Конституционное право рф понятие и предмет

Конституционное право рф понятие и предмет

Понятие, предмет, источники и система науки конституционного права рф.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве).

Наука конституционного права изучает:

1) все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства;

2) не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

3) властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти;

4) территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;

5) конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;

6) вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

— Система институтов государства.

Источники конституционного права как науки.

Система источников конституционного права как науки:

— Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

— Практика конституционно-правовых отношений.

— Труды и наработки ученых.

Первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционного членения науки по предметно — тематическому признаку. Данная модель системы науки конституционного права включает шесть разделов, которые формируются в связи с тематической конкретизацией предмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов:

1. конституционное право как юридическая наука;

2. конституционное право как отрасль права;

3. конституционные основы устройства общества государства;

4. конституционные основы правового положения личности;

5. конституционные основы территориальной организации государственной власти;

6. конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

Вторая модель системы науки конституционного права представляет собой выделение общего и особенного конституционного права. Объектом познания может выступать конституционное право конкретного государства либо группы государств, объединённых по тому или иному признаку, что является основанием для выделения в системе конституционного права соответствующих научных дисциплин (например, конституционное право РФ, США, Италии и т.п., а также конституционное право государств англосаксонской правовой системы, стран мусульманского права и т.п.). По предмету, целям и методам их следует отнести к той части науки конституционного права, которую можно назвать особенным конституционным правом. Общее конституционное право выявляет то схожее в теории и практике конституционно-правовых отношений в различных странах, что позволяет строить общие теоретические конструкции (понятия, теории, концепции, научные подсистемы и т.п.) и моделировать конституционно-правовые институты, создавая общую теорию конституционного права современного государства. Особенное конституционное право отличает тесная привязанность к национальному конституционному праву, оно изучает и объясняет его с позиции общей теории и с учетом особенностей проявления конституционно-правовых отношений в конкретном государстве

Понятие и предмет конституционного права рф

Конституционное право РФ как отрасль российского права — система правовых норм, регламентирующих определенные общественные отношения. Критериями разделения массива правовых норм на отрасли служат два основных признака: предмет и метод правового регулирования.

Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию, а с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, имеют свои характерные особенности, позволяющие выделить их из всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом:

1. Отношения, регулируемые конституционным правом, возникают во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, нравственной.

2. Конституционное право регулирует не все общественные отношения в этих сферах, а только базисные, фундаментальные отношения, составляющие основу построения всей правовой системы, других отраслей права. Данные отношения являются своеобразным «каркасом», соединяющим в единое целое все многообразие правовых норм разных отраслей права, определяя основные задачи и принципы их функционирования, направленность их воздействия на общественные отношения.

Базовые общественные отношения, регулируемые конституционным правом, касаются двух крупных областей правового регулирования. Это, во-первых, принципы отношения человека и государства, и, во-вторых, устройство государства и организация государственной власти.

Регулирование отношений человека и государства происходит путем закрепления приоритета человека в системе ценностей общества, признания, соблюдения, гарантирования и защиты его естественных и неотъемлемых прав. Права, принадлежащие человеку от рождения, приобретают качественно новую характеристику — они защищаются силой государства. Кроме того, существование государства обусловливает существование комплекса прав человека, прежде всего, политических, которые напрямую связаны с государством и без него не существуют. Регулирование отношений человека и государства находит отражение в таких институтах конституционного права, как основы конституционного строя и основы правового статуса человека и гражданина.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется через:

1) установление основных принципов устройства государства и организации государственной власти в числе основ конституционного строя — базовых положений, определяющих дальнейшее регулирование государственных институтов;

2) установление формы государственного устройства: Россия, как известно, является федеративным государством, поэтому одним из наиболее важных аспектов регулирования российской государственности является упорядочение отношений Федерации и ее субъектов, определение предметов их ведения и полномочий. Этот комплекс отношений и соответствующих им норм охватывается институтом федеративного устройства;

3) установление системы органов власти, разграничение этой системы по горизонтали (разделение властей) и по вертикали: система органов государственной власти (федеральной и региональной) и система местного самоуправления и его органов.

Отдельное место занимает Конституция РФ, которая является одновременно и источником, и предметом конституционно-правового регулирования. В качестве предмета регулирования Конституция РФ выступает как концентрированное внешнее выражение связи человека и государства, устройства государства и организации государственной власти, имеющее огромное значение для нормального

существования этих отношений и требующее поэтому повышенного внимания со стороны конституционного права.

Таким образом, конституционное право это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения Лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства; 3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные.

Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях:

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования, нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство РФ; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными или правонаделительными) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на их основе правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений такие нормы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона РФ «О гражданстве РФ»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К таким нормам относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, норма ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, норма ч. 1 ст. 68 Конституции РФ: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки» определяет, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого). 5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ, устанавливающая порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также от того, какой акт является источником нормы. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированных государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории РФ, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект РФ, муниципальное образование).

Конституционно-правовое отношение возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта б силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта РФ, население муниципального образования.

2. Государство и его территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти. Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа — это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

Метод и предмет конституционного права

Конституционное право – это важная отрасль правовой системы РФ. Оно представляет собой совокупность определенных юридических норм, исполнение которых регулируется на государственном уровне, в том числе и с помощью принуждения.

Предмет конституционного права – это общественные гражданские отношения. Здесь можно выделить четыре центральных направления. В частности, это:

  1. Регулирование и обеспечение идеологического многообразия, суверенитета жителей страны, светского, а также социального характера государства. Кроме того, рассматриваемые юридические нормы обеспечивают сохранение основ конституционного строя РФ, принципы разделения власти, государственное верховенство Конституции.
  2. Законы регулируют взаимоотношения между людьми и государством, свободы и права гражданина и человека, а также гарантии их осуществления. Предмет конституционного права также определяет законные основы статуса лиц, имеющих или не имеющих российское гражданство, а также иностранцев.
  3. Рассматриваемые юридические нормы касаются таких сфер, как федеративное устройство РФ, верховенство федеральных законов, совместное ведение федерации и так далее.
  4. Предмет конституционного права предполагает регулирование функционирования органов местного управления, судебной власти, федеральной государственной власти РФ.

Подведем итоги. Рассматриваемые юридические нормы применяются ко всем разновидностям общественных отношений, которые формируются по факту принадлежности государственного правления, или же по способам и формам его реализации и организации. Предмет конституционного права предполагает установление определенного государственного режима. Что же касается духовной сферы, то рассматриваемые юридические нормы закрепляют идеологический плюрализм.

В конституционном праве можно выделить два центральных метода:

  1. Императивный. По-другому его можно назвать методом властных предписаний. В его основе лежат различные способы принуждения. В частности, это обязанности, штрафы, запреты. Рассматриваемый метод предписывает гражданину поступать строго установленным образом, и никак иначе. Стоит заметить, что данный способ регулирования является преобладающим.
  2. Диспозитивный. В основе этого метода лежит равноправие сторон. Базируется он на согласиях позиций субъектов, координации, дозволениях. При диспозитивном методе человек может сам выбирать образец своего поведения. К примеру, каждому гражданину РФ предоставлены закрепленные в законах права и свободы. Пользоваться ими или нет, дело личное.

Предмет и метод конституционного права подвержены изменениям. В частности, формируются новые задачи, которые должны решить рассматриваемые юридические нормы. Основные его цели – это:

  • укрепление страны на уровне всех государственных структур и институтов;
  • единство конституционно-правового законодательства;
  • улучшение федеративного устройства РФ;
  • реализация законов о правах и свободах человека;
  • улучшение методов и принципов работы государственного аппарата;
  • формирование гражданского общества и многопартийности;
  • развитие законов, которые позволят утвердить местное самоуправление;
  • улучшение результативности конституционно-правового регулирования.

Итак, мы рассмотрели понятие, предмет и метод конституционного права. Стоит заметить, что данная совокупность юридических норм призвана не только устанавливать правила, но и следить за их исполнением. Совершенствование конституционного права РФ и его практической действенности – это необходимый элемент в развитии, повышении цивилизованности и преобразовании государства.

Конституционное право рф понятие и предмет

Работ в текущем разделе: [ 2249 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх

Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 32 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info @ dipmasters.com. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

Глава 1. Понятие, роль и предмет Конституционного права, как отрасли Российского права…………………………………………………………… 5

1.1. Понятие и предмет Конституционного права России………………… 5

1.2. Конституционно-правовые отношения и нормы………………………10

1.3. Место Конституционного права в системе Российского права………14

Глава 2. Конституционное развитие России………………………………. 16

2.1. Исторические этапы развития…………………………………………..16

2.2 Основы Конституционного строя России……………………………… 21

2.3. Источники конституционного права России………………………….. 23

Конституция каждой страны — это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации.

Действующий в нашей стране Основной Закон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это лучшая из пяти действовавших в России Конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существования является одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти.

Действующая Конституция не первая и не последняя в истории России. Появление любого нового Основного Закона в большинстве случаев происходит не на пустом месте, этому предшествует длительная, в том числе и правовая, история. При этом у инициаторов конституционной реформы есть два пути: революционный и эволюционный. Революционный означает отмену всех предшествующих актов и начало формирования правовой системы страны «с чистого листа». Это наиболее эффективный с точки зрения выстраивания новой правовой системы путь, но наиболее губительный для части населения страны. Всякая революция, какие бы благие цели она ни преследовала, требует немалых жертв. Эволюционный путь предполагает инкорпорацию (включение в состав, встраивание) норм новой Конституции в уже существующую правовую систему. Авторы действующей Конституции России были поставлены в весьма сложные условия. С одной стороны, нельзя было дольше жить по нормам прежней Конституции РСФСР 1978 г., которая, несмотря на многочисленные поправки 1989 — 1993 гг., в основе своей сохранила элементы социалистической политико-правовой системы. С другой стороны, коренная ломка всей правовой системы могла разрушить хрупкие ростки новой постсоциалистической демократии, созданной в эпоху «перестройки» (1985 — 1991 гг.). Поэтому был избран некий средний путь. Подготовлен принципиально новый текст, лишь структурно отчасти повторяющий прошлый опыт конституционного строительства (подробнее см. комментарии к гл. 1 и 3), призванный стать неизменным на длительный исторический период. Он и составил содержание первого раздела Конституции. При этом были разработаны некие временные, переходные положения, объединенные во втором ее разделе (подробнее см. комментарий к разделу второму). Такой опыт имеется в ряде зарубежных государств (например, Бельгия и др.).

Тем не менее Конституция России 1993 г. представляет собой единый кодифицированный текст, это документ писаного права, выдержанный в традициях романо-германской (континентальной) семьи права, к которой традиционно относится Россия.

Все вышесказанное предопределяет актуальность выбранной мною темы работы.

Целью настоящей курсовой работы является изучение основ конституционного права России.

1. Изучение конституционного права как отрасли права: конституционно-правовых норм, правоотношений, понятия и предмета.

2. Исследование конституционного развития РФ.

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000;

3. Авакьян С.А. Конституция как символ эпохи // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 1. М., 2004.

4. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2008;

5. Витрук Н.В. Верность Конституции: Монография. М., 2008;

6. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007;

7. Из истории создания Конституции Российской Федерации: Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 — 1993 гг.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2008; см. также: Батурин Ю.М. Конституционные этюды. М., 2008.

8. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008;

9. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002;

10. Старилов Ю.Н. Будущее Конституции Российской Федерации: «реализация без изменений», «преобразование» или «неизбежность пересмотра»? // Право и политика. 2005. N 1, 2.

11. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Я. Теория современной Конституции. М.: Норма, 2005;

12. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002.

13. Чиркин В.Е. Россия, Конституция, достойная жизнь: анализ взаимосвязей // Государство и право. 2006. N 5. С. 6.

14. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

§ 1. Понятие и предмет науки конституционного права России

Следует отличать понятие конституционного права как науки от понятия конституционного права как ве­дущей отрасли национальной правовой системы.

Наука конституционного права — это отрасль право­ведения (государствоведения), которая изучает консти-туционногПравовые нормы и институты, а также обще­ственные отношения,, регулируемые ими, то есть кон­ституционно-правовые отношения, и практику реализа­ции норм и институтов конституционного права, анали­зирует закономерности их развития. На этой основе вы­рабатываются рекомендации по совершенствованию за­конодательной базы, а соответствующим государствен­ным органам,- рекомендации в области правопримени-тельной деятельности.

Наука конституционного права тесно связана с од­ноименной отраслью права и исследует закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных инсти­тутов.

В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономи­ческих, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нор­мах конституционного права.

На основе изучения практики реализации консти­туционно-правовых норм и институтов наука призвана

осуществлять теоретическое прогнозирование и обосно­вание рекомендаций по совершенствованию конституци­онного законодательства.

Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний и включает следующие раз­делы.

1. Исследование понятийного аппарата, определе­ние понятий конституционного права как отрасли пра­ва, как науки и учебной дисциплины.

2. Учение о конституции в ее историческом разви­тии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Феде­рации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и фбрмы его осуществления.

4. Изучение проблем конституционного регулиро­вания взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод чело­века и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-государст­венного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предло­жений по учету национального вопроса в государствен­ном строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирова­ния и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.

7. Анализ основ организации и осуществления су­дебной власти в Российской Федерации, а также орга­нов прокуратуры.

Ведущее место конституционного права как отрас­ли права определяет значимость и науки конституцион­ного права. Однако нельзя согласиться с высказываемой некоторыми учеными точкой зрения о ведущей роли этой науки в системе юридических наук. По нашему мнению, это место принадлежит общей теории госу­дарства и права, являющейся методологической базой для всей юридической науки.

Наука конституционного права в своих исследова­ниях использует следующие научные методы: материа­листической диалектики, формально-логического анали­за, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный метод и др.

Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и общественных наук. Она основы­вается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят ме­тодологический характер. Конституционное право тесно связано с историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления и разви­тия институтов конституционного права.

Наука конституционного права связана и с наукой международного права. В связи с тем что общепризнан­ные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 года включены в национальную пра­вовую систему, имеют приоритетный характер над внут­ренним законодательством, конституционно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с норма­ми международного права,

Источниками науки конституционного права яв­ляются:

1. Конституция и другие нормативно-правовые ак­ты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

2. Обобщение практики государственно-правового строительства России.

3. Законодательство зарубежных государств.

4. Международно-правовые Договоры, соглашения и

5. Решения Конституционного Суда Российской Фе­дерации.

6. Доктринальные взгляды выдающихся отече­ственных и зарубежных исследователей конституцион­ного права.

7. Работы ведущих отечественных и зарубежных ученых-государствоведов.

Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия ис­тины. На основе изучения и обобщения практики наука

конституционного права определяет оптимальность дей­ствия норм и институтов, их эффективность, разрабаты­вает пути и способы совершенствования конституцион­ного законодательства.

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Конституционно-правовые отношения: понятия, специфика, субъекты, виды конституционно-правовых отношений

  1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Конституционно-правовые отношения: понятия, специфика, субъекты, виды конституционно-правовых отношений.

Конституционное право России как отрасль права — сово­купность правовых норм, регулирующих отношения, свя­занные с основами правового статуса личности, государ­ственным и общественным устройством России.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулиро­ванные нормами конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответ­ствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

♦ физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

♦ государственные образова­ния (РФ, субъекты РФ, федеральные органы госу­дарства РФ и субъектов РФ);

♦ общественные объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);

♦ общности людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.);

♦ органы власти (Парламент, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды и др.);

♦ другие государственные органы (избирательные комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности и др.);

♦ должностные лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий и др.);

Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности.

◆ они имеют особое содержание и предмет — возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конститу­ционного права.

◆ их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений.

◆ они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.

Классическим видом таких правоотношений являются конкретные конституцион­но-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил пове­дения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Другим видом конституционно-правовых отношений выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состоя­ния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотноше­ния, а с другой — неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в граж­данстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.

В зависимости от сферы возникновения консти­туционных правоотношений выделяют конституци­онно-правовые отношения: I) связанные с установ­лением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регу­лированием правового статуса личности РФ.

  1. ^ Дискуссия о наименовании отрасли. Методы и система конституционного права как отрасли. Конституционно-правовые нормы: понятие, специфика, классификация.

Вопрос о наименовании отрасли до сих пор остается дискуссионным. В досоветский и советский периоды традиционно использовали название «государственное право». Однако с середины 1960-х годов была развернута широкая дискуссия о названии отрасли права: две группы ученых отстаивали свои позиции, как должна наименоваться отрасль права – соответственно «государственным» или «конституционным» правом.
Главные аргументы сторонников «государственного права» сводились к следующему: государство признается ключевой фигурой между обществом, государством и личностью. Государственное право как раз и есть та отрасль права, которая закрепляет устройство государства и государственно организованного общества, правовое положение личности в этом государстве (значит, и в обществе), механизмы реализации государственной власти.

Сторонники «конституционного права» отстаивали свою позицию, подчеркивая, что взаимоотношения между обществом, государством и личностью строятся в рамках конституции. Личность существует не только в государстве, но и в обществе. Конституция и является основой объединения государственно-властных и общественно-политических начал в управлении обществом и обеспечении прав и свобод личности.

На сегодня конституционное право является устойчивым наименованием. Между учеными достигнут компромисс, который выражается в том, что отрасль часто именуют конституционным (государственным) правом.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.

Основным способом воздействия государства на общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государст­венно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой ме­тод называется методом властеотношений.

Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.

Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конститу­ции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает ре­гулированию политико-правовой характер.

Конституционное право использует также такие способы воздействия на участни­ков общественных отношений, как:

» дозволение («каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации»);

» запрет («никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений»);

» обязывание («каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы»);

» управомочивание («Президент Российской Федера­ции представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях»);

» установление («наименования Российская Федерация и Россия равнозначны» или уста­новление равенства сторон в отношениях);

^ Конституционное право состоит из большого числа правовых норм .
Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.
Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права

^ Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отно­шений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие призна­ки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли.

Специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).

Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях — санкцию.

Виды конституционных норм

Конституционно-правовые нормы многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.

В зависимости от объекта правового регулирова­ния (по содержанию):

» устанавливающие правовой статус личности («каж­дый имеет право на образование»);

» закрепляющие федеративное устройство РФ («в составе Российской Федерации находятся субъекты Российс­кой Федерации»);

» регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти («федеральные законы при­нимаются Государственной Думой»);

» регулирующие порядок реализации местного само­управления («структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно»);

» регулирующие законодательный процесс («законопро­екты вносятся в Государственную Думу»);

» регулирующие порядок изменения и пересмотра Кон­ституции РФ («положения глав 1, 2 и 9 Конституции Рос­сийской Федерации не могут быть пересмотрены Федераль­ным Собранием»).

По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, кон­ституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.

◊ нормы федеральных конституционных законов;

◊ нормы федеральных законов;

◊ нормы законов субъектов РФ;

◊ нормы подзаконных актов;

◊ нормы актов органов местного самоуправления и другие.

По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

действующие на всей территории Российской Федерации,

в субъектах Федерации,

в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное само­управление.

По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные

  1. ^ Источники конституционного права как отрасли права: понятие, виды, иерархия.

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. И.к.п. представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. И.к.п. РФ являются Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, нормы международного права и акты органов местного самоуправления. Кроме того, нетрадиционными И.к.п. выступают конституционные обычаи, ратифицированные РФ международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие нормы конституционного уровня. По юридической силе все И.к.п. подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы, в свою очередь, по степени значимости подразделяются на основные (Конституция страны), конституционные и обычные.
Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня И.к.п.: 1) федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда, нормативные указы Президента, постановления Правительства, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2) региональное право или законодательство субъектов РФ — конституции, уставы, законы субъектов РФ, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти, акты региональных референдумов; 3) муниципальное право, состоящее из актов органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов.
Принцип верховенства федерального права объединяет все эти относительно автономные нормативно-правовые массивы в единую конституционную систему регуляторов. Действует, таким образом, единая согласованная (консолидированная) правовая система, базирующаяся на верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.

  1. Конституционно-правовая ответственность: понятие, особенности основания, субъекты и санкции.

^ Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

^ Основанием конституционно-правовой ответственности является нарушение норм конституционного права.

Субъектами конституционно-правовой ответственности являются государственные органы (органы местного самоуправления) и должностные лица.

Типичная мера конституционно-правовой ответственности – досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) государственного органа либо органа местного самоуправления (должностного лица).

Также выделяют конституционную ответственность политического характера, наступающую без вины субъекта ответственности (напр., выражение недоверия правительству).

В России легально нет такой формы правовой ответственности, как конституционная. Вместе с тем Конституцией РФ предусмотрен механизм отрешения от должности Президента РФ (правда, здесь есть элемент уголовно-правовой ответственности), типичная конституционно-правовая ответственность просматривается в недавно принятых Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (расформирование избирательной комиссии за неисполнение судебного решения либо решения вышестоящей избирательной комиссии) и Федеральном законе «Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в случае неотмены (неизменения) ими в течение определенного времени акта, признанного судом не соответствующим нормативному правовому акту более высокой юридической силы). Похожий механизм предусмотрен уставами ряда субъектов РФ.

  1. ^ Наука конституционного права России: предмет, задачи, источники и система. Этапы формирования и развития науки конституционного права России.

Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

^ Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Источником науки конституционного права в основ­ном является практика реализации конституционно-право­вых отношений в РФ и других государствах.

Источниками науки конституционного права являются:

1. Труды и доктринальные выводы отечественных и зарубежных ученых — государствоведов, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки.

2. Правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, в том числе междуна­родно-правовые договоры и соглашения. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в конституционно-правовых нор­мах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

3. Конституционное законодательство зарубежных стран. Его критическое осмысление
является необходимой предпосылкой обогащения науки мировым опытом конститу­ционного строительства.

4. Конституционно-правовая практика

Система науки конституционного права включает в себя:

1. понятийный аппарат конституционного права;

2. чение о конституции (сущность, структура, прин­ципы и юридические свойства Основного закона РФ в его историческом развитии);

3. системный анализ проблем конституционно-правовых отношений и регулирующих их норм.

Развитие науки конституционного права России охватывает несколько историче­ских этапов: дореволюционный (вторая половина XIX века — октябрь 1917 г.), советский (25 октября 1917 г. — апрель 1992 г.) и современный. Смену этапов каждый раз сопровож­дали бурные события и общественные потрясения, поэтому их преемственность является чисто условной.

  1. Понятие и сущность конституции. Предмет конституционного регулирования. Виды конституций.

^ Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.

^ Конституция в материальном смысле – совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:

  1. конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);
  2. конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);
  3. конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);
  4. конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;
  5. конституция – отражение определенного соотношения политических сил.

^ Предметом конституционного регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с определением правового статуса личности и по поводу организации и осуществления государственной власти, которые делятся на следующие смысловые блоки:

  1. Взаимоотношения общества и государства (институты выборов, референдума).
  2. Взаимоотношения личности и государства (институты прав и свобод человека и гражданина, участия граждан в государственном управлении).
  3. Взаимоотношения между государственными органами, учреждениями и организациями.
  4. Соотношение права и государства (правовые ограничения государственной власти).

^ Конституции могут быть: 1) в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения); 2) по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

3) по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»); 4) по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

  1. ^ Юридические свойства Конституции РФ.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. ри этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

  1. Функции и основные черты Конституции РФ. Структура Конституции РФ.

Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к.
Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1—16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83—89, 101, 102, 103, 112—114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.

^ Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как :

1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.

^ По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент Российской Федерации;
5) Федеральное Собрание;
6) Правительство Российской Федерации;
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Смотрите так же:

  • Соцзащита юрист бесплатно Онлайн-консультация юриста по пособиям В связи с широким разнообразием единовременных и ежемесячных социальных выплат семьям с детьми в целом по России и в отдельных регионах страны, а также с учетом различных форм их предоставления (через органы […]
  • Мировой суд 399 участок замоскворечье Мировые судьи (Замоскворецкий суд), Замоскворечье, с/у 399 Мировой судья: Пазухина Евгения Юрьевна Телефон для справок: 8 (499) 951-19-16 Телефон судебного участка: 8 (499) 951-19-14 E-mail: mirsud399@ums-mos.ru Режим работы: понедельник-четверг […]
  • Коап россия 2014 Сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, Россия Производитель: Россия, Воронежская швейная фабрика! В нашем интернет-магазине Trend Shop вы можете купить сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, […]
  • Выдел доли в многоквартирном доме Выдел доли в натуре в жилом доме Иногда доля в праве собственности на частный жилой дом на самом деле существует как изолированное помещение, которое к тому же имеет почтовый адрес «… квартира № …». Чтобы в свидетельстве о регистрации права […]
  • Статья 322 коап комментарий Комментарии к СТ 322.1 УК РФ Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции Комментарий к статье 322.1 УК РФ: 1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние […]
Комментарии запрещены.