Выплата по уходу за ребенком от 15 до 3 лет

Выплата по уходу за ребенком от 15 до 3 лет

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 рублей). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Оформление и условия получения пособия на ребенка до 16 лет

Защита детства и материнства, помощь малообеспеченным семьям в воспитании детей – основные направления социальной политики нашего государства.

В большинстве случаев выплаты, положенные матери или опекуну для ухода за ребенком, прекращаются после 3 лет. Однако в некоторых случаях можно рассчитывать на помощь до 16 лет.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

На что можно рассчитывать?

Государство оплачивает:

  • единовременное пособие;
  • декретные по уходу за новорождённым;
  • ежемесячное пособие на ребёнка, не достигшего полутора лет;
  • материнский капитал;
  • уход за малышом до 3-х лет;
  • содержание до 16 лет.

Рассмотрим каждый вид выплат.

Единовременное

После рождения первого дитя государством в 2015 году предусмотрены единовременные пособия:

  • работающей матери (отцу) – 14497,80 руб.;
  • безработным – до 30000 руб.;
  • усыновителю (опекуну) инвалида, двоих малышей с родственной связью – около 100000 руб. на каждого.

При отсутствии у членов семьи прав на получение, эта функция возлагается на лицо, осуществляющее уход за новорождённым. Денежные средства назначаются в 10 — дневный период после сдачи документов.

Право на оплачиваемый этот вид отпуска имеют лица:

  • работающие и временно её потерявшие, отчислявшие взносы в социальный фонд;
  • учащиеся стационарных отделений всех учебных заведений;
  • контрактники, находящиеся на службе — во внутренних органах, в воинских формированиях;
  • индивидуальные предприниматели, выплачивающие социальные взносы не менее 6 месяцев;
  • безработные.

Для расчёта декретных учитывается среднедневной заработок исходя из заработной платы и рабочих дней (полностью оплаченных) 2-х предыдущих лет.

При работе в нескольких местах, данные берутся на всех работах.

Если при расчёте рабочих дней окажется, что этот период в данном году маленький, женщина вправе выбрать 2 других года с нормальным числом оплаченных дней.

При превышении среднего заработка максимального уровня оплаты труда, в расчёт принимается этот показатель. При получении среднего заработка ниже минимального нормативного уровня — используется норматив. Он применяется и при отсутствии страхового стажа в пределах 0,5 года.

Работающим лицам начисляется 100% средний заработок. Студентам – 100% размер стипендии. Безработным – из расчёта 515,33 руб. в месяц.

При уходе за малышом: отца, бабушки, других членов семьи, опекунов и усыновителей – деньги могут получать они.

Больничный лист с заявлением подаются по месту работы (учёбы). Для лиц, её не имеющих – в соц. отдел.

Ежемесячное до 1,5 лет

На основании Трудового Кодекса России (ст.256) правом на его получение наделён любой из членов семьи, осуществляющий уход за малышом.

Сумма пособий для категории работающих и учащихся — 40% средней заработной платы (за последние 2 года) и стипендии.

Минимальная величина для безработных матерей составляет:на первого малыша –2,7 тыс. руб. Второго и следующих – 5,4 тыс. руб.

Для оформления и получения необходимы:

  1. Оригинал и копия метрики о рождении или об усыновлении.
  2. Заявления: на отпуск и получение пособия.
  3. Справка с места учёбы (работы).
  4. Подтверждение на не оформление отпуска и пособия другим лицом.

Всё сдается в бухгалтерию предприятия (организации), учебного заведения.

Для граждан, не имеющих работу — в соц. службу. Для этой категории к перечисленным документам добавляются:

  1. Трудовая книжка (копия).
  2. Выписка о доходе с последней работы. На её основании начисляется пособие.
  3. Подтверждение о невыплате безработному пособий (отдел занятости населения).

Кроме оплаченного декретного отпуска для 1,5 годовалого малыша предусмотрены ежемесячные субсидии. Выплачиваются одному из членов семьи. Получателем может быть родитель, не имеющий гражданства, но проживающий в России.

Размер выплаты

Сумма зависит от финансовой возможности региона проживания и может ежегодно меняться. Для всех областей РФ эта величина увеличивается для:

  • матерей — одиночек на 100%;
  • семей, не получающих алименты – на 50%;
  • детей военнослужащих и призывников – на 50%.

При каких условиях пособия не даются или могут быть прекращены? Это может иметь место:

  • при нахождении малыша на полном государственном обеспечении;
  • в случае решения родительских прав;
  • когда опекунам уже назначены денежные средства на его воспитание и содержание;
  • при превышении среднего дохода семьи над нормативным уровнем.

Материнский капитал

Специальная программа субсидирования молодых семей после рождения второго дитя или последующего.

Представляет из себя сертификат на получение определённой суммы. Предусматривает целевое использование средств на:

  • образование;
  • перевод в накопительный или пенсионный фонды;
  • покупку недвижимости.

Выдачей сертификата занимается пенсионный фонд на основе представленных документов:

  1. Заявления.
  2. Метрики о рождении детей или документ об усыновлении.
  3. Паспорт получателя.
  4. Документ о гражданстве ребёнка.

После получения сертификата тратить деньги можно после исполнения малышу трёх лет. Исключение составляет наличие у семьи ипотечного кредита, который можно полностью или частично погасить за счёт полученных средств.

Семья, состоящая из 1,5 — 14 летних детей, может претендовать на дополнительное субсидирование в среднем

Помощь может быть не только материальной, но в виде льгот по обучению детей и оказанию им медицинской помощи.

Пособие до 16 лет

В Российской Федерации предусмотрены ежемесячные детские пособия до наступления ребенку 16 лет.

Если до этого периода ребёнок не окончит школу или другое учебное заведение, субсидии могут быть продлены до 18 лет.

Необходимые условия:

  1. Совместное проживание дитя с родителем (усыновителем, опекуном).
  2. Средний семейный доход не должен быть выше установленного прожиточного минимума.

Размер и оформление

Размер пособия до 16 лет варьирует от 0,5 до 1,5 тыс. руб.

Для получения субсидии в малообеспеченных семьях в региональное подразделение соц. защиты необходимо подготовить:

  1. Заявление на выплату с указанием № счёта, на который будет произведено перечисление.
  2. Копии паспортов и трудовых книжек родителей.
  3. Справку о з/плате родителей за три последних года. Если они не имеют работу – справка из службы занятости.
  4. Свидетельство о браке (копия).
  5. Копию метрики о рождении ребёнка. При усыновлении – копию документа, подтверждающего это.
  6. Справку с места проживания.

Документы рассматриваются на протяжение десяти дней.

Если данные о доходах подлежат проверке, работники службы соц. защиты обязаны уведомить об этом подателя заявления.

По истечению не более 30 дней после проверки решение сообщается заявителю.

Масштабная федеральная и региональная поддержки семьям – повысят рождаемость и улучшат материальное состояние родителей с минимальными доходами.

Как выплатить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Документы для получения пособия

Чтобы получить пособие, сотрудница должна представить организации следующие документы:

  • заявление о назначении пособия (при этом законодательством установлен единый перечень обязательных сведений, которые сотрудница должна указать в заявлении о назначении пособий, связанных с рождением ребенка);
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка и его копию или документ и его копию, подтверждающие факт рождения и регистрации ребенка, – при рождении ребенка на территории иностранного государства (выдает консульское учреждение России за границей, другое компетентное ведомство);
  • свидетельство об усыновлении ребенка и его копию (при усыновлении ребенка);
  • выписку из решения об установлении над ребенком опеки (предоставляет опекун);
  • свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущих детей и его копию (представляют сотрудницы, у которых уже есть (были) дети);
  • справку с места работы (службы, органов социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие (если отпуск оформляет один из родителей);
  • справку с места работы (службы, органов социальной защиты населения по месту жительства) обоих родителей о том, что ни один из них не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие (если отпуск оформляет другой родственник);
  • копию разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года – для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории России и не подлежащих обязательному социальному страхованию.

Такие правила установлены пунктом 54 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.

При этом справка с места работы (службы) второго родителя заполняется в произвольной форме и должна содержать только необходимую информацию (о том, что второй родитель не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие). Какие-либо дополнительные сведения (в частности, дата и номер приказа о приеме на работу) в этой справке не нужны.

Аналогичный вывод есть в письме Минздравсоцразвития России от 28 августа 2011 г. № 18-1/2756. Оно направлено ФСС России для использования в работе (письмо ФСС России от 14 сентября 2011 г. № 14-03-11/15-10658).

Заявление и необходимые для получения пособия документы (сведения) могут быть направлены в организацию в форме электронных документов. Они должны быть заверены электронной подписью в соответствии с требованиями Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ и статьями 21.1 и 21.2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ и представлены с использованием электронных носителей или телекоммуникационных сетей, включая Интернет.

Представление документов в указанном формате возможно:

  • лично или через законного представителя непосредственно в организацию;
  • посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг;
  • иным способом, позволяющим передать документы в электронном виде.

Представление документов, необходимых для получения пособия, в электронном виде приравнивается к согласию сотрудника с обработкой его персональных данных в целях и объеме, необходимых для назначения пособия. Поэтому если для назначения пособия нужны документы о других лицах, то дополнительно представляются заявления этих лиц о согласии на обработку их персональных данных.

Такие правила установлены пунктом 5.1 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.

Кто вправе получать пособие

Получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет вправе мать ребенка, а также другое лицо (вместо матери), которое фактически ухаживает за ребенком (ч. 4 ст. 11.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Более подробно об этом см. Кому выплачивать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет .

Пример получения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не матерью ребенка, а другим родственником

У секретаря организации Е.В. Ивановой 28 марта родился внук (Е.С. Петров). Декретный отпуск ее дочери А.Н. Петровой заканчивается 6 июня. Было решено, что за ребенком будет ухаживать бабушка (Иванова), так как мать ребенка хочет выйти на работу. Е.С. Петров является единственным ребенком Петровой.

Иванова представила в организацию следующие документы:

  • заявление о назначении пособия;
  • свидетельство о рождении ребенка и его копию;
  • справки с места работы отца и матери ребенка о том, что они не используют отпуск по уходу за ребенком и не получают ежемесячное пособие по уходу за ним.

Срок назначения пособия

Назначить пособие нужно не позднее 10 дней со дня получения от сотрудницы всех необходимых документов. Основанием для назначения пособия служит приказ о предоставлении сотруднице отпуска по уходу за ребенком. Такие правила установлены пунктами 57 и 58 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н. Решение о назначении пособия можно внести в унифицированную форму приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (форма № Т-6).

Пособие по уходу за ребенком положено с первого дня предоставленного отпуска по уходу или с момента рождения ребенка (ст. 14 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ). Подробнее об этом см. Кому выплачивать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет . Это значит, что пособие, вероятнее всего, нужно будет выплатить за неполный месяц.

Порядок выплаты пособия

Выплачивайте пособие ежемесячно в сроки, установленные для выдачи зарплаты (п. 51 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н). При этом организация по своему усмотрению может выплатить пособие:

  • авансом за наступивший месяц (например, если пособие за январь выплачено в срок выдачи зарплаты за декабрь, т. е. в январе);
  • в день выдачи зарплаты в месяце, следующем за начислением пособия (например, если пособие за январь выплачено в срок выдачи зарплаты за январь, т. е. в феврале).

Такой порядок подтвержден в письме ФСС России от 28 декабря 2009 г. № 02-13/07-13158. Несмотря на то что разъяснения в указанном письме основаны на утратившем силу постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865, выводы, сделанные в нем, в отношении сроков выплаты пособия актуальны и сейчас.

Выплатить пособие нужно, если сотрудница обратится за ним до того, как ребенку исполнится два года. В этом случае пособие выплачивается единовременно за весь период отпуска по уходу за ребенком. Об этом сказано в статье 17.2 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и пункте 80 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н. Если сотрудница обратится за пособием позже указанного срока, то решение о назначении пособия принимает не организация, а территориальное отделение ФСС России.

Такие правила установлены пунктом 80 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.

Внимание: если работодатель нарушит сроки выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, ему грозит ответственность.

В данной ситуации работодатель нарушает положения статьи 256 Трудового кодекса РФ и статьи 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. В этом случае сотрудник вправе обратиться в Государственную инспекцию труда, прокуратуру и суд (письмо ФСС России от 7 марта 2012 г. № 15-07-11/12-2451).

За нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность (ч. 1 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Руководителя организации, отказавшейся выплатить сотруднику пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, могут привлечь к уголовной ответственности .

Кроме того, за невыплату пособия в установленный срок организация будет обязана заплатить сотруднику денежную компенсацию. Ее размер – не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от невыплаченной суммы за каждый день просрочки (ст. 236 ТК РФ).

Прекращение выплаты пособия

Выплата пособия может прекратиться в следующих случаях:

  • с достижением ребенком возраста 1,5 лет;
  • с выходом сотрудницы на работу на условиях полного рабочего дня (при досрочном выходе из отпуска);
  • с увольнением сотрудницы;
  • со смертью ребенка;
  • с наступлением других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты (например, лишение родительских прав).

При наступлении обстоятельств, влекущих досрочное прекращение выплаты пособия, прекратите его выплачивать с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства.

Такие правила установлены пунктом 46 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.

О наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия, сотрудница должна известить организацию в течение 10 дней с момента их возникновения (п. 2 ч. 2 ст. 4.3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Если за месяц, в котором наступили такие обстоятельства, пособие уже выплачено, сумму переплаты не удерживайте. Начиная со следующего месяца, пособие не выплачивайте. Такие правила прописаны в пункте 83 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.

Если на момент обращения за пособием ребенок, за которым осуществлялся уход, умер, пособие выплачивайте по день наступления смерти ребенка (включительно) (п. 46 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н).

Несколько детей

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка, даже если за ребенком ухаживает отец или другой член семьи (ст. 15 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ).

Если сотрудница ухаживает за несколькими детьми, пособие платите на каждого ребенка. При этом суммированный размер пособия, рассчитанный исходя из среднего заработка, не может:

  • превышать 100 процентов среднего заработка;
  • быть меньше суммированного минимального размера пособия.

Об этом сказано в части 2 статьи 11.2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и в части 3 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

Положения части 3 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ сформулированы таким образом, что если суммированный размер пособия не соответствует одновременно двум этим условиям, нужно поступать так. Сотруднице выплатите сумму, соответствующую суммированному минимальному размеру пособия. Даже если эта сумма превышает 100 процентов ее среднего заработка.

Ситуация: какие документы нужно оформить, если, находясь в отпуске по уходу за первым ребенком, сотрудница родила второго ребенка?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой именно отпуск выбрала сотрудница в связи с рождением второго ребенка.

Если сотрудница родила второго ребенка в период ухода за первым ребенком, она может по своему выбору получать:

  • пособие по беременности и родам – в этом случае она должна прервать отпуск по уходу за первым ребенком и уйти в декретный отпуск;
  • пособие по уходу за первым ребенком – в этом случае отпуск по уходу за первым ребенком не прерывается.

Одновременно пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком не выплачиваются.

Это следует из статьи 13 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

В любом случае отпуск по уходу первым ребенком оформите приказом на основании заявления сотрудницы после представления ею всех необходимых документов.

Если сотрудница выбрала первый вариант, то на основании ее заявления работодатель издает:

  • приказ о прерывании отпуска по уходу за первым ребенком;
  • приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

По окончании второго декретного отпуска сотрудница пишет заявление о предоставлении отпуска по уходу за вторым ребенком. На основании этого заявления издайте приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (с выплатой пособия на двух детей).

Если сотрудница выбрала второй вариант, то она, родив второго ребенка, продолжает находиться в отпуске по уходу за первым ребенком. Соответственно, декретный отпуск ей не оформляйте.

После того как срок, установленный для второго декретного отпуска, истечет, а сотрудница представит все необходимые документы на второго ребенка (включая заявление), издайте приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (с выплатой пособия на двух детей).

Ситуация: как выплатить пособия по уходу за вторым и третьим ребенком, если третьего сотрудница ждет, находясь в отпуске по уходу за вторым, и при этом работает неполный рабочий день?

Пособие по уходу выплачивайте на каждого ребенка, которому еще не исполнилось 1,5 года.

При этом неважно, что женщина, находясь в отпуске по уходу за вторым ребенком, трудится неполный рабочий день. И в этом случае за ней сохраняется право на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет .

Если же сотрудница ждет третьего ребенка, будучи еще в отпуске по уходу за вторым, то по своему выбору она сможет получать в это время либо пособие по беременности и родам, либо пособие по уходу за ребенком. Одновременно и то и другое ей не полагается. Это следует из статьи 13 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

Сотрудница решила получать пособие по беременности и родам ? Тогда она должна написать заявление о прерывании отпуска по уходу за вторым ребенком с просьбой предоставить ей отпуск по беременности и родам. В этом случае выплата пособия по уходу за вторым ребенком прекращается на период отпуска по беременности и родам. То есть в этот период женщина получает только декретное пособие.

Когда же третий декретный отпуск завершится, сотрудница сможет получать пособия по уходу как за вторым, так и за третьим ребенком одновременно, пока каждому не исполнилось по 1,5 года.

Женщина все же захотела, как и прежде, получать пособие по уходу за вторым ребенком? Тогда никакое заявление с нее не берите и декретный отпуск не оформляйте. Родив третьего малыша, она продолжит пребывать в отпуске по уходу за вторым ребенком и будет получать пособие по уходу. Пособие же по беременности и родам ей не полагается.

Когда истечет срок для предполагаемого третьего декретного отпуска (в который женщина не пошла) и наступит третий отпуск по уходу за ребенком, выплачивайте сотруднице пособие по уходу как за вторым, так и за третьим ребенком, пока им не исполнилось по 1,5 года.

Такие выводы следуют из части 2 статьи 11.2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Независимо от того, какой из вариантов выбрала сотрудница, пособия по уходу за ребенком рассчитайте по общим правилам . При этом рассчитанная сумма пособий не может:

  • превышать 100 процентов среднего заработка;
  • быть меньше суммированного минимального размера пособий.

Если сумма пособия на двух и более детей не соответствует одновременно этим двум критериям – выплатите суммированный размер минимального пособия, даже если он превысит 100 процентов среднего заработка сотрудника.

Минимальная сумма пособия по уходу как за вторым, так и за третьим ребенком в 2015 году составляет 5436,67 руб.

Об этом сказано в части 2 статьи 11.2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и части 3 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

Внимание: в 2016 году изменился порядок индексации пособия. C 1 января по 1 февраля 2016 года минимальная сумма пособия такая же, что и в 2015 году. С 1 февраля 2016 года детские пособия проиндексированы на 7 процентов. Теперь минимальное пособие по уходу за первым ребенком составляет 2908,62 руб., а за вторым и последующими детьми – 5817,24 руб. (ст. 4 Закона от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ, постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 42).

Таким образом, минимальная сумма пособия по уходу за вторым и третьим ребенком, которую вы должны выплатить сотруднице, с 1 февраля 2016 года составляет 11 634,48 руб. (5817,24 руб. + 5817,24 руб.).

Крайний Север

Если сотрудница, ухаживающая за ребенком, работает в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, минимальный размер пособия определяется с учетом районных коэффициентов (п. 48 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н, ч. 2 ст. 15 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ).

Выплата пособия совместителям

Ситуация: как выплатить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, если в расчетном периоде сотрудница работала в двух или более организациях?

Ответ на этот вопрос зависит от того, в каких организациях сотрудница работала в расчетном периоде и продолжает работать на момент начала отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.

По общему правилу пособие по уходу за ребенком выплачивается только по одному месту работы. И если к началу отпуска сотрудница работает в нескольких организациях, то пособие по уходу за ребенком она может получить в одной из них по своему выбору. Об этом сказано в частях 2 и 2.1 статьи 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

При расчете пособия учитывается:

  • заработок сотрудницы за расчетный период, полученный в организации, которая начисляет пособие (по выбору сотрудницы);
  • заработок, полученный в расчетном периоде в тех организациях, с которыми трудовые отношения закончились.

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Рассмотрим три возможные ситуации.

1. Сотрудница на момент начала отпуска по уходу за ребенком работает в нескольких организациях, и в них же она трудилась в расчетном периоде. В этом случае пособие она получает лишь по одному месту работы, исходя из заработка, начисленного в этой организации. При этом не имеет значения, является эта организация основным местом работы сотрудницы или работой по совместительству. Женщина по собственному выбору может обратиться за назначением пособия к любому из работодателей. Доход, полученный в расчетном периоде в других организациях, не учитывается.

Такой порядок следует из положений части 2 статьи 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и писем ФСС России от 13 сентября 2013 г. № 15-03-09/12-2494П, от 21 августа 2013 г. № 14-12/04/18796, от 14 декабря 2010 г. № 02-03-17/05-13765.

Пример расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сотрудница на момент выхода в отпуск по уходу за ребенком работает в двух организациях. В расчетном периоде сотрудница работала в этих же организациях и других мест работы не имела

Е.В. Иванова ушла в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 30 апреля 2016 года. Ребенок у Ивановой первый. На момент выхода в отпуск по уходу за ребенком Иванова работает в организациях «Альфа» и «Торговая фирма «Гермес»».

В расчетном периоде (с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года) Иванова работала в этих же организациях. Заработка в других организациях Иванова не имела.

Заработок Ивановой в «Альфе» составил:

Смотрите так же:

  • Соцзащита юрист бесплатно Онлайн-консультация юриста по пособиям В связи с широким разнообразием единовременных и ежемесячных социальных выплат семьям с детьми в целом по России и в отдельных регионах страны, а также с учетом различных форм их предоставления (через органы […]
  • Статья 322 коап комментарий Комментарии к СТ 322.1 УК РФ Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции Комментарий к статье 322.1 УК РФ: 1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние […]
  • Ст 173 коап с комментариями Статья 173 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения Ст 173 ТК РФ с комментариями и […]
  • Судебное разбирательство в сша Этой страницы нет на нашем сайте Ссылка по которой вы пришли, неверна или страница была удалена со времени Вашего последнего посещения. При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — […]
  • Коап россия 2014 Сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, Россия Производитель: Россия, Воронежская швейная фабрика! В нашем интернет-магазине Trend Shop вы можете купить сигнальный светоотражающий жилет ГОСТ 12.4.281-2014 ярко-желтый, […]
Комментарии запрещены.
© 2019 | Сайт работает на WordPress | Тема: Nisarg