Обязательный аудит для всех акционерных обществ

Обязательный аудит для всех акционерных обществ

ЗАО обязаны проводить аудиты

В 2014 году произошли значительные изменения в российском законодательстве, которые коснулись и акционерных обществ. Наиболее затратным и значимым в сфере бизнеса стал обязательный аудит предприятий. Его проводят для всех типов акционерных обществ, не принимая во внимание их финансовое состояние и целевую направленность.

Опираемся на законодательство

Ранее аудиторскую проверку должны были проходить только акционерные общества открытого типа. Однако во всех законодательных актах, имеющих отношение к аудиту, удалили выражение «открытые», обязав тем самым осуществлять проверку все акционерные общества. Это подтверждено соответствующими нормативными документами:

  1. Статья 67.1 Гражданского кодекса – здесь указана необходимость привлечения независимой аудиторской компании, которая не связанна с акционерным обществом имущественными отношениями.
  2. Статья 88 закона N 208-ФЗ — обязывает каждое общество с акционерным капиталом заключать договор с независимым аудитором с целью проведения ежегодной проверки, чтобы подтвердить достоверность данных, указанных в отчетности.
  3. Статья 5 закона N 307-ФЗ — указывает на необходимость ежегодно проводить аудиторскую проверку для всех акционерных обществ.

Когда проводится аудиторская проверка

Аудит финансово-хозяйственной деятельности компании наши специалисты проводят до конца года, что следует за отчетным. По его окончанию в государственные органы статистики передается годовая отчетность фирмы. Это необходимо сделать на протяжении десяти рабочих дней со дня получения аудиторского заключения, но только до 31 декабря.

Какая ответственность за не проведение проверки

  1. Без аудиторского заключения отчетность предприятия будет считаться не полной, за что полагается штраф от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
  2. При непредставлении заключения акционерам предусматривается дисквалификация должностных лиц на срок до одного года либо штрафные санкции в размере 20000-30000 рублей.
  3. Неподача аудиторского заключения в органы статистики обойдется в 3-5 тысяч рублей.

Как избежать аудита

Согласно действующему законодательству акционерные общества не могут избежать аудиторской проверки. Однако они всегда могут поменять свою организационно-правовую форму и стать обществом с ограниченной ответственностью (ООО), а профессионалы нашей компании могут в этом Вам помочь. Такие общества не должны проводить ежегодный аудит, но пройти проверку за прошлый год все же придется.

Поправки в закон об аудите: под обязательный аудит попали все АО

Обязательный аудит всех акционерных обществ, возможность аудита не всей, а лишь части бухгалтерской и налоговой отчетности организации, новые обязанности аудиторов — эти и другие изменения внесены в Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите) Федеральным законом от 01.12.14 № 403-ФЗ (далее — Закон № 403-ФЗ). Большинство новшеств вступило в силу со 2 декабря 2014 года.

Обязательный аудит всех АО

Как известно, с 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса (см. «Поправки в ГК РФ: новые виды юрлиц, обязательный аудит для всех АО и принудительная ликвидация организаций»). Одним из самых заметных изменений стала новая классификация акционерных обществ. Все АО были разделены на публичные и непубличные. А такие понятия как открытое и закрытое акционерное общество из ГК РФ исчезли. При этом для всех без исключения акционерных обществ был введен обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Эти новшества повлекли за собой изменения и в Закон об аудите. Теперь в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 закона сказано, что обязательному аудиту подлежат все акционерные общества. Данное правило при меняется вне зависимости от размера выручки и суммы активов бухгалтерского баланса АО, а также от его разновидности — публичное или непубличное АО.

Расширен предмет аудита

В части 3 статьи 1 прежней редакции Закона об аудите в качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная законом о бухучете*;
  • аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность).

Теперь же к ним добавились еще два предмета аудита:

  • часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.);
  • любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность и др.).

Соответственно, аудиторы получили возможность проверять не только бухгалтерскую или аналогичную ей финансовую информацию, но и любую информацию вообще, включая налоговые декларации.

Новые обязанности аудиторов

Закон № 403-ФЗ установил целый ряд новых обязанностей аудиторов. Коротко их перечислим. Отныне аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны:

  • составлять документы на русском языке;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе аудита, в течение не менее пяти лет;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе оказания аудита, на территории РФ;
  • размещать на территории РФ базы данных информации об оказанных аудиторских услугах;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе оказания прочих аудиторских услуг, не менее трех лет.

Еще одной обязанностью аудиторов стала обязанность по отслеживанию коррупционных нарушений у аудируемого лица. При выявлении таких правонарушений или даже их признаков, аудиторская организация обязана информировать об этом учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей, либо руководителя организации. Лица, получившие от аудиторов информацию о коррупционных нарушениях, обязаны рассмотреть ее и в течение 90 дней сообщить аудиторской организации о результатах рассмотрения в письменной форме. Если же в указанный срок аудитор не будет проинформирован о результатах рассмотрения упомянутой информации, то он должен будет сообщить об этом в государственные органы.

* Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязательный аудит стал «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ» для всех акционерных обществ, включая ЗАО

В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Таким образом, данная норма носит императивный характер и должна применяться независимо от того, внесено ли аналогичное положение в устав организации.

На первый взгляд данная ситуация вопросов не вызывает, однако пункт 9 статьи 3 Закона N 99-ФЗ содержит указание на то, что положения действующего ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ), касающиеся закрытых акционерных обществ, применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Поэтому совершенно справедливо возникает вопрос — а нужно ли закрытому акционерному обществу до внесения изменений в устав проводить обязательный аудит? Ответ утвердительный — нужно. Данное положение Закона № 99-ФЗ ни в коей мере не ограничивает действия п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, так как Закон № 208-ФЗ не содержит норм, противоречащих этому пункту. Данный закон на сегодняшний день предусматривает обязательный аудит финансовой отчетности только для открытых акционерных обществ (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона № 208-ФЗ), но это не значит, что иными нормативными актами не могут быть установлены соответствующие требования и для закрытых акционерных обществ. Подобное противоречие могло бы возникнуть, если бы Закон № 208 — ФЗ напрямую запрещал бы проведение обязательного аудита в закрытых акционерных обществах или еще каким-либо способом ограничивал круг лиц, подлежащих обязательной проверке финансовой отчетности.

Справка:

С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ были введены понятия публичных и не публичных обществ, а деление акционерных обществ на закрытые и открытые было упразднено. Акционерные общества таких типов с 01 сентября 2014 года созданы быть не могут (п. 5 ст. 3 Закона 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

По смыслу внесенных изменений акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус. Если акционерное общество является публичным, принятие общим собранием его участников решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принятие общим собранием участников не публичного акционерного общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принимая во внимание вышесказанное, а также то, что проведение аудита требует от организаций дополнительных финансовых расходов, возникает вопрос — как можно избежать соблюдения нормы об обязательном проведении проверки финансовой отчетности? На наш взгляд выйти из сложившейся ситуации можно проведя процедуру реорганизации, преобразовав ЗАО в ООО. В отличие от акционерных обществ, в обществе с ограниченной ответственностью отсутствуют сложные процедуры, связанные с эмиссией акций, необходимостью публиковать отчетность. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников ООО, не является закрытым и может быть расширен. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью содержит много диспозитивных норм, предоставляющих участникам большую свободу в установлении правил и порядка некоторых процедур в уставе.

Что касается обязательности проведения аудиторской проверки ООО, то она необходима в следующих случаях:

  • если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • если объем выручки от продажи продукции ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если ООО является клиринговой организацией;
  • если ООО является кредитной организацией;
  • если ООО представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

С 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако, если отчетность подлежит обязательному аудиту, то представление ее обязательного экземпляра в органы статистики и опубликование (в случаях, установленных федеральными законами) должно осуществляться только вместе с аудиторским заключением (ч. 2 ст. 18 и ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, провести процедуру преобразования ЗАО в ООО целесообразнее всего до 31 марта 2015 года, то есть до последнего дня, когда должна быть составлена годовая бухгалтерская отчетность.

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены, одновременно в КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

В каких случаях нужен обязательный аудит

В связи с вступлением в силу Закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, как публичные, так и непубличные. Это значит, что общества, которые зарегистрированы до 1 сентября 2014 года и имеют организационно-правовую форму ЗАО, также должны проводить обязательную аудиторскую проверку. Поправки в гражданское законодательство, внесенные Законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ, действуют с 1 сентября 2014 года. В определенной мере они скажутся и на работе бухгалтерии.

О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».Поэтому закону обязательному аудиту подлежат, в частности:

  • открытые акционерные общества;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;
  • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

Обязательная аудиторская проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

Все юридические лица разделены на два вида — корпоративные (корпорации) и унитарные (ст. 65.1 ГК РФ).

Унитарные юридические лица – это организации, учредители которых не являются их участниками (государственные и муниципальные унитарные предприятия, религиозные организации).

Корпоративные – это организации, имеющие в своем составе участников и исполнительные органы. К ним относятся, в частности, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. В корпорациях может быть два или более генеральных директора, которые могут действовать совместно или независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

Все акционерные общества разделены на публичные и непубличные. Публичные – это те, которые размещают акции на рынке ценных бумаг (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ), непубличные не размещают свои акции на рынке ценных бумаг; ООО отнесены к непубличным организациям (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). Понятий открытое и закрытое акционерное общество в Гражданском кодексе больше нет, и после 1 сентября 2014 года создать ЗАО или ОАО уже нельзя, а все действующие приравнены к АО. Принадлежность общества к публичным должна быть отражена в его уставе (и, соответственно, в названии) и в ЕГРЮЛ.

Срочно перерегистрировать или менять название компаний после вступления в силу поправок не нужно. Организации смогут привести свои уставные документы в соответствие с новыми требования гражданского кодекса при любом их ближайшем изменении. При регистрации изменений учредительных документов в связи с приведением их в соответствие новым требованиям госпошлина не взимается (ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Организация должна быть создана на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Общий порядок принятия такого решения приведен в статье 50.1 Гражданского кодекса (раньше единого порядка не было). В решении должны быть указаны сведения: об учреждении юрлица, об утверждении устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, об избрании (назначении) его органов. Если учредителей два и более, то решение должно быть принято единогласно.

Единственным учредительным документом юридических лиц является устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ) (ранее могли быть устав или учредительный договор или оба документа одновременно).

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в учредительных документах организации (п. 6 ст. 5 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Теперь эту информацию нужно сообщать в регистрационные органы для включения в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Для всех акционерных обществ введен обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Важно, что при передаче в уставный капитал АО или ООО неденежных вкладов, требуется привлекать независимого оценщика и иметь отчет о стоимости вклада независимо от его стоимости. Оценивать неденежные вклады дороже их оценочной цены участники не вправе (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).

Почтовая корреспонденция, направленная по адресу компании, указанному в ЕГРЮЛ, считается полученной юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Организация, которая в течение последних 12 месяцев не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующая), считается фактически прекратившей деятельность и исключается из ЕГРЮЛ (и, как следствие, ликвидируется) (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). К сведению: статьей 53.1 установлена ответственность для лиц, которые уполномочены выступать от имени организации, и ее коллегиальных органов.

Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс

В этой электронной книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы снижать налоговую нагрузку предприятия и не рисковать >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Обязательный аудит «обязателен» для всех акционерных обществ

Автор: Татьяна Бойкова, эксперт
RosCo — Consulting & audit

В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ). Таким образом, данная норма носит императивный характер и должна применяться независимо от того, внесено ли аналогичное положение в устав организации.

На первый взгляд данная ситуация вопросов не вызывает, однако пункт 9 статьи 3 Закона N 99-ФЗ содержит указание на то, что положения действующего ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ), касающиеся закрытых акционерных обществ, применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Поэтому совершенно справедливо возникает вопрос — а нужно ли закрытому акционерному обществу до внесения изменений в устав проводить обязательный аудит? Ответ утвердительный — нужно. Данное положение Закона № 99-ФЗ ни в коей мере не ограничивает действия п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, так как Закон № 208-ФЗ не содержит норм, противоречащих этому пункту. Данный закон на сегодняшний день предусматривает обязательный аудит финансовой отчетности только для открытых акционерных обществ (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона № 208-ФЗ), но это не значит, что иными нормативными актами не могут быть установлены соответствующие требования и для закрытых акционерных обществ. Подобное противоречие могло бы возникнуть, если бы Закон № 208 — ФЗ напрямую запрещал бы проведение обязательного аудита в закрытых акционерных обществах или еще каким-либо способом ограничивал круг лиц, подлежащих обязательной проверке финансовой отчетности.

Справка: С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ были введены понятия публичных и непубличных обществ, а деление акционерных обществ на закрытые и открытые было упразднено. Акционерные общества таких типов с 01 сентября 2014 года созданы быть не могут (п. 5 ст. 3 Закона 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

По смыслу внесенных изменений акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус. Если акционерное общество является публичным, принятие общим собранием его участников решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принятие общим собранием участников непубличного акционерного общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принимая во внимание вышесказанное, а также то, что проведение аудита требует от организаций дополнительных финансовых расходов, возникает вопрос — как можно избежать соблюдения нормы об обязательном проведении проверки финансовой отчетности? На наш взгляд выйти из сложившейся ситуации можно проведя процедуру реорганизации, преобразовав ЗАО в ООО. В отличие от акционерных обществ, в обществе с ограниченной ответственностью отсутствуют сложные процедуры, связанные с эмиссией акций, необходимостью публиковать отчетность. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников ООО, не является закрытым и может быть расширен. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью содержит много диспозитивных норм, предоставляющих участникам большую свободу в установлении правил и порядка некоторых процедур в уставе. Что касается обязательности проведения аудиторской проверки ООО, то она необходима в следующих случаях:

— если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;

— если объем выручки от продажи продукции ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

— если ООО является клиринговой организацией;

— если ООО является кредитной организацией;

— если ООО представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

С 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако, если отчетность подлежит обязательному аудиту, то представление ее обязательного экземпляра в органы статистики и опубликование (в случаях, установленных федеральными законами) должно осуществляться только вместе с аудиторским заключением (ч. 2 ст. 18 и ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, провести процедуру преобразования ЗАО в ООО целесообразнее всего до 31 марта 2015 года, то есть до последнего дня, когда должна быть составлена годовая бухгалтерская отчетность.

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены, одновременно в КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

Минфин России разработал проект дополнений в КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность за непредставление организацией аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью в установленных законодательством случаях. Так, предполагается, что штраф за непредставление юридическим лицом аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в установленном порядке в случаях, когда обязанность по представлению такого заключения установлена законодательством РФ, — будет составлять от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статья актуальна на 02.02.15

Обязательный аудит в 2018 году: кто обязан пройти, как проходит

Статьи по теме

В 2018 году немало компаний должны проводить обязательный аудит финансовой отчетности. Читайте, кто именно подлежит обязательному аудиту, какова ответственность за непроведение и как выбрать правильного аудитора.

Используйте пошаговые руководства:

О чем эта статья:

Для кого аудит является обязательным

Аудиторская проверка – мероприятие, позволяющее компании оценить, насколько правильно составляется ее бухгалтерская отчетность, рассчитываются налоги и т.д. Кроме того, она позволяет руководству оценить финансовое положение дел его фирмы. В некоторых случаях руководители сами назначают внутреннюю или внешнюю проверку. Например, перед реструктуризацией, продажей, слиянием фирмы, иногда это может быть требованием кредитной организации). Часто провести аудит требуют иностранные фирмы у своих российских подразделений. Но есть и организации, попадающие под обязательный аудит согласно законодательству.

Критерии обязательного аудита в 2018 году

Какие же фирмы не вправе увильнуть от ока аудиторов? Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307, аудит является обязательным, для:

  1. Акционерных обществ.
  2. Фирм, чьи ценные бумаги участвуют в торгах.
  3. Кредитных, страховых организаций и инвестфондов (в том числе пенсионных) и их УК.
  4. Крупных компаний (кроме государственных учреждений и т.п.). Это фирмы, чья выручка за год до отчетного превысила 400 млн рублей или чьи активы на конец того же периода оказались более 60 млн рублей.
  5. Организации (кроме государственных либо муниципальных органов и иных госучреждений), представляющие (раскрывающие) годовую консолидированную бухгалтерскую или финансовую отчетность.
  6. Некоторые другие организации (согласно прочим действующим законам).

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности можно посмотреть на сайте Минфина РФ или скачать по ссылке ниже. Там содержится таблица с условиями для обязательного аудита в 2018 году.

Скачайте и возьмите в работу:

Комментарий аудитора

Дарья Перковская, директор департамента аудита АКГ «Деловой профиль»

Таблица Минфина является очень хорошей, рабочей «палочкой-выручалочкой» для определения необходимости проведения обязательного аудита финансовой и бухгалтерской отчетности.

Как выбрать компанию, которая проведет обязательный аудит

Минфин в перечне случаев указывает, кто имеет право осуществить аудит для тех или иных организаций. В некоторых случаях выбор у компании довольно велик: это может быть и индивидуальный аудитор, входящий в одну из саморегулируемых организаций аудиторов, и соответствующая фирма. Правда, такое право выбора есть лишь у фирм из пункта 4 (т.е. крупных), некоторых клиринговых фирм и участников рынка ценных бумаг, организаторов лотерей и застройщиков (долевое строительство), крупных туроператоров и некоторых УК из указанного списка. В остальных случаях нанимать для проверки ИП компания права не имеет. Более того, большинству организаций, подлежащих аудиту, придется выбирать из поставщиков услуг, имеющих хотя бы одного штатного специалиста с аттестатом, полученным после 1 января 2011 г.

Впрочем, выбор и сама его процедура зависит и от того, кому принадлежит аудируемая фирма.

Комментарий юриста

Юлия Семенова, старший юрист CAF Group

Поскольку аудиту подлежат как коммерческие, так и государственные компании, то и решение принимают их собственники. Для государственных компаний и компаний с государственным капиталом обязанность проведения открытых конкурсов на выбор аудитора устанавливается законодательством. Чисто коммерческие компании сами вправе устанавливать процедуры выбора и заключения сделок с аудиторами, как правило такой порядок установлен в уставных документах компаний.

Ограничение, касающееся аттестата, полученного после 1 января 2011 г., было введено Минфином РФ в связи с тем, что с этого времени прекратил действие упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора. Таким образом, были установлены новые требования к аудиторам, при этом полномочия тех аудиторов, которые получили аттестат ранее, были сокращены.

Итак, с формальными характеристиками все ясно. Как же дальше выбрать из большого числа предложений? В первую очередь это касается коммерческих компаний.

Есть. конечно, общие рекомендации. Как и при оказании любых других услуг – от продажи одежды до юридических консультаций – сначала необходимо изучить информацию на сайте аудиторов. Большой срок существования фирмы, наличие крупных, солидных клиентов и их отзывы на сайте, разнообразие аудиторских и консалтинговых услуг, добротно сделанный сайт говорят сами за себя.

Одно немаловажное условие, которое желательно соблюдать: аудиторская фирма должна быть застрахована. Речь идет о профессиональной ответственности специалистов. Ведь даже и самые компетентные эксперты с огромным опытом могут допустить небрежность, невнимательность, дать в связи с этим неверные рекомендации или пропустить ошибку. А это, в свою очередь, может привести к финансовым тратам: например, из-за санкций налоговиков или из-за восстановления утерянного либо испорченного документа.

И, конечно, немаловажную роль играет цена. Очевидно, что не все фирмы способны нанять для обязательного независимого аудита «звезд» аудиторской отрасли, способных провести проверку максимально дотошно, дать оптимальные рекомендации, да еще и, при необходимости, в сравнительно короткие сроки. Поэтому при выборе специалистов очень важно учесть методику расчета ими стоимости своих услуг (эта информация не всегда есть на сайте).

Читайте также:

Этапы проведения обязательного аудита

Подготовительный этап. После заключения договора об оказании услуг аудиторам нужно понять, какова специфика деятельности фирмы, определить объемы и сроки работ, а также количество необходимых для проверки специалистов.

Этап проверки. лучаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетностиНа этом этапе проверяющий изучает саму отчетность и другие необходимые документы, при необходимости запрашивает пояснения у финансового отдела/бухгалтерии.

Подготовка заключения. Аудитор составляет заключение, в котором указывает на обнаруженные недостатки, дает рекомендации руководству и финансовому отделу компании. Затем заключение необходимо сброшюровать и заверить подписью и печатью.

При проведении проверки и написании заключения необходимо руководствоваться Международными стандартами аудита (МС, которые можно прочитать на сайте Минфина (действуют с 1 января 2017 года). В дополнение ним применяются также правила, разработанные саморегулируемой организацией. Важно помнить, что они не должны противоречить МСА и их соблюдение является обязательным для всех членов организации.

Новшество, появившееся в 2016 году: результаты обязательной проверки заказчик должен зарегистрировать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Структура заключения

Законодательство подробно описывает обязательные составные части заключения.

Итак, в начале идет название «Аудиторское заключение». Затем указывается адресат (это могут быть акционеры, участники ООО, а также другие лица).

Обязательно приводится нформации о компании: ее наименование, государственный регистрационный номер, а также место нахождения.

Необходимыми являются и сведения о самих аудиторах: регистрационные данные, наименование саморегулируемой организации аудиторов, в которую входит аудиторская фирма или аудитор.

Далее идут данные об аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности: ее список, период, за который она составлена, распределение ответственности в ее отношении между заказчиком и аудиторской организацией (либо ИП).

Обязательной частью являются ведения о проверке, выполненной аудиторами.

Весьма важная часть заключения отражает мнение экспертов о достоверности изученной ими отчетности. При этом указываются обстоятельства, которые могут существенно повлиять на ее достоверность.

Заключение может быть немодифицированным и модифицированным. Первый вариант составляется, если специалист не обнаружил никаких значительных несоответствий отчетности правилам, то есть все данные отражены в ней надлежащим образом. Второй вариант подразумевает три возможности.

  1. Мнение с оговоркой. Возможно лишь в том случае, если обнаруженные (или возможные, но не доказанные) расхождения хоть и являются существенными, но не затрагивают самые значимые элементы отчетности.
  2. Отрицательное мнение. Его вписывают, если эксперт нашел доказательства того, что искажения все вместе или по отдельности существенно влияют на достоверность отчетности.
  3. Отказ от выражения мнения. Такой вариант возможен при недостатке доказательств у проверяющего, позволяющих прийти к какому-либо мнению касательно отчетности. При этом он может считать, что возможные искажения могут в существенной степени негативно влиять на нее.

Комментарий аудитора

Дарья Перковская, директор департамента аудита АКГ «Деловой профиль

После введения МСА мнение теперь указывается первым разделом. Далее следуют знакомые пользователям разделы с Основанием для выражения мнения и ответственностью Аудитора и Аудируемого лица.

Дополнительно в заключение могут быть включены разделы с Важными обстоятельствами и Прочей информацией. Также как и в случае с Мнением аудитора, эти разделы подняты выше (ранее они представлялись в конце Аудиторского заключения.

Аудиторское заключение дополнилось новым разделом – Ключевые вопросы аудита. Он призван повысить информационную ценность заключения путем большей прозрачности проведенного аудита. Ключевой вопрос аудита – это не оговорка! Это информация, которую аудитор подтверждает, но, в силу ее значимости, дополнительно раскрывает в аудиторском заключении, какими именно процедурами он подтвердил достоверность этой информации. Впрочем, данный раздел обязателен только для компаний, чьи ценные бумаги участвуют в торгах.

Обязательно должна быть указана дата составления заключения. Если даты нет, то в случае претензий к аудиторам со стороны заказчика или к заказчику со стороны, например, налоговых органов, будет неясно, какие сведения аудитор был обязан учесть, а какие были указаны в бухгалтерских документах уже после составления отчета. Иными словами, дата помогает ограничить сферу ответственности аудитора.

Еще по теме:

Штрафы за обязательный аудит в 2018 году

Ответственность за отсутствие обязательного аудита обязательного аудита, а также за уклонение от проведения обязательного аудита пока не предусмотрена законодательством. Однако есть серьезные штрафы, связанные с аудиторским заключением.

Штрафы за нарушение правил раскрытия аудиторского заключения

Самые существенные санкции на текущий момент связаны с требованием о раскрытии информации в Едином реестре. Это касается только акционерных обществ (как ПАО, так и АО), которые в соответствии со статьей 15.19 КоАП за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту могут быть оштрафованы:

  • на 30–50 тыс. руб. (должностные лица),
  • на 700–1000 тыс.руб. (общество).

Штрафы за непредставление заключения в Росстат

Если организация должна проводить обязательный аудит годовой отчетности, значит, она должна подавать в Росстат аудиторское заключение вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности. Иначе ей придется заплатить штрафные санкции за обязательный аудит (ст. 19.7 КоАП РФ).

Комментарий аудитора

Дарья Перковская, директор департамента аудита АКГ «Деловой профиль

Непредоставление заключения в Росстат чревато несущественными санкциями в сумме 3–5 тыс.руб. на организацию и 300–500 руб. на ответственное лицо (статья 19.7 КоАП).

Комментарий юриста

Юлия Семенова, старший юрист CAF Group
Одной из мер дисциплинарного наказания аудитора, допустившего нарушение законодательства об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов является штраф, который накладывается на аудитора саморегулируемой организацией, членом которой он является. Размер штрафа устанавливается саморегулируемой организацией, на практике он в зависимости от всех обстоятельств нарушения варьируется от 1500 до 10000 рублей.

Итак, обязательный аудит — это аудиторская проверка отчетности компаний, указанных законодателем. Минфин определил, кто имеет право оказывать обязательные аудиторские услуги и каким заказчикам. Такая проверка имеет четкую структуру и регулируется МСА. При составлении, принятии и регистрации заключения необходимо учитывать некоторые законодательные новшества, появившиеся в последнее время (в 2016 и 2017 годах), а также возможные штрафные санкции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Смотрите так же:

  • Штрафы по ст 1810 коап рф Статья 3.5 КоАП РФ. Административный штраф (действующая редакция) 1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных […]
  • Если ребенок родился 7 баллов Красноярский медицинский портал Krasgmu.net Оценка по шкале Апгар через 1 минуту говорит об исходном состоянии новорожденного, указывает на тех детей, которым требуется больше внимания, а оценка на 5 минуте - говорит об эффективности. Поэтому […]
  • Региональный материнский капитал химки Особенности проведения региональной программы Материнский капитал в Московской области Многих граждан в регионах интересует возможность получении дополнительной финансовой помощи (регионального мат. капитала) при рождении второго и последующего […]
  • Протокол заседания школьного совета по профилактики Протокол заседания Совета профилактики мку школы-интерната №5 г. Нижнеудинска заседания Совета профилактики МКУ школы-интерната № 5 г. Нижнеудинска №1 от «28» сентября 2012 г. Состав Совета профилактики: Муратова Л.М. , соц. педагог-руководитель […]
  • Стандартный вычет на третьего ребенка инвалида Стандартный налоговый вычет на детей в 2018 году Стандартный налоговый вычет на ребенка — это сумма заработка, с которой не будет удерживаться подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Эта льгота уменьшает налоговую базу и позволяет увеличить «чистый» […]
Комментарии запрещены.