Проблемы юридической ответственности за земельные правонарушения

Проблемы юридической ответственности за земельные правонарушения

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения (стр. 1 из 4)

2. Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

2.1 Уголовная ответственность

2.2 Административная ответственность

2.3 Дисциплинарная ответственность

2.4 Гражданская ответственность

4. Список использованной литературы

Законодательством закреплены четыре основные формы юридической ответственности за земельные правонарушения:

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. При этом, гражданско-правовая ответственность, наступающая в случае причинения имущественного ущерба, может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной, административной ответственностью.

Дисциплинарная ответственность за совершение земельных правонарушений предусмотрена в ст.75 Земельного кодекса. В ней речь идет о двух видах земельных правонарушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

В п.1 ст.74 Земельного кодекса, в отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991г., не содержится ни состав земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Административная ответственность за указанные правонарушения наступает, если они не впекут за собой уголовной ответственности. При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или «земельного» преступления к виновным применяется уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом.

Отношения, возникающие при причинении вреда земельными правонарушениями, регулируются ст.76 Земельного кодекса РФ. В Земельном кодексе закреплена правовая формула, применяемая в гражданском законодательстве для регулирования отношений, возникающих из деликтов. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные пре­ступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответст­венности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению реше­ния суда предшествует проведение следствия правоохранитель­ными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 УК уголовная ответственность на­ступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтоже­ние или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качест­ва и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтоже­ние отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и право­мерному использованию .

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторож­ности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими об­стоятельствами в данном случае является причинение в резуль­тате совершения правонарушения ущерба в крупном размере. Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст. 170 УК. Обязательным усло­вием, позволяющим квалифицировать такие действия как пре­ступление, является их совершение должностным лицом из ко­рыстной или личной заинтересованности с использованием своего служебного положения.

Статья 179 УК устанавливает уголовную ответственность за принуждение совершения сделки или отказ от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества. Данная статья распространяется на действия по совершению любых разрешенных гражданским и земельным за­конодательством сделок. Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за отп­равление, загрязнение или иную порчу земли вредными продукта­ми хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста, ядохими­катами и иными опасными химическими или биологическими веще­ствами при их хранении, использовании и транспортировке, повлек­шие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Эти же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосто­рожности смерть человека, влекут более суровые меры наказания.

Порядок обращения с опасными продуктами и веществами установлен такими нормативными актами, как Федеральные зако­ны от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконными актами, ведомственными инструкциями и правилами. Порча озна­чает частичное или полное уничтожение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий и выра­жается в потере физических и химических свойств почв и сниже­нии ценности земель.

Практика привлечения за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологичес­ким преступлениям, которые не считаются общественно опасными. Поэтому при обнаружении фактов загрязнения земель предпочте­ние отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступ­лений довольно сложно, что создает высокую латентность подобного рода незаконных действий.

В ст. 75 Земельного кодекса РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность, которой является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, свя­занных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относи­тельно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как админи­стративные правонарушения или преступления.

Как и другие формы ответственности, дисциплинарная наступает при наличии определенных условий и обстоятельств, широко применяется в земельных и иных природоресурсных отношениях.

Прежде всего, дисциплинарная ответственность за проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г., вступившем в действие с 1 февраля 2002 г., уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в ор­ганизации.

В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — это относится к работникам ферм, цехов, установок, служб предприятий, учреждений, организаций, охотхозяйств.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм экологического законодательства. В отличие от административной и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков не существует — их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Авхимович В.В.

ORCID: 0000-0001-6077-9915, аспирант Тюменского Государственного Университета, Институт Государства и Права, кафедра Гражданского права и процесса

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы правоприменения норм юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, приведены примеры из судебной практики. Авторы приходят к выводу, что эффективность привлечения к ответственности за нарушения в области охраны и использования земель напрямую зависит от качества установленного в государстве земельного правопорядка. Устранение пробелов в законодательстве об ответственности за земельные правонарушения и недостатков в его применении позволит создать эффективный механизм обеспечения охраны земель и рационального их использования.

Ключевые слова: Земельное законодательство, Правоприменение, Ответственность.

Avkchimovich V.V.

ORCID: 0000-0001-6077-9915, Postgraduate student, Tomsk State University, Institute of State and Law, Department of Civil Law and Procedure

PROBLEMS OF EBFORCEMENT OF LEGAL LIABILITY FOR VIOLATION OF THE RULES OF THE LAND LEGISLATION

Abstract

This article describes some of the problems of enforcement of norms of legal liability for the violation of land legislation, are examples of judicial practice. The authors concludes that the effectiveness of accountability for violations in the field of protection and use of land depends on the quality specified in the state law of the land. Address gaps in the legislation on liability for land violations and shortcomings in its implementation would create an effective mechanism to ensure the protection of lands and their rational use.

Keywords: Land legislation. Enforcement. A responsibility.

Основные законодательно закрепленные направления развития и применения норм в русле применения санкций за допущенные виновным лицом правонарушения в сфере земельного права по своей природе направлены как на исключение действий, противоречащих уже закрепленным законодательством требованиям правового порядка о рациональном использовании предоставленных в пользование или принадлежащих на праве собственности земель, так и на достижение позитивных действий по охране и использованию таких земель. Бесспорно, что главной целью рассматриваемого в настоящей статье института применения санкционных норм за нарушения земельного законодательства является обеспечение строгого следования закрепленным обязанностям не только по вопросам охраны земельных участков как собственности, но и рационального использования таких земель.

Чаще всего вопросы, касающиеся реализации санкционных норм, у правоприменителей появляются на первоначальном этапе при выявлении такого правонарушения. Это вопросы определения состава и выявления виновного лица. Так, согласно данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, «главными причинами прекращения судами производства по делам об административных правонарушениях в рассматриваемой области являются: отсутствие доказательств ухудшения качественного состояния почв (отбор почвенных образцов не осуществлялся, исследования не проводились, не представлено каких-либо результатов анализов или экспертиз, устанавливающих ухудшение плодородия почв); отсутствие доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии в действиях юридического лица признаков административного правонарушения; отсутствие доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями субъекта правонарушения и наступившими негативными последствиями; ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к юридической ответственности за правонарушение в области земельного права, о месте и времени составления протокола, рассмотрения дела и вынесения постановления, уведомления лиц, которые не являются законными представителями юридических лиц, привлекаемых к ответственности; истечение сроков давности привлечения к ответственности; привлечение ненадлежащего субъекта административного правонарушения» [1].

Основываясь на приведенных в докладе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации данных можно сделать вывод, что основными проблемами являются не качественное выполнение плановых мероприятий по надзору за состоянием земель, недостатки земельного правопорядка в целом.

Для решения озвученной проблемы законодателем было выполнено несколько мероприятий. Так, например, 23.04.2012 было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» [2], в котором законодатель определил основополагающие признаки, необходимые для правильной квалификации такого состава правонарушения, как «неиспользование земель по целевому назначению».

Анализируя данное Постановление Правительства Российской Федерации, можно отметить, что законодателем отмеченные проблемы были решены не в полном объеме, поскольку признаки неиспользования земельных участков обозначены только в общей форме. Как представляется, необходимо доработать рассматриваемое постановление и внести в него дополнения.

Данный вывод подтверждается анализом судебной практики. Так, общество обратилось в суд к государственному органу с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность истребуемого земельного участка. Причиной отказа в удовлетворении требований общества стало материальное доказательство использования обществом спорного земельного участка не в целях, указанных в договоре аренды (выращивание сельскохозяйственной продукции без права капитального строительства) [3].

Еще одной проблемой законодателя является сложность применения санкционных норм, указанных в статье 285 Гражданского кодекса Российской Федерации – изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Для пресечения правонарушений по указанному составу необходима качественная оценка состояния каждого конкретного земельного участка, что достаточно часто бывает невозможно. Во-первых, специально закрепленных правил рационального использования земельных участков действующим законодательством не закреплено. Во-вторых, законодательно закрепленные требования в области охраны земель не соотнесены с положениями статьи 285 ГК РФ.

Помимо указанных в данной статье проблем правоприменения законодательства, существует также проблема неисполнения норм права, предусматривающих ответственность за порчу земли. Законодатель видит решение проблемы такого правового нигилизма в ужесточении норм права, закрепляющих рассматриваемый состав правонарушения. Как представляется, ужесточение мер ответственности за любое правонарушение приведет к ожидаемому результату только при условии, что и другие механизмы правового порядка также будут выполняться беспрекословно (например, такие механизмы, как осуществление государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля, соблюдение требований по охране земель).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что эффективность применения санкционных норм в рассматриваемой области прямо зависит от качества законодательного закрепления в государстве земельного правопорядка. Такой порядок должен включать в себя стабильность действующего законодательства, необходимую полноту и структурированность нормативно-правовой базы, последовательность и качественность проведения мероприятий по земельному контролю и надзору. Как одна из частей общего механизма государственного правового воздействия на земельные отношения в целом институт юридической ответственности за нарушения норм земельного права должен главной своей целью ставить обеспечение охраны земельных ресурсов, защиту прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей земель в нашем государстве.

Нельзя не согласиться с тем, что земельно-правовые санкции в настоящее время имеют значительный потенциал в сохранении земельного правопорядка. Анализируя действующее законодательство и судебную практику по рассматриваемому вопросу, автор приходит к выводу, что проблема неприменения земельно-правовых санкций состоит в том, что нет должного законодательного закрепления применения санкционных норм на практике. Например, в судебной практике встречаются иски о принудительном прекращении прав на земельные участки, которые не используются более 10 лет. Следовательно, основным направлением развития Российского законодательства в разрезе рассмотренных правоотношений должно быть гарантированное и эффективное воплощение действия уже закрепленного в нашем законодательстве механизма защиты интересов общества в рациональном использовании земельных ресурсов при помощи санкционных норм права.

Исключение из норм гражданского и земельного права описанных пробелов, а также упразднение недостатков по вопросам применения законодательства позволит создать эффективный и качественный механизм обеспечения и рационального использования земель и их охраны.

Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Реферат по земельному праву РФ

1. Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения

2. Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Охрана окружающей среды и земли как составной ее части – это одна из наиболее акту­альных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются за­пасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачива­ется естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здо­ровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. В данном реферате я рассматриваю понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения. 30 октября 2001 года были опубликованы официальные тексты Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Они были приняты Государственной думой 28 сентября 2001 года, одобрены Советом Федерации 10 октября 2001 года, подписаны Президентом РФ 25 октября 2001 г.1 Ударные темпы оформления этих документов свидетельствуют о желании федеральных властей решительно продвигаться вперед в области законодательного оформления фактически сложившихся земельных отношений.

1. Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность граждан и организаций как пользователей земли не может возникнуть произвольно. Она наступает вследствие того, что тот или иной участник общественных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает определенные действия, являющиеся правонарушениями. Содержание юридической ответственности, ее задачи и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное правонарушение, с другой – лишь угроза его применения, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение. В материальной форме юридическая ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена. Например, если пользователь земли (гражданин, организация) несвоевременно или некачественно выполнил возложенные на него законом или договором обязанности, он несет юридическую ответственность в виде неустойки (пени, штрафа), что не освобождает его от надлежащего исполнения обязательства. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает в случаях, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель дает тому или иному лицу предписание о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции), чем и предупреждается совершение правонарушения. От предупреждения надо отличать пресечение правонарушения, что имеет место в случаях, когда правонарушение совершено, но еще имеется возможность его приостановить, прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов (федеральных или субъектов РФ). При существенных правонарушениях могут быть применены меры административной и даже уголовной ответственности (например, при умышленном массированном загрязнении земель, повлекшем за собой крупный ущерб)2.

По общему правилу ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать лишь при наличии так называемого полного состава правонарушения, которое определяется установлением в действиях нарушителя четырех признаков (элементов) правонарушения: 1) противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося в неблагоприятных последствиях: загрязнении окружающей природной среды, гибели флоры и фауны, других отрицательных явлениях в природе; 3) наличия причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава); 4) вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава). При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земель, как бы значительна она ни была, произошла вследствие стихийных явлений (наводнение, прорыв дамбы накопителя отходов из-за ливневых дождей, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Здесь нет ни субъекта ответственности, ни чьей-либо вины. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке3.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 05.11.98 №144 обратил внимание судов на то, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Обязательно также подлежит выяснению, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в т.ч. естественно-природными, и не наступили ли эти последствия вне зависимости от установленного нарушения, а также и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (п.2 Постановления).

Необходимо отметить, что совершение земельных правонарушений обусловливается рядом причин субъективного и объективного порядка. Среди основных объективных причин, порождающих земельные правонарушения, имеются причины социального (недостатки правового воспитания, неинфор­мированность населения о законодательстве), организационного (бес­контрольность в использовании земель), экономического (отсутствие должной материальной заинтересованности в рациональном использовании и охране земель) и юридического («пробелы» в законодатель­стве, неприменение мер правового воздействия к правонарушителям) характера5.

Объектом земельного правонарушения является земельный строй, установленный земельным законодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение межевых знаков, самовольный захват участка и т. д.).

Субъекты земельного правонарушения — это конкретные физические или юридические лица — правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и «сторонние» физические и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, то есть то, как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности. Таков элементный состав земельного правонарушения6. При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

Таким образом, подводя итог сказанному о понятии и составе юридической ответственности в области охраны и использования земель, можно сделать следующие выводы:

1. Юридическая ответственность наступает за нарушения земельного законодательства и ей присущи такие признаки, как охранительная функция государства, предназначенная для устранения нарушений, применяемая за виновное нарушение земельного законодательства своевременно, дифференцированно, за конкретное нарушение закона, которое доказано с соблюдением установленной процедуры.

2. Специфика земельной ответственности заключается в том, что нарушения, за которые она применяется, всегда связаны с землей. Эти связи многообразны, но всем им присуща непосредственность (производность от земли).

3. По степени связи нарушений с землей юридическую ответственность можно подразделить на традиционно применяемую (общую) и специальную.

4. Для привлечения к юридической ответственности за нарушения земельного законодательства необходимо, чтобы нарушение содержало состав правонарушения.

5. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава правонарушения или даже части элемента, состав правонарушения считается отсутствующим и наказание применять нельзя.

Таковы общие признаки юридической ответственности в области охраны и использования земель.

2. Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность имеет множество видов, каждый из которых имеет свой режим применения. Законодательство РФ предусматривает ряд видов (форм) юридической ответственности, которые действуют и в рассматриваемой области законодательства. К ним относится дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) ответственность.

Необходимо четко различать эти виды (формы) ответственности, так как каждый из них наступает в результате применения норм различных отраслей законодательства – трудового7, административного8, уголовного9, гражданского10.

Уголовная ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ. Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, которые имеют прямое отношение к земельным правонарушениям (в частности статьи 170, 254, 246, 247).

Административная ответственность как вид (форма) ответственности налагается за совершенные административные проступки, указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и законах субъектов РФ. В отличие от дисциплинарного административный проступок является деянием как связанным с выполнением должностных функций или трудовых обязанностей, так и не связанным с ними. Кроме того, за административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными государственными органами. Существенная особенность административной ответственности заключается в том, что она может выражаться, как правило, в виде штрафа. За дисциплинарные же проступки штраф налагать запрещается. Штраф часто применяется на практике как мера воздействия на нарушителей земельного законодательства.

Отдельного рассмотрения требует дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства. Согласно ст. Земельного кодекса РФ, должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. С 1 февраля 2002 г. был введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации. Рассмотрим отличия порядка применения дисциплинарного взыскания в новом кодексе от аналогичного порядка, предусмотренного прежним Кодексом законов о труде РФ. Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 Трудового Кодекса РФ). В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к работнику одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Из этого видно, что с 1 февраля 2002 г., после принятия Трудового Кодекса РФ невозможно применять ранее существовавшее взыскание «строгий выговор»11. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Но если раньше трудовой закон не содержал никаких специальных предписаний работодателям на тот случай, когда работник отказывается давать письменные объяснения, то с введением в действие ТК РФ ситуация несколько изменилась. Теперь ч. 1 ст. 193 ТК РФ прямо предусмотрено, что в случае отказа работника дать указанное объяснение составляется акт об отказе работника от дачи письменного объяснения. Можно с уверенностью сказать, что все земельные правонарушения, связанные с нарушением трудовой дисциплины в земельных отношениях и носящие характер дисциплинарных проступков, влекут ответственность в соответствии с порядком, установленным рассмотренными выше статьями Трудового Кодекса РФ. Заранее установить весь перечень дисциплинарных земельно-правовых проступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно. Данный вопрос решается конкретно в каждом случае.

Рассмотрим гражданско-правовую ответственность за нарушения земельного законодательства. Эта ответственность называется также имущественной ответственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей. Ущерб возмещается добровольно либо в исковом порядке по решению судов (по спорам между гражданами, и по решению арбитражных судов по спорам между юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица). В первом случае споры разрешаются в соответствии с ГК РФ и ГПК РФ, во втором — в соответствии с Законом об арбитражных судах и АПК РФ.

Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований безусловно отрицательно сказываются на использовании и охране земель. Важнейшим элементом правового обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействия, на­правленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к правовой ответствен­ности. Ответственность за земельные правонарушения в зависимости от применяемых санкций подразделяется на административную, уголовную, гражданско-правовую, дисциплинар­ную и земельно-правовую.

Административная ответственность наступает за такие противоправные нарушения земельного законодательства, виновные недостатки и упущения в использовании и охране земель, которые по степени своей опасности не требуют уголовного преследования.

Гражданско-правовая и земельно-правовая ответственность называется также имущественной ответственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей.

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Уголовная ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован законодательством наиболее детально.

Земельный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. – М., 2004.

Кодекс РФ об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. 31 декабря

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. –М.: Юркнига, 2004.

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 1996. №9. Ст. 773; 1996. №5. Ст. 410.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.141.

Боголюбов С.А. Земельное право. – М., 1994.

Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 3. Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев и др.; Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 8-24.

Земельное право: Учебник / Под ред. В.Х. Улюкаева. М.: Былина, 2002. – 424 с.

Комментарий к Земельному кодексу РФ // Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / под ред. М.В. Бархатова. – М.: Юрайт-Издат, 2002.

1 Земельный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2 Комментарий к Земельному кодексу РФ // Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / под ред. М.В. Бархатова. – М.: Юрайт-Издат, 2002.

3 О составе гражданского правонарушения подробнее см.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 3. Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев и др.; Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 8-24.

4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.141.

5 Земельное право: Учебник / Под ред. В.Х. Улюкаева. М.: Былина, 2002. – 424 с.

6 Боголюбов С.А. Земельное право. М., 1994. С. 173.

7 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. – М., 2003.

8 Кодекс РФ об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. 31 декабря

9 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. –М.: Юркнига, 2004.

10 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 1996. №9. Ст. 773; 1996. №5. Ст. 410.

11 Правда, ч. 2 ст. 192 Трудового кодекса РФ допускает возможность применения к отдельным категориям работников других, не названных в этой статье, дисциплинарных взысканий, но при условии, что они должны быть прямо названы в федеральных законах, уставах и положениях.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Понятие, основания и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность — одно из важнейших средств организации правильного (должного) исполнения предписаний правовых актов, предупреждения и пресечения нежелательного с точки зрения закона поведения субъектов общественных отношений — категория, свойственная всем отраслям права.

Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения , основанная на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающаяся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий .

Земельным правонарушением признается общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее нормы земельного законодательства.

Субъекты — российские и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объекты — установленный порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные и обязательственные права граждан и юридических лиц на землю.

Основание ответственности — наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение.

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены КоАП. Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП устанавливает административную ответственность. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения (официальное порицание) или административного штрафа (денежное взыскание).

ЗК РФ Статья 74:

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред .

Уголовная ответственность . УК предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей, искажение учетных данных ГЗК (должностное лицо), порчу земли.

Дисциплинарная ответственность — Статья 75 ЗК РФ предусматривает применение мер дисциплинарного воздействия за нарушение земельного законодательства:

Должностные лица и работники организации , виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Гражданско-правовая ответственность . Возмещение вреда, выплата компенсации.

Статья 76 ЗК РФ Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями:

1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Смотрите так же:

  • Статья 77 тк рф ч 1 Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора СТ 77 ТК РФ. Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), […]
  • П 5 ч1 ст 77 тк рф Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора (действующая редакция) Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока трудового договора (статья 79 […]
  • Тверь страховка авто Страховая компания «АльфаСтрахование» в Твери 170100, Тверская обл., г. Тверь, Смоленский переулок, 15/33 Адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Смоленский переулок, 15/33 Телефон: +7 4822 34-76-40Страхование физ. лиц:+7 4822 35-32-60Страхование […]
  • Мировой суд санкт петербург вакансии Судебный участок №35 194156, Санкт-Петербург, пр.Энгельса, д.17 Понедельник: с 10-00 до 13-00 Четверг: с 14-00 до 18-00 Быстрый переход: Информация об участке Территориальная подсудность Реквизиты для оплаты пошлины Слушания […]
  • Финансовое право в конституции рф статья Статья 74 Конституции РФ 1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2. Ограничения перемещения […]
Комментарии запрещены.