Правовой режим земель земельное право

Правовой режим земель земельное право

Правовой режим земель промышленности (стр. 1 из 4)

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Дисциплина «Земельное право»

На Тему: «Правовой режим земель промышленности»

Курсант 144 взвода

Примерное распределение времени:

Основная литература

1. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.

2. Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16.

3. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 2005.

4. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.

Дополнительная литература

1. Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. № 3.

2. Минаева А.А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве // Экологическое право. 2005. № 1.

3. Попов М. Предварительное согласование места размещения объекта: некоторые практические аспекты // Хозяйство и право. 2006. № 8.

4. Трифанов А.С. Правовой режим земель входящих в категорию земель промышленности // Право и политика. 2005. № 7.

Перечисленные ниже особенности присущи каждому из рассмат­риваемых видов использования земель специального назначения, что и побудило законодателя выделить эти виды в земельном законода­тельстве.

В отношении тех видов использования данных земель, которые законодателем не упомянуты, действует общий режим земель специаль­ного назначения. Например, в отношении земель атомных электростан­ций, земель ядерных полигонов и др.

Особенности в правовом режиме земель, составляющих категорию земель специального назначения, обусловлены наличием наряду с об­щими целями особенных, отличающихся от общих, что и является оп­ределяющим в их специальных режимах.

Рассмотрим каждую из особенностей этих режимов по отдельности.

К землям промышленности, энергетики и недропользования относят­ся земельные участки, занятые производственными и административ­ными зданиями и строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями, линиями электропередачи, подъездными путями, прирельсовыми складами и перевалочными базами, инженер­ными коммуникациями, месторождениями полезных ископаемых и другими объектами, используемыми для нужд промышленности, энер­гетики и недропользования.

Размеры земельных участков для указанных целей определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией (ст. 88 и 89 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков для разработки полезных ис­копаемых осуществляется после оформления в установленном поряд­ке прав на пользование недрами и восстановление земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площа­дях в установленные сроки.

Под промышленными предприятиями как основными субъектами зе­мельных правоотношений на землях специального несельскохозяйствен­ного назначения понимаются предприятия, обязательным элементом дея­тельности которых является переработка сырья или разработка недр.

В силу этого промышленные предприятия можно подразделить на горнодобывающие и не относящиеся к таковым. Однако всем им при­сущи особенности в правовом режиме использования земель, выража­ющиеся в том, что:

— поскольку деятельность предприятий представляет собой источ­ник повышенной опасности для окружающих, при размещении пред­приятий, а также сооружений и иных объектов, составляющих элемен­ты этого предприятия, применяется предварительный разрешитель­ный порядок строительства этих объектов. В частности, определение мест строительства производится в соответствии со ст. 35 Федераль­ного закона «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния» (в ред. от 30.06.03) при наличии положительного заключения специально уполномоченных на то органов в области охраны окру­жающей среды, санэпиднадзора и решения органов местного самоуп­равления;

— в связи с тем, что строительство и размещение предприятий за­трагивает интересы населения, в необходимых случаях предваритель­ное решение о строительстве должно быть основано на разрешении населения, которое принимается на референдуме или по результатам обсуждения (п. 2 ст. 41 Закона «Об охране окружающей среды»;

— поскольку обычным (естественным, эмпирическим) способом опре­делить степень экологической, социальной и иной опасности от разме­щения предприятия невозможно, проекты строительства и размещения предприятий должны проходить государственную, а при необходимости и общественную экспертизу (п. 2 ст. 42 указанного Закона);

— экологическая и социальная безопасность предприятия обеспечи­вается утвержденными в установленном законом порядке природоохранительными, санитарными, строительными нормами и правилами, а также правилами, обеспечивающими необходимую охрану труда. По­этому строительство предприятий и всех его элементов-сооружений должно осуществляться в точном соответствии с этими правилами (ст. 34—53 указанного Закона).

Если же возникает потребность в изменении утвержденного про­екта строительства предприятия или стоимости проектных работ, то это изменение не должно осуществляться в ущерб требованиям экологи­ческой безопасности.

Перечисленные требования закона к размещению и строительству предприятий обеспечены существенными правовыми мерами; если они нарушаются, то это влечет за собой приостановку работ с одновремен­ным прекращением их финансирования соответствующими учреждени­ями банка.

Эти требования закона должны быть выполнены полностью, по­скольку п. 2 ст. 44 указанного Закона запрещает ввод в эксплуата­цию предприятия, если выполнены не все работы, предусмотренные проектом, которые должны обеспечить экологическую безопасность деятельности предприятия.

2. Земли энергетики. Землями энергетики признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов энергетики, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, иными федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 89 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энер­гетики могут предоставляться земельные участки для:

— размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, теплостанций, других элек­тростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

— размещения воздушных линий электропередачи, наземных соору­жений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключатель­ных, распределительных и секционирующих пунктов и других соору­жений и объектов энергетики.

Для обеспечения деятельности организаций и объектов энергети­ки могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

Правила определения размеров земельных участков для разме­щения опор воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правитель­ством РФ.

3. Земли, предоставленные для разработки недр. Правовой режим использования недр, а также земель, предоставленных для раз­работки недр, регулируется Федеральным законом от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 06.06.03), федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами РФ и ее субъектов.

Земельное законодательство взаимодействует с международным, гражданским, административным, финансовым, санитарным и другим законодательством.

Трудно представить, что пользование недрами возможно без заня­тия соответствующего земельного участка. Необходимость в земель­ном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предо­ставляются недра для тех или иных нужд. Без получения земельного участка право пользования недрами практически не может быть реа­лизовано. Землепользование направлено на создание условий для осуществления права пользования недрами.

Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, явля­ется то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельно­го фонда России, не отграничиваются от других земель по непосред­ственному целевому назначению.

Земли, предоставленные для разработки недр, отнесены к землям специального назначения (промышленности, транспорта, связи и ино­го назначения). Поэтому на них распространяются общие положения, определяющие правовой режим этой категории земель. Однако указан­ные земли имеют значительную специфику в правовом режиме, кото­рая определяется особенностью недр как самостоятельного объекта права федеральной собственности российского государства.

В соответствии со ст. 6 Закона «О недрах» в состав земель для пользования недрами входят:

— земельные участки для регионального геологического изучения недр;

— земли, используемые для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

— земли для проведения разведки и добычи полезных ископаемых и для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

Правовой режим земельных участков

Рассмотренные выше способы установления правового режима земель и территорий направлены в конечном итоге на определение правового режима конкретного земельного участка, позволяющего точно установить права и обязанности каждого субъекта земельных отношений. Поэтому для практики особое значение имеет понятие «правовой режим земельного участка», под которым можно понимать установленный законодательством порядок использования и оборота земельного участка как объекта земельных правоотношений. В отличие от понятия «правовой режим земель» данное понятие имеет частный характер, поскольку воздействует на поведение частных субъектов правоотношений – граждан и юридических лиц, являющихся правообладателями земельных участков.

Хотя понятие правового режима земельных участков изначально появилось как производное от понятия «правовой режим земель», поскольку земельные участки всегда располагаются на определенных землях и на них, соответственно, распространяется и правовой режим соответствующих земель, особенности развития и содержания земельных отношений обусловливают самостоятельное юридическое значение и содержание понятия «правовой режим земельного участка».

Общее и неотъемлемое содержание правового режима земельных участков определяется нормой ЗК РФ, устанавливающей основную обязанность всех правообладателей земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст. 42).

Соответственно, основными элементами и одновременно характеристиками правового режима земельного участка в настоящее время является категория земель, к которой отнесен земельный участок, и его установленное разрешенное использование.

Неотъемлемость данных характеристик правового режима земельных участков закреплена п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, устанавливающим, что при образовании новых земельных участков целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых образуются эти земельные участки.

Кроме того, правовой режим земельного участка составляют также общие и специальные требования земельного и других отраслей законодательства (градостроительного, экологического, природоресурсного, санитарно-эпидемиологического и др.) по использованию и охране земельных участков. Данные общие требования перечислены в ст. 42 ЗК РФ, в соответствии с которой к ним, помимо вышеуказанных, относятся:

• использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

• сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

• осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

• своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

• своевременно производить платежи за землю;

• соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

• не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

• выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральными законами.

Целевое назначение, разрешенное использование и требования законодательства по использованию и охране земель и земельных участков являются основными и неотъемлемыми элементами правового режима земельных участков, имеющими постоянный характер.

Но правовой режим земельного участка определяется также и наличием специальных правовых режимов, устанавливаемых в публичных целях, – зон с особыми условиями использования, публичных сервитутов и др., предусматривающих дополнительные по отношению к общему правовому режиму ограничения прав в виде запретов на совершение определенных видов деятельности или дополнительных обязанностей по совершению каких- либо действий; обременений земельных участков, вводимых в частных интересах, – частных сервитутов, аренды, залога и т.п.

В качестве специфического элемента правового режима земельных участков можно назвать требования земельного законодательства к образованию новых земельных участков, содержащиеся в ст. 11.9 ЗК РФ, в том числе:

– установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, которые не должны нарушаться при совершении сделок с земельными участками;

– зависимость образования новых земельных участков от существующих границ муниципальных образований и (или) границ населенных пунктов; от возможности осуществления разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; от других требований законодательства, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель.

Таким образом, к элементам правового режима земельных участков можно отнести:

• разрешенное использование земельного участка;

• общие и специальные требования земельного и других отраслей законодательства по использованию и охране земель и земельных участков;

• ограничения прав на земельный участок в публичных интересах;

• обременения земельного участка в пользу частных лиц;

• требования земельного законодательства к образованию новых земельных участков.

Следует отмстить, что в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2017 годы, принятых распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р, в дальнейшем предполагается исключение из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории и переход на определение правового режима земельных участков исключительно на основании видов разрешенного использования, устанавливаемых путем зонирования территорий в процессе территориального планирования.

Земельное право.

1. Понятие земельного права как отрасли права.

Земельное право как отрасль права — это системно упорядоченная совокупность правил поведения, выражающая волю российского государства и направленная на регулирование отношений по рациональному использованию и охране земель. Земельное право как отрасль, имеющая свою систему (совокупность норм права, объединенных в институты, регулирующих отдельные группы однородных отношений), включает:

общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые;

особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства, т.к. она имеет:

собственный предмет правового регулирования;

собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

2. Предмет земельного права.

Предмет земельного права — это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Эти группы отношений составляют предмет земельного права, а общим у них выступает объект — земля:

как сухопутная территория, включающая иные объекты — водное пространство, лесной фонд и др.

как часть поверхности земли, расположенной над недрами и именуемая почвенным слоем, который может характеризоваться признаком плодородия.

Отношения, входящие в предмет земельного права:

характеризующие статус частиков земельных отношений;

характеризующие взаимодействие землепользователей и государства (обеспечение соблюдения земельного законодательства землепользователями);

характеризующие правовой режим отдельных категорий земель;

по управлению земельным фондом;

связанные с ответственностью.

3. Соотношение земельного права со смежными отраслями права (гражданским правом, административным правом, природоресурсными отраслями права, экологическим правом).

Земельное право является комплексной, динамично развивающейся в настоящее время отраслью российского права. Земельное право как комплексная отрасль права тесно связано со многими отраслями российского права, в том числе:

С гражданским правом в части родства земельных и гражданских отношений, поскольку и те и другие носят имущественный характер, кроме того, земля и ее отдельные участки включены в гражданский оборот, что также дает основания говорить о связи гражданского и земельного права. Отличие земельного права от гражданского в том, что объектом земельного права является земля, а объектом гражданского – не только земля, но и другие виды имущества.

С административным правом в том, что в процессе государственного управления земельным фондом, привлечения к ответственности за земельные правонарушения применяются административные методы правового регулирования, помимо этого в соответствии с нормами административного права определяется система государственных органов по управлению земельным фондом. Различия земельного и административного права в том, что метод «власти–подчинения», характерный для административного права, применяется в земельном праве только к отношениям по управлению земельным фондом, в остальных случаях преобладает диспозитивный метод.

С экологическим правом в следующем: земля является элементом окружающей среды, находящимся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природы, и подлежит правовой охране, и земельное право, регулируя рациональное использование земель, обеспечивает их охрану. Отличие же земельного права от экологического в том, что нормы экологического права регулируют отношения в области охраны окружающей среды в целом, а земельное право регулирует лишь охрану земель.

Нельзя не отметить связь земельного права с отраслями природоресурсного права – лесным, водным, горным правом. Очевидно, что объекты этих отраслей права тесно связаны с землей, это обусловливает сходность их принципов, методов правового регулирования и единство целей данных отраслей.

49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель

Земельные ресурсы — вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации — это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом. И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Виды правового режима земель:

общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);

особенный (особый — присущий отдельным категориям земель);

специальный (конкретный — присущий конкретным земельным участкам).

Элементы правового режима земель:

определение границ его распространения (наличие объекта — категории земель или земельного участия);

порядок государственного регулирования использования земель;

наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;

содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;

наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органыисполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правилполучения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Круг субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;

лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);

от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданстване могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);

от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);

от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования — ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

мер юридической ответственности за нарушения правового режима;

правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;

правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Правовой режим земель энергетики

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 89 ЗК РФ). Цели предоставления земель составляют особенность данного вида земель. Эти земли относятся к землям особого назначения. В данном случае используется полезное свойство земли быть пространственным операционным базисом для размещения различных энергетических объектов. Правовое регулирование отношений по охране и использованию данных земель в первую очередь осуществляется ст. 89 ЗК РФ.

Земли энергетики можно классифицировать на два подвида. К первому подвиду относятся земли, предназначенные для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. Ко второму подвиду относятся земли, предназначенные для размещения объектов электросетевого хозяйства, в том числе воздушные линии электропередачи, подстанции, распределительные станции и иные определенные законодательством РФ об электроэнергетике объекты электроэнергетики [1] .

Особенностью земельных участков, занятых атомными электростанциями, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, является то, что они находятся в федеральной собственности и изъяты из оборота (подп. 6 п. 4 ст. 27 ЗК РФ). Земельные участки, которые расположены под объектами гидротехнических сооружений, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте (подп. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Особенности их использования определяются Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Правовое регулирование в данной области осуществляется Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 № 306, и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения радиоактивных материалов устанавливаются особые территории: санитарно-защитная зона и зона наблюдения. В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль за радиационной обстановкой. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно- защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.

В санитарно-защитной зоне запрещено размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.

По условиям принятия решения о размещении и сооружении объектов согласно положениям Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ все ядерные и радиационные объекты подразделяются на:

– объекты в виде ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящиеся в федеральной собственности либо имеющие федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемые и сооружаемые на территории закрытых административно-территориальных образований (далее – объекты федерального значения);

– объекты в виде пунктов хранения и радиационных источников, имеющие региональное значение (далее – объекты регионального значения);

– объекты в виде радиационных источников, имеющие местное значение (далее – объекты местного значения).

Решения о сооружении объектов федерального значения принимает Правительство РФ. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается размещение объектов.

При размещении объектов регионального значения необходимо решение органов государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается их размещение и сооружение, а при размещении и сооружении объектов местного значения – решение органов местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.

Существует проблема отграничения земель энергетики, занятых гидроэлектростанциями, от земель водного фонда. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Поэтому на практике возможны трудности с отнесением данных земельных участков к той или иной категории земель.

Субъектами прав на землю первого подвида земель являются организации и предприятия, осуществляющие строительство и эксплуатацию гидроэлектростанций, атомных станций и других электростанций, а субъектами прав на землю второго подвида земель – организации и предприятия, осуществляющие строительство и эксплуатацию линий энергетических сетей и связи. Земельные участки предоставляются им в постоянное (бессрочное) пользование и во временное пользование на период строительства.

Трассы электросетей и линий связи зачастую прокладывают вдоль существующих сетей, дорог, границ полей севооборота.

Порядок предоставления земель для нужд энергетики (для строительства и последующего функционирования энергетических предприятий) характеризуется также определенными особенностями. В связи с тем, что строительство, тем более функционирование теплоэлектростанций, атомных электростанций, гидроэлектростанций и других энергетических предприятий, как правило, осуществляется «очередями», выделение земельных участков также происходит поочередно: сначала для строительства «первой очереди», затем – по окончании строительства «первой очереди», а это иногда определяется несколькими годами; выделяются земли и для строительства «второй очереди» и т.д. До начала функционирования энергетического предприятия земельный участок выделяется дирекции строительства энергетического предприятия. Именно дирекция и выступает в начальной стадии субъектом права пользования земельным участком, выделенным для будущего энергетического предприятия [2] .

Наиболее распространенными энергетическими объектами являются воздушные линии электропередачи, поэтому определение размера земельных участков для этих целей приобретает особое значение.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, установлены постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 № 486.

Воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям населенных пунктов и предназначенных для установки опор указанных линий.

Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном кадастре недвижимости в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением единого кадастрового номера.

Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.

Минимальные размеры обособленных земельных участков для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), допускается определять как площади контуров, отстоящих на 1 м от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли – для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 м – для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации (п. 2–5 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети).

Вопросы размещения и эксплуатации объектов энергетики необходимо рассматривать в контексте экологических требований. Так, для защиты населения от негативных последствий работы энергетических объектов земельное законодательство предусматривает установление охранных зон с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Кроме того, это необходимо для безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики (п. 2 ст. 89 ЗК РФ). Установление охранных зон вокруг земель энергетики представляет собой еще одну особенность правового режима данных земель.

Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определен постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Данным постановлением Правительства РФ утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

Порядок установления охранных зон следующий. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее – сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Важно отметить, что охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения установленных ограничений.

В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

г) размещать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 т, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, установлены конкретные размеры охранных зон в отношении различных видов линий электропередачи.

Охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении. При напряжении до 1 кВ она составляет 2 м, при напряжении 35 кВ – 15 м, при напряжении 110 кВ – 20 м, при напряжении 220 кВ – 25 м, при напряжении 500 кВ – 30 м, при напряжении 750 кВ – 40 м, при напряжении 1150 кВ – 55 м.

  • [1] См.: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ΦЗ «Об электроэнергетике».
  • [2] Земельное право: учебник / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева. М.: Проспект, 2006. С. 609.

Смотрите так же:

  • Квалификация преступления ст 108 ук рф Квалификация убийств по ст.105 УК РФ Оглавление I. Общая характеристика убийства как преступления против жизни 1.1. Понятие и признаки убийства в российском уголовном праве 1.2. Виды убийств и их уголовно-правовая характеристика II. Проблемы […]
  • Когда был принят уголовный кодекс российской федерации Когда был принят Гражданский кодекс Российской федерации? Мне хочется узнать, когда был принят и когда вступил в силу Гражданский кодекс Российской федерации.Насколько я знаю, в нём четыре части,в связи с этим, и возникли у меня вопросы.Все четыре […]
  • Как написать расписку на задаток за квартиру Как писать расписку о получении денег за дом задаток Расписка о получении задатка за квартиру Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )! г. Санкт-Петербург «16» октября 2018 г. Расписка о получении задатка за квартиру: бланк […]
  • Трудовой кодекс российской федерации введен в действие Трудовой кодекс Основу трудового законодательства России составляет Трудовой кодекс, а также достаточно широкий перечень законодательных актов, в том числе и актов индивидуального действия, которые регулируют трудовые отношения при составлении или […]
  • Конституционное право семинар Конституционное право семинар Краснов М.А. Онтология разнообразия (К осмыслению статьи 13 Конституции РФ) // Общественные науки и современность. - 2006. - N. 3. - С. 40-54 Идеологическое и политическое многообразие в российском обществе. Куничкина […]
Комментарии запрещены.