Сервитут на земельный участок в казахстане

Сервитут на земельный участок в казахстане

Содержание:

Земельный Кодекс РК
Статья 69. Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком

1. Частный собственник, землепользователь или недропользователь, проводящий операции по разведке или геологическому изучению, вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях – от субъекта права частной собственности или землепользования и на иной земельный участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).

2. Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться для обеспечения:

1) прохода и (или) проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку (недропользователя, проводящего операции по разведке или геологическому изучению, – к его территории для проведения операций по разведке или геологическому изучению) невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;

2) прокладки и (или) эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника, землепользователя или недропользователя, проводящего операции по разведке или геологическому изучению, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной земельный участок.

3. Частный сервитут на соседний или иной земельный участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки (договор об установлении частного сервитута) или решению суда.

Субъект права ограниченного пользования земельным участком (частного сервитута) должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом, в размере, определенном договором об установлении частного сервитута или решением суда.

4. Публичные сервитуты могут устанавливаться в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения или целей проведения разведки полезных ископаемых или геологического изучения, без изъятия земельных участков на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам;

2) использования земельного участка в целях прокладки и эксплуатации коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, которые не могут быть обеспечены без установления сервитутов или требуют несоразмерных расходов;

2-1) использования земельного участка в целях размещения и эксплуатации линейной части магистральных трубопроводов;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) забора воды и водопоя;

5) прогона скота через земельный участок;

6) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

7) временного использования земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

7-1) временного использования земельного участка или его части в целях проведения разведки полезных ископаемых или геологического изучения;

8) свободного доступа к прибрежной полосе;

9) использования земельного участка для проведения культурно-массовых мероприятий по решению государственных органов;

10) в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами.

5. Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. Размер платы за частный сервитут определяется договором об установлении частного сервитута или решением суда.

6. При установлении публичного сервитута по земельным участкам, находящимся в государственной собственности и не предоставленным в землепользование, за исключением сервитута, устанавливаемого для целей проведения разведки полезных ископаемых или геологического изучения, плата за сервитут поступает в бюджет.

7. Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, за исключением лиц, которым земельный участок был предоставлен в собственность или землепользование с имеющимся обременением в виде публичного сервитута, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности – другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.

В случае установления публичного сервитута для целей проведения операций по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению выплата суммы платы, предусмотренной частью первой настоящего пункта, и (или) возмещение убытков, предусмотренных частью второй настоящего пункта, производятся соответствующим недропользователем.

Сноска. Статья 69 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2006 N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116); от 06.07.2007 N 279; от 20.07.2011 № 464-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 09.01.2012 № 533-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 22.06.2012 № 21-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 27.12.2017 № 126-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Сервитут на земельный участок в казахстане

Становление рыночных отношений в Республике Казахстан ознаменовалось возрождением категории вещных прав и формированием ее системы. В системе вещных прав на чужое имущество, наряду с другими, законодательство предусмотрело такое право как сервитут. Необходимость введения данной правовой системы вызвана экономическими потребностями общества.

Сервитут является одним из важнейших правовых институтов, который позволяет гражданам, предприятиям, объединениям и иным организациям пользоваться в ограниченном объеме чужим имуществом.

Среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут. Это — право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом.

Согласно ст. 67 Земельного Кодекса Республики Казахстан основанием возникновения сервитута могут быть:

1) нормативный правовой акт;

2) договор заинтересованного лица с собственником или землепользователем;

3) акт местного исполнительного органа;

5) иные случаи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Земельным законодательством предусматривается частный и публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Тогда как, публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

§ прохода или проезда через земельный участок;

§ использования земельного участка;

§ проведения дренажных работ на земельном участке;

§ прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

§ выпаса сельскохозяйственных животных;

§ использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

§ временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

§ свободного доступа к прибрежной полосе.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

При этом, плата за установление частного сервитута на земельные участки, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, составляет пятьдесят процентов от размера земельного налога.

Таким образом, можно сказать, что суть земельного сервитута состоит в необходимости соблюдения прав третьих лиц на доступ к своему имуществу при условии возмещения убытков, понесенных в результате данных мероприятий.

Исп.: И.о. главного специалиста Управления земельных отношений Акмолинской области Орашева Д.Д.

Сервитут на земельный участок в казахстане

Сервитут на земельный участок

судья суда г. Актобе

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) содержится в ст. 67 Земельного кодекса. В ст. 69 Кодекса установлено разделение сервитутов на частные и публичные. Это деление имеет большое значение при разрешении судами споров, связанных с установлением сервитутов.

Так, если публичный сервитут устанавливается властным путем указанием в решении местного исполнительного органа на обременение предоставляемого земельного участка сервитутом, то частный сервитут устанавливается на основании заключаемого договора, и потому к нему относимы все общие положения о договоре ( гл. 22-24 ГК РК).

В частности, порядок заключения такого договора предполагает соблюдение досудебной процедуры — направление стороне предложения заключить договор, и только при отказе — обращение в суд.

Следует учитывать, что к договору об ограниченном целевом пользовании чужим земельным участком применяются положения ст. 399 ГК РК, регулирующей случаи, когда заключение договора является обязательным. Такой вывод следует из содержания ст. 67 Земельного кодекса, согласно которой в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Обязанность предоставить такое право не должна пониматься в качестве безвозмездной и вечной. Сервитут (в том числе и публичный, установленный на землях, принадлежащих государству) предоставляется за плату и не навечно.

Существенными условиями договора об установлении частного сервитута являются:

— площадь той части чужого земельного участка, которая предоставляется для целевого ограниченного пользования;

— цель, для которой предоставляется сервитут;

В Законе РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разделяются такие понятия, как «личный сервитут» и «сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости».

Сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости определяется как сервитут, устанавливаемый в пользу собственника (иного правообладателя) другого, как правило, соседнего недвижимого имущества для удовлетворения его нужд, в том числе для прохода, проезда, проведения воды и других целей ( п. 29 ст. 1 Закона).

Личный сервитут определяется как сервитут в пользу определенного лица, не связанный с обладанием им господствующего объекта недвижимости (п. 4 ст. 1 Закона).

Подлежит обязательной регистрации

Судам необходимо иметь в виду, что в зависимости от срока действия, от содержания и цели сервитута, от того — является ли сервитут частным или публичным, закон о государственной регистрации рассматривает сервитуты в одном случае как право, в другом — как обременение, в третьем — как преимущественные интересы. Такое разделение имеет для судов практическое значение.

Так, согласно ст. 4 «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее года подлежит обязательной государственной регистрации. Следовательно, такой сервитут рассматривается как право, подлежащее обязательной государственной регистрации.

При этом под господствующим объектом недвижимости понимается объект недвижимого имущества, собственник (иной правообладатель) которого имеет право ограниченного целевого пользования чужим недвижимым имуществом (п. 30 ст. 1 Закона).

Напротив, в ст. 5 Закона сервитут, устанавливаемый на срок менее года, рассматривается как подлежащее обязательной государственной регистрации обременение.

Ст. 8 устанавливает, что права (обременения прав), которые возникают на основании нормативных правовых актов, в том числе право нахождения на незакрытых для общего доступа земельных участках и проходов через них, публичные сервитуты, рассматривается Законом как преимущественный интерес, который не подлежит обязательной государственной регистрации.

Судам также следует иметь в виду, что в силу положений п. 9 ст. 24 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при регистрации прав (обременении прав), устанавливаемых на часть недвижимого имущества, правоустанавливающий документ (об аренде, сервитутах, безвозмездном пользовании имуществом и другие) должен содержать подробное описание части имущества, являющейся сферой распространения права (обременения права). В необходимых случаях к заявлению должен быть приложен технический паспорт или идентификационный документ, на котором показана часть недвижимости, являющаяся объектом права (обременения права).

Аналогичные положения содержит также и ст. 41 Закона, где указано, что сфера распространения сервитута определяется путем описания в правоустанавливающем документе либо в необходимых случаях к документам, предусмотренным п. 2 ст. 21 настоящего Закона, прилагается копия идентификационного документа на земельный участок и (или) технического паспорта объекта недвижимости, на котором показана сфера действия сервитута. Если сфера действия сервитута не определена путем его описания или указания на копии идентификационного документа на земельный участок или технического паспорта объекта недвижимости, сервитут распространяется на весь объект недвижимости.

По договору с субъектами права

П. 3 ст. 69 Земельного кодекса РК предусмотрено, что частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки, а п. 3 ст. 67 — что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.

П. 5 ст. 69 Земельного кодекса предусмотрено, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК. Надо полагать, речь здесь идет не об одноразовой плате, а о периодических платежах.

Помимо этого, п. 3 ст. 69 Кодекса устанавливает, что субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Наконец, для некоторых случаев установления публичного сервитута Земельный кодекс вводит достаточно интересное правило, когда при неразрешимом противопоставлении публичного сервитута частному праву на землю, законодатель, исходя из приоритета публичных интересов, принимает сторону этих интересов в ущерб интересу частника.

Следует отметить, что правила взимания оплаты при установлении публичного сервитута существенно отличаются от правил ее взимания при частном сервитуте. П. 7 ст. 69 Земельного кодекса РК устанавливает, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату только в том случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Определять, насколько существенными являются затруднения, должны суды.

В частности, п. 7 ст. 69 Кодекса гласит, что в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности — другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.

Право ограниченного землепользования

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 67 Земельного кодекса в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами РК, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Согласно п. 1 пп. 1 п. 2 ст. 69 Кодекса частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях — от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать: на основании решения суда. При этом суд рассматривает только вопрос об установлении сервитута, а в соответствии с п. 2 ст. 69 данного Кодекса сам порядок частного сервитута решается между сторонами путем заключения договора.

Согласно п.п. 3, 5 ст. 69 Кодекса субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК.

Сервитут — право ограниченного землепользования

В повседневной хозяйственной деятельности нередко возникают случаи, когда необходимо: обеспечить проход и проезд через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен, обеспечить водоснабжение и мелиорацию, прокладку и эксплуатацию линий электропередачи, связи и трубопроводов; а также другие нужды собственника недвижимого имущества. Для решения подобных вопросов законодательством предусмотрена возможность установления сервитута.

Сервитут — это право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком. Земельный сервитут возникает: непосредственно из нормативного правового акта; на основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем; на основе акта местного исполнительного органа; на основании решения суда; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Земельный участок, находящийся в чьей-либо частной собственности или землепользовании, не огорожен или если собственник или землепользователь иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет вреда собственнику или землепользователю.

Земельным законодательством установлены два принципиально отличающихся друг от друга вида сервитута: частный и публичный.

Частный сервитут — это когда частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях — от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками.

Частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки. Субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить собственнику и землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Публичный сервитут может быть установлен на основании нормативных правовых актов местных исполнительных органов в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков для следующих целей: прохода или проезда через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; забора воды и водопоя; прогона скота через земельный участок; использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; временного использования земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе; использования земельного участка для проведения культурно-массовых мероприятий по решению государственных органов; в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами.

При этом собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от органа государственной власти, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Государственной регистрации подлежат возникновение, изменение и прекращение сервитута, кроме сервитутов, установленных в законодательных актах.

Таким образом, можно сказать, что суть сервитута как вещное право пользования чужой вещью в том или ином отношении. Такое право вызывается необходимостью сгладить неудобства и затруднения, возникающие, при существовании частной собственности на землю, вследствие неравномерности распределения естественных благ между отдельными земельными участками.

В каких случаях сосед вправе пользоваться частью вашего земельного участка?

Вы приобрели в собственность земельный участок, оформили документы и зарегистрировали свое право на землю. Право собственности охраняется законом. Может ли кто-либо, например собственник соседнего участка. претендовать на использование части вашего участка?

Право ограниченного пользования соседним земельным участком именуется частным сервитутом. В соответствии со статьей 69 Земельного кодекса Республики Казахстан сосед или иное заинтересованное лицо может требовать предоставления этого права в следующих случаях:

  • Для прохода и проезда через Ваш, если другой путь для этого собственника к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов.
  • Для прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на Ваш участок.

То есть основанием для предъявления такого требования со стороны соседа может быть невозможность или чрезвычайная затруднительность в обход Вашего участка попасть на свой участок либо проложить к своему участку необходимые коммуникации. Например, только через Ваш участок имеется возможность попасть на дорогу общего пользования. Либо, минуя Ваш участок, невозможно подключиться к водопроводу. Если такие условия отсутствуют, претензии соседа нужно считать необоснованными.

При наличии указанных условий сосед должен обратиться к Вам с предложением заключить договор об установлении сервитута, а в случае Вашего отказа должен будет добиваться предоставления сервитута в суде.

Вы при этом вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут за пользование Вашим участком. Размер этой платы не будет превышать государственных ставок за аренду земельных участков.

Кодекс Республики Казахстан от 20.06.2003 N 442-II ЗРК
«Земельный кодекс Республики Казахстан»

Раздел 2. Право собственности, право землепользования и иные вещные права на землю

Глава 7. Сервитуты

Статья 67. Основания возникновения сервитута

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

2. Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать:

1) непосредственно из нормативного правового акта;

2) на основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем;

3) на основе акта местного исполнительного органа;

4) на основании решения суда;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

3. Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.

4. Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, этот акт может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собственником или землепользователем.

Статья 68. Право нахождения физического лица на чужих земельных участках и прохода через них

1. Физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках.

2. Если земельный участок, находящийся в чьей-либо частной собственности или землепользовании, не огорожен или если частный собственник или землепользователь иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет вреда частному собственнику или землепользователю.

Статья 69. Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком

1. Частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях — от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).

2. Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться для обеспечения:

1) прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;

2) прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок.

3. Частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки.

Субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

4. Публичные сервитуты могут устанавливаться в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам;

2) использования земельного участка в целях прокладки и эксплуатации коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, которые не могут быть обеспечены без установления сервитутов или требуют несоразмерных расходов;

2-1) использования земельного участка в целях размещения и эксплуатации линейной части магистральных трубопроводов;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) забора воды и водопоя;

5) прогона скота через земельный участок;

6) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

7) временного использования земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

8) свободного доступа к прибрежной полосе;

9) использования земельного участка для проведения культурно-массовых мероприятий по решению государственных органов;

10) в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами.

5. Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

6. При установлении сервитута по земельным участкам, находящимся в государственной собственности и не предоставленным в землепользование, плата за сервитут поступает в бюджет.

7. Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности — другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.

Статья 70. Скотопрогонные трассы временного (сезонного) пользования

1. Скотопрогонные трассы временного (сезонного) пользования могут устанавливаться районными (на территории района) или областными (на территории двух и более районов) исполнительными органами по согласованию с частными собственниками или землепользователями, по землям которых пролегает трасса, без изъятия земли у частных собственников или землепользователей.

2. Владельцы скота несут перед частными собственниками или землепользователями ответственность за убытки, причиняемые при перегоне скота по трассе.

Статья 71. Использование земельных участков для изыскательских работ

1. Физические и юридические лица, осуществляющие геологические, геофизические, поисковые, геодезические, почвенные, геоботанические, землеустроительные, археологические и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы без изъятия земельных участков у частных собственников или землепользователей.

2. Разрешение на использование земельных участков для проведения работ, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, с указанием срока его действия выдают районные, городские исполнительные органы, а для проведения работ на пашне, улучшенных сенокосах и пастбищах, на землях, занятых многолетними насаждениями, а также на землях особо охраняемых природных территорий и землях лесного фонда — местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы.

3. Сроки проведения, место указанных работ, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также другие условия определяются в договоре, заключенном изыскателем с частным собственником либо землепользователем или уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка (на землях запаса, на землях других категорий, на которых отсутствуют собственники земельных участков и землепользователи).

4. Приведение земельных участков, используемых для изыскательских работ, в состояние, пригодное для использования по прямому назначению, определяется договором между частным собственником или землепользователем и изыскателем с учетом того, что работы по приведению участков в пригодное для использования по назначению состояние должны проводиться в ходе изыскательских работ, а при невозможности этого не позднее чем в месячный срок после завершения работ, исключая период промерзания почв.

Статья 72. Другие сервитуты

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан или соглашением сторон, могут быть установлены другие сервитуты, кроме указанных в настоящем Кодексе.

Статья 73. Сохранение сервитута при переходе права на земельный участок

1. Сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок или права землепользования земельным участком, обремененным сервитутом, к другому лицу.

2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе купли-продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе с правом, для обеспечения которого установлен сервитут.

Статья 74. Прекращение сервитута

1. Действие сервитута прекращается в результате отказа правообладателя, длительного неиспользования (3 года), истечения срока, на который он был установлен, на основании соглашения между сторонами, на основании решения суда и по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан.

2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия решения местного исполнительного органа об отмене сервитута.

3. В одностороннем порядке действие сервитута прекращается по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан или соглашением сторон.

4. Сервитут в судебном порядке может быть прекращен по требованию частного собственника или землепользователя в связи с ненадлежащим его использованием правообладателем, а также ввиду отсутствия оснований, по которым он был установлен.

5. В случаях, когда сервитут установлен на определенный срок, его действие прекращается по истечении установленного срока, если иное не установлено соглашением сторон. В тех случаях, когда сервитут на основании договора установлен до момента востребования или на неопределенный срок, действие сервитута прекращается по истечении месячного срока с момента требования обладателя недвижимого имущества, обремененного сервитутом, о прекращении сервитута.

Статья 75. Регистрация сервитута

1. Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат возникновение, изменение и прекращение сервитутов, предоставляющих правообладателю право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, если иное не установлено настоящей статьей и законодательным актом Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

2. При регистрации сервитута к документам, на основании которых возник сервитут, прилагается план земельного участка с отображением границы сферы действия сервитута, заверенный лицом, предоставляющим такой сервитут. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление плана земельного участка не требуется.

3. Не подлежат государственной регистрации сервитуты, возникающие на основании нормативных правовых актов, а также иные сервитуты, не являющиеся объектами регистрации в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Смотрите так же:

  • Сноска коап рф Статья 69. КОАП РК Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности 1. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, […]
  • Трудовой кодекс работа в выходные дни компенсация Трудовой кодекс Республики БеларусьСтатья 69. Компенсация за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни За каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая […]
  • Кто участвует в приватизации жилья Участники приватизации квартиры Согласно Жилищному кодексу РФ, процедуре приватизации принадлежат только те жилые помещения (квартиры или комнаты), жильцы в которых имеют право проживать в них согласно договору социального найма. Дорогие […]
  • Пени за просрочку платежа по договору бухгалтерские проводки Проводки начисления пени за просрочку платежа по договору Проводки начисления пени за просрочку платежа по договору Пени: проводки Обычно, если речь идет о задержке в 1-2 дня, например, из-за нестыковки в работе бухгалтерии и длительности […]
  • Административное правонарушение ч1 ст 128 коап рф Статья 29.9 КоАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении Новая редакция Ст. 29.9 КоАП РФ 1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о […]
Комментарии запрещены.