Улучшение жилищных условий в 2014 году

Улучшение жилищных условий в 2014 году

Содержание:

Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июля 2014 г. № 21-П “По делу о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

с участием представителя гражданки Е.А. Дурягиной — адвоката В.С. Цвиля, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050).

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Е.А. Дурягиной. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей нормативное положение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г. Ярославцева, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Д.Ф. Вяткина, а также представителей: от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — О.В. Сперанского, от Министерства юстиции Российской Федерации — М.А. Мельниковой, от Генерального прокурора Российской Федерации — Т.А. Васильевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно подпункту «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

1.1. Конституционность названного нормативного положения оспаривается гражданкой Е.А. Дурягиной, семья которой в составе четырех человек постановлением администрации муниципального образования «Город Коряжма» Архангельской области от 21 октября 2011 года была исключена из списка молодых семей — участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 — 2011 годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы в связи с использованием заявительницей на улучшение жилищных условий средств материнского (семейного) капитала.

Оставляя без удовлетворения требования Е.А. Дурягиной о признании данного постановления незаконным, Коряжемский городской суд Архангельской области в решении от 19 января 2012 года, оставленном без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 апреля 2012 года, сослался на то, что в 2009 году семья заявительницы, направив средства материнского (семейного) капитала на частичное погашение полученного на покупку квартиры ипотечного жилищного кредита, реализовала тем самым свое право на улучшение жилищных условий с использованием иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Определением судьи Архангельского областного суда от 14 ноября 2012 года в передаче кассационной жалобы Е.А. Дурягиной на указанные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

Нарушение оспариваемым нормативным положением своих прав, гарантированных статьями 6 (часть 2), 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 40 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, гражданка Е.А. Дурягина усматривает в том, что оно ставит семьи, участвующие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы и направившие на улучшение жилищных условий средства материнского (семейного) капитала до получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках данной подпрограммы, в худшее положение по сравнению с семьями, которые, получив указанную социальную выплату, могут реализовать обе меры социальной поддержки одновременно, притом что правовое регулирование, действовавшее на момент направления заявительницей средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, не предполагало возможность исключения ее семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» по данному основанию.

1.2. В соответствии с положениями пункта 3 части первой статьи 3, части первой статьи 96 и статьи 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», конкретизирующими статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. Что касается нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, то, как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 января 2004 года № 1-П, он также может быть проверен по жалобе гражданина в порядке конституционного судопроизводства в случае, если такой нормативный правовой акт принят во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации федеральным законом, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом федеральном законе, и если именно на основании такого уполномочия Правительство Российской Федерации непосредственно осуществило правовое регулирование соответствующих общественных отношений.

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Исходя из этого Правительством Российской Федерации, на которое Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» возложено, в частности, общее полномочие по осуществлению регулирования в социально-экономической сфере, формированию федеральных целевых программ, обеспечению их реализации (абзацы третий и пятый части первой статьи 13), утверждены конкретизирующие указанные предписания Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Таким образом, с учетом требований статьи 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в силу которых Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл оспариваемых нормативных положений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием (в том числе толкованием в конкретном деле) или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм, подпункт «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку содержащееся в нем нормативное положение служит основанием для исключения молодой семьи, признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы в связи с направлением ею средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

2. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4-П и от 15 декабря 2011 года № 28-П, имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, — предоставление дополнительных мер государственной поддержки.

2.1. Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации — принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 — 2015 годы, а в качестве ее составной части — отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», направленную на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривающую для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций.

Тем же постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в соответствии с которыми участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы может быть признанная в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении молодая семья, в том числе имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, а также при наличии у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).

Согласно названным Правилам социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья могут быть использованы, в частности, для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (пункт 2); социальная выплата предоставляется в размере 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с данными Правилами, — для молодых семей, не имеющих детей, и 35 процентов — для молодых семей, в том числе неполных, имеющих одного ребенка или более (пункт 10); расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи — участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы (пункт 11).

Таким образом, социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.

2.2. Возлагая на Российскую Федерацию обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, Конституция Российской Федерации не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой в этой сфере тем или иным категориям граждан, что дает федеральному законодателю достаточно широкую свободу усмотрения при выборе мер социальной поддержки, установлении критериев их дифференциации и условий предоставления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года № 236-О). Вместе с тем данная конституционная обязанность предполагает принятие всех необходимых законодательных, административных и других мер, которые направлены на поддержку родителей при реализации ими своих родительских прав и обязанностей, на создание условий, обеспечивающих детям достойную жизнь и свободное развитие, а также закрепляют обязанность государства создавать с учетом его финансовых и экономических возможностей правовой механизм реализации их прав, в частности права на жилище.

Действующая в Российской Федерации система правового регулирования социальной защиты включает как общие меры социальной поддержки, которые предоставляются всем семьям, имеющим детей, так и дополнительные меры целевого характера, обеспечивающие таким семьям возможность улучшения жилищных условий, в том числе в рамках мероприятий, направленных на стимулирование и закрепление положительных тенденций в изменении демографической ситуации в стране, что полностью согласуется с требованиями Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), в силу которых государства — участники Конвенции, включая Российскую Федерацию, обязуются поддерживать в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей программы оказания помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, особенно в отношении обеспечения жильем (пункт 3 статьи 27).

Одним из элементов многоаспектного механизма социальной поддержки семей, имеющих детей, является предоставление им возможности получить государственную поддержку за счет средств федерального бюджета в виде материнского (семейного) капитала в случае рождения второго и последующих детей. Такая возможность, как следует из Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предоставляется, по общему правилу, женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки, мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года (часть 1 статьи 3).

Согласно названному Федеральному закону средства материнского (семейного) капитала могут направляться на получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матерей, а также на улучшение жилищных условий (статья 2), причем как в полном объеме либо по частям, так и одновременно по нескольким направлениям (части 3 и 4 статьи 7); в частности, в соответствии с заявлением о распоряжении средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели, а также на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат (часть 1 статьи 10).

Таким образом, материнский (семейный) капитал является дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих детей, которая предоставляется за счет средств федерального бюджета в случае рождения в семье (усыновления) второго и последующих детей в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года в твердой сумме (которая ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и на 2014 год составляет 429 408,5 рубля) без учета возраста родителей и которая может быть использована, в частности, на улучшение жилищных условий, причем независимо от факта признания семьи нуждающейся в жилом помещении.

3. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О и др.).

Соответственно, Правительство Российской Федерации — соблюдая требования Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс публичных и частных интересов, не нарушая принципы справедливости и равенства, выступающие конституционным критерием оценки нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений, и реализуя в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы возложенные на него статьями 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации дискреционные полномочия с учетом финансовых возможностей государства и иных факторов — вправе устанавливать не только круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, ее размер, условия предоставления и использования, но и основания для отказа в признании молодой семьи участницей данной подпрограммы.

К числу таких оснований подпункт «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования относит ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (данное основание, вопреки утверждению заявительницы по настоящему делу, предусматривалось и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, которые действовали на момент признания ее семьи участницей данной подпрограммы).

Введение этого ограничения (с учетом того, что согласно пункту 9 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз) имеет целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат и само по себе не может рассматриваться как противоречащее конституционным принципам справедливости и равенства.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная, в том числе судебная, практика, содержащееся в подпункте «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования указание на использование для реализации права на улучшение жилищных условий иных форм государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы в отдельных случаях (что, в частности, имело место в отношении семьи заявительницы по настоящему делу) понимается как распространяющееся на те молодые семьи, имеющие детей, которые использовали для улучшения своих жилищных условий дополнительную меру социальной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, предусмотренную Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», притом что абзац четвертый пункта 32 Правил допускает возможность привлечения молодыми семьями — участниками данной подпрограммы средств материнского (семейного) капитала для приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства).

Однако такое понимание рассматриваемого нормативного положения не учитывает различное предназначение этих мер социальной поддержки в основанной на требованиях статей 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1) и 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации системе социальной защиты молодых семей, имеющих детей, что — вопреки его конституционно-правовому смыслу — ставит те из них, кто направил средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, в худшее положение по сравнению с теми молодыми семьями, которые средства материнского (семейного) капитала использовали на иные цели или направили их на улучшение жилищных условий после получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, и тем самым приводит к не имеющей объективного и разумного оправдания дифференциации условий получения данной социальной выплаты семьями, относящимися к одной категории — молодые семьи, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, закрепленные в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и Федеральном законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» положения, касающиеся круга лиц — получателей соответствующих мер социальной поддержки, условий и порядка их предоставления, не предполагают возможность отнесения материнского (семейного) капитала как дополнительной меры социальной поддержки семей, имеющих детей, к числу иных форм государственной поддержки, которые по своей правовой природе аналогичны социальной выплате на приобретение (строительство) жилья и использование которых является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать подпункт «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем нормативное положение — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагает исключения из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы молодой семьи, имеющей детей, которая направила средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Конституционно-правовой смысл указанного нормативного положения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

2. Судебные постановления по делу гражданки Дурягиной Елены Александровны, основанные на подпункте «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Обзор документа

Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг. Она включает в т. ч. подпрограмму по обеспечению жильем молодых семей, в рамках которой им за счет бюджетных ассигнований предоставляются социальные выплаты на приобретение или строительство жилья.

Согласно правилам предоставления и использования данных выплат молодой семье отказывают в признании участницей подпрограммы, если ранее она реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы господдержки за счет средств федерального бюджета.

В Конституционный Суд РФ пожаловалась заявительница, чью семью исключили из списка участников подпрограммы из-за использования материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемое положение не предполагает исключения из числа участников подпрограммы молодой семьи, имеющей детей, которая направила материнский капитал на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Поэтому норма соответствует Конституции РФ.

Выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы, и материнский капитал как меры соцподдержки имеют различное предназначение. Материнский капитал предоставляется для дополнительной поддержки семей в случае рождения (усыновления) второго и последующих детей. Социальная выплата направлена на создание условий для осуществления молодыми семьями конституционного права на жилище.

Учитывая это, материнский капитал не относится к числу иных форм господдержки, которые по своей правовой природе аналогичны социальной выплате на приобретение (строительство) жилья и использование которых является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Иное понимание ставит молодые семьи, направившие материнский капитал на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты по подпрограмме, в худшее положение по сравнению с теми, кто использовал материнский капитал на иные цели или потратили его на улучшение жилищных условий после получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Это приводит к не имеющей объективного и разумного оправдания дифференциации граждан, относящихся к одной категории.

Как улучшить жилищные условия с помощью программ господдержки?

Россияне могут улучшить жилищные условия, воспользовавшись несколькими госпрограммами. Речь идёт о субсидировании ставки по кредиту и компенсации арендной платы.

АиФ.ru рассказывает, какие программы предлагают такую господдержку.

1. Программа «Жильё для российской семьи»

С ее помощью можно приобрести по ипотеке жилье в домах, построенных специально по этой программе.

В 2014–2017 годах в рамках программы предусмотрено строительство 25 млн кв. м общей площади жилья экономического класса с необходимой социальной инфраструктурой.

Квадратный метр такого жилья будет продаваться по цене ниже рыночной на 20% и не выше 30 тысяч рублей.

В некоторых регионах цена квадратного метра не на 20, а на 50% ниже рыночной.

Участники данной программы должны иметь деньги на первоначальный взнос в сумме не ниже 20% от стоимости жилья и постоянный доход, который позволит выплатить остальную сумму в согласованный с застройщиком срок.

Детальную информацию о программе можно посмотреть на сайте — www.программа-жрс.рф

Кто может стать участником программы?

Участниками программы могут быть несколько категорий граждан:

  • семьи с двумя и более несовершеннолетними детьми, являющиеся получателями материнского (семейного) капитала;
  • семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
  • жильцы домов, признанных непригодными для проживания;
  • граждане, проживающие в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  • граждане, чей совокупный доход совместно с проживающими с ними членами их семей составляет в среднем 45 тысяч рублей;

Подробнее о приобретении квартиры по льготной цене читайте >>>

2. Программа «Молодая семья»

Согласно этой программе жильем планируется до 2018 года обеспечить более 170 000 российских пар.

Программа не предполагает погашение кредитов. Тратить выделенные государством субсидии можно только на приобретение вторичного жилья.

Сумма субсидии составляет не более 30% от общей стоимости приобретаемого жилья.

Подробнее о программе читайте на сайте — www.programma-molodaya-semya.ru

Кто может стать участником программы?

На господдержку по данной программе могут рассчитывать семьи, в которых на каждого члена приходится не более 15 квадратных метров жилой площади.

Возраст участников должен составлять не более 35 лет.

Для получения субсидии, бюджет семей:

  • из двух человек должен быть не ниже 21 621 рублей,
  • из 3 человек — не ниже 32 510,
  • из четырех человек — не менее 43 350 рублей.

Какой размер субсидии?

Размер субсидии зависит от количества членов семьи:

  • семья из 2 человек может рассчитывать на помощь от государства в размере 600 000 рублей.
  • из 3 человек будет максимально субсидировано 800 000 рублей,
  • из 4 человек — до 1 000 000 рублей.

3. Программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Программа предусматривает различные формы господдержки для тех, кто пока не готов брать ипотеку и стоит на очереди.

В ожидании новой квартиры очередники могут снимать жилье, и город возмещает им часть расходов.

Среднерыночная цена найма определяется исходя из размера площади жилого помещения, которая необходима семье данной численности:

  • для одиноко проживающего гражданина — 33 кв. м;
  • для семьи, состоящей из двух граждан, — 36 кв. м;
  • для семьи, состоящей из трех граждан, — 54 кв. м;
  • для семьи, состоящей из четырех или более граждан, — по 18 кв. м на каждого человека.

Кому предоставляется компенсация?

На компенсацию от государства могут рассчитывать граждане, нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятые на учет до 1 марта 2005 года.

Какой размер компенсации?

Размер компенсации равен 50% от средней рыночной цены найма квартиры в городе Москве или Московской области и зависит от количества членов семьи.

Улучшение жилищных условий в 2014 году

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА

от 18 августа 2014 года N 1797

Об утверждении муниципальной программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 — 2021 годы»

(с изменениями на 30 марта 2018 года)

В соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 03.04.2014 N 635 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ», в целях улучшения жилищных условий молодых семей в городе Барнауле постановляю:

1. Утвердить муниципальную программу «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 — 2021 годы» (приложение).

2. Считать утратившими силу постановления администрации города:

от 25.05.2011 N 1626 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2011 — 2021 годы»;

от 07.09.2012 N 2534 «О внесении изменений в постановление администрации города от 25.05.2011 N 1626»;

от 14.05.2013 N 1702 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города от 25.05.2011 N 1626 (в редакции постановления от 07.09.2012 N 2534)»;

от 13.11.2013 N 3474 «О внесении изменений в постановление администрации города от 25.05.2011 N 1626 (в редакции постановления от 14.05.2013 N 1702)»;

от 19.02.2014 N 292 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города от 25.05.2011 N 1626 (в редакции постановления от 13.11.2013 N 3474)».

3. Постановление вступает в силу с 01.01.2015.

4. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать постановление в газете «Вечерний Барнаул» и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальной политике Артемова А.В.

Глава администрации г. Барнаула
И.Г.САВИНЦЕВ

Приложение. Муниципальная программа «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 — 2021 годы»

Приложение
к Постановлению
администрации города
от 18 августа 2014 г. N 1797

Паспорт муниципальной программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 — 2021 годы»

Ответственный исполнитель Программы

Комитет по делам молодежи администрации города Барнаула (далее — комитет)

Программно-целевые инструменты Программы

Улучшение жилищных условий молодых семей

Оказание поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях;

предоставление молодым семьям субсидий за счет средств бюджета города на погашение части банковской процентной ставки по полученным ипотечным кредитам на приобретение жилых помещений

Целевые индикаторы и показатели Программы

Количество молодых семей города Барнаула, улучшивших свои жилищные условия за счет средств федерального, краевого бюджетов и средств бюджета города;

доля бюджетных средств, направляемых на строительство индивидуального и приобретение нового жилья, в общем объеме бюджетных средств, выделяемых в рамках Программы;

количество молодых семей, получивших социальные выплаты за счет средств бюджета города на погашение части банковской процентной ставки по оформленным ипотечным кредитам на приобретение жилых помещений

Сроки и этапы реализации Программы

2015 — 2021 годы. При выполнении мероприятий Программы не предусматривается их деление на этапы

Объемы финансирования Программы

Реализация мероприятий Программы является расходным обязательством городского округа — города Барнаула Алтайского края в части финансирования за счет средств бюджета города.

Объем финансирования Программы за счет всех средств в 2015 — 2021 годах составляет 886962,45 тыс. рублей, в том числе:

Средства внебюджетных источников

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей федерального, краевого бюджетов и бюджета города, внебюджетных источников

(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 30.03.2018 N 612)

Ожидаемые результаты реализации Программы

Обеспечение жильем не менее 401 молодой семьи города Барнаула за счет предоставления социальной выплаты;

сохранение доли бюджетных средств, направляемых на строительство индивидуального и приобретение нового жилья, в общем объеме бюджетных средств, выделяемых в рамках Программы, на уровне 89,6%;

предоставление 95 молодым семьям субсидий за счет средств бюджета города для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным (жилищным) кредитам, полученным молодыми семьями на приобретение жилого помещения, либо участие в долевом строительстве

(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 30.03.2018 N 612)

1. Общая характеристика сферы реализации Программы

На территории города Барнаула в период с 2005 по 2010 годы реализовывалась программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей» приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Главным ее результатом стало создание в городе системы поддержки молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, в целях повышения качества жизни данной категории населения, стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в городе Барнауле. За 6 лет реализации программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей» улучшили свои жилищные условия более 500 молодых семей города Барнаула.

Разработаны правовые, финансовые и организационные механизмы государственной поддержки молодых семей, желающих улучшить жилищные условия. Систематизирован учет семей, нуждающихся в жилых помещениях, отработан порядок предоставления семьям средств из федерального, краевого бюджетов, средств бюджета города и контроля за их использованием.

Актуальность данной проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода, они не в состоянии внести первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, государственная и муниципальная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

За время реализации программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей» неоднократно вносились изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. С 2008 года изменен подход к расчету размера социальной выплаты участникам программы.

В 2011 году вступили в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы» и постановление Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N 590 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011 — 2015 годы». Постановлением администрации города от 25.05.2011 N 1626 утверждена муниципальная программа «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2011 — 2021 годы» (далее — программа).

За период реализации программы 2042 молодые барнаульские семьи получили возможность улучшить свои жилищные условия и приобрести или построить собственное жилье.

В настоящее время молодые семьи получают от 30% до 50% от расчетной стоимости жилья, установленной по Алтайскому краю, и размер получаемой выплаты напрямую зависит от приобретения ими жилья на первичном или вторичном рынке. Данные условия повлекли за собой увеличение количества молодых семей, направляющих денежные средства на приобретение жилья на первичном рынке.

Участниками программы по городу Барнаулу с 2011 года приобретено и построено 104,5 тыс. кв. м жилья, на что семьями направлено 1581,4 тыс. рублей из внебюджетных источников (ипотечные кредиты, займы, собственные средства). По данным Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края по городу Барнаулу показатель по приобретению нового (строительству индивидуального) жилья за 3 года реализации программы составил 71,2% (74,5 тыс. кв. м, в том числе 13,6 тыс. кв. м — строительство индивидуального жилья).

Такие темпы реализации жилищных программ для молодых семей в предыдущие годы вызвали увеличение количества молодых семей, желающих принять участие в программе и приобрести свое жилье. По состоянию на 01.01.2014 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Барнауле признаны 7575 молодых семей, из них 3964 молодые семьи подали документы на участие в программе.

2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы, цель и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации

2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы

(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 30.03.2018 N 612)

Стратегическая цель государственной политики в жилищной сфере — создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.

Одним из приоритетов государственной политики в жилищной сфере является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения.

На сегодняшний день на территории Алтайского края и городского округа — города Барнаула в рамках федеральных и краевых государственных программ реализуются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в предусмотренном законодательством порядке, граждан — в рамках основного мероприятия государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.

На территории города Барнаула в рамках краевых нормативных правовых актов исполняются мероприятия по реализации государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 — 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 31.10.2014 N 503.

Программа направлена на реализацию второго направления Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года — «Развитие человеческого капитала», утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 19.12.2013 N 234, в том числе на реализацию задачи «Повышение доступности жилья».

2.2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является улучшение жилищных условий молодых семей.

Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:

оказание поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях;

предоставление молодым семьям субсидий за счет средств бюджета города на погашение части банковской процентной ставки по полученным ипотечным кредитам на приобретение жилых помещений.

2.3. Конечные результаты реализации Программы

(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 30.03.2018 N 612)

В результате реализации мероприятий Программы к 2021 году ожидается:

обеспечение жильем за счет предоставления социальной выплаты не менее 401 молодой семьи города Барнаула;

сохранение доли бюджетных средств, направляемых на строительство индивидуального и приобретение нового жилья, в общем объеме бюджетных средств, выделяемых в рамках Программы, на уровне 89,6%;

предоставление 95 молодым семьям субсидий за счет средств бюджета города для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным (жилищным) кредитам, полученным молодыми семьями на приобретение жилого помещения, либо участие в долевом строительстве.

Сведения о целевых индикаторах и их значениях приведены в приложении 1 к настоящей Программе.

2.4. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 2015 — 2021 годов. При выполнении мероприятий Программы не предусматривается их деление на этапы.

3. Обобщенная характеристика мероприятий Программы

Для достижения конечных результатов Программы необходимо осуществление комплекса мероприятий, соответствующих цели и задачам Программы.

С целью оказания поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законодательством порядке, необходимо осуществление следующих мероприятий:

предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;

предоставление субсидий молодым семьям.

Перечень мероприятий Программы отражен в приложении 2 к настоящей Программе.

4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы

(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 30.03.2018 N 612)

Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий Программы;

средства бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета города Барнаула;

средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения, строительство индивидуального жилого дома или участие в долевом строительстве, в том числе ипотечные жилищные кредиты.

Реализация мероприятий Программы является расходным обязательством городского округа — города Барнаула Алтайского края в части финансирования за счет средств бюджета города.

Объем финансирования Программы за счет всех средств в 2015 — 2021 годах составляет 886962,45 тыс. рублей, в том числе:

Смотрите так же:

  • Юрист в строительной компании чем занимается Чем занимается юридический отдел на предприятии 812 )448 97 00 — — ( 812 ) 715 99 44 Работа любой строительной компании невозможна без юридического сопровождения. Помощь может понадобиться в любой момент: она может быть нужна и в разрешении […]
  • 6 12 свидетелей 6 12 свидетелей Телесериал Без свидетелей 2 сезон 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 серия смотреть онлайн […]
  • Закон о регистрации ю Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в наименование […]
  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • П2ч1 ст 77 тк рф п8 ч1 ст 77 тк рф Каким числом после закрытия больничного уволить работника, признанного инвалидом, по пункту 8 части 1 ст работник находясь на больничном признан инвалидом с 12 мая 2014 года данный больничный лист закрыт и сразу же выдан новый […]
Комментарии запрещены.