Курсовая доказательства по делам об административных правонарушениях

Курсовая доказательства по делам об административных правонарушениях

Содержание:

Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях

Оригинальная работа

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Всё вышеизложенное обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов доказательства, предметов доказывания и процесса доказывания.
Задачи настоящего исследования предопределены поставленной целью и заключаются:
1. В рассмотрении и разрешении понятия, а также сущности оценки доказательств по делам об административных правонарушениях;
2. В характеристики основных этапов оценки доказательств по делам об административных правонарушениях;
3. В рассмотрении критериев, по которым производится оценка доказательств по делам об административных правонарушениях.
При написании настоящей работы автором были использованы труды таких отечественных авторов как: Д. В. Горбунова , В. И. Ивакина , Е. В. Морозова , К. В. Ребец , Д. Г. Степанова , С. Н. Чушкина и др.
Структура настоящего исследования включает введение; основную часть, включающую три главы; заключения и списка используемой литературы.

Содержание

1. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях 5

2. Требования, предъявляемые к доказательствам по делам об административных правонарушениях 9

3. Виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях 15

4. Процесс доказывания 18

Список используемой литературы 27

Список литературы

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 07. 01. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06. 1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17. 06. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 07. 02. 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14. 02. 2011. № 7. Ст. 900.

5. Братановский С. Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013.

6. Гаприндашвили Б. Г. Свидетель как субъект доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 6.

7. Горбунов Д. В. Доказательства по делам об административных правонарушениях // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 4.

8. Гражданский процесс / Под ред. В. А. Мусина , Н. А. Чечиной , Д. М. Чечота . М.: Бек, 2010.

9. Гражданское процессуальное право России / Под ред. проф. М. С. Шакарян . М.: Былина, 2004.

10. Ильин А. В. Пределы полномочий суда в отношении доказывания обстоятельств дела в рамках производства по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2013. N 1.

11. Казина Т. В. Понятие и содержание доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях // Налоги. 2011. N 10.

12. Коваленко А. Г. Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. М.: Норма, 2012.

13. Курылев С. В. Основы теории доказывания в советском правосудии. — М, 2009.

14. Лупинская П. А. Понятие доказывания // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Отв. ред. П. А. Лупинская . М.: Юристъ, 2013.

15. Малышев К. И. Курс гражданского судопроизводства. СПб., 1876. Т. 1.

16. Марфицин П. Г. , Мартынов А. В. Доказательства и доказывание в уголовном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях: сравнительно-правовой анализ // Административное право и процесс. 2012. N 5.

17. Молчанов В. В. Глава 8. Понятие судебного доказывания // Арбитражный процесс / Под ред. М. К. Треушникова , В. М. Шерстюка . М.: Юридическая литература, 2013.

18. Морозов Е. В. Институт доказывания в производстве по делам о правонарушениях в сфере налогообложения // Закон и право. 2011. № 1.

19. Ребец К. В. Протокол об административном правонарушении как источник доказательств по делу об административном правонарушении // Полицейское право. 2010. № 1.

20. Треушников М. К. Гражданский процесс: Учебник. М.: Городец, 2012.

Доказательства по делам об административных правонарушениях. Признаки правонарушения. Статья 26.2 КоАП РФ

Разрешить правонарушение зачастую бывает еще сложнее, чем расследовать и доказать преступление. Связано это с множеством самых разных деталей и элементов, которые могут присутствовать при нарушении закона. Российский КоАП устанавливает ряд признаков, особых обстоятельств и доказательств по делам об административных правонарушениях. Именно об этих элементах будет подробно рассказано в статье.

Признаки правонарушения

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, правонарушение может иметь две формы: действие и бездействие. В совокупности эти виды именуются деянием. Что характерно для деяния, противоречащего закону? Во-первых, противоправность. Бездействие или действие может быть допущено вопреки законным установкам. Во-вторых, для правонарушения характерна виновность. При этом вина может иметь несколько видов, в числе которых умысел и неосторожность.

Умышленное нарушение право характеризуется осознанием виновного лица происходящего. Нарушитель прекрасно понимает, что нарушает закон, однако не желает останавливаться. В случае же с правонарушением по неосторожности виновное лицо могло предвидеть последствия незаконных действий, однако никак не имело возможности повлиять на их предотвращение.

Дело об административном правонарушении умышленного характера имеет куда более серьезный характер, чем дело о нарушении по неосторожности. Именно поэтому и санкции здесь устанавливаются более жесткие.

В ряду остальных признаков также выделяются субъект правонарушения и наказуемость деяния.

Объективная сторона административного правонарушения

Виновность, противоправность, наказуемость, наличие субъекта — всего этого может быть недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении. При отсутствии состава правонарушения нельзя говорить о возможности возбудить административное дело.

Что включает в себя административный состав нарушения? Во-первых, объект. В данном случае это общественные отношения, которые охраняются рядом санкций. Общим объектом будет являться совокупность общественных отношений, что регулируются нормами российского права. Объект также имеет деление на две формы: родовую и непосредственную. Родовыми объектами являются правонарушения, зафиксированные в частях КоАП РФ: это гражданские права, отношения в сфере охраны имущества и т.д. Есть также непосредственный объект, выделяется который в отдельных главах КоАП РФ. Таким образом, непосредственные объекты группируются в родовые.

Что является объективной стороной нарушений закона? Согласно заключениям специалистов, это все признаки правонарушения. Здесь стоит выделить причинно-следственные связи, негативные последствия и т.д.

Субъективная сторона правонарушения

Субъектом нарушения права является любой вменяемый гражданин, достигший 16 лет и совершивший административное правонарушение. Субъекты могут быть специальными и особыми. В первом случае речь идет про несовершеннолетних, должностных лиц, специальных работников и т.д. В случае же с особыми субъектами выделяются военнослужащие, некоторые государственные или судебные деятели и прочие граждане.

Субъективной стороной нарушения права является психическое отношение субъекта к совершенному нарушению. Речь здесь идет о понятии «вина», которое меняется в зависимости от формы правонарушения: умышленного или неосторожного.

Предмет доказывания

Обстоятельства по делам об административных правонарушениях подлежат специальным процедурам проверки и экспертизы. Немалую роль здесь играет и процедура доказывания. Что она собой представляет?

Сбор, объединение, исследование, оценивание, использование и применение доказательств — все это входит в так называемый предмет доказывания. Все представленные процедуры необходимы для установления объективной истины по делам о нарушениях права. Доказыванием занимается сам судья, либо уполномоченные на то должностные лица.

Основной вопрос, на который должна предоставить ответ процедура доказывания, выглядит довольно просто: было ли правонарушение? Правильно ответить на этот вопрос можно будет лишь в том случае, если собраны и проанализированы все доказательства по делам об административном правонарушениях.

Выяснение обстоятельств

Для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо собрать и проверить несколько простых обстоятельств. Здесь стоит выделить:

  • виновность лица в совершении правонарушения;
  • наличие правонарушения;
  • размер и характер ущерба, что был причинен правонарушением административного типа;
  • само лицо, совершившее нарушающее закон деяние;
  • ряд смягчающих или исключающих дело обстоятельств;
  • ряд отягчающих обстоятельств;
  • иные факторы, что имеют значение для грамотного и своевременного разрешения дела.

Перед началом сбора доказательств по делам об административных правонарушениях стоит обратить внимание на все вышеперечисленные факторы.

Вещественные и документальные доказательства

Доказательств в административном судопроизводстве много. Именно поэтому специалисты в области права разработали ряд классификаций, где нужные элементы можно разбить на группы. Вначале стоит рассказать о вещественных элементах предмета доказывания.

Любой материальный предмет, который может выступать в качестве предмета доказывания, имеет статус вещественного доказательства. Законом устанавливается, что такие предметы должны быть сфотографированы и документально охарактеризованы. О наличии материальных доказательств будет указано в протоколе о совершении правонарушения. Судья или любое другое должностное лицо будут обязаны принять все необходимые меры по сохранению доказательств.

Следующая группа доказательств представляет собой документацию. Документы могут быть как частью вещественных доказательств (описания предметов), так и фиксацией элементов нематериального типа (показания свидетелей).

Вещественные и документальные доказательства формируются и в другую классификацию, о которой будет рассказано далее.

Доказательства по источнику происхождения нарушения

В судебной практике часто применяется группа доказательств по месту происхождения нарушений. Здесь выделяются личные, вещественные и документальные элементы.

Под личными доказательствами понимаются объяснения лиц, в отношение которых ведется дело об административном правонарушении. Показания свидетелей как носителей соответствующей информации являются основными элементами группы личных доказательств.

Доказательства вещественного характера представляют собой материальные объекты. Самый распространенный пример — орудие правонарушения. Здесь же стоит выделить фотографии, видео или аудиозаписи, показания приборов и т.д.

Документы составляют третью группу доказательств. Зафиксированы они могут быть как в письменной, так и в электронной форме. Любые заявления или справки, относящиеся к делу, могут выступать в качестве документальных элементов доказывания.

Доказательства по способу формирования

Виды доказательств по делу об административном правонарушении делятся также на производные и первоначальные. Первоначальные (прямые) доказательства формируются на базе первоисточников — свидетельских показаний, документов, видеозаписей и т.д. Доказательства же производного характера могут быть получены на основе первоначальных сведений. Это, как правило, некие промежуточные звенья: копии документов, дополнительные аудио- или видеозаписи, новые свидетельские показания, слепки следов и т.д.

Еще одна классификация доказательств применяется практически постоянно, а закреплена она в ст. 26.2 КоАП РФ. Здесь выделяются обвинительные или оправдательные элементы в предмете доказывания. Они, по сути, завершают делопроизводство. Судья либо выносит обвиняемому приговор, либо освобождает его.

Экспертиза

Экспертная деятельность занимает особое место в предмете доказывания. Специалисты дают оценку доказательствам по делу об административном правонарушении. Составляется специальное экспертное определение, в котором указываются:

  • основания проведения экспертизы;
  • наименование экспертного учреждения;
  • вопросы, которые ставятся перед экспертом;
  • перечень материалов дела.

Эксперт обязан качественно реализовать все свои профессиональные функции и предоставить характеристику каждому из представленных пунктов. Несогласие с экспертным заключением должно быть мотивировано.

Истребование документации

Истребование является полномочием судебного органа, судьи или уполномоченного должностного лица. Это важнейший элемент в предмете доказывания. Но как он применяется?

Вначале полицией, следственными или дознавательными органами ведется работа по сбору доказательств. После набора необходимого количества вещей и показаний происходит группирование по классификациям. Доказательства могут поочередно предъявляться суду. При этом должностные лица или сам судья имеют право на запрос всего доказательственного пакета. Истребуемые сведения должны быть переданы в течение трех дней с момента получения соответствующего определения. Если же правонарушение может повлечь арест или выдворение, то пакет должен быть передан незамедлительно.

Суд также может оценивать доказательства. Для этого, как правило, привлекаются эксперты и создается коллегиальный орган. Все элементы оцениваются путем полного, объективного, всестороннего исследования. Имеет здесь место и внутреннее убеждение. Рассматриваются источники доказательств — например, граждане, предоставившие показания. Стоит также отметить, что никакие доказательства не могут обладать заранее установленной силой.

Какие обстоятельства смягчают ответственность?

Стоит обратиться к статье 4.2 КоАП РФ. В ней рассказывается про ряд обстоятельств, которые могут смягчить ответственность за правонарушение. Вот что здесь необходимо выделить:

  • провинившееся лицо раскаялось;
  • лицо, совершавшее правонарушение, осознало незаконный характер своих действий и добровольно попыталось предотвратить последствия содеянного;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно «сдалось» в уполномоченный правоохранительный орган;
  • лицо посодействовало правоохранительным органом в раскрытии дополнительных обстоятельств правонарушения;
  • лицо предотвратило вредные последствия правонарушения;
  • виновное лицо добровольно возместило вред пострадавшим;
  • правонарушение было совершено несовершеннолетним лицом;
  • нарушение закона было реализовано в состоянии аффекта — сильного душевного волнения (здесь же допускаются тяжелые личные или семейные обстоятельства);
  • правонарушение было совершено беременной женщиной или мужчиной, у которого на попечении имеется малолетний ребенок.

Стоит отметить, что некоторые доказательства по КоАП также могут смягчать ответственность. Речь идет о тех моментах, когда предмет доказывания указывает на смягчающие обстоятельства.

Какие обстоятельства исключают ответственность?

В статье 24.5 закреплен ряд обстоятельств, которые полностью исключают дело об административном правонарушении. Здесь стоит отметить:

  • отсутствие события нарушения права;
  • совершение нарушающего закон деяния в крайней необходимости (например, при спасении собственной или чьей-то жизни);
  • отсутствие состава нарушения права;
  • не достижение виновным лицом возраста наступления административной ответственности, невменяемость лица;
  • издание Госдумой акта амнистии и много другое;
  • снятие с рассмотрения или полное отсутствие доказательств по делам об административных правонарушениях (статья 26.2 КоАП РФ).

Здесь же нужно выделить смерть виновного лица. Как только ЗАГС выдает свидетельство о смерти гражданина, прекращается и административное делопроизводство.

Какие обстоятельства отягчают ответственность?

Если человек продолжает нарушать нормы закона, несмотря на предъявление соответствующих требований от правоохранительных органов, то санкции в отношении такого лица могут быть ужесточены. То же касается случаев допущения повторного совершения административного правонарушения, когда еще не сняты санкции за первое нарушение.

В качестве дополнительных отягчающих обстоятельств стоит отметить совершение правонарушения в состоянии опьянения, нарушение закона группой лиц, совершение правонарушение во время чрезвычайной ситуации и т. д.

3. Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Выяснению обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении предшествует подготовительная работа судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих разрешению до рассмотрения дела, определен ст. 29.1 КоАП. После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит соответствующее постановление.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Под показаниями специальных технических средств, которыми могут быть установлены доказательства, понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Показания указанных средств необходимо отличать от информации, получаемой при использовании в процессе оперативно — розыскной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Административная ответственность за незаконное использование указанных средств предусмотрена ст. 20.24 КоАП.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

КоАП определяет следующие виды протоколов:

а) протокола об административном правонарушении;

б) протокола о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составляемого должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать указанное дело;

в) протокола о взятии проб и образцов (ч. 3 ст. 26.5);

г) протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, составляемого при рассмотрении дела коллегиальным органом (ст. 29.8).

В протоколе об административном правонарушении должны быть отражены объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также показания потерпевшего и свидетелей. КоАП предусмотрено обязательное составление протокола о применении следующих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

а) административного задержания (ст. 27.4);

б) осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ч. 4 ст. 27.8);

в) отстранения от управления транспортным средством (ч. 3 ст. 27.12);

г) медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 3 ст. 27.12);

д) ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (ч. 4 ст. 27.14).

При применении других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (за исключением привода) должностное лицо вправе составить протокол об их применении либо указать сведения о применении данных мер в протоколе об административном правонарушении.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

— время и место производства судебной экспертизы;

— основания производства судебной экспертизы;

— сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

— сведения о государственном судебно — экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

— предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

— вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

— объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

— сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

— содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

— оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно — экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации» объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц.

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно — экспертным учреждением или экспертом.

В случае если транспортировка объекта исследований в государственное судебно — экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

По смыслу комментируемой статьи различаются документы, которые могут быть признаны доказательствами по делу об административном правонарушении, и документы, обладающие признаками вещественных доказательств. Указанные документы должны быть материализованы, т.е. представлены в виде вещи, являющейся носителем информации. Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Согласно указанному Федеральному закону документом (документированной информацией) является зафиксированная на материальном носителе информация, позволяющая ее идентифицировать.

Согласно ч. 3 ст. 27.10 КоАП при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста — машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Об изъятии указанных документов делается запись в протоколе об административном правонарушении. При изъятии других документов у лица, в отношении которого ведется производство по данному делу, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Доказательства подлежат исследованию при осуществлении следующих процессуальных действий:

— при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП;

— в случае обжалования в районный суд постановления по делу, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление — при рассмотрении дела в районном суде (ч. 1 ст. 30.1 КоАП);

— при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление (ст. 30.10 КоАП);

— при пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам, решений по результатам жалоб, протестов председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт — Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями (ст. 30.11 КоАП);

— при пересмотре в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.11 КоАП).

3. Виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях.

С учетом вида и характера фактических данных доказательства принято классифицировать по различным основаниям.

По источнику происхождениядоказательства делятся на личные, вещественные и документы.

Личными доказательствамиявляются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т.д., когда носитель соответствующей информации ‑ физическое лицо.

Вещественными доказательствамиявляются материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. Примером здесь могут служить орудие совершения правонарушения или непосредственный материальный объект правонарушения. Фотоснимки также являются вещественными доказательствами, если они сделаны в процессе совершения правонарушения, либо, если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела. Примером фотографии как вещественного доказательства служит фотография проезда перекрестка автомобилем на запрещающий сигнал светофора, полученная с помощью автоматического фотодокументирующего прибора.

Документы‑ это материалы, которые содержат сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены акты ревизий, справки, ответы на запросы, письма, заявления, характеристики, фотоснимки, звуко,- кино- и видеозаписи, базы и банки данных, иная информация, содержащаяся на магнитных и оптических дисках, магнитной ленте и других носителях.

Между этими доказательствами имеется весьма существенное различие. Оно состоит в том, что информация, содержащаяся в личных доказательствах, предварительно воспринята сознанием человека и переработана им. Поэтому личные доказательства всегда имеют субъективный характер. Предметные доказательства объективны и не зависят от индивидуальных особенностей.

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные.

Прямые доказательстванепосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения).

Косвенные доказательстваобосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.

В зависимости от способа формированиядоказательства могут быть первоначальными и производными.

К первоначальным доказательствамотносятся те, которые получены из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем совершения другим лицом мелкого хулиганства).

К производным доказательствамотносятся те, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника» (например, свидетель слышал, как его сосед хвастался лицам, с которыми распивал водку в подъезде, что он вызвал милицию, сообщив, что в магазине установлено взрывное устройство, хотя этого на самом деле не было). К производным доказательствам относятся и копии документов, слепки следов

Доказательства бывают также обвинительные(изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) иоправдательные(опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства).

Законодатель выделяет следующие виды доказательств:

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

1) объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушениисообщение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, сведений и иных обстоятельств по делу;

Объяснения такого лица обладают особенностями, обусловленными его процессуальным положением, обеспечением его права на защиту. Он более, чем кто-либо, лично заинтересован в исходе дела об административном правонарушении. В показаниях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, могут содержаться ошибки, обусловленные особенностями восприятия и изложения дела. Заведомая заинтересованность его в исходе дела, а также возможность ошибочных показаний обязывают к особо критической проверке и оценке этого вида доказательств.

2) показания потерпевшего — сообщение лица, которому административным правонарушением причинен вред, известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, по которому он признан потерпевшим, и сделанное в установленном законом порядке;

В качестве потерпевших могут допрашиваться только лица, признанные таковыми. До признания потерпевшим они допрашиваются обычно в качестве свидетелей. Однако в отличие от свидетелей потерпевший является участником производства по делу, наделенным правами, позволяющими ему активно отстаивать свои интересы. Потерпевший, как правило, является лицом заинтересованным в исходе дела, что во многом влияет на его показания. На объективности объяснений потерпевшего может сказаться обида, жалость и иные субъективные факторы. Поэтому в показаниях потерпевшего, как и в показаниях лица, в отношении которого ведется производство по делу, могут содержаться ошибки, обусловленные характером человека, обстоятельствами восприятия, запоминания и воспроизведения имеющих значение для дела обстоятельств. В то же время этот вид доказательств во многих случаях содержит ценную информацию, способствующую установлению фактических обстоятельств дела.

3) показания свидетелейэто сообщение лицом известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, сделанное во время допроса в качестве свидетеля в установленном законом порядке.

Показания свидетелей являются наиболее распространенным видом доказательств. Круг свидетелей по делам об административных правонарушениях весьма широк. Однако не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

адвокат лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, — об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника и представителя;

священнослужитель — о сведениях, полученных им на исповеди;

супруг и близкие родственники лица, привлекаемого к административной ответственности, если они не изъявили желания давать объяснения.

Свидетель может давать объяснения только по тем обстоятельствам, свидетелем которых он был лично. Однако это не исключает обязанности правдиво изложить сведения, ставшие ему известными от других лиц, которых он может указать. Предположения, догадки по поводу тех или иных обстоятельств дела, возможного развития событий и т.п. доказательствами не являются.

Возможность ошибок в показаниях свидетелей, как и возможность дачи ими ложных показаний, должна учитываться, и показания свидетелей следует подвергнуть тщательной проверке.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

Сущность экспертизы состоит в анализе по заданию судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов, с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Виды экспертиз: судебную и несудебную (ведомственную) экспертизу.

Судебная экспертиза назначается только судьей и проводится в установленном законом порядке.

Ведомственная экспертиза назначается для разрешения специальных вопросов, предусмотренных положением о конкретном виде экспертизы, и проводится в пределах и в порядке, закрепленном положением. Например, аудиторская экспертиза, товарная, строительная, экологическая и др.

Взятие проб и образцов

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный КоАП РФ (изъятие вещей и документов).

Взятие проб и образцов обусловлено нецелесообразностью приобщения к делу всего предмета или орудия совершения административного правонарушения. Однако во всех случаях это процессуальное действие проводится тогда, когда необходимо экспертным путем установить свойства предметов, явившихся орудием или предметом совершения административного правонарушения. При этом взятие проб и образцов может производиться с участием специалиста, обладающего познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Вещественные доказательства по делу об административном правонарушенииэто орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном КоАП РФ.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Сущность вещественного доказательства, в отличие от личных доказательств, состоит в непосредственном материальном отображении, запечетлении следов административного правонарушения.

Орудия совершения административного правонарушенияэто все предметы, которые были использованы правонарушителем для достижения противоправного результата, независимо от основного назначения предмета.

Предметы, на которые было направлено противоправное деяние, неоднородны и многочисленны. Поэтому круг предметов, могущих стать вещественными доказательствами, заранее определить невозможно.

Процессуальная форма вещественных доказательств включает в себя следующее:

1) должен быть процессуально оформлен факт обнаружения или получения предмета уполномоченным должностным лицом. Обычно вещи изымаются в ходе какого-либо процессуального действия (осмотр помещения, взятие проб и образцов и др.). Предметы могут быть представлены лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, потерпевшим, свидетелем, другими участниками производства по делу об административном правонарушении;

2) вещественное доказательство должно быть осмотрено и подробно описано, и если есть в том необходимость, сфотографировано. Осмотр вещественного доказательства чаще всего производится при осуществлении изъятия орудия и предмета совершения административного правонарушения;

3) точная процессуальная фиксация факта приобщения предмета к делу в качестве вещественного доказательства необходима. Это обусловлено тем, что такие предметы нередко представляют определенную ценность.

4. Вещественные доказательства хранятся до вынесения постановления о назначении административного наказания. Они могут быть возвращены их владельцам до разрешения дела, если это возможно без ущерба для производства по делу, Вещественные доказательства, подверженные быстрой порче, если они не могут быть возвращены владельцу, сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению.

Документыпризнаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы могут быть признанными вещественными доказательствами.

Вещественные доказательства, образующих понятие документы.

1. Документы, сведения которых изложены или удостоверены организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами. Излагающие (фиксирующие) документы это те документы, в которых сообщаются сведения об обстоятельствах, имеющих значение по делу (характеристики, протоколы собраний, письма, заявления, объяснения граждан).

Удостоверяющие документы это те документы, которые официально подтверждают те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Например, документы, по которым устанавливается личность, подтверждается наличие прав и обязанностей: паспорт, лицензия, свидетельство о праве собственности, договоры. При необходимости по поводу содержания документа могут быть сделаны запросы выдавшим его органам.

2. Протоколы, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленные при осмотре помещений, административном задержании, при изъятии проб и образцов, и т.д, а также протокол об административном правонарушении.

Данная группа доказательств характеризуется особым способом их получения: они могут быть получены только путем совершения процессуальных действий. Сведения, содержащиеся в протоколе, должны быть закреплены в порядке, предусмотренном КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным на совершение процессуального действия.

Письменные документы (печатные и рукописные), которые являются наиболее распространенными.

Неписьменная документация — фото-, киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных, иные носители информации, которые получают распространение в связи с научно-техническим прогрессом и созданием новых средств фиксации информации.

На практике часто бывает трудно разграничить документ и вещественное доказательство. Их различие состоит в том, что доказательственное значение документа определяется его содержанием, а доказательственное значение вещественного доказательства — его физическими признаками. Например, лицензия на осуществление конкретного вида деятельности сама по себе является официальным документом. Однако в случае подделки лицензии она выступает в качестве вещественного доказательства.

Процессуальная природа фото-, киноизображений и т.д. содержит в себе элементы условности и элементы копирования. Поэтому отнести их к какому-либо доказательству очень трудно. Здесь усматривается смешанный характер доказательства.

Показания специальных технических средств

Специальные технические средстваэто измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

Показания специальных приборов имеют юридическую силу тогда, когда они утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения.

К обязательным требованиям, предъявляемым к средствам измерения, относятся наличие соответствующего сертификата и проведение метрологической проверки.

Сертификат об утверждении типа средств измеренийдокумент, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует предъявляемым требованиям;

Поверка средств измеренийэто совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы по окончании производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии.

Смотрите так же:

  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Ип для торговли автомаслами Какую систему налогообложения выбрать при торговле автомаслами? Какую систему налогообложения выбрать при торговле автомаслами и нужен ли для этого кассовый аппарат? Ответы юристов (3) Для начала необходимо определиться с форой — вы […]
  • Комментарий к ст 1215 ч 3 коап рф Комментарии к СТ 12.15 КоАП РФ Статья 12.15 КоАП РФ. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона Комментарий к статье 12.15 КоАП РФ: 1. Объектами рассматриваемых административных […]
  • Ст 24 52 фз Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С изменениями […]
  • Адвокат цыганов анатолий Адвокат цыганов анатолий адвокатов, включенных в реестр адвокатов Тверской области НО "ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ" (ТОКА): (170042, г.Тверь,пер.Никитина, д.7 тел/факс 31-20-83) Филиал № 1 ТОКА ( г. Тверь, ул. Советская, 51; […]
Комментарии запрещены.