Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

Уважаемые коллеги! Мы рады поделиться хорошими новостями! Компания «Аюдар Инфо» получ.

Дорогие друзья! Поздравляем вас с торжественным праздником — Днем Великой победы! Уже много десят.

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

© 1996 – 2017 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

Рекомендуемые оклады (должностные оклады) по квалификационным уровням рассчитываются на основе осуществления дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений. Дифференциация должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности. Указанные должности должны соответствовать уставным целям учреждения и содержаться в соответствующих разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Штатные расписания учреждений утверждаются руководителем учреждения и включают в себя все должности служащих (профессии рабочих) учреждений.

Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление повышающих коэффициентов к окладам работников.

Повышающие коэффициенты к рекомендуемым минимальным окладам (должностным окладам) по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням устанавливаются работникам с учетом уровня их профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.

Решение об установлении повышающего коэффициента к должностному окладу по соответствующей профессиональной квалификационной группе и его размере принимается руководителем учреждения по предложениям руководителей структурных подразделений учреждения или обособленных подразделений в отношении конкретного работника с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Рекомендуемый повышающий коэффициент устанавливается в размере до 6,0. Применение повышающего коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном соотношении к рекомендуемому минимальному окладу (должностному окладу).

Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

В общем по зарплате: В соответствии с действующим законодательством з\п начисляется не реже чем каждые полмесяца. Авансовый порядок выплаты определяется коллективными (индивидуальными) трудовыми договорами. Начисление з\п за месяц и выплата за вторую половину месяца производятся по расчетно-платежной ведомости (табельные номера, фамилии и инициалы работников, суммы начисленной ЗП и пособий, выданного аванса, удержанных налогов и другие суммы).

При определении среднего заработка исключается время в течении которого сотрудник находился в отпуске, получал пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, работник не работал в связи с простоем по вине работодателя и т.д.

Расчеты с работниками при уходе в отпуск или увольнении производятся в записке-расчете об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях. Номер и дата записки должны соответствовать номеру и дате приказа о предстоящем отпуске или увольнении. Начисленные суммы по этим расчетам записываются в расчетно-платежную ведомость, открытую на текущий месяц. В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по платежной ведомости на выдачу аванса, з\п или по РКО. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. Разрешение на выплату з\п подписывается руководителем учреждения и гл. бух-ром.

После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в платежных и расчетно-платежных ведомостях, и подсчета выданных и депонированных сумм, составляется РКО, который оформляется в установленном порядке и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Депонированные суммы на следующий день после срока выдачи з\п сдаются на счет в кредитную организацию, и на сданные суммы составляется РКО. Для получения сведений о з\п работника ведется карточка-справка.

Больничные листки подшиваются в отдельную папку и нумеруются в хронологическом порядке с начала года.

Начисление и выплата стипендий производятся в расчетно-платежных ведомостях 1 раз в месяц на основании приказов.

Начисление пособий по временной нетрудоспособности производится на основ-ии больничных листков.

Анал. учет расчетов по з\п ведется в Журнале операций расчетов по з/п, денежному довольствию и стипендиям. Анал. учет расчетов по оплате пенсий, пособий и иных соц. выплат ведется в Журнале по прочим операциям, а также в Карточке учета средств и расчетов. Учет депонированных сумм по з\п и стипендиям ведется в Книге учета депонированной з\п, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

В бюджетном учете начисление заработной платы и принятие денежных обязательств по оплате труда происходит одновременно.

Первичные документы по оплате труда

Прием сотрудника на работу-Заявление о приеме на работу, Приказ о приеме на работу, Трудовой договор, Личная карточка формаТ-2;

Начисление заработной платы за отработанно время — Расчетная ведомость, Табель учета рабочего времени

Предоставление отпуска сотруднику- Заявление о предоставлении отпуска, Приказ на отпуск, Записка расчет о предоставлении отпуска работнику

Оплата больничных — Больничный лист

Командировка — Приказ на командировку, Служебное задание, Командировочное удостоверение

Отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет – Заявление, Приказ, Свидетельство о рождении ребенка

Отпуск — Заявление на отпуск, График отпусков, Приказ о предоставлении отпуска, Записка расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником

К первичным учетным документам для ведения учета расчетов с персоналом по оплате труда относятся:

1. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма 0504421) ведется ежемесячно лицом, назначенным приказом руководителя учреждения. В конце месяца по табелю определяется количество отработанных дней (часов) и производятся расчеты их оплаты. Записи в табель и исключение из него работников производятся на основании документов по учету личного состава: приказов о приеме на работу, переводе, увольнении.

2. Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (форма 0504425) применяется для расчета среднего заработка при определении сумм оплаты за отпуск, компенсации при увольнении и в других случаях в соответствии с действующим законодательством.В рабочих полях записки-расчета предусматривается исчисление среднего заработка по расчетному периоду три месяца. Данные заполняются на основании карточки-справки (форма 0504417). Номер и дата записки-расчета должны соответствовать номеру и дате приказа о предстоящем отпуске или увольнении.

3. Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (форма 0504501);

4. Расчетно-платежная ведомость (форма 0504401) применяется для отражения начисления заработной платы и выплат, причитающихся работникам в окончательный расчет, а также удержанных из заработной платы налогов и других сумм. Для ведения расчетов с персоналом по оплате труда в учреждение представляются:

— справка органа ЗАГСа о рождении ребенка;

— справка с места работы второго родителя или копия его трудовой книжки, если он в настоящее время не работает;

— справка о смерти;

— заявление по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;

— копия свидетельства о рождении ребенка;

— приказ о назначении ежемесячных пособий на ребенка;

— заявление о предоставлении налогового вычета по налогу на доходы физических лиц с приложением справок об обучении детей в вузах на дневном отделении, о наличии иждивенцев, о праве на дополнительные льготы;

— заявление о перечислении сумм доходов на счета в банках

5. платежная ведомость (форма 0504403).

Документами для начисления з/п являются:

-приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками з/п,

— табель учета использования рабочего времени и расчета з/п,

— приказ на положения об о/т, доплатах, премировании,

— заявление на предоставление отпуска,

Удержания производятся на основании соответствующих документов:письменных заявлений работников, договоров добровольного страхования,исполнительных листов и других документов.

Вот из Консультанта дополнительно:

Казенные (как и бюджетные) учреждения осуществляют бюджетный учет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Согласно данной Инструкции операции по отражению в учете казенного учреждения начисления заработной платы и ее перечисления на банковские карты работников, а также расчеты с кредитной организацией по обслуживанию банковских карт, если все операции осуществляются в рамках бюджетной деятельности, отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

1) начисление заработной платы работнику казенного учреждения (п. 102): Дебет счета 401 20 211 «Расходы по заработной плате»Кредит счета 1 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»; 2) удержание НДФЛ из суммы начисленной заработной платы (п. 104): Дебет счета 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» Кредит счета 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»; 3) перечисление суммы НДФЛ в бюджет: Дебет счета 303 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» Кредит счета 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»; 4) отражение суммы заработной платы, подлежащей перечислению на банковскую карту работника (п. 108): Дебет счета 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» Кредит счета 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»; 5) перечисление суммы заработной платы с лицевого счета учреждения на банковскую карту работника (п. 108): Дебет счета 304 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда» Кредит счета 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»; 6) отражение стоимости услуг кредитной организации по обслуживанию банковских карт (п. 102): Дебет счета 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» Кредит счета 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»; 7) оплата услуг по обслуживанию банковских карт (п. 102): Дебет счета 302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» Кредит счета 304 05 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам».

Операции по учету заработной платы в бюджетных учреждениях

Системы оплаты труда бюджетных учреждений 2014

Статьи по теме

Положение об установлении систем оплаты труда федеральных учреждений обновлено (постановление Правительства РФ от 14 января 2014 г. № 20). Кроме того, при разработке Положений об оплате труда в учреждениях нужно руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.

Системы оплаты труда бюджетных учреждений

Положение об установлении систем оплаты труда федеральных учреждений обновлено постановлением Правительства РФ от 14 января 2014 г. № 20. Кроме того, при разработке Положений об оплате труда в учреждениях нужно руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год. Рекомендации по формированию систем оплаты труда бюджетных учреждений дает эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Единые рекомендации 2014 года

Структурно (по составу разделов и их названиям) Единые рекомендации 2014 года по сравнению с Едиными рекомендациями 2013 года не изменились (утверждены решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 года и от 21 декабря 2012 года соответственно). В то же время между их положениями есть ряд весьма существенных отличий, обусловленных следующими факторами:

  • необходимостью реализации так называемых майских указов Президента РФ и требований законодательных и нормативных актов, принятых на федеральном и региональном уровнях в развитие названных указов;
  • вступлением в силу практически в полном объеме нового Закона об образовании с 1 сентября 2013 года;
  • дальнейшей проработкой законодательной и нормативной базы в развитие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья. »;
  • изменением общих подходов к регулированию зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений – повышением значимости профстандартов, переориентацией направления повышений оплаты труда с увеличения сумм выплат компенсационного и стимулирующего характера в пользу повышения должностных окладов и тарифных ставок и т. п.;
  • постепенным переходом на трудовые отношения, основанные на положениях эффективного контракта.

Положение об оплате труда учреждения

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 (далее – Положение № 583). Поправки, внесенные в него постановлением Правительства РФ от 14 января 2014 г. № 20, вступили в силу 31 января 2014 года. Одно из основных изменений – распространение действия Положения № 583 на автономные учреждения.

Также Положение № 583 дополнено новым пунктом 2(1). Согласно ему, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности. Они утверждаются федеральными госорганами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, по согласованию с Минтрудом России.

Примерные положения для федеральных бюджетных учреждений носят рекомендательный характер (п. 2(1) Положения № 583).

Единые рекомендации 2013 и 2014 года: основные различия

Рассмотрим наиболее значимые для бюджетных учреждений изменения, связанные с принятием Единых рекомендаций 2014 года, а также с внесением поправок в Положение № 583. Так, в разделе IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» скорректированы нормы, регулирующие правила установления и изменения систем оплаты труда.

1. Документы, влияющие на установление и изменение систем оплаты труда

Их список дополнен, во-первых, указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ему, предполагается доведение к 2018 году средней зарплаты педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней зарплаты в соответствующем субъекте РФ.

Во-вторых, в список добавлены отраслевые и региональные планы («дорожные карты») мероприятий в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, соцобслуживания населения, культуры, образования и науки (подп. «а» п. 7 Единых рекомендаций 2014 года).

Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)» утверждены приказом Минтруда России от 18 января 2013 г. № 21 .

2. Показатели, влияющие на установление и изменение систем оплаты труда

Один из таких показателей – достигнутый уровень оплаты труда. В Единых рекомендациях 2014 года уточнено (подп. «в» п. 7), что этот показатель определяется, в том числе, по отдельным категориям работников (на основе статистических данных Росстата).

3. Процедуры, влияющие на установление и изменение систем оплаты труда

Устанавливать и изменять системы оплаты труда бюджетных учреждений рекомендовано с учетом совершенствования порядка установления окладов, ставок зарплаты путем перераспределения средств в ее структуре на значительное увеличение доли тарифной (постоянной) части заработка. Цель такого перераспределения – повышение мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям. Его проводят с учетом рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, управляющих соответствующими видами деятельности, а также с учетом мнения профсоюзов.

Установление окладов согласно положениям оплаты труда в учреждениях

В Единых рекомендациях 2014 года скорректированы некоторые особенности установления окладов работникам бюджетной сферы.

Единые рекомендации и 2013, и 2014 года предусматривают установление размеров окладов (должностных окладов) и ставок зарплаты с учетом их дифференциации. Однако в 2013 году речь шла о различиях в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих. В Единых рекомендациях 2014 года (п. 11) дифференциация предусмотрена:

  • в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации;
  • в зависимости от сложности выполняемых работ;
  • на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп).

Аналогичные нормы предусмотрены в отношении окладов работников региональных и муниципальных учреждений (п. 33 Единых рекомендаций 2014 года).

Указание окладов в Положении об оплате труда

В Положении об оплате труда в учреждении нужно предусмотреть фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок зарплаты применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. В нем нельзя использовать:

  • термины «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры окладов»;
  • ставки зарплаты, применяемой в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными госорганами и главными распорядителями бюджетных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что минимальные размеры окладов, указанные в примерных положениях об оплате труда, утвержденных отраслевыми и ведомственными органами управления, не обязательны к применению всеми учреждениями отрасли. Получается, что установление окладов или ставок в меньшем размере нарушением считаться не будет. Разумеется, при соблюдении иных ограничений по минимальному размеру зарплаты работника, установленных законодательными или нормативными актами общего действия.

Стимулирующие выплаты в системах оплаты труда бюджетных учреждений

Положения Единых рекомендаций, регулирующие общие правила установления размеров и осуществления выплат стимулирующего характера, дополнены ссылками на нормативные акты Минздрава России, Минтруда России и Минобрнауки России, принятые в 2013 году и устанавливающие принципы и подходы к разработке показателей и критериев эффективности работы. Таким образом, на уровне учреждений ранее разработанные локальные нормативные акты в части расчетов по выплатам стимулирующего характера (например, Положения о премировании), должны быть, как минимум, пересмотрены и уточнены, чтобы соответствовать требованиям нормативных актов (методических рекомендаций), упомянутых в пункте 16 Единых рекомендаций 2014 года.

Пунктом 5 Положения № 583 в редакции 2014 года оговорено, что размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с пунктом 2(1) этого Положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

Оплата труда руководителей

В раздел VI «Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров» Единых рекомендаций внесено два изменения. Во-первых, раздел дополнен пунктом 25, обязывающим оформлять условия оплаты труда руководителей учреждений в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329. Во-вторых, уточнен порядок установления предельного уровня зарплаты руководителя учреждения. Общее правило, по которому предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8, сохранено. При этом уточнено, что при определении соотношения учитывается заработная плата руководителя и работников учреждения, формируемая за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемая за календарный год.

Согласно новой редакции пункта 6 Положения № 583, размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, а также особенностей деятельности и значимости федерального учреждения.

Кроме того, пунктом 9 Положения № 583 оговорено, что предельный уровень соотношения заработной платы руководителя федерального бюджетного учреждения и его работников (в кратности от 1 до 8) может быть увеличен. Это может произойти по решению федерального госоргана – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, если оно включено в специальный Перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р.

Однако это не касается федеральных учреждений, для которых функции и полномочия учредителя реализует Правительство РФ. Для руководителей таких учреждений размер предельного уровня соотношения зарплат устанавливается Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (п. 10(1) Положения № 583).

Отраслевая специфика систем оплаты труда бюджетных учреждений

Также есть отличия в разделах IX-XI Единых рекомендаций 2013 и 2014 года, которые описывают особенности формирования систем оплаты труда в сфере образования, медицины и культуры.

Системы оплаты труда бюджетных учреждений в сфере образования

Созданию систем оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений посвящен раздел IX Единых рекомендаций 2014 года. Внесенные в него изменения оказались не столь существенными, какими ожидались в связи с вступлением в силу нового Закона об образовании. Вероятно, это связано с тем, что нормативная база в развитие отдельных положений Закона об образовании находится в стадии разработки. Отличия рекомендаций этого раздела от аналогичных норм Единых рекомендаций 2013 года можно свести к следующему.

Оговорено, что ставки заработной платы, установленные за 18, 24 часа нормируемой преподавательской работы в неделю или за 720 часов нормируемой преподавательской работы в год, выплачиваются с учетом выполнения преподавателями другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Несколько изменений перекликается с нормами Закона об образовании. Так, в Единых рекомендациях 2014 года указано, что в должностные оклады по должностям научно-педагогических работников вузов включаются размеры надбавок за ученые степени не ниже действовавших на 1 сентября 2013 года. Также определено, что в размеры должностных окладов (ставок заработной платы) педработников включается размер ежемесячной компенсации на книги и периодику не ниже действовавших на 31 декабря 2012 года.

Месячная зарплата учителей и других педработников, для которых установлены нормы часов преподавательской или педагогической работы в неделю за ставку заработной платы, определяется с учетом фактического объема учебной нагрузки (названной работы). Показатель рассчитывается путем умножения ставок их зарплаты за календарный месяц на фактический объем учебной нагрузки (преподавательской, педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю за ставку зарплаты.

Преподавателям профучреждений, структурных подразделений образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профобразования, а также программы профобучения, для которых установлена норма часов преподавательской работы 720 часов в год, на начало учебного года назначается среднемесячная заработная плата. Ее рассчитывают путем умножения часовой ставки преподавателя на объем его годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Системы оплаты труда бюджетных учреждений в сфере медицины

Формирование систем оплаты труда работников учреждений здравоохранения описано в разделе X Единых рекомендаций 2014 года. Во-первых, уточнен источник денежных выплат медицинским работникам. Они совершаются за счет средств ОМС, учитываемых в части расходов на зарплату в тарифах на оплату медицинской помощи. Тарифы формируются в соответствии с принятыми в территориальной программе ОМС способами оплаты медпомощи. Во-вторых, определено, что штатные расписания учреждений здравоохранения формируются с учетом рекомендуемых штатных нормативов. Эти нормативы содержатся в порядках оказания медицинской помощи и Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н.

В-третьих, при установлении выплат стимулирующего характера надо предусматривать показатели и критерии эффективности деятельности работников, направленные на достижение конкретных результатов их труда. Это следует отразить в Примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками учреждений. В-четвертых, рекомендуется усовершенствовать порядок установления размеров должностных окладов работников, а именно – перераспределить средства с целью увеличения окладов, что уже упоминалось в общей части Единых рекомендаций 2014 года.

Системы оплаты труда бюджетных учреждений в сфере культуры, искусства и кинематографии

Особенности формирования систем оплаты труда работников учреждений культуры, искусства и кинематографии содержатся в разделе XI Единых рекомендаций 2014 года. В частности, при формировании систем оплаты труда работников этих отраслей нужно учитывать:

  • Норму указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 (абз. 5 подп. «а» п. 1) о доведении к 2018 году средней зарплаты работников учреждений культуры до средней зарплаты в соответствующем регионе. При этом зарплата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы. Она может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного названным актом для указанной категории работников.
  • План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2606-р.

Важно запомнить

Как и прежде, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8. Для руководителей некоторых учреждений предельный уровень может быть увеличен.

Также смотрите:

– Эффективный контракт в здавоохранении
– Система оплаты труда бюджетников 2014
– Повышение заработной платы
– Оформление больничного листа 2014

Еще от этого автора:
– Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений за 2013 год
– Учетная политика бюджетного учреждения 2014

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

Статьи по теме

Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений” (с изм. и доп. ; далее – Постановление № 605) было утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее – Положение о новых системах оплаты труда), а также даны поручения федеральным органам исполнительной власти по подготовке необходимой нормативной правовой базы.

Не позднее 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений должны быть введены новые системы оплаты труда. Таким образом, Единая тарифная сетка (далее – ЕТС), служившая в течение 16 лет основой систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, вскоре практически перестанет применяться при дифференциации оплаты труда работников бюджетной сферы.

Сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются:

  • федеральными министерствами – в отношении учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно;
  • федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ, – в отношении подведомственных им учреждений;
  • иными государственными органами и организациями – в отношении подведомственных им учреждений.

Федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливают самостоятельно.

Следует отметить, что первый шаг к отходу от ЕТС был сделан еще в 2005 г., когда органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставили право самостоятельно регулировать оплату труда работников региональных и муниципальных учреждений (ст. 144 Трудового кодекса РФ; далее – ТК РФ).

Вторым шагом стал отказ от повышения тарифных ставок (окладов) ЕТС в сентябре 2007 г. и феврале 2008 г., поскольку Правительством РФ было определено, что до введения новых систем оплаты труда федеральные учреждения могут использовать ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на повышение размеров оплаты труда работников, исключительно на увеличение стимулирующих выплат (увеличение числа и размеров выплат). В результате тарифные ставки (оклады) работников, тарифицированных с 1 по 9 разряд ЕТС, оказались ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), т. е. ниже 2300 руб. При дальнейшем повышении МРОТ, например до 3000 руб. в месяц, ниже оказываются тарифные ставки (оклады) 12 разрядов, а в случае доведения МРОТ в 2008 г. до прожиточного минимума трудоспособного населения (прогноз – до 4737 руб.) ниже окажутся уже размеры тарифных ставок (окладов) 17 из 18 разрядов ЕТС.

Отказ от повышения тарифных ставок (окладов) ЕТС стал следствием принципиально иного подхода к формированию новых систем оплаты труда.

В настоящее время при создании учреждения на основе нормативов штатной численности формируется штатное расписание (вместе с тем, многие из нормативов по труду устарели и не учитывают современную ситуацию), затем на основе нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, строится система оплаты труда (оклады, доплаты, надбавки и повышения) и под систему оплаты труда работников выделяются бюджетные ассигнования в фонд оплаты труда. Введение новых систем оплаты труда предполагает иную последовательность действий. Вначале, с учетом целей, задач и объемов работ, выделяются бюджетные ассигнования на оплату труда работников. Затем, в пределах этих ассигнований, формируется система оплаты труда работников учреждения. Это позволяет расширить полномочия учреждений при определении размеров и условий оплаты труда cотрудников.

В п. 1 Положения о новых системах оплаты труда говорится, что данные системы устанавливаются “коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением”. По сути, здесь дублируется норма ст. 144 ТК РФ, в соответствии с которой системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются на уровне каждого конкретного учреждения.

Постановление № 605 не устанавливает размеры тарифных ставок (окладов) в новых системах оплаты труда и не делегирует соответствующих полномочий на уровень федеральных органов исполнительной власти. Единственное, чем со временем смогут руководствоваться учреждения, это базовые оклады по профессиональным квалификационным группам (при условии их утверждения Правительством РФ). При этом следует учесть, что базовые оклады – это минимальные оклады работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При установлении окладов работникам учреждения максимальные размеры окладов не ограничены.

Профессиональные квалификационные группы работников по всем отраслям бюджетной сферы должны быть утверждены Минздравсоцразвития России (с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами), также Минздравсоцразвития России необходимо внести в Правительство РФ до 1 июля 2008 г. предложения по установлению базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.

В настоящее время утверждены Критерии формирования профессиональных квалификационных групп (приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 “О профессиональных квалификационных группах и утверждении Критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам”), а также профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников (приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526).

В соответствии с п. 6 Постановления № 605 приказами Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 и № 818 были утверждены Перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях.

В Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях входят:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях входят:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Размеры и условия осуществления выплат должны быть установлены на уровне каждого конкретного учреждения. При этом по-­прежнему нужно руководствоваться применяемыми в настоящее время нормативными правовыми актами, касающимися размеров и условий осуществления выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, т. к. они установлены к зарплате работников.

Что же касается иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, то в настоящее время они установлены к тарифным ставкам (окладам) по ЕТС и, следовательно, не распространяются на новые системы оплаты труда.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения до настоящего времени Правительством РФ не установлены.

Оплата труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров осуществляется с применением должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в трудовом договоре и составляет три размера средней заработной платы работников из числа основного персонала возглавляемого им учреждения. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение функций в целях, для реализации которых создано учреждение. Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или иным государственным органом или организацией, в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития России. При расчете средней заработной платы учитываются оклады работников и выплаты стимулирующего характера за отчетный год. Выплаты компенсационного характера при расчете средней заработной платы для определения оклада руководителя учреждения не учитываются.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 823 утверждены Разъяснения о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 № 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений” в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5% на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений.

Должностные оклады заместителя руководителя и главных бухгалтеров в учреждениях устанавливаются на 10–30% ниже должностных окладов руководителей.

В настоящее время продолжается формирование нормативной правовой базы, необходимой для введения новых систем оплаты труда.

Смотрите так же:

  • Конституционное государственное право зарубежных стран шпаргалка 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей […]
  • Алименты с каких доходов начисляются С каких доходов удерживаются алименты Иск удовлетворен, решение суда о взыскании алиментов вступило в законную силу, на руках у истца – исполнительный документ. В этом документе установлен порядок начисления алиментов (в доле от заработка или в […]
  • Тк рф 276 Статья 276 ТК РФ. Работа руководителя организации по совместительству Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества […]
  • Брачный контракт гк Основания и процедура признания брачного договора недействительным Брачный договор, как и любой другой юридический документ, может быть признан недействительным. Какие основания необходимы для расторжения контракта? Что нужно сделать чтобы оспорить […]
  • Всеволод гончаревский адвокат Всеволод Свобода адвокат 20 лет юридического опыта в гражданских и уголовных делах Важным параметром при выборе адвоката является его юридический стаж. Адвокат Всеволод Свобода уже 20 лет эффективнозащищает права граждан и юридических лиц. Я […]
Комментарии запрещены.