Мировой суд это 19 век

Мировой суд это 19 век

Мировой суд это 19 век

3. Классификация мировых судей

4. Компетенция мировых судей

5. Съезды мировых судей

Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года

1. Судьба мирового суда

2. Новые учреждения вместо мировых судов

Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутого поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов, приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям.

Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная реформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены крепостного права в России.

К 50-летию судебной реформы вышли в свет обобщающие исследования «Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет» (Пг., 1914. Т. 1-2) и «Судебная реформа» (М., 1914. Т. 1-2) под редакцией Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского. Обе работы подготовлены коллективом авторов. Среди них такие известные ученые, как Ю. В. Готье, А. Жижиленко, Н. Н. Полянский, Б. И. Сыромятников и др. В этих работах освещено дореволюционное судопроизводство и судоустройство, составление проектов судебных преобразований до 1861 г., развитие институтов судебной реформы. Исследования построены на документальной основе. Замыслы Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского издать «Судебную реформу» в пяти томах не осуществились. Однако из содержания вышедших томов можно заключить, что исследователи расценивали судебную реформу как дар царя.

Необходимо отметить и сочинения А. Ф. Кони. Зная лично «многих из составителей уставов» (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 106.) и собрав оригинальный материал, автор написал исследование большой достоверности.

В отечественной науке судебная реформа 1864 г. в России представлена работами В. А. Шуваловой и Б. В. Виленского. По необъяснимой причине после их выхода исследования в этой области почти полностью прекратились, хотя они не могли исчерпать столь сложную тему.

На современном этапе развития в России законодательством предусматриваются мировые судьи, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96. ст. 28 так и называется «Мировой судья», также существует и ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.98. Этими законами предусмотрена компетенция (ст. 3 ФЗ «О мировых судьях»), статус и положение мировых судей, но закон не определяет порядок формирования мировых судов на местах и делает отсылку к законам субъектов федерации. Субъекты же федерации не торопятся принимать соответствующие положения. Таким образом, проблема мировых судей в Российской Федерации висит в воздухе. Поэтому следует глубоко изучить историю мирового суда в России и довести дело до конца.

Глава 1: Становление мировой юстиции в России

1. Учреждение мирового суда

В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала Александру II «Соображения» и «Всеподданейшую записку». В них предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений, которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган – мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела, возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще.

Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г.

Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости.

У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи. Участия присяжных поверенных не допускалось.

Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система. Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу.

2. Принципы и порядок избрания мировых судей

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.

Ст.19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность (как это предусматривалос­ь «Основными положениями»), но и тем, чьи родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс. р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право “предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головою составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов (ст. 26 у. с. у.) представляет этот список губернатору, после чего список публикуется для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий может подать заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все эти жалобы рассматриваются на избирательном собрании, которое тем самым проводит проверку списка, а затем приступает к избранию из числа лиц, помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежит право утверждения избранных (ст. 37 у. с. у.).

Мировой суд во второй половине 19 века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

ФАКУЛЬТЕТ Гуманитарного и социально-экономического образования

КАФЕДРА Правоведения и истории____________________________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Юриспруденция_______________________________

НА ТЕМУ: «Мировой суд в России во 2-ой половине XIX в.» ___________

Выполнил студент III курса, группы 3 б Покусалова Ольга Николаевна__

Фамилия, имя, отчество

Принял __доцент_____________ Шевченко Виктор Александрович

Должность, звание Фамилия, имя, отчество

«____» _______________ 200___ г. ___________________________________________

Новочеркасск 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1: Становление мировой юстиции в России…..…….5

§1. Учреждение мирового суда…………………………….5

§2. Принципы и порядок избрания мировых судей………6

§3. Классификация мировых судей………………………..8

§4. Компетенция мировых судей…………………………..9

§5. Съезды мировых судей…………………………………11

Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года…………………13

§1. Судьба мирового суда…………………………………..13

§2. Новые учреждения вместо мировых судов……………14

Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутого поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов, приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям.

Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная реформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены крепостного права в России.

К 50-летию судебной реформы вышли в свет обобщающие исследования «Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет» (Пг., 1914. Т. 1-2) и «Судебная реформа» (М., 1914. Т. 1-2) под редакцией Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского. Обе работы подготовлены коллективом авторов. Среди них такие известные ученые, как Ю. В. Готье, А. Жижиленко, Н. Н. Полянский, Б. И. Сыромятников и др. В этих работах освещено дореволюционное судопроизводство и судоустройство, составление проектов судебных преобразований до 1861 г., развитие институтов судебной реформы. Исследования построены на документальной основе. Замыслы Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского издать «Судебную реформу» в пяти томах не осуществились. Однако из содержания вышедших томов можно заключить, что исследователи расценивали судебную реформу как дар царя.

Необходимо отметить и сочинения А. Ф. Кони. Зная лично «многих из составителей уставов» (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 106.) и собрав оригинальный материал, автор написал исследование большой достоверности.

В отечественной науке судебная реформа 1864 г. в России представлена работами В. А. Шуваловой и Б. В. Виленского. По необъяснимой причине после их выхода исследования в этой области почти полностью прекратились, хотя они не могли исчерпать столь сложную тему.

На современном этапе развития в России законодательством предусматриваются мировые судьи, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96. ст. 28 так и называется «Мировой судья», также существует и ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.98. Этими законами предусмотрена компетенция (ст. 3 ФЗ «О мировых судьях»), статус и положение мировых судей, но закон не определяет порядок формирования мировых судов на местах и делает отсылку к законам субъектов федерации. Субъекты же федерации не торопятся принимать соответствующие положения. Таким образом, проблема мировых судей в Российской Федерации висит в воздухе. Поэтому следует глубоко изучить историю мирового суда в России и довести дело до конца.

Глава 1: Становление мировой юстиции в России

§1. Учреждение мирового суда

В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала Александру II «Соображения» и «Всеподданейшую записку». В них предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений, которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган – мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела, возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще.

Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г.

Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости.

У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи. Участия присяжных поверенных не допускалось.

Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система. Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу.

§2. Принципы и порядок избрания мировых судей

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.

Ст.19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность (как это предусматривалос­ь «Основными положениями»), но и тем, чьи родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс. р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право “предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головою составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов (ст. 26 у. с. у.) представляет этот список губернатору, после чего список публикуется для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий может подать заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все эти жалобы рассматриваются на избирательном собрании, которое тем самым проводит проверку списка, а затем приступает к избранию из числа лиц, помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежит право утверждения избранных (ст. 37 у. с. у.).

Число мировых судей на каждый уезд определяется числом участков, которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц, из которых избираются мировые судьи, определяется следующими чертами. 1) Они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весь неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в определенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, может находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным жителем зависит от избирательного собрания.

2) Возраст не ниже 25 лет. (ст. 19 у. с. у.). 3) Обладание известным образовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что от избираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживание соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких должностях, на которых они могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировым судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаются переизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий дает право на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть:

состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влечет означенные наказания;

2) «исключенные из службы по суду», из духовного ведомства, из «среды обществ» и дворянских собраний;

объявленные несостоятельными должниками;

состоящие под опекой за расточительство (ст. 21 у. с. у.);

священнослужители и церковные причетники (ст.22 у. с. у.).

Участковые мировые судьи считаются состоящими на государственной службе в пятом классе, получают известное вознаграждение от казны, но права на пенсию не имеют.

Уволены с должности мирового судьи могут быть по следующим основаниям:

1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующее трехлетие;

за сокращением числа участков;

за проступки и преступления, совершенные во время исполнения должности мирового судьи.

В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи сравнены с членами окружных судов; дисциплинарное производство возбуждается съездами мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационный департамент сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.).

§3. Классификация мировых судей

Мировые судьи разделяются на:

участковых – общий тип; они должны избрать определенное место жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при необходимости отъезда, устанавливают между собой очередь для исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст. 41-45 у. с. у.);

почетные мировые судьи всем этим не связаны; служебные обязанности почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела, или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью; вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 у. с. у.);

почетных участковых судей – участковых судей по собственному желанию не получающих жалования (ст. 45 у. с. у.).

Кроме того закон знает добавочных мировых судей и помощников. Первые учреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской и Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировых судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях.

§4. Компетенция мировых судей

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: это были подсудные дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Устава уголовного судопроизводства, далее у. у. с.)

Компетенция мировых судей определяется по месту пределами мирового участка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ; столицы и город Одесса образуют особые от уезда округа. Власть почетных мировых судей распространяется на всю территорию округа.

По предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на:

судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным.

Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей кроме исков о владении недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.

Из уголовных дел мировым судьям подведомственны:

обязанности предварительного исследования и примирения ;

юрисдикция по делам о проступках, означенных в уставе о наказаниях, налагаемых мировым судьей (ст. 33 у. у. с.) со следующими изъятиями: а) компетенция мировых судей расширена на неназванные в мировом уставе нарушения казенных управлений, о повинностях, о торговле, фабричной, заводской и ремесленной промышленности (кроме дел о стачках рабочих), если они не подлежат ведомству администрации; нарушения правил о печати и все маловажные дела о нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой на мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает 300 рублей; б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках, если с наказанием за них сопряжена высылка виновного с места жительства, запрещение производить торговлю или промысел, или же закрытие торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 у. у. с.).

Приговор мирового судьи признается окончательным, когда им определяется: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не более 15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения за вред и убытки не превышает 30 рублей (ст. 124 у. у. с.). Кроме указанных наказаний мировой судья имеет право налагать еще следующие: денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму не свыше 1,5 лет.

В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует отметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия нотариуса – заверение наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии врача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанности по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие в составлении очередного и периодических –списков присяжных заседателей, открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей.

За мировым судьей сохранялась роль примирителя спорящих. Статья 120 Устава уголовного судопроизводства констатировала: “В делах, которые могут быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к миру и только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора”. В случае неуспеха он разрешал конфликт на основе “Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями”.

Пререкания о подсудности, возникающие между мировыми судьями, разрешаются мировыми съездами. Споры между мировыми судьями и следователем разрешаются окружным судом, последний также разрешает споры между мировыми и судебно-административными учреждениями. Споры между мировыми судьями и окружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37-40 у. у. с.).

Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы заседаний они должны вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа мировой суд является судом первой инстанции в пределах указанной компетенции.

§5. Съезды мировых судей

Кассационной инстанцией для дел, решаемых окончательно, сделался мировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых судей первоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося раз в три года, заключается в распределении обязанностей между своими членами, установлении очереди, вводе избранных мировых судей в судебную службу. Мировой съезд представляет собой место, в состав которого входят все мировые судьи данного округа. Из числа мировых судей избирается один на должность председателя мирового съезда, ему принадлежат права, обычно присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов в заседании принимают участие: 1) непременный член, избираемый из числа мировых судей, в обязанности которого входит подготовка дел к рассмотрению на съезде, ведение (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2) прокуратура, в лице прокурора местного окружного суда, обязанного следить за точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторым гражданским и всем уголовным делам. Съезд функционирует периодически в заседаниях срочных и особых. Время и место срочных заседаний заранее определяется земскими собраниями (ст. 52 у. с. у.), городскими думами или министерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала). Созвание особых съездов определяется надобностью и осуществляется председателем (ст. 54 у. с. у.). На мировой съезд ложилась обязанность составления инструкции для себя и мировых судей и отправлять их министру юстиции, а в конце каждого года представлять отчеты по своему округу.

На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

На съезде мировых судей мог быть обжалован приговор мирового судьи, здесь съезд выступал как кассационная инстанция и собирался по мере необходимости “для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству” (ст. 51 у. с. у.). Помимо этого съезд мировых судей осуществлял “непосредственный надзор за мировыми судьями” округа. Высший надзор за съездами мировых судей, сосредоточивался в кассационном департаменте Сената и в лице министра юстиции (ст. 64 у. с. у.).

Анализируя статус мировой юстиции нельзя не обратить внимания на то, что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы, а с другой – подчинен высшему судебному органу – сенату. Такое противоречие объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов судебной системы России. Славянофильские воззрения, доминировавшие превоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган, призванный разрешать споры на основании закона.

Следует отметить, что организация мировой юстиции с обособлением от общей судебной системы не имела аналогов в мировой практике и не была похожа на свои прототипы ни в Англии, ни во Франции.

Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года

§1. Судьба мирового суда

В 80-х годах XIX века, одновременно с усилением отрицательного отношения ко всем реформам императора Александра II, все чаще и чаще стали появляться нападки на мировой суд. Случались неудачные решения мировых судей, их обобщали и говорили о несостоятельности мировых судей вообще. Случилось несколько раз за двадцать лет, что в уездах заседания мирового суда не могли состоятся по причине неприбытия судей; случалось, что некоторые судьи медленно решали дела. Единичные случаи подхватывали, замалчивали образцовую работу других мировых съездов (в больших центрах они превратились в постоянные учреждения), игнорировали и то, что решения в общем были хороши, и то, что мировые судьи были завалены работой. Начались требования коренных преобразований: назначения председателя мирового съезда от правительства, подчинение мировых судей окружным судам, отмены выборного начала и т. д. Особенно тревожным симптомом явилась в 1888 году резкая критика со стороны добросовестного публициста (П. Н. Обнискова), горячо преданного основным принципам Судебных Уставов. Предположение, будто в уездных земских собраниях выборы мирового судьи определяются кумовством, и мировые судьи не способны творить суд за отсутствием юридического образования, так что фактически дело правосудия перешло в руки частного ходатая – все это привело критика к мысли, что необходимо уничтожить выборное начало и назначать судей от правительства из числа юристов. Тогда же ему было сделано возражение, что достаточно уничтожить имущественный ценз, повысить ценз образовательный или отменить требование единогласия при избрании кандидатов, не имеющих ценза, чтобы сразу ввести в круг учреждения юристов, не ломая выборного начала. Недоумевали, почему назначенный судья будет ближе к народу, чем выборный, почему полная зависимость от администрации (в то время нельзя было надеяться, что при назначении судей им будет гарантирована несменяемость) лучше влияния со стороны избирателей. Однако, весь этот спор, в котором были правы сторонники сохранения выборных мировых судей, оказался бесполезным; судьба, которая постигла учреждение в 1889 году, не соответствовала ожиданиям и тех, которые стояли за назначение судей-юристов.

При проведении судебной контрреформы мировой суд на большей территории страны был упразднен. В 1889 году Александр III утвердил два нормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 года и Правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям, 29 декабря 1889 года. Вместо мировой юстиции учреждается совершенно новая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьян пользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городские судьи и члены окружного суда. Почетные мировые судьи не упразднялись.

После 1889 года выборные мировые судьи уцелели в Санкт-Петербурге с его уездом, в Москве, Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове и Харькове, а также в Области Войска Донского. Более посчастливилось учреждению мировых судей по назначению от правительства. Они не только остались там, где введены были раньше (кроме названных выше местностей – еще в среднеазиатской области и в Измайловском уезде Бессарабской губернии), но, в самый год упразднения мировых судей для внутренней России, введены в губерниях Прибалтийских и Архангельской, сохраняются и в новой Черноморской губернии, а с 1896 года вводятся в Сибири (по образцу Закавказья в отношении компетенции и инстанций, но с неограниченным правом министра юстиции увольнять и перемещать судей).

§2. Новые учреждения вместо мировых судов

Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов. Ими могли быть: 1) лица, прослужившие не менее трех лет в должности предводителя дворянства, наличие имущественного и образовательного ценза при этом не требовалось; 2) местные потомственные дворяне, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование или прослужившие не менее трех лет в должности мирового посредника, мирового судьи при наличии 0,5 ценза, необходимого для участия в выборах в уездное земское собрание, или обладающие другим недвижимым имуществом не ниже 7500 рублей.

Другим органом, к которому переходили функции упраздненного мирового суда, был городской судья. Городские судьи учреждались в уездных и губернских городах, за исключением тех, в которых была сохранена мировая юстиция. Они назначались министром юстиции из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 200 и ст. 201 Учреждения судебных установлений, а также постановлениям о судебных следователях, изложенным в ст.

ИСТОРИЯ РОССИИ 19-ого в.

19 век в истории России был ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристы и их восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856 гг.), отмена крепостного права в 1861 г.

19 век-это время правления Александра I, его брата Николая I, Алекcандра II и Александра III.

Переворот в геометрии произвели исследования Николая Ивановича Лобачевского, а в медицине — хирурга Николая Ивановича Пирогова. Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский совершили первое путешествие вокруг света (1803-1806гг.).

В 19 веке творили такие писатели, как Николай Михайлович Карамзин, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Грибоедов, Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский.

И это только краткая характеристика этого сложного, тяжелого, порой трагического периода русской истории.

Так каким же он был этот 19 век?

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Санкт-Петербурге был убит император Павел I.

C этого трагического события и начался для России 19 век. Хотя для всего населения смерть императора, произошедшая в результате заговора, была скорее радостным событием, чем печальным. В петербургских лавках в вечеру 12 марта не осталось ни одной бутылки вина.

На престол взошел великий князь Александр Павлович, ставший императором Александром I.

Что же представляла из себя Россия в начале 19 века?

Вместе с Англией и Францией Россия была одной из крупнейших европейских держав, но тем не менее значительно отставала от Европы по уровню экономического развития. Основу экономики составляло с/х, в страны Западной Европы Россия вывозила сырье и сельхозпродукцию. Импорт в основном состоял из машин, инструментов, предметов роскоши, а также хлопка, пряностей, сахара, фруктов.

Экономическому развитию препятствовало крепостное право, многие заговаривали об освобождении миллионов русского крестьянства от такой жестокой зависимости. Александр I, понимая необходимость реформ, принимает в 1803 г. указ о вольных хлебопашцах, по которому крестьяне могли получить освобождение у помещика за выкуп.

Внешняя политика России характеризовалась противоречиями, возникшими у России с Францией и ее императором Наполеоном Бонапартом.

В 1811 г. Наполеон предложил заключить России новое мирное соглашение (вместо Тильзитского мира 1807 г.), но Александр отказался от него, т.к. после подписания договора Наполеон предполагал жениться на сестре русского царя.

12 июня 1812 г. 600 тыс.солдат Наполеона вторглись в Россию.

Император Франции намеревался за 1 мес. дать пограничное сражение и принудить Александра заключить мир. Но одним из планов Александра по ведению войны был такой: если сильнее окажется Наполеон, то отступать, сколько можно.

Все мы помним фразу Михаила Илларионовича Кутузова из фильма: «Отступать дальше некуда, впереди-Москва!»

Как известно, Отечественная война продолжалась год и закончилась поражением Франции.

Александр тем не менее отказался от французских контрибуций, говоря: «Я воевал ради славы, а не ради денег».

После смерти Александра 19 ноября 1825 г. императором становится его младший брат Николай.

Финансы государства находились в тяжелом состоянии, дефицит бюджета был огромным. Внешняя политика того времени получила название «контрреволюционной», а Россию до 50-х гг. 19 в. называли «жандармом Европы». Николай I был вынужден продолжать эту агрессивную внешнюю политику, а также он ставил перед собой задачи по укреплению самодержавия и экономики, но без проведения реформ.

Начал Николай I с создания «Его Императорского Величества канцелярий». Это был его собственный чиновничий аппарат, который должен был наблюдать за исполнением указов.

Это свидетельствовало о том, что царь не доверяет дворянству (что, в принципе, было естественным после восстания декабристов ) и правящим классом становятся чиновники. В результате, количество чиновников выросло в 6 раз.
Во время правления Николая I им были проведены следующие преобразования:
  1. Кодификация русского законодательства или сведение всех законов в кодексы, проведенная Михаилом Михайловичем Сперанским. Сперанский, сын бедного сельского священника, становится, благодаря своим способностям, первым советником императора. Он издает 15 томов законов, которые действовали до 1920 г.
  2. Реформа Егора Францевича Канкрина-одного из первых экономистов, допущенных во власть. Канкрин аннулировал все старые деньги и взамен им был введен серебряный рубль (т.к. Россия имела большой серебряный запас). Кроме этого Канкрин ввел таможенные пошлины на почти все ввозимые товары, в результате чего был ликвидирован дефицит бюджета
  3. Реформа Павла Дмитриевича Кисилева или реформа государственной деревни. В результате ее крестьяне получили право иметь недвижимость-частную собственность.

В 1850-х гг. Россия втягивется в серию военных конфликтов, из которых наиболее значительным был конфликт с Турцией, т.к. закончился Крымской войной, которая продолжалась 2 года и Россия потерпела поражение в ней.

Поражение в Крымской войне привело к смерти императора, т.к. по одной из версий, Николай I покончил с собой из-за военных неудач.

19 февраля 1855 г. на российский престол взошел император Александр II.

АЛЕКСАНДР II

Его называли царь-освободитель из-за проведенной им в 1861 г. реформы отмены крепостного права. Кроме этого, им была проведена военная реформа (службу сократили с 20 до 6 лет),судебная (введена 3-х уровневая судебная система, включающая мировой суд, окружной суд и Сенат-высшую судебную инстанцию),земскую (органом местного самоуправления стали земства).

Александр II был убит в 1881 г., его правление закончилось, и на престол взошел его сын Александр III, который за время своего правления не провел ни одной войны, за что его и называли «Миротворцем».

Кроме этого, он сделал вывод, что его отца убили из-за того, что он много реформировал, поэтому Александр III отказывается от реформ, а идеалом для него было правление Николая I. Но он считает, что главный просчет деда — это слабое развитие промышленности и делает все, чтобы деньги были направлены на развитие крупных промышленных предприятий.

Александр III

Главным источником финансирования промышленного производства был экспорт хлеба, но этих денег не хватает. С назначением на должность министра финансов Сергея Юльевича Витте, политика изменилась. Витте объявляет, что экспорт хлеба-ненадежный источник доходов и вводит винную монополию (бюджет стали называть «пьяным» ), золотое обеспечение рубля.

  • Появляется золотой русский рубль, который привлекает иностранные инвестиции.

Итогом этой политики было то, что в конце 19 в. начинается бурный экономический рост и Россия становилась индустриальной державой, хотя русская промышленность лишь на 1/3 была русской, а на 2/3 иностранной.

Итак, несмотря на войны, нестабильную внутреннюю политику, Россия переживает бурный рост промышленного производства, и для того чтобы достичь его стране понадобился целый век- девятнадцатый.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Мировой суд во второй половине 19 века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ Гуманитарного и социально-экономического образованияКАФЕДРА Правоведения и истории СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Юриспруденция КУРСОВАЯ РАБОТАНА ТЕМУ: «Мировой суд в России во 2-ой половине XIX в.» студент III курса, группы 3 б Покусалова Ольга Николаевна Фамилия, имя, отчество Принял доцент Шевченко Виктор Александрович Должность, звание Фамилия, имя, отчество« » 200 г. Подпись Новочеркасск 2000 г. СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ . .3Глава 1: Становление мировой юстиции в России . .5 §1. Учреждение мирового суда .5 §2. Принципы и порядок избрания мировых судей 6 §3. Классификация мировых судей .8 §4. Компетенция мировых судей .9 §5. Съезды мировых судей 11 Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года 13 §1. Судьба мирового суда .13 §2. Новые учреждения вместо мировых литературы . 18 ВВЕДЕНИЕ Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутого поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов, приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям. Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная реформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены крепостного права в России. К 50-летию судебной реформы вышли в свет обобщающие исследования «Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет» (Пг., 1914. Т. 1-2) и «Судебная реформа» (М., 1914. Т. 1-2) под редакцией Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского. Обе работы подготовлены коллективом авторов. Среди них такие известные ученые, как Ю. В. Готье, А. Жижиленко, Н. Н. Полянский, Б. И. Сыромятников и др. В этих работах освещено дореволюционное судопроизводство и судоустройство, составление проектов судебных преобразований до 1861 г., развитие институтов судебной реформы. Исследования построены на документальной основе. Замыслы Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского издать «Судебную реформу» в пяти томах не осуществились. Однако из содержания вышедших томов можно заключить, что исследователи расценивали судебную реформу как дар царя. Необходимо отметить и сочинения А. Ф. Кони. Зная лично «многих из составителей уставов» (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 106.) и собрав оригинальный материал, автор написал исследование большой достоверности. В отечественной науке судебная реформа 1864 г. в России представлена работами В. А. Шуваловой и Б. В. Виленского. По необъяснимой причине после их выхода исследования в этой области почти полностью прекратились, хотя они не могли исчерпать столь сложную тему.

На современном этапе развития в России законодательством предусматриваются мировые судьи, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96. ст. 28 так и называется «Мировой судья», также существует и ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.98. Этими законами предусмотрена компетенция (ст. 3 ФЗ «О мировых судьях»), статус и положение мировых судей, но закон не определяет порядок формирования мировых судов на местах и делает отсылку к законам субъектов федерации. Субъекты же федерации не торопятся принимать соответствующие положения. Таким образом, проблема мировых судей в Российской Федерации висит в воздухе. Поэтому следует глубоко изучить историю мирового суда в России и довести дело до конца. Глава 1: Становление мировой юстиции в России §1. Учреждение мирового суда В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала Александру II «Соображения» и «Всеподданейшую записку». В них предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений, которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган – мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела, возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще. Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г. Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости. У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи. Участия присяжных поверенных не допускалось. Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система. Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу. §2. Принципы и порядок избрания мировых судей Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами.

Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди. Ст.19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность (как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьи родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные и земские собрания или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс. р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право “предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головою составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов (ст. 26 у. с. у.) представляет этот список губернатору, после чего список публикуется для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий может подать заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все эти жалобы рассматриваются на избирательном собрании, которое тем самым проводит проверку списка, а затем приступает к избранию из числа лиц, помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежит право утверждения избранных (ст. 37 у. с. у.). Число мировых судей на каждый уезд определяется числом участков, которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц, из которых избираются мировые судьи, определяется следующими чертами. 1) Они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весь неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в определенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, может находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным жителем зависит от избирательного собрания. 2) Возраст не ниже 25 лет. (ст. 19 у. с. у.). 3) Обладание известным образовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что от избираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживание соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких должностях, на которых они могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировым судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаются переизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий дает право на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть: 1) состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влечет означенные наказания; 2) «исключенные из службы по суду», из духовного ведомства, из «среды обществ» и дворянских собраний; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоящие под опекой за расточительство (ст.

Они обладали известной самостоятельностью по отношению друг к другу; в Риме это проявилось, в частности, в том, что разрушение первой из них и распад второй оказались разделенными во времени интервалом в 100— 150 лет. В социальных потрясениях последних десятилетий Республики, в гражданских войнах I в. до н. э., в реформах Августа и его преемника Тиберия навсегда исчезли народное собрание как высший орган власти и, соответственно, выборы магистратов этим собранием, народное ополчение, периодические переделы земли и другие конститутивные признаки древней фажданской общины как социально-политического организма. Сменившая ее государственная организация, однако, не сумела создать собственной идеологии, и такие атрибуты города-государства, как республиканская форма власти, всемерное ограничение римского гражданства, нормативная роль консервативной полисной традиции в области морали и права, продолжают на протяжении большей части I в., исчезая постепенно из реальной жизни, сохранять значение идеальной нормы. Лишь со второй половины века противоречие это начинает утрачивать свою четкость и напряженность, римская гражданская община исчезает также и как система идеализированных архаичных идеологических норм, чтобы со времени Адриана (117-138 гг.) окончательно раствориться в пестром космополитизме и правовом единообразии мировой империи

Смотрите так же:

  • 72 статья ук рф за 2018 год Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания Комментарий к статье 72 УК РФ 1. В ряде статей УК, регламентирующих применение видов наказаний с указанием их сроков (ст. ст. 47, 50, 51, 53 – 56), исчисление их производится в месяцах и […]
  • Судебная практика по ч2 ст325 ук рф Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2012 г. № 69-П12 Суд изменил приговор и прекратил производство по делу об уничтожении официальных документов, совершенном из корыстной или иной личной заинтересованности, в связи с отсутствием в […]
  • Конституционное государственное право зарубежных стран шпаргалка 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей […]
  • Заявление о смене фамилии по собственному желанию Как поменять паспорт в связи со сменой фамилии? Одним из распространенных оснований для замены паспорта является изменение личных данных его владельца, в частности – фамилии. Граждане могут менять фамилию после вступления в брак и вследствие его […]
  • Дорожные аварии в прокопьевске Сообщи свою новость Последние новости Общая сумма причиненного ущерба составила около 200 000 рублей. Электроэнергии не будет по следующим адресам Введение новых типов государственных регистрационных номеров не потребует Ожидается переменная […]
Комментарии запрещены.