошин О. А. Система конституционного права как отрасли российского права: вопросы теории и практики. — Екатеринбург, 2002. 235 с.
  5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 5-е изд. М.: Норма, 2011. 769 с.
  6. Баглай М.В. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2008. 762с.
  7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современ­ность. М.: Норма, 2007. 406с.
  8. Баглай М.В. Конституционное право / М.В. Баглай. М.: Норма, 2010. 844с.
  9. Белкин А. А. Наименование отрасли: государственное конституционное право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2009. С. 150-159.
  10. Витрук Н.В. Верность Конституции. М.: Изд-во Российской академии правосудия, 2008. 272 с.
  11. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Норма, 2009. 872с.
  12. Дмитриев Ю. А., Мухачев И. В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации от исторических истоков к современности. М.: Манускрипт, 2008. 64 с.
  13. Енгибарян Р.В., Тадевосян, Э.В. Конституционное право. М.: Юрист, 2009. 678с.
  14. Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М.: Норма, 2007. 496 с.
  15. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М.: Статут, 2007. 514с.
  16. Катков Д.Б. Конституционное право России. М.: Фора, 2009. 554с.
  17. Кашкин С. Современные тенденции развития конституционного права // Право и жизнь. 2002. №5. С. 43 – 46.
  18. Кокотов А. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. №1. С.15-22.
  19. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий . Ростов-на-Дону: Март, 2007. 744с.
  20. Краснов Ю. К. Государственное право России: история и современность. М.: Юрист, 2012. 733 с.
  21. Лафитский В. И. Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений // Законодательство и эконо­мика. 2009. № 12. С. 21 – 27.
  22. Медушевскнй Л.Н. Сравнительное конституционное право и полити­ческие институты: Курс лекций. М.: Проспект, 2012. 410с.
  23. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Феде­рации / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Академия, 2012. 510с.
  24. Овсепян Ж. И. Основные признаки конституции: формально-юридиче­ские и политико-правовые признаки. Предмет (пределы) конституционно­го регулирования // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 72 – 79.
  25. Овсепян Ж. И. Развитие научных представлений о понятии и сущно­сти конституции // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 19 – 32.
  26. Овсепян Ж. И. Конституционное судебно-процессуальное право: у истоков отрасли права, науки и учебной дисциплины // Правоведение. 1999. №2. С. 15-23.
  27. Сравнительное конституционное право / отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: Манускрипт, 2009. 730 с.
  28. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: тео­рия и практика. М.: Норма, 2011. 312с.
  29. Хабриева Т.Я. , Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Эксмо, 2006. 342с.

ЦЕНА РАБОТЫ: 500 руб.

КОД РАБОТЫ: Kpr_0007

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право как отрасль права представляет собой систему норм, которые регулируют наиболее важные для государства правоотношения, возникающие в сфере защиты прав и свобод граждан, становления государственности, основ конституционного строя и формы правления. Самостоятельность конституционного права обуславливается наличием предмета и метода правового воздействия.

Предмет составляют отношения, складывающиеся в сфере государственности, на регулирование которых направлены нормы конституционного права. Метод правового воздействия – это совокупность приемов и способов реализации норм права на практике, применительно к регулируемым общественным право отношениям.

Конституционное право как отрасль права является основополагающей отраслью во всей системе Российского права.

Систему источников конституционного права, как самостоятельной отрасли составляют законы и подзаконные акты, акты органов местного самоуправления, правовые обычаи и нормы международных договоров, ратифицированных Россией. Но основным источником выступает Конституция.

Как отрасль права конституционное право является главенствующим во всей системе. Его принципы и нормы являются эталоном для других отраслей права, которые их только дополняют, защищают и реализуют. Ни одна отрасль права, ни одна ее норма не может противоречить конституционным нормам. Все принимаемые законы и подзаконные акты проходят строгую проверку на соответствие основному закону. Если хотя бы одна норма в законодательном акте не соответствует, то весь закон не подлежит принятию.

Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. …

США является крупнейшей страной в мире. Она очень развита, а потому ее правовая система очень громоздкая. Основу составляет Конституционное право во …

Источники конституционного права можно разделить на отдельные категории и группы по юридической силе на подзаконные акты и законы. Причем источников настолько …

newinspire

Система конституционного права как отрасли права

Ключевые слова: система, конституционного, права, отрасли

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права — не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

  • по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
  • по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  • по характеру направленности конституционно-правового регулирования . Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других — конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
  • по субъектному составу . Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других — всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
  • по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм , формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
  • по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм . В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
  • по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других — нормы конкретного регулирующего действия;
  • по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
  • по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
  • по функциям , присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
  • по принципам , свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции , являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы — о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции — категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции — лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли.

Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом, и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов. . читать далее .

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное право состоит из множества разнообразных норм, представляющих собой не хаотичный правовой массив, а организованную сложную систему правовых норм и институтов.

Система конституционного права выражается в его внутреннем строении, обусловленном связями между его нормами, сгруппированными в обладающие внутренним единством правовые институты, расположенные в определенной последовательности.

Первичными элементами системы конституционного права являются нормы, которые группируются во вторичные элементы системы — правовые институты.

Конституционное право как систему характеризует:

• целостность его структуры, взаимосвязанность элементов;

• устойчивость внутрисистемных связей;

• объективность, предопределенная сложившимися общественными отношениями;

• обусловленность историческими, национальными, культурными и иными факторами;

• динамичность развития в результате воздействия внешних факторов.

Система конституционного права предопределена системой Конституции РФ, которая является основным источником отрасли.

Систему конституционного права образуют институты:

1) основ конституционного строя;

2) основ правового статуса человека и гражданина;

3) федеративного устройства;

4) системы государственной власти;

5) системы местного самоуправления.

Среди ученых нет единого мнения относительно элементов, входящих в систему конституционного права. Так, некоторые авторы выделяют подотрасли конституционного права — избирательное, парламентское и др. Оригинальную точку зрения высказал А.Н. Кокотов, включив в систему конституционного права общую и особенную части. К общей части он отнес основные конституционные принципы, в частности положения глав 1, 2 Конституции РФ. Рамками особенной части ученый обособил государственное право (парламентское право, президентское право, избирательное право, конституционно-судебное право, прокурорско-надзорное право, институт государственной символики и др.) и гражданско-публичное право (право политических партий, конфессионально-публичное право, информационное право и др.) [1] .

Конституционно-правовые институты группируются в определенной последовательности. Ведущее место в системе отрасли конституционного права занимает институт основ конституционного строя, содержащий исходные начала для всех других конституционно-правовых институтов. Место института основ правового статуса человека и гражданина предопределено признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью в государстве и обществе, во имя которого существуют все государственные и общественные структуры. Институт федеративного устройства предопределяет построение системы государственной власти, включая в нее федеральные органы и органы субъектов РФ.

  • [1]Кокотов А.Н. Конституционное право: Курс лекций. М., 2006. С. 24—25.

Смотрите так же:

  • Соцзащита юрист бесплатно Онлайн-консультация юриста по пособиям В связи с широким разнообразием единовременных и ежемесячных социальных выплат семьям с детьми в целом по России и в отдельных регионах страны, а также с учетом различных форм их предоставления (через органы […]
  • Мировой суд 399 участок замоскворечье Мировые судьи (Замоскворецкий суд), Замоскворечье, с/у 399 Мировой судья: Пазухина Евгения Юрьевна Телефон для справок: 8 (499) 951-19-16 Телефон судебного участка: 8 (499) 951-19-14 E-mail: mirsud399@ums-mos.ru Режим работы: понедельник-четверг […]
  • Коап россия 2014 Сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, Россия Производитель: Россия, Воронежская швейная фабрика! В нашем интернет-магазине Trend Shop вы можете купить сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, […]
  • Выдел доли в многоквартирном доме Выдел доли в натуре в жилом доме Иногда доля в праве собственности на частный жилой дом на самом деле существует как изолированное помещение, которое к тому же имеет почтовый адрес «… квартира № …». Чтобы в свидетельстве о регистрации права […]
  • Статья 322 коап комментарий Комментарии к СТ 322.1 УК РФ Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции Комментарий к статье 322.1 УК РФ: 1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние […]
Комментарии запрещены.