Трудовой кодекс республики казахстан Постатейный практический комментарий

Трудовой кодекс республики казахстан Постатейный практический комментарий

Кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий

Объявление об осуществлении

государственных закупок книги «Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий»

на 2-ой квартал 2008 год способом запроса ценовых предложений

ГУ «Департамент экономики и бюджетного планирования Павлодарской области»

140000 г. Павлодар ул. Каирбаева, 32

Книга «Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий»

ГУ «Департамент экономики и бюджетного планирования Павлодарской области»

140000 г. Павлодар ул. Каирбаева, 32, каб. 302

Окончательный срок представления ценовых предложении до: «18» часов «00» минут «03 » июня 2008 года.

5.Требование о необходимости включения потенциальным поставщи-ком в ценовое предложение всех расходов, связанных с поставкой товаров:

  1. расходы по транспортировке товара до места поставки товаров, указанного в пункте 3 настоящего объявления;
  2. все налоги, пошлины и другие обязательные платежи, и сборы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
  3. сопутствующие услуги, которые необходимы в процессе поставки товаров;
  4. другие составляющие цены потенциального поставщика.

Цены, предлагаемые потенциальным поставщиком, должны оставаться фиксированными в течение всего срока выполнения договора о государственных закупках и не должны меняться, за исключением случаев изменения законодательства Республики Казахстан.

Приложение 1

Наименование, краткая характеристика, а также требуемый объем, место, сроки и условия поставки

Книги «Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий», а также срок и условия оплаты:

Книга «Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий»

Книга в твердом переплете 2008 года выпуска, объем 816 страниц

140000 г. Павлодар ул. Каирбаева, 32 каб.126

о государственных закупках товаров

г. Павлодар ______ июня 2008 г.

ГУ «Департамент экономики и бюджетного планирования Павлодарской области», именуемый в дальнейшем “Покупатель”, в лице директора Давдриковой Г.С., действующей на основании Положения, и _______________________________, именуемый в дальнейшем “Поставщик” в лице _______________________________________________________________________,

(должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного лица)

действующий на основании свидетельства о государственной регистрации серии 45915 № 0018697 с другой стороны, (Устава, Положения и т.п.)

на основании Закона «О государственных закупках» (далее – Закон) и итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений, прошедших » _________» июня 2008 г. заключили настоящий Договор о государственных закупках (далее — Договор) и пришли к соглашению о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Поставщик обязуется передавать в собственность Покупателю товары, указанные в п. 1.2 настоящего договора, в указанные в настоящем договоре сроки, а Покупатель обязуется принимать указанные товары и своевременно производить их оплату на условиях настоящего договора.

1.2. Предметом поставки является Книга «Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий» в соответствие с выставленным счетом на оплату от №

258 – ГУ Департамент экономики и бюджетного планирования Павлодарской области;

001 — Бюджетная программа – Обеспечение деятельности департамента экономики и бюджетного планирования области;

003 — Подпрограмма- Аппараты местных органов;

139- Специфика – Приобретение прочих товаров.

КБК 258001003139 . Общая сумма договора включая стоимость НДС 13% составляет ______________(______________________________________ тысяч) тенге.

^ 2. Срок действия договора

2.1. Общий срок действия настоящего договора составляет до 31 декабря 2008 года

3. Сроки и условия поставки товаров

3.1. Поставка товара производится «Поставщиком» «Покупателю» после получения 50% оплаты по адресу Каирбаева 32.

3.2 По факту поставки товара Поставщик оформляет счет-фактуру на отпущенный товар.

3.3. В ценовое предложение включаются все расходы, связанные с поставкой товаров:

расходы по транспортировке товара до места поставки товаров;

все налоги, пошлины и другие обязательные платежи, и сборы, предусмотренные

законодательством Республики Казахстан;

сопутствующие услуги, которые необходимы в процессе поставки товаров;

другие составляющие цены потенциального поставщика.

Цены, предлагаемые потенциальным поставщиком, должны оставаться фиксированными в течение всего срока выполнения договора о государственных закупках и не должны меняться, за исключением случаев изменения законодательства Республики Казахстан.

^ 4. Качество и комплектность

4.1. Качество и комплектность поставляемых Товаров должны соответствовать сертификату качества фирмы производителя.

4.2. Согласование между сторонами уточненных характеристик и дополнительных требований по качеству и комплектности, не предусмотренных пп. 4.1, настоящего договора, производится сторонами в отдельном порядке.

4.3. Поставщик гарантирует что товар является новый и неиспользованный. Поставщик гарантирует что товар, поставляемый по данному договору, не будет иметь дефектов.

^ 5. Срок и условия оплаты

5.1. Расчеты за товар производятся в безналичном порядке в два этапа:

___________ (___________________________) тенге или 50% от стоимости договора Покупатель оплатит в качестве аванса в течение 5 рабочих дней с момента регистрации Договора, оставшуюся часть — 50% за полученный товар согласно счет-фактуры.

^ 6. Ответственность сторон

6.1. Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, применяются в соответствии с нормами гражданского законодательства, действующего на территории Республики Казахстан.

^ 7. Порядок разрешения споров

7.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.

7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров , стороны после реализации предусмотренной законодательством процедуры досудебного урегулирования разногласий передают их на рассмотрение в суд.

^ 8. Заключительные положения

8.1. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или одной из них в случае нарушения другой стороной условий договора.

8.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны надлежащими уполномоченными на то представителями сторон.

8.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на государственном и русском языках. Все экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.

8.4. Договор вступает в силу с момента регистрации его в Департаменте Казначейства по Павлодарской области и действителен до 31 декабря 2008 года.

  1. Юридические адреса сторон:

Адрес: г.Павлодар, ул. ________________

ПФ АО «_____________________» Банк

ГУ «Департамент экономики и бюджетного планирования Павлодарской области»

код ГУ 2583011 КБЕ 11

140000 г. Павлодар ул. Каирбаева, 32

РНН 451700001945 тел. 320066

ИИК 000132913 БИК 195301070 Комитет Казначейства Министерства Финансов Республики Казахстан г.Астана

Директор _________ Г. Давдрикова

Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений подписывает проект Договора.

Потенциальный поставщик, определенный победителем государственных закупок, должен подписать Договор в течение пяти рабочих дней со дня представления ему подписанного проекта Договора.

Потенциальный поставщик, уклонившийся от заключения Договора о государственных закупках, вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

В Казахстане презентована книга-комментарий к Трудовому кодексу

Сегодня в г. Алматы состоялась презентация книги «Трудовой кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий», выпущенной Республиканским научно-исследовательским институтом по охране труда МЗСР РК совместно с ТОО «МЦФЭР–Казахстан».

В работе над составлением книги-комментария приняли участие ведущие специалисты различных сфер трудовых отношений, имеющие большой практический опыт в своей области, доктора и кандидаты наук, практикующие юристы и адвокаты, сотрудники Министерства здравоохранения и социального развития РК, специалисты республиканского НИИ по охране труда.

Книгу презентовал генеральный директор Республиканского научно-исследовательского института по охране труда МЗСР РК, академик, доктор технических наук, профессор, руководитель авторской группы Сериккали Бисакаев.

Он отметил, что в издании представлены четкие комментарии к нормам нового Трудового кодекса РК, а также к изменениям и дополнениям, внесенным в иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы трудовых отношений, безопасности и охраны труда, по состоянию на 29 апреля 2016 года.

«Ситуационный подход к изложению материала предоставляет читателю возможность овладеть основами трудового законодательства и перевести правовые положения и нормы на язык практического действия», — подчеркнул Сериккали Бисакаев.

Напомним, новый Трудовой кодекс РК вступил в силу с 1 января 2016 года. Документом для работодателей упрощены процедуры найма, кадрового перемещения, увольнения, определения условий и оплаты труда работников. При этом закреплены базовые трудовые гарантии и права работников с возможностью их расширения через заключаемые индивидуальные, коллективные договоры и соглашения, а также инструменты защиты их прав и интересов. Расширена роль профсоюзов в обеспечении прав и интересов работников.

Трудовой кодекс республики казахстан

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.05.2010 г.)

О введении в действие настоящего Кодекса см. Закон РК от 15 мая 2007 года № 252-III

В оглавление внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.12.07 г. № 9-IV (введены в действие с 01.01.2008 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV (см. стар. ред.)

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Статья 2. Трудовое законодательство Республики Казахстан

Статья 3. Цель и задачи трудового законодательства Республики Казахстан

Статья 4. Принципы трудового законодательства Республики Казахстан

Статья 5. Недопустимость ограничения прав в сфере труда

Статья 6. Свобода труда

Статья 7. Запрещение дискриминации в сфере труда

Статья 8. Запрещение принудительного труда

Статья 9. Сфера действия настоящего Кодекса

Статья 10. Трудовые договоры, соглашения сторон социального партнерства, коллективные договоры, акты работодателя в сфере труда

Статья 11. Акты работодателя

Статья 12. Порядок учета мнения или согласования с представителями работников при издании актов работодателя

Статья 13. Исчисление сроков, установленных настоящим Кодексом

Статья 14. Ответственность за нарушение трудового законодательства Республики Казахстан

^ Глава 2. Компетенция государственных органов в области регулирования трудовых отношений

Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений

Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

Статья 17. Компетенция территориальных подразделений уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

Статья 18. Компетенция местных исполнительных органов в области регулирования трудовых отношений

^ Глава 3. Субъекты трудовых отношений. Основания возникновения трудовых отношений

Статья 19. Субъекты трудовых отношений

Статья 20. Основания возникновения трудовых отношений

Статья 21. Заключение трудового договора с гражданами, направленными в счет установленной квоты

Статья 22. Основные права и обязанности работника

Статья 23. Основные права и обязанности работодателя

Раздел 2. Трудовые отношения

Глава 4. Трудовой договор

Статья 24. Предмет трудового договора

Статья 25. Гарантии равенства прав и возможностей при заключении трудового договора

Статья 26. Ограничения заключения трудового договора

Статья 27. Отличие трудового договора от иных видов договоров

Статья 28. Содержание трудового договора

Статья 29. Срок трудового договора

Статья 30. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Статья 31. Документы, необходимые для заключения трудового договора

Статья 32. Порядок заключения, изменения и дополнения трудового договора

Статья 33. Оформление приема на работу

Статья 34. Документы, подтверждающие трудовую деятельность работника

Статья 35. Трудовая книжка

Статья 36. Условие об испытательном сроке в трудовом договоре

Статья 37. Результат испытания при приеме на работу

Статья 38. Начало действия трудового договора

Статья 39. Недействительность трудового договора

Статья 40. Запрещение выполнения работы, не обусловленной трудовым договором

Статья 41. Перевод работника на другую работу

Статья 42. Перевод работника в другую местность вместе с работодателем

Статья 43. Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости

Статья 44. Временный перевод на другую работу в случае простоя

Статья 45. Временный перевод на другую работу по состоянию здоровья

Статья 46. Ограничение перевода работника на другую работу

Статья 47. Перемещение работника на другое рабочее место. Изменение наименования должности (работы)

Статья 48. Изменение условий труда

Статья 49. Трудовые отношения при изменении наименования, ведомственной принадлежности, смене собственника имущества или реорганизации работодателя

Статья 50. Отстранение от работы

Статья 51. Основания прекращения трудового договора

Статья 52. Расторжение трудового договора по соглашению сторон

Статья 53. Прекращение трудового договора по истечении срока

Статья 54. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя

Статья 55. Ограничение возможности расторжения трудового договора по инициативе работодателя

Статья 56. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя

Статья 57. Расторжение трудового договора по инициативе работника

Статья 58. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Статья 59. Прекращение трудового договора при отказе работника от продолжения трудовых отношений

Статья 60. Расторжение трудового договора в связи с переходом работника на выборную работу (должность) или назначением его на должность

Статья 61. Прекращение трудового договора вследствие нарушения условий заключения трудового договора

Статья 62. Оформление прекращения трудового договора

Статья 63. Выдача трудовой книжки и документов, связанных с трудовой деятельностью

^ Глава 5. Защита персональных данных работника

Статья 64. Персональные данные работника, их обработка

Статья 65. Требования к обработке персональных данных работника

Статья 66. Хранение персональных данных работника

Статья 67. Передача персональных данных работника

Статья 68. Права работника в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя

^ Глава 6. Трудовой распорядок. Дисциплина труда

Статья 69. Правила трудового распорядка

Статья 70. Обеспечение трудовой дисциплины

Статья 71. Поощрение за труд

Статья 72. Дисциплинарные взыскания

Статья 73. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий

Статья 74. Сроки наложения дисциплинарных взысканий

Статья 75. Срок действия дисциплинарного взыскания

^ Глава 7. Рабочее время

Статья 76. Рабочее время

Статья 77. Нормальная продолжительность рабочего времени

Статья 78. Сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников

Статья 79. Неполное рабочее время

Статья 80. Условия работы при неполном рабочем времени

Статья 81. Виды рабочей недели

Статья 82. Продолжительность ежедневной работы (рабочей смены)

Статья 83. Разделение ежедневной работы (рабочей смены) на части

Статья 84. Сменная работа

Статья 85. Работа в режиме гибкого рабочего времени

Статья 86. Суммированный учет рабочего времени

Статья 87. Работа в ночное время

Статья 88. Ограничение привлечения к сверхурочной работе

Статья 89. Предельное количество сверхурочных работ

Статья 90. Исключительные случаи, когда допускаются сверхурочные работы без согласия работников

Статья 91. Порядок ведения учета рабочего времени

^ Глава 8. Время отдыха

Статья 92. Виды времени отдыха

Статья 93. Перерыв для отдыха и приема пищи

Статья 94. Внутрисменные и специальные перерывы

Статья 95. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха

Статья 96. Выходные дни

Статья 97. Работа в выходные и праздничные дни

Статья 98. Исключительные случаи привлечения к работе в выходные и праздничные дни без согласия работника

Статья 99. Оформление привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни

Статья 100. Виды отпусков

Статья 101. Продолжительность оплачиваемого ежегодного трудового отпуска

Статья 102. Дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска

Статья 103. Исчисление продолжительности оплачиваемого ежегодного трудового отпуска

Статья 104. Исчисление трудового стажа, дающего право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск

Статья 105. Порядок предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков

Статья 106. Определение периода для предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков

Статья 107. Очередность предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков

Статья 108. Случаи и порядок перенесения или продления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков

Статья 109. Отзыв из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска

Статья 110. Компенсационная выплата за неиспользованный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск при прекращении трудового договора

Статья 111. Отпуск без сохранения заработной платы

Статья 112. Учебный отпуск

Статья 113. Отпуска в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей)

Статья 114. Оформление отпуска

^ Глава 9. Нормирование труда

Статья 115. Государственные гарантии в области организации нормирования труда

Статья 116. Нормы труда

Статья 117. Разработка, введение новых, замена и пересмотр действующих норм труда

Статья 118. Требования, предъявляемые к разработке норм труда

Статья 119. Особенности регулирования нормирования труда

^ Глава 10. Оплата труда

Статья 120. Государственные гарантии в области оплаты труда

Статья 121. Размер заработной платы

Статья 122. Установление минимального размера заработной платы

Статья 123. Почасовая оплата труда

Статья 124. Индексация заработной платы

Статья 125. Организация оплаты труда

Статья 126. Системы оплаты труда

Статья 127. Оплата сверхурочной работы

Статья 128. Оплата работы в праздничные и выходные дни

Статья 129. Оплата труда в ночное время

Статья 130. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации

Статья 131. Оплата труда при совмещении должностей (расширении зоны обслуживания) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Статья 132. Оплата труда при освоении новых производств (продукции)

Статья 133. Оплата времени простоя

Статья 134. Порядок и сроки выплаты заработной платы

Статья 135. Место выплаты заработной платы

Статья 136. Исчисление средней заработной платы работника

Статья 137. Удержания из заработной платы

Статья 138. Выдача заработной платы, не полученной в связи со смертью работника

^ Глава 11. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

Статья 139. Понятия, используемые в настоящей главе

Статья 140. Права и обязанности работодателя по подготовке, переподготовке и повышению квалификации

Статья 141. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению работодателя в организациях образования

Статья 142. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в организации

Статья 143. Права и обязанности работников по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации

Статья 144. Содержание договора обучения

^ Глава 12. Трудоустройство

Статья 145. Государственные гарантии при трудоустройстве

Статья 146. Права граждан в сфере трудоустройства

Статья 147. Права и обязанности работодателя при трудоустройстве

Статья 148. Трудовое посредничество

^ Глава 13. Гарантии и компенсационные выплаты

Статья 149. Гарантии при выполнении работниками государственных или общественных обязанностей

Статья 150. Гарантии для работников, направляемых на медицинский осмотр

Статья 151. Гарантии для работников, являющихся донорами

Статья 152. Гарантии и компенсационные выплаты для работников, направляемых в командировки

Статья 153. Гарантии и компенсационные выплаты при переводе работника в другую местность вместе с работодателем

Статья 154. Гарантии для работника, осуществляющего трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска

Статья 155. Компенсационные выплаты в связи с использованием работником личного имущества в интересах работодателя

Статья 156. Компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков

Статья 157. Компенсационные выплаты в связи с потерей работы

Статья 158. Порядок и условия выплаты полевого довольствия

Статья 159. Выплата работникам социальных пособий за счет средств работодателя

^ Глава 14. Материальная ответственность сторон трудового договора

Статья 160. Обязанность стороны трудового договора по возмещению причиненного ущерба (вреда)

Статья 161. Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора за причинение ущерба (вреда)

Статья 162. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться

Статья 163. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника

Статья 164. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и (или) здоровью работника

Статья 165. Материальная ответственность работника за причинение ущерба работодателю

Статья 166. Пределы материальной ответственности работника

Статья 167. Случаи полной материальной ответственности работника за причинение ущерба работодателю

Статья 168. Договоры о полной индивидуальной и коллективной (солидарной) материальной ответственности

Статья 169. Порядок возмещения сторонами трудового договора причиненного ущерба (вреда)

^ Глава 15. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Статьи 170. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Статья 171. Образование согласительной комиссии и организация ее работы

Статья 172. Сроки обращения в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Статья 173. Компетенция согласительной комиссии по трудовым спорам

Статья 174. Порядок рассмотрения трудового спора в согласительной комиссии

Статья 175. Порядок принятия решения согласительной комиссией и его содержание

Статья 176. Исполнение решений согласительной комиссии

Статья 177. Восстановление на работе работника органом по рассмотрению индивидуального трудового спора

Раздел 3. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

^ Глава 16. Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста

Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда

Статья 179. Работы, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста

Статья 180. Обязательный медицинский осмотр работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста

Статья 181. Продолжительность рабочего времени для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста

Статья 182. Оплата труда и нормы выработки для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста

Статья 183. Особенности режима труда и отдыха для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста

Статья 184. Ограничение материальной ответственности работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста

^ Глава 17. Особенности регулирования труда женщин и иных лиц с семейными обязанностями

Статья 185. Ограничение расторжения трудового договора по инициативе работодателя

Статья 186. Работы, на которых запрещается применение труда женщин

Статья 187. Особенности режима труда и отдыха для женщин и других лиц с семейными обязанностями

Статья 188. Перерывы для кормления ребенка

Статья 189. Установление неполного рабочего времени для женщин и других лиц с семейными обязанностями

Статья 190. Ограничение применения суммированного учета рабочего времени для беременных женщин

Статья 191. Временный перевод на другую работу беременных женщин

Статья 192. Гарантии женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

Статья 193. Отпуск по беременности и родам

Статья 194. Отпуск работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденных детей

Статья 195. Отпуск без сохранения заработной платы по уходу за детьми

^ Глава 18. Особенности регулирования труда работников, работающих по совместительству

Статья 196. Трудовой договор о работе по совместительству

Статья 197. Дополнительные документы, необходимые для заключения трудового договора о работе по совместительству

Статья 198. Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству

Статья 199. Оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск при работе по совместительству

Статья 200. Ограничение заключения трудового договора о работе по совместительству

Статья 201. Дополнительные основания расторжения трудового договора о работе по совместительству по инициативе работодателя

^ Глава 19. Особенности регулирования труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда

Статья 202. Сокращенная продолжительность рабочего времени работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда

Статья 203. Дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск

Статья 204. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда

Статья 205. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда

^ Глава 20. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах

Статья 206. Сезонные работы

Статья 207. Особенности заключения трудового договора с сезонными работниками

Статья 208. Дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя с работниками, занятыми на сезонных работах

Статья 209. Особенности порядка расторжения трудового договора с работником, занятым на сезонных работах

^ Глава 21. Особенности регулирования труда работников, работающих вахтовым методом

Статья 210. Особенности работы вахтовым методом

Статья 211. Ограничения на работы вахтовым методом

Статья 212. Продолжительность вахты

Статья 213. Учет рабочего времени и времени отдыха при работе вахтовым методом

^ Глава 22. Особенности регулирования труда домашних работников

Статья 214. Особенности заключения и прекращения трудового договора с домашними работниками

Статья 215. Режим рабочего времени и времени отдыха домашних работников

Статья 216. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий

Статья 217. Разрешение индивидуальных трудовых споров

Статья 218. Расторжение трудового договора с домашним работником

^ Глава 23. Особенности регулирования труда надомных работников

Статья 219. Надомные работники

Статья 220. Условия труда надомных работников

Статья 221. Режим рабочего времени и времени отдыха, условия обеспечения безопасности и охраны труда надомных работников

^ Глава 24. Особенности регулирования труда инвалидов

Статья 222. Реализация инвалидами права на труд

Статья 223. Условия труда работников-инвалидов

Статья 224. Сокращенная продолжительность рабочего времени работников-инвалидов

Статья 225. Ограничение применения суммированного учета рабочего времени для работников-инвалидов

Статья 226. Ограничение работы в ночное время, сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни, направления в командировку работников-инвалидов

Статья 227. Предоставление оплачиваемого ежегодного трудового отпуска работникам-инвалидам

Статья 228. Предоставление дополнительного оплачиваемого ежегодного отпуска работникам-инвалидам

^ Глава 25. Особенности регулирования труда гражданских служащих

Статья 229. Поступление на гражданскую службу

Статья 230. Перечень должностей гражданских служащих

Статья 231. Ограничения, связанные с пребыванием на гражданской службе

Статья 232. Перевод гражданского служащего на работу в другое государственное учреждение (казенное предприятие)

Статья 233. Аттестация гражданских служащих

Статья 234. Продвижение по гражданской службе

Статья 235. Повышение квалификации и переподготовка гражданских служащих

Статья 236. Поощрения гражданских служащих

Статья 237. Гарантии и компенсационные выплаты гражданским служащим при переезде на работу в другую местность

Статья 238. Оплата труда гражданских служащих

Статья 239. Отпуск гражданским служащим

Статья 240. Дополнительное основание для прекращения трудового договора с гражданскими служащими

Глава 25-1. Особенности регулирования труда работников государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов и национальных компаний, а также их дочерних организаций

Статья 240-1. Ограничение, связанное с пребыванием на работе в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения, национальных управляющих холдингах, национальных институтах развития, национальных холдингах и национальных компаниях, а также их дочерних организациях»;

^ Глава 26. Особенности регулирования труда работников субъектов малого предпринимательства

Статья 241. Субъекты малого предпринимательства, в отношении которых устанавливаются особенности регулирования трудовых отношений

Статья 242. Сроки трудовых договоров для субъектов малого предпринимательства

Статья 243. Правила трудового распорядка субъектов малого предпринимательства

Статья 244. Режим работы

Статья 245. Условия оплаты труда

Статья 246. Участие субъектов малого предпринимательства в социальном партнерстве

Статья 247. Особенности организации безопасности и охраны труда у субъектов малого предпринимательства

^ Глава 27. Особенности регулирования труда руководителя и членов коллегиального исполнительного органа юридического лица

Статья 248. Правовые основы регулирования труда руководителя исполнительного органа юридического лица

Статья 249. Заключение трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица

Статья 250. Работа руководителя исполнительного органа юридического лица по совместительству

Статья 251. Материальная ответственность руководителя исполнительного органа юридического лица

Статья 252. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица

Статья 253. Досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя исполнительного органа юридического лица

Статья 254. Особенности регулирования труда членов коллегиального исполнительного органа юридического лица

Глава 28. Особенности регулирования труда государственных служащих, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан, лиц, состоящих на воинской службе, и работников правоохранительных органов

Статья 255. Регулирование труда государственных служащих, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан

Статья 256. Лица, состоящие на воинской службе, и работники правоохранительных органов

Статья 257. Регулирование труда лиц, состоящих на воинской службе, и работников правоохранительных органов

Постатейный научно-практический комментарий к закону республики беларусь

«ПОСТАТЕЙНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

(по состоянию на 21.10.2005)

Документ опубликован не был

Примечание к документу

ПОСТАТЕЙНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

КАМЕНКОВ Виктор Сергеевич,

Председатель Высшего Хозяйственного

Суда Республики Беларусь,

доктор юридических наук, доцент,

Заслуженный юрист Республики Беларусь

КОЗЫРЕВА Лилия Григорьевна,

заместитель Председателя Высшего

Хозяйственного Суда Республики Беларусь,

Заслуженный юрист Республики Беларусь

ЖАНДАРОВ Валерий Владимирович,

судья Высшего Хозяйственного Суда

кандидат юридических наук, доцент

КУРИЛО Виктор Александрович,

судья Высшего Хозяйственного Суда

ТУРМОВИЧ Степан Петрович,

судья Высшего Хозяйственного Суда

МАДУДИН Николай Дмитриевич,

судья Высшего Хозяйственного Суда

ШОБИК Валерий Васильевич,

судья Высшего Хозяйственного Суда

КАРАТКЕВИЧ Екатерина Александровна,

судья Высшего Хозяйственного Суда

МЕЛЬНИКОВА Елена Игнатьевна,

судья хозяйственного суда города Минска

ГРУШЕЦКИЙ Юрий Казимирович,

начальник отдела международных отношений

Высшего Хозяйственного Суда

соискатель Института государства и права

Национальной Академии наук Беларуси

ЧЕРЕМИСИН Павел Георгиевич,

советник Председателя Высшего

Хозяйственного Суда Республики Беларусь

по информационно-правовым вопросам,

соискатель Академии управления при

Президенте Республики Беларусь

МИРОНИЧЕНКО Александр Иванович,

директор Департамента по санации и

банкротству Министерства экономики

ПЕДЬКО Александр Владимирович,

заместитель директора Департамента

по санации и банкротству Министерства

экономики Республики Беларусь

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 1 октября 2005 г.

(в тексте комментария)

Сокращение нормативно-правовых актов

Конституция — Конституция Республики Беларусь

БК — Банковский кодекс Республики Беларусь

ГК — Гражданский кодекс Республики Беларусь

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь

Декрет — Декрет Президента Республики Беларусь

ЖК — Жилищный кодекс Республики Беларусь

Закон — Закон Республики Беларусь

КоАП — Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Кодекс о земле — Кодекс Республики Беларусь о земле

ТК — Трудовой кодекс Республики Беларусь

Указ — Указ Президента Республики Беларусь

УК — Уголовный кодекс Республики Беларусь

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

ХПК — Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь

Декреты Президента Республики Беларусь

Положение о государственной регистрации — Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 N 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 16.11.2000 N 22).

Указы Президента Республики Беларусь

Указ N 508 — Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»

Законы Республики Беларусь

Закон о банкротстве — Закон Республики Беларусь от 18.06.2000 (в ред. от 04.01.2003) «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»

Закон о прокуратуре — Закон Республики Беларусь от 29.01.1993 (в ред. от 20.06.1996) «О прокуратуре Республики Беларусь»

Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве — Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 (в ред. от 14.05.2001) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Постановления органов государственной власти

и управления Республики Беларусь

Постановление Пленума ВХС N 11 — Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2003 N 11 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)»

Положение об оплате труда — Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2004 N 553 «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)»

Положение об аккредитации — Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.02.2004 N 159 «Об утверждении Положения о порядке аккредитации временных (антикризисных) управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы»

Положение об аттестации — Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27.10.2003 N 206 «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)»

Инструкция о контроле — Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 18.06.2004 N 151 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления контроля за деятельностью временных (антикризисных) управляющих в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)»

Положение о порядке взаимодействия — Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16.12.2002 N 269 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия хозяйственных судов и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь»

Правила по проведению экспертизы плана санации — Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27.02.2004 N 57 «Об утверждении Правил по проведению экспертизы финансового состояния и платежеспособности организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), и Правил по проведению экспертизы плана санации организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)»

Инструкция об оценке и порядке продажи предприятия — Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2004 N 159 «Об утверждении Инструкции об оценке и порядке продажи предприятия и иного имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)»

Государственные и иные органы

БООСАУ — Белорусское общественное объединение специалистов по антикризисному управлению и банкротству

ВС — Верховный Суд Республики Беларусь

ВХС — Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

Департамент — Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь

Инспекция МНС — инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

КГК — Комитет государственного контроля Республики Беларусь

КМ — Кабинет Министров Республики Беларусь

МНС — Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Минфин — Министерство финансов Республики Беларусь

Минэкономики — Министерство экономики Республики Беларусь

Минюст — Министерство юстиции Республики Беларусь

Нацбанк — Национальный банк Республики Беларусь

Пленум ВХС — Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Правительство — Правительство Республики Беларусь

Президиум ВХС — Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Президент — Президент Республики Беларусь

СНГ — Содружество Независимых Государств

СМ — Совет Министров Республики Беларусь

Хозяйственный суд — Хозяйственный суд Республики Беларусь

ЕГР — Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) появилось в Республике Беларусь не вдруг. Применительно только к XX веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития этого законодательства.

До 1990 года экономика нашего государства была организована на принципах жесткого планового управления. Национальное законодательство не содержало даже таких терминов, как «несостоятельность» или «банкротство». Если возникала необходимость ликвидировать предприятие государственной формы собственности или осуществить другие формы реорганизации, то все эти процессы происходили под контролем органов исполнительной власти государства, которое фактически было в одном лице и должником и кредитором.

В 1990 году после распада СССР, провозглашения независимости и суверенитета Республики Беларусь в нашем государстве начались экономические и правовые реформы, направленные на формирование рыночного механизма хозяйствования. В этой связи Верховным Советом Республики Беларусь был принят целый ряд законодательных актов, регулирующих новые правоотношения между субъектами хозяйствования. В их числе Беларусь первой из всех государств — участников СНГ в мае 1991 года приняла Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве» . С этого времени в национальном праве берет старт специфический правовой институт, регулирующий отношения между кредитором и должником в связи с абсолютной неплатежеспособностью последнего, — экономическая несостоятельность (банкротство). Это один из самых значимых, объемных и сложных институтов гражданского и коммерческого права, состоящий из комплекса норм материального и процессуального характера.

Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991, N 19, ст. 271.

Однако этот закон был разработан и принят скорее под политический заказ, а не как инструмент правового регулирования реально существующих отношений, поэтому носил упрощенный (содержал всего 48 статей), декларативный характер. В нем были обозначены лишь некоторые поверхностные «срезы» законодательства о банкротстве. Понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» в нем разделялись как самостоятельные этапы судебной процедуры. Судебная практика того времени подтверждает, что указанный закон использовался кредиторами в качестве механизма запугивания своих должников с целью возврата долгов.

Весной 1994 года белорусский Парламент принял новую Конституцию Республики Беларусь, что дало толчок развитию качественно новых тенденций, в том числе в экономике и праве. В этом же году Минэкономики начата подготовка проекта нового Закона о банкротстве. К данной работе подключился ВХС. После ознакомления с законодательством о несостоятельности ряда европейских государств, США и Японией был подготовлен альтернативный вариант проекта Закона о банкротстве, который и был представлен в январе 1995 года ВХС в порядке законодательной инициативы в Верховный Совет Республики Беларусь. Проект Закона о банкротстве внимательно рассмотрен в комиссиях Верховного Совета Республики Беларусь, одобрен и рекомендован для рассмотрения на сессии. Однако по различным причинам он на сессии так и не был рассмотрен.

В течение 1995 года были проведены следующие мероприятия:

— при ВХС создан на общественных началах Межведомственный совет по делам об экономической несостоятельности и банкротстве, который взял на себя координацию дальнейших усилий по развитию законодательства о несостоятельности;

— проект Закона о банкротстве представлен для ознакомления и внесения предложений различным государственным и негосударственным структурам Республики Беларусь, обсужден на двух международных семинарах в г.Минске с участием специалистов из Российской Федерации, Польши, Чехии, США, Всемирного банка;

— разработан и принят ряд подзаконных актов по оценке финансового состояния и определению критериев неплатежеспособности субъектов хозяйствования;

— начата подготовка проектов законов «О санации» и «Об управляющем в процедуре банкротства».

В конце 1995 года был избран Верховный Совет Республики Беларусь тринадцатого созыва. В повестку дня сессии были включены все три проекта законов: «О банкротстве», «О санации» и «Об управляющем в процедуре банкротства». Первый из них по инициативе Парламента был направлен на экспертизу в Германский фонд международного правового сотрудничества, откуда получен положительный отзыв. После детального заинтересованного обсуждения проектов в комиссиях и фракциях Парламента весной 1996 года они были приняты в первом чтении, а осенью того же года — во втором.

В этом же году при Правительстве Республики Беларусь (Кабинет Министров) был создан на общественных началах Совет по банкротству и финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования и утверждено Положение о нем .

Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996, N 12, ст. 316.

Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996, N 28, ст. 751.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь в ноябре 1996 года, названные проекты законов так и не стали законами. Однако работа над совершенствованием перечисленных проектов продолжалась. Было принято решение уйти от множественности правовых актов в этой сфере и подготовить один комплексный проект закона, который бы учитывал в том числе особенности признания несостоятельными отдельных субъектов предпринимательской деятельности: банков, градообразующих организаций, страховых компаний, индивидуальных предпринимателей и др.

В 1997 году был создан Комитет по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, утверждено Положение о нем (в настоящее время это Департамент Министерства экономики Республики Беларусь).

Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1997, N 12, ст. 422.

В этом же году представители ВХС приняли активное участие в разработке проекта модельного закона о банкротстве для стран СНГ.

В декабре 1997 года на десятом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ принят модельный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Модельный закон). После этого были приняты соответствующие законы в ряде стран СНГ, внесшие изменения и дополнения в действующие законы о банкротстве (в Российской Федерации — в 1998 г., в Украине — в 1999 г. и в других государствах).

В период с 1997 по 2000 год в Республике Беларусь был принят ряд нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с банкротством. В частности, это:

— Декрет Президента Республики Беларусь от 26.10.1998 N 16 «О дополнительных мерах по взысканию задолженности с субъектов хозяйствования» ;

Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, N 30, ст. 762.

— положение о порядке лицензирования деятельности доверенного лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования ;

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, N 13, 8/74 (положение утратило силу постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16.01.2002 N 10).

— постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о доверенном лице в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования» ;

Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, N 31, ст. 805.

— приказ Мингосимущества Республики Беларусь N 8 от 17.03.1999 и Комитета по санации и банкротству «Об утверждении Положения об аттестации специалистов на соответствие требованиям, предъявляемым к доверенному лицу, в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования» ;

Бюллетень нормативно-правовой информации, 1999, N 10.

— приказ Мингосимущества Республики Беларусь N 135 от 08.07.1999, Минфина Республики Беларусь N 181 от 08.07.1999 «Об утверждении порядка использования средств республиканского бюджета для выплаты вознаграждения доверенному лицу в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования» ;

Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 1999, N 5.

— разъяснение Комитета по санации и банкротству от 19.10.1999 N 03-1-09-289 и ВХС от 19.10.1999 N 03-24/1909 «О выплате вознаграждения доверенному лицу (управляющему)» ;

Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 1999, N 6.

— Указ Президента Республики Беларусь от 14.08.2000 N 442 «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования» ;

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, N 80, 1/1525.

— постановление Пленума ВХС Республики Беларусь от 22.06.2000 N 9 «О порядке назначения хозяйственным судом ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» ;

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, N 67, 6/253.

— Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу с 12.02.2001.

Закон о банкротстве состоит из 13 разделов, содержащих 261 статью. В основу данного закона положены, в частности, следующие принципы:

— наличие судебной и внесудебной процедуры признания должника банкротом;

— приоритет санации (оздоровления) и мирового соглашения между конкурсными кредиторами и должником перед ликвидацией;

— наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях судопроизводства по делу о банкротстве;

— система гарантий от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих при распоряжении имуществом должника;

— государственные гарантии по социальной защите трудовых прав работников должника;

— четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, иных участников процесса, их прав и обязанностей;

— подробная регламентация всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом и другими участниками процесса;

— широкая гласность судебного процесса по делу о банкротстве.

Закон о банкротстве стал основой для дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве).

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь не ограничивается только Законом о банкротстве, а обеспечивается системой правовых норм.

В основании этой системы находятся нормы ГК:

— об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24);

— о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника (юридического лица) указания либо иным образом его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105);

— о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57);

— об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60);

— об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и другие.

Имеются и другие акты законодательства, о которых будет сказано далее.

В развитие Закона о банкротстве в 2001 году были приняты следующие нормативные акты:

1) Указ Президента Республики Беларусь «О признании утратившим силу пункта первого Декрета Президента Республики Беларусь от 26.10.1998 N 16» ;

Национальный реестр правовых актов республики Беларусь, 2000, N 80, 1/1525.

2) постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.01.2001 N 4 «Об утверждении Правил назначения и прекращения деятельности временной администрации по управлению банком и небанковской кредитно-финансовой организацией» ;

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001, N 22, 8/4962.

3) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2001 N 188 «Об утверждении Положения о порядке выплаты вознаграждения управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и минимальных размеров вознаграждения управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» ;

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001, N 22, 5/5297.

4) постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.02.2001 N 38 «Об утверждении Правил выдачи и аннулирования специального аттестата управляющего при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации» и другие.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001, N 29, 8/5188.

Закон о банкротстве стал активно применяться на практике. Заявления о банкротстве подают не только кредиторы, но и сами должники, а также соответствующие государственные органы, особенно инспекции МНС. Следует отметить тенденцию увеличения этих дел в хозяйственных судах: если в 2001 году в хозяйственные суды поступило 922 заявления о банкротстве, то в 2003 году — почти 1200. В 2003 году завершено производство по 758 делам .

Из архива ВХС за 2001 — 2003 гг.

Практика применения Закона о банкротстве выявила ряд серьезных упущений и недостатков в правовом регулировании досудебной санации, оснований для возбуждения дел о банкротстве, а также в отношении социально значимых субъектов и ряду других вопросов. Для их устранения требовалось оперативное решение, поскольку промедление могло существенно повлиять на экономику конкретных организаций и отраслей, а также социальное положение работающих коллективов. В этой связи Главой государства был принят Указ N 508 .

О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства): Указ Президента от 12.11.2003 N 508 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003, N 127, 1/5085).

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — дело о банкротстве) должников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — должник) рассматриваются хозяйственными судами по правилам, определенным ХПК, с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве, Указом N 508, а также другими правовыми актами Президента.

Иное законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе установленный ХПК порядок судопроизводства в отношении дел о банкротстве, применяется в части, не противоречащей Указу N 508, другим правовым актам Президента.

Ряд принципиальных положений, регулирующих правоотношения по банкротству, содержится в постановлении Пленума ВХС N 11.

В 2003 — 2004 гг. помимо указанных нормативных правовых актов были приняты и другие акты законодательства, регулирующие те или иные отношения в сфере банкротства. О них будет сказано в комментарии к конкретным нормам Закона о банкротстве и Указа N 508.

Коллектив авторов полагает, что настоящий комментарий будет полезен широкому кругу читателей: руководителям предприятий, организаций, министерств, антикризисным управляющим, менеджерам, юристам различных специальностей, бухгалтерам и экономистам, преподавателям, аспирантам, студентам и всем, кого интересует тема банкротства.

Будем признательны за присланные нам предложения по совершенствованию настоящего издания. Их можно направить по адресу: 220050, г.Минск, ул. Володарского, 8 или по одному из адресов электронной почты: bxc@court.by либо bxc@mail.belpak.by.

Высшего Хозяйственного Суда

доктор юридических наук В.С.КАМЕНКОВ

^ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июля 2000 г. N 423-З

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З)

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, N 73, 2/198.

Смотрите так же:

  • Ст161ч2 ук рф Приговор ст.161 ч.2 УК РФ Усл. 2/2,6 Наш телефон +7-905-5555-200 Именем Российской Федерации (извлечение для размещения на Интернет-сайте суда) Санкт-Петербург 16 мая 2011 г. Судья Калининского районного суда Санкт-Петербурга Мещерякова Л.Н. с […]
  • Отменили материнский капитал в 2018 году Материнский капитал в Смоленске и Смоленской области На территории Смоленской области в настоящий момент проживает около 115 000 семей, из них — около 3 800 многодетных. Количество детей в них постоянно растет благодаря грамотной социальной […]
  • Статья 322 коап комментарий Комментарии к СТ 322.1 УК РФ Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции Комментарий к статье 322.1 УК РФ: 1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние […]
  • Соцзащита юрист бесплатно Онлайн-консультация юриста по пособиям В связи с широким разнообразием единовременных и ежемесячных социальных выплат семьям с детьми в целом по России и в отдельных регионах страны, а также с учетом различных форм их предоставления (через органы […]
  • Выдам займ под залог имущества Кредит под залог автомобиля(птс), недвижимости(квартиры) без подтверждения. Экспресс Кредитование в Москве! Без справок! Без предоплаты! За 30 минут сроком до 5 лет! - Требование Паспорт и любой второй документ - Обязательное присутствие в Москве […]
Комментарии запрещены.