Статья 37 административный кодекс

Статья 37 административный кодекс

Статья 8.37 КоАП РФ. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (действующая редакция)

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.37 КоАП РФ

1. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 859). Указанным Перечнем определены виды млекопитающих и птиц, отнесенных к объектам охоты, кроме их видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Федерации.

С учетом традиционных нужд коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к объектам охоты дополнительно отнесены виды млекопитающих и птиц, определенные указанным Перечнем.

2. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено (кроме видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу РФ), утвержден Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 23 ноября 1999 г. N 714. Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено (кроме видов, подвидов и популяций животных, занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ), утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 1.

В соответствии с п. 4 Определения Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. N 14-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 35 Федерального закона «О животном мире» платеж за пользование природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, в том числе предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 1, является обязательным платежом за предоставление государством разрешения (лицензии) на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. Он носит индивидуально-возмездный характер и является по своей правовой природе не налогом, а сбором. Плательщики и объект обложения этим сбором определены Федеральным законом «О животном мире». Что касается такого его элемента, как ставка, то федеральный законодатель предоставил право его установления органам исполнительной власти субъектов Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ.

3. Согласно Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 26 июля 1993 г. N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами может осуществляться всеми гражданами РФ, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях — с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверениями на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, а также путевка (лицензия), выдаваемая в установленном порядке. Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Форма членских охотничьих билетов определяется органом по управлению охотничьим хозяйством Российской Федерации.

4. Форма охотничьего билета, являющегося удостоверением на право охоты для граждан РФ, а также охотничьего билета иностранного охотника определена Инструкцией о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (ныне — Минсельхоз России) от 25 мая 1998 г. N 302.

Согласно указанной Инструкции выдачу охотничьих билетов и охотничьих билетов иностранного охотника осуществляют Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России и его территориальные подразделения. Охотничий билет (охотничий билет иностранного охотника) выдается после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием.

В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 6 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 «О государственной пошлине» (в ред. Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 105-ФЗ) государственная пошлина уплачивается до выдачи удостоверения на право охоты.

Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на пять лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Без отметки о регистрации охотничий билет признается недействительным. Охотничий билет иностранного охотника выдается по месту проведения охоты на срок действия контракта или приглашения на охоту.

5. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются гражданам РФ, достигшим 18-летнего возраста. В субъектах Федерации, где законодательными (представительными) органами снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста.

6. Согласно п. 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, Минсельхоз и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также охраны окружающей природной среды в этой сфере деятельности. В ведении должностных лиц Минсельхоза России в соответствии с подп. 61 ст. 7 указанного Положения находятся рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и наложение административных взысканий.

7. Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» при рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.

Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо охота, осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо охота, осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

8. Применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 2 комментируемой статьи, следует учитывать правила рыболовства, утвержденные Приказами Госкомрыболовства России, в частности Перечень лицензируемых видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, утвержденный Приказом Госкомрыболовства России от 15 мая 2001 г. N 137, а также Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского бассейна, утвержденные Приказом Госкомрыболовства России и Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 18 мая 2000 г. N 153/381.

При истолковании ч. 2, 3 комментируемой статьи следует иметь в виду, что на виды деятельности, связанные с использованием природных ресурсов, в том числе и относимых к водным биологическим ресурсам, действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ не распространяется; лицензирование по указанным видам деятельности осуществляется в соответствии с иными федеральными законами (см. п. 3 комментария к ст. 8.34; подп. Б п. 5 комментария к ст. 14.1).

В отличие от данных видов деятельности, осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионные требования и условия при осуществлении указанного вида деятельности определены п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 496.

9. Кроме охоты и рыболовства (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих) предусмотрены следующие виды пользования животным миром, которые вправе осуществлять отечественные и зарубежные юридические и физические лица:

— использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.);

— изучение, исследование и иное использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

— извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.);

— получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование объектами животного мира осуществляется посредством изъятия данных объектов из среды их обитания либо без такового.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (о порядке лицензирования видов деятельности в сфере пользования животным миром см. п. 3 комментария к ст. 8.34). Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утверждено Приказом Минсельхоза России от 4 января 2001 г. N 3.

10. Право пользования объектами животного мира с изъятием их из среды обитания предоставляется за плату. Пользование отдельными объектами животного мира может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением лицензии или разрешения на пользование объектами животного мира.

Пользование объектами животного мира осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Такое пользование осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования объектами животного мира в границах определенной территории или акватории.

Пользование объектами животного мира осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования объектами животного мира, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.

11. Правовые критерии отграничения рассматриваемых административных правонарушений от соответствующих им экологических преступлений определены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (см. п. 12, 13, 16 указанного Постановления). При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В частности, разграничение уголовно наказуемого деяния — добычи водных животных или промысловых морских растений (ст. 256 УК) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам причинения крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных животных или растений, а также с определением места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним; территория заповедника, заказника; зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации).

Разграничение противоправного деяния — незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК), и административного проступка — нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо совершение его на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

12. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе рассматривать следующие должностные лица:

применительно к нарушениям правил пользования объектами животного мира, отнесенными к водным биологическим ресурсам (в случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи), — должностные лица пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанные в ч. 2 ст. 23.10 КоАП, а также должностные лица Госкомрыболовства России и его территориальных органов — в соответствии с ч. 2 ст. 23.27 КоАП;

в части нарушений правил пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, — должностные лица МПР России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.24 КоАП, с учетом процессуальных особенностей рассмотрения дел о данных правонарушениях, определенных ч. 3 ст. 23.24 КоАП. По смыслу ст. 23.24 КоАП имеются в виду объекты животного мира, исключая причисленные к водным биологическим ресурсам;

применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 3 комментируемой статьи, — должностные лица системы Минсельхоза России, указанные в ч. 2 ст. 23.26 КоАП;

применительно к нарушениям, указанным в ч. 3 комментируемой статьи, — должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. п. 2 комментария к названной статье).

Указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о данных административных правонарушениях судьям (см. п. 5 комментария к ст. 8.34).

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 15.37. Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты

1. Охота без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями, либо запрещенными способами –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией ружей, других орудий охоты и иных предметов, явившихся орудием либо средством совершения указанного нарушения, или без конфискации и с лишением специального права, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией ружей, других орудий охоты и иных предметов, явившихся орудием либо средством совершения указанного нарушения, или без конфискации, а на юридическое лицо – от пятисот до тысячи базовых величин с конфискацией ружей, других орудий охоты и иных предметов, явившихся орудием либо средством совершения указанного нарушения, или без конфискации.

2. Перемещение (транспортировка) или разделка диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей в случаях, запрещенных законодательными актами об охране и использовании животного мира, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от тридцати до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от двухсот до тысячи базовых величин.

3. Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, –

влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин или лишение специального права, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от ста до тысячи базовых величин.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 11.37. Превышение сроков проведения внешнеторговых операций

1. Необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту –

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до пяти десятых процента от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

2. Необеспечение лизингодателем при исполнении договора международного лизинга своевременных поступлений лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга лизингополучателю – нерезиденту Республики Беларусь, поступления предмета лизинга на территорию Республики Беларусь в случае его возврата либо завершения указанного договора иным предусмотренным законодательством для международного лизинга способом в сроки, предусмотренные законодательными актами, –

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пяти десятых процента не полученных (не поступивших) в установленный срок лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга, стоимости не поступившего в установленный срок предмета лизинга за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств либо стоимости предмета лизинга.

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 46. Лишение специального права

1. Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу, применяется судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

3. Срок лишения права управления транспортными средствами не может быть менее шести месяцев и более десяти лет.

4. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения либо уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись.

5. Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия, боевых припасов к нему и рыболовных снастей не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования, за исключением систематического нарушения порядка пользования этим правом.

Сноска. Статья 46 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2017 № 83-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 37 административный кодекс

Статья 130. Управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции

Управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции, а также передача управления транспортным средством лицу, которое находится в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения в установленном порядке осмотра на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения либо относительно употребления лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, —

влекут наложение штрафа на водителей от ста пятидесяти до двухсот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до двух лет, или общественные работы на срок от сорока до пятидесяти часов, или административный арест на срок от семи до десяти суток и для других лиц — наложение штрафа от ста пятидесяти до двухсот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, или общественные работы на срок от сорока до пятидесяти часов, или административный арест на срок от семи до десяти суток.

Повторное в течение года совершение какого-либо из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

влечет для водителей лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет с возмездным изъятием транспортного средства или без такового, или общественные работы на срок от пятидесяти до шестидесяти часов, или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток и для других лиц — возмездное изъятие транспортного средства или без такового, или общественные работы на срок от пятидесяти до шестидесяти часов, или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Употребление водителем транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия при его участии алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме входящих в официально утвержденный состав аптечки или назначенных медицинским работником), или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию работника милиции, до проведения уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью установления состояния алкогольного, наркотического или иного опьянения либо относительно употребления лекарственных препаратов, которые снижают его внимание и скорость реакции, или до принятия решения об освобождении от проведения такого осмотра, —

влечет для водителей лишения права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Управление речными или маломерными судами судоводителями в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции, а также передача управления судном лицу, которое находится в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лиц, управляющих речными или маломерными судами от прохождения в установленном порядке осмотра на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения либо относительно употребления лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, —

влекут наложение штрафа от ста пятидесяти до двухсот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, или лишение права управления всеми видами плавающих средств на срок от одного до трех лет, или общественные работы на срок от сорока до шестидесяти часов, или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные лицами, не имеющими права управления речными или маломерными судами, —

влекут наложение штрафа от ста пятидесяти до двухсот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

от 21 апреля 2003 года №194-З

(В редакции Законов Республики Беларусь от 28.07.2003 г. №230-З, 08.12.2003 г. №255-З, 14.06.2004 г. №290-З, 05.07.2004 г. №299-З, 04.05.2005 г. №13-З, 04.05.2005 г. №15-З, 19.07.2005 г. №31-З, 19.07.2005 г. №32-З, 19.07.2005 г. №40-З, 02.11.2005 г. №47-З, 05.01.2006 г. №85-З, 05.01.2006 г. №91-З, 16.05.2006 г. №110-З, 16.05.2006 г. №114-З, 16.05.2006 г. №115-З, 29.06.2006 г. №134-З, 29.06.2006 г. №136-З, 29.06.2006 г. №137-З, 17.07.2006 г. №146-З, 17.07.2006 г. №147-З, 17.07.2006 г. №148-З, 20.07.2006 г. №162-З, 20.12.2006 г. №187-З, 30.12.2006 г. №199-З, 04.01.2007 г. №201-З, 07.05.2007 г. №209-З, 07.05.2007 г. №210-З, 07.05.2007 г. №212-З, 10.05.2007 г. №222-З, 15.05.2007 г. №228-З, 17.05.2007 г. №229-З, 18.05.2007 г. №231-З, 18.05.2007 г. №233-З, 12.06.2007 г. №235-З, 27.06.2007 г. №246-З, 11.07.2007 г. №251-З, 20.07.2007 г. №273-З, 20.07.2007 г. №274-З, 29.10.2007 г. №279-3, 03.12.2007 г. №288-3, 20.12.2007 г. №291-З, 26.12.2007 г. №300-3, 27.12.2007 г. №304-3, 04.01.2008 г. №309-3, 05.01.2008 г. №320-3, 05.01.2008 г. №321-3, 02.05.2008 г. №337-З, 08.07.2008 г. №367-3, 15.07.2008 г. №411-З, 05.08.2008 г. №428-З, 10.11.2008 г. №451-З, 15.06.2009 г. №26-З, 28.12.2009 г. №98-З, 01.07.2010 г. №146-З, 15.07.2010 г. №166-З, 30.11.2010 г. №198-З, 30.12.2010 г. №225-З, 03.07.2011 г. №282-З, 08.11.2011 г. №309-З, 25.11.2011 г. №317-З (вступил в силу 06.01.2012 г.), 13.12.2011 г. №325-З, 26.05.2012 г. №376-З (вступил в силу 05.09.2012), 13.07.2012 г. №409-З; Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 г. №428-З, 12.07.2013 г. №60-3 (вступил в силу 24.10.2013 г.), 12.07.2013 г. №64-З, 04.01.2014 г. №120-З, 30.06.2014 г. №165-З (вступил в силу 04.01.2015 г.), 11.07.2014 г. №176-З, 24.10.2014 г. №197-З, 05.01.2015 г. №241-З, 10.01.2015 г. №242-З (вступил в силу 23.07.2015 г.), 10.01.2015 г. №243-З, 28.04.2015 г. №256-З, 15.07.2015 г. №305-З, 04.01.2016 г. №351-З, 20.04.2016 г. №358-З, 19.07.2016 г. №407-З (см. сроки вступления в силу), 24.10.2016 г. №439-З, 09.01.2017 г. №16-З, 08.01.2018 г. №95-З, 17.07.2018 г. №129-З, 17.07.2018 г. №131-З (см. сроки вступления в силу))

Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года

Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года

Общая часть


Раздел I. Общие положения


Глава 1. Задачи и действие кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


Статья 1.1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях*

*Статьи в настоящем Кодексе обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки — порядковый номер в пределах главы; части статей и примечаний (за исключением имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей статей — арабскими цифрами со скобкой.

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Настоящий Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.

Статья 1.2. Задачи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Задачами настоящего Кодекса являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.

(В часть 1 статьи 1.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях направлен на предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения:

вредные последствия — причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам;

должностное лицо — физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе;

заведомо — признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом;

лицо, заменяющее родителей, — опекун, попечитель;

малолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет;

незначительный размер ущерба — размер ущерба на сумму до сорока базовых величин;

несовершеннолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет;

пиво — напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента;

слабоалкогольные напитки — напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов;

физическое лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено в настоящем Кодексе.

(В статью 1.3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 г. №376-З)

Статья 1.4. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в пространстве

1. Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом физическое лицо, совершившее административное правонарушение на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь, или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения, а также на территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.

4. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.

5. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.

Статья 1.5. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени

1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

2. Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

3. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

Раздел II. Административное правонарушение. Административная ответственность


Глава 2. Административное правонарушение


Статья 2.1. Понятие административного правонарушения

1. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

2. Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение.

Статья 2.2. Оконченное административное правонарушение

1. Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.

2. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий.

Статья 2.3. Покушение на административное правонарушение

1. Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

2. Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 2.4. Соучастие в административном правонарушении

1. Соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения.

2. Соучастниками административного правонарушения наряду с исполнителями признаются организаторы и пособники.

3. Исполнителем признается физическое лицо, непосредственно совершившее административное правонарушение, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими физическими лицами, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу акта законодательства административной ответственности.

4. Организатором признается физическое лицо, организовавшее совершение административного правонарушения или руководившее его совершением.

5. Пособником признается физическое лицо, содействовавшее совершению административного правонарушения советами, указаниями, предоставлением информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий или оказанием иной помощи либо заранее обещавшее скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение, орудия или средства совершения административного правонарушения, следы административного правонарушения либо предметы, добытые противоправным путем, а равно заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

6. За деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут.

7. Пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

2) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

3) незаконное использование деловой репутации конкурента (статья 11.26);

4) подделка проездных документов (статья 11.33);

5) нарушение правил торговли и оказания услуг населению (статья 12.17);

6) перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время (статья 14.1);

9) незаконное уничтожение, изъятие или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности (статья 15.22);

10) нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных (статья 15.35);

11) нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (статья 15.37);

12) незаконное проникновение на охраняемые объекты (статья 23.14);

13) незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.29);

13-1) нарушение пограничного режима (статья 23.30);

14) нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.31);

15) самовольное занятие земельного участка (статья 23.41).

8. Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье Особенной части настоящего Кодекса, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на настоящую статью.

(В статью 2.4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 24.10.2014 197-З, 10.01.2015 г. №242-З, 04.01.2016 г. №351-З)

Статья 2.5. Совершение административного правонарушения повторно

1. Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части настоящего Кодекса, когда статья состоит из одной части.

2. Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Статья 2.6. Длящееся административное правонарушение

Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.

Статья 2.7. Совокупность административных правонарушений

1. Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, ни за одно из которых лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

2. Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая — специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.

Статья 2.8. Срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию

Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения основного и дополнительного административных взысканий не совершит нового административного правонарушения.

(В статью 2.8 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

Глава 3. Вина


Статья 3.1. Вина физического лица и ее формы

1. Вина — психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

2. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Статья 3.2. Совершение административного правонарушения умышленно

1. Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

2. Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.

3. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Статья 3.3. Совершение административного правонарушения по неосторожности

1. Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

2. Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

3. Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Статья 3.4. Вина в совершенном административном правонарушении, не связанном с наступлением последствий

Форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию.

Статья 3.5. Вина юридического лица

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Глава 4. Принципы и условия административной ответственности


Статья 4.1. Административная ответственность

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 4.2. Принципы административной ответственности

1. Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

2. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса.

3. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

5. Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

6. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

9. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1-3, 5 статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

(В статью 4.3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.4. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

Статья 4.5. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию

Деяния, содержащие признаки административных правонарушений:

умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 9.1);

отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6);

нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (статья 9.21);

присвоение найденного имущества (статья 10.6);

причинение имущественного ущерба (статья 10.7);

уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8);

умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

незаконное использование деловой репутации конкурента (статья 11.26);

нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.17);

нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества;

разглашение коммерческой или иной тайны (статья 22.13), –

влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

(Статья 4.5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 г. №95-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.6. Ответственность несовершеннолетних

1. Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.

2. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

3. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 4.7. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине

1. Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы – и штраф.

2. Физические лица, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

(В статью 4.7 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 13.12.2011 г. №325-З, 12.07.2013 г. №64-З, 10.01.2015 г. №243-З)

Статья 4.8. Ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица

1. Физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;

2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;

3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;

4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;

5) сумма дохода превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена обязательная конфискация.

2. Привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части настоящего Кодекса для физического лица.

3. Юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования юридическое лицо несет административную ответственность при наличии хотя бы одного из условий, указанных в пунктах 1–6 части 1 настоящей статьи.

4. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–3 статьи 11.16, статьями 11.21, 11.43, 11.64, 11.65, 11.70, частью 1 статьи 11.72, статьями 11.79, 11.80, частью 5 статьи 12.10, частями 2–6 статьи 12.11, статьями 12.28, 12.36, 12.47, частями 1 и 9 статьи 13.6, частями 1 и 2 статьи 13.7, частями 1 и 2 статьи 13.10, частью 1 статьи 13.11 настоящего Кодекса, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо несут административную ответственность независимо от условий, указанных в пунктах 1–6 части 1 настоящей статьи.

5. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

6. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

7. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

8. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

9. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Примечание. Базовая величина для целей настоящей статьи принимается в размере, установленном на день совершения административного правонарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения.

(Статья 4.8 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 г. №95-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4.9. Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

1. В случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением случаев, определенных частями 3 и 4 настоящей статьи.

2. В случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, привлечению к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, подлежит лицо, управлявшее таким транспортным средством.

3. При наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, административной ответственности подлежит это лицо.

4. Собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

(В статью 4.9 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11.07.2014 г. №176-З)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 5. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением


Статья 5.1. Необходимая оборона

1. Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам.

2. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Статья 5.2. Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение

Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.

Статья 5.3. Крайняя необходимость

1. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

2. Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

Статья 5.4. Обоснованный риск

1. Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

3. Экономический (деловой) риск может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом.

(В статью 5.4. внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 г. №241-З)

Статья 5.5. Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением

Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза:

неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом (за исключением должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты (далее в настоящей статье — иные обязательные платежи), учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более одного процента от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает одного процента от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами;

неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период (для должностного лица юридического лица — за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период), а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более десяти базовых величин.

неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.

(В статью 5.5 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Раздел III. Административное взыскание


Глава 6. Понятие, цели и виды административных взысканий


Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания

1. Административное взыскание является мерой административной ответственности.

2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

4. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

(В часть 4 статьи 6.1 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

Статья 6.2. Виды административных взысканий

1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

9) взыскание стоимости.

(В пункт 9 части 1 статьи 6.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 1, 2, 6, 7, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9 части 1 настоящей статьи, налагаются только судом, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

(В часть 3 статьи 6.2 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

4. Административные взыскания в виде административного ареста за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.27 настоящего Кодекса, а также в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, налагаются органами внутренних дел.

(Часть 4 статьи 6.2 изложена в новой редакции и вступает в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания

1. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

2. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

3. Конфискация, взыскание стоимости предмета применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

(В часть 3 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

4. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания.

(В часть 4 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

5. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением взыскания стоимости.

(В часть 5 статьи 6.3 внесены изменения, которые вступают в силу 28 августа 2013 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З)

Статья 6.4. Предупреждение

Предупреждение состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения.

Статья 6.5. Штраф

1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

2. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин. Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

3. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки – ста базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – двухсот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, за нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки – трехсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – пятисот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин.

4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

6. При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном частью 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса — не более пяти десятых базовой величины. При этом в случае неуплаты такого штрафа в сроки, установленные частью 1 статьи 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины.

7. Положение части 6 настоящей статьи не применяется:

1) к физическому лицу, если в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;

2) к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

3) если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;

4) по делам об административных правонарушениях, указанных в статье 4.5 настоящего Кодекса;

5) к иностранному гражданину или лицу без гражданства, если в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена депортация, за исключением иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь для выезда из Республики Беларусь.

(В статью 6.5. внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 12.07.2013 г. №60-3, 04.01.2014 г. №120-З, 04.01.2016 г. №351-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Статья 6.6. Исправительные работы

1. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

2. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью 1 настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

3. Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и II группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, а также лицам, указанным в части 2 статьи 4.6 и части 1 статьи 4.7 настоящего Кодекса.

(В статью 6.6 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №64-З, 08.01.2018 г. №95-З)

Статья 6.7. Административный арест

1. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

2. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, к лицам, указанным в части 2 статьи 4.6 и части 1 статьи 4.7 настоящего Кодекса, а также к лицам, указанным в части 6 статьи 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Смотрите так же:

  • Брачный договор понятие содержание заключение Брачный договор: понятие, форма, содержание Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт права, социального управления и безопасности Кафедра гражданского права Тема: «Брачный договор: понятие, […]
  • Статья 13 15 нк рф Статья 13 НК РФ. Федеральные налоги и сборы (действующая редакция) К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 3) налог на доходы физических лиц; 4) утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от […]
  • Постановление суда первой инстанции гражданском процессе Постановление суда первой инстанции гражданском процессе ТЕМА 12. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ 12.1. Понятие и виды судебных постановлений. Сущность и значение Постановление суда первой инстанции представляет собой индивидуально-конкретный […]
  • Моральный вред и его компенсация судебная практика при дтп 2014 Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он принимает во […]
  • Госпошлина кассационный суд Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражный суд Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражный суд станет предметом настоящей статьи. Мы расскажем, как определить ее размер, как уплатить, возможны ли льготы, отсрочка и рассрочка по ее […]
Комментарии запрещены.