Ст 272 тк

Ст 272 тк

Статья 272 ТК РФ. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением.

Комментарии к ст. 272 ТК РФ

1. Приказом Минобразования России и Минтруда России от 4 октября 1999 г. N 462/175 определены меры по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда.

2. Статьей 63 ТК регламентируется возраст, с которого допускается заключение трудового договора (16 лет).

3. Лица, достигшие 15 лет, могут заключать трудовой договор в случаях получения основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом.

4. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.

5. Рекомендации МОТ по трудоустройству молодежи содержатся в Резолюции МОТ «О занятости молодежи» (1998 г.).

6. Согласно ст. ст. 12, 13 Закона Амурской области от 28 июня 2005 г. N 26-ОЗ «О государственной молодежной политике в Амурской области» (в указанном Законе понятия «молодежь», «молодые граждане» — лица в возрасте от 14 до 30 лет) в целях содействия занятости молодежи используются следующие меры и средства:

бесплатная консультация и бесплатное предоставление молодым гражданам информации органами службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения;

бесплатное оказание молодым гражданам услуг по профессиональному ориентированию, профессиональной подготовке и переподготовке государственными и муниципальными учреждениями профессионального образования, органами службы занятости в соответствии с законодательством РФ и Амурской области;

квотирование рабочих мест для молодых граждан в порядке, установленном законодательством РФ и Амурской области;

использование экономических стимулов в форме налоговых льгот, бюджетных дотаций, субсидий и иных стимулов, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в трудоустройстве и в расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, в производственном обучении и переподготовке молодых граждан.

В целях содействия трудоустройству молодых специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях могут быть организованы службы содействия трудоустройству.

На территории Амурской области поощряются труд и инициатива молодых граждан в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и техники, культуры и искусства, предоставления социальных услуг и в других сферах, способствующих развитию области и обеспечению законных интересов граждан, в порядке, установленном областным законодательством.

Органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления может предусматриваться система мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке молодежных организаций и предпринимательской деятельности молодежи.

Для поддержки предпринимательской деятельности молодежи органами государственной власти Амурской области предусматриваются следующие направления:

разработка областных программ поддержки молодежного предпринимательства;

содействие обучению молодежи основам предпринимательской деятельности;

определение в соответствии с законодательством условий предоставления субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер.

Государственная поддержка может оказываться субъектам молодежного предпринимательства при условии осуществления видов деятельности, поддерживаемых в области в соответствии с основными направлениями молодежной политики.

Статья 273 ТК РФ. Общие положения (действующая редакция)

Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 273 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами являются организации (коммерческие и некоммерческие).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ).

И руководители организаций, и члены их коллегиальных исполнительных органов являются теми лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности.

В различных организациях руководители называются по-разному в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, терминологии учредительных документов и др. Так, ГК РФ оперирует категориями «орган юридического лица» (ст. 53) и «единоличный исполнительный орган» (ст. ст. 91 и 103).

Закон о потребительской кооперации ввел понятие «председатель правления потребительского общества» (ст. 19). К числу органов управления сельскохозяйственным кооперативом Закон о сельскохозяйственной кооперации относит председателя кооператива (ст. 19).

Согласно Закону об акционерных обществах (ст. 69) текущей деятельностью общества руководит «единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)» или единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция).

Закон об ООО устанавливает, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества (ст. 40).

Деятельностью народного предприятия управляет генеральный директор (ст. 13 Закона о народных предприятиях). По Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 21) единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор).

Как и в коммерческих организациях, исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организации (ст. 30 Закона о некоммерческих организациях).

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации (ст. 26 Закона об образовании).

Преследуя цель упорядочить складывающуюся практику и закрепить правовое положение лиц, осуществляющих функции органа юридического лица, ТК ввел единый термин «руководитель организации». При этом руководитель определяется как физическое лицо, которое в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

2. Определение руководителя организации, приведенное в комментируемой статье, позволяет сделать вывод, что ТК закрепляет два основных критерия, характеризующих его правовое положение руководителя организации.

Во-первых, Кодекс определяет, что руководитель — это работник, состоящий с данной организацией в трудовых отношениях и выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию.

Во-вторых, трудовая функция руководителя организации включает в себя реализацию компетенции юридического лица в гражданском обороте, т.е. при исполнении своих трудовых обязанностей руководитель организации осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права.

Особый статус руководителя организации позволил законодателю установить особенности правового регулирования труда данной категории работников.

3. Трудовой кодекс определяет, что положения комментируемой главы распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности. Данная норма означает, что с позиций трудового законодательства это может быть и акционерное общество, и унитарное предприятие, и сельскохозяйственный кооператив, и др. В любом случае с руководителем организации должен быть заключен трудовой договор, на него распространяется действие общих гарантий трудового права и положений гл. 43 ТК.

Особенности правового положения руководителя организации, вытекающие из специфики той или иной организационно-правовой формы юридического лица, должны закрепляться не в ТК, а в специальных федеральных законах, регулирующих деятельность юридического лица данного вида, в уставах и иных локальных нормативных актах организации, которой он руководит.

Распространяются ли положения комментируемой статьи на индивидуальных предпринимателей, заключивших трудовой договор с управляющим или директором? Полагаем, что нет.

Дело в том, что осуществление предпринимательской деятельности гражданами через уполномоченных ими лиц противоречит требованиям не только трудового, но и гражданского законодательства. Мы отдаем себе отчет, что в реальной жизни, конечно, возможны ситуации, когда работодатель — физическое лицо заключает трудовой договор с работником, поручая ему исполнение трудовой функции управляющего (руководителя или директора).

Однако статус такого работника сразу же вызывает вопросы. Может ли он выполнять подобные функции? Глава 43 ТК регламентирует труд руководителя организации как юридического лица, осуществляющего ту или иную деятельность. Законодатель не предполагал, что индивидуальный предприниматель или лицо, занимающееся профессиональной деятельностью, наймет себе руководителя, который подменит его в трудовых отношениях с работниками. Данная ситуация невозможна именно с позиции гражданского законодательства, в соответствии с которым гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).

Статья 24 ГК РФ устанавливает: индивидуальный предприниматель выступает в гражданском обороте от своего собственного имени, самостоятельно и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом.

В то же время правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц — коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что следует из ст. 2 ГК РФ. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, т.к. после введения в действие ГК РФ коммерческие организации могут создаваться исключительно «в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них в главе 4 ГК» (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина // СПС «КонсультантПлюс»).

Таким образом, ситуация, когда индивидуальный предприниматель купил предприятие как имущественный комплекс и нанял управляющего и значительное число работников, невозможна. Иными словами, реализация данных прав именно индивидуальным предпринимателем исключается.

4. Комментируемая статья прямо определяет случаи, когда действие гл. 43 ТК не распространяется на отношения, возникающие между руководителем и управляемой им организацией. Трудовой кодекс не регулирует данные отношения, если:

— руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

— управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Ни в том, ни в другом случае трудовой договор заключен быть не может. Трудовой кодекс вывел единственного учредителя общества, желающего исполнять функции руководителя из сферы действия трудового права в силу того, что труд такого директора не может быть ни несамостоятельным, ни наемным, а значит, не может быть урегулирован нормами трудового права. Полагаем, что законодатель рассматривал данных лиц как самозанятых (наряду с индивидуальными предпринимателями).

Однако с позиции корпоративного права никаких препятствий к признанию возникающих отношений в качестве трудовых не имеется. Так, И.С. Шиткина отмечает, что между лицом, являющимся единственным учредителем хозяйственного общества, и этим обществом возникают трудовые отношения, если данное лицо выполняет трудовые функции. Возложение единоличным учредителем общества на себя функций исполнительного органа этого же общества не противоречит действующему законодательству.

Из содержания ст. ст. 11, 273 ТК следует, что лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором общества как работником регулируются нормами трудового права. Этот вывод влечет обеспечение всех трудовых прав и гарантий в отношении лица, которое, будучи единственным участником, реализует полномочия директора, в том числе его права на получение пособий по всем видам обязательного социального страхования (см.: Шиткина И.С. Отдельные проблемы правового регулирования образования и деятельности единоличного исполнительного органа // СПС «КонсультантПлюс». К аналогичным выводам пришли и иные авторы; см., например: Дзарасов М., Огородов Д. Трудовой договор с руководителем хозяйственного общества, где он является единственным участником // СПС «КонсультантПлюс»).

Вопрос о признании отношений с руководителем общества, являющегося его единственным учредителем трудовыми, имел только прикладное значение и возник в связи с необходимостью о принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в частности связанные с выплатами пособий по беременности и родам.

При разрешении споров между организациями и отделениями Фонда социального страхования арбитражными судами отмечалось, что лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором как работником регулируются нормами трудового права.

При этом ТК не содержит норм, запрещающих применение общих положений Кодекса к трудовым отношениям, когда происходит совпадение работника и работодателя в одном лице (см.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.10.2009 по делу N А45-9156/2009).

Регулярные ведение обществом хозяйственной деятельности и уплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в спорный период подтверждаются имеющимися в материалах дела копией декларации и копиями платежных поручений.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о необоснованности отказа фонда по возмещению расходов на выплату пособия по беременности и родам, сделанному на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.

Довод о том, что к спорным правоотношениям гл. 2 Кодекса неприменима, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку ТК не содержит норм, запрещающих применение общих положений ТК к трудовым отношениям, при которых происходит совпадение работника и работодателя в одном лице, хотя и исключает применение к подобным правоотношениям положений гл. 43 Кодекса (см.: Постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2007 по делу N Ф09-2855/07-С1).

В соответствии со ст. 273 положения гл. 43 об особенностях регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

Изложенное положение не означает, что на указанных лиц не распространяется действие ТК. Иное нарушало бы их трудовые права.

Так, ст. 16 ТК предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора (см.: Определение ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6362/09).

Более того, М. Дзарасов и Д. Огородов попытались «доктринально» обосновать трудоправовую природу договора с директором, который одновременно является единственным учредителем общества. Так, они пишут: «Наиболее принципиальный доктринальный вопрос сводится к тому, действительно ли имеются какие-либо теоретические предпосылки для того, чтобы различать одинаковую по содержанию деятельность:

— директора, являющегося единственным участником юридического лица;

— директора, являющегося одним из участников юридического лица;

— директора, вообще не входящего в число участников юридического лица.

Компании одного лица имеют свою специфику, в силу которой в рассматриваемом нами случае подписи в трудовом договоре поставят общество-работодатель (в лице своего единственного участника) и директор-работник.

На наш взгляд, если сам процесс труда не будет отличаться, то и природа отношений руководителя с работодателем-обществом будет идентичной, и следовательно, во всех перечисленных случаях речь должна идти о трудовом договоре» (см.: Дзарасов М., Огородов Д. Указ. соч.).

Данные высказывания, равно как и судебные постановления, основаны не только на неправильном применении и толковании судами норм ТК, но и на неверном понимании самой природы трудовых отношений как отношений наемного, несамостоятельного труда. Никто не отрицает, что если единственный учредитель решит трудиться в созданном им обществе, например, в качестве бухгалтера или специалиста, то между ним и обществом будет заключен трудовой договор: иное решение действительно будет ущемлять его трудовые права. И только в одном-единственном случае возникновения трудовых отношений не произойдет: когда единственный учредитель возложит на себя функции руководителя. Причин, по которым этого не произойдет, может быть названо несколько.

Во-первых, это прямо предусмотрено ТК. Во-вторых, даже если такой трудовой договор все же будет заключен, то на него не могут быть распространены нормы гл. 43 ТК, а это означает, что такое лицо может работать в обществе кем угодно, только не руководителем, т.к. правовое регулирование труда руководителя организации может быть реализовано только посредством применения норм гл. 43 ТК.

И в-третьих, как уже было указано выше, при отношении «гражданин «X» является учредителем компании «Y» работодателем гражданина «X» как руководителя выступает сама компания «Y». При этом утрачивается несамостоятельность труда гражданина «X», поскольку работодательские полномочия в отношении себя он осуществляет сам. Именно поэтому гражданина «X» в этой ситуации нельзя признать субъектом трудового права — наемным работником.

Таким образом, анализ приведенных позиций приводит нас к парадоксальному выводу: там, где трудовое право отказывается видеть трудовые отношения, арбитражные суды и корпоративные юристы их находят и даже обосновывают.

Однако вопрос мог быть решен гораздо более простым способом, без распространения трудовых отношений на рассматриваемые отношения. Достаточно было включить таких лиц в число застрахованных, с тем чтобы они могли получать пенсии и пособия, в частности пособие по беременности и родам (см., например, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Если учредитель решит передать управление другой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то в этом случае речь идет о заключении гражданско-правового договора между двумя субъектами гражданского права, один из которых (управляющая организация, индивидуальный предприниматель) должен обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности. Возникающие при этом отношения регулируются гражданским, а не трудовым законодательством.

5. В редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ комментируемая статья расширила перечень законодательных и нормативных актов, которыми регулируются отношения между руководителем и управляемой им организацией. В первоначальной редакции это были законы и учредительные документы организации, теперь это:

— ТК, другие федеральные законы;

— иные нормативные правовые акты РФ;

— законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления; учредительные документы юридического лица (организации) и локальные нормативные акты.

Представляется, что, внося данные изменения, законодатель предполагал усилить роль и значение ТК в регулировании отношений между руководителем и управляемой им организацией, показать его ведущую роль по отношению к иным федеральным законам и нормативным правовым актам. Повышены роль и значение законов и иных нормативных актов субъектов РФ, которые на своей территории создают унитарные предприятия и определяют порядок взаимодействия таких предприятий и их руководителей.

С той же целью названы органы местного самоуправления. Однако разделение актов, принимаемых на уровне организации, на учредительные документы и локальные нормативные акты представляется неточным, т.к. в корпоративных организациях значительную роль играет не только устав, который служит одним из основополагающих актов организации, регулирует вопросы ее создания, деятельности, функционирования и взаимодействия ее органов, порядка совершения сделок и т.д., закрепляет индивидуальные особенности той или иной организации, но и внутренние документы корпоративной организации, в которых определяются порядок взаимодействия ее органов, требования к участникам и проч. Однако данные документы законодателем не упоминаются.

Статья 272 ТК РФ. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

Текущая редакция ст. 272 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением .

Комментарий к статье 272 ТК РФ

Комментируемая статья содержит бланкетную норму о том, что трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением могут определяться иные, помимо установленных ТК РФ, особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет. Например, вопросы трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет регулирует также Закон РФ «О занятости населения в РФ».

Так, согласно ст. 24 указанного закона в период участия в общественных работах, временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.

Согласно ст. 7.1-1 данного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. В соответствии с приказом Минтруда России от 12 февраля 2013 года N 58н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» при организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан дополнительно осуществляются следующие административные процедуры (действия):
— оценка возможности участия работодателя в профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения — при отборе работодателей для организации временного трудоустройства;
— внесение в проект договора соответствующих обязательств работодателя при его согласии на участие в профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, а также на комплектование кадрами из числа граждан, участвующих во временном трудоустройстве, — при подготовке проекта договора;
— указание сведений о возможности профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения в период временного трудоустройства, а также комплектовании кадрами из числа граждан, участвующих во временном трудоустройстве, — при внесении в регистр получателей государственных услуг сведений о свободных рабочих местах (вакантных должностях) для временного трудоустройства граждан на основании заключенного договора.

Консультации и комментарии юристов по ст 272 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 272 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 272 ТК РФ. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет (действующая редакция)

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 272 ТК РФ

1. Трудоустройство учащихся, достигших 14-летнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения, допускается только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК).

Лица более раннего возраста могут работать на тех же условиях, но только в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, участвуя в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию. При этом в разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа (ч. 4 ст. 63 ТК).

2. Статья 5 Закона о занятости устанавливает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

В соответствии с законодательством о занятости населения к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения относятся:

— разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в частности, по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

— организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) (см. ст. 7.1-1 Закона о занятости).

Приказом Минтруда России от 12.02.2013 N 58н утвержден Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Он устанавливает требования к порядку предоставления государственной услуги, к составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, в том числе к особенностям выполнения административных процедур в электронной форме, и критериям принятия решений, к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании: временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, учебных рабочих мест (см. п. 1 ст. 7.2 Закона о занятости).

Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних является одним из средств обеспечения их трудоустройства.

Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Наиболее часто в субъектах РФ квота устанавливается в отношении организаций, имеющих определенную численность. Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» устанавливает для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% — для трудоустройства инвалидов и 2% — для трудоустройства молодежи (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые). Таким образом, Закон г. Москвы предоставляет работодателям альтернативную возможность трудоустраивать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет по отношению к иным категориям молодежи. В случае если число инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину.

Аналогично решен вопрос в Законе Тюменской области от 31.03.2000 N 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области», где установлена суммарная квота 2% в отношении организаций, численность работников в которых составляет более 100 человек для трудоустройства социально незащищенных граждан, среди которых названы и несовершеннолетние. При возникновении необходимости в дополнительных рабочих местах для трудоустройства лиц, испытывающих трудности в поиске работы (за исключением инвалидов), органы местного самоуправления могут устанавливать более высокую квоту. Квотирование организациями рабочих мест для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осуществляется на основании трехсторонних договоров, заключенных между работодателями, органами местного самоуправления, государственными учреждениями службы занятости Тюменской области (центрами занятости населения) по месту нахождения работодателя.

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.04.2008 N 19-РЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы» устанавливает такой же размер квоты рабочих мест, определяя ее именно для приема на работу несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (в том числе детей-сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей).

Закон Республики Мордовия от 07.02.2005 N 9-З «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите», устанавливая 2% размер квоты для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (для инвалидов также установлена квота 2%), закрепляет, что размер квоты устанавливается ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда соответствующей территории, на срок не менее календарного года. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Некоторые субъекты РФ, принимая специальные нормативные правовые акты, посвященные квотированию рабочих мест, подробно указывают, кто относится к категории несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З N 1079-IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и испытывающие трудности в поиске работы: дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети из семей, в том числе из неполных семей, в которых оба родителя (один из них) признаны в установленном порядке безработными; дети из неполных семей, потерявших кормильца; несовершеннолетние граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркотической либо алкогольной зависимости; несовершеннолетние граждане, состоящие на учете в органах внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекциях; несовершеннолетние граждане, освобожденные из воспитательных колоний или окончившие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; дети, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Квота устанавливается в размере 1% среднесписочной численности работников организаций, среднесписочная численность которых составляет 100 человек и более для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 2% для названных категорий граждан для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет от 50 до 100 человек.

Трудоустройство лиц моложе 18 лет в счет квоты производится работодателем по направлению органов службы занятости. Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет определенное количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости специальное оборудование.

Введение квоты для несовершеннолетних свидетельствует, что работодатель не вправе принять на это рабочее место взрослого работника.

Если к работодателю одновременно обращаются несовершеннолетний с направлением от органа службы занятости и несовершеннолетний без такого направления, то работодатель вправе заключить трудовой договор с любым из них.

На основании ст. 25 Закона о занятости в случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд (ч. 6 ст. 64, ч. 3 ст. 391 ТК).

В соответствии со сложившейся судебной практикой суд, признав отказ незаконным, выносит решение, обязывающее работодателя заключить с истцом трудовой договор. Такой договор должен быть заключен со дня обращения к работодателю по поводу приема на работу. Если в результате отказа в заключении трудового договора работник имел вынужденный прогул, его оплата производится применительно к правилам, установленным для оплаты времени вынужденного прогула незаконно уволенного работника.

3. Обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг, включающий, в частности, оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, гражданам, имеющим статус безработного (п. 9.1 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Минтруда России от 27.09.1996 N 1).

Приказом Минтруда России от 09.01.2013 N 4н утвержден Федеральный государственный стандарт государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан.

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2007 N 680 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

4. Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона о занятости могут быть признаны безработными. В целях обеспечения трудоустройства граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих квалификации, служба занятости наравне с подходящей работой праве предложить профессиональное обучение. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение среди безработных граждан предоставлено выпускникам общеобразовательных организаций, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим квалификации (см. ст. 23 Закона о занятости).

5. Для граждан, ищущих работу впервые, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этой категории граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Пособие по безработице в первом и во втором (шестимесячном) периодах выплаты начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице. Проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (ст. ст. 30, 31, 34 Закона о занятости).

Минимальный размер пособия по безработице на 2014 г. установлен в размере 850 руб., максимальный размер установлен в размере 4900 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 N 973 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год»).

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (ст. 30 Закона о занятости).

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории (п. 5 ст. 9 Закона о поддержке детей-сирот).

6. Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств федерального бюджета, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств федерального бюджета, — однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем 500 руб. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, — обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, установленном законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ (абз. 1 п. 8 ст. 6 Закона о поддержке детей-сирот; см. также Постановление Правительства РФ от 07.11.2005 N 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»).

Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ (абз. 2 п. 8 ст. 6 Закона о поддержке детей-сирот).

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья (п. 1 ст. 9 Закона о поддержке детей-сирот).

7. Работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях (п. 6 ст. 9 Закона о поддержке детей-сирот).

8. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству (ч. 6 ст. 66 Закона об образовании).

9. Положения о содействии занятости молодежи содержатся в некоторых законах о занятости субъектов РФ. Так, ст. 27 Закона г. Москвы от 01.10.2008 N 46 «О занятости населения в городе Москве» предусмотрено содействие временному трудоустройству молодежи: 1) обучающимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в свободное от учебы время и в период каникул; 2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет; 3) выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте до 30 лет.

Порядок организации временного трудоустройства молодежи в городе Москве установлен Постановлением правительства Москвы от 21.04.2009 N 346-ПП «Об утверждении Положения о порядке организации временного трудоустройства молодежи из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (молодежной практики) и Положения о порядке организации временного трудоустройства населения в городе Москве».

10. Гарантии по трудоустройству лиц моложе 18 лет закрепляются и в заключаемых соглашениях. Так, предусматривается квотирование рабочих мест для лиц, окончивших общеобразовательные и специальные учебные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, не менее 1% от штатного расписания организации (см. Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2012 — 2014 годы).

Смотрите так же:

  • Стандартный вычет на третьего ребенка инвалида Стандартный налоговый вычет на детей в 2018 году Стандартный налоговый вычет на ребенка — это сумма заработка, с которой не будет удерживаться подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Эта льгота уменьшает налоговую базу и позволяет увеличить «чистый» […]
  • Закон по владимирской области об административных правонарушениях Закон по владимирской области об административных правонарушениях от 09 апреля 2018 года N 30-ОЗ ПринятпостановлениемЗаконодательного СобранияВладимирской областиот 28 марта 2018 года N 65 Внести в Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 […]
  • Земельный участок малаховка купить Земельные участки в Малаховке Всего 37 объявлений Всего 37 объявлений Продается земельный участок, 12 соток, 15 км за МКАД. 11 сентября 399 Риелтор Пожаловаться Заметка 400 м от ж/д станции Коренево, 20 мин от Выхино, […]
  • Ст37 гпк рф комментарии Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного Комментарий к статье 37 ГК РФ – Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями 1. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен вопросам расходования […]
  • Купить права водительские минск Как получить водительские права в Беларуси? Как получить водительские права в Беларуси? Для получения водительский прав разных категорий в Беларуси существуют возрастные ограничения. Также существуют ограничения по возрасту для записи на обучения […]
Комментарии запрещены.