Ст222 гк рф в новой редакции

Ст222 гк рф в новой редакции

Статья 222 УК РФ. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов (действующая редакция)

1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) —

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

4. Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в статьях 222.1, 223 и 223.1 настоящего Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 222 УК РФ

1. Предмет преступления — огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства. К нему не относятся пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы.

Под огнестрельным понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Основные части огнестрельного оружия: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.

Боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряд либо их сочетание.

2. О понятии взрывчатых веществ см. комментарий к ст. 218 УК. Взрывные устройства — это промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

3. Неисправное или учебное огнестрельное оружие лишь тогда может признаваться предметом преступления, когда виновный имел намерение и реальную возможность привести его в пригодное для стрельбы состояние или оно содержало пригодные для использования комплектующие детали.

4. Под приобретением указанных в законе предметов понимается получение их в постоянное или временное владение любым способом.

Передача означает временную их переуступку другим лицам, которым они не принадлежат.

Под сбытом следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной).

Хранение означает фактическое обладание ими вне зависимости от конкретного местонахождения (в жилище, хозяйственных постройках, специальном тайнике и т.п.); перевозка — действия по перемещению данных предметов независимо от способа транспортировки, но не непосредственно при обвиняемом.

Ношение имеет место в случаях, когда виновный тайно или открыто держит их при себе, т.е. в одежде, сумке, портфеле и т.п.

5. Перечисленные в ч. 1 ст. 222 УК действия признаются незаконными, если они совершены с нарушением правил оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, установленных в нормативных актах.

6. Преступление является оконченным с момента совершения любого из указанных в законе действий.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

9. В соответствии с ч. 4 ст. 222 УК уголовно наказуем незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения — короткоствольное и бесствольное оружие, предназначенное для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенное для причинения смерти человеку.

Под газовым понимается оружие, предназначенное для временного поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения токсичных веществ, оказывающих слезоточивое, раздражающее либо иное воздействие. Для его приобретения и хранения необходимо получение лицензии.

Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно. В России оборот любого газового оружия, снаряженного нервнопаралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, запрещен.

10. Холодное оружие — это:

— предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие, иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия, а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.);

— предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т.п.) либо механического устройства (луки, арбалеты и т.п.).

11. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:

обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Комментарий к статье 222 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение самовольной постройки. Ею является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольно построенными могут быть жилой дом, дача, гараж, другое строение, сооружение. Как правило, часто самовольно возводятся объекты, имеющие коммерческую привлекательность (здания магазинов, автозаправочных станций, кафе и т.д.). Однако по смыслу комментируемой статьи самовольной постройкой не могут считаться те объекты, которые по своей природе являются движимыми, но отнесены к разряду недвижимых законом (например, воздушные и морские суда).

Таким образом, для признания постройки самовольной достаточно одного из следующих условий: 1) нарушение правил землеотвода для строительства; 2) отсутствие необходимых разрешений, в частности собственника земельного участка; 3) существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил.

Источники права, которым должен соответствовать землеотвод, могут быть самыми разнообразными и, по-видимому, именно поэтому в комментируемой статье не конкретизированы. Основным источником в области земельных правоотношений является ЗК, в соответствии с которым земельные участки для строительства могут предоставляться по общему правилу либо на праве собственности, либо в аренду. Для незначительного круга специальных субъектов (государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления) установлена возможность приобретения земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 20 ЗК РФ). Дальнейшее использование земельных участков должно носить строго целевой характер. Доказать наличие надлежащего землеотвода должно лицо, которое вело строительство.

Нарушение градостроительных и строительных норм и правил выражается в несоответствии деятельности по возведению постройки требованиям Градостроительного кодекса, Закона об архитектурной деятельности, Закона об охране окружающей среды, подзаконных нормативных актов. Нарушения строительных норм и правил могут выражаться, например, в снижении прочности (способности воспринимать расчетные нагрузки) и устойчивости (способности сохранять состояние равновесия под действием расчетных нагрузок) постройки, грубых несоответствиях проектной документации, введении объекта в эксплуатацию ненадлежащим органом (п. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса).

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит общее правило о невозможности приобретения права собственности на самовольную постройку лицом, ее осуществившим. Сделки, направленные на распоряжение самовольной постройкой, ничтожны на основании ст. 168 ГК; по сути, такая постройка становится изъятой из гражданского оборота (см. коммент. к ст. 129 ГК).

Более того, комментируемая статья устанавливает, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Требовать наступления таких последствий уполномочен собственник земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, либо уполномоченный государственный орган, осуществляющий градостроительный и архитектурный контроль, причем, на наш взгляд, исключительно в судебном порядке, так как данные требования могут затрагивать имущественные права.

На практике возникают трудности с определением лица, которое возвело самовольную постройку и, следовательно, обязано снести ее. Следует присоединиться к мнению о том, что факт эксплуатации самовольной постройки предполагает, что использующее постройку лицо само ее возвело, пока не будет доказано обратное.

По буквальному смыслу нормы п. 2 комментируемой статьи содержащаяся в ней санкция в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 ЗК (см. Определение КС от 3 июля 2007 г. N 595-О-П «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» (Вестник КС. 2007. N 6)).

3. В п. 3 комментируемой статьи сформулировано исключение из общего правила п. 2 комментируемой статьи. Действующая редакция п. 3 комментируемой статьи, лишившая застройщика возможности признать право собственности на постройку за собой, вступила в силу в 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881); ранее у него была возможность приобрести право собственности на постройку в том случае, если земельный участок был предоставлен ему после строительства. Таким образом, теперь требовать признания указанного права за собой вправе лишь собственник или субъект иного указанного в комментируемой статье ограниченного вещного права на земельный участок.

Ответчиком по искам о признании права собственности должен выступать, как представляется, орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство и приемку объекта, завершенного строительством, в эксплуатацию.

4. Существенной новеллой п. 3 комментируемой статьи в новой редакции стала возможность признания права собственности на самовольную постройку во внесудебном порядке в предусмотренных законом случаях (так называемая дачная амнистия). В соответствии со ст. 25.3 Закона о государственной регистрации документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Ст222 гк рф в новой редакции

Инструкция Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (в ред. указаний ЦБ РФ от 4 октября 2005 г. N 1624-У, от 10 мая 2006 г. N 1681-У, от 11 декабря 2006 г. N 1754-У, Инструкции ЦБ РФ от 21 февраля 2007 г. N 130-И, указаний от 21 февраля 2007 г. N 1794-У, от 14 мая 2007 г. N 1828-У, от 27 ноября 2007 г. N 1933-У, от 5 февраля 2008 г. N 1977-У, от 15 июля 2008 г. N 2043-У, от 29 октября 2008 г. N 2110-У); указание Банка России от 27 марта 2007 г. 1807-У (в ред. указания ЦБ РФ от 27 ноября 2007 г. N 1936-У) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы банка, и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением ходатайства банка об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации».

Особенностью комментируемой статьи является также и то, что в ней приводится не только исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, но и требования к ним. Так, в подп. «а» п. 1 законодателем указано, что для регистрации изменений необходимо заявление по форме, установленной Правительством РФ, в котором должна подтверждаться их юридическая достоверность.

Случай истребования у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, был предметом судебного разбирательства. Федеральный арбитражный суд Уральского округа 14 июля 2004 г. по делу N Ф09-2165/04-ГК в ходе проверки в кассационной инстанции законности судебных актов, принятых в первой и апелляционной инстанциях, установил Постановлением их правомерность, признав незаконным отказ в государственной регистрации Межрайонной ИМНС изменений, вносимых в учредительные документы ООО, в связи с отсутствием в представленных документах договора купли-продажи доли в ООО в письменной форме. Суд указал, что Межрайонная ИМНС не имела оснований для принятия указанного решения, так как в регистрирующий орган представлены все требуемые законом документы.

В соответствии с комментируемым Законом Правительством РФ (Постановления от 19 июня 2002 г. N 439 и от 15 апреля 2006 г. N 212) разработаны формы заявлений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, и сведений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и требования к их оформлению.

Порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и требования, предъявляемые к заявлению, установленные письмом ФНС России и обязывающие юридические лица представлять в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001, подписанное прежним руководителем юридического лица, признаны недействующими, в связи с чем отменены ФНС России . ФНС России утверждены Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Указанные разъяснения касаются порядка заполнения документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Письмо ФНС России от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223 «К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц»; решение ВАС РФ от 29 мая 2006 г. N 2817/06; см. также письмо ФНС России от 24 августа 2006 г. N ШТ-6-09/849@.

Приказ ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя». Зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2004 г. N 6220.

В то же время федеральные законы, регулирующие правовое положение отдельных видов юридических лиц, устанавливают форму и содержание самих учредительных документов или делегируют такую возможность уполномоченным органам. Так, положения п. 1 ст. 52 ГК РФ, позволяющие некоммерческим организациям действовать на основании общего положения об организациях данного вида, также получили применение в практике. Во исполнение п. 5 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) Правительством РФ разработаны типовые положения об образовательных учреждениях .

Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Например, Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 8. Ст. 731; от 26 июня 1995 г. N 610 (с изм. от 10 марта 2000 г. N 213, от 23 декабря 2002 г. N 919, от 31 марта 2003 г. N 175) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2003. N 14. Ст. 1276.

3. В п. 2 комментируемой статьи говорится об изменениях сведений о юридическом лице, не содержащихся в учредительных документах, но внесение которых в ЕГРЮЛ обязательно. Перечень таких сведений, данный в ст. 5 комментируемого Закона, является исчерпывающим (см. ст. 5 и комментарий к ней).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи представлять в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, какие-либо дополнительные документы, кроме заявления, не требуется. Для государственной регистрации подается заявление по установленной форме с подтверждением достоверности вносимых изменений и соответствия их требованиям закона.

Исключительной особенностью комментируемой статьи является то, что в случае содержания сведений, указанных в ст. 5 комментируемого Закона, в учредительных документах юридического лица (например, точное место нахождения, наименование и др.) их государственная регистрация проводится по правилам, предусмотренным п. 1, с особенностями, предусмотренными п. 2 комментируемой статьи.

4. Для государственной регистрации в ФНС России должны быть представлены следующие документы:

а) заявление установленной формы (Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 и от 15 апреля 2006 г. N 212).

В заявлении должна быть подтверждена юридическая достоверность этих сведений, т.е. соответствие юридической формы и реального содержания представленных документов действующему законодательству, а также указаны нормы, на основании которых принято решение;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Слово «решение», используемое в подп. «б» п. 1 комментируемой статьи, имеет общее (собирательное) значение. Как указывалось ранее, порядок принятия и оформления «решения» юридическими лицами различен и может быть представлен как в виде протокола (ст. 63 Закона об акционерных обществах; п. 6 ст. 37 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), так и в виде иного письменного документа (ст. 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), но с обязательным соблюдением требований, установленных в указанных Постановлениях Правительства РФ. Решение может касаться одновременно изменений учредительного договора и устава, поскольку абсолютно нелогичными представляются организация и проведение двух общих собраний участников (или акционеров) для принятия решений о внесении изменений в учредительный договор, затем в устав;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, в письменном виде.

Как правило, эти изменения принимаются в виде утверждения отдельных положений в новой редакции или внесения уточнений в какие-либо пункты, разделы, статьи, параграфы или другие составляющие части. Принятие изменений осуществляется несколькими способами:

— они непосредственно включаются в текст решения (протокол общего собрания);

— они излагаются в отдельном документе, утвержденном (принятом) решением уполномоченного органа юридического лица.

При этом логичным представляется подписание изменений лицом уполномоченным собранием или учредительными документами (например, председателем совета директоров, директором) и проставление печати организации.

Подобные способы оформления изменений учредительных документов наиболее часто практикуются. Принятие изменений одним из таких способов не будет являться нарушением действующего законодательства и не должно вызывать трудности в правоприменительной практике, в частности, при представлении документов на государственную регистрацию.

По смыслу комментируемой статьи в случае принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, где изменения непосредственно содержатся в решении (протоколе общего собрания), представление отдельного документа с изложением указанных изменений лишено юридического смысла, поскольку в данном случае представленное на государственную регистрацию решение о внесении изменений одновременно содержит сами изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Исключение составляют случаи, когда государственная регистрация изменений и дополнений производится по правилам, установленным для регистрации самого юридического лица, либо если изменения касаются учредительного договора, поскольку изменения подписываются всеми участниками. При этом на государственную регистрацию должны представляться учредительные документы в новой редакции с учетом внесенных изменений;

г) документ об оплате государственной пошлины (см. ст. 3 Закона и комментарий к ней).

При изменении сведений, которые отражаются в ЕГРЮЛ (см. ст. 5 Закона и комментарий к ней), соответствующие документы должны представляться в течение трех дней в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона). Заявитель должен представить в регистрирующий орган документ, отвечающий требованиям, установленным Правительством РФ, в порядке и форме, определенных настоящим Законом (см. ст. 9, 18, 19 и комментарии к ним), а также законами об отдельных видах юридических лиц.

5. Относительно п. 3 ст. 17 см. комментарии к ст. 14 — 16 Закона.

Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц

Комментарий к статье 18

1. В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Необходимость государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица обусловлена возможностью влияния учредительных документов на условия участия юридического лица в имущественном обороте, на изменение его юридического статуса. Государственная регистрация изменений в учредительные документы носит характер фиксации, которая вызвана необходимостью внесения возможных изменений в содержание информации о юридическом лице в государственном реестре.

Поскольку государственной регистрации подлежит само юридическое лицо (ст. 51 ГК РФ), государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица следует рассматривать как «перерегистрацию» самого юридического лица, условий его участия в гражданском обороте, так как с момента государственной регистрации соответствующих изменений юридическое лицо будет действовать на основе учредительных документов с учетом внесенных изменений.

В некоторых случаях изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, заключаются в изменении объема его гражданской правоспособности (например, в устав коммерческой организации вносятся изменения, устанавливающие исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми такая организация вправе заниматься). Поэтому можно рассматривать юридическое лицо, действующее с учетом таких изменений, как субъект с обновленной правоспособностью.

Изменения в учредительные документы юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Однако для самого юридического лица и его учредителей (участников) соответствующие изменения обязательны с момента принятия решения о внесении изменений в учредительные документы.

Законом установлены случаи, когда изменения учредительных документов приобретают силу с момента их регистрации и для третьих лиц, и для учредителей (участников) (например, в случае внесения в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих, принимаемых в общество, а также с распределением либо продажей доли, принадлежащей обществу ).

Статьи 19, 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Кроме того, в комментируемом Законе предусмотрены случаи, когда изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа (см. ст. 19 и комментарий к ней).

Впервые комментируемым Законом вводится понятие изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, однако непосредственно не раскрывается, что относится к таким изменениям. Из формы заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы , можно заключить, что к таковым относятся изменения в сведения о месте нахождения юридического лица и о лице(ах), имеющем(их) право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

2. Устанавливая порядок государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица и внесения изменения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, комментируемая статья в п. 1 определяет место государственной регистрации (внесения изменений в сведения) как место нахождения юридического лица (см. ст. 5, 8, 13 Закона и комментарии к ним).

Пункты 2 и 3 комментируемой статьи отсылают к порядку представления документов для государственной регистрации, предусмотренному ст. 9 комментируемого Закона, и установленным ст. 8 комментируемого Закона срокам государственной регистрации.

Результатом государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица (государственной регистрации учредительных документов в новой редакции), внесения изменений в сведения о юридическом лице в государственный реестр является соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица

Комментарий к статье 19

1. На первый взгляд может показаться, что некоторые изменения, вносимые в учредительные документы, не подлежат государственной регистрации, а для их легализации достаточно представить в регистрирующий орган соответствующее уведомление, решение о внесении изменений в учредительные документы и сами изменения (п. 1 комментируемой статьи). Однако это не так. В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о регистрации запись об изменениях, вносимых в учредительные документы, вносится регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц. Внесение записи в реестр в силу ч. 2 ст. 1 Закона есть акт, посредством которого осуществляется государственная регистрация. Таким образом, внесение изменений в учредительные документы в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, также подлежит государственной регистрации. Установленные этой статьей отличия заключаются в порядке и основаниях регистрации изменений в учредительные документы.

Согласно устоявшейся в науке гражданского права классификации существуют три способа создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Последний характеризуется тем, что разрешения каких-либо государственных органов на создание юридического лица не требуется, юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента такой регистрации. Именно этот порядок, за отдельными исключениями , существует в Российской Федерации и предусмотрен комментируемым Законом. По общему правилу порядок внесения изменений в учредительные документы юридического лица по сути аналогичен порядку его создания: разрешения государственных органов на внесение изменений не требуется, сами изменения приобретают силу с момента их регистрации. Поэтому видится возможным назвать порядок внесения изменений в учредительные документы, предусмотренный ст. 17 и 18 комментируемого Закона, нормативно-явочным. В отступление от общего правила о внесении изменений в учредительные документы в нормативно-явочном порядке комментируемой статьей предусмотрено, что в случаях, установленных федеральными законами, внесение в государственный реестр записи об изменениях в учредительные документы производится регистрирующим органом на основании соответствующего уведомления. Такой порядок внесения изменений можно назвать уведомительным.

См., например, ст. 27 Закона о защите конкуренции.

2. Возможность внесения изменений в учредительные документы юридических лиц в уведомительном порядке предусмотрена п. 3 ст. 52 ГК РФ, согласно которому изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о внесенных изменениях. Таким образом, различие двух названных порядков внесения изменений в учредительные документы по сути заключается в том, с какого момента изменения учредительных документов становятся обязательными для третьих лиц. Формальное различие нормативно-явочного и уведомительного порядков внесения изменений в учредительные документы кроется в основаниях внесения записей о соответствующих изменениях в государственный реестр. При нормативно-явочном порядке основанием внесения записи в государственный реестр является решение регистрирующего органа о государственной регистрации (п. 1 ст. 11 комментируемого Закона). Для уведомительного порядка характерным является внесение записи в реестр на основании уведомления регистрирующего органа об изменениях в учредительные документы (п. 2 комментируемой статьи).

Таким образом, комментируемой статьей предусмотрено, что в установленных законом случаях для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, достаточно уведомить регистрирующий орган в письменной форме с приложением соответствующих решений о внесении изменений и самих изменений. Уведомление регистрирующего органа о внесении изменений в учредительные документы производится в порядке, предусмотренном ст. 9 комментируемого Закона, т.е. соответствующие документы могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно либо направлены по почте. При этом к уведомлению применяются предусмотренные указанной статьей правила о порядке представления документов при государственной регистрации (см. комментарии к статьям гл. III Закона) в части, не противоречащей комментируемой статье. Так, регистрация изменений, вносимых в учредительные документы в уведомительном порядке, не подлежит оплате государственной пошлиной (см. комментарий к ст. 3 Закона). Формально к уведомительному порядку внесения изменений в учредительные документы не должны применяться правила ст. 9 комментируемого Закона об обязательном нотариальном удостоверении подписи заявителя, поскольку в абз. 10 п. 1 этой статьи речь идет о нотариальном удостоверении подписи заявителя на заявлении, а не на уведомлении. Кроме того, в силу п. 5 этой же статьи нотариальное удостоверение документов необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Требования к форме уведомления о внесении изменений в учредительные документы Законом о регистрации не установлены. Нет в этом Законе и бланкетной нормы, подобной норме п. «а» ст. 12 комментируемого Закона, поручающей Правительству РФ установить форму заявления о государственной регистрации. Однако в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 9 комментируемого Закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ. Требования к форме и содержанию уведомления о внесении изменений в учредительные документы и удостоверению подписи заявителя предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (приложение N 7, форма N Р13002). В соответствии с утвержденными этим Постановлением формой N Р13002 и Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, подпись заявителя на уведомлении должна быть нотариально удостоверена. Несмотря на отмечавшееся формальное противоречие этого установления комментируемому Закону, с практической точки зрения следует признать его целесообразным. Обязательность нотариального удостоверения подписи заявителя снизит вероятность возникновения споров с участием регистрирующего органа и придаст стабильность соответствующим отношениям.

Внесение записи об изменениях в государственный реестр производится регистрирующим органом в срок не более пяти дней с момента получения уведомления. Регистрирующий орган обязан сообщить юридическому лицу о внесении указанной записи в срок, предусмотренный п. 3 ст. 11 комментируемого Закона, т.е. не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации. Форма такого сообщения установлена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (приложение N 7, форма N Р13002) .

См. комментарий к ст. 11 комментируемого Закона.

3. Как уже отмечалось, при уведомительном порядке внесения изменений в учредительные документы они (изменения) приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа (п. 3 ст. 52 ГК РФ; п. 3 комментируемой статьи). Смысл этого правила в том, что если такие лица полагались в своих действиях на произведенные в учредительных документах изменения, то ни юридическое лицо, ни кто-либо иной в случае спора не вправе ссылаться на то, что соответствующая запись не была к определенному времени внесена в государственный реестр. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда истец в соответствии с п. 5 ст. 36 АПК РФ выбрал подсудность и обратился к ответчику — акционерному обществу с иском, вытекающим из деятельности его филиала, по месту нахождения последнего. Такое дело будет принято с нарушением правил о подсудности, если на момент подачи иска в регистрирующий орган от ответчика поступило уведомление об изменении места нахождения или о ликвидации филиала. При этом не имеет значения, зарегистрированы соответствующие изменения, внесенные в учредительные документы, или нет. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос о соотношении последнего правила с правилами об отказе в государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 23 комментируемого Закона отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления необходимых документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В случае отказа в государственной регистрации по основанию непредставления необходимых для регистрации документов изменения, внесенные в учредительные документы, становятся обязательными для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа; последующий отказ в государственной регистрации не влияет на юридическую силу изменений для третьих лиц. Противоположные по значению последствия вызывает уведомление ненадлежащего регистрирующего органа (о регистрирующем органе см. ст. 2 Закона и комментарий к ней). В случае направления уведомления в ненадлежащий регистрирующий орган такое уведомление не должно считаться направленным, а момент уведомления регистрирующего органа не признается наступившим. Следовательно, изменения не приобретают силу для третьих лиц. В последнем случае значение имеет не сам по себе отказ в государственной регистрации, а неверно направленное уведомление.

В настоящее время федеральными законами предусмотрено два случая внесения изменений в учредительные документы в уведомительном порядке. В обоих случаях речь идет о внесении в устав изменений, касающихся сведений о филиалах и представительствах. Предусмотрены эти правила п. 5 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и п. 6 ст. 5 Закона об акционерных обществах. Несмотря на столь ограниченное количество в законодательстве случаев внесения изменений в учредительные документы в уведомительном порядке, увеличение их числа возможно. Проблема, как всегда, состоит в целесообразности подобных установлений. То, что уведомительный порядок проще и менее обременителен для юридических лиц, сомнений не вызывает. Однако интересам юридических лиц в этой области отношений могут противостоять интересы третьих лиц. Как уже отмечалось, различие нормативно-явочного и уведомительного порядков регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по сути заключается в том, с какого момента изменения учредительных документов становятся обязательными для третьих лиц. Таким образом, лицо, обратившееся в регистрирующий орган за получением сведений, содержащихся в государственном реестре, может обоснованно полагаться на достоверность учредительных документов и изменений в них, внесенных в нормативно-явочном порядке, и действовать с учетом этих сведений. Напротив, если изменения внесены в уведомительном порядке, но регистрация их на момент обращения за сведениями не произведена, сведения достоверными не будут. Однако изменения обязательны для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа. При таких обстоятельствах очевидна возможность нанесения ущерба интересам третьих лиц. Следовательно, целесообразность регулирования законодательством случаев регистрации изменений в учредительные документы напрямую зависит от того, как достоверность сведений реестра влияет на интересы третьих лиц. Там, где существует объективная возможность негативного влияния, нет места уведомительному порядку.

Смотрите так же:

  • Соцзащита юрист бесплатно Онлайн-консультация юриста по пособиям В связи с широким разнообразием единовременных и ежемесячных социальных выплат семьям с детьми в целом по России и в отдельных регионах страны, а также с учетом различных форм их предоставления (через органы […]
  • Как правильно составить договор с дьяволом Иди к дьяволу: Как заключить контракт с тёмными силами Сделка с дьяволом — едва ли не самый популярный сюжет в мировой культуре, самым известным примером которого служит, конечно же, история Фауста. Почему сделка с нечистой силой была и остается […]
  • Адвокат алмазов в самаре Адвокат щербаков кирилл геннадьевич Узнай БЕСПЛАТНО как разрешить свой вопрос в два раза БЫСТРЕЕ и в три раза ДЕШЕВЛЕ! Опыт работы 2005 - 2010 гг. – высшее образование в Самарском Государственном Университете, факультет юридический. 2010 - 2017 гг. […]
  • Юрист ргсу Российский государственный социальный университет Вид вуза: федеральный университет Организационно-правовая форма: государственный Телефон: (495) 255-67-67 Факс: (495) 255-67-67 Информация обновляется представителем учебного заведения. Последнее […]
  • Гк рф территория использования Статья 1235 ГК РФ. Лицензионный договор (действующая редакция) 1. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или […]
Комментарии запрещены.