Накопленная сумма долга

Накопленная сумма долга

Государственный внешний и внутренний долг понятие, причины возникновения, виды (стр. 1 из 7)

1 Понятие государственного долга и его виды 5 1.1 Внешний долг Российской Федерации 10

1.2 Внутренний долг Российской Федерации 15

1.3 Из истории вопроса 19

2 Причины возникновения государственного долга 23

3 Последствия 28

Список использованной литературы 36

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие — монополизм и техническую отсталость. Также придется уделить внимание кризису 90-х годов, ведь его последствия Россия пожинает и по сей день.

Все знают, что рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности. Но как добиться максимальной эффективности работы этого механизма именно в нашей стране?

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита феде раль ного бюджета значительно возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга. Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Цель настоящей курсовой работы – рассмотрение вопроса о погашении внешнего и внутреннего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга (его типы, причины возникновения, способы погашения и т.д.).

1 Понятие государственного долга и его виды.

Национальный, или государственный, долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Именно поэтому в этой работе следует посвятить целую главу данному вопросу.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России. [3]

Существенной проблемой для бюджетной системы становится также практически неуправляемый и неконтролируемый рост объемов облигационных займов субъектов Федерации. Последствия этого могут превзойти аналогичные тенденции роста ГКО, поскольку территориальные займы выпускаются в основном под залог имущества и земли.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам); внутренний долг – это долг самим себе. И тот, и другой вид долгов – объективная реальность общественных отношений.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).[12]

Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

· внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);

· внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:

внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);

внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

В категорию «государственный долг» включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, «безденежного» выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг – это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).[3]

В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[2]

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг — это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Накопленная сумма долга

2) при более частом, чем 1 раз в год начислении процентов;

i – ставка накопления, %;

k число начислений процентов в год;

(1+i) n фактор накопленной суммы (будущей стоимости) при ежегодных начислениях процента;

(1+i/k) n * k фактор накопленной суммы при более частом начислении процента, чем 1 раз в год.

Условие: Определить какая сумма будет накоплена на счете к концу 11.5-го года, если сегодня внести на счет, приносящий 16 % годовых, 2450 руб. Начисление процентов осуществляется: квартальное начисление процентов.

1. Начисление процента осуществляется при более частом, чем 1 раз в год:

FV = 2450*(1+0,16/4) 11,5*4 = 2450*6,074822=14883,32 руб.

Ответ: накопление на счете к концу 11,5 лет составит — 14883,32 руб.

1.2 Текущая стоимость единицы

Текущая стоимость единицы — вторая функция денег. Применяется в оценке текущей стоимости тех денег, которые могут быть получены в конце определенного периода. Экономический смысл – данная функция показывает какова при заданной ставке дисконта текущая стоимость одной денежной единицы, получаемая в конце определенного периода времени.

Определяется по формулам:

1. при начислении процентов 1 раз в год

;

;

PV — настоящий платеж, руб;

FV — будущий платеж (Кn), руб;

— фактор текущей стоимости единицы, при ежегодном начислении процентов;

–фактор текущей стоимости единицы при более частом, чем 1 раз в год начислении процентов.

Условие: Определить текущую стоимость 5100 руб., которые

были бы получены через 3 года при 9% ставке дисконта.

Полугодовое начисление процентов;

РV=5100* 1/(1+0,09 / 2) 3*2 = 3916,26 руб.

Ответ: стоимость 5100 руб., которая будет получена к концу 3-му году, при 9% ставке дисконта, составит — 3916,26 руб.

1.3 Накопление денежной единицы за период

Накопление денежной единицы за период или текущая стоимость единицы реверсии — третья функция денег. Экономический смысл функции – показывает, какая сумма будет накоплена на счете при заданной ставке, если регулярно в течение определенного периода откладывается на счет одна денежная единица.

Определяется по формулам:

1.3.1.Расчет будущей стоимости обычного аннуитета (платежи в конце периода):

;

;

РМТ – равновеликие периодические платежи (поступления);

k — количество начислений в год (период);

–фактор накопления денежной единицы за период при платежах, осуществляемых 1 раз в конце года;

–фактор накопления денежной единицы за период при платежах, осуществляемых чаще, чем 1 раз в год в конце каждого периода.

1.3.2. Расчет будущей стоимости авансового аннуитета

Авансовые платежи (платежи производятся в начале периода):

;

;

РМТ – равновеликие периодические платежи (поступления);

k — количество начислений в год (период);

–фактор накопления денежной единицы за период при платежах, осуществляемых 1 раз в начале года;

–фактор накопления денежной единицы за период при платежах, осуществляемых чаще, чем 1 раз в год в начале каждого периода.

Условие: Определить сумму, которая будет накоплена на счете, приносящем 15% годовых к концу 19-го месяца, если ежемесячно откладывать на счет 2300 рублей.

Платежи в начале и в конце каждого месяца;

а) начале месяца:

FV=2300*[((1+0,15/12) (1,583*12)+1 -1)0,15/12)-1] = 49583,13 руб.

FV=2300*[(1+0,15/12) 1,583*12 -1)0,15/12] = 48971,05 руб.

Ответ: в начале месяца сумма составит – 49583,13 руб., в конце месяца сумма составит – 48971,05 руб.

Накопленная сумма долга

Рис.43b. ВНП, бюджетный дефицит, бюджетный излишек.

Как видим, величина дефицита государственного бюджета в известной мере является производной от экономического и политического положения страны и в то же время в немалой степени его и предопределяет. Величина дефицита государственного бюджета отражает, как правило, размеры дефицита всей системы государственных финансов: бюджета центрального правительства, региональных и местных бюджетов, бюджета системы социального страхования.

В соответствии с основными причинами, порождающими бюджетный дефицит, выделяют: пассивный бюджетный дефицит, который возникает в результате сокращения государственных доходов и спада деловой активности, иактивный бюджетный дефициткак следствие увеличения государственных расходов при снижении налогов.

Используется триосновных способа покрытия бюджетного дефицита:

сеньораж (производство, печатание денег).

Государственный долг— это сумма накопленных в стране за длительный период времени бюджетных дефицитов за исключением позитивных сальдо бюджетов, которые имели место за это время. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг —это долг иностранным государствам, организациям, частным лицам. Внутренний долг это долг государства своему населению.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, ведь государственный заем является важным источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, выяснить, насколько опасным является тот или иной объем дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. В то же время для оценки его размера необходимо определить факторы роста бюджетного дефицита. Приближение бюджетного дефицита к 10% ВНП считается опасным ввиду угрозы гиперинфляции.

Существование государственного долга в принципе не является исключительным и очень негативным фактором. Большинство стран с развитой экономикой имеют государственный долг, однако, это не стало причиной дестабилизации их экономики, так как происходит серьезный контроль над размерами государственных займов и четко определяются методы их покрытия. Острые финансовые проблемы во многом объясняются именно неконтролируемым увеличением государственного долга без поиска источников его погашения. В результате происходит нарастание инфляционных процессов и, как последствие, усиление нестабильности денежных отношений.

Итак, финансирование дефицита государственного бюджетаможет осуществляться как за счет внутреннего заимствования, так и за счет внешнего заимствования. Их влияние на размер финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно.

Внешнее заимствованиев момент получения средств приводитк увеличениюобщего объема финансовых ресурсов страны и позволяет увеличить спрос государства на товары и услуги национального производства. Однако внешние займы могут использоваться для государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, выплаты процентов по внешним займам. В этом случае спрос государства на товары и услуги национального производства не изменится. Следует помнить, что внешние кредиторы нередко выставляют определенные условия предоставления займа, в том числе и политические.

Внутреннее заимствование. Эти долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени правительства. Внутреннее заимствование означает лишьперераспределениеимеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Влияние внутреннего заимствования на экономику зависит от характера заимствуемых государством средств. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы уже использовались до этого в реальном секторе экономики, то заимствование их государством лишь перераспределит имеющиеся кредитные ресурсы и не увеличит совокупный спрос: государство “заместит” частный сектор. В случае если государственное заимствование привлечет “праздные” деньги и общий объем расходовдругихсекторов не уменьшится – эффекта замещения удастся избежать, и совокупный спрос вырастет.

Следует отметить и другие последствия бюджетного дефицита и государственного долга.Выплаты по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах, способствуют их перераспределению. Проблема обслуживания и выплаты государственного долга ложится на следующие поколения. Рост затрат на обслуживание государственного долга сокращает текущее потребление и приводит к росту государственных расходов. Обслуживание внешнего долга вызывает перевод части ВНП за границу.

Концепции регулирования бюджета. Если придерживаться концепциисбалансированного на ежегодной основе бюджета,то необходимо добиваться равенства доходной и расходной частей бюджета каждый год. Такой бюджет не только не учитывает циклических колебаний, но и углубляет их. Однако, экономисты данного направления поддерживают подобную бюджетную политику, поскольку она, по их мнению, ограничивает экспансию государственного и сужение частного сектора без увеличения издержек общества в виде налогов.

Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предлагает для стабилизации национальной экономики добиваться положительного бюджетного сальдо в период подъема и мириться с бюджетным дефицитом в момент спада. Практика показывает, что сбалансировать бюджет в соответствии с фазами экономического цикла крайне трудно.

В соответствии с концепцией функциональных финансов,проблемы сбалансированного бюджета и размера государственного долга имеют второстепенное значение. Основная цель государственной финансовой политики — обеспечение неинфляционной полной занятости и стабилизации экономики — должна быть достигнута без учета бюджетного дефицита и государственного долга.

Финансы – это экономические отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Важнейшей составляющей государственных финансов является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства, централизованный фонд денежных ресурсов. Он состоит из доходов и расходов.

Доходы государства включают: налоги, неналоговые поступления, государственные займы.

Расходы госбюджета отражают основные цели и приоритеты государства.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые в бюджет. Выполняют фискальную, регулирующую и перераспределительную функции. Налоги различаются по объекту налогообложения, механизму расчета и взимания в бюджет, по назначению.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это маневрирование налогами и государственными расходами в целях воздействия на экономику: на объем ВНП, цены, занятость. Фискальная политика может быть дискреционной и автоматической (встроенные стабилизаторы); сдерживающей и стимулирующей.

Превышение доходов над расходами образует дефицит госбюджета. Накопленная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков – государственный долг, который подразделяется на внутренний и внешний.

Вопросы для повторения

Дайте определение терминам “финансовая система”, “бюджетная система”. Чем финансовые отношения отличаются от других видов денежных отношений?

Каковы основные принципы бюджетного федерализма? Почему этот принцип применяется во всем мире при построении бюджетной системы?

В чем отличие таких принципов налогообложения, как горизонтальная и вертикальная справедливость?

Как при помощи кривой Лаффера оценить эффективность налоговой политики?

Покажите, как встроенные (автоматические) стабилизаторы помогают сдерживать рецессионное и инфляционное давление?

Что значит “переложить налоговое бремя”? Бремя каких налогов, взимаемых сейчас в России, можно переложить?

Какие решения правительства в области налогообложения могут привести к росту предложения труда?

Чем различаются концепции бюджетного дефицита? Какая из них, по вашему мнению, наиболее рациональна?

Обязательно ли внутренний долг приводит к перераспределению доходов?

Назовите социально – экономические последствия внешнего и внутреннего долга.

Жительница Чунского района получила 8 месяцев колонии-поселения за неуплату алиментов

Жительница Чунского района за неисполнение решения суда об уплате алиментов на содержание несовершеннолетней дочери получила восемь месяцев колонии-поселения. Накопленная сумма долга составила 157 тысяч рублей.

Женщина вела праздный образ жизни и ранее уже была осуждена за неуплату алиментов на 100 часов обязательных работ и 10 суток ареста, но так и не исполнила судебного решения. Она имела доходы от случайных заработков, но продолжала уклоняться от выплат. Это стало основанием для возбуждения уголовного дела по статье 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей».

Во время суда мать полностью признала свою вину. Из-за того, что женщина уже имела судимость за хищение, судья принял решение назначить наказание в виде лишения свободы.

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Подписаться на итоги дня

До встречи в 8 вечера!

Не забудьте подтвердить адрес (письмо у вас на почте)

Последние новости

В Иркутске стартовал набор в школу футбольных арбитров

В Иркутске полицейские задержали «барсеточника» за кражу денег и драгоценностей из автомобиля

40 тысяч деревьев высадили волонтеры в рамках акции «Живи, лес!»

«Байкал-Энергия» проиграла хабаровскому «СКА-Нефтяник» со счетом 2:8

Новый порядок возведения жилых домов

Саундтрек MC Zammer к фильму «Доминика»

Премьера картины состоялась 20 сентября во всех кинотеатрах страны.

Марина Хрипунова: «Dомашний — всегда для женщин!»

Директор телеканала рассказала о работе и семье.

Сайт содержит материалы, охраняемые авторским правом, и средства индивидуализации (логотипы, фирменные знаки). Использование материалов сайта в интернете разрешено только с указанием гиперссылки на сайт www.irk.ru. Использование материалов сайта в печати, ТВ и радио разрешено только с указанием названия сайта «Твой Иркутск». К нарушителям данного положения применяются все меры, предусмотренные ст. 1301 ГК РФ.

Все рекламные товары подлежат обязательной сертификации, все услуги — лицензированию. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Реклама изготовлена и размещена на основе материалов, предоставленных заказчиком. Все рекламные предложения не являются публичной офертой.

Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени

В Иркутской области нерадивую мать посадили на 8 месяцев

Женщина долгое время не платила алименты

Жительница Чунского района приговорена к восьми месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Она не платила алименты своей несовершеннолетней дочке.

Она на протяжении длительного времени игнорировала свои родительские обязанности по ежемесячной выплате алиментов в пользу несовершеннолетней дочери, вела праздный образ жизни. Ранее была осуждена за неуплату алиментов и отбыла наказание в виде 100 часов обязательных работ и 10 суток ареста. Однако, мер к исполнению судебного решения так и не приняла, материальной помощи дочери не оказывала. Имея доходы от случайных заработков, деньги расходовала по собственному усмотрению. Накопленная сумма долга составила 157 тысяч рублей.

Бездействие гражданки послужило основанием для привлечения к уголовной ответственности. Представ перед судом, нерадивая мать виновной себя признала полностью. Исследовав все обстоятельства дела и личность подсудимой, ранее осуждённой за тайное хищение чужого имущества, мировой судья пришёл к выводу, что исправление женщины возможно только путём применения к ней более жёсткой меры наказания.

Итогом судебного рассмотрения явился обвинительный приговор с назначением подсудимой наказания в виде восьми месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, сообщили в пресс-службе УФССП России по Иркутской области.

Государственный внешний и внутренний долг понятие, причины возникновения, виды (стр. 1 из 7)

1 Понятие государственного долга и его виды 5 1.1 Внешний долг Российской Федерации 10

1.2 Внутренний долг Российской Федерации 15

1.3 Из истории вопроса 19

2 Причины возникновения государственного долга 23

3 Последствия 28

Список использованной литературы 36

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие — монополизм и техническую отсталость. Также придется уделить внимание кризису 90-х годов, ведь его последствия Россия пожинает и по сей день.

Все знают, что рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности. Но как добиться максимальной эффективности работы этого механизма именно в нашей стране?

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита феде раль ного бюджета значительно возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга. Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Цель настоящей курсовой работы – рассмотрение вопроса о погашении внешнего и внутреннего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга (его типы, причины возникновения, способы погашения и т.д.).

1 Понятие государственного долга и его виды.

Национальный, или государственный, долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Именно поэтому в этой работе следует посвятить целую главу данному вопросу.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России. [3]

Существенной проблемой для бюджетной системы становится также практически неуправляемый и неконтролируемый рост объемов облигационных займов субъектов Федерации. Последствия этого могут превзойти аналогичные тенденции роста ГКО, поскольку территориальные займы выпускаются в основном под залог имущества и земли.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам); внутренний долг – это долг самим себе. И тот, и другой вид долгов – объективная реальность общественных отношений.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).[12]

Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

· внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);

· внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:

внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);

внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

В категорию «государственный долг» включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, «безденежного» выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг – это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).[3]

В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[2]

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг — это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Смотрите так же:

  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Как пишется заявление на аттестацию ДЕТСТВО-ГИД DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов Популярные записи Свежие комментарии admin к записи «Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды Елена к записи Темы по самообразованию: ранний […]
  • Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов договор Об оказании услуг по перевозке грузов сторонними лицами (Мишина М.К.) Дата размещения статьи: 27.11.2015 В силу пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении такого вида предпринимательской […]
  • Собственность как экономическая категория это тест Тест. Основы экономической теории — ответы к тесту Тест по экономической теории, по теме изучение основ экономики. Предназначен для тестирования знаний студентов, по пройденному курсу. Всего в тесте 149 вопросов. Не правильные варианты ответов — […]
  • Договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка Образец соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды образец Образец, форма Соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка Ф.И.О., гражданин РФ, пол: мужской, дата рождения _____________, место […]
Комментарии запрещены.