Некоммерческие организации является юридическим лицом

Некоммерческие организации является юридическим лицом

Некоммерческие юридические лица

Некоммерческими юридическими лицами ГК считает организации, которые, во-первых, не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; и во-вторых, не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК). Из их двух системных свойств следуют остальные особенности правового положения некоммерческих юридических лиц. Они могут быть сведены к следующему.

Некоммерческие юридически лица могут извлекать прибыль, но только в качестве вспомогательной цели своей деятельности. Такой вспомогательной целью является имущественное обеспечение основной деятельности некоммерческой организации. Поэтому ГК предусматривает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).

Это общее ограничение предпринимательской правоспособности, однако, носит слишком общий, оценочный характер и мало пригодно для практического применения, поскольку адресовано оно почти исключительно судам, а право на занятие предпринимательской деятельностью практическое значение приобретает с момента государственной регистрации юридического лица. Регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации юридического лица по мотиву включения в них права на занятие предпринимательской деятельностью «вопреки целям, ради которых они созданы» (п. 1 ст. 23 ФЗ о госрегистрации лиц). Поэтому на начальном этапе важно, чтобы учредительные документы предусматривали такое право, а сами некоммерческие лица на этом основании были поставлены на налоговый учет. Затем эти учредительные документы могут быть оспорены заинтересованными лицами в установленном порядке, в них могут быть внесены изменения и т.д. Но без включения в учредительные документы некоммерческого юридического лица права на занятие предпринимательской деятельностью последняя будет носить противоправный характер.

Впрочем, в законе, с одной стороны, может содержаться общее разрешение на занятие предпринимательской деятельностью для некоммерческих организаций определенного вида (все потребительские кооперативы — п. 5 ст. 116 ГК, фонды — п. 2 ст. 118 ГК, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации — п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях) либо применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности — для любых организаций, как коммерческих, так и некоммерческих (коммерческое кредитование в режиме микрофинансирования — ст. 2, 3 ФЗ о микрофинансовой деятельности). С другой стороны, законом же могут устанавливаться специальные (дополнительные) ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов и на источники их доходов вплоть до прямого запрета на осуществление отдельных видом предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, ст. 6 ФЗ о кредитной кооперации).

2. Правосубъектность (правоспособность) некоммерческих организаций является специальной: они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 ФЗ о некоммерческих организациях).

3. Средством фактического имущественного обособления некоммерческой организации является самостоятельная смета, а доходы от предпринимательской деятельности и имущество, приобретенное на них, учитываются отдельно от остального имущества. Доходами и имуществом, полученным от предпринимательской деятельности, некоммерческая организация распоряжается самостоятельно, даже если не является их собственником. Юридически обособление выражается в наличии у некоммерческой организации права собственности на имущество, переданное учредителями и иными лицами (в том числе жертвователями) и приобретенное на доходы, полученные от разрешенной доходной, в том числе предпринимательской, деятельности.

4. Ответственность в гражданском обороте для некоммерческих организаций в зависимости от характера осуществляемой деятельности будет строиться либо на началах вины (общее правило) либо на началах риска (при занятии предпринимательской деятельностью).

Правое положение некоммерческих юридических лиц определяется ГК (§ 5 гл. 4), ФЗ о некоммерческих организациях, распространяющимся на все виды некоммерческих организаций, и федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. К некоммерческим организациям относятся также объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (п. 3—4 ст. 50 ГК). Таким образом, ГК закрепляет примерный перечень некоммерческих организаций, разрешая создавать их и в других организационно-правовых формах.

Федеральный закон о некоммерческих организациях к этому перечню добавляет 1) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (ст. 6.1); 2) казачьи общества (ст. 6.2); 3) государственную корпорацию (ст. 7.1); 4) государственную компанию (ст. 7.2); 5) некоммерческое партнерство (ст. 8); 6) автономную некоммерческую организацию (ст. 10).

Федеральными законами дополнительно предусматриваются особенности правового положения 1) саморегулируемых организаций (ФЗ о саморегулируемых организациях), 2) обществ взаимного страхования (ФЗ о взаимном страховании); 3) объединений работодателей (ФЗ об объединениях работодателей); 4) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ (ФЗ о садоводческих объединениях); 5) благотворительных организациях (ФЗ о благотворительных организациях); 6) торгово-промышленных палат (Закон о торгово-промышленных палатах); 7) нотариальных палат (Основы законодательства о нотариате): 8) товариществ собственников жилья (ЖК РФ).

Отношение к прибыли

Коммерческие и некоммерческие юридические лица

Коммерческие и некоммерческие юридические лица

В данной статье речь пойдет о коммерческих и некоммерческих юридических лицах. Вообще, такое разделение на 2 больших класса является неслучайным, ведь создание организации невозможно, без определения цели ее создания. Именно поэтому коммерческие юридические лица «живут» своей жизнью, а некоммерческие своей, в силу природы их возникновения.

Коммерческие юридические лица

Общая характеристика коммерческих юридических лиц сводится к следующему:

  • Коммерческие юридические лица создаются для получения прибыли в процессе своей деятельности и распределения этой прибыли между своими участниками.
    • Это означает, что они приходят на рынок для того, чтобы создавать добавленную стоимость товару или услуге, тем самым получая выгоду в виде разницы между доходами и расходами. Именно эта разница, или прибыль, служит основной целью ведения бизнеса для коммерческих организаций.
  • Правовое положение коммерческих юридических лиц

    Все, что касается правоспособности юридического лица, применимо к коммерческим организациям. Это значит, что коммерческие юридическое лицо имеет организационное единство, имущественную обособленность, гражданско-правовую ответственность и может выступать истцом и ответчиком в суде.

    Наименование и местонахождение коммерческого юридического лица

    Коммерческое юридическое лицо имеет свое наименование, которое отражается в учредительных документах, и содержит указание на его организационно-правовую форму. В отдельных, предусмотренных законом случаях наименование должно иметь указание на характер деятельности. Важным отличием от некоммерческих организаций является обязательное наличие у коммерческого юр. лица фирменного наименования. Права на него описаны в главе 76 Гражданского кодекса Российской Федерации. Что же касается местонахождения коммерческой организации, то оно определяется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такового, используется адрес другого органа или лица, которое имеет право действовать от имени коммерческого юридического лица без доверенности.

    Филиалы и представительства коммерческого юридического лица

    Общее правило для всех юридических лиц по поводу филиалов и представительств заключается в том, что последние не являются юр. лицами, а являются обособленными подразделениями. В нашем случае филиалы и представительства коммерческого юридического лица просто располагаются вне места его нахождения, но в то же время представляют его интересы и осуществляют его защиту. Руководители таких подразделений действуют на основании доверенности и назначаются основным юридическим лицом.

    Виды коммерческих юридических лиц

    К коммерческим юридическим лицам относятся:

    1. Хозяйственные товарищества и общества;
      • Общество с ограниченной ответственностью;
      • Закрытое акционерное общество;
      • Открытое акционерное общество;
      • Общество с дополнительной ответственностью;
      • Полное товарищество;
      • Товарищество на вере;
      • Дочерние и зависимые общества;
    2. Производственные кооперативы;
    3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Учредительные документы коммерческих юридических лиц

    Учредительные документы коммерческого юридического лица – это устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. Обязательное наличие тех или иных документов определяется законодательством в зависимости от организационно-правовой формы коммерческого юридического лица.

    Учредители коммерческих юридических лиц

    Коммерческие юридические лица могут создаваться любыми субъектами гражданского права, либо государством.

    Некоммерческие юридические лица

    Общая характеристика некоммерческих юридических лиц заключается в следующем:

    1. Некоммерческие юридические лица не имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, а так же не в праве распределять полученную прибыль между своими участниками.
      • В этом и проявляется основное отличие от коммерческих организаций. Некоммерческие юридическое лицо создается, в первую очередь, для достижения благотворительных, социальных, образовательных, культурных, научных, управленческих целей, для развития физической культуры, спорта, удовлетворения потребностей духовного характера и так далее. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, вправе вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения своих главных целей.

    Правовое положение некоммерческих юридических лиц

    Правоспособность некоммерческого юридического лица, как, впрочем, и всех остальных юридических лиц, возникает при его создании, то есть в момент государственной регистрации. Некоммерческие организации, в соответствии с Гражданским кодексом, должны иметь самостоятельный баланс и смету, имущественную обособленность, организационное единство и гражданско-правовую ответственность, которая так же находит отражение в наличии возможности выступать истцом и ответчиком в суде.

    Наименование и местонахождение некоммерческого юридического лица

    Некоммерческая организация должна иметь наименование, в котором указывается ее организационно-правовая форма и характер деятельности. Если наименование зарегистрировано в установленном порядке, то некоммерческое юридическое лицо имеет исключительное право на его использование. Местонахождение некоммерческого юридического лица определяется местом его регистрации.

    Филиалы и представительства некоммерческого юридического лица

    Некоммерческие юридические лица могут иметь представительства и филиалы. Представительства и филиалы некоммерческих организаций наделяются имуществом, принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Кроме того, такие представительства и филиалы действуют на основании положения, утвержденного этим же лицом.

    Виды некоммерческих юридических лиц

    К некоммерческим юридическим лицам относятся:

    1. Потребительские кооперативы;
    2. Общественные и религиозные организации (объединения);
    3. Фонды;
    4. Учреждения;
    5. Объединения юридических лиц.

    Учредительные документы некоммерческих юридических лиц

    Учредительными документами для некоммерческих юридических лиц могут являться: устав, положение, которое утверждено соответствующим органом, учредительный договор и устав (у союзов и ассоциаций), либо общее положение об организациях данного вида и типа.

    Учредители некоммерческих юридических лиц

    Учредителями некоммерческого юридического лица могут являться юридические лица и (или) полностью дееспособные граждане в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации.

    Подводя итог всему вышесказанному, мы бы хотели еще раз остановиться на одном моменте. Коммерческие юридические лица, создаются для получения прибыли. Некоммерческим юридическим лицом является организация, которая не ставит перед собой цели распределения прибыли между участниками, а имеет в приоритете цели не связанные с материальной выгодой. Именно это является принципиальным различием в природе возникновения юридических лиц и одним из критериев их классификации.

    Дополнительные материалы о юридических лицах

    Чтобы более подробно ознакомиться с общими понятиями о юридических лицах, предлагаем Вашему вниманию следующие темы на нашем портале

    Определение юридического лица

    В данной статье рассматривается определение юридического лица со стороны всех его составляющих, подробно раскрывается смысл каждого элемента с тем, чтобы обозначить все существенные детали существования такого субъекта права, как юридическое лицо.

    Виды юридических лиц, классификация, характеристика

    Во всем многообразии организационно-правовых форм юридических лиц очень легко запутаться, упустить какие-то очень важные моменты, которые на первый взгляд сложно заметить или очень просто забыть. Поэтому мы подготовили краткий обзор всех видов юридических лиц, существующих в Российской Федерации, а так же краткое описание каждого из них.

    Признаки юридического лица

    Какими признаками обладает юридическое лицо? Для ответа на этот вопрос мы предлагаем Вам в начале ознакомиться с их общепринятой классификацией, которая подразумевает разделение признаков на материальные и формальные. А дальше все просто — понятное описание каждого из них приведено.

    Отличия юридических лиц от физических

    Два субъекта права — юридическое лицо и физическое. В чем же между ними отличие, или, возможно, и не одно, а гораздо больше? Узнайте абсолютно все про разницу между физическим лицом и юридическим на нашем портале. Мы постарались обозначить максимально возможное количество несоответствий между ними.

    Учредительные документы юридического лица

    Разновидностей учредительных документов немного. Но знать о них и понимать, для каких целей они служат, просто необходимо. Устав, договор об учреждении или общее положение об организациях определенного вида? В каких случаях какие из них должны быть? Ответы на эти вопросы вы найдете в очередной публикации на нашем портале.

    Некоммерческие организации как юридические лица

    А.В. Габовым был сделан вывод, что не все эти признаки в комплексе могут служить фактором разграничения коммерческих организаций от некоммерческих, так как зачастую не находят своего подтверждения в правоприменительной практике 2 . К примеру, отсутствие получения прибыли как основной цели деятельности натыкается на возможность некоммерческих организаций заниматься предпринимательской деятельностью. Запрет на распределение прибыли между сторонами не стыкуется с положениями ст. 116 ГК РФ, посвященной деятельности потребительских кооперативов и устанавливающей, что доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами. Признаку целевого характера использования имущества, остающегося при ликвидации, противоречит, например, право членов такой некоммерческой организации, как некоммерческое партнерство, на получение имущества и его распределение между членами партнерства в соответствии с их имущественным взносом. 3

    Вследствие вышеизложенного другой исследователь – Д.В. Новак –предлагает выделить только один универсальный признак некоммерческой организации – невозможность распределения между участниками полученной прибыли 1 . Сходную позицию занимает и Д.И. Степанов 2 , который в качестве базовых подходов разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие выделяет два основных: функциональный («альтруистический») и экономический.

    Некоммерческой, в соответствии с функциональным подходом, будет выступать такая организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и ориентирована на просвещение граждан, пропаганду идеалов гуманизма и доброты, для чего такая организация будет осуществлять, например, образовательную деятельность или проводить культурно-массовые мероприятия.

    В основе экономического подхода (или так называемого бизнес-подхода) к определению сущности некоммерческой организации, по мнению Д.И. Степанова, лежат не декларируемые цели создания и деятельности юридического лица, а фактические экономические отношения, в которых конкретные виды деятельности рассматриваются так, как они присутствуют в реальной жизнедеятельности юридического лица (а не так, как они прописаны в документах о его создании). Как считает Д.И. Степанов, современный вектор развития научного разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие должен исходить из более прогрессивного экономического подхода, характерного для многих развитых правопорядков. 3

    Использование функционального подхода будет препятствующим фактором для развития деятельности некоммерческих организаций в России, так как в его основу положен нормативно-явочный и даже разрешительный порядок создания таких юридических лиц. Это фактически может сделать совершенно непривлекательной такую форму организации для участия в гражданско-правовом обороте. При таком подходе придется четко выработать критерии «цели деятельности» некоммерческой организации, а также конкретные виды этих целей, которые должны носить некоммерческий характер, что, на взгляд Д.И. Степанова, сделать весьма затруднительно. 1

    И.П. Грешников вообще отказывается признавать деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие 2 . Сопоставляя коммерческие и некоммерческие организации, он отмечает, что, несмотря на разницу в их отношении к прибыли, ее распределению и использованию, прибыль — все же не главное основание классификации. Более значимыми по сравнению ней, по мнению ученого, являются следующие:

    – субъект сделки (лицо, объявившее себя и (или) зарегистрированное в качестве предпринимателя либо в качестве коммерческой организации;

    – предмет деятельности (совершение предпринимательских сделок либо решение управленческих, социально-культурных и иных задач).

    Анализируя оба вышеназванных критерия, И.П. Грешников приходит к выводу, что определение «некоммерческая организация» с формально-логической точки зрения некорректное, так как не передает значение предмета, о котором идет речь, а определение, с точки зрения всех логических конструкций, должно носить положительное, а не отрицательное значение 3 . В связи с этим исследователь предложил отказаться от определения «некоммерческая организация» и перейти к более правильному с его точки зрения и известному еще дореволюционной российской цивилистике и законодательству многих европейских стран термину «гражданская организация». Под последней автор понимает организацию, преследующую социальную, культурную и иную цель и осуществляющую в качестве своей основной любую деятельность, кроме предпринимательской. 4

    Данный подход не получил распространения в отечественной цивилистике. Термин «гражданская» в нашей ситуации нельзя считать удачным, так как он не позволяет вследствие своей многопонятийности отграничить такую организацию от коммерческой. Если некоммерческая организация есть гражданская организация, то почему тогда «гражданской» не может быть организация коммерческая?

    Анализируя все приведенные точки зрения, Нуждин Т.А. считает, что в законодательстве следует оставить два основных признака, характеризующих некоммерческую организацию, — основной целью деятельности такой организации не может быть извлечение прибыли, и такая прибыль не должна быть распределена между участниками данного юридического лица. 1

    Для придания первому из названных признаков базисного характера следует терминологически уточнить на законодательном уровне возможность некоммерческой организации заниматься предпринимательской деятельностью, заменив соответствующую конструкцию на «вспомогательная хозяйственная деятельность». Другие признаки некоммерческой организации (специальная правосубъектность и целевой характер использования имущества при ликвидации некоммерческой организации) должны носить факультативный характер и учитывать специфику той или иной организационно-правовой формы. Специальная правосубъектность не будет являться универсальным признаком вследствие возможности для некоммерческой организации осуществлять иную «вспомогательную хозяйственную деятельность». 2

    Согласно ст. 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Также в законе оговорено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях, а именно:

    – социальная поддержка и защита граждан;

    – подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

    – оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

    – охрана окружающей среды и защита животных;

    – охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

    – оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

    – профилактика социально опасных форм поведения граждан;

    – благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

    – деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

    Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

    Также Закон о некоммерческих организациях в ч. 4 ст. 2 дает понятие иностранной некоммерческой неправительственной организацией, под которой законодательно понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

    Для некоторых видов некоммерческих организаций предусмотрены ограничения на занятие определенными видами деятельности (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Например, финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере только с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом (п. 4 ст. 66 ГК).

    Во-вторых, основной целью деятельности некоммерческой организации не может служить извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Выступление некоммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельности, которая не должна являться предпринимательской. Они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, развития физической культуры и спорта, для охраны здоровья, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

    Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в литературе 1 , является слабым местом современного гражданского законодательства. Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы.

    Несмотря на то, что всем некоммерческим организациям разрешено, хотя и с ограничениями, заниматься предпринимательством, такую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). В частности, некоммерческие организации могут осуществлять приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, участвовать в хозяйственных обществах или в товариществах на вере в качестве вкладчиков (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Представляется, что в условиях рыночной экономики некоммерческие организации нельзя лишать возможности совершать необходимые хозяйственные операции, а в установленных законом пределах самим зарабатывать средства и распоряжаться ими, поскольку в противном случае они не смогут полноценно осуществлять свою основную деятельность.

    Например, образовательное учреждение может вести предусмотренную его уставом предпринимательскую деятельность, в том числе заниматься реализацией и сдачей в аренду своего имущества; оказывать платные образовательные услуги и др. Причем с фискальной точки зрения деятельность образовательного учреждения по реализации производимой им продукции (работ, услуг) отнесена законом к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не направляется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в этом образовательном учреждении (ст. 47 Федерального закона от 10 июля 1992 г. «Об образовании» 1 ).

    В законодательстве, регулирующем правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций, возобладал весьма странный принцип. В основу правового регулирования кладутся не особенности юридической формы, структуры субъектов права (как можно было бы ожидать), а специфика сферы их деятельности. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ 2 объединяет в одном документе нормы, регулирующие положение и производственных, и потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, усматривая в них гораздо больше сходства, нежели различий. Аналогично и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ 3 объединяет вместе такие разные виды юридических лиц, как фонды, общественные организации, учреждения лишь на том основании, что они занимаются благотворительностью. По мнению Сергеева А.П. И Ю.К. Толстого, непродуктивность такого законодательного подхода очевидна. 1

    Вместе с тем действующее законодательство позволяет использовать формы некоммерческих юридических лиц с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг» 2 деятельность фондовой биржи может осуществляться юридическим лицом в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Не удивительно, что многие фондовые биржи (Московская центральная фондовая биржа и др.) создавались в форме некоммерческого партнерства, поскольку налогообложение некоммерческой организации благоприятнее, нежели коммерческой.

    В-третьих, по общему правилу учредители (участники, члены) некоммерческой организации не вправе распределять между собой прибыль (доход), полученную от ее деятельности (п. 1 ст. 50 ГК). Исключение составляют некоторые виды некоммерческих юридических лиц, сама конструкция которых предполагает распределение полученной организацией прибыли между ее учредителями (участниками, членами). Например, доходы, полученные потребительским кооперативом от разрешенной предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).

    В-четвертых, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана и (или) на благотворительные цели, если иное не предусмотрено законом. В случаях, когда его использование в соответствии с учредительными документами ликвидируемого некоммерческого юридического лица невозможно, имущество обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данного юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК; п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

    До недавнего времени действовало правило (п. 1 ст. 65 ГК), согласно которому некоммерческие юридические лица, кроме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, не могли быть признаны несостоятельными (банкротами). Согласно п. 3 ст. 1 действующего Закона о банкротстве несостоятельными (банкротами) 1 могут признаваться любые некоммерческие юридические лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.

    В-пятых, некоммерческие юридические лица могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом РФ, но и другими федеральными законами (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК).

    1.2. Виды некоммерческих организаций

    1) классическая классификация — корпорации (профсоюзы, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и т.д.) и организации, не имеющие членства (общественные движения, фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, автономные некоммерческие организации);

    2) организации управляющие и организации-сообщества (альянсы)22. Общим предназначением управляющих организаций является управление имуществом или осуществление функций, которые по каким-либо причинам учредитель не желает (или не может) осуществлять самостоятельно от своего имени. К ним И.В. Никифоров относит фонды, учреждения, товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы, автономные некоммерческие организации. Альянсы (сообщества) должны создаваться для достижения вспомогательных по отношению к основной профессиональной (хозяйственной) деятельности целей и общественно-политических целей. 2

    Исходя из данных целей автор разграничивает альянсы (сообщества) на две группы: общественно-политические некоммерческие организации (общественные организации, общественные учреждения, общественные движения, общественные фонды, политические партии, органы общественной самодеятельности, национально-культурные автономии) и вспомогательные организации, создающиеся для содействия их членам в осуществлении основной хозяйственной или иной профессиональной деятельности (некоммерческие партнерства, объединение работодателей, торгово-промышленные палаты) 3 ;

    3) организации взаимной и общественной выгоды. К взаимно-полезным организациям И. В. Никифоров относит организации, ориентированные на взаимную пользу своих членов (союзы и ассоциации, потребительские некоммерческие организации и некоммерческие партнерства). К организациям общественной выгоды, по мнению ученого, следует отнести те организации, цели деятельности которых лежат в сфере функционирования общества, а не собственных интересов участников. 1

    Отсутствие четких критериев классификации некоммерческих организаций в цивилистической доктрине явилось причиной того, что на законодательном уровне сложилась целая глыба противоречивых нормативно-правовых актов, регулирующих различные организационно-правовые формы некоммерческих организаний. 2

    Гражданским кодексом предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

    1) потребительский кооператив;

    2) общественная или религиозная организация (объединение);

    3) объединение юридических лиц (ассоциация или союз);

    Иные федеральные законы существенно расширяют этот перечень, допуская возможность создания некоммерческих юридических лиц также в формах:

    1) некоммерческого товарищества, в том числе товарищества собственников жилья; садоводческого, огороднического или дачного товарищества;

    2) некоммерческого партнерства;

    3) автономной некоммерческой организации;

    4) государственной корпорации;

    5) товарной биржи;

    6) торгово-промышленной палаты;

    7) объединения работодателей.

    В свою очередь, Закон о некоммерческих организациях вводит следующие формы некоммерческих организаций:

    – общественные и религиозные организации (объединения). Согласно ст. 6 Закона о некоммерческих организациях общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

    – общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. Согласно ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана;

    – казачьи общества. Согласно ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано;

    – фонды. Согласно ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;

    – государственные корпорации. Согласно ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации;

    – государственные компании. В соответствии с положениями ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях, государственная компания это некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона;

    – некоммерческие партнерства. Как указано в ст. 8 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческое партнерство представляет собой основанную на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях;

    – частные учреждения. Согласно ст. 9 Закона о некоммерческих организациях, частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

    – государственные и муниципальные учреждения. Статья 9.1 Закона о некоммерческих организациях относит к государственным, муниципальными учреждениям учреждения, которые созданы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием соответственно;

    – бюджетные учреждения. Согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;

    – автономные некоммерческие организации. Как указано в ст. 10 Закона о некоммерческих организациях, автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами , автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы;

    – объединения юридических лиц (союзы, ассоциации). В статье 11 Закона о некоммерческих организациях говорится о том, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. При этом некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.

    Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, являются корпорациями, т.е. построены на началах фиксированного членства: потребительские кооперативы, общественные организации, некоммерческие партнерства и др. Однако встречаются некоммерческие юридические лица, не являющиеся корпорациями: учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации и др.

    Среди некоммерческих организаций обнаруживаются и смешанные формы. Благотворительные общественные либо религиозные организации могут быть названы учреждениями с корпоративным устройством, так как по форме они являются корпорациями, а по сути представляют собой учреждения (ст. 6, 7, 10, 15 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях; ст. 8, 10 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях 1 ). Существенным отличием названных организаций от классических корпораций является то обстоятельство, что даже если благотворительная общественная или религиозная организации основаны на членстве, далеко не каждый из ее членов может участвовать в управлении организацией и ее имуществом. Высшим органом управления благотворительной организации выступает ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом этой организации (ст. 10 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях).

    Напротив, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия художеств, иные отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, могут служить примерами корпораций, созданных в форме учреждения. Формально указанные юридические лица являются некоммерческими организациями — учреждениями (ст. 120 ГК). Однако в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных академий они наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности. В частности, от учреждений они отличаются тем, что могут иметь в своем составе структурные подразделения — юридические лица, обладая правом на их создание, реорганизацию и ликвидацию, закрепление за ними федерального имущества, утверждение их уставов и назначение руководителей (ст. 6 Федерального закона от 12 июля 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» 1 ).

    На сегодняшний день в отечественном правовом поле действуют следующие организационно-правовые формы, виды и типы некоммерческих организаций: потребительский кооператив (жилищно-накопительные 2 , сельскохозяйственные 3 , кредитные потребительские кооперативы 4 и др.); общественные и религиозные организации (объединения) 5 ; фонд; учреждение 6 ; объединение юридических лиц (ассоциация или союз); некоммерческое партнерство; коллегии адвокатов, адвокатские бюро и адвокатские палаты 7 ; автономная некоммерческая организация; государственная корпорация; государственная компания; товарищество собственников жилья 8 ; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество 1 ; община малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 2 ; союз (ассоциация) субъектов малого предпринимательства; товарная биржа 3 ; торгово-промышленная палата 4 ; нотариальная палата 5 ; объединение работодателей 6 ; саморегулируемая организация управляющих компаний 7 ; саморегулируемая организация арбитражных управляющих 8 ; негосударственный пенсионный фонд 9 ; государственная академия наук 10 .

    2. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2.1 Учреждения как субъекты предпринимательской деятельности

    Проблеме возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности в литературе уделено достаточно большое внимание и в основном через призму того, что осуществлять соответствующую деятельность некоммерческие организации не вправе, поскольку это противоречит правовой сущности данных юридических лиц. 1

    Нуждин Т.А. соглашается с Г.Е. Авиловым и Е.А. Сухановым, считающими, что «классические подходы к существу юридического лица предопределяют и необходимость сохранения четкого законодательного разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Ведение предпринимательской деятельности под маской некоммерческой организации также заведомо искажает и назначение соответствующей организационно-правовой формы» 2 .

    Действующее законодательство (п. 2. ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях) определяет, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организация создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах в товариществах в качестве участника.

    Вне всяких сомнений, изложенная законодательная норма искажает сущность некоммерческой организации, по существу, ничем не разграничивая ее от организаций коммерческого профиля деятельности. В результате классификация юридических лиц в российском гражданском праве de. facto. является неопределенной. В то же время запретить некоммерческим организациям заниматься какой-либо дополнительной деятельностью в рамках уставных целей и задач — значит блокировать их деятельность в целом, что может привести к вынужденной ликвидации ряда таких организаций 1 .

    Организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

    Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России, — это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы государственного управления, правоохранительные органы, обладающие широкими полномочиями в области административного, финансового, уголовного права, оказываются достаточно скромными субъектами в сфере имущественно-стоимостных отношений. Закон также допускает создание учреждений и любыми другими субъектами. Ограничения этого права могут содержаться в нормативных актах, регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц. Так, согласно ч. 3 ст. 7 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, только если ее учредителем является другая благотворительная организация (любого вида).

    Как указано в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. При этом, функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

    В ч. 1 ст.115 ГК РФ указано, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

    Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

    В свою очередь, согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом в законе установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

    Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

    Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в чат. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях

    Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

    В то же время, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 ст. 9.2 Закона о коммерческих организациях, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

    Автономным учреждением согласно ст. 2 Закона об автономных учреждениях признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). А согласно ст. 4 Закона об автономных учреждениях знается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

    Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

    Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объем прав на имущество (ст. 296, 298 ГК) компенсируется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам учреждения. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество 1 . Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.

    Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

    В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

    Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

    Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

    Дефиниция предпринимательской деятельности дана в п.3 ч.1 ст.2 ГК РФ. Её основными признаками являются: самостоятельность ведения, осуществление на свой риск, направленность на извлечение прибыли, систематичность, надлежащий статус осуществляющего ее лица.

    Предпринимательская деятельность не может быть основным видом деятельности бюджетного учреждения, которое является некоммерческой организацией. Однако законодатель не мог не учесть того, что в условиях российской действительности учреждениям приходится участвовать в товарных отношениях, что обусловлено недостатками финансирования публичными собственниками их основной деятельности, связанной с достижением общественных благ. Таким образом, наблюдается тенденция перехода публичных учреждений на систему самофинансирования.

    Кроме того, учреждение – прежде всего юридическое лицо, некая фикция, призванная участвовать в гражданском обороте и обеспечивать его динамику посредством осуществления предпринимательской деятельности.

    В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждениям на основании учредительных документов предоставляется право заниматься деятельностью, приносящей доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждений.

    Следует отметить тот факт, что закон применительно к категории «учреждение» содержит два понятия: деятельность приносящая доходы (п. 2 ст. 298 ГК РФ) и предпринимательская деятельность (п. 3 ст. 50 ГК РФ), о тождестве или о различиях которых закон не упоминает.

    В ст. 298 ГК РФ приведены два режима имущества учреждения: предписанный сметой и самостоятельный. Последний связывается с приносящей доходы, а не с предпринимательской деятельностью учреждения. Приносящая доходы деятельность признается законодателем вариантом основной деятельности. По смыслу названной нормы, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право самостоятельно осуществлять ту же деятельность, которая финансируется по смете, то такая деятельность является приносящей доходы. Иное дело предпринимательская деятельность учреждения: она осуществляется постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствующую этим целям (ч. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ), т.е. предпринимательская деятельность допускается как побочная, дополнительная, вспомогательная деятельность учреждения.

    Однако есть и свои особые характеристики, присущие этой деятельности, которые обусловлены правовым статусом бюджетных учреждений. Стоит остановиться на некоторых из них. Во-первых, доходы, полученные от такой деятельности, учреждение вправе расходовать только для осуществления возложенных на него задач, при этом, как и средства, поступившие от собственника, полученные от предпринимательской деятельности доходы также расходуются исключительно по смете, то есть опять же подтверждается их целевое предназначение. Во-вторых, предпринимательская деятельность бюджетного учреждения носит вспомогательный по отношению к основной деятельности характер и осуществляется только с разрешения учредителя-собственника, закрепленного в учредительных документах бюджетного учреждения. Такое положение обусловлено в первую очередь сущностью бюджетного учреждения — некоммерческой организации, созданной для определенных целей, а также правовым режимом имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения.В-третьих, предпринимательская деятельность бюджетных учреждений осуществляется под собственную имущественную ответственность. Однако она имеет ограниченный характер, поскольку бюджетное учреждение по своим обязательствам отвечает только находящимися в его управлении денежными средствами.

    И последнее, что отличает предпринимательскую деятельность, осуществляемую бюджетными учреждениями, это правовой режим денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также приобретенного за счет них имущества.

    2.2. Некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательской деятельности

    Некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности, называется некоммерческим партнерством.

    Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.

    Согласно ст. 8 Закона о некоммерческих организациях некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренныхпунктом 2 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях.

    Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

    Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

    Типичными представителями этой организационно-правовой формы юридических лиц являются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства 1 , а также фондовые биржи 2 . Товарные биржи по своему устройству также тяготеют к организационной форме некоммерческого партнерства, хотя ряд авторов выделяют их в самостоятельный вид некоммерческих юридических лиц 3 .

    Одним из видов некоммерческого партнерства является саморегулируемая организация (СРО), правовой статус которой устанавливается отдельным ФЗ от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». СРО объединяет субъектов предпринимательской либо профессиональной деятельности одного вида для обеспечения единых правил ее осуществления и производства контроля за ее реализацией. В перспективе планируется, что с популяризацией СРО и созданием их в различных сферах деятельности, государство постепенно откажется от своих надзорных функций, поскольку их будут осуществлять именно СРО.

    Кроме того могут создаваться и другие некоммерческие партнерства:

    — для обеспечения социально-экономических потребностей (некоммерческие партнерства жителей для благоустройства территории, для осуществления газификации поселка, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства);

    — для удовлетворения спортивных интересов (к примеру, конноспортивные клубы);

    — для удовлетворения общих культурных интересов (ассоциации художников, клубы писателей);

    — для саморегулирования внутренних профессиональных аспектов деятельности (коллегии адвокатов, нотариусов, СРО строителей, оценщиков) и т.д.

    Эти примеры являются далеко не полным перечнем сфер, в которых могут быть образованы некоммерческие партнерства.

    Поскольку цель деятельности партнерства согласно положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях» — содействие членам партнерства в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных и иных общественно-полезных благ, партнерство не может, например, избрать вид деятельности — «Предоставление социальных услуг с обеспечением или без обеспечения проживания», который соответствует целям создания автономной некоммерческой организации, определенным статьей 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

    Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

    Доходы от предпринимательской деятельности должны быть направлены на уставные цели партнерства. Пожалуй, это главный критерий в определении, правомерно или нет партнерство осуществляет ту или иную коммерческую деятельность, т.к. определить, соответствует ли коммерческая деятельность целям создания партнерства, зачастую бывает невозможно или крайне затруднительно (по причине очень широко заявленных целей создания).

    Предпринимательской деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Некоммерческое партнерство ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Смотрите так же:

    • Исковое заявление о содержание матери Образец заявления на алименты на содержание жены до 3 лет Семейное законодательство нашего государства стоит на защите имущественных и неимущественных прав граждан, особенно незащищенных. Например, право на алиментные выплаты имеют не только […]
    • Выплаты на второго ребенка омск Материнский капитал в Омске и Омской области Статистические данные свидетельствуют о росте рождаемости в Омской области в течение нескольких последних лет. Источником позитивных изменений является грамотная социальная политика по поддержке семей с […]
    • Комментарий к ст 1215 ч 3 коап рф Комментарии к СТ 12.15 КоАП РФ Статья 12.15 КоАП РФ. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона Комментарий к статье 12.15 КоАП РФ: 1. Объектами рассматриваемых административных […]
    • Изменения в гпк по мировым судьям Проект федерального закона № 16275-5 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" Вносится Верховным СудомРоссийской […]
    • Какие документы нужны для декларации о доходах Какие документы нужны для подачи декларации при продаже квартиры Налоговая декларация при продаже квартиры 3-НДФЛ за 2015 год Документы для составления декларации 3-НДФЛ Платежный документ (квитанции, платежные поручения); 3. Документы […]
    Комментарии запрещены.