Создание ревизионной комиссии в ооо

Создание ревизионной комиссии в ооо

Актуальные проблемы, возникающие в процессе создания и функционирования ревизионной комиссии акционерного общества

Автор: Михайлюк Ирина Валериевна — ведущий специалист исследовательского центра вопросов корпоративного права Группы компаний ООО «Деловой Центр Права и Экономики» Макаров Юрий Иванович — директор ООО «Деловой Центр Права и Экономики»
Источник: Акционерное общество: вопросы корпоративного управления
Опубликовано: 8 февраля 2008

На какой срок избирается счетная комиссия ? Как правильно трактовать нормы законодательства , ограничивающие права отдельных акционеров при избрании ревизионной комиссии ? Кто не может быть избран в состав ревизионной комиссии ? Какова арбитражная практика при рассмотрении соответствующих споров ? Ответы на эти и иные вопросы , связанные с формированием и работой ревизионных комиссий , читатель найдет в прилагаемой статье .

В целях осуществления контроля за финансово – хозяйственной деятельностью акционерного общества Федеральным законом «Об акционерных обществах» № 208 – ФЗ от 26.12.1995 года ( далее также — Закон ) предусмотрено создание ревизионной комиссии .

Исходя из полномочий , которыми Закон наделил данный орган , и при условии должной организации его работы ревизионная комиссия может стать эффективным средством контроля со стороны акционера за финансово – хозяйственной деятельностью самого общества и работой его органов управления .

В то же время правовые нормы , регулирующие статус ревизионной комиссии , отличаются краткостью . Большинство вопросов , связанных с созданием и функционированием названного органа , передано законодателем на уровень локального регулирования самим обществом . Поэтому в случае , когда устав акционерного общества , а также его внутренние документы подробно регламентируют правовое положение ревизионной комиссии , вопросы ее деятельности , как правило , разрешаются бесконфликтно . В противном случае при возникновении спорных вопросов заинтересованные лица вынуждены руководствоваться только Законом , который не во всех случаях дает однозначные ответы на возникающие вопросы , и , соответственно , может создаваться ситуация сложно регулируемых разногласий .

Анализ норм Закона и имеющейся судебной практики позволяет выделить следующие группы проблем , вызванных особенностями нормативного регулирования статуса ревизионной комиссии :

  • проблемы , связанные с формированием ревизионной комиссии ;
  • проблемы , связанные с правовым положением актов , издаваемых ревизионной комиссией .

Проблемы , связанные с формированием ревизионной комиссии

1. Определение срока полномочий ревизионной комиссии .

Решение данной проблемы , главным образом , связано с ответом на вопрос , должна ли ревизионная комиссия переизбираться ежегодно .

Глава 12 Закона «Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью общества» , включающая в себя основные нормы о ревизионной комиссии акционерного общества , не определяет срок полномочий данного органа , в том числе не ограничивает его верхний или нижний предел .

Единственное положение , содержащееся в п . 1 ст . 85 действующей редакции Закона , указывает на то , что ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества .

В соответствии со статьями 47, 48, 53 Закона на годовом общем собрании акционеров должны решаться , в том числе , вопросы об избрании ревизионной комиссии ( ревизора ) общества ( в прежней редакции Закона ссылка на указанные статьи содержалась непосредственно в статье 85, касающейся деятельности ревизионной комиссии ).

Исходя из соотнесения данных норм , Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг ( далее также — ФКЦБ России ) в письме № ИК -07/883 от 28.02.2000 года «О сроках полномочий ревизионной комиссии» ( далее также — письмо ) был сделан вывод о необходимости ежегодного переизбрания ревизионной комиссии на годовом общем собрании акционеров .

Как указано в письме , если по каким – либо причинам ревизионная комиссия не была переизбрана на годовом общем собрании акционеров , то срок ее полномочий считается истекшим и обществом должно быть созвано внеочередное собрание для избрания нового легитимного органа . В случае , если положения устава или внутренних документов акционерного общества относительно сроков полномочий ревизионной комиссии ( ревизора ) противоречат нормам Закона , то по общим правилам должны применяться соответствующие нормы Закона .

Вместе с тем , сложившаяся впоследствии судебная практика не поддержала позицию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Арбитражными судами практически единогласно было высказано мнение о том , что ежегодное переизбрание ревизионной комиссии должно осуществляться только в тех акционерных обществах , чьи внутренние документы не предусматривают более продолжительного срока полномочий данного органа .

Изложенный вывод обосновывается судами следующим :

  • буквальное толкование пункта 1 статьи 47 Закона ( предусматривающей рассмотрение на годовом общем собрании акционеров вопроса об избрании ревизионной комиссии ) не дает оснований для вывода о годичном сроке полномочий ревизионной комиссии ; иное толкование указанного пункта может исказить смысл других норм Закона , которые предусматривают в определенных случаях возможность избрания ревизионной комиссии на внеочередном собрании акционеров ( Постановление Федерального арбитражного суда Северо – Западного округа от 05.06.2002 года по делу № А 42-8622/01-13-567/02);
  • в соответствии со статьей 85 Закона компетенция , порядок деятельности ревизионной комиссии определяются уставом общества . Срок полномочий ревизионной комиссии законодательно не установлен . Следовательно , необходимо руководствоваться положениями устава акционерного общества ( Постановление Федерального арбитражного суда Волго – Вятского округа от 23.10. 2001 года по делу № А 43-2837/2001 -28-113);
  • письмо ФКЦБ России № ИК -07/883 от 28.02.2000 года «О сроках полномочий ревизионной комиссии» не относится к числу правовых актов , которыми руководствуется арбитражный суд при разрешении споров согласно статье 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( Постановление Федерального арбитражного суда Волго – Вятского округа от 25.09.2001 года по делу № А 43-2402/2001-28-106).

Приведенная судебная практика нашла отражение при корректировке акционерного законодательства — Федеральным законом № 146 – ФЗ от 27.07.2006 года из статьи 85 Закона были исключены ссылки на статьи 47, 48 и 53. Тем самым законодатель подтвердил , что переизбрание ревизионной комиссии должно осуществляться в сроки , предусмотренные уставом акционерного общества .

Таким образом , срок полномочий ревизионной комиссии акционерного общества определяется его внутренними документами : в первую очередь , уставом общества , а также принимаемыми в соответствии с ним локальными актами ( в частности , положением о ревизионной комиссии , принятие которого общим собранием акционеров прямо предусмотрено Законом ). Только в случае отсутствия в них указания на срок полномочий ревизионной комиссии она должна переизбираться ежегодно на общем годовом собрании акционеров .

2. Определение круга лиц , имеющих право участвовать в избрании ревизионной комиссии .

В целях обеспечения независимости ревизионной комиссии от органов управления акционерного общества Закон ограничивает участие в голосовании по вопросу ее избрания членов совета директоров и иных лиц , занимающих должности в органах управления акционерного общества ( п . 6 ст . 85 Закона ).

На практике возникает вопрос , касается ли данное ограничение только должностных лиц акционерного общества или распространяется и на их аффилированных лиц . Предметом споров, в частности , становится участие в голосовании по вопросу избрания ревизионной комиссии акций , принадлежащих супругам членов совета директоров .

Показательным в данном случае является дело № Ф 09-898/04 – ГК , рассмотренное в кассационной инстанции Федеральным арбитражным судом Уральского округа ( постановление от 08.04.2004 года ).

Акционер обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения общего собрания акционеров открытого акционерного общества об избрании ревизионной комиссии .

Исковые требования мотивированы тем , что в голосовании по вопросу избрания ревизионной комиссии принимали участие супруги членов совета директоров акционерного общества . Вместе с тем , в соответствии с положениями гражданского и семейного законодательства имущество супругов , нажитое ими в период брака , является общей совместной собственностью . Следовательно , акции , принадлежащие супругам членов совета директоров , одновременно являются и собственностью последних . В связи с этим в силу запрета , установленного п . 6 ст . 85 Закона , участие акций , принадлежащих супругам членов совета директоров , в голосовании по вопросу избрания ревизионной комиссии является неправомерным наравне с участием в таком голосовании акций , принадлежащих самим членам совета директоров .

По данному иску суды трех инстанций — первой , апелляционной и кассационной — высказались единогласно : требования акционера удовлетворению не подлежат , поскольку ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит запрета на участие в голосовании по вопросу избрания ревизионной комиссии акций , принадлежащих супругам членов совета директоров или иным аффилированным лицам общества .

Приведенный пример наглядно свидетельствует о том , что при определении круга лиц , чьи акции не могут участвовать в голосовании по вопросу избрания ревизионной комиссии , суды исходят из буквального толкования норм акционерного законодательства , в соответствии с которыми в голосовании не допускается участие акций , принадлежащих членам совета директоров и иным лицам , занимающим должности в органах управления акционерного общества . При этом решающее значение имеет определение конкретного владельца акций в соответствии с реестром акционеров ; права на акции как объект общей совместной собственности во внимание не принимаются .

3. Определение круга лиц , которые не могут быть избраны в состав ревизионной комиссии акционерного общества .

В целях обеспечения независимости ревизионной комиссии от органов управления акционерного общества Закон ограничивает не только круг субъектов , имеющих право участвовать в голосовании по вопросу избрания ревизионной комиссии , но и устанавливает перечень лиц , которые не могут быть избраны в состав данного органа акционерного общества .

Согласно абз . 1 п . 6 ст . 85 Закона члены ревизионной комиссии ( ревизор ) общества не могут одновременно являться членами совета директоров ( наблюдательного совета ) общества , а также занимать иные должности в органах управления общества .

Исходя из понятия органов управления акционерного общества , данная норма , безусловно , исключает участие в ревизионной комиссии членов совета директоров , генерального директора ( директора ) и членов коллегиального исполнительного органа акционерного общества ( правления , дирекции ).

Между тем , судебная практика показывает , что приведенный выше перечень должностных лиц акционерного общества не является исчерпывающим .

Так , постановлением Федерального арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 10.06.2004 года по делу № Ф 04/3224-492/ А 70-2004 было признано незаконным избрание в качестве ревизора заместителя генерального директора акционерного общества . Данный вывод суда обоснован тем , что заместитель генерального директора акционерного общества «в связи со своей должностью в органах управления осуществляет функции исполнительного органа» .

Интересно также отметить , что судебной практикой признается неправомерным не только само избрание в ревизионную комиссию лица , занимающего должность в органах управления акционерного общества , но и одновременное выдвижение одного и того же лица в качестве кандидата в ревизионную комиссию и какой – либо орган управления акционерного общества .

Так , Федеральным арбитражным судом Московского округа ( постановление от 21.07.2004 года по делу № КГ – А 41/5215-04) был назван законным отказ совета директоров акционерного общества во включении кандидатуры , предложенной истцом , в список кандидатур по выборам в ревизионную комиссию , поскольку эта кандидатура уже была по предложению истца включена в список кандидатур по выборам в совет директоров акционерного общества .

Выводы суда кассационной инстанции были обоснованы следующим : «В соответствии с п . 6 ст . 85 ФЗ «Об акционерных обществах» члены ревизионной комиссии общества не могут одновременно являться членами совета директоров общества , а также занимать иные должности в органах управления общества . С учетом вышеприведенной нормы Закона предложение одной и той же кандидатуры как в список для голосования по выборам в совет директоров общества , так и в список кандидатов в ревизионную комиссию общества следует расценивать как злоупотребление правом , что в силу статьи 10 ГК РФ является основанием для отказа в защите права» .

4. Право акционера на выдвижение кандидатов в состав ревизионной комиссии акционерного общества .

Возможность акционера при реализации своих прав эффективно использовать такой инструмент корпоративного контроля , как ревизионная комиссия , во многом зависит от наличия в ее составе представителей данного лица . На практике такое представление интересов обеспечивается посредством выдвижения акционером своих кандидатов в состав соответствующего органа .

Согласно п . 1 ст . 53 Закона акционеры , являющиеся в совокупности владельцами не менее чем двух процентов голосующих акций общества , вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в ревизионную комиссию общества , число которых не может превышать количественный состав этого органа .

В то же время п . 2 ст . 53 Закона , предусматривающий полномочия акционеров , владеющих в совокупности более чем двумя процентами голосующих акций общества , по выдвижению кандидатов для выборов на внеочередном общем собрании акционеров говорит о возможности выдвижения кандидатур только в совет директоров общества .

Содержание приведенных выше норм порождает вопрос : обладает ли акционер правом выдвигать своих кандидатов при наличии в повестке дня внеочередного общего собрания акционеров вопроса о переизбрании ревизионной комиссии , либо такое право дано ему только в отношении годового общего собрания акционеров ?

Имеющаяся судебная практика не дает конкретного ответа на данный вопрос .

Однако , следуя позиции судебных органов , изложенной , например , в приведенном выше постановлении ФАС Уральского округа от 08.04.2004 года № Ф 09-898/04 – ГК , при толковании норм акционерного законодательства необходимо исходить из буквального значения содержащихся в нем слов и предложений , что означает отсутствие у акционера права выдвигать кандидатуры в ревизионную комиссию при ее избрании на внеочередном общем собрании акционеров .

В результате изложенной причины мы неминуемо сталкиваемся с ситуацией , когда ревизионная комиссия , избранная на внеочередном общем собрании акционеров , воплощает интересы только лица ( лиц ), инициировавшего данное собрание акционеров .

Представляется , что разрешение подобной ситуации конфликта интересов возможно лишь путем внесения соответствующих изменений в акционерное законодательство либо путем предоставления дополнительных прав акционерам уставом общества .

Проблемы , связанные с правовым положением актов , издаваемых ревизионной комиссией

Итогом проверки ревизионной комиссией финансово – хозяйственной деятельности акционерного общества является заключение , которое согласно ст . 87 Закона должно содержать :

  • подтверждение достоверности данных , содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества ;
  • информацию о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности , а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово – хозяйственной деятельности .

В рамках осуществления контроля за деятельностью общества важнейшее значение для акционера имеют достоверность и полнота заключения ревизионной комиссии , а в случае несоответствия документа названным требованиям — способы реагирования на дефектное заключение .

В этой связи особую роль приобретает правовой статус заключения ревизионной комиссии , от точного определения которого зависит возможность оспаривания названного документа заинтересованными субъектами .

При ответе на вопрос о возможности судебного обжалования заключения ревизионной комиссии суды придерживаются единого мнения о недопустимости названного процессуального действия .

Заключение ревизионной комиссии не может быть оспорено в суде ( признано недействительным или незаконным ) в связи со следующим :

  • законодательство предусматривает возможность судебного оспаривания только решений органов управления акционерного общества , каким ревизионная комиссия не является . Как отмечено в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно – Сибирского округа от 29.09.2004 года по делу № А 33-5583/04 – С 1 – Ф 02-3980/04 – С 2, ревизионная комиссия органом управления акционерного общества не является , так как она не осуществляет организационную и исполнительно – распорядительную деятельность , а реализует лишь одну специфическую функцию управления — внутренний аудит ;
  • заключение ревизора не порождает , не прекращает и не ограничивает права акционера общества ( судебный акт , указанный выше );
  • Федеральный закон «Об акционерных обществах» ( статья 48) предусматривает иной порядок решения вопроса о контроле над деятельностью акционерного общества — возможность обсуждения вопроса о прибылях и убытках на общем собрании акционеров ( судебный акт , указанный выше ).

Однако следует отметить , что Закон , исключая возможность оспаривания заключения , тем не менее , дает акционеру ( акционерам ), владеющему ( владеющим ) в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества , право требовать во всякое время проведения проверки ( в том числе повторной ) финансово – хозяйственной деятельности акционерного общества , а при невыполнении данного требования в добровольном порядке — право на обращение в суд с иском об обязании акционерного общества провести ревизию своей финансово – хозяйственной деятельности . При наличии соответствующих прав у акционера согласно локальным актам общества суд также может по его требованию обязать ревизионную комиссию включить в план проверки ( ревизии ) те или иные вопросы , интересующие акционера ( постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2006 года по делу № А 35-7162/05 – С 21).

Как следует из приведенного анализа , современное акционерное законодательство прямыми предписаниями не обеспечивает должным образом акционерам контроль за финансово – хозяйственной деятельностью общества . При этом действующий закон предоставляет обществу ( акционерам ) достаточные внутренние правовые возможности для организации эффективного функционирования ревизионной комиссии как в качестве органа контроля , так и источника достоверной информации о деятельности общества .

Автор: Михайлюк Ирина Валериевна — ведущий специалист исследовательского центра вопросов корпоративного права Группы компаний ООО «Деловой Центр Права и Экономики» Макаров Юрий Иванович — директор ООО «Деловой Центр Права и Экономики»

Ревизионная комиссия ООО и ее функции в России

При создании юридического лица в форме ООО учредителям необходимо определиться со структурой органов управления. В их состав может входить ревизионная комиссия (РК), а в ряде случаев, ее форсирования является обязательным требованием закона. Разберем, по каким правилам создается указанная комиссия, и какие функции ей предстоит исполнять в процессе текущей деятельности ООО.

Понятие и суть ревизионной комиссии ООО

Основанием для создания нового ООО является регистрационная процедура, которая проходит через ИФНС. В состав документов, которые представляются для регистрационных действий, входит устав – обязательный учредительный документ Общества. В перечень вопросов, которые должны быть отражены в уставе, входит и создание ревизионной комиссии.

Основной задачей ревизионной комиссии является проверка финансовой-хозяйственной деятельности компании, порядка составления и правильности налоговой и бухгалтерской отчетности, подготовка отчетов для проведения собраний учредителей. Ревизионная комиссия образуется в виде коллегиального органа, либо путем назначения ответственного лица – ревизора. Решение о формате работы комиссии будут принимать собственники на общем собрании.

Образец акта ревизионной комиссии ООО

Нормативное регулирование ее деятельности

Общие правила образования и функционирования РК зафиксированы в ст. ст. 32 и 47 Федерального закона № 14-ФЗ. Кроме того, указанные нормы регламентируют, что порядок работы комиссии или единоличного ревизора определяется уставом компании и внутрикорпоративными документами (положениями, правилами, инструкциями и т.д.).

Закон определяет, что при стандартных условиях сами учредители решают вопрос о необходимости создания РК. Если такая необходимость отсутствует, в уставе будет отсутствовать раздел, включающий комиссию в состав органов управления. Однако в ст. 32 Закона № 14-ФЗ зафиксировано правило – создание РК и включение ее в состав органов управления ООО является обязательным, если количество учредителей (граждан и юрлиц) превысило 15.

Следовательно, если в процессе деятельности произошло увеличение количества собственников свыше указанного предела, в устав необходимо внести изменения и создать ревизионную комиссию. Аналогичным образом можно изменить устав, если при выходе из состава учредителей одного или нескольких лиц их количество стало менее 15 – в этом случае комиссия может упраздняться.

Состав комиссии

Закон № 14-ФЗ содержит правила определения состава РК, которыми должны руководствоваться учредители компании. Вот какие нюансы нужно соблюдать, при формировании РК:

  • ревизором может выступать лицо, не входящее в состав учредителей;
  • единоличный руководитель ООО, члены совета директоров или иного коллегиального органа управления также не имеют права входить в состав РК;
  • ревизором может назначаться аудитор, у которого отсутствуют имущественные интересы с Обществом, его учредителями и членами органов управления.
  • Члены РК, либо единоличный ревизор, утверждаются общим собранием собственников.
  • Срок действия РК, а также ее количественный состав, определяется уставом компании.

Приказ о создании ревизионной комиссии (образец)

Полномочия комиссии регламентированы Законом № 14-ФЗ и внутренними документами компании. Основные функции РК заключаются в следующем:

  • проверка финансовой и хозяйственной деятельности компании;
  • проверка документации, связанной с указанной деятельностью;
  • проверка годовой отчетности ООО и бухгалтерских балансов перед их утверждением на общем собрании учредителей;
  • иные функции, определенные уставом предприятия.

Для выполнения указанных функций комиссии принадлежат следующие распорядительные полномочия:

  • получать любую документацию, связанную с финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, либо требовать предоставления доступа к ней у руководства и учредителей;
  • запрашивать у должностных лиц и сотрудников компании письменные пояснения по предмету проверок;
  • проводить проверки в любое время по собственному усмотрению, а также по решению учредителей или руководства.

Особое значение имеет проверка годовой отчетности и бухгалтерских балансов – без отчета ревизионной комиссии их утверждение общим собранием невозможно.

Положение о ней

Помимо включения в устав общих правил создания и функционирования комиссии, в ООО могут приниматься внутрикорпоративные положения. Они утверждаются общим собранием учредителей и не могут противоречить Закону № 14-ФЗ и уставу Общества. В положение включается следующее содержание:

  • срок действия и численный состав РК (эти пункты должны соответствовать уставу и решениям общего собрания);
  • полномочия комиссии;
  • порядок проведения проверок, в том числе правила доступа к корпоративной документации;
  • нормы об ответственности РК и каждого ее члена (прежде всего, ответственность за нарушение правил конфиденциальности, недостоверности отчета и т.д.).

Если вместо ревизионной комиссии приглашается внешний аудитор, его полномочия и порядок проверок будет определен не только положением ООО, но и договором.

Скачать шаблон-пример положения о РК ООО можно здесь.

Положение о ревизионной комиссии ООО (образец)

Итогом любой проверки РК является отчет, утверждаемый в коллегиальном или единоличном порядке. В отчете должны быть зафиксированы следующие моменты:

  • описание предмета проверки (например, бухгалтерский баланс за предыдущий год);
  • состав комиссии. который принимал участие в проверке (как правило, для проверки должно присутствовать не менее 2/3 от комиссии);
  • перечень документов, по которым проводилась проверка;
  • выводы и заключения комиссии по предмету проверки, в том числе отражение каждого факта нарушений;
  • особое мнение члена ревизионной комиссии, не согласного с общим решением;
  • рекомендации общему собранию для рассмотрения годовой отчетности и бухгалтерских балансов.

Отчет подлежит утверждению каждый членом РК, после чего направляется руководителю и/или учредителям компании. Если основанием для проверки является приказ или решение собственников, в отчете должны быть зафиксированы ответы на поставленные вопросы. Если предметом проверки являлась годовая отчетность или бухгалтерский баланс, отчет РК должен включаться приложением к указанным документам.

Отдельное внимание уделяется выявленным нарушениям. Если в них присутствуют признаки административного или уголовного преступления, ревизор или комиссия должны потребовать от руководства или учредителей направить документы для проверки в правоохранительные органы. Отчет ревизора будет использован как доказательство при проведении служебных проверок по фактам недостач, хищений и иных аналогичных проступков.

Отчет (протокол) ревизионной комиссии ООО (образец с выводами)

Про акционеров, АО и ООО, их руководство и ревизионные комиссии расскажет видео ниже:

Заключение ревизионной комиссии ООО

Статьи по теме

В силу обязательных требований закона или при проверке финансово-хозяйственной деятельности по собственной инициативе у компании может возникнуть необходимость проведения ревизии (внутреннего аудита). Результаты такой проверки оформляются заключением ревизионной комиссии.


Мария Самойленко, юрисконсульт ООО «Коннектор Оптикс»

Когда применяется документ

Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества до их утверждения ревизионной комиссией (п. 3 ст. 47 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – закон № 14ФЗ). Если годовой отчет и бухгалтерский баланс общества утверждены без предварительной проверки ревизионной комиссией, суд может признать недействительным такое решение общего собрания (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.03 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”», постановления ФАС Московского округа от 09.10.09 по делу № А41-21809/08, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.08 по делу № А60-8614/2007). Кроме того, иногда обществу требуется провести внутреннюю проверку своей деятельности в ситуациях, когда законодательство этого не требует. Проверку финансово-хозяйственной деятельности (внутренний аудит, ревизию) обычно осуществляет ревизионная комиссия – особый контролирующий орган компании. Если в акционерных обществах формирование такой комиссии обязательно независимо от количества акционеров (п. 1 ст. 85 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – закон № 208-ФЗ), то для общества с ограниченной ответственностью это обязательное требование, если в его составе более 15 участников (п. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Для обществ с меньшим количеством участников образование ревизионной комиссии обязательно, только если это предусмотрено уставом. В любом случае вместо избрания ревизионной комиссии может быть назначен один ревизор.

Итоги проверки ревизионной комиссии вне зависимости от того, по чьей инициативе она проводилась, отражаются в заключении (п. 3 ст. 47 закона № 14-ФЗ). Но унифицированной формы этого документа нет. Для акционерных обществ закон № 208-ФЗ указывает, какая информация должна быть отражена в заключении ревизионной комиссии или ревизора (ст. 87 закона № 208-ФЗ). В законе № 14-ФЗ таких норм нет, но, учитывая, что многие нормы закона № 208-ФЗ по аналогии применяются к обществам с ограниченной ответственностью, в части содержания заключения ревизионной комиссии обществ с ограниченной ответственностью можно ориентироваться на статью 87 закона № 208-ФЗ. Таким образом, заключение ревизионной комиссии должно содержать вывод о подтверждении достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества, вывод о наличии или отсутствии фактов нарушения обществом порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также фактов нарушений при осуществлении обществом финансово-хозяйственной деятельности.

Закон обязывает хранить заключение ревизионной комиссии по местонахождению единоличного исполнительного органа общества или в ином месте, известном и доступном участникам общества (п. 2 ст. 50 закона № 14-ФЗ).

Перечень инициаторов ревизии для ООО неограничен В законе № 14-ФЗ нет нормы, называющей лиц, которые могут инициировать ревизию, когда она не является обязательной (то есть помимо утверждения годового отчета и бухгалтерского баланса). В акционерных обществах круг таких лиц ограничен: это может быть сама ревизионная комиссия (ревизор), общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) или акционер (акционеры), в совокупности владеющие не менее чем 10 процентами голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 закона № 208-ФЗ). При этом судебной практики, применяющей этот закрытый перечень по аналогии к обществам с ограниченной ответственностью, нет.

Отсутствие деятельности ревизионной комиссии не является основанием для ликвидации ООО Если общество с количеством менее 15 участников, для которого закон не предусматривает обязательное образование ревизионной комиссии, предусмотрело ее создание в уставе, но не выполняет данное требование, это не является нарушением, за которое его можно принудительно ликвидировать (постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.02 № 9216/01, 9215/01).

Избрание ревизионной комиссии

Создание в ООО ревизионной комиссии предусмотрено законом, однако учредители могут указать в уставе положение об отсутствии данного органа в структуре управления. Целью избрания ревизионной комиссии является контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия. Такое решение принимается на общем собрании собственников или единственным учредителем общества.

Как проходит избрание ревизионной комиссии

Порядок избрания ревизионной комиссии АО или ООО определен на законодательном уровне, однако может быть изменен в уставе предприятия. Выделим общие правила, которые должны соблюдать участники или акционеры при рассмотрении данного вопроса:

  • положение о наличии или отсутствии ревизионной комиссии в структуре органов управления, а также о порядке ее формирования, должно быть указано в уставе;
  • решение об утверждении состава комиссии принимается на общем собрании, либо единолично собственником;
  • кворум для избрания ревизионной комиссии должен составлять не менее половины от общего числа голосов;
  • количество голосов при избрании членов ревизионной комиссии установлено законом – не менее 3/4 при создании общества и не менее 2/3 при переназначении членов комиссии.

Положения устава могут предусматривать увеличение количества голосов, которые необходимы для утверждения состава комиссии.

Чтобы быстро провести избрание ревизионной комиссии акционерного общества или ООО и представить в ИФНС полный комплект документов, предлагаем заполнить актуальные типовые формы через сервис Документовед.

Простой мастер внесения изменений в Устав

Ввод сведений займёт всего 5 минут. Затем вы получите все, необходимые для смены адреса, документы.

Все документы на 100% актуальны в 2018 году.

Простой мастер внесения изменений в Устав

Ввод сведений займет всего 15 минут.

Все документы на 100% актуальны в 2018 году.

Создание ревизионной комиссии в ооо

Платить высокие зарплаты -самый выгодный способ ведения бизнеса.

«Успех-это умение сохранить энтузиазм в череде неудач»

Ревизия деятельности ТСЖ

Проверка деятельности ТСЖ и соблюдение Жилищного кодекса РФ

Жилищный кодекс РФ предусматривает создание ревизионной комиссии в каждом ТСЖ. Задача комиссии – выявление финансовых нарушений и других злоупотреблений, соблюдение интересов собственников жилья.

Ревизионная комиссия осуществляет проверку:

  • — наличия утвержденных смет доходов и расходов;
  • — правильности составления смет доходов и расходов, а также обоснованности расчетов по конкретным видам доходов и расходов;
  • — своевременности представления сметы доходов и расходов на утверждение собственникам помещений;
  • — достоверности составления отчетности по исполнению сметы доходов и расходов.

Кто входит в состав ревизионной комиссии?

Как правило, ревизоры выбираются из состава жильцов, которые зачастую не имеют должной квалификации для проведения ревизии, и, в итоге, делают неверные выводы о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ.

В лучшем случае в состав комиссии входит проживающий в вашем доме бухгалтер. Однако, как показывает практика, наличие в ревизионной комиссии бухгалтера приводит к тому, что все внимание комиссии обращается на вопросы ведения бухучета в ущерб выполнения ею своих основных задач.

К чему приводит непрофессионализм членов ревизионных комиссий ТСЖ?

Зачастую ревизионная комиссия не может определить такие факты, которые могут привести к излишнему расходованию средств ТСЖ, например:

  • — фиктивные договоры на СМР и услуги;
  • — завышение расходов на оплату труда;
  • — отсутствие договоров;
  • — отсутствие гос.регистрации договоров аренды;
  • — неправильное применение тарифов;
  • — отсутствие дефектных ведомостей при проведении ремонтов здания.

Как провести ревизию ТСЖ правильно?

Проводить ревизию надо силами квалифицированных специалистов (аудиторов, ревизоров). Эффективнее всего совместить ревизию ТСЖ с процедурой аудиторской проверки. В результате, помимо отчета ревизора, вы получите аудиторское заключение, которое можно будет предоставлять третьим лицам, таким как банки и государственные органы. Кроме того, процедура аудиторской проверки поможет не просто выявить ошибки, неточности и нарушения в учете, но и предложить оптимальные варианты их исправления.

Стоимость аудиторской проверки, либо ревизии, определяется исходя из размера вашего ТСЖ. Если ТСЖ состоит из одного дома, стоимость составит 37 000 рублей.- Может стоимости вынести в отдельную таблицу?

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза — помощь при разрешении экономического спора

Очень часто между партнерами и бизнесменами возникают разногласия, которые не всегда удается решить полюбовно, за стенами суда. При этом наверняка каждая из сторон экономического спора будет чувствовать себя правой. Как же найти справедливое решение в подобной ситуации?

Независимая судебная экспертиза поможет разобраться в ситуации и найти верное решение экономического спора. Очень важно, чтобы судебной экспертизой занимался независимый эксперт, имеющий опыт в вопросе, вокруг которого появились разногласия.

Именно таким, независимым экспертом для разрешения экономических споров, является компания ООО «Априори-аудит».

Преимущества судебной экспертизы с использованием услуг Независимой аудиторской компании ООО «АПРИОРИ-АУДИТ»

Наша компания является экспертом в тех отраслях, в которых мы работаем. В частности мы можем выступать экспертами по назначению суда в следующих вопросах:

Судебно-бухгалтерская экспертиза.

Судебно-бухгалтерская экспертиза — это экспертное исследование, направленное на установление обстоятельств, необходимых для составления заключения по уголовному или гражданскому делу. При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы специалисты основываются на положениях Уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ.

Судебная финансово-экономическая экспертиза.

Судебная финансово-экономическая экспертиза в гражданском и арбитражном процессе необходима для разрешения споров хозяйствующих субъектов, связанных с различными финансовыми операциями: получением и возвратом кредитов, банкротством, валютными операциями и т.д. Обычно судебная финансово-экономическая экспертиза проводится для анализа финансовых результатов и определения финансового состояния организации, или для определения размера неправомерно полученных доходов в результате несоблюдения правил совершения финансовых операций, скрытой от государства прибыли, необоснованных перечислений денежных фондов и т.д.;

Налоговая экспертиза.

Судебная налоговая экспертиза помогает решить вопросы, связанные с установлением обоснованности применения норм налогового права к компаниям и организациям, исполнения ими своих обязательств, а также фактов уклонения от уплаты налогов;

Экспертиза обоснованности тарифов и цен в ЖКХ.

Смотрите так же:

  • Как пишется заявление на аттестацию ДЕТСТВО-ГИД DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов Популярные записи Свежие комментарии admin к записи «Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды Елена к записи Темы по самообразованию: ранний […]
  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Ст 2713 коап рф 2018 года Федеральный закон от 23.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ […]
  • Ук рб шантаж Статья 208. Уголовного кодекса РБВымогательство 1. Требование передачи имущества или права на имущество либо совершения каких-либо действий имущественного характера под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или […]
  • Налоговый кодекс ст 208 п 1 Налоговый Кодекс РКСтатья 208. Порядок представления налогового заявления, налоговой отчетности 1. Налоговое заявление, налоговая отчетность представляются в налоговые органы в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом. 2. Если […]
Комментарии запрещены.