Права и обязанности детей по закону об образовании

Права и обязанности детей по закону об образовании

Содержание:

Закон об образовании: права родителей в школе

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

44-я статья посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

Права и обязанности родителей в школе

Родители имеют такие права:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)350-66-30 , Санкт-Петербург +7(812)309-36-67 .

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании ПМПК.
  8. Принимать участие в управлении школой.
  9. И другими способами защищать интересы и права ребёнка.
  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться. Но если вопрос довольно срочный, ждать подобного не стоит.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)350-66-30 , Санкт-Петербург +7(812)309-36-67 .

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Как видим, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается также по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)350-66-30 , Санкт-Петербург +7(812)309-36-67 .

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, полезные для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета. На них решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Что делать в случае нарушения прав

Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

Если это не помогло или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

Есть ли изменения в правах родителей в 2018 году

Нововведений в 2018 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

Обязанности детей перед родителями по закону рф

При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). В период учебы в образовательном учреждении, согласно п. 7 ст.

Какие обязанности у ребенка перед родителями

Но это не дает им права распоряжаться жильем. Недвижимость переходит в их собственность по наследству. Ребята старше 14 лет могут найти себе дополнительный заработок.

Взрослые не имеют прав контролировать эти средства, так как они являются собственностью детей. Подростки после получения в дар имущества являются его полновластными хозяевами.

Родители не могут претендовать на личное имущество детей. Как осуществляются родительские права Права родителей по отношению к детям ограниченны по времени.

65 СК РФ). Права подростков и интересы взрослых могут не совпадать. К примеру, супруги уделяют недостаточное количество времени ребятам.

Обязанности детей перед родителями

Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Права и обязанности родителей и детей по семейному кодексу

Права и обязанности несовершеннолетних

Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб.

Обязанности родителей перед ребенком и права детей в семейном праве

Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Статья 63 ск рф. права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Семейный кодексРаздел IV СК РФ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙГлава 12 СК РФ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙСтатья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Какие права и обязанности у родителей в детском саду

Перед каждым родителем встает вопрос — когда направят ребенка в детский сад?

Закон гласит – предоставление возможно с двух месячного возраста. В ДОУ отдают мамы своих малышей, как правило, с 1,5 до 3 лет.

Для того, чтобы обеспечить наиболее комфортные условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении, каждому родителю необходимо знать о своих правах и обязанностях в доу, и исполнять их должным образом. В случае нарушения прав, следует обратиться в органы суда.

Право первой очереди в доу

В первую очередь берут в доу детей:

  • Работников прокуратуры, судов, следственных органов;
  • Работников МЧС, ФСИН, военнослужащих, организаций по борьбе с наркотиками, терроризмом, детей погибших либо нетрудоспособных при несении службы людей;
  • Детей лиц ликвидировавших катастрофу на Чернобыльской АС, после чего родитель стал инвалидом;
  • Детей неблагополучных родителей;
  • Деток — инвалидов;
  • Если родители инвалиды;
  • Из многодетной семьи (3 и более детей);
  • Из семей военных, служащих полиции.

Затем берут детей педагогов, матерей – одиночек. Лишь потов всех остальных малышей, не входящих в вышеперечисленный список.

Права родителей в детском саду

Малыш пошел в сад, с этого момента появились права и обязанности родителей в детском саду, которые необходимо соблюдать:

  • участвовать в процессе управления детским учреждением на основании Устава;
  • следить за работой родительского комитета (собрания) сада. Права родителей в детском саду решать многие вопросы, их голос весьма важен для принятия решения. Совет воспитателей имеет право лишь совещательного голоса;
  • Мамы, папы избираются в родительский совет дошкольного заведения;
  • имеют право и обязаны, быть осведомлены об образовательной программе, режиме, распорядке ДОУ;
  • существуют дополнительные услуги, которые родитель выбирает сам, для более полноценного развития малыша. Может выдвигать предложения, по организации дополнительных занятий, для благоприятного, результативного процесса воспитания, обучения воспитанника;
  • возможно (заранее договорившись с педагогами) присутствовать на всевозможных занятиях детей, как общих, так и индивидуальных. Необходимо предварительно уведомить заведующего учреждением;
  • возможно присутствие на медицинском осмотре врачами, психологом (специалистами узкой специализацией, а так же на более тщательном осмотре);
  • следует время от времени знакомиться с отчетами педагогов ДОУ о процессе работы с детьми;
  • приветствуется оказание помощи, которая способствует развитию, созданию благоприятных условий;
  • принимать участие в ремонтных работах по отделке помещения группы, помогать благоустраивать территорию сада, приветствуется благотворительная помощь, способствующая всевозможному оснащению группы;
  • при необходимости отстаивать права своего ребенка, других воспитанников. Следить, чтобы их права не были нарушены;
  • ознакомление с образовательным процессом с его направлением и реализацией это — право и обязанность родителей. Необходимо информирование о состоянии развития ребенка, о его здоровье, поведении, об отношениях с детьми группы;
  • возможно получение методической помощи от педагогического коллектива ДОУ, связанной с проблемами воспитательного процесса, а так же по вопросам развития, обучения воспитанника;
  • принятие активного участия в жизни, мероприятиях ДОУ.

Обязанности родителей в детском саду

Помимо прав родители наделяются внушительным списком обязанностей в отношении детей, посещающих дошкольные заведения образования. Мы рассмотрим некоторые из низ.

  • уважительное отношение к персоналу дошкольного учреждения. Недопустимо хамское поведение, общение на повышенных тонах, рукоприкладство. Всевозможные конфликтные ситуации решаются путем цивилизованного решения проблемы;
  • нужно вовремя вносить деньги за садик (она направляется на выплату персоналу ,за уход, присмотр за ребенком);
  • обязанности родителей в детском саду — соблюдать этику, вовремя вместе с воспитателями решать вопросы которые возникают, нельзя вмешивать детей , допускать их наблюдения конфликтной ситуации;
  • занятия, как правило, начинаются с 9 часов, необходимо, чтобы к этому времени воспитанник был на месте. Не следует отвлекать педагогический коллектив от проведения занятий, нельзя мешать распорядку дня;
  • приводить, забирать малыша нужно лично, в присутствии воспитателя. Не следует возлагать данную обязанность на соседей, родственников, несовершеннолетних детей. Иногда, при особых случаях, возможно, заблаговременно уведомить заведующего о том, что забирать ребенка будет другое (совершеннолетнее) лицо. Заявление родителей заверяется нотариусом;
  • обязательно своевременно (день отсутствия до 9 часов) предупреждать работников ДОУ о причине непосещения ребенком заведения;
  • информировать воспитателя о выходе воспитанника после болезни, отпуска, для обеспечения его завтраком, обедом, полдником. Следует вовремя отдавать медицинские справки, оповещения;
  • если пользуетесь льготами по оплате, то нужно раз в три месяца обновлять справки подтверждающие наличие льготы;
  • нельзя нарушать режим, находясь дома, необходимо соблюдение своевременного сна, питания, прогулок;
  • приводить в сад нужно к 8 часам, забирать не позже 19 часов;
  • ребенок должен быть чисто, опрятно одет, причесан;
  • необходимо иметь запасную обувь и одежду;
  • для занятий танцами следует приобрести — чешки;
  • для занятия физкультурой в зале , нужна — спортивная форма. Для улицы необходима — обувь, облегченная одежда;
  • необходимо обеспечить своего малыша нужными канцелярскими принадлежностями для выполнения обучающей и воспитательной программы;
  • воспитанник должен иметь сменную одежду по сезону (погоде). Для отдыха нужно иметь одежду для сна. Также нужны — расческа, носовой платок;
  • если малыш болен (присутствуют симптомы простуды либо иных заболеваний) нельзя приводить его, во избежание заражения остальных воспитанников ДОУ;
  • мама, папа малыша имеют право и обязаны не допускать насилия (физического, психологического), также оскорбляющего поведения относительно своего и других детей;
  • родители несут ответственность за воспитание малыша.

Правила, соблюдать которые необходимо:

  • не давать медикаментов с собой;
  • не давать — жвачку, опасные для детей предметы, которые могут нанести вред здоровью и жизни;
  • работники детского сада не несут ответственности за ювелирные украшения воспитанника, а так же игрушки, принесенные в ДОУ по инициативе родителей – санки, самокаты и т.д.;
  • не приводить, не забирать воспитанника ДОУ в нетрезвом виде;
  • если существует задолженность по оплате, администрация может не принять воспитанника;
  • знакомьтесь с информацией, вывешенной на стендах ДОУ – вы будите, осведомлены о занятиях малыша в саду.

Права родителей и детей в детском саду

Придерживаться правил, выполнять обязанности и знать свои права должен каждый родитель, если его дети, посещают ДОУ. Перечень прав формируется на основе Конвенции. В России существуют нормативно правовые акты, например, «Семейный кодекс», Закон «об образовании», «Основные гарантии права ребенка».

  • дети имеют право на развитие, образование;
  • право на игры в детском дошкольном учреждении;
  • право на медицинское обслуживание, на охрану жизни и здоровья;
  • имею право на государственную защиту от жестокого отношения;
  • государство обязано защищать, отстаивать интересы и потребности ребенка;
  • он имеет право полноценно питаться для нормального роста и развития;
  • родители должны следить, чтобы права воспитанников ДОУ соблюдались.

Некоторые права, обязанности регулируются правилами, распорядком дня принятыми в конкретном ДОУ. Для ознакомления с ними необходимо изучить Устав детского учреждения.

Права детей в детском саду

Детский сад – это основное современное дошкольное учреждение. В такие заведения ходят дети в возрасте от 2 до 6 лет. Пребывание малышей в стенах садика строго регламентируется нормами законов. Права малолетних членов групп, которые сформированы по приказу руководителя, регулируются национальными и международными нормативно-правовыми актами.

Юридические возможности детей

Российские дети с самого рождения обладают индивидуальными правами. Право на жизнь, уважение, имя, качественное медицинское обслуживание и другие важнейшие гарантии устанавливаются законами как неотъемлемые признаки существования личности сразу после рождения. Кроме этого, дети пользуются важными социальными правами, которые дают возможность развиваться:

  • получение образования;
  • гарантия возможности развития (физического и умственного);
  • соблюдение равноправия между всеми детьми (нельзя выделять лучших);
  • безопасность пребывания на территории;
  • право на качественное и полноценное питание;
  • защищенность от всех форм насилия и грубого неправомерного поведения воспитателей по отношению к ребенку.

Законодательная база

Права человека в мире сегодня защищены должным образом. Российская Федерация присоединилась к мировым актам, а также разработала собственную систему юридических гарантий соблюдения законных возможностей маленьких членов общества в детских садах. Выделим основные НПА:

  • ФЗ №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который состоит из 26 статей, собранных в 5 глав (общие понятия; направления обеспечения гарантий и возможностей; организационные основы; обязательность исполнения норм и заключительные положения). В данном законопроекте регламентируются перечень прав, а также механизм их реализации на практике.
  • Семейный кодекс РФ. В главе 11 рассматривается перечень основных возможностей несовершеннолетних, в том числе – гарантия их защиты со стороны государства.
  • Конвенция о правах ребенка – это акт мирового значения, важной особенностью которого является гарантия защищенности клиента детского сада от всех форм морального и эмоционального насилия. Речь идет про критику, давление со стороны воспитателей, угрозы, изоляция с целью реализации какого-то преступного умысла. Документ принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (резюлюция 44\25), состоит из преамбулы и 54 статей. В акте рассматриваются все виды возможных нарушений по отношению к детям, а также способы государственной защиты лиц до 18 лет.
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012 года под №273). В законе устанавливается структура системы получения знаний в РФ, а также регламентируются полномочия всех учреждений, которые связаны с организацией процесса просвещения.
  • Декларация прав ребенка от 1959 года. Документ состоит из преамбулы и 10 главных принципов воспитания и жизни детей (равенство, гарантия возможностей, наличие имени и гражданства, социальное обеспечение, условия для инвалидов, развитие личности в любви и понимании, получение бесплатного обязательного образования, защита от небрежного отношения).
  • Уголовный кодекс РФ. Этот документ устанавливает ответственность педагогов ДОУ за причинение физического и морального вреда воспитаннику.
  • Конституция РФ.

Право на жизнь

Неотъемлемая гарантия существования человечества закреплена в Конвенции. Всестороннее общее развитие учеников (как в плане интеллекта, так и здоровья вообще) считается важнейшей задачей ДОУ. Для этого в садике должны быть обеспечены все условия.

Санитарное состояние помещений контролируется персоналом и государственными специализированными инспекциями. Для развития маленьких необходимо обеспечить наличие полностью укомплектованных игровых комнат. Образовательный процесс в садике строится так, чтобы дети стремились познавать новое и понимали, что учеба – это для них первая задача.

Соблюдение условий доступа ребенка с ограниченными физическими возможностями в садик – обязанность администрации. Инвалид не виноват, что он не ходит, но он ничем не хуже других детей. Таких малышей нельзя обижать, потому что это будет считаться ущемлением прав ребенка в детском саду.

Персонал учреждения обязан оказывать первую медицинскую помощь. Безусловно, ДОУ – это не больница, поэтому обеспечение узкоспециальными лечебными препаратами не предусмотрено нормативами, но симптоматические лекарства (температура, боль в горле, обезболивающие, антисептики, противодиарейные средства) должны быть в аптечке медицинской сестры.

Лечебные услуги в саду оказываются бесплатно. Как только видно, что маленькому становится хуже, он заболевает – воспитатель сразу оповещает про ситуацию родителей. Все дальнейшие действия согласовываются с мамой или папой. В случае ухудшения состояния пациента работник имеет право вызвать бригаду скорой помощи, которая уже будет решать вопрос о необходимости госпитализации малыша.

Основные права ребенка в детском саду

Учебная программа детского сада значительно отличается от школьной. Главная цель педагогов – подготовка к дальнейшему обучению. Результат достигается с помощью проведения развивающих игр с детьми, небольших занятий по предметам, демонстрацией личного примера. Например, сегодня в детсадах учат английскому языку, письму, основам чтения и математики. В перечень прав родителей в детском саду входит возможность ознакомления с программами для детей, внесения предложений по изменениям и дополнениям к тематике обучения. Право на отдых и досуг в садике реализовывается следующим образом:

  • 2 часа в день (обычно это обеденное время) ребята спят. Отметим, что если кто-то не хочет спать, воспитатель не имеет права его заставить, накричать на него. Девочка (мальчик) может спокойно лежать в кровати, либо перейти в игровую комнату, которая обычно находится по соседству со спальней.
  • Для успешного формирования основных навыков ребенок имеет право несколько часов в день проводить с игрушками. Во время досуга педагоги ДОУ могут организовывать соревновательные мероприятия между детьми (например, кто лучше расскажет стих). Любители рисовать с интересом проведут оформление красочных плакатов и картинок для стенда.

Малыш, как и любой член общества, имеет право выразить собственное мнение. Например, ему что-то не нравится в процессе организации дня либо какой-то другой момент пребывания в садике. Малолетний может свободно выражать личную позицию. Данная возможность относится к неотъемлемым правам человека, поэтому педагоги не смогут ущемлять детей по этой линии.

Персонал детского садика должен уважать воспитанников. Право младших детей на достойное к ним отношение носит комплексный характер и состоит из таких элементов:

  • Защита нужд и интересов. Воспитатель как «мама» малышей во время их пребывания в учреждении обязан постоянно находиться с ними, общаться с каждым ребенком. Дети должны ощущать внимание и понимать, что они могут здесь научиться чему-то интересному и освоить важный материал для их развития в будущем. Многие преподаватели нарушают эту норму, потому что любят «дать детям волю», а сами предпочитают посидеть в интернете или почитать книжку.
  • Защита от жестокого обращения и эмоционального насилия. Откровенно некультурное поведение воспитателей по отношению к детям сейчас случается довольно часто. Педагог не должен применять физическое (подзатыльники и другие удары) и моральное наказание, а все споры с детьми, когда те чем-то недовольны (не хотят кушать, спать, играть) надо улаживать методом убеждения.

Обязанность администрации садика – обеспечивать полноценное питание для растущего организма. Опыт подсказывает, что маленькие дети на протяжении дня не обойдутся одними бутербродами из дому, поэтому данный вопрос должен всегда быть на повестке дня. Нарушение прав ребенка в детском саду может проявляться в:

  • отсутствии питания как такового;
  • кормлении исключительно кашами;
  • маленьких порциях, не соответствующих нормам для определенного возраста, которые утверждены законодательно.

Как узнать о нарушении прав ребенка в садике

Существует несколько вариантов получить информацию о событиях в ДОУ:

  • Каждый день интересоваться у ребенка, что он делал и кушал.
  • Провести наблюдение за прогулкой воспитанников на свежем воздухе. Эту операцию можно осуществить самостоятельно, либо попросить кого-то из знакомых. Поведение детей во время нахождения на улице прояснит положение дел. Если малыши будут активно играть и общаться между собой – значит в группе положительная эмоциональная ситуация, благоприятный микроклимат для развития ребенка. Когда воспитатель постоянно кричит, дети ведут себя пассивно, играют поодиночке – обстановка требует реакции и вмешательства, потому что работа педагога выполняется неправильно.

В такой ситуации можно сделать вывод о:

  • некомпетентности педагога;
  • использовании им неправильных методов;
  • отсутствии желания налаживать общение между воспитанниками.

Ребенок без прививок в детском саду

Родители самостоятельно принимают решение по поводу необходимости вакцинации ребенка по календарю. Возможность посещения воспитательного учреждения не зависит от того, получил мальчик укол, или нет.

Медицинская сестра не имеет полномочий для отказа в нахождении малыша в группе, даже если он не прошел какую-то прививку. При нарушении такого права родители могут обратиться за защитой в вышестоящие органы.

Посещение музыкальных занятий и физкультуры, режим дня

Педагоги не всегда допускают детей к занятиям физической культурой, даже если они готовы принимать активное участие в них. Основная мотивация таких действий педагогов – отсутствие формы. Поведение неправильное, потому что:

  • покупка костюма – индивидуальное решение родителей малыша;
  • нарушает право ребенка на полноценное физическое развитие вместе со сверстниками.

Посещение занятий музыкой для ребенка также часто становится проблематичным, потому что воспитатель не пускает в зал детей без текстов песен, мотивируя это тем, что без них ребенок не сможет принимать активного участия в разучивании.

Недопуск ребенка на занятие – причина написать жалобу на имя директора либо в управление образования.

Любая спорная ситуация может решиться мирным путем. Позиция №1 состоит в том, что родители должны узнать распорядок дня в конкретном ДОУ еще до устройства в группу. За определенное время до первого посещения ребенку необходимо объяснить, что в такое-то время ему надо будет кушать, спать (а лучше – начинать приучать к распорядку садика еще дома). Правило №2 – возникший спор между воспитателем и ребенком необходимо решать компромиссом. Например, если девочка не хочет спать – она идет в игровую, чтобы не другие дети могли отдохнуть.

Опоздавший ребенок может быть не допущен воспитателем в группу, потому что априори поздний приход произошел по вине родителей.

Основные обязанности родителей

Важно отметить, что представители ребенка имеют не только права, но и обязанности перед ДОУ. Основной перечень такой:

  • предоставлять справки о состоянии здоровья чада после 3-дневного отсутствия;
  • забирать ребенка согласно условиям договора;
  • уведомлять администрацию о длительном непосещении группы с указанием причины.

Правила общения с персоналом

Права родителей в детском саду по новому закону об образовании предусматривают возможность:

  • поддерживать контакт с руководством сада;
  • знакомиться с учебными программами;
  • интересоваться распорядком дня;
  • забирать ребенка на протяжении дня;
  • предлагать проекты изменений в работе учреждения;
  • получать консультации психолога по воспитанию;
  • совершать другие действия, предварительно согласовав их с администрацией.

Мать и отец должны соблюдать правила этики во время общения с воспитателями. Необходимо придерживаться делового стиля. Вместе с тем, родители обязаны защищать права ребенка, заранее приготовив ответ на возможные обвинения, касающиеся плохого поведения малыша. Основные способы защиты прав сына (дочери):

  • личная беседа с воспитателем или директором;
  • составление письменной жалобы на имя руководителя заведения;
  • жаловаться в районный или городской отдел образования.

Следовательно, права ребенка в детском саду подразумевают определенные обязанности его родителей. Законные представители также вправе ознакомиться с особенностями воспитательного процесса дошкольного учреждения, с распорядком дня, меню ребенка на каждый день. Также в связи с новыми правилами, вступившими в силу вместе с новым законом об образовании, мать и отец могут забрать чадо из сада на протяжении дня, активно участвовать в жизни развивающего дошкольного учреждения.

Права и обязанности детей по закону об образовании

Автор: И.В. Падчин, юрист-эксперт электронной системы «Образование»

С 1 сентября 2013 г. утратил силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Вместо него регулировать отношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности, стал Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ). Какие положения Закона № 273-ФЗ определяют права педагога-психолога, работающего в общеобразовательной организации? Остановимся на некоторых нормах, касающихся, в частности: прав и обязанностей педагогического работника, его участия в управлении образовательной организацией, продолжительности рабочего времени, права на длительный отпуск, кодекса профессиональной этики, конфликта интересов педагогического работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Во исполнение ч. 2 указанной статьи постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 была утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Согласно данному нормативному правовому акту должность педагога-психолога относится к должностям иных педагогических работников, и, следовательно, на педагога-психолога распространяются положения законодательства РФ об аттестации педагогических работников, в частности, нормы ст. 49 Закона № 273-ФЗ, а также правовые акты органов, выполняющих функции учредителя образовательной организации, об аттестации педагогических работников, о формах экспертные заключений для аттестации педагогических работников и пр.

Участие в управлении образовательной организацией
Статья 47 Закона № 273-ФЗ определяет правовой статус, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. В частности, согласно п. 9 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации. В соответствии со ст. 26 Закона № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет и другие органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Кроме того, в целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по их инициативе создаются профессиональные союзы работников образовательной организации, или, другими словами — представительные органы работников. В частности, мнение представительных органов работников организации учитывается при принятии локального нормативного акта, устанавливающего порядок создания и организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также порядок принятия комиссией решений и их исполнения (ч. 6 ст. 45 Закона № 273-ФЗ). Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Закона № 273-ФЗ).

Продолжительность рабочего времени
Часть 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ устанавливает трудовые права и социальные гарантии педагогических работников, в частности, право на сокращенную продолжительность рабочего времени. Продолжительность рабочего времени для педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
В соответствии с п. 1 приложения к указанному приказу педагогам-психологам устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы — 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных организаций, утвержденными в установленном порядке.

Должностные обязанности педагога-психолога определяются должностной инструкцией, которая разрабатывается на основе «Квалификационных характеристик должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоц-развития России от 26.08.2010 № 761 н и утверждается руководителем образовательной организации. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые выполняются на соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к специальной подготовке работников.

Объем учебной нагрузки педагогического работника устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в образовательной организации.

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Право на длительный отпуск
Отдельного внимания заслуживают нормы, устанавливающие право педагогического работника на длительный отпуск. В отношении педагога-психолога данные нормы действу— ют при определенных условиях, установленных законодательством. В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска до одного года (далее — Положение). С 1 сентября 2013 г. нормы Положения распространяются на все образовательные организации.

В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к Положению.

Должность педагога-психолога включена в Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при определенных условиях, а именно — при условии выполнения педагогом-психологом в каждом учебном году на должностях учителя, педагога дополнительного образования преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в общеобразовательных и других образовательных учреждениях в объеме не менее 6 часов в неделю.

Согласно п. 10 Положения, за педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).
Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением случаев, когда это происходит по причине полной ликвидации образовательного учреждения (п. 11 Положения).

Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, данный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок (п. 12 Положения).

Кодекс профессиональной этики
Обязанности и ответственность педагогических работников, в том числе и педагогов-психологов, установлены ст. 48 Закона № 273-ФЗ. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 48 педагог-психолог обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

На федеральном уровне требования профессиональной этики для педагогических работников законодательно не установлены, однако любая организация имеющая
№ 273-ФЗ статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, которые становятся юридически обязательными для ее работников. В ряде регионов кодексы профессиональной этики разрабатываются региональным профессиональным сообществом (г. Санкт-Петербург).

Кодекс профессиональной этики образовательная организация разрабатывает, руководствуясь ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, согласно которой к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом.
Что касается содержания этического кодекса, то согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии Законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации, а соответственно и самостоятельно определяет, какие требования нужно включить в кодекс.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Конфликт интересов педагогического работника
Особое внимание педагогу-психологу следует обратить на норму, установленную ч. 2 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, согласно которой педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Что касается оказания платных образовательных услуг самой образовательной организацией, в которой трудится работник, то, согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ, образовательные организа- ции вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг Получаемый при этом доход используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Закон содержит ограничения в части оказания платных образовательных услуг: они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Другими словами, конфликт интересов, указанный в ст. 48 Закона № 273-ФЗ, может возникнуть в случае, если педагогический работник оказывает платные образовательные услуги обучающимся в организации, не предусмотренные его трудовым договором с данной образовательной организацией. Оказание же платных образовательных услуг педагогическим работником в рамках трудового договора относится к осуществлению организацией образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц и регулируется нормами Закона № 273-ФЗ и Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

В последнее время в сфере образования произошли значительные изменения на нормативно-правовом уровне, что связано со вступлением в силу Закона № 273-ФЗ, а также с принятием целого ряда нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, касающиеся осуществления образовательной деятельности. При этом следует учесть, что нормотворческий процесс продолжается — ожидается принятие очередных подзаконных актов, направленных на реализацию положений Закона № 273-ФЗ как на федеральном уровне, так и на региональном.

Смотрите так же:

  • Консультации для родителей дефектолога в доу Должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ ___________ /___________________/ подпись Ф.И.О. протокол № ___ от «___»_____ 2018 г. заведующий МБДОУ № ________ ___________ /___________________/ подпись Ф.И.О. Приказ № ___ от «___»_____2018 г. […]
  • Жилье военнослужащим в салтыковкефорум Жилье военнослужащим. Минобороны «обещает»: военные получат жилье На состоявшейся 17 июня пресс-конференции, Артуро Бабенко, замминистра обороны Украины, рассказал об активной работе оборонного ведомства над решением жилищной проблемы […]
  • Имущественный вычет пенсионера за 2018 год Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году: изменения, разъяснения. Имущественный вычет в 2018 году через налоговую инспекцию можно оформить только по недвижимости, приобретенной до начала 2018 года. СОДЕРЖАНИЕ: Налоговый вычет: […]
  • Исполнение бюджета ивановской области за 2012 год Навигационные полоски Бюджетное исполнение Закон Владимирской области от 02 июля 2015 № 74-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2014 год" (02.07.2015) Загрузить ZIP-архив (300Kб) Отчет об исполнении консолидированного бюджета Владимирской […]
  • Транспортные услуги статья гк Транспортные расходы в торговых организациях: учет и налогообложение При совершении торговых операций всем компаниям (и покупателям и продавцам) приходится решать вопросы, связанные с доставкой товара. Товар можно доставлять как за счет средств и […]
Комментарии запрещены.