Закон и подзаконные акты презентация

Закон и подзаконные акты презентация

Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемПетр Четвериков

Похожие презентации

Презентация на тему: » Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.» — Транскрипт:

1 Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД

2 Законы и Подзаконные Акты Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации ( до 1992 г. РСФСР ) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты : указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации ( РФ ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

3 Законы и Подзаконные Акты Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР « О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения » (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и ( или ) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР « О предприятиях и предпринимательской деятельности » (1991 г.) и в законе РФ « О защите прав потребителей » (1992 г.).

4 Законы и Подзаконные Акты Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РСФСР « Об охране окружающей природной среды » (1991 г., введен в действие с г.). Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), законы Российской Федерации « О недрах » (1992 г.) и « Об экологической экспертизе » (1995 г.). До принятия соответствующих документов РФ продолжает действовать закон СССР « Об охране атмосферного воздуха » (1980 г.).

5 Законы и Подзаконные Акты Среди законодательных актов по охране труда отметим Основы законодательства РФ по охране труда (1993 г ) и Кодекс законов о труде РСФСР ( с изменениями и дополнениями 1992 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда. Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ « О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » (1994 г.), « О пожарной безопасности » (1994 г.), « Об использовании атомной энергии » (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций » (1995 г.).

6 Нормативно-техническая Документация Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов « Охрана природы », документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

7 Нормативно-техническая Документация Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду ( шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений ).

Источники права: законы и подзаконные акты

1. Источники права принято рассматривать в широком и узком смыслах:в широком смысле — это источник происхождения самих правовых норм; • в узком смыслеправовая форма, «резервуар», который содержит отдельные нормы права — нормативно-правовой акт.

В широком смысле среди источников выделяют:

естественное право — происходит из самой естественной природы человека, принадлежит человеку от рождения (сторонники данной теории считают, что нет необходимости закреплять в законах основополагающие права (на жизнь, свободу, достоинство и др.));

писаное право — все то, что создано в результате нормотворчества человека, государственных органов. Наиболее распространенным видом писаного права является нормативно-правовой акт — изданное компетентным государственным органом при соблюдении установленной процедуры формально определенное правило поведения (набор правил), имеющее общеобязательный характер;

обычное (обычаевое) право — сложившийся обычай, традиция поступать определенным образом. Обычаям часто впоследствии придается общеобязательная сила. Сборниками обычного права были первые законы, такие как Законы Хаммурапи (Древний Вавилон), Законы XII таблиц (Древний Рим), Салическая правда (франкское государство). Правовые обычаи сохранились как источники права до сих пор, хотя и утратили прежнее значение. Они достаточно широко распространены в торговом, морском, гражданском праве в качестве деловых обычаев (например, ИНКОТЕРМС — правила международной перевозки товаров, первоначально были деловыми обычаями, но впоследствии получили официальный статус). В Великобритании велика роль конституционных обычаев. Они часто существуют в устной форме, закреплены в сознании людей в виде высказываний: «Премьер-министр — лидер партии, победившей на выборах», и т.д.;

юридический прецедент — это решение административного или Судебного органа по конкретному делу, которое становится общеобязательным для судов при рассмотрении аналогичных дел. Является основным источником права в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США, Канада, Австралия, Зеландия, ряд других бывших колоний Великобритании). В связи с этим высока роль судей не только в осуществлении правосудия, но и в создании права («Право есть то, что говорят о нем судьи»). В последнее время в европейских странах, прецедент не является источником права, он постепенно приобретает большее значение. Так, в России постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда решающее значение для нижестоящих судов. Однако, это лишь элемент действия прецедентного права в континентальной правовой системе;

правовая доктрина — общепринятая в данном государстве концепция права, состоящая из трудов и исследований авторитетных ученых. Довольно широко используется в правовой семье прецедентного права. Применение правовой доктрины было распространено в Древнем Риме. Суд, вынося приговор, мог ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их мнением принимаемые судебные решения;

религиозные нормы играют роль источника права в теократических государствах. Принимаемые законы не должны противоречить религиозным нормам. Например, в Иране закон перед его принятием проходит обязательную экспертизу на соответствие нормам ислама;

В узком смысле источник права — конкретный вид нормативно-правового акта, содержащего нормы права, «резервуар», в котором находятся конкретные правовые нормы.

В России основными источниками права являются:Конституция РФ (от 12.12.93, в ред. от 25.07.2003) — закон высшей юридической силы, принятый на всенародном референдуме, закрепляющий основополагающие права человека и основы территориального и государственного устройства. Нормы Конституции имеют жесткий характер (их очень трудно изменить), в силу этого очень стабильны. Конституция РФ 1993 г. является основой всего действующего законодательства России, которое не должно противоречить Конституции; • федеральные конституционные законы (ФАЗ)базовые законы, прямо предусмотренные Конституцией, развивающие некоторые положения Конституции и регулирующие наиболее значимые общественные отношения (например, режим военного, чрезвычайного положения; организацию судебной системы; порядок проведения референдума и др.). ФКЗ принимаются в более простом порядке, чем Конституция, но в более сложном, чем обычные федеральные законы;федеральные законы (до 1994 г. — законы РФ и РСФСР) — акты высшего законодательного (представительного) органа власти РФ — Федерального Собрания (парламента РФ), принятые с соблюдением особой процедуры, имеющие стабильный и общеобязательный характер и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Закон (федеральный закон, Закон РФ) имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, не являющимся законом (подзаконным актам, например указам Президента, постановлениям Правительства и др., которые должны не противоречить принятым законам);

подзаконные акты: • указ Президента РФ — решение главы государства (РФ), принятое в рамках его компетенции по основным вопросам государственной жизни. Указы Президента бывают нормативными (устанавливают правовое регулирование определенных общественных отношений (т.е. правила поведения), заполняют пробелы в праве) и ненормативными (о назначении соответствующего лица на определенную должность). Указы Президента (кроме случаев, специально оговоренных в Конституции и законах) не нуждаются в последующем утверждении, действуют непосредственно, не должны противоречить Конституции и законодательству; • постановление Правительства — нормативный акт, изданный Правительством в пределах его компетенции. Как правило, постановления Правительства издаются во исполнение принятых законов и указов Президента и устанавливают порядок реализации тех или иных решений указанных государственных органов, иных вопросов государственной жизни; • иные подзаконные акты.

Помимо федеральных нормативно-правовых актов в РФ, на территории нормативные акты (законы и подзаконные акты) субъектов РФ, иные нормативно-правовые акты.

Презентация на тему Источники экологического права

Презентацию на тему Источники экологического права можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Обществознание. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайдов.

Слайды презентации

Источники экологического права

Экологическое право — представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения: по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности; по рациональному использованию природных ресурсов; по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц; по обеспечению экологической безопасности.

Классификация источников экологического права

По юридической силе все источники подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы — нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Подзаконные акты — все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования — на общие и специальные. Общие — регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ). ст. 42 — три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением; ст. 58 — обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. природоресурсные нормы: ст. 9 — земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы. ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.

Специальные — это акты, целиком, посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов — Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» — Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) — Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире»

По характеру правового регулирования — на материальные и процессуальные. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. — Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» — Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ(ред. от 13 июля 2015) «Об особо охраняемых природных территориях»

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. — Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков (утв. постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 916)(с изменениями и дополнениями от:3 октября 2002 г.)

По своему характеру — на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести: «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права; Конституция Российской Федерации; Федеративные договоры; Законы (конституционные и федеральные); Указы и распоряжения Президента РФ; Постановления и распоряжения Правительства РФ; Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ; Нормативные правовые акты министерств и ведомств; Нормативные правовые акты органов местного самоуправления; Локальные нормативные правовые акты; Правовой обычай.

Систему источников экологического права образуют:

Иные федеральные законы источники экологического права: Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть) Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности • Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населе­ния»; • Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребле­ния»; • Федеральный закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицида­ми и агрохимикатами» • Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» • Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» • Федеральный закон от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических про­граммах реабилитации радиационно-загрязненных участков тер­ритории»;

Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных природных объектов • Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных тер­риториях»; • Федеральный закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, ле­чебно-оздоровительных местностях и курортах»; • Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации»; • Федеральный закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; • Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне»; • Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»; • Федеральный закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного приро­допользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» • Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Презентация на тему Нормативно-Правовые Акты

Презентацию на тему Нормативно-Правовые Акты можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Разные. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайдов.

Слайды презентации

Понятие, признаки, виды, действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-Правовой Акт – юридический документ устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, также является основным источником права в Российской Федерации.

Таким образом не рассматривая подробно все признаки НПА выделяется 10 признаков:

1. Закон. Закон – НПА принятый законодательным органом (или на Референдуме), обладающий высшей юридической силой. Виды законов (в порядке уменьшения юридической силы): Конституция РФ — основной закон государства Закон о поправке к Конституции Федеральный Конституционный закон (ФКЗ) – дополняет Конституцию Федеральный закон (ФЗ) – обычный закон на федеральном уровне Закон субъекта РФ 2. Подзаконный акт. Подзаконный акт – НПА, принятый на основании законов и им не противоречащий (указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции) Подзаконный акт обладает меньшей юридической силой, чем закон. Высшая юридическая сила заключается в том, что законам не могут противоречить подзаконные акты.

Действие НПА во времени.

НПА прекращает свое действие

С момента специальной отмены С момента, специально указанного в самом НПА НПА бывают с обратной силой и без обратной силы. НПА не имеет обратной силы если он устанавливает или увеличивает ответственность. НПА имеет обратную силу если он отменяет или уменьшает ответственность.

Действие НПА в пространстве.

НПА бывает: Общефедеральные Субъектов РФ Местные (например районные) Для определенных территорий (например районов крайнего севера)

samproektnettru

Законы И Подзаконные Акты Презентация

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны.

Понятие, признаки и виды законов. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. К признакам закона относятся следующие:. — он принимается только органом законодательной власти или референдумом;. — порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;. — в идеале он должен выражать волю и интересы народа;.

— он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;. — он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Виды законов по их юридической силе:. 1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;. 2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.

);. 3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны. Текст новой версии закона рассмотрен в 2011 г. на традиционных в РФ» подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в. Юридическая сила нормативно-правовых актов. Подзаконные нормативно- правовые акты. Закон. Понятие и виды нормативных актов. Способы. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412 ФЗ законодательные акты Российской Федерации» И еще 25 подзаконных актов.

);. 4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:. — субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);. — предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. );. — сроку действия (постоянные законы и временные);. — характеру (текущие и чрезвычайные);.

— сферам действия (общефедеральные и региональные);. — содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.

);. — степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т. );.

  • Понятие законов субъектов Федерации и федеральных законов. Признаки, классификация законов и подзаконных актов. курсовая презентация 5.
  • Мажилис- презентация : проект нового закона «О разрешениях и Все подзаконные акты в реализацию законопроекта будут.

— значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);. — объему регулирования (общие и специальные). Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Выделяют следующие виды подзаконных актов. 1) Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводиться указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

(Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. 3) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т. 4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр. 6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.

Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. 7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Комбинированный урок с презентацией по дисциплине «Основы права» на тему «Формы (источники) права»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый (эвристический), наглядный.

Организационные формы занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные технологии: сотрудничество, интерактивное обучение, тьюторство.

Цели урока (слайд 2):

  • Образовательные: систематизировать, обобщить и закрепить знания студентов о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов;
  • Развивающие: развитие креативного мышления, умения определять и объяснять понятия; выделять главное; интегрировать информацию смежных дисциплин; закрепление навыков работы с дополнительной литературой; развитие навыков участия в дискуссии, обсуждении; работе в группе;
  • Воспитательные: способствовать развитию: правовой личности, в том числе, гражданского самосознания, патриотизма, активной жизненной позиции; воспитывать уважительное отношение к закону, правам граждан.

Межпредметные связи: социология, обществознание, история, культурология, политология.

Обеспечение занятия: видеокассета «История культуры», конкурсные работы студентов.

Раздаточные материалы: учебник «Основы права» под редакцией Румыниной В.В., Конституция РФ, задания на печатной основе.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, телевизор, видеомагнитофон.

Деятельность студентов на уроке: фронтальная, групповая, творческая, аналитическая работа с документами.

План урока:

Ход урока

«Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость»
Генри Уорд Бичер

I. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность

Вводное слово преподавателя: «Здравствуйте, ребята, на предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему «Право в системе социального регулирования», а также вам в качестве домашней работы было дано творческое задание: «Назвать существующие в наши дни обычаи, которые активно применяются в современной жизни».

II. Опрос студентов по изученному материалу

Фронтальный опрос:

  1. Что такое социальная норма?
  2. Виды социальной нормы
  3. Охарактеризуйте обычай как норму права
  4. Дайте определение правовой норме
  5. Перечислите признаки права
  6. Функции права

Индивидуальный опрос (по карточкам):

  1. Что такое социальная норма?
  2. Какие функции выполняют правовые нормы в обществе?
  1. Дать определение правовой норме
  2. Какими признаками характеризуется право?

Обсуждение творческого задания по заданной теме.

Слово преподавателя: «Обычай нашел свое применение и продолжение в современном обществе, так как является источником права.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Формы (источники) права».

Основной целью урока является: систематизация, обобщение и закрепление знаний о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Эпиграф нашего урока: «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость» (Генри Уорд Бичер) (слайд 3)

Слово преподавателя: «Запишите тему и план урока. А так же обратите внимание на глоссарий (указывая на дерево познаний), так как эти слова прозвучат по ходу урока» .

Глоссарий :

  1. Формы (источники) права
  2. Правовой обычай
  3. Религиозные тексты
  4. Правовая доктрина
  5. Нормативный договор
  6. Нормативно-правовой акт
  7. Юридическая сила
  8. Судебный прецедент
  9. Закон
  10. Подзаконные акты

Слово преподавателя: «Откройте учебник на странице 17, запишите задание и приступаем к лекции».

III. Новый материал: лекция-беседа

Формы (источники) права – официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания прав поведения общеобязательного юридического значения. Источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании государством юридических норм, выражающим его волю (правотворчество) и придание юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование) (слайд 4).

Стук в дверь. Входит Фемида со свитой (краткое представление себя) :

«Здравствуйте, меня зовут Фемида, Богиня правосудия, основа правопорядка. Меня придумали в Древней Греции, я миф и сегодня Вас познакомлю с источниками права.

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются (показывает указкой на Таблицу «Источники права»): правовой обычай, религиозные тексты, правовая доктрина, нормативный договор, нормативно-правовой акт, судебный прецедент» (слайд 5-7).

К доске выходит «Правовой обычай», вешает на дерево познаний табличку со своим имен и озвучивает определение себя, которое записывают студенты :.

«Правовой обычай – самый древний источник права. Обычай представляет собой правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу привычки. На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существующие в первобытном обществе обычаи не только выражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой.

При таком уровне развития человечества, обычаи негде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, однако устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании факта его существования, например, в суде. Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям государство стало придавать письменную форму. При формировании правовых систем Европейских стран обычаи часто записывались в юридические документы под названием «Правда» – Русская Правда, Саксонская Правда, Саллическая Правда и т.д. [7]

Гражданским Кодексом РФ установлено, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

Обычаям делового оборота называются сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности или какой-либо области, правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли документально или нет.

Также правовые обычаи существуют и в управленческой деятельности, они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами и их оформлением. Такие обычаи называются «Деловым обыкновением» или «Деловыми обычаями». Чаще всего они оформляются инструкцией по делопроизводству, становясь нормативно-правовым актом».

Следующим выходит «Судебный прецедент» вешает на дерево познаний табличку со свом именем и рассказывает о себе .

«Судебный прецедент (редкость) – решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен со времен Древнего Рима. Прецедентное право первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была существенной и впоследствии распространилась на большинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в таких странах, как Австралия, Канада и США.

Применяя закон, суд не находит правовой нормы для решения конкретного дела, отказаться от рассмотрения спора на этом основании он не может, поэтому своими решениями фактически создает новую правовую норму, которая получая обязательную силу, применяется в последствии другими судами [5].

Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф, определенного размера, то в случае рассмотрения судом дела о краже точно такого же компьютера и при условии, что обстоятельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначает преступнику идентичное наказание.

В Российской Федерации судебный прецедент источником права не признается и при рассмотрении уголовных или гражданских дел российский суды на него опираться не могут» [1].

Выходит «Нормативный договор» вешает на дерево познаний табличку со своим именем и рассказывает о себе :

«Нормативным договором называют соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. Нормативный договор является компромиссом двух договаривающихся сторон. В нормативных договорах может быть выражена воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры)».

Следом выходит «Правовая доктрина» рассказывает о себе, при этом повесив табличку со своим именем на дерево познаний .

«Правовая доктрина представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм.

Сегодня правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается».

Далее выходят «Религиозные тексты» рассказывают о себе, вешая табличку со своим именем на дерево познаний .

«Религиозные тексты (священные книги) как источник права, прежде всего, имеют широкое распространение в мусульманских странах. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.

Как и мнения ученых-юристов, религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются».

Слова Фемиды: «Итак, мы познакомились с источниками права (указывая на дерево познаний) напомните нам их, пользуясь Таблицей «Источники права». А теперь остановимся на основном источнике права РФ – нормативно-правовом акте, подробнее. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты».

Выходит «Нормативно-правовой акт», держа в руках таблички «Закон» и «Подзаконный акт» и рассказывает о себе, а потом вешает их на дерево познаний , , .

«Нормативно-правовой акт это изданный или санкционированный компетентными
государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативно-правовые акты издаются только компетентными органами с соблюдением в установленном законом порядке и обладают определенной юридической силой.

Юридическая сила показывает место нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.

Нормативно-правые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правой акт, обладающие высшей юридической силой, применяемый в особом порядке и выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или всеми гражданами на референдуме. Они обладают высшей юридической силой, то есть все остальные правовые акты должны исходить из законов и не могут им противоречить» (слайд 8).

Слово Фемиды: «Выписать со стр.24 учебника признаки закона», один из студентов их озвучивает.

Законы характеризуются следующими признаками (ответ студента)

  1. принимаются только высшими представительными органами власти – Федеральным Собранием РФ или Парламентами субъектов РФ, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, Уставом субъекта РФ и Регламентом соответствующего Парламента;
  2. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
  3. обладают высшей юридической силой;
  4. имеют особую структуру, – состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Основными реквизитами законодательного акта являются:

  • название органа, принявшего закон;
  • название закона;
  • номер и дата принятия закона;
  • преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
  • нормативно-правового содержания закона и т.д.

Слово Фемиды: «Напомните нам, пожалуйста, какие законы вам известны?»

«Нормативно-правовой акт» продолжает свой рассказ.

Законы бывают основными и текущими. К основным законам относятся Конституция РФ и Федеральные конституционные законы (слайд 9).

Конституция РФ – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. В отличие от остальных законов Конституция обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить конституционным положениям.

Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке.

Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов
выделяются кодексы — законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в определенной отрасли права (например, с помощью УК РФ систематизированы нормы уголовного права).

Фемида показывает Уголовный Кодекс РФ.

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. В свою очередь статья разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы.

Учитывая, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения и носят общий характер, необходима конкретизация того или иного вопроса. Поэтому выполняют эту задачу подзаконные акты.

Подзаконный акт представляют собой правотворческий акт, компетентных органов власти, который призван контролировать принципиальные положения законов, применительно к жизненным различным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов РФ стоят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов власти (слайд 10).

Действие нормативно-правовых актов граничит во времени, в пространстве и по кругу лиц (слайд 11).

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Акт вступает в силу либо со временем, его принятия, либо с того времени, которое в нем указанно.

Прекращается действие нормативно-правового акта в следующих случаях:

  • по истечению срока действия нормативно-правового акта (самоотмена), т.е. в самом нормативно-правовом акте срок действия оговорен;
  • в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
  • в случае принятия акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим государственным органам (косвенная отмена), т.е. принимается другой нормативно-правовой акт, отменяющий первый.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которой распространяется его предписания. Акт может действовать в пространстве на всей территорией государства, на какой-то определенной части страны и, в отдельных случаях, за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правового акта охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему этот акт.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц может носить общий характер (т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответственной территории) или адресоваться лишь некоторым из них (например, студентам, пенсионерам).

Но из этого правила существует исключение, – ряд законов распространяющихся только на граждан государства, они не действительны в отношении лиц без гражданства и иностранцев.

Порядок, в соответствии с которым, законы не распространяются на то или иное пространство или лиц называется экстерриториальностью.

Совокупность всех действующих нормативно-правовых актов называется законодательством Российской Федерации».

IV. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме

Слово преподавателя: «А сейчас, для закрепления изученного материала, раздам карточки для выполнения практического задания в парах».

Задание на карточках:

1. Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы [8]:

а) Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации»;
б) Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 941 (ред. от 23.12.2007) «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»;
в) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
г) Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ (ред. от 06.05.2011) «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 27.04.2005 N 10/138-П);
д) Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 N 1575 (ред. от 17.04.2006) «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»;
е) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебной системе Российской Федерации»;
ж) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)

2. Опираясь на текст ст. 56, 65, 66, 70, 84, 88, 103, 114, 118, 128, 135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов

Вопросы к закреплению изученного материала:

  1. Формы (источники) права
  2. Какие виды источников права вы знаете?
  3. Что такое нормативно-правовые акты?
  4. Какие виды нормативно-правовых актов вам известны?
  5. Какие виды законов существуют в РФ?
  6. Перечислите основные признаки закона
  7. Опишите систему подзаконных актов, сложившихся в РФ
  8. Раскройте правила действия нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц

V. Подведение итогов урока

Слово преподавателя: «Итак, эпиграфом нашего занятия стало высказывание американского общественного деятеля Генри Уорда Бичера «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость». Эпиграф точно характеризует назначение закона в гражданском обществе.

Поставленные нами задачи урока решены, – мы познакомились с формами (источниками) права; основными видами источников права; охарактеризовали действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также научились на практике распознавать виды нормативно-правовых актов.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание

Слово преподавателя: «Урок окончен, всем спасибо, до свидания».

Смотрите так же:

  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
  • Исковое заявление о содержание матери Образец заявления на алименты на содержание жены до 3 лет Семейное законодательство нашего государства стоит на защите имущественных и неимущественных прав граждан, особенно незащищенных. Например, право на алиментные выплаты имеют не только […]
  • Комментарий к ст 1215 ч 3 коап рф Комментарии к СТ 12.15 КоАП РФ Статья 12.15 КоАП РФ. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона Комментарий к статье 12.15 КоАП РФ: 1. Объектами рассматриваемых административных […]
  • Статья 149 нк рф пункт 4 Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы Ст. 149 НК РФ: официальный текст Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 149 НК РФ — это путеводитель по операциям, исполнение которых не требует взимания НДС. Комментарии к этой статье НК РФ, вопросы и ответы по […]
  • Как написать расписку на задаток за квартиру Как писать расписку о получении денег за дом задаток Расписка о получении задатка за квартиру Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )! г. Санкт-Петербург «16» октября 2018 г. Расписка о получении задатка за квартиру: бланк […]
Комментарии запрещены.