Первый закон о банкротстве в россии

Первый закон о банкротстве в россии

В России зарегистрирован первый иск о банкротстве депутата Госдумы как физлица

УФА, 9 октября. /Корр. ТАСС Наиль Шахвалиев/. Первый иск о банкротстве депутата Госдумы как физического лица поступил в Арбитражный суд Башкирии. Заявлено подано в отношении Ивана Сухарева от ЛДПР, сообщили сегодня корр. ТАСС в суде.

«Исковое заявление о банкротстве Ивана Сухарева зарегистрировано от истца Руслана Евсюкова», — сказали в суде. Заявление к производству пока не принято.

Как сообщил ТАСС источник, Сухарев может быть признан банкротом за долг в размере 4,37 млн рублей.

Закон о банкротстве

1 октября в России вступил в силу закон о банкротстве физических лиц, согласно которому граждане, не имеющие возможности расплатиться с банками по кредитам, смогут снять с себя долговое бремя, объявив себя банкротом.

Согласно закону, любой должник, независимо от суммы долга, получит право подать заявление в суд о признании его банкротом. Чтобы получить такой статус, гражданину придется доказать суду, что он неплатежеспособен перед кредитором.

Подать на банкротство, помимо самих граждан, могут и их кредиторы, например, банки или налоговые службы. Основное условие — задолженность перед кредитором должна быть не менее 500 тыс. рублей, а просрочка по ней более трех месяцев.

Прежде чем признать человека банкротом, ему могут предложить реструктуризировать задолженность. Также должник и кредитор могут заключить мировое соглашение. Если же человека признали банкротом, суд назначает ему финансового управляющего, который получает все права на распоряжение имуществом должника.

За счет вырученных средств от продажи имущества банкрот и будет расплачиваться с кредиторами. При этом он освобождается от уплаты различных пеней и штрафов, которые начислил ему кредитор за время просрочки долга.

В первый день работы закона самое громкое заявление поступило от Сбербанка в отношении бизнесмена Владимира Кехмана, который возглавляет Новосибирский театр оперы и балета. В то же время в самой Новосибирской области было зафиксировано наибольшее количество заявлений о банкротстве физлиц: около 50 против 5-10 в остальных регионах.

Процедура банкротства физических лиц – пошаговая инструкция 2018 года

До 2015 года в России заявить о банкротстве и пройти соответствующую процедуру могло только юридическое лицо. У граждан и индивидуальных предпринимателей, которые не могли расплатиться с долгами, такой возможности не было. Это порождало массу негативных последствий: долги копились как снежный ком, а должников преследовали коллекторы и судебные приставы. Законный способ выйти из финансового тупика у физлиц и ИП появился только после 1 октября 2015 года, когда в России заработал институт банкротства физических лиц. К 2018 году, за неполных 3 года, данную процедуру прошли уже несколько десятков тысяч граждан.

Расскажем подробнее, что такое банкротство физических лиц, как в 2018 году объявить себя несостоятельным, какие последствия ждут кредитора и должника. Пошаговая инструкция «личного банкротства», свежие новости и правовая аналитика на takovzakon.ru.

Статистика банкротства

Закон о банкротстве физических лиц действует уже 2,5 года. Количество граждан, по собственной инициативе обратившихся в суд с заявлением о признании банкротом, растет. Однако м ногие нюансы данной процедуры до сих пор непонятны большинству обывателей, не обладающих специальными знаниями. Юристам постоянно задают вопрос – как происходит банкротство физических лиц в 2018 году? Плюсы и минусы для должника будут раскрыты в данной статье

По данным статистики, около 45 000 россиян так или иначе освободились от долговых обязательств благодаря нормам о банкротстве физлиц, введенными в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в 2015 году. И хотя по сравнению с подобной практикой в европейских странах и США это незначительная цифра, такой показатель свидетельствует о непрекращающемся совершенствовании банкротного законодательства и наличии уже достаточно сложившейся судебной практики. Эти процессы увеличивают доступность и качественный уровень судопроизводства по таким делам, а значит количество желающих избавиться от долгового бремени путем объявления о несостоятельности будет расти и дальше.

В процентном соотношении количество банкротных дел по заявлению самих граждан намного выше, чем по заявлению кредиторов, – 87% и 12% соответственно, еще 1% дел о банкротстве граждан рассматривается по заявлению налоговиков.

Свежие новости

С 1 января 2018 года государственная пошлина при подаче в суд заявления о признании банкротом уменьшится в 20 раз – с 6 000 рублей, до 300 рублей. Есть и другие инициативы, призванные удешевить процедуру избавления от долгов.

Очередные важные изменения в банкротном законодательстве могут произойти, если будет принят законопроект (№ 307663-7), внесенный на рассмотрение в Госдуму депутатом Николаем Николаевым. Свежие новости из Госдумы – документ, предполагающий изменение в процедуре банкротства физических лиц, готовится к первому чтению до конца весенней сессии 2018 года.

Предлагаемые законопроектом изменения должны законодательно закрепить практику Верховного суда РФ, в соответствии с которой арбитражными судами будет обязательно в в одить ся процедура банкротства физического лица даже несмотря на то, что у должника нет средств на удовлетворение требований кредиторов (Определение ВС РФ от 23 января 2017 года № 304-ЭС16-14541 по делу № А70-14095/2015).

Таким образом, банкротство физического лица без имущества признают стандартной практикой, целью которой станет не только реализация принадлежащего должнику в интересах кредиторов, но также и списание непосильных долгов. Освобождение от обязательств, исполнение которых может растянуться на годы, произойдет, если должник будет признан добросовестным (не вводил в заблуждение относительно своих доходов при оформлении кредита, за 3 года до подачи заявления о признании банкротом не совершал подозрительные сделки с целью сокрытия имущества от кредиторов).

Подача заявления о признании банкротом в 2018 году — пошаговая инструкция

Банкротом может быть признан гражданин, имеющий полумиллионный долг, который не погашен в течение трех месяцев с момента, когда было предъявлено такое требование (п.2 ст. 213.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)). Также подать в суд заявление о признании банкротом можно, предвидя невозможность рассчитаться с долгами в такой сумме (п.2 ст. 213.4 Закона). Такие опасения должны подкрепляться наличием у гражданина признаков неплатежеспособности, перечисленных в п.3 ст. 213.6 Закона, и (или) признаков нехватки имущества, реализация которого позволила бы исполнить обязательство.

Не всегда подача заявления о признании банкротом для гражданина дело добровольное. Пункт 1 ст. 213.4 Закона предписывает должнику подготовить заявление в суд в течение месяца после того, когда должник узнал или должен был узнать о своей некредитоспособности. Это относится и к тем случаям, когда выплата долга одному из кредиторов не позволит должнику рассчитаться с остальными полностью или лишит его возможности вносить обязательные платежи (налоги).

К признакам неплатежеспособности гражданина относятся:

  • прекращение отношений с кредиторами, направленных на погашение задолженности (в том числе налоговой), после наступления срока для этого;
  • неуплата должником в течение месяца более 10 % от суммы долга, в том числе по налогам;
  • превышение суммы долга над стоимостью имущества должника;
  • постановление ФССП об окончании производства по взысканию задолженности в связи с отсутствием у должника имущества, подлежащего взысканию.

Обоснованный прогноз относительно того, что доходы должника за небольшой срок позволят ему расплатиться с кредиторами, не позволит считать должника неплатежеспособным.

Сколько стоит банкротство физического лица в 2018 году?

После того, как должник осознает необходимость обращения в суд с заявлением о признании себя банкротом, перед ним встает, пожалуй, главный вопрос, который вызывает банкротство физических лиц в 2018 году: стоимость процедуры. Практикующие в этой области юристы определяют стоимость ведения дел небольшой категории сложности в пределах 150 000 — 200 000 рублей, включая расходы на госпошлину, публикацию сведений о банкротстве, услуги финансового управляющего и юриста со стороны должника.

Конечно, не всем должникам при сумме задолженности 1,5 — 2 млн рублей под силу понести такие расходы, поэтому контингент банкротов-граждан состоит в основном из предпринимателей.

Другим важным моментом перед обращением в суд является «имущественный вопрос» должника, какие сделки он совершал за последние 3 года. Дарение родственникам, продажа имущества по ценам ниже рыночных и т.п. относятся к подозрительным сделкам, которые могут быть оспорены финансовым управляющим должника (обязательным участником в деле о банкротстве), в результате чего имущество вернется в конкурсную массу и будет взыскано в пользу кредитора. Поэтому не рекомендуется подавать заявление, пока не пройдет указанный срок с момента совершения таких сделок.

Вместе с заявлением о признании банкротом подается внушительный пакет документов, предусмотренный п. 3 ст. 213.4 Закона:

  • бумаги, свидетельствующие о наличии долга, объясняющие причину ее возникновения и невозможность погасить ее;
  • документы, которые подтверждают или опровергают наличие статуса ИП у заявителя (выписка из ЕГРИП или иное), не старше 5 дней к моменту подачи заявления;
  • списки кредиторов и должников по форме, утвержденной ФНС РФ;
  • опись имущества (по форме ФНС);
  • копии документов о праве собственности на имущество и правах на результаты интеллектуальной деятельности (если есть);
  • копии документов, подтверждающих совершение сделок на сумму более 300 000 рублей, сделок с недвижимостью, транспортом, ценными бумагами, долями в уставном капитале (если есть);
  • справки о доходах и уплаченных налогах за 3 года;
  • банковские справки о наличии счетов и вкладов, движении денежных средств по ним, об остатках средств и электронных переводах за 3 года;
  • копия СНИЛС и сведения о состоянии счета;
  • копии свидетельств ИНН, о заключении (расторжении) брака (если есть);
  • копии брачного контракта, соглашения или судебного решения о разделе имущества супругов (если есть);
  • свидетельства о рождении детей;
  • документы, подтверждающие иные обстоятельства, на которых основывается заявление гражданина.

В самом заявлении о банкротстве физлица в 2018 году необходимо указать , вследствие чего образовалась задолженность, бесспорную сумму задолженности и сумму, требуемую кредиторами, с которой должник не согласен, также указывается задолженность по налоговым платежам. З аявление должно содержать сведения об исковых требованиях к должнику, исполнительных производствах в отношении него, о принадлежащем ему имуществе и, наконец, о кандидатуре финансового управляющего должника и СРО (саморегулируемой организации), в которой он состоит. Кандидатуру финуправляющего утверждает суд. За проведение одной процедуры заявитель вносит на депозит суда 25 000 рублей (п.3 ст. 20.6 Закона).

Что происходит после подачи заявления о признании банкротом?

Банкротство физических лиц в 2018 году предполагает, что после принятия к производству заявления о признании банкротом суд оценивает его обоснованность и в случае признания заявления обоснованным вводит в отношении гражданина-должника одну из процедур, предусмотренных законом о банкротстве физлиц: реструктуризация долга, реализация имущества, мировое соглашение.

Первая процедура вводится, если должник соответствует требованиям п. 1 ст 213.13 Закона:

  • получает зарплату или иной доход;
  • не был судим за экономические преступлениям и не привлекался к административной ответственности за преднамеренное банкротство или порчу имущества;
  • не был банкротом ранее (в течение 5 лет до представляемого плана реструктуризации);
  • если ранее должник уже представлял план реструктуризации, то еще один можно представить только через 8 лет.

Несоответствие перечисленным условиям позволяет должнику ходатайствовать перед судом о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина (п. 8 ст.213.6 Закона). Решение о признании банкротом принимается также и в случаях, когда план реструктуризации не представлен финуправляющим, не одобрен кредиторами, отменен судом и в некоторых других случаях (п.1 ст. 213.24 Закона).

Процедура реализации имущества вводится в отношении гражданина после признания его банкротом. Продаже имущества предшествует формирование конкурсной массы финуправляющим. С этой целью он исследует информацию о должнике, разыскивает его имущество, в том числе заложенное, подает иски о признании недействительными подозрительных сделок и сделок с предпочтением (ст.ст. 61.2 и 61.3 Закона), истребует или передает имущество должника, истребует дебиторскую задолженность гражданина (п.п. 7, 8 ст. 213.9 Закона, п.п. 1, 6 ст. 213.25 Закона). Конкурсную массу составляет все имущество должника, за исключением перечисленного в ст. 446 ГПК РФ, также он может ходатайствовать об исключении из нее имущества на сумму не более 10 000 рублей (ст. 213 25 Закона).

После получения управляющим результатов перечисленных процедур, а также доказательств отсутствия имущества от должника и кредиторов, суд оценивает причины, которые привели к этому, были действия должника добросовестными или нет. Если нет, то даже после продажи имущества с торгов, суд может не списать долги (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2016 г. по делу № А45-24580/2015). Также не допускается освобождение по основаниям п. 5 ст. 213.28 (алиментные долги, долги по зарплате и др.).

На этом заканчивается процедура банкротства физического лица в 2018 году, пошаговая инструкция должнику может показаться сложной. По этой причине большинство дел о банкротстве ведут профессиональные юристы, которые помогают гражданам разобраться в хитросплетениях процедуры.

Последствия для должника

Успешно пройденная процедура банкротства физического лица в 2018 году позволит начать финансовую жизнь с чистого лица. При этом должник будет ограничен в своей финансовой деятельности – это сделано для того, чтобы у него не было возможности вновь влезть в долги.

Последствия банкротства физических лиц отражены в ст. 213.30 Закона о банкротстве:

  • информация о банкротстве будет храниться в кредитной истории гражданина, без упоминания банкротства нельзя будет в течение 5 лет взять кредит;
  • в течение 5 лет нельзя будет вновь инициировать банкротство;
  • в течение 10 лет нельзя будет занимать руководящую должность в кредитной организации;
  • в течение 5 лет нельзя участвовать в управлении страховой компании, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и НПФ или МФК;
  • в течение 3 лет – нельзя участвовать в управлении юридическим лицом и регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Гражданин банкрот: как будет работать закон о банкротстве физлиц

С 1 октября в России вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Экономический кризис — лучшее время для его появления, потому что трудности в экономике приводят к росту задолженности всех перед всеми. Напряженность в отношениях между должниками и кредиторами растет. Особенно это затрагивает граждан, поскольку они в массе своей в финансовом плане слабее компаний.

Прежде урегулирование долгов несостоятельного гражданина происходило, как правило, с привлечением судебных приставов или коллекторских агентств. Это порождало много злоупотреблений как со стороны кредиторов, так и со стороны должников. Возникали и конфликты требований нескольких кредиторов: первый кредитор добивался своего, а другие оставались ни с чем. Должник обладал широкими возможностями уклоняться от погашения долгов, в том числе в преддверии претензий кредиторов. Он мог, например, фиктивно продать свое имущество. В то же время отсутствие механизма банкротства физических лиц создавало тупиковую ситуацию для добросовестных граждан, попавших в сложное финансовое положение.

Они становились вечными должниками, без возможности реабилитации.

С введением процедуры банкротства физических лиц многие проблемы будут решены. В законе появились механизмы воздействия на недобросовестных заемщиков и полной реабилитации добросовестного должника. Некоторые нововведения способны существенно изменить ландшафт российского долгового рынка.

Прежде всего, нужно отметить достаточно высокий порог задолженности, при наличии которой гражданина можно признать банкротом. Если для Москвы и Петербурга цифра 500 000 рублей сравнительно невелика, то для регионов она существенна. Думаю, это сдержит лавину банкротств. С одной стороны, кредиторы лишены возможности инициировать банкротство по ничтожным поводам. С другой — должники с высокой суммой задолженности, как правило, принадлежат к среднему классу, они больше заинтересованы в чистой кредитной истории и склонны к тому, чтобы договариваться с кредиторами, прежде всего банками, не доводя ситуацию до краха.

Согласно принятому закону инициировать процедуру банкротства сможет один-единственный кредитор (в то время как в ряде зарубежных стран процедуру банкротства могут инициировать только два и более кредиторов). На мой взгляд, это для российских реалий решение верное. У нас в стране нет сформировавшейся долговой культуры. И кредитор должен обладать законными инструментами давления на должника с целью возврата долга. Именно так будет использоваться, как мне кажется, механизм инициирования банкротства — с целью подтолкнуть должника к расплате, а не для того чтобы способствовать его финансовому краху.

Гражданин также вправе подать заявление о признании его банкротом. Причем не только в том случае, если он уже не способен удовлетворять требования кредиторов, но и в случае предвидения банкротства. Но так как оценка угрозы банкротства носит достаточно субъективный характер, появляется почва для злоупотреблений со стороны недобросовестных должников. Они могут инициировать банкротство при отсутствии оснований для его возбуждения — ради получения защиты, предусмотренной законом (приостановление исполнительных производств или рассмотрение всех требований кредиторов только в деле о банкротстве).

Еще одной лазейкой, которую наверняка будут использовать недобросовестные должники, является право гражданина при обращении с заявлением о признании его банкротом указывать сведения о саморегулируемой организации управляющих, которая будет рекомендовать суду финансового управляющего. На практике недобросовестный должник может указать дружественную ему организацию, в которой он смог договориться об особом к нему отношении. В результате, должнику будет назначен лояльный финансовый управляющий. Скандалов подобного рода при банкротстве юридических лиц было очень много.

Уверен, с физическими лицами ситуация повторится.

Законодатель предоставил кредиторам и такой инструмент воздействия, как временное ограничение права должника на выезд из страны. Думаю, данная мера будет использоваться кредиторами достаточно часто в целях морального давления на должника и создания для него дополнительных неудобств. Хотя ее эффективность, на мой взгляд, многими экспертами переоценивается: зарубежный туризм не является для большинства наших сограждан первоочередной потребностью. Да, ограничение неприятно, но само по себе вряд ли подвигнет должника к расплате. Более действенны, на мой взгляд, последствия признания банкротом, которые могут существенно повлиять на жизнь человека.

Если гражданин будет признан банкротом, то он в течение 5 лет при заключении кредитных договоров или договоров займа обязан будет указывать о своем банкротстве. Очевидно, что на практике получить заемное финансирование, как для личных нужд, так и для бизнеса будет для банкрота почти невозможно. Кроме того, в течение трех лет после признания банкротом гражданин не сможет занимать должности в органах управления юридических лиц или иным образом участвовать в их управлении.

Для многих должников, причисляющих себя к среднему классу, это создаст существенные препятствия в карьерном продвижении.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение пятилетнего периода, правило об освобождении его от обязательств не применяется. В этом случае, неудовлетворенные в банкротстве требования кредиторов удовлетворяются в общем порядке, а должник лишается права на реабилитацию. На мой взгляд, введение этого правила позволит не допустить злоупотреблений со стороны «профессиональных должников», которые с помощью процедуры банкротства могли бы неоднократно «обнулять» свои обязательства перед кредиторами.

В заключении упомяну еще об очень эффективном инструменте, которого давно ждали кредиторы, — возможности оспаривания сделок должника-гражданина по уводу активов в преддверии банкротства. Прежде недобросовестные должники — физические лица, предвидя проблемы с кредиторами, переоформляли свое имущество на родственников или друзей, или расплачивались с наиболее «важным» кредитором в ущерб другим. В результате кредиторы зачастую лишались возможности удовлетворить свои требования за счет имущества должника.

По новому закону оспариваться могут подозрительные сделки и сделки должника, влекущие за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими. Приведенные выше примеры подпадают под данные определения сделок. Более того, оспаривать такие сделки кредитор может самостоятельно, не прибегая к помощи финансового управляющего. Достаточно иметь требование, составляющее более 10% от общего объема задолженности. Введение этого института резко сокращает поле для маневра должников и дает кредиторам очень мощный инструмент обеспечения своих интересов.

Несмотря на целый ряд пробелов, неопределенностей и неточностей, закон о банкротстве физических лиц несомненно пойдет на пользу экономике. Свою главную задачу он, на мой взгляд, решит — задаст правила игры на одном из наиболее важных в современных экономических реалиях рынков — рынке долга физических лиц.

Закон РБ Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ II
СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛАВА 2
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДАХ

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

ГЛАВА 4
СОБРАНИЕ И КОМИТЕТ КРЕДИТОРОВ

РАЗДЕЛ III
УПРАВЛЯЮЩИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЯЮЩИМ

ГЛАВА 6
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ УПРАВЛЯЮЩИМ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

РАЗДЕЛ IV
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ГЛАВА 7
ОТКРЫТИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА 9
ЛИКВИДАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ГЛАВА 10
МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

РАЗДЕЛ V
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ГЛАВА 11
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПРИ НАЛИЧИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

ГЛАВА 12
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ГРАДООБРАЗУЮЩИХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 13
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 14
БАНКРОТСТВО БАНКОВ

ГЛАВА 15
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 16
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

ГЛАВА 17
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ НЕЗАКОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ГЛАВА 18
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

РАЗДЕЛ VI
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ
ГЛАВА 19
ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИКВИДИРУЕМОГО ДОЛЖНИКА – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ГЛАВА 20
БАНКРОТСТВО ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА

Реферат о банкротстве

Антикризисное управление — это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации Российской Федерации и ее субъектов.

В основе института банкротства лежит эффективное законодательство. Оно так фиксирует условия открытия и порядок конкурсных процедур, права и обязанности основных участников, что позволяет разрешить конфликт интересов, создает стимулы для экономического развития, поддерживает конкуренцию. Для того, чтобы знать перспективы и тенденции развития современного института несостоятельности, необходимо обратиться к истории банкротства.

Институт банкротства прошел длительный путь развития. Само слово «банкрот» (от итал. Banco — скамья, rotta — сломанная) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных.

Возник институт банкротства из отношений должника и его кредиторов, основан на этих отношениях, но в процессе своего развития перерос этот уровень и не может в настоящее время рассматриваться только с экономической или правовой точки зрения, изолированно от социальных, политических, организационных, нравственных проблем.

В настоящей работе рассмотрено становление института банкротства в России.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. О несостоятельности (банкротстве) предприятий

В условиях рыночных преобразований, проводимых в отечественной экономической системе, особую актуальность приобретают разработка новых и повышение эффективности предусмотренных действующим законодательством инструментов гражданско-правовой защиты отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в целом, и отношений в сфере несостоятельности (банкротстве), в частности.

На протяжении последних более, чем двадцати лет развития рыночных отношений в России принят третий по счету закон о несостоятельности (банкротстве), что обусловлено такими причинами, как переход с плановой экономики на рыночную, появление новых организационно-правовых форм юридических лиц, новейших экономико-финансовых институтов. Поскольку законодательство в данной сфере является сравнительно новым, его развитие происходит достаточно динамично, по мере возникновения проблем и правовых коллизий.

Модернизация плановой экономики, интенсивное развитие экономических отношений и предпринимательской деятельности, а также становление института частной собственности на этапе перехода России к рыночной экономике в начале 90-х годов прошлого века заставили по-новому взглянуть на проблему регулирования отношений хозяйствующих субъектов с использованием механизмов несостоятельности (банкротства) и обусловили необходимость переработки старой и создания новой, более эффективной законодательной базы, способствующей безболезненному переходу от плановой к рыночной экономике и направленной на защиту интересов участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения обязательств. Принятый в 1992 г. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» стал своеобразным «санитаром» экономики, устраняющим формально существующие, но фактически не работающие юридические лица. По признакам возбуждения дел о несостоятельности (банкротства) с учетом использования критерия неоплатности данный Закон о банкротстве можно отнести к законам с «продолжниковым» уклоном.

В ходе практического применения этого Закона он все чаще подвергался критике, преимущественно обоснованной, которая ассоциировалась с имевшими место фактами банкротств крупных, экономически и социально значимых предприятий и организаций, в том числе стратегических и градообразующих, а также увеличения границ использования процедур несостоятельности (банкротства) в недобросовестных целях, нарушения интересов государства как собственника и кредитора.

В связи с этим возникла необходимость в изменениях Закона о банкротстве 1992 г., что повлекло принятие в 1998 г. нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Установленный для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в данном законе критерий неплатежеспособности не сумел в полном объеме обеспечить равную защиту прав и интересов всех субъектов гражданского оборота в области отношений несостоятельности (банкротства). Закон о банкротстве 1998 г. в большей степени был направлен на обеспечение интересов кредиторов, в связи с чем в научно-публицистической литературе получил название «прокредиторский».

Учитывая определенный практический опыт применения предыдущих законов о несостоятельности (банкротстве) 1992 г. и 1998 г., принятый в 2002 г. Закон о несостоятельности (банкротстве) является следующим этапом развития института несостоятельности (банкротства), направленным на оздоровление экономики. В связи с введением процедуры финансового оздоровления новым законом представилась дополнительная возможность для восстановления юридических лиц — должников, стабилизации платежеспособности и фактического выхода из критического состояния банкротства.

Как известно, процесс развития нормативной правовой базы институциализации процедур банкротства непосредственно связан с процессом совершенствования гражданского законодательства, а также формированием экономических отношений, в том числе с совершенствованием механизмов рыночной экономики.

Ранее институт банкротства развивался под воздействием факторов субъективного и объективного характера, взаимодействие которых было направлено на необходимость применения различных юридических механизмов регулирования экономических отношений. Каждый этап развития экономических отношений требует принятия мер по совершенствованию нормативной правовой базы, в том числе в сфере защиты прав собственности, обеспечения выполнения обязательств должниками перед кредиторами.

2. Становление института банкротства в России

Становление института банкротства развивалось поэтапно, по мере становления рыночной экономики России. При этом каждую ступень развития общества отражают правила, определяющие общественные отношения на данном этапе (табл. 1).

1 Этап: Дореволюционный.

В дореволюционной России конкурсному праву также было уделено достаточное внимание. Зачатки конкурсных отношений можно наблюдать в Русской Правде, Судебниках XV-XVI вв., Соборном Уложении 1649 г.

Первое упоминание о несостоятельности обнаруживается в древнейшем памятнике российского правоведения – Русской Правде, где содержатся ясные и подробные постановления отдельных вопросов несостоятельности и конкурсного процесса. Так, например, должника, не сумевшего заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить. Там же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным.

Однако Русская Правда закрепила дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Несостоятельность могла быть:

Безвинной — потери не зависели от воли должника;

Злостной — вследствие пьянства, пари и т.п.;

особо злостной — должник бежал от уплаты долгов в другое государство.

В первом случае должнику предоставлялась рассрочка в выплате долгов, во втором рассрочка могла быть дана только с согласия кредиторов, в третьем случае должник подлежал либо передаче в рабство кредитору, либо продаже на торгах. Этот порядок весьма близок к римскому праву.

Должники, ставшие несостоятельными из-за несчастных обстоятельств и имевшие одного кредитора, не подлежали продаже. В этом случае давалась отсрочка на погашение долгов, и имущество между кредиторами не делилось. Здесь же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным.

Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.

К 1740 г. было составлено несколько проектов Устава о банкротах, один из которых — Проект Президента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательно утвержденный 15 декабря 1740 г.

В 1832 г. в России был принят Устав о торговой несостоятельности, который действовал до 1917 г. Этот Устав состоял из девяти глав, включающих 138 статей, вводился в действие без обратной силы и применялся только к случаям несостоятельности лиц, осуществляющих торговлю. Особое внимание в Уставе уделялось статусу торгового предприятия должника.

В уставе 1905 года под несостоятельностью признавалось такое положение дел, «когда кто-либо не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов и есть признаки, что долги неоплатны, то есть всего имущества его для полной уплаты буде недостаточно». В Уставе 1905 г. все случаи несостоятельности разделялись на три категории:

1. несчастная несостоятельность;

2. неосторожная несостоятельность;

3. подложная несостоятельность.

2 Этап: Советский.

После Октябрьской революции единым собственником имущества большинства хозяйствующих субъектов являлось государство. Расширились торговые обороты страны, и случаи несостоятельности стали распространенным явлением. В отличие от дореволюционной России вопросы неоплатности долгов решались не кредиторами (практически не имевшими никаких прав), а государством, так как защищались законные интересы не кредиторов, а общий хозяйственный результат. В результате в течение многих лет убыточные предприятия существовали за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.

С завершением нэпа банкротства предприятий практически прекратились, поскольку существование этого института было несовместимо с монополией государственной собственности и государственной поддержкой убыточных предприятий. Отсутствие в этот период в законодательстве института банкротства вызвало неустойчивое состояние кредитных отношений и предпринимательской сферы, незащищенность участников гражданского оборота. Следует отметить, что лишь рыночные отношения обусловливают необходимость введения института банкротства.

3 Этап: Современный.

К третьему этапу относится попытка возродить институт банкротства Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур», действовавшим до принятия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г., когда стало возможным реальное проведение процедур банкротства.

До начала 90-х гг. в России существовало огромное количество убыточных предприятий, отсутствовала конкурентоспособная продукция, возникали злоупотребления со стороны руководителей предприятий, связанные в том числе и с неосуществлением оплаты по договору.

Начиная с 1992 года политика правительства России была направлена на переход к рыночным отношениям. Этот период характеризуется сменой собственника большинства бывших государственных предприятий в ходе их приватизации. Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так предприятий. Большинство предприятий в условиях рыночной экономики действуют на принципах состязательности. Обычно конкуренция поддерживается на государственном уровне, поскольку этот способ экономической организации позволяет использовать ресурсы национальной экономики оптимальным образом. Менее эффективные предприятия не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Как показывает практика, банкротство – неизбежное явление рыночной экономики, являющееся инструментом оздоровления экономики, способом согласования интересов всех участников товарообмена.

Институт банкротства в России на протяжении 1990-х годов использовался либо как способ перераспределения (захвата, удержания, приватизации) собственности, либо как высокоселективный способ политического и экономического давления на предприятия со стороны государства. Наблюдалась парадоксальная ситуация: те предприятия, которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства (так как существует благоприятная возможность для захвата контроля над ними со стороны конкурентов), а предприятия, что называется, «безнадежные» этой процедуры избегают (так как не находится желающих захватить эти предприятия, а шансы получить долги в ходе процедуры банкротства невелики).

Если институт банкротства в 1992–1998 гг. имел скорее имитационный характер, то второй закон (1998) еще более исказил ситуацию, превратив институт банкротства из способа обеспечения финансовой дисциплины в инструмент перераспределения собственности и вывода активов. Это прямо касалось и ситуации с налоговыми платежами.

По оценкам ФСФО, каждое пятое банкротство имело признаки преступных преднамеренных действий (в частности, банкротство для списания долгов). Необходимо признать, что и государство, в свою очередь, иногда использует угрозу банкротства как инструмент давления на предприятие с тем, чтобы принудить его погасить долги по налогам или в иных, в том числе внеэкономических, целях.

В итоге, хотя российский закон «О несостоятельности (банкротстве)», действовавший в 1998-2002 гг., был не вполне прогрессивен.

С сентября 1993 г. в России действовало Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) при Госкомимуществе РФ, в марте 1997 г. была создана Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), а в июне 1999 г. она преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). С марта 2004 г. функции ФСФО распределены среди нескольких государственных органов (в зависимости от конкретной ситуации, собственников предприятия и различных кредиторов, включая государство).

Со всей очевидностью необходимо было, с одной стороны, обеспечить защиту прав кредиторов в процессе банкротства предприятия, но, с другой стороны, оградить предприятие должника от упрощенных схем недобросовестного перехвата контроля над ним (частью его активов) посредством процедур банкротства. В течение всего периода действия второго (ныне недействующего) закона о несостоятельности предпринимались попытки скорректировать его положения. При обсуждении проекта нового (третьего) закона о несостоятельности все стороны признали важность решения следующих проблем регулирования несостоятельности:

— нарушение прав предприятия-должника и его собственников, отсутствие возможности для последних провести оздоровление предприятия под контролем кредиторов;

— недостаточная защищенность прав обеспеченных кредиторов;

— крайне ограниченные права государства как кредитора по обязательным платежам, уточнение процедур участия государства как кредитора в процедурах банкротства;

— конфликт интересов уполномоченных государственных органов, правомерность и последствия предлагаемых расширенных полномочий;

— распространенность практики использования процедур банкротства для захвата (перехвата) управления предприятием, для вывода наиболее привлекательных активов в интересах отдельных кредиторов;

— неразвитость механизмов ответственности арбитражных управляющих;

— уточнение статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, условий членства, гарантийных фондов;

— отсутствие разумных особых механизмов банкротства предприятий оборонно-промышленного комплекса и естественных монополий;

— вопрос о полном отстранении арбитражного суда (который не несет ответственности) от каких-либо решений о выборе и квалификации арбитражного управляющего и решений (одобрения решений) в отношении активов предприятия;

— вопрос об исключении процедур «внешнего управления» и «финансового оздоровления» в принципе.

Однако представления о возможных способах решения вышеперечисленных проблем оказались во многих случаях прямо противоположными. Говорить о сколько-нибудь единой позиции государственных органов по трансформации регулирования несостоятельности не приходилось. Отметим, что позиция некоторых ведомств претерпевала в течение прошедших лет кардинальные изменения.

Острота дискуссии вокруг нового – уже третьего – закона о банкротстве была связана, прежде всего, с недостатками данного закона (как и любого иного) в общем институциональном контексте проблем коррупции, передела собственности, произвола и некомпетентности со стороны различных государственных структур.

Итак, в соответствии с ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года: «несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Новый федеральный закон содержит следующие принципиальные новации:

— усиление защиты прав и законных интересов кредиторов;

— расширение круга прав добросовестных собственников (учредителей, участников) предприятия-должника, а также усиление защиты их интересов в процедурах банкротства;

— защита добросовестных участников процедур банкротства от недобросовестных действий иных лиц;

— изменение статуса арбитражного управляющего;

изменение статуса государственных органов, участвующих в процедуре банкротства;

— введение новой процедуры банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления платежеспособности и погашения долга (финансовое оздоровление).

Начиная с 01.01.15г. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) приобрело следующие важные изменения:

— федеральным законом предусматривается увеличение со ста до трёхсот тысяч рублей порога долга, имеющего значение для возбуждения производства по делу о банкротстве юридических лиц (для стратегических предприятий и субъектов естественной монополии – с пятисот тысяч до одного миллиона рублей). Исключается необходимость подтверждения вступившим в законную силу решением суда требований кредиторов для возбуждения производства по делу о банкротстве, если заявление о банкротстве подаётся кредитной организацией. В то же время для кредитных организаций устанавливается требование об опубликовании в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не менее чем за 15 дней до его подачи;

— детализируются положения о комитетах кредиторов, о раскрытии информации о них и принятых ими решениях;

— повышается ответственность арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (увеличивается минимальный размер компенсационного фонда, уточняются размеры выплат из него, устанавливается, что по решению коллегиального органа управления к арбитражному управляющему могут быть предъявлены дополнительные требования в части заключения договора обязательного страхования ответственности). Уточняются нормы об установлении размера требований кредиторов и замещении активов должника в ходе конкурсного производства. Вводится саморегулирование операторов электронных площадок и случайный выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для целей указания в заявлении должника;

— предусматривается увеличение санкций за неправомерные действия руководителя должника.

В настоящее время задача механизма банкротства заключается в сохранении предприятия и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

банкротство предприятие законодательство

Таблица 1 — Этапы становления института банкротства в современной России

Смотрите так же:

  • Коап россия 2014 Сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, Россия Производитель: Россия, Воронежская швейная фабрика! В нашем интернет-магазине Trend Shop вы можете купить сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, […]
  • Деньги под расписку без предоплаты челябинск Дам деньги в долг в Челябинске частное лицо Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и т.п. Проводим заявку без прохождения кредитного […]
  • Управление тс без прав наказание Штрафы за езду без прав в 2018 году Соблюдение правил дорожного движения – это основа безопасности на дорогах, и одним из самых серьезных нарушений ПДД является езда без прав. В связи с тем, что в нашей стране эта проблема приобрела угрожающий […]
  • 94 фз ст 30 Статья 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № […]
  • Как переоформить машину на украине Прямая перерегистрация авто Прямая перерегистрация авто - это упрощенная процедура смена владельца транспортного средства (переоформление авто), при которой продавцу авто не требуется снимать его с учета в МРЭО. Cогласно постановлению КМУ ("Об […]
Комментарии запрещены.