Права граждан в сфере экологической информации

Права граждан в сфере экологической информации

5. Экологические права граждан

Экологические права граждан — это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологиче­ском и смежном с ним законодательстве прав индивида, т. е. челове­ка и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окру­жающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере. В литературе и особенно на практике иногда склонны недооценивать экологические права индивида, объ­являя их простой декларацией. Для юриста это совершенно непри­емлемо. Экологические права индивида закреплены в Конституции РФ, в ряде отраслей права и представляют собой правовые предпи­сания, которые: а) обращены к законодателю и определяют содер­жание экологической политики и иных правовых норм; б) формиру­ют правоприменительную практику, влияя на процесс принятия экологических решений; в) являются инструментом прямого воздей­ствия индивида на экологическую политику и практику.

В литературе (М. М. Бринчук) предлагается классификация эко­логических прав граждан по акту, их закрепляющему, на основные и неотчуждаемые (конституционные или фундаментальные) и иные. К основным он относит право частной собственности на землю и другие природные ресурсы, право на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на ох­рану здоровья и медицинскую помощь (ст. 36, 37, 41, 42 Конститу­ции РФ). Под иными экологическими правами он понимает права в области природопользования и охраны окружающей среды, закреп­ленные в законодательстве, например право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды, на радиацион­ную безопасность, на пребывание в лесах и т. п. По видам интересов или сторон деятельности он делит права на гражданские (личные),

и политические, культурные, социальные и экономические (участие в референдумах, обжалование решений и действий государственных органов и т. п.).

Неверный взгляд изложен авторами Проблемного комментария к Конституции РФ. Они делят права человека и гражданина на дей­ствительно таковые и юридически бессмысленные декларации, к ко­торым относят, в частности, предусмотренное ст. 41 право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь, а также право на благоприят­ную окружающую среду, на экологическое образование и т. п. Причем последние они приводят как пример неверного подхода, вредного для общества по существу.

Экологическое законодательство дает основания для использова­ния и других классификационных критериев. По субъектам эколо­гические права могут разделяться на: 1) закрепленные за общим • субъектом, т. е. всеми индивидами и 2) закрепленные за специаль­ными категориями субъектов, выделенными по профессиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на от­дельных территориях. К первой группе относятся конституционные экологические права, которые конкретизированы в экологическом законодательстве. Например, Закон «Об охране окружающей при­родной среды» от 19 декабря 1991 г. в ст. 11 устанавливает право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей сре­ды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Это право обеспечивается нормированием, страхованием, возмещением вреда, государствен­ным контролем. В ст. 12 речь идет о правах граждан на создание об­щественных объединений по охране природы и участие в их дея тельности, на участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах и проч., на обращение с жалобами и заявлениями по вопросам охра­ны окружающей среды. Эта же статья устанавливает требование пре­доставления экологической информации; требования отмены в адми­нистративном или судебном порядке хозяйственных решений, приос­тановления и прекращения деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека и окружающую среду; право на предъявление исков о возмещении ущерба в связи с экологическими правонарушениями, а также воз­можность привлечения к ответственности за их совершение.

Вторая группа прав подробно регламентируется в ряде законода­тельных актов. Например, Федеральный закон «Об уничтожении хи­мического оружия» в гл. 5 предусматривает права граждан, прожи­вающих и работающих в зонах защитных мероприятий, на безопас­ные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных си-

туаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтоже­нию химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду; на получение социальных льгот и компенсаций; на медицин­ское обслуживание (бесплатное поликлиническое, консультатив­но-диагностическое обследование, при соответствующих услови­ях — на бесплатные медицинскую помощь и приобретение лекарств, а гражданам л возрасте до 18 лет по медицинским показаниям — на обеспечение ежегодными путевками в оздоровительные учрежде­ния, в том числе санаторного типа, с оплатой не более 10% стоимо­сти путевки), на возмещение вреда здоровью и имуществу (послед­нее распространяется и на юридических лиц); на бесплатное получе­ние информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия от уполномоченных органов и должностных лиц путем запроса таковой; наконец, право доступа (посещения в ознакомительных целях) на объекты хране­ния химического оружия и объекты его уничтожения.

В серии законов о социальной помощи гражданам, пострадав­шим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС, п/о «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатин­ском полигоне, а также гражданам из подразделений особого риска установлены права на: денежные и материальные компенсации и льготы за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу, за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на терри­тории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни; бесплатное обязательное медицинское страхова­ние со специальной базовой программой и обязательное медицин­ское наблюдение на протяжении всей жизни, медицинские и лекар­ственные услуги, а гражданам до 18 лет —на бесплатное санатор­но-курортное лечение и бесплатный проезд до места лечения, на медицинскую помощь, приобретение лекарств, ежегодный бесплат­ный отдых в оздоровительных лагерях, на получение пособий, вы­плату компенсаций за потерю кормильца и др., а также право на информацию по вопросам, касающимся катастрофы, уровней за­грязненности местности, где они проживают, степени загрязненно­сти продуктов питания и имущества радионуклидами и т. п.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 де­кабря 1994 г. в гл. IV устанавливает ряд прав граждан: во-первых, на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, во-вто­рых, на социальную защиту пострадавших, в том числе на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычай­ной ситуации, на использование средств коллективной и индивиду-

альной защиты, на информацию о риске и мерах безопасности, на возмещение ущерба, медицинское обслуживание и т. д.

Таким образом, основные конституционные экологические пра­ва—на информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба как такового либо в порядке мер социальной и медицинской помощи — получили широкое развитие в специальном экологическом законодательстве. Содержание указанных прав подробно рассматри­вается в юридической литературе. Они в большей или меньшей сте­пени гарантируются государством и реализуются в жизни (см. также: Конституционное право собственности на землю и другие природные ресурсы. Право на достоверную экологическую информацию. Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением).

Рекомендуемая литература: Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружаю­щей среды). М., 1998. с. 132—160; Васильева М. И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996; Комментарий к Конституции РФ / Под ред Б. Н. Топорника. М., 1997, с. 291—300; Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997. с. 234—298.; Яковлева О А., Мищенко В. Л.. Устюко-ва В В. Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и непра­вительственных организаций. М., 1996.

6. Право на достоверную экологическую информацию

Право граждан на достоверную информацию экологического характера закреплено в Конституции РФ и ряде иных законов и подзаконных актов. Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность озна­комления с документами и материалами, если иное не предусмотре­но законом. По ст. 42 Конституции, каждый имеет право на благо­приятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии. Таким образом, Конституция РФ достаточно полно и беспроблемно регламентирует право каждого на достоверную эколо­гическую информацию, одновременно создавая базу для более под­робной правовой регламентации процессов осуществления этого права. Частично такая конкретизация уже проведена в действующих законах и иных нормативно-правовых актах. Например, в федераль­ных законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления», «О радиационной безопасности населения» (ст. 23) и др.

Вместе с тем реализация права на достоверную экологическую информацию предполагает соблюдение ряда юридических предпи­саний. Во всяком случае следует:

а) установить, что данное лицо запрашивает информацию, дей­ ствительно необходимую для определения благоприятного или не­ благоприятного состояния окружающей среды, либо информацию о фактах, непосредственно затрагивающих его права и свободы. Пуб­ личная власть не обязана при этом выполнять действия по сбору информации, входящие в профессиональные обязанности различ­ ных лиц (например, готовить научные материалы, устанавливать факты для участников гражданского процесса и пр.);

б) определить порядок и процедуры доступа к информации, обеспечивающие ее сохранность в целях последующего использова­ ния, решить вопрос о возмездности предоставления информации;

в) установить режим и цели использования полученной инфор­ мации с тем, чтобы она не могла нанести вред другим субъектам права. Все эти процедуры должны быть основаны на законе.

7. Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу человека экологическими правонарушениями

Данное право закреплено в ст. 42 Конституции РФ 1993 г. наряду с другими важными экологическими правами — на достоверную ин­формацию о состоянии окружающей среды и на благоприятную ок­ружающую среду. На более высоком уровне оно закрепило и развило сформулированное в Законе РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» право на возмещение в судебном или административ­ном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате за­грязнения окружающей природной среды и иных вредных воздейст­вий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф (ст. 11). Это является конституционной гарантией положений, содержащихся в ст. 89-90 Закона, котррые устанавливают правила и порядок возме­щения вреда.

Важнейшие из них: принцип возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, в полном объеме; определение источника причинения вреда как не­благоприятного воздействия окружающей среды, вызванного дея­тельностью предприятий, организаций, т. е. хозяйственной деятель­ностью, а в случае причинения вреда здоровью —и деятельностью отдельных граждан; установление судебного порядка защиты права граждан на возмещение вреда их здоровью или имуществу; допол­нительная возможность обращения граждан в суд с исковым требо­ванием о прекращении экологически вредной деятельности, причи­няющей вред здоровью и имуществу.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» оп­ределяет и иные положения. Так, для исчисления объема ущерба,

причиненного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования и иного имущества, и упу­щенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. При определении величины вреда здо­ровью граждан учитываются: степень утраты трудоспособности по­терпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, про­фессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невоз­можностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

С иском о возмещении вреда здоровью в суд могут обращаться потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественная организация (объединение)-в интересах потерпевшего в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.

Рекомендуемая литература: Васильева М. И. Судебная зашита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996: Захарченко Т. К юридическим действиям граждан России. СПб, 1994: Охрана окру­жающей среды. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. В. В. Петро­ва и В. П. Ворфоломеева. М., 1993.

Конституционное право граждан на экологическую информацию

Дата публикации: 17.02.2014 2014-02-17

Статья просмотрена: 1103 раза

Библиографическое описание:

Тесля О. В. Конституционное право граждан на экологическую информацию // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 110-113. — URL https://moluch.ru/archive/62/9260/ (дата обращения: 24.09.2018).

В статье раскрываются проблемы обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение экологической информации.Проанализировав вопросы законодательного регулирования данного права, автором предложены пути решения для эффективной реализации права граждан на получение достоверной экологической информации.

Ключевые слова: конституционное право, экологическая информация.

Экологические проблемы, такие как загрязнение атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод в результате хозяйственной деятельности человека, приобретают все большее значение во всем мире. В России в условиях реформирования экономики и роста промышленного производства, практически не сопровождающегося обновлением производственной техники предприятий и разработкой эффективных малоотходных технологий, вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. С неизменной стабильностью устанавливаются факты экологических правонарушений, противоречащих конституционному праву граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с этим в правовой науке особенно актуальными становятся вопросы регулирования экологических прав человека. Важным средством обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду является его взаимосвязь с правом на получение соответствующей экологической информации.

Право на информацию является одним из основополагающих прав личности. Оно вытекает из естественных прав каждого человека на жизнь и свободу. Это право закреплено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [1, 135].

Данное право находит подтверждение в Конституции Российской Федерации, п.4 ст.15 закрепляет приоритет международного права. [1, 7].. Таким образом, используя эту статью, граждане Российской Федерации, могут применять нормы международного права, в том числе и Всеобщую декларацию прав человека. Конституция Российской Федерации содержит множество норм, регламентирующих право граждан на получение информации, а также механизмы реализации этого права. Так, часть 2 ст.24 Конституции РФ предусматривает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Статья 29 Конституции гласит, что право на доступ к информации является неотчуждаемым правом человека и гражданина. Статьей 41 определена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. И, наконец, статья 42 провозгласив право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепила право гражданина на достоверную информацию о ее состоянии.

Российское законодательство содержит достаточно большое количество законодательных актов, обязывающих органы государственной власти и местного самоуправления соблюдать конституционное право граждан на получение информации, в том числе и экологической.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [3] определил основные направления государственной политики в сфере информатизации. В статье 8 Закона наложено вето на ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды. Помимо этого, Законом предусмотрено обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации. В случае неправомерного отказа в доступе к информации или предоставления заведомо недостоверной информации, предусмотрено право на возмещение понесенного ущерба. Следует согласиться с выводами Кутузова В. И., что доступ к информации является формой и гарантией контроля общества за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе и контроля состояния окружающей среды [4,51].

Статья 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [5] возлагает ответственность на органы государственной власти и органы местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Законом, также закреплено право каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду. Реализация данного права может быть осуществлена гражданами (юридическими лицами) посредством направления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также иные организации запроса о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, и принимаемых мерах по ее охране.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [6] является одним из немногих, в котором непосредственно указывается, что предусматриваемый в нем механизм правового регулирования представляет собой средство реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду [7].Статья 6 указанного Закона обязывает органы государственной власти субъектов РФ информировать население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах. Статья 9 предусматривает информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной деятельности на территории соответствующего муниципального образования; информирование органов прокуратуры о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Статьей 19 Закона предусмотрена обязанность экспертной комиссии государственной экологической экспертизы принимать решения о реализации объекта с учетом общественного мнения. Однако, как правило, на практике, население не располагает информацией о предстоящей государственной экологической экспертизе того или иного объекта.

Помимо Конституции РФ и рассмотренных выше Федеральных законов правовое регулирование оборота экологической информации осуществляется многочисленными законодательными нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Федеральным законом от 09.01.1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральным законом от 21 октября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и т. д.

Экологическая информация — явление многостороннее и неоднозначное, проблемы правового регулирования информационных отношений являются предметом повышенного интереса. В юридической науке предпринято множество попыток сформулировать понятие экологической информации, однако, до настоящего времени, законодательно данный термин не закреплен. Это порождает определенные трудности в правоприменительной практике.

В содержании права на доступ к информации выделяют следующие элементы: объект права, субъект права, правовые возможности субъекта права. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, соблюдение конституционного права на доступ к экологической информации. Предметом является экологическая информация. Поскольку данное право носит не индивидуальный, а социальный характер субъекты данного права определены законодателем довольно широко (физические и юридические лица, общественные объединения и неправительственные природоохранные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, правоохранительные органы и т. д.)

Необходимо отметить, что сокрытие или искажение экологической информации влечет наступление административной ответственности по основаниям, установленным ст. 8.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ [8]. Кроме того, статьей 237 (глава 25) Уголовного кодекса [9] предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Вместе с тем, как справедливо отмечает О. С. Карху, согласно формальному критерию ст. 237 УК РФ не входит в состав главы 26 «Экологические преступления», но поскольку в результате совершения предусмотренного в ней деяния вред причиняется жизни или здоровью людей либо окружающей среде, преступление носит экологический характер. Эта позиция не оспаривается ни уголовно-правовой, ни эколого-правовой доктринами [10, 17].

Проанализировав действующее законодательство можно сделать следующий вывод: в Российском законодательстве достаточно подробно регламентируются процессы, связанные со сбором, накоплением, распространением и доступом к экологической информации. Однако вследствие высокого уровня эколого-правового нигилизма населения граждане имеют лишь общее представление об экологических проблемах [4, 115]. Несмотря на то, что закон обязывает органы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы принимать решения о реализации объекта с учетом общественного мнения, не всегда данное мнение берется в расчет и должностные лица не обязаны обосновывать свой отказ. Все это приводит к тому, что реализация права на получение экологической информации представляет собой очень серьёзную проблему, что в свою очередь, не позволяет реализовать и другие конституционные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Все вышеперечисленное подтверждается относительно небольшой судебной практикой, отсутствием чёткого механизма функционирования системы государственных органов, распоряжающихся экологической информацией.

Думается, что для эффективной реализации данного права необходимо введение легитимного понятия экологической информации, принятия специализированного законодательства, что позволит относить информацию именно к категории экологической и, в свою очередь, позволит субъектам экологических правоотношений отстаивать свои конституционные права в судах; законодательно закрепить процедурные гарантии своевременности уведомления общественности о намечаемых экологически значимых решениях; вменить в обязанность государству воспитание экологического сознания граждан, с целью умения отстаивать свои экологические права и профилактики противоправного поведения; предусмотреть систему поощрений граждан и юридических лиц за достоверную информацию об экологических преступлениях, предусмотренных главой 26 УК.

1. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, от 14 июня 1992 г.) // Международное право. Сб. документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.

3. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ: 1995. — № 8.Ст. 609; 2003. — № 2. — Ст. 167.

4. В. И. Кутузов, А. А. Попов — Доступ к экологической информации: правовые аспекты Брянск: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2004.

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ от 02.07.2013г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.; 2013г. № 14 Ст.1648.

6. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. Федерального закона от 17.02.09 № 314-ФЗ) // Собрание законодательства РФ: 1995. — № 48. — Ст. 4556; 2009. — № 15. — Ст. 1780.

7. «Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (постатейный) (под ред. М. М. Бринчука) (дата обращения: 29.11.2013); доступ из справ.-правовой системы [КонсультантПлюс].

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. Федерального закона № 294 от 02.11.2013г.) // Собрание законодательства РФ:2002г. № 1 Ст.1; 2013г. № 14 Ст.1666.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в редакции от Федерального закона № 302 от 02.11.2013г.)// Собрание законодательства РФ: 1996 № 25 Ст.2954; 2013г. № 30 С.4078

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.

Комментарий к статье 8.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Целью рассматриваемой статьи является обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Предметом правонарушения будет выступать существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных экологическая информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов, вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты, видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

2. Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на сокрытие или искажение имеющейся информации в сфере экологии.

При этом под сокрытием информации следует понимать недоведение полностью или в части ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Под искажением информации подразумевается сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или явлений.

Несвоевременность сообщения полной и достоверной экологической информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений — после установленных сроков.

3. С субъективной стороны рассматриваемый состав характеризуется умышленной или неосторожной формами вины, при этом искажение экологической информации возможно только с умышленной формой вины.

В качестве субъектов административной ответственности в комментируемой статье выступают должностные лица, юридические лица, обязанные в силу осуществляемой ими деятельности или возложенных полномочий предоставлять экологическую информацию.

Другой комментарий к статье 8.5 КоАП РФ

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вместе с тем реализация комментируемой статьи имеет практические сложности, связанные с отсутствием законодательного определения экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение указанного вопроса было бы полезным.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Обладатель информации, согласно вышеназванному Закону, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Закон содержит важное положение о том, что право на доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничено.

Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» также закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Кроме этого Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а в ч. 3 ст. 63 устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

Комментируемая статья называет критерии предоставляемой экологической информации. Она должна быть полной и достоверной. К слову, ранее действовавший Закон «Об охране окружающей природной среды» в ст. 12 содержал положение о том, что предоставляемая экологическая информация должна быть достоверной, полной и своевременной.

Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Но так как точный срок законодательством не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное Гражданским кодексом РФ.

Для реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, для его защиты и охраны гражданам следует опираться на ряд других прав, гарантируемых Конституцией РФ. К числу таких прав относятся: право на получение информации, касающейся его прав и свобод (ч. 2 ст. 24; ч. 4, 5 ст. 29); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право обращаться в суд за судебной защитой прав и свобод (ст. 46).

Право на различные виды экологической информации предусмотрено также отраслевым законодательством. Это Законы РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 05.12.2006) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 46), от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 25.10.2006) «О недрах» (ст. 27); Федеральные законы от 01.05.1999 N 94-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) «Об охране озера Байкал» (ст. 23), от 19.07.1998 N 113-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) «О гидрометеорологической службе» (ст. 15) и т.д. Приняты также ряд подзаконных актов, обеспечивающих реализацию экологической информации, — Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду», Приказ МПР РФ от 12.12.2005 N 340 «Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью» и др.

Недостатком комментируемой статьи является то, что она не предусматривает ответственность за отказ в предоставлении экологической информации.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) — сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, искажение сведений о состоянии природных объектов.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении.

Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью (несвоевременное сообщение).

Правовые основы информационного обеспечения в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности

Понятие и содержание экологической информации

Статья 42 Конституции РФ в числе основных экологических прав гарантирует право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. При этом принцип соблюдения данного права является одним из основных принципов охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Статья 11 указанного Закона закрепляет право граждан на обращения в органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране, а ст. 12 в дополнение к этим правам устанавливает также право общественных и иных некоммерческих объединений на обращение за получением сведений об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к полномочиям федеральных органов государственной власти относится обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды (ст. 5), а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ – участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта РФ (ст. 6).

В действующем российском законодательстве определение понятия «экологическая информация» и перечень сведений, к ней относящихся, в настоящее время отсутствуют. Между тем общее определение понятия «информация» содержится в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которой информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Несмотря на фактическое отсутствие определения понятия «экологическая информация» в российском законодательстве, оно существует в положениях международных правовых актов, в частности в материале Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды», известном как «Орхусская конвенция» (г. Орхус, Дания, 25 июня 1998 г.), на сегодняшний день не ратифицированная Российской Федерацией.

Согласно ч. 3 ст. 2 данной Конвенции под термином «экологическая информация» понимается любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:

а) о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

б) о факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, перечисленные в подп, «а», а также анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

в) о состоянии здоровья и безопасности людей, об условиях жизни людей, о состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или посредством этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подп. «б».

Исходя из данного определения, фактически представляющего собой перечень экологически значимых сведений, включаемых в состав данного понятия, можно сделать вывод о том, что понятие «экологическая информация» по своему содержанию значительно шире используемого в российском законодательстве понятия «информация о состоянии окружающей среды».

Смотрите так же:

  • Пенсия по случаю потери кормильца 2014 Пенсия по случаю потери кормильца Актуальная информация о размере социальной, а так же минимальной трудовой пенсиях в случае потери кормильца в Беларуси. С размер пенсии по случаю потери кормильца составляет: минимальный размер трудовой пенсии […]
  • Социальная квартира при разводе Раздел квартиры, полученной военнослужащим в период брака Как делиться при разводе? Квартира полученная при выходе на военную пенсию (имеется один общий ребёнок). Квартира не служебная. Ответы юристов (1) Если жилье будет предоставлено […]
  • Конституционное государственное право зарубежных стран шпаргалка 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей […]
  • 1 коллективный договор и социально партнёрские соглашения Глава 7. Коллективные договоры и соглашения Статья 40. Коллективный договор (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев […]
  • Коап россия 2014 Сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, Россия Производитель: Россия, Воронежская швейная фабрика! В нашем интернет-магазине Trend Shop вы можете купить сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, […]
Комментарии запрещены.