Военная служба в выслугу мвд

Военная служба в выслугу мвд

Военная пенсия за выслугу лет

Из самого названия этой пенсии следует, что её надо выслужить, то есть наработать необходимый стаж службы для ее назначения. Данный вид пенсионного обеспечения дается не просто так, а за те лишения, которые претерпевает служивый за 20 и более лет своей жизни. Однако минимальная выслуга лет, которая нужна для назначения пенсионного обеспечения военнослужащим — это 12,5 лет.

Фактически весь период службы он не принадлежит ни себе, ни семье, а только Государству. И именно за эти заслуги после увольнения он получает различные преференции, в том числе в виде пенсии за выслугу лет. Пенсионеры такого вида составляют самую многочисленную категорию среди военных пенсионеров.

Кому положена военная пенсия за выслугу лет?

Законодательство о пенсионном обеспечении силовиков достаточно консервативно, закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» регламентирует правовые отношения военных пенсионеров и с 1993 года претерпел незначительные изменения.

Право на указанный вид выплат распространяется на офицеров, прапорщиков, мичманов, рядовых-контрактников, проходивших военную службу в различных силовых органах РФ и бывшего Советского Союза, кроме прокурорских работников и судей, у них своя система обеспечения пенсией.

  • Пенсия силовикам за выслугу лет — это обеспечение лиц, имеющих определенный стаж (выслугу) не менее 20 лет после оставления службы.
  • Если увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, невозможно по состоянию здоровья продолжать службу или при организационно-штатных мероприятиях (ОШМ), однако военнослужащий выслужил не менее 12,5 лет и его трудовой стаж 25 лет и более, то они также подлежат пенсионному обеспечению по смешанному стажу.

При подсчете общего трудового стажа включаются все виды деятельности, установленные для трудовых (страховых) пенсий.

Обеспечение военными пенсиями распространяется не только на граждан Российской Федерации, но также Россия несет расходы по выплате пенсии людям, отдавшим долг нашей Родине, которые в настоящее время являются иностранными гражданами, если их государство не взяло на себя обязательство по пенсионному обеспечению таких категорий.

Например, пенсии бывшим военным, проживающим в странах Балтии (Литва, Латвия, Эстония), выплачивается из федерального бюджета РФ.

Порядок исчисления выслуги лет

В требуемую выслугу включается служба «при погонах» на различных должностях, в следующих структурах:

  • Вооруженных силах РФ и СССР, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств (СНГ);
  • пограничных, внутренних, железнодорожных войсках;
  • федеральных органах правительственной связи и информации;
  • войсках гражданской обороны;
  • органах федеральной службы безопасности (ФСБ), контрразведки, органах внешней разведки;
  • органах государственной охраны;
  • государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • иных воинских формированиях государства.

В подсчет выслуги включаются и другие периоды: работы в гос. органах власти и силовых структурах, если они протекали перед службой, периоды пребывания в плену, отбывания наказания и содержания под стражей в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В отдельных случаях может быть включена учеба.

По общему правилу, периоды службы и иной деятельности, подлежащие включению в выслугу лет, считаются календарно. Однако время, когда служба протекала в особых условиях, включается в льготном исчислении. Учеба включается в подсчёт как 1 год учебы за полгода службы.

Например, период службы летного состава (при условии налета установленной нормы часов), в отдаленных местностях нашей Родины или на Крайнем Севере включается в выслугу как 1 месяц за 2.

Денежное довольствие военнослужащих для исчисления пенсии

Под денежным довольствием (ДД) понимается должностной оклад в сумме с окладом по воинскому или специальному званию (без повышения за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), а также надбавки, положенные за выслуженные года (стаж службы), которые были перед увольнением.

Если перед увольнением был перевод по состоянию здоровья с летной должности, службы на подводной лодке или атомном корабле на другую менее оплачиваемую должность, то возможно принять при расчете пенсии довольствие до перевода по этому основанию.

Размер пенсии за выслугу лет

Размер пенсионного обеспечения военных пенсионеров напрямую зависит от следующих факторов:

  • количества лет, вошедших в подсчет выслуги в льготном исчислении;
  • должности и звания, с которым военный вышел на пенсию;
  • наличия у него классного чина;
  • наличие иждивенцев.

Поэтому чем больших высот достиг военный и дольше прослужил, тем выше будет его довольствие после увольнения.

При выслуге 20 лет положено 50%ДД + 3%ДД за полный год свыше 20 лет. Тем, у кого смешанный стаж и общий трудовой 25 лет, считается 50%ДД + 1%ДД за каждый год сверх 25 лет.

Размер пенсии не может составлять более 85% денежного довольствия. Не полные года в подсчете не учитываются. К начисленному размеру пенсии применяется районный коэффициент, установленный в местности получения пенсии.

  • Капитан, уволен из рядов вооруженных сил РФ по окончанию контракта, его выслуга на дату увольнения составляет 26 лет 5 месяцев 12 дней. Размер пенсии составит:
    • 50% ДД (за выслугу) + 6 × 3% ДД (за стаж сверх 25 лет) = 68% денежного довольствия на момент увольнения.
  • Старший лейтенант МВД РФ, у которого выслуга при увольнении по ОШМ составляет 15 лет 5 месяцев 12 дней, кроме этого, имеется общий стаж 11 лет 1 месяц 15 дней. Смешанный стаж составляет 27 лет 6 месяцев 27 дней. Тогда размер пенсионного обеспечения будет равен:
    • 50% ДД (за 25 лет общего стажа) + 2% ДД (за выработку сверх нормы) = 52% денежного довольствия на момент увольнения.

Таким образом, можно проследить, что пенсия при смешанном стаже как правило меньшего размера, чем при наличии выслуги от 20 лет. Надбавки, увеличения и повышения пенсий, рассчитываются из размера социальной пенсии, предусмотренной статьей 18 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — закон № 166-ФЗ) и подлежат пересмотру вместе с увеличением данной пенсии.

Увеличение пенсии военным пенсионерам

Денежное довольствие должно применяться в размере 100%, однако после его существенного повышения было установлено ограничение при расчете пенсии. Начиная с 2012 года при расчете пенсии денежное довольствие стало учитываться как 54%, но с 2013 года оно начало повышаться на 2% до достижения 100%. Несмотря на это, размер пенсии в абсолютных величинах был увеличен.

Однако есть категории силовиков, на которых ограничение не распространяется, это пенсионеры Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, Прокуратуры и Следственного комитета РФ. Также размеры военных пенсий пересматриваются с ростом доходов действующих силовиков.

Кроме основного размера пенсии, отдельным категориям заслуженных граждан положены повышения, такие же, как для гражданских пенсий:

  • Героям Советского Союза, Российской Федерации и награжденным орденом Славы трех степеней — на 100% размера пенсии;
  • Героям Социалистического Труда, Труда Российской Федерации — на 50%.

Если лица неоднократно были удостоены звания, то пенсия повышается за каждое звание:

  • чемпионам Олимпийских, Сурдлимпийских и Параолимпийских игр — на 50%;
  • полным кавалерам ордена Трудовой Славы или «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» — на 15%;
  • участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» — на 32%;
  • лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным — на 16%.

Надбавки к военной пенсии

К пенсии военнослужащих при возникновении определенных обстоятельств в соответствии со ст. 17 закона N 4468-1 устанавливаются следующие надбавки:

  1. инвалидам 1 группы и лицам, достигшим 80 лет, назначается надбавка за присмотр за ними в размере 100% размера пенсии;
  2. на нетрудоспособных иждивенцев, при отсутствии работы у заявителя и пенсии у иждивенца — 32%, 64% или 100% размера пенсии, в зависимости от количества иждивенцев;
  3. участникам Великой Отечественной войны, если они не имеют группу инвалидности — 32% пенсионного обеспечения, а при достижении 80 лет — 64%.

Следует отметить, что при определении права на установление надбавки на иждивенцев, силовики стоят в неравном положении по сравнению с гражданскими. У них имеются ограничения для получения надбавки в виде обязательного отсутствия работы, отсутствия пенсии у иждивенца или, если второй родитель тоже является пенсионером, то они не могут получать надбавку. У гражданских эти ограничения отсутствуют.

Индексация пенсий за выслугу лет в 2018 году

Размер денежного довольствия при назначении пенсии каждый год должен индексироваться на 2% до того момента, пока расчетный размер пенсионного обеспечения не достигнет 100% довольствия. Комитет обороны Государственной Думы пересмотрел размер понижающего коэффициента военным пенсионерам в 2017 году и денежное довольствие для исчисления и назначения пенсионных выплат стало учитываться в размере 72,23%.

При этом в 2018 году понижающий коэффициент решили оставить без изменений (ФЗ от 05.12.2017 N 365-ФЗ).

Однако, несмотря на не измененную величину понижающего коэффициента, в 2018 году было принято решение произвести индексацию денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, на 4%. В связи с этим, пенсионное обеспечение военных будет увеличено в 1,04 раза 1 января.

Минимальный размер пенсии

Гарантированный государством минимум для указанных выплат соответствует размеру социальных пенсий лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 18 закона № 166-ФЗ и с 1 апреля 2017 года составляет 5034 рублей 25 копеек. С 1 апреля 2018 года социальная пенсия будет проиндексирована на 4,1%, после чего составит 5240 рублей 65 копеек.

Бывает, что размер назначаемого государством пенсионного обеспечения граждан является ниже прожиточного минимума, определяемого исходя из темпа роста цен. Если такое происходит, то пенсионеру в беззаявительном порядке будет назначаться социальная доплата к пенсии.

Размер военных пенсий за выслугу лет зависит от размера получаемого денежного довольствия и, как правило, он довольно высокий по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения, поэтому военным гражданам социальные доплаты обычно не устанавливаются.

Условия назначения пенсии за выслугу лет

Данный вид пенсионных выплат устанавливается тем военным гражданам, которые наработали определенный стаж в военной должности. Таким образом, пенсия за военных стаж (выслугу) может назначаться при соблюдении следующих условий:

  • Пенсия назначается тем, кто уволен с военной службы при наличии специальной выработки не менее 20 лет.
  • Если увольнение последовало по причине достижения предельного возраста службы — 45 лет, или по состоянию здоровья либо по организационно-штатным мероприятиям (сокращению), то при наличии общего трудового стажа не менее 25 календарных лет (в том числе не менее 12,5 лет служба в силовых ведомствах), то гражданин имеет право на пенсионное обеспечение по смешанному стажу.

Если не выполняются вышеизложенные условия, то данный вид пенсионного обеспечения назначаться не будет.

Сроки назначения пенсии

Пенсия устанавливается с момента увольнения из органов и выплачивается пожизненно, либо до момента повторного поступления на военную службу.

Назначение производят уполномоченные отделы ведомств, в которых проходила служба перед увольнением, по заявлению лица. К заявлению следует приложить необходимые документы, дающие право на увеличение размера (об иждивенцах, наградах и т.д.), подтверждающие отсутствие работы и другие, в срок не позднее 3-х месяцев со дня подачи заявления. После поступление всех необходимых документов производится назначение в течение 10 дней.

Выплата пенсии военным пенсионерам

Пенсия выплачивается через банковские отделения (обычно через отделения Сбербанка) или почтовой связи по месту жительства гражданина, проживающего в России. Выплата пенсии за границу регулируется соглашениями с этими странами.

Расходы по доставке производятся за счет федерального бюджета. Доставка пенсии осуществляется за текущий месяц. Осуществления трудовой деятельности не является препятствием для получения пенсии, однако ограничивает право на надбавку на иждивенцев и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

Право на получение второй пенсии

По достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), военные пенсионеры могут претендовать на вторую пенсию — страховую по старости. Однако для ее получения необходимо выработать «гражданский» стаж, который не вошел в военную пенсию.

До 2015 года требуемый минимальный стаж составлял всего 5 лет. Однако, с изменением в законодательстве, с 2015 года ежегодно увеличиваются требования на один год и на 2018 год необходимо не менее 9 лет. Таким образом, к 2025 году для назначения второй пенсии будет необходимо иметь 15 лет гражданского стажа.

Размер второй выплаты зависит от количества отработанных лет и заработка до 2002 года, а также начисленных страховых взносов с 2002 года, но не предусматривает увеличение выплаты в связи с наличием иждивенцев.

Полученный размер пенсии будет заведомо меньше чем у гражданских пенсионеров, так как в его расчет не входит фиксированная выплата. Тем не менее, каждый год 1 февраля происходит индексация страховой пенсии, поэтому ее размер будет возрастать.

Заключение

Пенсии военнослужащим стоят особняком в пенсионном законодательстве. Эти выплаты касаются только силовиков. Увеличение денежного довольствия существенно повысило пенсии военных, что положительно отразилось на благосостоянии указанных лиц, повысило боевой дух Армии, сделало привлекательным для молодежи службу в силовых структурах.

Раздел II. ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ.

Статья 14. Условия назначения пенсий

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)

Право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, лица начальствующего и рядового состава, имеющие выслугу на военной службе и (или) на службе 20 и более лет;
б) военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, лица начальствующего и рядового состава, достигшие на день увольнения с военной службы или со службы предельного возраста состояния на военной службе или на службе, имеющие выслугу лет с учетом стажа работы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляют военная служба и (или) служба.
Пенсии за выслугу лет назначаются лицам, указанным в пунктах «а» и «б» части первой настоящей статьи, при увольнении с военной службы или со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья после увольнения с военной службы или со службы, а лицам, указанным в пункте «а» части первой настоящей статьи, при увольнении по другим основаниям — при достижении предельного возраста состояния на военной службе или на службе, установленного законодательными актами Республики Беларусь.

(ст. 14, Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»)

Статья 15. Размеры пенсий

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)

Пенсии за выслугу лет назначаются в следующих размерах:
а) военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава, имеющим выслугу 20 и более лет (пункт «а» части первой статьи 14 настоящего Закона): за выслугу 20 лет — 50 процентов, а уволенным в отставку по возрасту или болезни — 60 процентов соответствующих сумм денежного довольствия (статья 42 настоящего Закона); за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента соответствующих сумм денежного довольствия, но всего не более 75 процентов этих сумм;
б) военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава, имеющим выслугу лет с учетом стажа работы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляют военная служба и (или) служба (пункт «б» части первой статьи 14 настоящего Закона): за выслугу лет с учетом стажа работы 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия (статья 42 настоящего Закона); за каждый год выслуги с учетом стажа работы свыше 25 лет — 1 процент соответствующих сумм денежного довольствия, но всего не более 75 процентов этих сумм;
в) лицам, указанным в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, размер пенсии за выслугу лет увеличивается: принимавшим участие в период прохождения военной службы или службы в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятым на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным) в период с 26 апреля по 31 мая 1986 года — на 15 процентов; с 1 июня по 31 декабря 1986 года — на 10 процентов; в 1987-1989 годах не менее 20 суток, а также прослужившим в зонах первоочередного отселения и последующего отселения не менее трех лет — на 5 процентов;
г) пенсионерам, получающим пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 14 настоящего Закона, достигшим возраста, дающего право на получение пенсии по возрасту на общих основаниях (далее — пенсионный возраст), размер пенсии за выслугу лет увеличивается за каждый год стажа работы (со дня увольнения с военной службы или со службы до дня достижения пенсионного возраста), предусмотренного частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», — на 1 процент соответствующих сумм денежного довольствия (статья 42 настоящего Закона), но всего не более 75 процентов этих сумм.

(ст. 15, Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»)

Статья 16. Минимальный размер пенсий

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)

Пенсии за выслугу лет, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, не могут быть ниже 150 процентов установленного законодательством Республики Беларусь минимального размера пенсии по возрасту.

(ст. 16, Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»)

Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет

К пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава (в том числе к исчисленной в минимальном размере), начисляются надбавки на уход:
(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.05.2000 N 385-З, от 11.01.2002 N 89-З, от 05.11.2003 N 244-З, от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
инвалидам I группы — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
(абзац 2 части 1 статьи 17 в ред. Закона Республики Беларусь от 03.01.2002 N 75-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, а также другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи, — 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
(абзац 3 части 1 статьи 17 в ред. Закона Республики Беларусь от 03.01.2002 N 75-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
При наличии права на надбавку на уход по различным основаниям, предусмотренным в настоящей статье, надбавка начисляется по одному из указанных оснований.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсий военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, см. Указ Президента Республики Беларусь от 13.11.2006 N 666.

(ст. 17, Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»)

Статья 18. Исчисление выслуги лет для назначения пенсий
(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)

Исчисление выслуги лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 14 настоящего Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава осуществляется с соблюдением следующего:
(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) в выслугу лет для назначения пенсий, исчисляемую в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, засчитываются военная служба, служба на должностях начальствующего и рядового состава, служба в партизанских отрядах и соединениях, время работы в государственных органах и иных организациях с оставлением на военной службе или в кадрах органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против государства или Родины, время содержания под стражей и отбывания наказания военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных;
(в ред. Законов Республики Беларусь от 05.11.2003 N 244-З, от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) периоды прохождения военной службы и службы засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях и при обстоятельствах, определенных законодательством Республики Беларусь;
(п. «б» статьи 18 в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) наряду с военной службой и службой в Республике Беларусь в выслугу лет для назначения пенсий засчитываются военная служба и служба, в том числе на льготных условиях, в бывшем СССР и в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также служба лиц начальствующего и рядового состава в органах внутренних дел Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики до 1 января 1993 года;
(в ред. Законов Республики Беларусь от 05.11.2003 N 244-З, от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) при исчислении выслуги лет для назначения пенсий соответствующим категориям военнослужащих, проходившим военную службу по контракту за пределами Республики Беларусь на территории других государств — участников Содружества Независимых Государств, наряду со льготными условиями зачета военной службы по контракту в выслугу лет для назначения пенсий, установленными законодательством Республики Беларусь, применяются также льготные условия зачета в выслугу лет их военной службы по контракту за границей в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями, установленные законодательством государств, на территории которых они проходили военную службу по контракту;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2008 N 323-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная в соответствии с ранее действовавшим законодательством, с введением в действие настоящего Закона и в последующем при возобновлении выплаты пенсии перерасчету в сторону уменьшения не подлежит.

(ст. 18, Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»)

Срочная служба в армии при исчислении выслуги лет

Алекс78 (13 Май 2013 — 19:58) писал:

Должна входить в льготном исчислении. Вы же сами дали ссылку на ППРФ.
ППРФ от 22 сентября 1993 г. N 941
«3. В выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях:
г) один месяц службы за полтора месяца:
в высокогорных местностях на высоте 1500 метров и более над уровнем моря (кроме службы в местностях на высоте 2500 метров и более в сроки, указанные в абзаце десятом подпункта «в» настоящего пункта): для военнослужащих — с 1 апреля 1973 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы — с 1 мая 1985 г.;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475)
в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря, а в исключительных случаях и ниже — по перечням воинских частей, подразделений, учреждений, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, утверждаемым соответственно Министром обороны Российской Федерации, а также Министром внутренних дел Российской Федерации и Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по согласованию с Генеральным штабом, — с 1 января 1988 г.;»

Если Ваша часть располагалась на соответствующей высоте, то должны засчитать. Как видите, существует даже возможность льготного зачета времени службы и в частях, располагающихся на высоте ниже 100 метров, но только если они включены с специальный перечень.

Сообщение отредактировал Пенс: 13 Май 2013 — 20:22

Определение Верховного Суда РФ о зачете в выслугу лет периода срочной службы в СКР

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июля 2015 г. N 48-КГ15-6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. гражданское дело по иску С. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет

по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области по доверенности И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области М. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее — ГУ МВД России по Челябинской области), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области (далее — ОМВД России по г. Миассу) о признании незаконным отказа в удовлетворении рапорта С. признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 11 апреля 2014 г.

В обоснование заявленных требований С. указал на то, что в ноябре 1994 года он был призван на военную службу и в период службы с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, является ветераном боевых действий. В дальнейшем он проходил службу в органах внутренних дел и 14 февраля 2014 г. подал рапорт об увольнении со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, однако в удовлетворении рапорта ему было отказано ввиду отсутствия у него необходимой выслуги — 20 лет и более. Из расчета выслуги лет С. представленного работодателем, следовало, что периоды прохождения С. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. были включены календарно, поэтому выслуга лет составила 18 лет 7 месяцев 13 дней. С. считал отказ в удовлетворении рапорта незаконным, поскольку время его участия в боевых действиях в Чеченской Республике в указанные периоды подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении — из расчета 1 день службы за 3 дня, в связи с чем его выслуга по состоянию на 14 февраля 2014 г. составляет 20 лет 1 день и он имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Представители ответчиков иск в суде не признали.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. в удовлетворении иска С. о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. решение Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. отменено, по делу принято новое решение, которым за С. признано право на получение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. в льготном исчислении — из расчета 1 день службы за 3 дня. На ГУ МВД России по Челябинской области возложена обязанность назначить С. пенсию за выслугу лет с 11 апреля 2014 г. В остальной части исковых требований С. отказано.

Представитель ГУ МВД России по Челябинской области И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. как незаконного и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации П. 20 марта 2015 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и ее же определением от 17 июня 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции истец С. не явился, направил письменные возражения на кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Челябинской области. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие С.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее возражения С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что С. в период с ноября 1994 года по ноябрь 1996 года проходил военную службу по призыву, при этом с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. он участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете.

С 16 июня 1997 г. С. проходил службу в органах внутренних дел, с 7 февраля 2013 г. — в должности … ОМВД России по г. Миассу.

10 апреля 2014 г. С. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по соглашению сторон.

В удовлетворении рапорта С. об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) отказано в связи с недостаточностью выслуги лет для назначения пенсии.

При этом весь период прохождения С. службы в армии, в том числе спорные периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., были включены ему в выслугу лет в календарном исчислении (1 год 11 месяцев 15 дней), в связи с чем его выслуга лет на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 10 апреля 2014 г. составила 18 лет 9 месяцев 9 дней.

Разрешая спор и отказывая С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее — Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицами по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Поскольку военная служба С. на территории Чеченской Республики проходила по призыву, а не по контракту (доказательств обратного суду представлено не было), суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и вынес по делу новое решение об удовлетворении иска С. исходя из следующих доводов.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее — Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, п. 5 которого предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

По мнению суда апелляционной инстанции, из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, относится период выполнения задач военнослужащими, проходившими военную службу по призыву, в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического их участия в боевых действиях при вооруженном конфликте.

Принимая во внимание, что фактическое участие С. в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., то есть прохождение им срочной службы по призыву в особых условиях, подтверждено в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии С. за выслугу лет указанного периода прохождения им военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, в отличие от суда апелляционной инстанции, правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении С. периоды его участия в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, поскольку он проходил военную службу по призыву.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С. соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, — в льготном исчислении в трудовой стаж.

Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции, которым за С. признано право на назначение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. в льготном исчислении — из расчета 1 день службы за 3 дня, нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Челябинской области, что, согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г., при вынесении которого судом правильно применены нормы материального права к спорным отношениям.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. отменить.

Оставить в силе решение Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г.

Примечание: Таким образом, определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 48-КГ15-6 закреплена правовая позиция, согласно которой периоды срочной военной службы по призыву, в ходе которой военнослужащие принимают участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, КТО (боевых действиях), засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в календарном исчислении. Указанные периоды зачету в выслугу лет на льготных условиях не подлежат.

Смотрите так же:

  • Воинская часть 94036 Воинская часть 74036 — Гороховецкий учебный центр Войсковая часть 74036 расположена в поселке городского типа Мулино в Нижегородской области. Изначально ещё в 20-х годах 20 века было принято решение об открытии тут Гороховецкого полигона. Учения в […]
  • Если ребенок родился мае Рожденные в мае Людям, рожденным в мае, благоволит планета Венера. Они принадлежат либо к знаку Тельца (с 21 апреля по 21 мая), либо к знаку Близнецов (с 21 мая по 20 июня). Для создания успешного будущего им лучше принимать важные решения в […]
  • Постановка в очередь на служебное жилье военнослужащим Постановка в очередь и получение жилья военнослужащему с выслугой более 20 календарных лет Я военнослужащий, первый контракт заключен в 1993 году. В 2003 г. уволился по окончанию контракта. В 2004 году призвался и заключил очередной контракт, служу […]
  • Исковое заявление о содержание матери Образец заявления на алименты на содержание жены до 3 лет Семейное законодательство нашего государства стоит на защите имущественных и неимущественных прав граждан, особенно незащищенных. Например, право на алиментные выплаты имеют не только […]
  • Что такое частичное лишение родительских прав Лишение матери родительских прав: причины и основания К сожалению, не всегда мать осознает принятой на себя ответственности за рождение маленького человека и не желает никаким образом менять свою жизнь и устоявшиеся привычки. Горе-матерей общество […]
Комментарии запрещены.