Регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица

Регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица

Регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица

Если адрес юридического лица, содержащийся в ЕГРЮЛ, не относится к новому месту нахождения юридического лица, в заявлении, представляемом для государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, должно быть одновременно сообщено о новом адресе юридического лица, относящемся к новому месту нахождения юридического лица.

Изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 30 марта 2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

подавать в регистрирующий орган вместе с заявлением документы, подтверждающие права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Права пользования недвижимостью могут принадлежать:

  • самому юридическому лицу,
  • лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица,
  • участнику общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества.

Закажите документ

Обратите внимание!

Подача документов в два этапа необходима тогда, когда изменяется место нахождения (адрес юридического лица, влекущий изменение места нахождения юридического лица).

Место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования)

(п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ).

  • в учредительном документе,
  • в ЕГРЮЛ.

Смена адреса юридического лица в пределах места нахождения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 11 января 2016 г. N ГД-4-14/52@

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 30 МАРТА

2015 ГОДА N 67-ФЗ, ОТ 29 ИЮНЯ 2015 ГОДА N 209-ФЗ

И ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2015 ГОДА N 391-ФЗ

8. Из положений пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ, действующей с 29 декабря 2015 года, следует, что место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе, утвержденном учредителями (участниками) юридического лица, и в ЕГРЮЛ, а в случае если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 52, пункт 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ, действующей с 29 декабря 2015 года).

В ЕГРЮЛ должен быть указан также адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ, действующей с 29 декабря 2015 года).

При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй пункта 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

9. Исходя из положений пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ и Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ при принятии юридическим лицом после 1 января 2016 года решения об изменении места нахождения (адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица) юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней после принятия такого решения представить в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@, в листе Б которого заполняются только пункты 1 — 5, а также указанное решение.

На основании вышеуказанных документов регистрирующий орган в установленном порядке вносит в ЕГРЮЛ сведения о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения (подпункт «з.2» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года).

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются не ранее двадцать первого дня после дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения юридического лица (статьи 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации), в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (абзац четвертый пункта 6 статьи 17, статья 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года).

Для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, в том числе заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@, в листе Б которого указывается адрес юридического лица, или предусмотренное пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ заявление по форме N Р14001, утвержденной указанным приказом ФНС России, в листе Б которого указывается адрес юридического лица (в случае, если юридическое лицо действует на основании типового или единого типового устава (пункты 2 и 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации)). Одновременно с указанными документами, предусмотренными пунктами 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, представляются документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица (абзац третий пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года).

Заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@, с приложением решения об изменении места нахождения юридического лица для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, а также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица, при государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не требуется, если новым адресом юридического лица при изменении места нахождения юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац шестой пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года).

Изменение юридического адреса

Официальную электронную выписку из государственного реестра ЕГРЮЛ / ЕГРИП (вся Россия), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), на любое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя можно получить здесь.
Документальную выписку из реестра ЕГРЮЛ/ЕГРИП можно получить за 1 рабочий день здесь.

Вправе ли регистрирующий орган при государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица требовать у заявителя документы, подтверждающие достоверность адреса юридического лица?

К заявлению о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении места нахождения юридического лица должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Настоящие требования не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Источник: Пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

В каком порядке вносятся в ЕГРЮЛ изменения в сведения о юридическом лице, связанные с изменением им адреса юридического лица, в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), при отсутствии необходимости внесения изменений в учредительные документы (в т.ч. типовые уставы)?

При государственной регистрации изменения адреса юридического лица в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), а также при отсутствии необходимости внесения изменений в учредительные документы (н: Устав ООО приведен в соответствие с Федеральным законом от 5 мая 2014 г.№99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» либо юридическое лицо действует на основании типового устава и т.п.), в течение 3-ех дней с момента принятия решения, юридическое лицо подает в регистрирующий орган по своему месту нахождению документы на государственную регистрацию изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно:
— Заявление по форме №Р14001, в листе Б которого указывается полный адрес юридического лица (подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена);
— решение учредителя (протокол Общего собрания) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Указанное регистрационное действие госпошлиной не облагается. Уведомительный этап по предоставлению документов о принятии решения об изменении адреса юридического лица в регистрирующий орган отсутствует. В независимости от того кому принадлежит право собственности /владения на недвижимость, расположенную по новому адресу юридического лица, приложение документов, подтверждающих наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица, не требуется.
Источник: Статьи 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации; Подпункт «з» пункта 1 статьи 5, пункты 1, 2, 6 статьи 17, статья 18 Федерального закона от8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции Федерального закона от30 марта 2015 года №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона от 29 декабря 2015 года №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Приказ ФНС России от25 января 2012 года №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

В каком порядке вносятся в ЕГРЮЛ изменения в сведения о юридическом лице, связанные с изменением адреса юридического лица, в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), при внесении данных изменений в учредительные документы?

При государственной регистрации изменения адреса юридического лица в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), в течение 3-ех дней с момента принятия решения, юридическое лицо подает в регистрирующий орган по своему месту нахождению документы на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, а именно:
— Заявление по форме №Р13001, в листе Б которого указывается полный адрес юридического лица (подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена);
— решение учредителя (протокол Общего собрания) о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
— устав или листы изменений к уставу юридического лица — 2 оригинальных экземпляра;
— документ об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей.
Уведомительный этап по предоставлению документов о принятии решения об изменении адреса юридического лица в регистрирующий орган отсутствует. В независимости от того кому принадлежит право собственности /владения на недвижимость, расположенную по новому адресу юридического лица, приложение документов, подтверждающих наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица, не требуется.
Источник: Статьи 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации; Подпункт «з» пункта 1 статьи 5, пункты 1, 2, 6 статьи 17, статья 18 Федерального закона от8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции Федерального закона от30 марта 2015 года №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона от 29 декабря 2015 года №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Приказ ФНС России от 25 января 2012 года №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

В каком порядке вносятся в ЕГРЮЛ изменения, связанные с изменением юридическим лицом места нахождения (адреса, влекущего за собой изменение места нахождения) за пределы одного муниципального образования или населенного пункта, вносимые в учредительные документы юридического лица?

При принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения (адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица) за пределы одного муниципального образования или населенного пункта, юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней после принятия такого решения представить в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения нотариально удостоверенное Заявление по форме №Р14001, в листе Б которого заполняются только пункты 1 – 5 (населенный пункт), а также указанное решение Учредителя (Протокол Общего собрания).
После внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ сведений о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения, но не ранее двадцать первого дня с момента ее внесения, юридическое лицо предоставляет в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица нижеследующие документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы:
— Заявление по форме №Р13001, в листе Б которого указывается полный адрес юридического лица (подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена);
— решение учредителя (протокол Общего собрания) о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
— устав или листы изменений к уставу юридического лица — 2 оригинальных экземпляра;
— документ об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей;
— документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Источник: Статьи 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации; Подпункт «з» пункта 1 статьи 5, пункты 1, 2, 6 статьи 17, статья 18 Федерального закона от8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции Федерального закона от30 марта 2015 года №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона от 29 декабря 2015 года №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Приказ ФНС России от25 января 2012 года №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

Можно ли внести в ЕГРЮЛ сведения об адресе юридического лица, который отличается от адреса постоянно действующего исполнительного органа?

Нет, в ЕГРЮЛ содержатся сведения только об одном адресе — адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Адрес (место нахождения)юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с ним связи. При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Источник: Статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации; Подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»

Должно ли быть подписано Заявление о государственной регистрации? Необходимо ли нотариальное свидетельствование подлинности подписи заявителя на Заявлении?

Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:
— представления документов при создании юридического лица непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем, с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность (форма заявления Р11001);
— представления в регистрирующий орган документов при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, при прекращении физическим лицом предпринимательской деятельности,лично заявителем непосредственно или через многофункциональный центр, с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность (формы заявлений Р21001, Р24001, Р26001);
— направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Источник: Пункт 1.2 статьи 9, Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Вправе ли заявители при государственной регистрации юридического лица представлять в регистрирующий орган заверенные уполномоченным лицом юридического лица копии документов, являющихся в соответствии с законом основанием для государственной регистрации (вместо оригиналов указанных документов)?

В регистрирующий орган представляются только оригиналы документов, определённых законодательством о государственной регистрации и являющихся основанием для государственной регистрации, за исключением случаев, когда представление копий прямо указано в законе.
Источник: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Изменение места нахождения, адреса юридического лица

С первого сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Данный закон разделил понятия местонахождения юридического лица и его адреса.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ (по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа) путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Под адресом юридического лица с первого сентября 2014 года понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй п. 3 ст. 54 ГК).

Об изменении своего места нахождения или адреса юридическое лицо должно сообщить в регистрирующий орган (подп. «в» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о государственной регистрации).

Законодательством не установлены какие-либо требования к срокам внесения юридическими лицами, созданными до 1 сентября 2014 года, сведений об их адресе в ЕГРЮЛ. Кроме того, существующие в настоящее время формы заявлений, используемые для государственной регистрации юридических лиц (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), содержат только раздел «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом», что не позволяет разделить место нахождения и адрес юридического лица в понимании ст. 54 ГК РФ в редакции Закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Можно предположить, что до урегулирования порядка внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы юридического лица в связи с изменением места нахождения (адреса) в новой интерпретации действует старый порядок регистрации:

В течение 3 рабочих дней с момента изменения сведений о месте нахождения, адресе юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения путём подачи заявления (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации):

1) если изменение адреса произошло в границах прежнего населенного пункта (т.е. место нахождения не изменилось) — по форме N Р14001 о внесении изменений, не связанных с изменением учредительных документов. Такое изменение адреса не влечет за собой внесения изменений в учредительные документы организации, даже если ранее в них адрес и был указан в полном объеме, если иное не предусмотрено самими учредительными документами;

2) если изменился населенный пункт (муниципальное образование) — по форме N Р13001, предназначенной для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Ранее в некоторых случаях на юридическое лицо могла быть возложена обязанность зарегистрировать изменения сведений о своем адресе (месте нахождения):

1) когда по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, было невозможно установить связь с юридическим лицом (представители юридического лица по адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). В этом случае регистрирующий орган мог направить юридическому лицу требование о предоставлении достоверных сведений о его адресе и, в случае их непредставления, в разумный срок мог обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 61).

2) в случае удовлетворения в судебном порядке требования собственника или иного законного владельца объекта недвижимости о прекращении использования соответствующего объекта для целей осуществления связи с этой организацией (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Регистрирующий орган обязан был на основании вступившего в законную силу решения суда внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения.

Не исключена возможность использования указанных судебных позиций и после 01.09.2014 года применительно к новому регулированию места нахождения (адреса) юридического лица.

Изменение адреса может производиться и в силу обстоятельств, не зависящих от юридического лица. Регистрирующий орган может по своей инициативе вносить изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). При этом надлежащим адресом юридического лица будет считаться адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе, ссылаться на иные сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.) (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Если фактический адрес не совпадает с юридическим. (Манохова С.В.)

Дата размещения статьи: 16.07.2015

Какие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?

Определимся с понятиями

Начнем с того, что ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит понятий «юридический адрес» и «фактический адрес» юридического лица. В ГК РФ говорится только о месте нахождения организации: согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица, под которым понимается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и пр.) (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)).
Таким образом, законодательство различает понятия места нахождения (может отражаться в учредительных документах только в виде наименования населенного пункта) и адреса (то есть конкретного почтового адреса, информация о котором обязательно предоставляется в ЕГРЮЛ). Обратите внимание: Закон N 129-ФЗ уточняет, что адрес места нахождения юридического лица рассматривается в первую очередь как адрес, по которому может осуществляться связь с юридическим лицом.
Отметим также, что адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, может отличаться от адреса, по которому фактически производится хозяйственная деятельность юридического лица. В частности, допускается регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости, принадлежащего учредителю (участнику) или лицу, имеющему право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
В случае если изначально организация была зарегистрирована по фактическому месту своего нахождения, а впоследствии переехала, она должна совершить определенные действия по внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическому лицу на это отводится три рабочих дня (соответствующие изменения вносятся в порядке, установленном гл. VI Закона N 129-ФЗ). В таком случае регистрирующий орган делает в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Обратимся к нормам налогового законодательства. Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Таким образом, если представители юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагаются, организация нарушает ряд норм гражданского и налогового законодательства.

Какие отрицательные последствия могут ожидать организацию?

Штраф для должностных лиц

При обнаружении факта отсутствия организации по месту ее регистрации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ. Так, в соответствии с ч. 3 названной нормы (в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ) несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (напомним, что его функции выполняют органы ФНС ), если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице может обернуться штрафом для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении (выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом) указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
———————————
Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319, п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, п. 1.2 Регламента ФНС, утв. Приказом ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@.

Кроме того, осуществление деятельности в любом территориально обособленном от организации подразделении, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, приводит к образованию обособленных подразделений. В случае если налогоплательщик письменно не сообщит об этом в налоговый орган в течение одного месяца с момента их создания, может наступить ответственность:
— по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
— по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Организация может быть ликвидирована

При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (в частности, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ, п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

Пленум ВАС разъяснил. Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения). Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство, предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица.

Что изменится с 2016 года?

В целях обеспечения достоверности ЕГРЮЛ Федеральным законом N 67-ФЗ внесены изменения в Закон N 129-ФЗ и некоторые другие законодательные акты. Самые значительные из них вступят в силу с 01.01.2016. В частности, при принятии организацией решения о смене места ее нахождения со следующего года она обязана будет представить в регистрирующий орган информацию о своих планах. И только после этого подавать документы для государственной регистрации изменений .
———————————
Подробно об этом читайте в статье Н.В. Герасимовой «Планируешь переехать — сообщи», N 3, 2015.

Кроме того, в случае обнаружения регистрирующим органом фиктивной информации в ЕГРЮЛ он будет иметь право внести запись в реестр о недостоверности сведений о юридическом лице. Указанному будет предшествовать определенная процедура. Так, в случае возникновения сомнений в достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган обязан будет осуществить проверку. Если по ее результатам будет установлена недостоверность сведений, предусмотренных пп. «в» (адрес), «д» (сведения об учредителях (участниках) юридического лица) и (или) «л» (Ф.И.О., ИНН, паспортные данные и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица) п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направит юридическому лицу, а также его учредителям (участникам, лицу, имеющему право действовать без доверенности), в том числе по электронной почте (при наличии этой информации в реестре), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (данный документ будет именоваться уведомлением о недостоверности).
В течение 30 дней с момента направления такого уведомления юридическое лицо обязано будет сообщить соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о том, что информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, достоверна. В случае невыполнения названной обязанности регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице.

Если представители юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагаются, должностные лица такой организации могут быть привлечены к ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ (в течение года со дня обнаружения названного правонарушения). Кроме того, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица. Начиная с 2016 г. в случае обнаружения (и подтверждения данного факта) регистрирующим органом фиктивной информации в ЕГРЮЛ в реестр будет вноситься запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Порядок опубликования сведений о принятии решения о ликвидации организации

В какой срок после принятия решения о ликвидации юридическое лицо должно опубликовать соответствующее сообщение в «Вестнике государственной регистрации»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательство не предусматривает конкретного срока опубликования сообщения о принятом решении о ликвидации юридического лица. В рамках процедуры добровольной ликвидации учредители (участники) или уполномоченный орган юридического лица вправе устанавливать сроки осуществления отдельных мероприятий, поскольку это не противоречит закону, в том числе срок, в течение которого после принятия решения о ликвидации и сообщения об этом в регистрирующий орган в журнале «Вестник государственной регистрации» должны быть опубликованы сведения о принятом решении ликвидировать юридическое лицо.

В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица (в журнале «Вестник государственной регистрации» — приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) также устанавливает обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, сообщить о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Пунктом 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган.

Ни ГК РФ, ни Закон N 129-ФЗ не устанавливают срок, в течение которого ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана опубликовать сообщение о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации». Отметим, что не устанавливают таких сроков и федеральные законы, определяющие особенности правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, например Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». По смыслу п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ, с учетом правила п. 2 той же статьи, предусмотренный этими нормами трехдневный срок установлен только для исполнения обязанности по сообщению в регистрирующий орган о принятии высшим органом управления юридического лица решения о его ликвидации. Правило п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ устанавливает лишь момент, ранее которого сообщение о принятом решении о ликвидации опубликовано быть не может (представление сообщения о таком решении в регистрирующий орган).

Отметим, что опубликование сообщения о ликвидации юридического лица является необходимым условием для осуществления последующих этапов процедуры ликвидации: составления и утверждения промежуточного ликвидационного баланса, расчетов с кредиторами, составления и утверждения окончательного ликвидационного баланса, распределения имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, между учредителями (участниками) юридического лица, представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и т.д. (п.п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 63 ГК РФ, п.п. 3, 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ). Если сообщение о ликвидации юридического лица не опубликовано в установленном порядке, завершение ликвидации невозможно.

Заметим также, что в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Следовательно, в рамках процедуры добровольной ликвидации юридического лица учредители (участник) юридического лица или его уполномоченный орган, принявшие решение о ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК РФ), не лишены права, поскольку это не противоречит закону, устанавливать сроки совершения отдельных действий, необходимых для ликвидации юридического лица, в том числе опубликования в «Вестнике государственной регистрации» сообщения о ликвидации.

Информационно-правовая поддержка предоставлена компанией «Гарант»

Смотрите так же:

  • Как пишется заявление на аттестацию ДЕТСТВО-ГИД DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов Популярные записи Свежие комментарии admin к записи «Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды Елена к записи Темы по самообразованию: ранний […]
  • Юрист в николаеве Юрист в Николаеве за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Юрист , Договірна "> 5000 грн * Неполная занятость. Опыт работы от 5 лет. Производственному предприятию требуется юрист на условиях неполной занятости. Требования: […]
  • Военный комиссариат татарстан Военный Комиссариат Республики Татарстан информация актуальна на 23.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Госзакупки Арбитраж Проверки ФССП Связи ОКВЭД Выписка из […]
  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Ищу работу юрист киев Помощник юриста в Киеве за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Помощник юрисконсульта Полная занятость. Опыт работы от 1 года. Высшее образование. Крупнейшая климатическая мульти-брендовая (ТМ Panasonic, Toshiba, Carrier,LG, […]
Комментарии запрещены.