Обращение граждан в конституционный суд

Обращение граждан в конституционный суд

Подаем жалобу в Конституционный суд Российской Федерации

Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право отстаивать свои интересы в суде. К сожалению, сегодня не все представители судебной системы работают эффективно. Обжалование их постановлений можно провести в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Если все эти меры не помогли (человек не смог отстоять свои права), существует крайняя мера — жалоба в Конституционный суд РФ.

Этот орган выведен в отдельную инстанцию. Функции КС на территории страны — защита интересов россиян. Конституционный суд расположен в Санкт-Петербурге, но имеет представительство в столице РФ. В этом суде работают всего 12 судей, и дело слушается только при условии, что на заседании присутствует более 2/3 судейского состава. Если сведений по делу достаточно, заседание вовсе не проводится, а вердикт принимается за закрытыми дверями.

Самостоятельно составить жалобу от имени граждан будет сложно, так как важно соблюдать различные законодательные нормы, стандарты, требования. Опытный юрист знает обо всех критериях и порядках, по которым решения обжалуются.

Заручившись поддержкой профессионала, можно быть уверенным, что жалоба будет рассмотрена в кратчайшие сроки. На территории России существует множество платных юридических фирм, но большинство все же предпочитают услуги онлайн-юристов.

Дистанционный юрист ответит на все вопросы, даст эффективные рекомендации, поможет обойти «подводные камни» действующей законодательной системы жителям всех регионов Российской Федерации в любое время суток.

Основания для подачи жалобы

В Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 № 1 обозначены категории лиц, имеющих право подавать ходатайство. В этом документе также сказано, что обращение может быть коллективным и индивидуальным.

Обжалование судебных резолюций первых и вторых инстанций при Конституционном суде могут инициировать физические и юридические лица, органы законодательной и исполнительной власти. Важно понимать, что обращаться к высшей судебной инстанции можно, имея веские основания, аргументированные факты.

Сегодня КС России располагает официальным интернет-сайтом, где все желающие могут ознакомиться с процедурой обжалования, найти пример составления апелляции, узнать об аналогичных спорах, результатах их рассмотрения.

Прежде чем КС начнет производство по делу, судьи оценят все основания для подачи иска, составят допуск. Причины, по которым допуск предоставляется по заявлению, следующие:

  • после постановления органа предыдущей инстанции прошло менее 12 месяцев;
  • дело прошло все этапы судебного процесса — рассмотрение, апелляцию, кассацию;
  • постановление нарушает права россиян.

Срок, за который можно провести обжалование вердиктов, не должен быть более года. Также важно не торопиться с подачей иска, поскольку КС вправе отклонить заявление по причине незавершенности процесса. Отказать в рассмотрении дела могут, если решение данного спора не в компетенции КС или заявитель не аргументирует основания для подачи иска, просит внести изменения в действующее законодательство.

Этапы судопроизводства

Рассмотрение дела в Конституционном суде представляет собой сложный, многоуровневый процесс, состоящий из нескольких стадий.

  1. Подача иска в Секретариат КС. Изначально жалоба попадает в эту структуру, где специалисты изучают документ, проверяют его на наличие ошибок, неточностей. Если дефекты заявки были обнаружены, гражданин получает ее обратно. После исправления ошибок, внесения изменений иск подается снова.
  2. Предварительное ознакомление с ходатайством. Этим вопросом занимаются всего несколько судей, они изучают обстоятельства и основания по делу, решают, допустить апелляцию к общему рассмотрению или отказать. Вынесение резолюции на предварительном этапе может занять до 90 дней.
  3. Проведение заседания по данному вопросу. Слушание дела при КС по вопросам граждан проводится по аналогичным правилам и порядкам, что и разбирательство в обычном органе первичной инстанции.
  4. Вынесение и публикация вердикта. Определение по делу будет вынесено через какое-то время после слушания. Участников процесса вызовут в зал заседания, где ознакомят с решением. Утвердив постановление, его опубликуют на сайте КС, а также отправят сторонам конфликта по почте.
  5. Разъяснение постановления. Конституционный суд редко решает прокомментировать свое мнение. Обычно оно воспринимается как ясное, законное и аргументированное, не подлежащее обжалованию.

На каждом этапе рассмотрения дела в КС заявителю может прийти отказ, поэтому важно грамотно составить жалобу под контролем юриста, специализирующегося на аналогичных вопросах. При необходимости специалист предоставит пример заявления, альтернативным вариантом станет его составление юристом.

Лучше всего, если истца будет представлять опытный адвокат, который сумеет отстоять права своего клиента. Важно, что юрист должен располагать доверенностью на представление интересов.

Особенности составления жалобы

Составлять ходатайство в КС следует, имея перед глазами пример его написания. Свое требование необходимо составлять в нескольких экземплярах, а каждого участника дела — уведомить о подаче иска.

В документе не допускается наличие ошибок, неточностей, исправлений. Стиль написания бумаги должен быть деловым и соответствовать нормам делового этикета. Употребление эмоциональных фраз, некорректных выражений и ненормативной лексики — весомые основания для того, чтобы оставить иск без рассмотрения.

Сегодня для граждан не существует строгой формы для написания жалобы, достаточно, чтобы она содержала:

  • наименование судебной инстанции;
  • личные сведения о человеке и его контактные данные;
  • информацию о других участниках процесса;
  • данные по первичным постановлениям;
  • нормы конституции, нарушенные решениями первых инстанций;
  • дату и подпись.

К обращению нужно приложить квитанцию об оплате государственной пошлины, а также все имеющиеся документы по делу. Каждая бумага должна быть представлена в оригинале и иметь копии. Усилить действие жалобы можно, ссылаясь на практику зарубежных судейских органов и правовые позиции Конституции России. Указание на формализм судей и несоответствие норм закона и постановлений также укрепит позиции заявителя в КС.

Для рассмотрения жалобы нужно приложить список документов, который состоит из следующих элементов:

  • текста решения, которое подлежит очередной проверке;
  • текста пункта Конституции, толкование которого необходимо заявителю;
  • представительской бумаги, доверенности, если представитель не является должностным лицом;
  • копий бумаг, подтверждающих право человека на обращение к соответствующему органу для рассмотрения жалобы;
  • переводов документации и оригиналов;
  • списка свидетелей и экспертов, которые имеют право свидетельствовать при рассмотрении производства;
  • доказательной базы.

Апелляция должна сопровождаться копией бумаги, которая подтверждает право заявителя на обращение к КС по конкретному делу и возможность применения законодательных актов к ситуации. Чтобы приобщить такую бумагу к жалобе, необходимо обращение к органу, рассматривающему дело.

Конституционный суд занимается также делами иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ. В данном случае документация на иностранном языке должна сопровождаться нотариально заверенным переводом.

Каждое обращение в КС РФ облагается государственной пошлиной. При подаче ходатайства отдают сумму, равную 15 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Юридическое лицо при обжаловании предыдущего решения выплачивает 15 МРОТ. Физическое лицо готовит обращение на обжалование за 1 МРОТ.

Некоторые лица имеют право на уменьшенный размер госпошлины ли освобождение от нее. Это решение принимается судьей КС РФ при наличии оснований. Когда заявление отклонено, госпошлина возвращается.

Жалоба в Конституционный суд РФ

Конституция является высшим правовым документом в нашей стране. Конституционный суд рассматривает заявления граждан, которых не удовлетворило прохождение судебного, апелляционного, кассационного и надзорного производства. Каждый человек обладает равными правами по защите своих интересов, но при этом необходимо соблюдать правила и порядок обращения.

Подавая жалобу в Конституционный суд, заявитель использует последнюю правовую возможность. Подготовку к обращению и подтверждение своей позиции следует проводить крайне взвешенно и обоснованно. Головной офис Конституционного суда расположен в Санкт-Петербурге, орган имеет представительство в Москве.

Круг полномочий суда распространяется на нарушения конституционных положений страны. Поэтому жалоба будет принята, если содержит указания на существенные нарушения гражданских прав. В состав суда входят 12 судей, заседания считаются легитимными, если присутствуют 2/3 членов. Если обстоятельства представленного дела ясны для заседателей, то решение может быть принято в закрытом порядке.

Составление жалобы и соблюдение процессуальных норм возможно при участии практикующего юриста. От качества и грамотности юридического акта зависит время рассмотрения и, во многом, вынесенное судом постановление. Изложить свою позицию понятным, но юридическим языком, указать требования, и приложить доказательные фактические материалы — все это сможет сделать профессионал.

Начать решение вопроса стоит с онлайн консультации на нашем сайте. Юридические сведения, предоставляемые нашим пользователям, соответствуют действительности и могут быть использованы в любых обстоятельствах. Наша помощь бесплатна, оказывается в удобное для пользователей время и предоставляется всем жителям страны.

Основные причины для обращения

Скачать образец жалобы в Конституционный суд РФ

Обжаловать полученное ранее решение могут частные и юридические лица, органы социальной, исполнительной, надзорной и представительской власти. Всю исчерпывающую информацию можно получить на официальном сайте Конституционного суда. В интернете приведен порядок обращения, даны существенные указания и рекомендации заявителям.

Если следовать приведенным правилам и изучить стандартные примеры, то жалоба будет принята и оперативно рассмотрена. Процедура принятия жалобы в КС организована особым образом. Предварительно потребуется получить допуск, чтобы заявление было зарегистрировано и принято к рассмотрению. Пакет документов и сам акт будут изучены на соответствие и выполнение процессуальных нормативов.

Чтобы заявление было принято, должны выполняться следующие условия:

  • с момента вынесения окончательного вердикта прошло менее года;
  • податель жалобы прошел три существующих этапа судопроизводства;
  • вынесенное решение нарушает конституционные нормы и права заявителя.

Исковое заявление может быть рассмотрено и принято в работу в течение года после окончательного завершения судопроизводства. Причин для отказа или возврата иска на доработку существует множество, нет закрытого списка. Это может быть незавершенность судебного дела, не входить в компетенцию КС РФ, требование изменить действующее законодательство и многое другое, что противоречит процессуальным нормам.

Выиграть дело в Конституционной инстанции вполне возможно, но готовиться к процессу, в частности составлять заявление, следует тщательно и очень ответственно.

В законодательстве существует возможность запрета на повторное обращение, если суд признает доводы неубедительными и поверхностными, не могущими обосновать позицию заявителя.

Порядок судопроизводства в КС РФ

После принятия заявления и регистрации его в канцелярии Конституционного суда, дело рассматривается в нескольких стадиях.

Порядок производства:

  • после подачи заявления и пакета сопроводительных документов в секретариат, проверяется формальное и фактическое соответствие заявленному;
  • предварительная работа по принятому заявлению. Жалобу рассматривают судьи, которые должны решить дальнейшую судьбу дела. Это может быть закрытие производства и уведомление истца в причинах или назначение судебного заседания. Первичный этап разбирательства может быть продлен до 90 дней, после чего до заявителя доводится принятое решение. Следует заметить, что податель жалобы получит письменное сообщение о причине прекращения рассмотрения;
  • назначается заседание судейской коллегии, где рассматриваются все обстоятельства дела. Порядок ведения тяжбы совпадает с обычной практикой судов и соответствует стандартным процессуальным установкам;
  • публикация и уведомление заинтересованных лиц в вынесенном вердикте. Данные публикуются в печатном издании КС, а непосредственного заявителя вызовут повесткой в суд и ознакомят с выводами суда;
  • в особо сложных и противоречивых случаях суд дает разъяснения по вынесенному постановлению. Это делается в связи с тем, что решения КС являются образцом и примером для последующего рассмотрения подобных дел в судах федерального значения.

Несмотря на то, что жалоба формально принята в канцелярии суда, на каждом этапе судопроизводства дело может быть приостановлено и возвращено на доследование, могут потребоваться новые факты и аргументы, свидетельские показания. Именно поэтому составлять документы для Конституционного суда должен юрист, имеющий опыт подобных обращений.

Предварительно потребуется оформить доверенность на имя юриста, чтобы он имел основания представлять доверителя в суде. Составление документов потребует от юриста профессиональных навыков и правовых знаний. От его грамотности в большей мере зависит успех обжалования столь сложного и неординарного дела.

Особенности составления жалобы в КС

Лучше всего составлять жалобу на основе стандартного образца. Строгих установок документооборота не существует, основные требования состоят в грамотном и обоснованном изложении. Жалоба не должна содержать эмоций и указаний, каким образом наказать противную сторону. Количество копий заявления должно соответствовать количеству участников процесса.

Другими словами, все заинтересованные лица должны получить копию и быть в курсе открытия процесса. Получив уведомление и узнав, почему истец обратился в КС, противная сторона получает возможность предоставить суду свои пояснения и видение фактов. Юридический акт, который заявитель направляет в Конституционный суд, должен содержать:

  • наименование суда рассмотрения;
  • личные и паспортные данные заявителя, его контакты;
  • статус в прежних рассмотрениях подателя жалобы и противной стороны;
  • материалы дела в кратком изложении;
  • требования заявителя, в соответствии с действующим законодательством;
  • нарушения конституционного права в данном судебном деле;
  • подпись, дата и перечь приложенных сведений.

Документы прилагаются в оригиналах и копиях, в заявлении можно сослаться на зарубежную и российскую практику подобных дел. Чем обоснованней будет призыв к пересмотру ранее принятых решений, тем больше шансов на положительный исход дела. Следует учесть, что КС в праве принимать жалобы иностранцев, проживающих в РФ.

Как и когда подается жалоба в Конституционный Суд РФ

Основание и порядок обращения в Конституционный суд

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде Российской ации является обращение в Конституционный суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Для гражданина:

Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Жалоба, подаваемая гражданином на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

— закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

— закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, меняющем закон.

Конституционный суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон вправе приостановить производство до принятия решения Конституционна судом Российской Федерации.

Жалоба направляется в Конституционный суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В жалобе должны быть указаны:

— Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

— наименование заявителя (фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

— необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

— нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федера ного конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный суд Российской Федерации; — точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и сданные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

— конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным судом Российской Федерации;

— позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

— требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному суду Российской Федерации;

— перечень прилагаемых к жалобе документов.

Документы, прилагаемые к жалобе:

— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право выступать в Конституционном суде Российской Федерации в качестве представителя;

— документ об уплате государственной пошлины;

— перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

— копия официального документа, подтверждающего применение либо ясность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Размер госпошлины при обращении в суд

Обращения в Конституционный суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной:

запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров труда;

— жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

— жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Жалоба граждан в Конституционный суд РФ, особенности подготовки

Гарантом конституционных прав и свобод граждан РФ выступает Конституционный суд РФ. Но всегда ли жалоба в Конституционный суд РФ может выступать как инструмент правовой защиты? Далеко не всегда. Только в строго определенных законом случаях.

Возможность подавать жалобы на действия субъектов права во все времена считалась одним из основных способов защиты. Несмотря на уровень доверия граждан к правовой системе своего государства, каждый, оказавшись перед лицом правовых неурядиц, ищет дополнительные возможности отстоять свои интересы путем обжалования неправомерных решений. Когда дела в местных судах идут из рук вон плохо, кажется, что обращение в высшие правовые инстанции государства сможет решить проблемы.

Конституционный Суд выведен в отдельный орган судебной власти, который не имеет начальных инстанций на местах. Сам суд находится в Санкт-Петербурге и имеет свое представительство в Москве. Все жалобы, адресованные в КС, необходимо отправлять непосредственно в Санкт-Петербург на Сенатскую площадь, дом 1.

Суд состоит из двенадцати судей. Судебные заседания проводятся в присутствии минимум двух третей всего судейского состава. Однако судебные слушанья проводятся не по всем поступающим жалобам. Нередки случаи, когда суду достаточно тех материалов, которые были направлены с жалобой, а также высказанных ранее правовых позиций органов судебной власти, чтобы разрешить дело без проведения судебного слушанья. Принятие таких решений происходит без вызова сторон в суд.

Кто может обращаться в суд

КС принимает письменные заявления:

  • граждан РФ, физических лиц с другим статусом или граждан других государств, которые имеют право проживать на территории страны;
  • юридических лиц, независимо от формы собственности и формы;
  • субъектов власти РФ (глава государства, Кабмин, суды, органы местной исполнительной или законодательной власти).

Виды обращений

Независимо от названия того документа, с которым заявитель обращается к суду, в этом документе должна содержаться подтвержденная информация. Указывается, что было допущено нарушение конституционных прав граждан – субъектов права ввиду обнаружившегося несоответствия определенной нормы права (семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного и т.д.) закрепленным в конституции основным гарантиям гражданского общества.

На сайте Конституционно суда можно найти не один пример решений этого органа. Это даст возможность ознакомиться с той процедурой, по которой осуществляется обжалование в КС.

В обращении должна быть следующая информация:

  • данные о заявителе (ФИО и почтовый адрес);
  • реквизиты актов или решений, обжалование которых осуществляется по этому обращению;
  • указание на конкретную норму закона о Конституционном суде, которую заявитель рассматривает как основание для подачи обращения.

Каждый документ, который подается в суд, должен сопровождаться копией. Если к обращению прилагаются документы не на русском языке, то к ним должен быть приложен официальный перевод на русский.

Если рассмотреть любой пример решений КС, в начальной части разрешения дела суд оценивает, может ли быть допущено обжалование по тем основаниям, которые изложены заявителем.

Основания допуска обращения граждан:

  • при принятии обжалуемых решений были затронуты конституционные права граждан;
  • заявителем пройдены все этапы рассмотрения дела в суде, согласно подсудности (местный, апелляция, кассация);
  • с момента рассмотрения дела судом еще не прошел один календарный год.

Исходя из перечисленных требований, для принятия решений о допустимости жалобы в ней необходимо дополнительно подчеркнуть, какие конституционные права нарушены, каким образом это нарушение отражено в тексте решений судов и когда дело, по материалам которого составлена жалоба, было рассмотрено судом.

Прохождение процедуры

Чаще всего КС отказывает в удовлетворении жалоб, в которых:

  1. Уделяется большое внимание обстоятельствам дела, которые заявитель считает неправильно оцененными предыдущими судебными инстанциями. Конституционный суд не будет разбираться в фактических материалах – кто прав, а кто виноват в данном конкретном случае. Он должен разрешать вопросы права: соответствует примененное право норме Конституции или нет.
  2. Заявитель представляет перед Конституционным судом аргументы, подтверждающие несовершенство определенных норм закона или указывает на коллизии между нормами законодательных актов. Не в компетенции КС устранять коллизии и недоработки законодательного органа. Поэтому перед тем, как строить аргументацию своей жалобы, необходимо ориентироваться исключительно на задачи Конституционного суда.
  3. Заявитель обращается с просьбой оценить на соответствие нормам конституции не определенную норму права, а судебное решение, принимая КС за еще одну ступень судебного рассмотрения своего дела.
  4. Не может быть проверено нарушение конституционных прав граждан допущенное, по мнению заявителя, на основании применения нормативно-правовых актов. КС проверяет только соответствие Конституции законов РФ, а не инструкций, постановлений и приказов, выданных органами государственной власти. Для этих категорий решений есть своя процедура обжалования.

Советы по аргументации

Кроме тех моментов, на которые нельзя ссылаться при составлении жалобы в КС РФ, есть еще ряд обстоятельств, на которых необходимо сделать дополнительный акцент, чтобы придать жалобе аргументационную насыщенность:

  1. Как можно чаще и больше ссылаться на уже существующие и изложенные в решениях разных лет позиции Конституционного суда.
  2. Привести правоприменительную практику Европейского суда по правам человека.
  3. Указывать на противоречивость судебной практики применения одной и той же нормы права.
  4. Ссылаться на нарушение таких основных требований к судебным разбирательствам, как:
  • недопущение формализма;
  • соблюдение баланса прав и интересов всех участников правоприменительного процесса.
  1. Обратить внимание на то обстоятельство, что судебные инстанции при принятии решений перебирают на себя полномочия Конституционного суда и делают выводы по тем вопросам, которые входят в компетенцию исключительно КС РФ.

Составленная по всем канонам современного конституционного права жалоба граждан, при наличии серьезных оснований для ее подачи, достаточно быстро пройдет все стадии рассмотрения и увенчается принятием решения одним из самых компетентных органов судебной власти РФ.

2.4. Субъекты обращений в Конституционный Суд РФ

Субъекты, имеющие право на обращение в КС РФ с запросами, перечислены в ст. 125 Конституции РФ. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Палаты Федерального Собрания РФ, ВС РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 96 Закона о Конституционном Суде правом на обращение КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

При подготовке обращения адвокату необходимо учитывать, что основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

При отсутствии соответствующей неопределенности КС РФ вправе отказать в принятии обращения к рассмотрению.

Адвокат должен учитывать, что в законе предусмотрены особые требовании к форме обращения. Так, обращение направляется в КС РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом.

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, дающие право на обращение в КС РФ;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликовании и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в Законе о Конституционном Суде основания к рассмотрению обращения в КС РФ;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к КС РФ;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Во всех случаях обращения, поступающие в КС РФ, подлежат обязательной регистрации в Секретариате суда.

Секретариат КС РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона о Конституционном Суде в случаях, если обращение:

• явно не подведомственно КС РФ;

• по форме не отвечает требованиям Закона о Конституционном Суде;

• исходит от ненадлежащего органа или лица;

• не оплачено государственной пошлиной (если заявитель не освобожден от нее).

При этом адвокат должен иметь в виду, что заявитель вправе потребовать принятия КС РФ решения по поднятому вопросу: после устранения указанных недостатков заявитель может вновь направить обращение в КС РФ.

Адвокату необходимо иметь в виду, что на данной стадии судьями КС РФ проводится предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в КС РФ. Заключение судьи (судей) КС РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании КС РФ.

Заканчивается предварительная стадия решением КС РФ по вопросу о принятии обращения к рассмотрению в пленарном заседании, о котором уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

Отказ в принятии обращения к рассмотрению допускается в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно КС РФ;

2) обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым;

3) по предмету обращения КС РФ ранее уже вынес постановление, сохраняющее свою силу.

В случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое КС РФ производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. При этом за заявителем сохраняется право отозвать свое обращение до начала рассмотрения дела в заседании КС РФ. В этом случае производство по делу прекращается.

Необходимо иметь в виду, что несоответствие формы обращения, отсутствие обоснованной правовой позиции о нарушенных конституционных правах, недостаточная аргументация несоответствия нормативного правового акта Конституции РФ или неопределенности в ее понимании могут послужить основанием отказа в принятии к рассмотрению данного обращения КС РФ. Поэтому первостепенная задача адвоката состоит в составлении грамотного обращения, что обеспечит ему возможность рассмотрения обращения по существу в заседании КС РФ.

Адвокату также следует учитывать, что в соответствии со ст. 53 Закона о Конституционном Суде стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны являться по вызову КС РФ, давать объяснения и отвечать на вопросы судей. При этом необходимо иметь в виду, что неявка стороны или ее представителя в заседание КС РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Требования КС РФ о предоставлении текстов нормативных актов и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз и т.д., обязательны для всех органов, организаций и лиц.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований КС РФ, несут эти органы и организации.

Расходы иных организаций и граждан возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Вопрос о принятии либо непринятии обращения к рассмотрению должен быть решен в пленарном заседании в течение месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, в том числе по ходатайству стороны или ее представителя, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

Участвуя в процессе рассмотрения дела КС РФ, стороны и их представители вправе давать объяснения с приведением правовых аргументов в обоснование своей позиции, отвечать на вопросы судей и другой стороны, по окончании судебного исследования выступать с заключительной речью. При этом в своих заключительных выступлениях стороны и их представители не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся КС РФ.

В случае если после заключительных выступлений сторон КС РФ признает необходимым выяснить какие-либо дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны и их представители имеют право на повторное заключительное выступление, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Адвокату необходимо иметь в виду, что особенностью конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ является окончательным и обжалованию не подлежит. Закон о Конституционном Суде предусмотрел лишь возможность исправления неточностей в решении суда и разъяс

нения этого решения. Вопросы, связанные с разъяснением решения КС РФ, регламентируются в ст. 83 Закона о Конституционном Суде.

Решение может быть официально разъяснено только самим КС РФ в пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение. Основанием для разъяснения служит ходатайство органов и лиц, имеющих право на обращение в КС РФ, либо других органов и лиц, которым решение направлено. Рассмотрение ходатайства происходит с участием органа или лица, заявившего его. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. По результатам разъяснения решения КС РФ выносится определение. Адвокату необходимо также иметь в виду, что помимо процессуальных правил, включенных в Закон о Конституционном Суде, многие организационные вопросы его деятельности решены в Регламенте КС РФ, принятом пленарным заседанием КС РФ на основании ст. 21, 28 Закона о Конституционном Суде.

В Регламенте подробно определяется процедура избрания Председателя КС РФ, его заместителя и судьи-секретаря КС РФ, уточняются полномочия этих должностных лиц, регламентируется порядок формирования палат КС РФ.

Поэтому адвокату, участвующему в конституционном судопроизводстве, необходимо тщательно изучить как процессуальные нормы Закона о Конституционном Суде, так и Регламент КС РФ, особенно в той его части, которая касается подготовки дел, судебного разбирательства и других вопросов, с которыми он может столкнуться и по которым ему придется высказывать свое мнение или готовить письменное заключение.

Адвокату приходится принимать участие не только в работе КС РФ, но и в конституционных и уставных судах субъектов РФ.

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ

Обращение граждан в Конституционный Суд РФ как форма конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина

Защита прав человека и гражданина в конституционном судопроизводстве представляет собой наивысшую форму судебной защиты, поскольку Конституционный Суд РФ обеспечивает единство правотворческой и правоприменительной деятельности в защите основных прав и свобод человека и гражданина. Именно права и свободы выступают доминирующим критерием, по которому Конституционный Суд РФ оценивает соответствие законов и иных нормативных актов Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ занимает особое положение в судебной системе России. В отличие от других высших федеральных судов компетенция и юридическая сила решений Конституционного Суда закреплены непосредственно в Конституции. На основании Конституции РФ детализация статуса Конституционного Суда, его процессуальной деятельности осуществляется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также Регламентом Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Закона о Конституционном Суде). Его деятельность осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.

В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционному Суду подведомственны дела о соответствии Конституции РФ:

— федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

— договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

— не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Подлежащие конституционной проверке вышеуказанные акты рассматриваются Конституционным Судом вне связи с применением оспоренного акта в конкретном деле. Конституционный Суд осуществляет проверку актов, вступивших в силу. Единственным исключением из этого правила являются международные договоры Российской Федерации, конституционность которых Суд оценивает до их ратификации.

Инициатором конституционного судопроизводства по данной категории дел могут быть следующие субъекты: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. По собственной инициативе или по инициативе иных органов, должностных лиц, не перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции, Конституционный Суд дела не рассматривает.

Конституционный Суд является единственным органом, который дает официальное толкование Конституции РФ. Его разъяснения положений федеральной Конституции обладают официальным и общеобязательным характером. Всего Конституционным Судом принято 13 постановлений, в которых дано толкование около 20 статей Конституции РФ.

Конституционный Суд правомочен разрешать споры о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

— высшими государственными органами субъектов РФ.

Такие споры могут возникать в связи со следующими нарушениями: 1) вмешательством одного органа в компетенцию другого; 2) присвоением властных полномочий другого органа; 3) уклонением органа от осуществления собственной компетенции; 4) воспрепятствованием законному осуществлению полномочий. Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции с точки зрения установленных Конституцией разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, установленного ст. ст. 71 — 73 Конституции РФ, и между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Особая категория дел, рассматриваемых Конституционным Судом, связана с проверкой конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Осуществляя контроль за конституционностью законодательства в производстве по разным категориям дел, Конституционный Суд одновременно выступает гарантом прав и свобод человека, интересов всего российского народа.

Например, признав 7 июня 2000 г. неконституционной норму Конституции Республики Алтай об исключительном праве Республики Алтай на находящиеся в ее границах природные ресурсы, Конституционный Суд РФ мотивировал свое решение тем, что такое положение нарушает интересы многонационального народа Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. №10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — №25. — Ст. 2728. .

Конечно, наиболее ярко защита прав и свобод человека просматривается в производстве по конституционной жалобе. Согласно ст. 96 Закона о Конституционном Суде правом на обращение в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Порядок реализации права на конституционную жалобу строго определен.

В решениях Конституционного Суда РФ неоднократно отмечалось, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты (в том числе судебного оспаривания правовых актов), особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ, ее ст. ст. 46 — 53, 118, 120, 123 и 125 — 128, федеральными конституционными законами и федеральными законами Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. №14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ч. 2 ст. 89 НК РФ в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — №30. — Ст. 3214; Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 253-О по жалобе гражданки Дудник Маргариты Викторовны на нарушение ее конституционных прав п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Документ опубликован не был; Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2004 г. №108-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Давыдова Вадима Геннадьевича на нарушение его конституционных прав п. 1 ч. 2 ст. 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Документ опубликован не был; и др. . В отличие от судов общей и арбитражной юрисдикции, рассматривающих жалобы относительно решений и действий (бездействия) правоприменительного характера, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для их осуществления либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он привлечен к ответственности, а также рассматривающих жалобы об оспаривании законности нормативных актов, Конституционный Суд РФ по жалобе граждан осуществляет проверку конституционности закона, примененного в деле этого гражданина. Другими словами, в уголовном, гражданском, административном или арбитражном судопроизводстве, в ином органе, применяющем закон, разрешается спор о защите конкретного права и законного интереса. А в конституционном судопроизводстве такой спор трансформируется в спор о праве между гражданином и государственным органом, принявшим оспариваемый закон. Фактически гражданин требует, чтобы в его деле были непосредственно применены нормы Конституции.

Конституционный Суд РФ не проверяет факты неправильного применения законов, которые привели к ущемлению прав и свобод, не разрешает гражданско-правовых и экономических споров, не рассматривает уголовных и других дел. Его задача — проверять конституционность этих законов по жалобам граждан.

Согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить конституционность такого закона. Жалоба гражданина считается допустимой, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон (ст. 97 Закона о Конституционном Суде).

В случае признания Конституционным Судом закона или его отдельных частей не соответствующими Конституции РФ они прекращают свое действие и не могут применяться, причем не только в отношении обратившегося гражданина. Судебную защиту получают и другие граждане, права которых нарушались или могли быть нарушены законом или отдельными его частями. Таким образом, в конституционном судопроизводстве защищаются публичные интересы.

Решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. Кроме того, подлежат отмене в установленном порядке положения других актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то суды должны применять непосредственно Конституцию.

Решения Конституционного Суда, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам иных судов Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. №19-П по делу о толковании отдельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — №25. — Ст. 3004.. Фактически они приравниваются, как и нормативные акты, к источникам права.

Реализация права на обращение в Конституционный Суд отдельными гражданами способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки; признанию неконституционным увольнения граждан с работы по возрасту; ограничения возмещения причиненного ущерба определенным сроком выплаты при восстановлении незаконно уволенных на работу; внесудебного порядка конфискации имущества; возрастных ограничений для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в вузах; приостановления выплаты трудовой пенсии в связи с лишением пенсионера свободы по приговору суда; лишения гражданина права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия более шести месяцев; установления запрета на регистрацию граждан по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке; увеличения установленного законом срока военной службы по призыву в случае, когда военнослужащий находится под следствием; принятия судебного решения о признании гражданина недееспособным без его личного присутствия и т.д.

Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия не устанавливает фактических обстоятельств, исследование которых отнесено к компетенции других судов. При рассмотрении дел в любой из установленных Законом о Конституционном Суде процедур ему принадлежит исключительное право вынесения официального, а потому обязательного для всех правоприменителей, решения Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. / Н.С. Бондарь. — М.. — 2008. — С. 122..

Решение Конституционного Суда носит окончательный характер и не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно обязательно для всех органов власти, юридических и физических лиц в России. Если решения органов власти были основаны на актах, признанных Конституционным Судом неконституционными, то они не должны исполняться, принявшие их органы обязаны изменить или отменить эти акты в соответствии с правовой позицией Суда. Конституционный Суд может признать неконституционным не сам текст нормы закона, а толкование этой нормы судами, другими правоприменителями.

Так, подтвердив конституционность положения УПК РФ, согласно которому копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства, Конституционный Суд указал, что все правоприменители в целях соблюдения Конституции должны толковать эту норму следующим образом: следователь вправе изъять у обвиняемого, в том числе для хранения до суда при уголовном деле, сделанные в процессе ознакомления с материалами уголовного дела выписки и копии документов, затрагивающие содержащиеся в деле сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Суд своим мотивированным решением признает материалы секретными.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике Определение Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2008 г. №1029-О-П по жалобе гражданина Аниброева Дениса Семеновича на нарушение его конституционных прав положениями ч. 2 ст. 217 и гл. 42 УПК РФ // ВКС РФ. — 2009. — №2..

Рассмотрение судом общей юрисдикции дел о проверке законности указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, законов субъектов РФ и некоторых других нормативных правовых актов не исключает последующей их проверки на конституционность в порядке конституционного судопроизводства. Реализация этого положения на практике фактически приводит к отмене решения суда общей или арбитражной юрисдикции. Конституционный Суд РФ в данном случае выполняет роль своего рода надзорной инстанции, способствующей единству конституционно-правовой системы.

В 2003 г. Конституционный Суд, проверяя Закон Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области», по отдельным положениям этого Закона пришел к мнению, которое по некоторым позициям не совпадало с решением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Коллегия признала положения Закона субъекта РФ не соответствующими федеральному законодательству, а Конституционный Суд высказался за конституционность некоторых из них Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 г. №19-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области // ВКС РФ. — 2004. — №1..

Конституционным Судом сформулирована правовая позиция о том, что суды общей юрисдикции не могут признавать законы субъектов Федерации недействительными, утрачивающими силу, не порождающими правовых последствий со дня издания и, следовательно, не требующими отмены органами, их принявшими. Суд общей юрисдикции может признать закон субъекта РФ в случае его противоречия федеральным законам недействующим, что не означает его отмены судом, лишения данного закона юридической силы с момента издания, а означает лишь запрет на его применение с момента вступления решения суда общей юрисдикции в силу. Решение суда общей юрисдикции не исключает последующей проверки конституционности этого же закона или примененного судом федерального закона в порядке конституционного судопроизводства. Только Конституционный Суд РФ может лишить данные акты юридической силы в результате признания их неконституционными, т.е. недействительными, с момента оглашения постановления Конституционного Суда РФ, что равнозначно отмене данного акта законодателем Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. №6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — №16. — Ст. 1774. .

При первом приближении конституционная жалоба сходна с административной жалобой, однако последняя связана с оспариванием публично-властных обязывающих действий или решений должностных лиц или органов государственной власти на предмет их соответствия законам, в то время как конституционная жалоба направлена на проверку конституционности законодательных актов. Поэтому процедуры судебного разбирательства по данным жалобам различаются, как и юридические последствия судебных решений.

Процессуальные правила производства дел в Конституционном Суде определены не столь подробно и точно, как производство в других судах, где несоблюдение процессуальных норм влечет отмену судебного решения. Как известно, для каждого суда процедуры установлены отдельным процессуальным законом. Сравнение процессуальных Кодексов (Гражданского процессуального, Арбитражного процессуального и Уголовно-процессуального) показывает, что судопроизводство в этих судах хотя и имеет свои особенности, но осуществляется на основе общих принципов. У Конституционного Суда нет своего процессуального кодекса, порядок конституционного судопроизводства определен Законом о Конституционном Суде, нормы которого предельно лаконичны. В силу этого обстоятельства Суд сам создает процессуальные прецеденты (как, впрочем, и конституционные суды зарубежных стран).

Например, в ряде своих решений Суд интерпретировал нормы Конституции и Закона о Конституционном Суде в отношении оснований допустимости обращения; возможности оспаривания по жалобам граждан не только законов в собственном смысле слова, но и ряда подзаконных актов; права на обращение в Конституционный Суд не только граждан, но и лиц без гражданства, что свидетельствует о высокой степени судебной дискреции (усмотрения).

Практика распределения дел в Конституционном Суде более демократична: такое распределение осуществляется между палатами Суда на пленарном заседании (а не председателем суда единолично) после принятия дел к производству, а не наоборот. Принцип коллегиальности пронизывает все стадии конституционного судопроизводства. Существует и много других процессуальных различий в конституционном судопроизводстве.

Конституционное судопроизводство является не правоприменительной деятельностью в собственном смысле этого слова, а больше связано с анализом, творчеством при осуществлении конституционного контроля. Не случайно большинство решений Конституционного Суда содержит правовые позиции, а иногда и новые нормы права Несмеянова, С.Э. Разграничение компетенции между судами / С.Э. Несмеянова // Российская юстиция. — 2002. — №12. — С. 42. .

Разрешение Конституционным Судом дел по жалобам граждан, а также осуществление иных полномочий подчинено одной цели — обеспечению верховенства Конституции, закрепляющей доминирующее положение прав и свобод человека в системе конституционных ценностей.

Выводы по параграфу: Защита прав человека и гражданина в конституционном судопроизводстве представляет собой наивысшую форму судебной защиты, поскольку Конституционный Суд РФ обеспечивает единство правотворческой и правоприменительной деятельности в защите основных прав и свобод человека и гражданина. Именно права и свободы выступают доминирующим критерием, по которому Конституционный Суд РФ оценивает соответствие законов и иных нормативных актов Конституции РФ.

Согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить конституционность такого закона. Жалоба гражданина считается допустимой, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон (ст. 97 Закона о Конституционном Суде).

Смотрите так же:

  • Арест жилья за алименты Арест на жилье за неуплату алиментов Имею значительную задолженность по алиментам в размере 30 тыс. грн., не работаю. Единственное чем владею - это 1/3 квартиры, в которой также проживают мои родственники (2/3 части квартиры). Кроме этого жилья ни […]
  • Увольнение по статье компенсации Консультация юриста Информация Увольнение по статье за прогулы компенсация отпуск Компенсация отпуска при увольнении прогулы Тема в разделе Зарплата и кадры , создана пользователем Lena Tref, 18 ноя 2013.Работник устроился 05 августа, с 23 […]
  • Гпк рф заявления и ходатайства Право заявлять ходатайства гпк Лица, участвующие в деле N 220-ФЗ статья 35 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1. вступающей в силу с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 23 июня 2018 г. N 220-ФЗ статья 35 настоящего Кодекса дополнена частью […]
  • Статья 111 112 Статья 112 ТК РФ. Нерабочие праздничные дни Текущая редакция ст. 112 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - […]
  • Судебный пристав в уфе работа Текущие вакансии Объявление о приёме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Управление […]
Комментарии запрещены.