Ндс с муниципальной аренды при усн

Ндс с муниципальной аренды при усн

Как с вами связаться?

Автоматический учет расчетов налоговых агентов Вы можете осуществлять в любой программе серии БухСофт, скачав ее с нашего сайта. Для автоматизации учета в качестве налогового агента в программе Вам потребуется только ввести исходные данные в форме Учет покупок, а формирование проводок и заполнение документов программа сделает сама! Сверьте правильность своего расчета по НДС в качестве налогового агента с нашей программой.Скачай и работай!

ОБЯЗАННОСТИ ПО НДС У НАЛОГОВОГО АГЕНТА.

Обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость возникают у организации (индивидуального предпринимателя) по трем основаниям:
1. Аренда федерального (муниципального) имущества;
2. Работа с иностранными партнерами, реализующими товары на территории РФ, но не состоящими на учете в налоговых органах;
3. Реализация конфискованного имущества.

Что изменилось для налоговых агентов в 2006 г.

2006 г. внес существенные изменения в 21-ю главу Налогового кодекса РФ, не обошли законодатели вниманием и ст. 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами». В статью добавлен 5-й подпункт, который вступил в силу с 1 января 2006 г.
Теперь при реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов и без включения в них суммы налога.
Вы – налоговый агент и у Вас проблемы с учетом? В программах серии БухСофт расчеты налоговых агентов по НДС уже автоматизированы.
После того как в форму Учет покупок будут заведены необходимые данные (по виду сделки «Расчеты налоговых агентов), программа автоматически сформирует проводки, платежные поручения на перечисление НДС и арендного платежа, счет-фактуру, другие необходимые документы. Сведения о расчетах налоговых агентов отображаются в декларации по НДС (по соответствующему коду), регистрируются в книге покупок и книге продаж.
Как пример заполнения, рассмотрим наиболее распространенный вариант расчетов налоговых агентов по НДС – учет федеральной (муниципальной) аренды.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ АРЕНДА – УЧЕТ У НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ.

ПРОВОДКИ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ.

Рассмотрим подробнее порядок ведения бухгалтерского учета и формирования проводок налоговыми агентами.
В целях организации бухгалтерского учета расчетов налоговых агентов по федеральной (муниципальной) аренде в программах БухСофт выделены следующие счета:
— счет 19 субсчет «НДС, исчисленный налоговыми агентами по ставке 18%»;
— счет 68 субсчет «Расчеты налогового агента с бюджетом по налогу на добавленную стоимость» (на счете хранится информация о задолженности по НДС перед бюджетом);
— счет 76 субсчет «Расчеты по НДС, начисленному налоговым агентом» (счет предназначен для выделения суммы НДС из общей суммы арендной платы).
Все счета ведутся в разрезе аналитики «Контрагенты».

Оформление такого рода операций осуществляется в программах БухСофт в функции Учет покупок. Для учета расчетов по НДС налоговым агентам необходимо использовать вид сделки «Налоговые агенты» и соответствующий подвид:
— федеральная и муниципальная аренда;
— иностранные лица.
После того как заведены все необходимые данные, автоматически формируются проводки с учетом требований п.3 ст. 171 НК РФ. По данным сформированных проводок заполняются необходимые документы (счет-фактура, платежное поручение на перечисление арендной платы, платежное поручение на перечисление НДС в бюджет) и соответствующие листы декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль.
В рамках данного вида сделки предусмотрена возможность, учитывать задолженность, возникшую по НДС в качестве налогового агента, и оформлять ее перечисление в любую выбранную дату.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством организация имеет право принять к вычету суммы НДС, которые она исчислила в качестве налогового агента при соблюдении следующих условий:
— сумма НДС исчислена, удержана и перечислена в бюджет (п.3 ст.171 НК РФ);
— услуги по арендной плате оприходованы и являются производственно необходимыми (п.2 ст.171 НК РФ);
— арендная плата перечислена арендодателю (п.2 ст.171 НК РФ);
— организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете в налоговых органах и исполняет обязанности налогоплательщика (п.3 ст.171).
Бухгалтерский учет арендной платы у налоговых агентов зависит от условий договора. Рассмотрим две ситуации:
— договор аренды предполагает авансовые платежи (в этом случае НДС должен быть также удержан и перечислен за несколько месяцев вперед по окончанию отчетного периода);
— договор аренды предполагает ежемесячную оплату.

Вариант 1. Договор аренды предполагает авансовые платежи
ООО «Техсервис» арендует офисное помещение в здание, находящимся в муниципальной собственности. Сумма арендной платы, указанная в договоре, – 29500 руб. Рассчитанная исходя из нее сумма НДС – 4500 руб. Арендная плата согласно договору аренды уплачивается авансовыми платежами до 10-го числа первого месяца каждого квартала.
Оценка арендованного помещения, указанного в договоре, составляет 2400000 руб. Налоговый период по НДС – месяц.

Выписка из плана счетов в программе БухСофт
19.4 «Налог на добавленную стоимость, учтенный налоговыми агентами по ставке 18%»
26.5 «Расходы по аренде»
51.1 «Расчетный счет организации»
68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»
68.22 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость налогового агента»
76.7 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
76.10 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (авансы)»
76.14 «Расчеты по НДС, начисленному налоговым агентом»
001 «Арендованные основные средства»

При добавлении данных об оплате необходимо иметь в виду, что верхняя часть таблицы содержит информацию о расчетах с арендодателем. На основании этих данных формируется платежное поручение на перечисление арендной платы.
В нижней части таблицы содержится информация о начисленных по данным оплаты суммах НДС, подлежащих перечислению в бюджет. При нажатии на нижнюю кнопку «Добавить» появляется выпадающий список:
— НДС к уплате в бюджет;
— Задолженность по НДС.
По данным заведенной оплаты автоматически рассчитывается сумма НДС к уплате в бюджет. Если у организации уже был долг по НДС, который предполагается погасить, необходимо выбрать вариант «Задолженность по НДС». Программа автоматически предложит всю накопившуюся сумму долга (Кредитовое сальдо по счету 68.22). Если необходимо перечислить сумму отличную от предложенной она может быть откорректирована вручную (на двойной щелчок).

Порядок формирования проводок
Арендованное имущество отражено на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в сумме оценки.
Д.001 – 2400000 руб. – учтено помещение, полученное по договору аренды муниципальной собственности.
8 апреля 2005 г. – перечислен авансовый платеж за второй квартал арендодателю.
Д.76.10 К.51.1 – 75000 руб. – Перечислена арендная плата арендодателю за второй квартал 2005 г.
Д.76.14 К.68.22 – 13500 руб. – Исчислен НДС к уплате в бюджет.
29 апреля 2005 г. – оприходованы и отнесены на общехозяственные расходы услуги по аренде за апрель.
Д.26.5 К.76.7 – 25000 руб. – Оприходованы услуги по аренде за апрель по договору 1538/56 от 27.03.2005 г.
Д.19.4 К.76.7 – 4500 руб. – Учтена сумма НДС по арендованному имуществу.
Д.76.7 К.76.10 – 25000 руб. – Зачтен аванс в связи с оприходованием услуг по аренде.
В том случае, если организация хочет принять НДС к вычету в текущем периоде ей необходимо перечислить его в бюджет вместе с арендной платой (при отчетном периоде квартал – в текущем квартале). В противном случае его можно уплатить до 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом.
5 мая 2005 г. – Перечислен НДС в бюджет
Д.68.22 К.51.1 – 13500 – Перечислен НДС в бюджет
Д.68.2 К.19.4 – 4500 – Зачтен НДС по аренде за апрель
Уплаченная сумма налога не может быть принята к вычету сразу. Это осуществляется по мере того, как расходы на аренду будут учитываться на счетах учета затрат (п.2 ст.171 НК РФ).

Вариант 2. Договор аренды предполагает ежемесячные платежи
ООО «Техсервис» арендует складское помещение в здание, находящимся в муниципальной собственности. Сумма арендной платы, указанная в договоре, – 35400 руб. Рассчитанная исходя из нее сумма НДС – 5400 руб. Арендная плата согласно договору аренды уплачивается ежемесячно по итогам месяца (не позднее 10-го числа месяца следующего за отчетным).
Оценка арендованного помещения, указанного в договоре, составляет 4350000 руб. Налоговый период по НДС – квартал.

Формирование проводок.
Д. 001 – 4350000 руб. – Учтено складское помещение, полученное по договору аренды муниципальной собственности
29 апреля 2005 г. – Оприходованы услуги по аренде
Д.26.5 К.76.7 – 30000 руб. – Оприходованы услуги по аренде складского помещения
Д.19.4 К.76.7 – 5400 руб. – Учтен НДС по аренде складского помещения
Д.76.7 К.51.1. – 30000 руб. – Перечислена арендная плата за складское помещение.
Д.76.14 К.68.22 — 5400 руб. – Исчислен НДС к уплате в бюджет
Д.68.22 К.76.14 – 5400 руб. – Перечислен НДС в бюджет
Д.68.2 К.19.4 – 5400 руб. – Зачтен НДС по аренде

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАСЧЕТОВ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ.

Для того чтобы первичные документы и Декларация по НДС были заполнены в полном объеме, необходимо заполнить информацию в справочниках Контрагенты и Сведения об организации, указать отчетный период, ИНН и ОКАТО арендодателя.

Оформление счета-фактуры
При аренде федерального (муниципального) имущества арендодатель не является плательщиком НДС и счет-фактуру не выписывает. Поэтому организация должна самостоятельно оформить этот документ. Счет-фактуру составляют в единственном экземпляре с пометкой «аренда федерального (муниципального) имущества». Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления денежных средств арендодателю. В книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части арендного платежа, который может быть принят к вычету в текущем отчетном периоде.

Формирование налоговыми агентами счета-фактуры на аванс и счета-фактуры на отгрузку, а также платежного поручения на перечисление НДС в бюджет осуществляется в программе БухСофт непосредственно из формы Учет покупок (кнопка Документы). При нажатии кнопки Документы открывается выпадающий список с соответствующими папками (Счет-фактура, Платежное поручение и т.д.), открыв папку , необходимо выбрать нужный документ и нажать кнопку Печать. Содержание папок определяется автоматически. Например, счет-фактура на аванс будет заполнена только в том случае, если в закладке Проводки была автоматически сформирована проводка на аванс.


Для первого примера 8 апреля будет оформлена счет-фактура на полную стоимость авансового платежа (88500 руб.) с пометкой вверху счета-фактуры «Аренда муниципального имущества». Порядок заполнения счетов-фактур на аванс разъяснен в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 августа 2004 г. N 03-04-11/135 «О составлении счета-фактуры на сумму аванса».

Счет-фактура от 8 апреля будет зарегистрирован в Книге продаж в тот же день на полную сумму авансового платежа 88500 рублей. В книге покупок счет-фактура будет отражаться по мере оприходования услуг, т.е., если арендная плата перечислена за квартал, а оприходование происходит ежемесячно, то и зарегистрировать счет-фактуру в книге покупок необходимо трижды (в рассматриваемом примере будет три записи, каждая на сумму 29500 руб. в т.ч. НДС 4500 руб.).
Для второго примера счет-фактура будет оформлена на полную сумму платежа 29 апреля. Поскольку в тот же день прошло оприходование услуг, в столбце 1 не будет указания на авансовый платеж. В тот же день сумма НДС может быть принята к вычету, а счет-фактура зарегистрирована в книге покупок.

Платежное поручение на перечисление арендной платы за пользование федеральным имуществом

Платежное поручение на перечисление арендной платы в программе необходимо оформить непосредственно из формы Учет покупок из закладки Печать в верхней части формы. Платежное поручение автоматически сформируется после того, как будут заведены данные об оплате. Для того чтобы все поля платежного поручения были заполнены, нужно заполнить информацию об арендодателе в справочнике Контрагенты. Помимо этого необходимо ввести соответствующие данные в справочник «Назначение платежа» в закладку «Налоги и сборы». Справочник вызывается из предварительной формы платежного поручения. Банковские реквизиты организации арендатора попадают в платежку из Справочника Сведения об организации/ Закладка Реквизиты. Данные из предварительной формы выгружаются в Excel при нажатии на кнопку Печать и, при необходимости, могут быть отредактированы вручную.

Арендная плата за пользование федеральным (муниципальным) имуществом, не будучи налоговым платежом, оформляется по правилам, выработанным для перечисления налогов и сборов. Общий порядок заполнения полей платежного поручения регламентирован Приказом Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. № 106н «О правилах указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему».
Обратим внимание, что при оформлении платежного поручения в поле 101 (статус налогоплательщика) должен быть указан код «08» — «плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами)».
В поле ОКАТО, указывается код того муниципального образования, на котором находится арендуемый объект.
В полях 106 и 110 платежного поручения, содержащих указание на период и тип платежа, проставляются нули. Наличие незаполненных полей в платежном поручении не допускается.
Дополнительные требования к оформлению расчетных документов арендаторов федерального (муниципального) имущества раскрыты в п.2 Приказа Минфина РФ от 30 июня 2004 г. N 57н. В частности, Минфин РФ обращает внимание арендаторов на то, что в полях платежного поручения:
«ИНН» и «КПП» получателя – указывается значение ИНН и КПП арендодателя;
в поле «Получатель» – пишется наименование в сокращенном виде Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (Управление федерального казначейства), в скобках указывается наименование арендодателя в сокращенном виде и номер его лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей;
в поле КБК – указывается соответствующий перечисляемой арендной плате код бюджетной классификации в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации;
в поле «Назначение платежа» – прописывается номер и дата заключенного договора на передачу в аренду федерального имущества, в соответствии с которым перечисляется арендная плата.

Пример заполнения платежного поручения в программе БухСофт.


При оформлении платежного поручения на перечисление НДС в качестве налогового агента организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо обратить внимание на то, что в поле «статус налогоплательщика», указывается код «02» — налоговый агент. Остальные поля налоговые агенты заполняют в том же порядке, что и налогоплательщики НДС.

к.э.н. Новикова Елена Григорьевна
Руководитель отдела методологии налогового учета
Компания «Бухсофт.ру»
09.08.2005

НДС при аренде государственного имущества плательщиком УСН

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу. Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества. Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.

Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Как рассчитать сумму налога

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Документальное оформление

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.

Уплата налога

Сумма налога, подлежащего уплате за истекший период, перечисляется в бюджет тремя равными частями не позднее 25 числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Важный момент: в платежном документе необходимо правильно указать статус плательщика. В данном случае компании и индивидуальные предприниматели должны выбрать код 02 — налоговый агент .

Если компания применяет УСН, объектом которой являются доходы минус расходы, то сумма уплаченного НДС отражается в качестве затрат в Книге доходов и расходов. Запись об операции следует сделать в том периоде, когда налог был перечислен в бюджет.

Отчетность налогового агента по НДС

Организации, которые не являются плательщиками НДС, а подают отчетность в качестве налогового агента, заполняют в декларации лишь разделы 2 и 9. В следующей таблице мы привели данные, которые необходимо указать в разделе 2:

Надо ли платить НДС при аренде муниципального имущества. Я ИП УСН

Сам я Индивидуальный Предприниматель. Вчера столкнулись с проблемой в налоговой. Вдруг узнаю, операции по счету приостановлены за не предоставление декларации по НДС. Арендуем для клуба помещение находящееся в муниципальной собственности.

Теперь оказывается, что кроме арендной платы я должен был перечислять НДС в бюджет самостоятельно, как налоговый агент. В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 НК не признается обьектом налогооблажения оказание услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества казенными учреждениями. Наш арендодатель — казенное учреждение, и по сути арендатор (это Я) НДС в качестве налогового агента не уплачивает.

В налоговой сказали — платить ссылаясь на решение какого то арбитражного суда. Подскажите как быть в этой ситуации. Может кто сталкивался с такой проблемой. Арендую это помещение на протяжении 7 лет.

Сумма получается астрономическая.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Есть вот такое письмо ФНС от 14 декабря 2017 г. N СД-4-3/25449@, чтобы не искать текст приведу его здесь:
«Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными обращениями территориальных налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества сообщает следующее.
Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение.
В силу положений статей 214, 215 и 296 Гражданского кодекса за государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Учитывая изложенное, при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом.
Аналогичный вывод следует из Определений Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 309-КГ17-16472, от 27 сентября 2017 г. N 301-КГ17-13104, от 26 марта 2015 г. N 310-КГ15-1150.
Данная позиция согласована с Минфином России.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.»
Исходя из этого, как бы это прискорбно не было, платить все же придется.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Может существует срок давности или типа можно расчитывать на какую нибудь амнистию по налогам?

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Объявленная амнистия никаким образом не затронет плательщиков НДС, так что этот вариант отпадает сразу.
По поводу срока исковой давности — он конечно существует, но здесь ответить с ходу сложнее в связи с тем, что в исходном сообщении нет данных о то каким именно образом налоговый орган пытается взыскать с вас налог.
Если сумма очень хорошая, то возможно стоит задуматься о том, чтобы привлечь профессиональных юристов к этому делу, так как вопрос к налоговикам — почему они думали так долго.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

НДС-агент при аренде государственного и муниципального имущества

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности организации арендуют государственное или муниципальное имущество. Заключение договоров аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, требует от организации-арендатора, выступающей в качестве налогового агента, выполнения обязанности по исчислению, удержанию и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет. Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества — движимого и недвижимого, в том числе земли.

Договорные отношения, связанные с имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности регулируются следующими нормами гражданского законодательства.

В Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Понятие «собственность на имущество» включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ) является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Право государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации разграничивается и регламентируется:

2) Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;

3) Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»;

4) иными нормативными правовыми актами.

Аренда — это предоставление арендодателем (собственником имущества или иным уполномоченным лицом) арендатору (организации или индивидуальному предпринимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Напомним, что на основании пункта 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Вместе с тем пунктом 2 статьи 651 ГК установлено, что государственной регистрации подлежат договоры аренды здания или сооружения, если они заключены на срок не менее года.

Арендуемое имущество может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, казенных предприятий или государственных органов.

Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ.

Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.

Возможна ситуация, когда предприятие, которому недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, сдает его в аренду без согласия собственника имущества. Такая сделка аренды недействительна согласно статье 168 ГК РФ и влечет для сторон неблагоприятные последствия, предусмотренные гражданским законодательством.

На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением, закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 ГК РФ такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

В разъяснениях УМНС по городу Москве неоднократно указывалось следующее: при оказании услуг по сдаче в аренду закрепленного за такими учреждениями федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договора аренды, заключенного между арендатором и балансодержателем — данным учреждением (то есть организацией, не относящейся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления (арендодателя), уплату налога в бюджет осуществляет данное учреждение вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

Для целей обложения налогом на добавленную стоимость требуется определить, когда возникает обязанность по исполнению функций налогового агента. От этого зависит своевременность исполнения налоговых обязательств по уплате налога на добавленную стоимость, а также возможность воспользоваться правом на вычет уплаченных сумм налога.

Как правильно оформить счет-фактуру по данной операции, занести данные в книги продаж и покупок, а также отразить указанные суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость? Чтобы подобные вопросы не вызывали затруднений, рассмотрим на конкретных примерах, как реализуется установленный порядок отражения таких операций в целях бухгалтерского и налогового учета для целей обложения налогом на добавленную стоимость.

Еще раз отметим, что все без исключения организации, арендующие государственное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления, являются налоговыми агентами, осуществляя функции по удержанию налога на добавленную стоимость, что обязывает представлять декларацию и самостоятельно производить расчеты с бюджетом. Поэтому даже те, кто не является плательщиком НДС либо освобождены от обязанности плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ, признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами указанного имущества и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функции по удержанию и уплате налога.

Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю. Выплата арендодателю в размере арендной платы без налога на добавленную стоимость является подтверждением того, что сумма налога удержана.

Если услуги по аренде имущества получены арендатором, но арендная плата в адрес арендодателя, в соответствии с договором, не выплачена, налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость не возникают. Фактическое потребление услуг арендатором не влечет обязанности с его стороны по уплате налога на добавленную стоимость за арендодателя. Кроме того, выделенная сумма налога, относящаяся к услугам аренды, не включается в налоговые вычеты до момента фактического удержания суммы налога за счет средств, подлежащих перечислению арендодателю.

Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Поэтому, заключая договор аренды, проследите за тем, чтобы арендодатель предусмотрел сумму налога в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

Отсутствие суммы налога в составе арендной платы может привести к неприятным последствиям. Объясним почему.

Обязанностью налогового агента является исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджет. Теперь представим, что в договоре указан только размер арендной платы. Следовательно, налоговый агент исчислит с арендной платы сумму налога по ставке 18/118, удержит эту сумму из размера арендной платы и перечислит в бюджет. Что в итоге получилось? Что арендодатель получил не полную сумму арендной платы. Можно поступить по другому. Налоговый агент увеличивает стоимость услуги по договору аренды на сумму налога по ставке 18%, затем исчисляет сумму налога с общей суммы по ставке 18/118 и перечисляет в бюджет. Что в результате? Сумма налога фактически не удержана из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

Об обязанности уплатить налог на добавленную стоимость за счет средств налогоплательщика прямо указывается в пункте 4 статьи 173 НК РФ.

Кроме того, отсутствие в договоре суммы налога, выделенного отдельной строкой, может быть квалифицировано налоговым органом как отсутствие в первичном документе суммы налога, выделенного отдельной строкой, что в результате может также привести к утрате права на вычет.

Таким образом, заключая договор аренды государственного или муниципального имущества, проследите за тем, чтобы договорные отношения были оформлены правильно.

Кроме того, не стоит забывать о том, что момент исполнения обязанностей налогового агента зависит также от условий договора аренды. Многие арендодатели предусматривают порядок расчетов между сторонами таким образом, что арендная плата перечисляется авансовым платежом, например, ежеквартально в срок не позднее 10-го числа первого месяца квартала. В этом случае, арендатор, перечисляя сумму арендной платы, обязан удержать сумму налога со всей суммы, выплачиваемой арендодателю.

Предприятие для производственных целей арендует нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата составляет 11 800 рублей в месяц с учетом НДС и вносится арендатором ежеквартально в срок до 10-го числа первого месяца квартала. Предприятие является плательщиком НДС и уплачивает НДС в бюджет ежемесячно. Арендная плата за I квартал в размере 35 400 рублей подлежит уплате 10 января в соответствии с условиями договора.

Ниже рассматриваются варианты отражения в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от момента исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.

Вариант 1. Расчеты с бюджетом по уплате налога производятся арендатором в том периоде, в котором происходит перечисление арендных платежей. Согласно условиям примера арендная плата за I квартал вносится в январе, и в этом же периоде производятся расчеты с бюджетом.

Консультант пульс

всегда в курсе событий

НДС на УСН: что нужно помнить

Откуда может взяться НДС при «упрощенке»

В общем случае, плательщик УСН, действительно, освобождается от перечисления НДС в бюджет. Основание – пункты 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса.

Но в этом правиле есть исключения.

Так, например, указанное положение не распространяется на (ст. 174.1, п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ):

· НДС при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

· налог при осуществлении деятельности по договорам доверительного управления имуществом;

· НДС при реализации концессионных соглашениях на российской территории.

Имейте в виду: подробнее с вопросом можно ознакомиться, например, в письме Минфина России от 2 марта 2011 г. № 03-07-11/38.

Более того, если УСН-щик приобретает товары, работы или услуги у хозяйствующего субъекта, который применяет общую систему налогообложения, то он платит НДС продавцу вместе со стоимостью соответствующего наименования.

Если же плательщик УСН сам выставляет счет-фактуру с выделенным НДС, то он должен уплатить его сумму в бюджет. Основание – подпункт 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса. Налоговая служба также указывает на это в письме от 8 июня 2011 г. № ЕД-20-3/690.

Причем по перечисленным в бюджет денежным средствам налогоплательщику придется отчитаться в свою инспекцию. А именно: представит декларацию по НДС за тот квартал, в котором УСН-ком были выставлены счета-фактуры. Об этом говорит пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса.

Обратите внимание: с 1 октября прошлого года плательщики УСН по письменному согласованию с контрагентом имеют право не выставлять счет-фактуру. Такое нововведение было внесено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ. По данному вопросу полезно ознакомиться также с тематическими письмами Минфина России от 8 сентября 2014 г. № 03-11-06/2/44863 и от 5 сентября 2014 г. № 03-11-06/2/44783.

Применение УСН никак не освобождает плательщика единого налога от обязанностей налогового агента. Это правило распространяется и на НДС – статья 161 и пункт 5 статьи 346.11 Налогового кодекса.

Как учесть НДС при расчете единого налога

Порядок налогового учета сумм НДС определен такими нормативами как:

Выручка от реализации определяется по всем поступлениям от реализации товаров, работ и услуг – пункт 2 статьи 249 Налогового кодекса.

Таким образом, с точки зрения формального подхода, получается, что даже тот НДС, который подлежит уплате в бюджет, должен учитываться плательщиком УСН в качестве дохода. Именно этой позиции придерживает Минфин России – смотрите, например, письма от 21 сентября 2012 г. № 03-11-11/280 и от 11 января 2008 г. № 03-11-05/02.

Но если у предпринимателя или организации есть время и желание (т.е. цена вопроса достаточно велика) наведаться в суд, то есть все шансы отстоять свою позицию. Ведь арбитры признают правомерным возможность включения в состав налогооблагаемых доходов «очищенной» от НДС выручки. Как справедливо считают судьи, уплачиваемый в бюджет налог не является экономической выгодой налогоплательщика. Следовательно, рассматривать его сумму как доход не нужно. Данные выводы содержат, в частности:

Напомним, что плательщики УСН должны вести учет доходов и расходов для целей исчисления базы по единому налогу в специальной книге, чьи форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Однако многие плательщики УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут захотеть пойти дальше и попытаться записать сумму НДС, уплаченного в бюджет, себе в расходы. В этом случае, претензии налоговиков практически гарантированы. Тем более что «начальство» их в этом вопросе всецело поддерживает – смотрите, например, письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г. № 03-11-11/280.

Основной довод налоговых органов – плательщик УСН освобожден от уплаты НДС действующими нормами налогового законодательства. И, соответственно, данный фискальный платеж не может быть учтен в расходах закрытого перечня пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Что касается «входного» НДС, то здесь проблем нет и для плательщиков УСН с объектом «доходы минус расходы» его сумма является расходом, который учитывается при исчислении единого налога. Основание для этого предоставляет подпункт 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

«Ввозной» НДС, который импортеры уплачивают в казну на таможне, также ничто не мешает учесть при исчислении суммы единого налога, уплачиваемого при применении «упрощенки». Положения об этом содержат подпункт 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза и подпункт 11 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Имейте в виду: сумма налога не подлежит включению в стоимость приобретенных ценностей и отражается в книге учета доходов и расходов отдельной строкой. Исключения – операции по приобретению плательщиком УСН основных средств или нематериальных активов. Об этом говорят подпункт 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса, пункт 3 статьи 346.16 Налогового кодекса, пункт 8 ПБУ 6/01 и пункт 8 ПБУ 14/2007, утвержденные приказами Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н и от 27 декабря 2007 г. № 153н соответственно. Помимо этого, полезная информация по вопросу содержится, например, в письме Минфина России от 18 января 2010 г. № 03-11-11/03.

Важным моментом также является то, что, несмотря на отражение информации по НДС отдельной строкой, его учет ведется в порядке, аналогичном стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Так, например, налог по товарам для перепродажи необходимо включать в расходы по мере реализации таковых – подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. Минфин России указывал на это, в частности в письме от 17 февраля 2014 г. № 03-11-09/6275.

Может ли плательщик УСН принять НДС к вычету?

На этот вопрос налогового учета, в отличие от других, уже приводившихся выше, можно дать однозначный ответ – нет, нельзя.

Ведь УСН-щик не является плательщиком НДС. Поэтому и принять «входной» налог к вычету у него не получится. При этом не имеет значения – выставлялся ли им в соответствующем периоде счет-фактура с выделенной суммой налога или нет.

Даже высшие судьи подтвердили такой подход в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

Арбитры справедливо указали, что статуса плательщика НДС в рассматриваемой ситуации не возникает. А значит, у налогоплательщика не появляется права и на применение налоговых вычетов. Положениями главы 21 основного налогового документа не предусмотрено возможности уменьшения налога, уплачиваемого на основании подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса, на какие-либо вычеты.

Смотрите так же:

  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Работа юрист земельное право Земельное право учебник 2018 Организация и проведение торгов земельными участками в РФ § 3. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством Глава 12. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО […]
  • Консультации для родителей дефектолога в доу Должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ ___________ /___________________/ подпись Ф.И.О. протокол № ___ от «___»_____ 2018 г. заведующий МБДОУ № ________ ___________ /___________________/ подпись Ф.И.О. Приказ № ___ от «___»_____2018 г. […]
  • Уголовный кодекс 161ч1 Поправки по статье 161 уголовного кодекса российской федерации Скажите какие изменения внесены в санкции данной статьи, и были ли вообще поправки в декабре месяце. Я нахожусь в колонии строгого режима, судим по 161 статье, 8 эпизодов, первых и […]
  • Конституционное государственное право зарубежных стран шпаргалка 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей […]
Комментарии запрещены.