Тк тс 127

Тк тс 127

Статья 127 ТК РФ. Реализация права на отпуск при увольнении работника (действующая редакция)

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 127 ТК РФ

1. Денежная компенсация при увольнении работника должна быть выплачена ему за все отпуска, не использованные им ко дню увольнения, независимо от того, какова их общая продолжительность и по каким основаниям прекращается трудовой договор.

2. При расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск должны применяться те же правила, что и при исчислении заработка за отпуск (см. коммент. к ст. 139).

3. По желанию работника на основании его письменного заявления вместо компенсации за неиспользованные отпуска ему может быть предоставлен отпуск в натуре с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). Следует иметь в виду, что работодатель вправе, а не обязан предоставлять работнику отпуск с последующим увольнением по его просьбе.

В случае предоставления работнику отпуска с последующим увольнением днем увольнения будет считаться последний день отпуска. Эта дата (последний день отпуска) вносится и в трудовую книжку как дата увольнения. Однако все расчеты с работником, в т.ч. выдача трудовой книжки и других документов, должны быть произведены в последний день работы (см. коммент. к ст. 84.1). При этом работодатель, чтобы надлежаще исполнить закрепленную ТК обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска (см. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 N 131-О-О).

4. Предоставление неиспользованного отпуска с последующим увольнением не допускается в случаях, когда работник увольняется за виновные действия, например за прогул; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; совершение по месту работы хищения чужого имущества; разглашение охраняемой законом тайны (см. коммент. к ст. 81).

5. Неиспользованный отпуск с последующим увольнением может быть предоставлен работнику по его письменному заявлению и в тех случаях, когда основанием увольнения является истечение срока трудового договора и время отпуска полностью или частично выходит за пределы этого срока. Днем увольнения в этом случае также будет являться последний день отпуска, а не день истечения срока трудового договора.

Например, срок трудового договора истекает 01.02.2013 (последний день работы). Работник просит в связи с прекращением с ним трудового договора предоставить ему не использованный им отпуск продолжительностью 25 календарных дней с последующим увольнением. Днем увольнения будет 27.02.2013.

6. В том случае, когда неиспользованный отпуск с последующим увольнением предоставляется работнику, увольняющемуся по собственному желанию, он вправе отозвать свое заявление об увольнении, но при условии, если отпуск еще не начался и если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник (см. коммент. к ст. 64).

7. В практике применения ст. 127 возник вопрос, вправе ли работник требовать продления отпуска, предоставленного с последующим увольнением, если в период отпуска он заболел. Полагаем, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, поскольку реально (фактически) трудовые отношения с работником прекращены с момента начала отпуска. Такой вывод подтверждают и правила ч. 4 ст. 127, в соответствии с которыми работник, которому неиспользованный отпуск предоставлен с последующим увольнением по его собственной инициативе, не вправе отозвать свое заявление об увольнении после начала отпуска, пусть даже это только первый день отпуска.

Изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, работник тем самым выразил желание прекратить трудовое отношение с работодателем (при увольнении по собственному желанию) или согласился с правомерностью его прекращения (при увольнении по другим основаниям). Поэтому следует полагать, что с момента начала отпуска работодатель не несет каких-либо обязательств перед работником, получившим отпуск с последующим увольнением, и, следовательно, правила о продлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренные ч. 1 ст. 124 ТК, к таким работникам не применяются.

Некоторые термины, используемые в таможенном законодательстве Таможенного союза

Понятие «товаров таможенного союза» и «иностранных товаров». Применение термина «страна происхождения товара». Понятие таможенной границы Таможенного союза.

В действующем ТК ТС содержится несколько десятков легальных дефиниций основных терминов, используемых в таможенном законодательстве Таможенного союза. Благодаря одинаковому пониманию одних и тех же категорий, благодаря унификации понятийного аппарата таможенного законодательства, удается в большинстве случаев избегать скрытых коллизий (столкновения) правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Выстраивая внутреннюю архитектуру ТК ТС, законодатель использовал несколько необычную технику: наряду с общим терминологическим словарем, помещенным в ст. 4 ТК ТС, в текст данного документа были включены специализированные глоссарии, применяемые к отдельным институтам таможенного права. Например, такие глоссарии содержатся в гл. 18 «Система управления рисками» (ст. 127 ТК ТС), гл. 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля» (ст. 137 ТК ТС), гл. 49 «Особенности перемещения товаров для личного пользования» (ст. 351 ТК ТС).

Среди «терминологических новшеств», введенных ТК ТС, особое значение имеет категория «товары таможенного союза». Под товарами Таможенного союза в соответствии с подп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС следует понимать товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые были:

• полностью произведены на территориях государств – членов Таможенного союза;

• ввезены на таможенную территорию Таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления);

• изготовлены на территориях государств – членов Таможенного союза из товаров, полностью произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза, либо из товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и приобретших статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, товар приобретает статус товара Таможенного союза в случае, если он изготовлен из товара, который ранее имел статус товара Таможенного союза);

• изготовлены на территориях государств – членов Таможенного союза из иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, после завершения процедуры переработки иностранные товары выпускаются для внутреннего потребления).

К сущностным признакам товара следует отнести его: движимость и перемещаемость. Товарами Таможенного союза может быть как движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу Таможенного союза, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (например, водные и воздушные суда).

Другой важной характеристикой товара является «страна происхождения товара». В зависимости от нее все товары можно разделить на две группы: товары Таможенного союза и иностранные товары. Такое подразделение товаров позволяет в дальнейшем определить необходимость применения или неприменения к ним в рамках отдельных таможенных операций или таможенных процедур мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений на ввоз товаров из определенных стран.

Краткое определение термина «товары таможенного союза» можно сформулировать следующим образом: товары, которые в результате производства либо выпуска таможенным органом могут находиться на таможенной территории Таможенного союза без каких-либо ограничений прав собственности на пего со стороны таможенного законодательства Таможенного союза.

Не следует оставлять без комментариев далеко не безупречное утверждение законодателя о том, что под товаром Таможенного союза следует понимать только товар, находящийся на таможенной территории Таможенного союза [1] . С ним можно согласиться лишь отчасти, поскольку в ряде случаев товары Таможенного союза, хотя и покидают таможенную территорию Таможенного союза, все же не утрачивают, вследствие этого обстоятельства, статуса товаров Таможенного союза (например, при осуществлении процедуры таможенного транзита товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза (подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС)).

Все остальные товары, находящиеся на территории Таможенного союза и не отвечающие вышеуказанным признакам товаров Таможенного союза считаются иностранными товарами. Легальное определение иностранных товаров дается в подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК ТС: иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС.

Важно знать, что иностранные товары, в отличие от товаров Таможенного союза, на территории Таможенного союза всегда находятся иод таможенным контролем. Пользование и распоряжение иностранными товарами может осуществляться только в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС.

Обращает па себя внимание и то обстоятельство, что иностранные товары для целей таможенно-тарифного регулирования не представляются в виде однородной массы. Так, для применения ставок ввозных таможенных пошлин, обеспечения учета иностранных товаров в статистике внешней торговли применяется критерий «страны происхождения товара».

Определение страны происхождения товара осуществляется на основании принципов международной практики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами этой страны. Под страной происхождения товара могут также пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.

В целях таможенно-тарифного регулирования (применения ставок ввозных таможенных пошлин) принято выделять следующие категории товаров:

• происходящие из стран, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (ЕС, США, Канада, Китай, Япония и др.);

• происходящие из стран, не пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (Алжир, ранее Литва);

• происходящие из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);

• происходящие из наименее развитых стран, пользующихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия и др.) [2] ;

• происходящие из стран СНГ (участников соглашения о создании зоны свободной торговли) [3] ;

• произведенные на территории свободной экономической зоны;

• имеющие статус товаров Таможенного союза на момент их вывоза за пределы таможенной территории.

В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 01.01.2010. Тарифные преференции дают импортерам право применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

Создание единой системы преференций принципиально ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне КТС были утверждены:

• Перечень развивающихся стран (103 государства), в отношении которых предусмотрено снижение ставки ввозной пошлины на 25%;

• Перечень наименее развитых стран (49 государств), в отношении которых установлена нулевая ставка ввозной пошлины;

• Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп), в отношении которых устанавливается обязанность представления при их таможенном оформлении сертификата происхождения по форме «А» [4] .

В рамках Таможенного союза применение понятия «товар Таможенного союза» предусмотрено наряду с понятием «товар государства – члена Таможенного союза». Отличие этих двух понятий заключается в форме сертификата, выдаваемого Торгово-промышленной палатой.

Единая таможенная территория Таможенного союза. Таможенная граница Таможенного союза. Преимущества и недостатки установления единой таможенной территории Таможенного союза.

Использование в таможенном законодательстве терминов «единая таможенная территория Таможенного союза» и «таможенная граница Таможенного союза» взамен понятий «таможенная территория Российской Федерации» и «таможенная граница Российской Федерации» является новацией.

Таможенное право распространяет свое действие на единую таможенную территорию Таможенного союза, в которую согласно п. 1 ст. 2 ТК ТС входят территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [5] , а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Исключительная юрисдикция устанавливается в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

За пределами территориального моря РФ находится исключительная экономическая зона (далее – ИЭЗ). Она не входит в состав государственной территории РФ, но па нее распространяется исключительная юрисдикция РФ [6] .

Рассмотрим пример. На практике иногда возникает вопрос о возможности взимания НДС с реализации товаров в исключительной экономической зоне. Рассуждая логически, можно прийти к ошибочному выводу о том, что взимание НДС с реализации товаров в ИЭЗ не допустимо, поскольку ИЭЗ нс входит в территорию РФ. Высказанное мнение отчасти подтверждалось и письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.1996 № B3-6-03/887, № 04-03-08 «О налоге на добавленную стоимость», (утратило силу): «. морская акватория, находящаяся за пределами территориальных вод Российской Федерации (за пределами 12-мильной зоны), является территорией мирового океана и к территории Российской Федерации не относится.

Исходя из вышеизложенного, продукция морского промысла, добытая в мировом океане и реализованная непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагается как продукция, добытая и реализованная за пределами территории Российской Федерации».

Правовой режим ИЭЗ во многом схож с правовым режимом территории Мирового океана, а реализация продукции на территории Мирового океана не создает объекта обложения НДС.

Однако в вышеуказанном письме Госналогслужба России и Минфин России выдвинули субсидиарное условие, а именно: «без пересечения таможенной границы Российской Федерации». В связи с этим правильный ответ на поставленный вопрос должен выглядеть следующим образом: ввоз товаров с таможенной территории Таможенного союза в ИЭЗ РФ не признается объектом обложения НДС, а вот ввоз товаров с территории иностранного государства в ИЭЗ РФ должен признаваться объектом обложения НДС.

Понятие «таможенной границы таможенного союза» содержится в подп. 2 п. 2 ТК ТС: пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Преимущества и недостатки от установления единой таможенной территории Таможенного союза.

Преимущества от установления единой таможенной территории Таможенного союза сводятся к следующему:

• благодаря образованию Единой таможенной территории Таможенного союза происходит становление общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех стран с огромной территорией и населением около 170 млн человек;

• объединение Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС позволяет устранить таможенные барьеры внутри него. Так, с середины 2010 г. таможенный контроль товаров был полностью перенесен на внешнюю границу Республики Беларусь, а с лета 2011 г. внешней границей Таможенного союза стала также внешняя граница Республики Казахстан.

Рассмотрим пример. Если раньше товар, направлявшийся из Республики Беларусь в Республику Казахстан, пересекал две таможенные границы (российскую и казахстанскую) и половина времени уходила на простои и оформление, а таможенные сборы достигали 15% себе стоимости товара, то в настоящее все изменилось: оформления экспортных деклараций не требуется; беспошлинно перемещаются как товары собственного производства, так и иностранные, выпущенные для внутреннего потребления одной из стран – участниц Таможенного союза; не применяются меры нетарифного регулирования (т.е. не нужно иметь лицензии, разрешения, соблюдать квоты). Кроме того, удалось сформировать единый подход к любому иностранному товару, откуда бы и в какую бы страну Таможенного союза он ни ввозился и где бы он ни пересек общую таможенную границу. Таким образом, снятие таможенных барьеров внутри Таможенного союза самым благоприятным образом сказалось на товарообороте всех участников, объем взаимной торговли, по мнению специалистов, вырос на 25–30%;

• отпала необходимость нести дополнительные расходы на услуги таможенных посредников;

• удалось сформировать на постсоветском пространстве наднациональный орган управления – КТС и т.д.

К недостаткам от установления единой таможенной территории Таможенного союза можно отнести следующие:

• обычный потребитель существенно «не выиграл» от появления Таможенного союза, поскольку цены на потребительские товары не снизились;

• произошло, в буквальном смысле, «наводнение» внутреннего рынка Российской Федерации и Республики Беларусь дешевыми китайскими товарами – китайские товары легкой промышленности через Республику Казахстан стали транзитом попадать в сопредельные государства – члены Таможенного союза;

• в рамках Таможенного союза не удалось перейти на электронное декларирование;

• не удалось добиться унификации в решении ряда вопросов в сфере валютного регулирования. Например, если российское юридическое лицо покупает национальную валюту Республики Казахстан для оплаты таможенных платежей в Республике Казахстан, то оно попадает под валютный контроль в России. По-прежнему является необходимым соблюдение требования об открытии паспорта сделки, если российская компания собирается осуществлять поставки российской продукции в Республику Казахстан [7] и др.

  • [1] См.: Халипов С. В. Таможенное право. С. 74.
  • [2] См.: Соглашение от 12.12.2008 «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36 данный документ вступил в силу с 01.07.2010.
  • [3] См.: Соглашение от 20.11.2009 «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ».
  • [4] Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.
  • [5] Понятие «территория Российской Федерации» определено в Конституции РФ. Согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
  • [6] Статья 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет исключительную экономическую зону Российской Федерации как «морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права».
  • [7] См.: Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»; «Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утв. Банком России 01.06.2004 № 258-П.

Статья 127. Термины, используемые в настоящей главе

СТ 127 ТК ТС

В настоящей главе используются следующие термины и их определения:

1) анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

2) выявленный риск — факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;

3) индикаторы риска — определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

4) потенциальный риск — риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;

5) профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

6) область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;

7) оценка риска — систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

8) риск — степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза;

9) товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

10) товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;

11) управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;

12) уровень риска — определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.

Комментарий к Ст. 127 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

Система анализа рисков достаточно важный элемент в таможенном регулировании. Она призвана обеспечить безопасность при совершении таможенных операций и предупредить нарушение таможенного законодательства.

Комментируемая статья является дефинитивной, содержит правовую регламентацию основных понятий, используемых в системе управления рисками, что обеспечивает, в свою очередь, правильное толкование регулятивных норм в данной сфере.

Вообще, анализ риска представляет собой систематическое определение величины и источников рисков посредством соответствующей информации. Это больше финансовый термин, чем правовой. Комментируемая статья призвана адаптировать финансовую терминологию под регулируемые комментируемым Кодексом отношения. Таким образом, в целях применения данного термина в таможенном регулировании под анализом риска понимается анализ определенной информации — о несоблюдении таможенного законодательства. Кроме того, само определение понятия, данное в комментируемой статье, содержит цель проведения такого анализа — определение обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства. При этом в зависимости от фактических или возможных обстоятельств и условий риски разделяются на два типа:

— выявленный риск, когда таможенными органами установлен факт нарушения таможенного законодательства;

— потенциальный риск, когда отсутствует факт нарушения, но к этому имеются все явные или скрытые предпосылки.

Комментируемой статьей даны определения понятиям, используемым непосредственно в процессе проведения анализа риска и позволяющим характеризовать такие риски: индикаторы риска, профиль риска, область риска, оценка риска, уровень риска. Перечисленные термины относятся к характеризующим риски параметрам, и их использование помогает более конструктивно проводить анализ и осуществлять управление.

Согласно определению самого понятия «риск», данному комментируемой статьей, он также является показательным элементом, но уже характеризует непосредственно отношения, складывающиеся в сфере таможенного регулирования. При этом риск определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза. Степень, в свою очередь, является как количественным, так и качественным показателем.

Учитывая особенность объекта таможенных правоотношений, каким является товар, перемещаемый через таможенную границу, комментируемая статья вводит такие термины, как «товары риска» и «товары прикрытия». Если товары риска прямо характеризуются наличием явного или потенциального риска, товары прикрытия, которые, согласно определения, могут декларироваться вместо товаров риска, несут в себе скрытые риски.

Комментируемая статья содержит также определение понятия «управление риском». Опять же данное определение дано в целях применения комментируемого Закона. Оно включает в себя перечень направлений деятельности, осуществляемой таможенными органами в рамках управления рисками:

— разработка и практическая реализации мер по предотвращению и минимизации рисков;

— оценка эффективности применения мер по предотвращению и минимизации рисков;

— осуществление контроля за совершением таможенных операций;

— обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Целью деятельности по управлению рисками является предупреждение риска. Перечисленные направления деятельности в полной мере позволяют обеспечить достижение данной цели при условии систематического, постоянного и комплексного подхода.

Способы таможенного контроля

Наряду с формами таможенного контроля, закрепленными ст. 110 ТК ТС, существует значительное количество таможенных операций, связанных с осуществлением таможенными органами функций контроля и надзора в области таможенного дела. В связи с этим существует возможность сформулировать понятие, отсутствующее в таможенном законодательстве, — способы таможенного контроля, под которыми понимаются действия таможенных органов, способствующие проведению различных форм таможенного контроля.

В связи с отсутствием легального определения способов таможенного контроля их перечень является открытым. К способам таможенного контроля можно отнести:

• истребование документов и сведений;

• экспертизы и исследования;

Истребование необходимых документов и сведений является условием использования таких форм контроля, которые изначально предусматривают работу с определенными документами и информацией. К таким формам контроля можно отнести, например, проверку документов и сведений, таможенную проверку, проверку системы учета и отчетности.

В соответствии с п. 3 ст. 111 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме.

В соответствии с и. 1 ст. 121 ТК ТС таможенные органы вправе требовать у лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Таможенная идентификацияспособ производства таможенного контроля, применяемый таможенными органами в целях конкретизации предмета проверки, т.е. обращения внимания на отдельные индивидуальные признаки предмета (целостность средств таможенной идентификации, установление тождества характеристик товара его документальному описанию и т.д.).

Применение идентификации в процессе осуществления таможенного оформления и контроля во многих случаях является необходимым условием совершения таможенных операций, например:

— при оформлении таможенного транзита (ст. 216 ТК ТС);

— при применении таможенного режима временного ввоза (п. 1 ст. 278 ТК ТС);

— при производстве таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (п. 3 ст. 333 ТК ТС).

Перечень способов идентификации открытый и может быть дополнен с учетом общих принципов осуществления таможенного контроля. Обычно к способам отражения индивидуальных признаков при идентификации относят:

• наложение пломб, печатей;

• нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки;

• наложение идентификационных знаков;

• взятие проб и образцов;

Таможенная идентификация может способствовать производству таких форм таможенного контроля, как:

• таможенный осмотр товаров;

• таможенный досмотр товаров;

• проверка маркировки товаров.

Таможенная экспертизаорганизация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования (ст. 137 ТК ТС).

Целями таможенной экспертизы являются:

выявление фактов недостоверного декларирования;

— установление подлинности документов, способа изготовления реквизитов документа, давности выполнения рукописной записи (текстов) и т.д.;

— установление правильности взимания таможенных пошлин;

— установление качества товаров;

— исследование количественного и качественного состава товаров на предмет идентификации и соответствие ТН ВЭД ТС;

— установление соответствия товаров таможенной декларации;

— установление соответствия товаров нормам безопасности;

— оценка и согласование норм выхода продуктов переработки с учетом технологии, используемой на таможенных и других территориях;

— оценка наличия товаров в продуктах переработки (так как последние идут по другим таможенным пошлинам);

— исследование химического состава и физических свойств товаров;

— определение наличия в товаре запрещенных наркотических средств или средств для изготовления наркотиков, которые подлежат контролю;

— определение художественной и культурной ценности товаров.

Экспертиза назначается в тех случаях, когда для разъяснения возникших вопросов в процессе совершения таможенных операций требуются специальные познания.

Назначение экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

Экспертом может быть любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями в данной области.

Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, транспортных средств, а также документов (таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных), необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, письменно уведомляется о назначении таможенной экспертизы таможенным органом не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении такой экспертизы.

Случаи оснований для отказа в проведении экспертизы указаны в п. 5 ст. 138 ТК ТС, данный список по своему содержанию не является исчерпывающим и может дополняться в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Отказ оформляется в письменной форме с указанием причин отказа. Все представленные материалы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Срок проведения экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств — членов Таможенного союза.

Срок может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа с указанием причин, за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В таком случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока.

Товар не может быть выпущен до получения заключения эксперта.

Срок проведения экспертизы может быть приостановлен. Срок приостановления не может превышать 10 рабочих дней. Список оснований приостановления, указанный в ТК ТС, также не является исчерпывающим.

Существует возможность выделить различные виды экспертиз:

• в зависимости от содержания — идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая;

• в зависимости от числа экспертов — единоличная, комиссионная, комплексная;

• в зависимости от места в процессе таможенного контроля — первичная, дополнительная и повторная экспертизы.

Порядок повторной таможенной экспертизы па таможенной территории Таможенного союза определяется решением ЕЭК (ранее — КТС).

Взятие проб и образцов в большинстве случаев является частью операций, связанных с проведением экспертизы, по может рассматриваться в качестве самостоятельного способа таможенного контроля.

При отборе проб и образцов при необходимости могут присутствовать таможенные эксперты. При отборе проб и образцов составляется акт в двух экземплярах, один из которых подлежит вручению декларанту или лицу, обладающем>’ полномочиями в отношении данных товаров. Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах.

Пробы и образцы могут отбираться и в отсутствие декларанта либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. В данном случае отбор осуществляется в присутствии двух понятых.

Таможенная экспертиза завершается составлением заключения эксперта.

В п. 1 ст. 142 ТК ТС указаны сведения, которые должны содержаться в заключении таможенного эксперта.

Все материалы и документы, иллюстрирующие заключение, прилагаются к нему.

Если экспертиза проводилась несколькими экспертами, то заключение подписывается всеми и заверяется печатью организации, проводившей таможенную экспертизу.

Каждая страница заключения должна быть подписана и иметь печать.

Выводы излагаются в виде ответов на поставленные вопросы. Последовательность ответов соответствует последовательности вопросов.

Заключение оформляется в письменной форме в двух экземплярах. Один остается в организации, проводившей экспертизу, а второй направляется таможенному органу, по запросу которого проводилась таможенная экспертиза.

Задержание товаровпроцедура изъятия и хранения товаров и документов таможенными органами вследствие непринятия декларантом либо лицом, обладающим полномочиями в отношении данных товаров, своевременных мер в отношении указанных товаров, несоблюдение ими своих обязанностей по совершению определенных действий, совершение ими административного правонарушения или преступления.

Легального определения задержания ТК ТС и Закон о таможенном регулировании не содержат, указанное определения может быть сформулировано на основе анализа норм, связанных с данным способом таможенного контроля.

Целями задержания товаров являются выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений, а также принятие решений должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, перемещаемых с нарушениями таможенного законодательства. Задержание товаров может производиться:

• при несоблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу;

• при несоблюдении срока временного хранения товаров, сроков подачи таможенной декларации, при отзыве таможенной декларации;

• при наступлении последствий изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру;

• при несоблюдении срока и условий хранения товаров на таможенном складе;

• при завершении таможенной процедуры беспошлинной торговли;

• в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством.

Должностные лица таможенных органов задерживают товары, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. В этих случаях изъятие будет регламентироваться нормами УПК и КоАП.

В случае задержания товаров составляется протокол по форме, определенной ЕЭК (ранее — КТС). Копия вручается перевозчику, владельцу склада временного хранения и иному лицу, во владении которого находятся задержанные товары. Задержанные товары хранятся на складах временного хранения или иных местах, определенных таможенными органами. Расходы по задержанию товаров несут лица, которым фактически возвращается товар.

При невостребовании товаров либо при невозможности передачи их декларанту таможенный орган передает для реализации задержанные товары по акту приема-передачи уполномоченному органу (в настоящее время — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом). Указанный орган принимает от таможенного органа товары для учета, оценки и распоряжения не позднее 10 рабочих дней после получения уведомления.

Реализация товаров осуществляется по рыночным ценам. Распоряжение товарами осуществляется в возможно короткие сроки, но не позднее трех месяцев с даты акта приема-передачи. Срок реализации может быть продлен, но не более чем на два месяца.

Таможенный орган не позднее чем за 15 дней до истечения срока храпения товаров в письменной форме уведомляет об этом декларанта либо собственника товаров, а если собственником является иностранное лицо либо если сведения о собственнике товаров отсутствуют, то лицо, у которого находились товары на момент задержания.

Таможенный орган также составляет акт об истечении сроков хранения товара не позднее дня, следующего за днем истечения срока. Этот акт составляется в двух экземплярах и не позднее трех рабочих дней направляется заказным письмом указанным лицам.

Срок хранения задержанных товаров определяется одним месяцем, а скоропортящихся товаров — в течение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию или вывозу с нее, хранятся в течение трех суток. Сроки хранения начинают исчисляться со дня задержания таких товаров.

Возврат задержанных товаров и документов производится декларантам. При возврате задержанных документов составляется акт в двух экземплярах. Второй экземпляр акта вручается лицу, которому возвращаются товары и документы. В случаях, если декларирование не производилось, то такие товары возвращаются собственнику. А в случаях, когда собственником является иностранное лицо либо таможенному органу неизвестно о собственнике задержанных товаров, такие товары возвращаются лицу, во владении которого они находились на момент задержания.

Товары, расходы на хранение и реализацию которых превышают их стоимость, подлежат уничтожению. Расходы па уничтожение возмещаются декларантом, а также иными лицами, а при их отсутствии — средствами бюджета государства.

При реализации товаров из полученных сумм удерживаются в первую очередь суммы в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении данных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, во вторую очередь — расходы по транспортировке, хранению и реализации товаров.

Полученные суммы возвращаются декларанту или собственнику товаров в течение трех месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от реализации.

Таможенные органы должны уведомить вышеуказанных лиц о наличии подлежащих возврату сумм, полученных от реализации товаров.

Правовые основы системы управления рисками

Принцип использования системы управления рисками впервые в российской практике законодательно установлен Таможенным кодексом РФ 2003 г., правовая база его применения существенно расширена в ТК ТС (гл. 18). Большинство актов, регламентирующих порядок функционирования системы управления рисками, являются документами для служебного пользования, в связи с чем большинство общедоступных документов, содержащих нормы, направленные на регулирование данной системы, носят программный и концептуальный характер.

Организация и проведение таможенного контроля на основе системы управления рисками соответствует международной практике, и в частности Киотской конвенции, в которой сказано: «Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля».

Под риском с позиции организации таможенного копт-роля понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства. Данное определение и другие базовые понятия системы управления рисками содержатся в ст. 127 ТК ТС.

Суть системы управления рисками сводится к следующему:

1) таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

2) при выборе форм таможенного контроля таможенные органы руководствуются сформированными в рамках системы управления рисками профилями риска. Профиль риска базируется на индикаторах риска — определенных критериях с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществить выбор объекта контроля. К таким критериям могут относиться цена товара, характер его перемещения, вид транспорта, страна происхождения и многие другие;

3) таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки, на основе которого формируются профили риска;

4) существенное значение для применения системы управления рисками имеет разделение товаров на товары риска и товары прикрытия.

Товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски.

Товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

5) на формирование профилей риска оказывают влияние решения ЕЭК (ранее — КТС), которая может указывать обязательные для разработки государствами — членами Таможенного союза области риска.

Смотрите так же:

  • Как пишется заявление на аттестацию ДЕТСТВО-ГИД DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов Популярные записи Свежие комментарии admin к записи «Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды Елена к записи Темы по самообразованию: ранний […]
  • Куплен автомобиль находящийся в аресте Арест автомобиля находящегося в залоге у банка На практике это означает, что имущество будет реализовываться с обременением – к его оценочной стоимости прибавятся ещё и те обязательства, выполнение которых обеспечивает залог. Например, при […]
  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Статья 141 Прямое возмещение убытков Статья 141 Прямое возмещение убытков Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (закон об ОСАГО) в действующей редакции: Статья 14.1 закона об ОСАГО. Прямое […]
  • Ст263 коап Статья 263 ТК РФ. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми (действующая редакция) Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в […]
Комментарии запрещены.