Международные акты о защите прав потребителей

Международные акты о защите прав потребителей

§ 4. Международные правовые акты в структуре

законодательства о защите прав потребителей

В соответствии с п. 4 ст. 15Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В ГК РФ данное правило закреплено в ст. 7, которая устанавливает, что, во-первых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии сКонституциейРФ составной частью правовой системы Российской Федерации; во-вторых, ее международные договоры применяются к отношениям, указанным вп. п. 1и2 ст. 2ГК РФ (см.§ 1 настоящей главы), непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта; в-третьих, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Статья 2Закона «О защите прав потребителей» в отношении данных правил исходит из той же позиции, закрепленной вп. 4 ст. 15Конституции РФ и вст. 7ГК РФ. Таким образом, очевидно, что ст. 2 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет известный принцип в праве: приоритет норм международного договора перед нормами внутреннего права .

Комментарийк Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный) Я.Е. Парция включен в информационный банк.

См.: Парций Я.Е. Указ. соч. С. 95.

В законодательстве о защите прав потребителей нашли отражение положения Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». На основе смысла данных руководящих принципов разработано большинство норм Закона»О защите прав потребителей».

1. Принцип просвещения и информирования потребителей выражается как минимум в двух статьях данного Закона: в ст. 3идет речь о праве потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей, аст. 8закрепляет право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) . Например, право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по их защите.

См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под ред. А.М. Эрделевского. М.: Юристъ, 2006. С. 25.

2. Содержание ст. 7основано на принципе физической безопасности товаров, работ, услуг.

3. Принцип соблюдения нормативов безопасности и качества товаров и услуг отражен в ст. ст. 4,5,7 .

4. Сущность принципа гарантии защиты потребителей и предоставления ему компенсации закреплена в ряде статей Закона: ст. ст. 12-17,43.

5. Принцип содействия экономическим интересам потребителей закреплен, по мнению некоторых исследователей, достаточно условно. Так, статья 45определяет перечень прав общественных объединений (их ассоциаций, союзов). По смыслу данных прав указанный принцип должен находить отражение в непосредственной деятельности объединений потребителей .

См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под ред. А.М. Эрделевского. М.: Юристъ, 2006. С. 25, 26.

Исходя из позиции, что отношения с участием потребителей регулируются различными нормативными правовыми актами в комплексе, можно утверждать, что такие руководящие принципы закреплены не только в Законе»О защите прав потребителей». Например, первый из рассмотренных принципов содержится в отдельных нормах Федерального закона от 13 марта 2006 г. «О рекламе», вгл. 3которого перечислены требования к рекламе отдельных видов товаров, что, безусловно, гарантирует успешную реализацию отдельных прав потребителя, например на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

Второй и третий принципы нашли выражение в многочисленных законах. Например, в ст. 7Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» отмечается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. В Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в частности вгл. IV, устанавливаются общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов.

Принцип гарантии защиты потребителей и предоставления ему компенсации закреплен в Уголовном кодексеРФ иКодексеРФ об административных правонарушениях . В главе 14 КоАП РФ большинство статей исходит из смысла данного принципа, напримерст. 14.7. Среди норм уголовного права необходимо в этом аспекте отметитьст. 238УК РФ.

СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Некоторые исследователи также отмечают, что не все руководящие принципы Резолюции Генеральной Ассамблеи получили отражение в законодательстве в области защиты прав потребителей. Речь идет, например, о международном принципе системы распределения основных потребительских товаров и услуг. Согласно п. 27 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН правительства должны принять или продолжить политику в целях обеспечения распределения товаров и услуг там, где такое распределение затруднено, в частности в сельских районах, в форме помощи в создании складских, торговых сетей, потребительских кооперативов и т.д. В России сегодня учитываются особенности поставки товаров в районы Крайнего Севера и некоторые другие регионы, действуют и потребительские кооперативы, но отсутствует разработанная Правительством эффективная система распределения основных потребительских товаров и услуг .

См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под ред. А.М. Эрделевского. М.: Юристъ, 2006. С. 26.

Среди международных договоров в области защиты прав потребителей следует назвать следующие: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Бишкеке 8 июля 1993 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Киеве 23 мая 1994 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области антимонопольной политики, заключенное в г. Москве 15 марта 1994 г.; Соглашениео мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, заключенное в г. Минске 4 июня 1999 г.; Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств — участников СНГ в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Москве 25 января 2000 г.; Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности, заключенное в г. Москве 19 декабря 2003 г.

Из указанных международных соглашений особую роль играет Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств — участников СНГ в области защиты прав потребителей, так как целью Соглашения является создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон по проведению согласованной политики в области защиты прав потребителей, направленной на формирование равных условий для граждан государств — участников Содружества по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территориях государств — участников указанного Соглашения.

Важно отметить, что данное Соглашение закрепило определенные гарантии защиты прав потребителей, указав на то, что:

во-первых, граждане каждого государства — участника СНГ, а также иные лица, проживающие на его территории, пользуются на территориях других государств — участников Содружества в отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и граждане этих государств, и имеют право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, предъявлять иски в суды и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане этих государств;

во-вторых, стороны содействуют созданию условий, в том числе правовых, для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании политики в области защиты прав потребителей, разработке нормативных правовых актов, затрагивающих законные права и интересы потребителей, и процедур рассмотрения жалоб потребителей, а также в создании систем обмена потребительской информацией между сторонами.

Кроме того, указанное Соглашение определило следующие основные направления в сотрудничестве по защите прав потребителей:

обеспечение потребителей, государственных органов и общественных объединений потребителей оперативной и достоверной информацией о товарах (работах, услугах), изготовителях (продавцах, исполнителях);

принятие мер по предотвращению деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов и попадания некачественных товаров (услуг) на территории государств — участников Соглашения;

создание условий для потребителя, способствующих свободному выбору товаров (работ, услуг), путем развития добросовестной конкуренции;

осуществление программ просвещения в области защиты прав потребителей как неотъемлемой части обучения граждан в образовательных системах государств;

привлечение средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, к пропаганде и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей;

сближение национальных законодательств государств — участников Соглашения в области защиты прав потребителей в той мере, в какой это необходимо для реализации указанного Соглашения.

Международные акты о защите прав потребителей

Мы ответим на любые Ваши вопросы

+7 (912) 881 19 61

Запишитесь к нам для личной консультации

с 9.00 до 21.00 ежедневно

Вы можете связаться с нами

Законодательство о защите прав потребителей

Законодательство о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей — это совокупность разноотраслевых нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей.
Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права. Между тем основу регулирования в сфере потребления составляют гражданские правоотношения.
Как известно, объектом гражданского правоотношения является то благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношение и в отношении которого существуют субъективное право и соответствующая ему обязанность. Каждому объекту соответствует определенный вид гражданских правоотношений, Так, в правоотношениях собственности их объектом являются вещи, в обязательственных правоотношениях — действия и т.д.
Поскольку в отношениях между потребителями и их контрагентами речь идет об обязательственных правоотношениях, то объектами правоотношений с участием потребителей являются действия участников соответствующих договоров (розничной купли-продажи, бытового подряда, возмездного оказания услуг и пр.).
Содержание гражданского правоотношения — это составляющие его субъективные права и обязанности. Название «субъективные» они получили потому, что принадлежат конкретным участникам возникших гражданских правоотношений и, таким образом, отличаются от гражданских прав и обязанностей в объективном смысле. В последнем случае речь идет об абстрактных предписаниях норм права, выраженных в различных нормативных актах государства.
Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Возникают они одновременно, однако в дальнейшем содержание гражданского правоотношения может меняться: у участников гражданского правоотношения могут появиться новые права и обязанности.
Содержанием правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, являются субъективные права и обязанности потребителей и их контрагентов (продавцов, изготовителей, импортеров и т.д.).
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, многообразны, они могут возникать из договоров розничной купли-продажи, возмездного оказания услуг, бытового подряда и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Сообразно этому можно выделить группы отношений, вытекающих из законодательства о защите прав потребителей:
имущественные, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг. Это отношения гражданско-правовые, наиболее многочисленные в потребительской сфере;
публично-правовые, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе осуществления антимонопольными органами государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законов и иных правовых актов РФ, регламентирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществления органами исполнительной власти контроля за качеством и безопасностью выпускаемых, производимых и оказываемых этими субъектами товаров, работ и услуг;
местно-самоуправленческие (муниципальные), которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей;
общественно-правовые (корпоративные) — в части защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами).
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг (абз. 7 разд. II разъяснений «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»). К ним, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг (абз. 8 разд. II названных разъяснений).
Законодательством о защите прав потребителей не регулируются также отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения:
возникающие при осуществлении судом правосудия (так как в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме);
возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий (так как в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариат в РФ обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ). Указанная деятельность не является услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультаций, печатных работ и др.);
основанные на оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам несоблюдения тех или иных законных прав и свобод граждан, в том числе отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных и властных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз, деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог, осуществлению мер социальной защиты населения, в том числе обеспечению инвалидов, ветеранов и иных определенных законодательством групп населения соответствующими льготами, и др.).
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, если уставом ЖСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются большим количеством нормативных актов, основными являются следующие:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
По общему правилу ГК РФ имеет приоритет по отношению к другим правовым актам, регулирующим гражданские отношения (к числу которых относится и защита прав потребителей). Согласно ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Однако последний предусматривает принятие специальных законов и основанных на них иных правовых актов;
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», который является специальным законом по отношению к ГК РФ.
Данный Закон регулирует в числе прочих отношения по договору розничной купли-продажи и бытового подряда, не урегулированные ГК РФ, конкретизирует соответствующие нормы, содержащиеся в ГК РФ. В случаях, когда ГК РФ и иные федеральные законы допускают это, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает иные правила по сравнению с правилами ГК РФ, например правило о возмещении убытков в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором (п. 2 ст. 13 Закона).
Кроме того, Закон «О защите прав потребителей»:
регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется независимо от того, есть или нет на него ссылка в ГК РФ, в случаях, если данный Закон:
а) конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;
б) регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ;
в) предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами.
В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений (например, договоры перевозки, энергоснабжения) помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами РФ, к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону (абз. 6 разд. III разъяснений «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»);
3) Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей (Москва, 25.01.2000).
Иные федеральные законы. Важным источником правового регулирования отношений с участием потребителей является Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие:
при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
при оценке соответствия обязательным техническим регламентам.
Требования к функционированию единой сети связи РФ и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи РФ и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством РФ в области связи, и в первую очередь Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи».
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозке и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых товаров.
Права потребителей защищаются, а значит, и регулируются также нормами уголовного и административного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. (КоАП РФ) (ст. ст. 146, 147, 149, 150 КоАП РСФСР) определяет административную ответственность за нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания покупателей, обман покупателей и заказчиков и т.д.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. (ст. 200) устанавливает ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товаров или иной обман потребителей.
Разъяснения судебных органов и органов исполнительной власти. По отдельным вопросам применения Закона РФ «О защите прав потребителей» необходимо следовать разъяснениям, утвержденным Приказом Государственного антимонопольного комитета РФ от 20.05.1998 N 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», письмам Роспотребнадзора от 11.03.2005 N 0100/1745-05-32 «О направлении информационного материала по защите прав потребителей» и от 01.08.2005 N 0100/5932-03-32 «О правовых основаниях защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья».
Нужно также руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
По делам о защите прав потребителей необходимо также учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а при предъявлении требования о взыскании компенсации морального вреда — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». По этим вопросам Верховным Судом РФ опубликован Обзор судебной практики «Некоторые вопросы практики применения Закона РФ «О защите прав потребителей». Многие важные вопросы также рассмотрены в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ (по гражданским делам).
Пленум Верховного Суда РФ указал, что суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, возникающих между гражданами, вступившими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, однако проблема до сих пор законодательно не урегулирована.
Гражданско-правовая регламентация отношений с участием потребителей не может быть сведена исключительно к регулированию этих вопросов в ГК РФ, Законе «О защите прав потребителей», принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законах и правовых актах. Согласно п. 2 ст. 1, ст. ст. 5, 6, 8 и др. ГК РФ регулирование гражданско-правовых отношений наряду с правовыми нормами осуществляется также договором, обычаями делового оборота, а также исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Обычай делового оборота — это неписаное правило, но зачастую формулируется в документах авторитетных общественных организаций. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом маркетинге.
Обыкновение — обычай, применение которого не санкционировано государством и который из-за отсутствия нормативности может использоваться только как индивидуальный регулятор. Правило обыкновения опирается на обычную практику взаимоотношений «средних и абстрактных контрагентов». Поскольку такая практика неофициальна, обыкновения используются только как способ установления отсутствующих в договоре сведений, как индикатор типичных взаимоотношений большинства контрагентов.
Подзаконные акты. К источникам регулирования отношений с участием потребителей можно отнести также и подзаконные нормативные акты. При этом нельзя забывать и о том, что ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает положений о том, что регулирование отношений в области защиты прав потребителей может осуществляться нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст. 26 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ уполномочено утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров. К числу первых могут быть отнесены, например, Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918, и Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569. В данных Правилах предусматриваются особенности заключения и исполнения договоров, определяемые сферой их применения.
Наиболее важное и широкое применение имеют Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Среди подзаконных актов следует также указать на Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке».
Требования всех указанных правовых актов обязательны для выполнения на территории РФ.

Международное право в законодательстве о защите прав потребителей

Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития, особенно в западных странах. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.
Независимая лига потребителей, которая была создана в 1891 г. в Нью-Йорке (США), стала прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей.
В свою очередь, первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г.
Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей получили широкое распространение практически во всех странах Европы, к примеру Национальный совет потребителей Великобритании (1975 г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978 г.).
В 1960 г. была создана Международная организация потребительских союзов, которая осуществляет защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. На сегодняшний день Россия тоже является членом данной Международной организации.
Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей. К ним можно отнести права:
1) на безопасность;
2) на информацию;
3) быть услышанным;
4) на здоровую окружающую среду.
С этого времени во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, Закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», Закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей. «).
В 1970-е гг. в США, СССР, западноевропейских странах принимаются законодательные акты, устанавливающие стандарты безопасности товаров, ограничивающие недобросовестную конкуренцию. С конца 1970-х гг. развивается новое направление защиты прав потребителей: обеспечение права на информацию, защита от навязывания незаказанных товаров и услуг. К концу 1980-х гг. во многих странах принимаются специальные нормы о защите прав потребителей, которые предусматривают комплекс информационных и имущественных прав и привилегий. В законах закрепляется право потребителей расторгнуть договор купли-продажи в случае обнаружения несоответствия товара обычно предъявляемым требованиям, провести экспертизу качества и транспортировку товара за счет продавца (изготовителя). Наконец, законодатели признают особый статус потребительских обществ и право потребителя вернуть товар надлежащего качества, не подошедший по размеру, фасону, цвету и т.п.
В конце 1980-х гг. в законодательстве большинства развитых стран практически полностью сформировались и закрепились права потребителей. В основном они основывались на международно-правовом документе, который был подготовлен Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) и назывался «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Они были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в качестве Резолюции N 39/248 от 09.04.1985.
Поскольку Российская Федерация активно принимает участие в международных отношениях, то, как следствие, отмечается расширение отношений с участием иностранных организаций и предпринимателей. Проблема защиты прав потребителей приобрела международное значение еще в апреле 1985 г., когда Генеральная Ассамблея ООН с учетом законодательства Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Другими словами, они применяются при регулировании общественных отношений, входящих в предмет различных отраслей права, в том числе отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений и содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, а также развитию международного сотрудничества.
В последнее время роль международного права для российской правовой системы значительно возросла. Его нормы содержатся в Уставе ООН, многосторонних договорах (конвенциях) (например, в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров; Вена, 11.04.1980), декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в решениях Международного суда и в других документах международных организаций.
С одной стороны, это объясняется тем, что Россия не является членом Евросоюза (ЕС) и не связана обязательствами перед Европарламентом по имплементации его актов в национальное законодательство, с другой — тем, что развитие рыночной экономики и усложнение отношений с участием потребителей (в сферах потребительского кредитования, долевого строительства жилья) — процесс непрерывный и потому сопровождается постоянным внесением соответствующих поправок и дополнений в действующее законодательство о защите прав потребителей. Так, в октябре 2007 г. ГК РФ был дополнен положениями об особенностях дистанционной продажи товаров потребителям. Одновременно Правительством РФ были утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом. В указанных Правилах в значительной мере были воспроизведены положения Европейской конвенции от 27.03.2002 «О международной почтовой и дистанционной торговле» (Париж) и Директивы 97/7/EC от 20.05.1997 «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии» (Брюссель).
Следует отметить, что в рамках ЕС приняты и другие директивы, направленные на унификацию законодательства стран — участниц Евросоюза в области защиты прав потребителей:
Директива 85/374/EC от 25.07.1985 «О сближении законодательства, регламентов и административных положений государств — членов ЕС в отношении ответственности за продукцию, имеющую дефекты»;
Директива 85/577/EC от 20.12.1985 «О защите потребителя в отношении контрактов, заключаемых вне деловых помещений предприятий»;
Директива 90/314/EC от 13.06.1990 «О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе»;
Директива 93/13/EC от 05.12.1993 «О несправедливых условиях в потребительских договорах»;
Директива 97/7/EC от 20.05.1997 «О защите потребителя при заключении договоров на расстоянии (дистанционным способом)»;
Директива 2008/48/EC от 23.04.2008 «О договорах потребительского кредитования» и пр.
Среди перечисленных актов особого внимания заслуживает последняя Директива, посвященная отдельным аспектам потребительского кредитования. Проведенный Европейской комиссией анализ показал, что внутреннее законодательство государств — членов ЕС имеет существенные различия по вопросам потребительского кредитования, что несовместимо с принципами единого экономического пространства и равной защиты прав всех потребителей независимо от их гражданства и места постоянного проживания. В неравных условиях находятся и кредитные учреждения различных государств, вынужденные обеспечивать разный объем гарантий для своих клиентов (граждан-заемщиков).
Среди международных договоров в области защиты прав потребителей следует назвать следующие: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Бишкеке 08.07.1993; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Киеве 23.05.1994; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области антимонопольной политики, заключенное в г. Москве 15.03.1994; Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств — участников СНГ в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Москве 25.01.2000; Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности, заключенное в г. Москве 19.12.2003.

§ 28*. Международные договоры о правах человека

§ 28*. Международные договоры о правах человека

Сборник международных документов о правах человека, изданный ООН в 1989 г., начинается Конвенцией о рабстве, подписанной в Женеве 26 сентября 1926 г. В сборнике около семидесяти международных договоров о защите прав и свобод человека. Их состав постоянно пополняется, и сейчас их больше ста. Один из важнейших новых документов – Конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 г.

Прекрасно, если люди будут знать все эти документы, но, наверное, добиться этого трудно. Необходимо, чтобы международные акты во всей их совокупности изучали и проводили в жизнь те, кому положено это делать: политические деятели, юристы, управленцы. Всем же остальным достаточно стремиться узнать о них как можно больше. И начинать надо с главного – с Международного билля о правах человека. Он состоит из 5 документов: Всеобщей декларации прав человека, принятых на ее основе Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах (приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.), Факультативного протокола к последнему пакту, Факультативного протокола об отмене смертной казни. В соответствии с первым протоколом подписавшие его государства признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения Пакта о гражданских и политических правах.

Содержание пактов составляют в основном расширенные и конкретизированные положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Есть и некоторые различия. Например, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах имеется норма, закрепляющая право народов на самоопределение.

Международный билль о правах, как легко заметить, неоднороден. Неоднородны и другие документы о правах человека. В самом общем виде их можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции (пакты).

Декларация (от лат. declaratio – объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация. В ней провозглашаются основные принципы, программные положения. ООН приняла такие документы, как Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам и др.

Конвенция (от лат. conventio – договор, соглашение) – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Пакт является формой конвенции, только неоднородного содержания. Широко известны международные конвенции о дискриминации в области труда и занятий, о борьбе с дискриминацией в области образования, о принудительном труде, о рабстве, о статусе беженцев, о правах ребенка и др.

В соответствии с Итоговым документом Венской встречи, подписанным в январе 1989 г., Россия признала приоритет международного права над внутренним законодательством. Отныне не может быть оправданий отступлениям в отечественных законах от стандартов международного права.

Влияние международного права на российскую общественную мысль особенно важно в том, что касается защиты прав человека. Само понятие «права человека» пришло в советский обиход из международного права. Сначала его стали употреблять правозащитники, затем, часто с неприязнью, пресса. Постепенно именно пресса начала признавать существенные недостатки в области прав человека.

В 1989 г. в СССР впервые большим тиражом (300 тыс. экземпляров) опубликована Всеобщая декларация прав человека. Ныне каждый интересующийся документами о правах человека может найти соответствующую литературу. Она постоянно пополняется трудами российских специалистов и переводами с иностранных языков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие договоры входят в Международный билль о правах?

2. Каково основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах?

3. На какие основные группы разделяются международные договоры? Какие из них обладают обязательной силой?

4. Когда и почему наша страна признала приоритет международного права?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Может ли отдельное лицо подать жалобу в Организацию Объединенных Наций?

Да, может. Любое лицо или группа лиц, которые считают, что им чинятся препятствия в осуществлении ими прав человека, могут обратиться с жалобой в Организацию Объединенных Наций, даже если их случай не предусмотрен договором ООН. Жалобами занимается Комиссия по правам человека в соответствии с процедурой, известной как «процедура 1503». В соответствии с этой процедурой копия жалобы направляется соответствующему правительству, которое может представить свое объяснение (фамилия петиционера указывается только с его согласия). Одновременно составляется резюме, которое в конфиденциальном порядке направляется членам Комиссии по правам человека и в Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Жалобы о нарушениях прав человека наряду с объяснениями правительства рассматриваются потом на закрытых заседаниях рабочей группой Подкомиссии. Затем Комиссия с помощью собственной рабочей группы принимает решение. Следует проводить тщательное изучение положения дел или назначить специальный комитет или докладчика для изучения вопроса (Права человека. Вопросы и ответы).

Европейская комиссия по правам человека (учреждена в 1954 г.) проводит закрытые заседания для рассмотрения жалоб на государства, обвиняемые в неуважении прав и свобод, закрепленных в Конвенции по правам человека. Жалобы на государства могут подавать как отдельные граждане, так и группы граждан (организации, ассоциации и т. п.), либо другое государство. Для того чтобы Комиссия приняла жалобу к рассмотрению, лицо, ее подающее, должно показать, что оно использовало все виды правовой защиты в данной стране. Если жалоба принята к рассмотрению, Комиссия сначала попытается разрешить вопрос на дружественной основе. Если эта попытка не удастся, она вынесет беспристрастное и объективное заключение по делу.

Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией». 48 государств проголосовали за Декларацию, 8 воздержались, причем никто не голосовал против. В заявлении после голосования Председатель Генеральной Ассамблеи указал, что принятие Декларации явилось выдающимся достижением, шагом вперед в великом эволюционном процессе. Это первый случай, когда организованное сообщество наций приняло декларацию о правах человека и основных свободах. Документ опирается на авторитетное мнение Организации Объединенных Наций в целом, и миллионам людей – мужчинам, женщинам и детям во всем мире – он будет служить источником помощи, руководства и вдохновения.

Всеобщая декларация прав человека… стала критерием для определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся прав человека. С 1948 г. она являлась, и правомерно по-прежнему является, наиболее важной и всеобъемлющей из всех деклараций Организации Объединенных Наций, а также основным источником, вдохновляющим национальные и международные усилия, направленные на поощрение и защиту прав человека и основных свобод. В ней определено направление всей последующей деятельности в области прав человека, и она представляет собой философскую основу для многих других имеющих обязательную силу международных документов, направленных на защиту провозглашенных ею прав и свобод (Права человека. Изложение фактов. № 2).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Заинтересовано ли государство в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?

2. Почему Всеобщая декларация прав человека была напечатана в нашей стране через сорок лет после ее принятия?

Смотрите так же:

  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Статья 111 112 Статья 112 ТК РФ. Нерабочие праздничные дни Текущая редакция ст. 112 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - […]
  • Протокол предъявления для опознания лица бланк Протокол предъявления лица для опознания (образец заполнения) ПРОТОКОЛ предъявления лица для опознания 31 августа 201* г. Опознание начато в 18 час. 00 мин. Опознание окончено в 18 час. 35 мин. Старший следователь следственного отделения Советского […]
  • Гл30 п2 гк рф Глава 30. КУПЛЯ-ПРОДАЖА Комментарий к главе 30 1. Договор купли-продажи - один из наиболее распространенных видов договора в хозяйственном обороте. Семь видов этого договора урегулировано в § 2 - 8 комментируемой главы ГК. Существенно обогатилось […]
  • 6 12 свидетелей 6 12 свидетелей Телесериал Без свидетелей 2 сезон 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 серия смотреть онлайн […]
Комментарии запрещены.