Закон о рекламе и интернет

Закон о рекламе и интернет

Как закон регулирует рекламу в интернете

Обновлено 16.05.2017 г.

ФАС России разъяснил, как применять закон о рекламе в интернете

Источники в региональных УФАС сообщают, что центр настаивает на специальном контроле над рекламой, распространяемой в Интернете, несмотря на нехватку кадров, владеющих спецификой веба и загруженностью остальных в оффлайне.

Как закон регулирует рекламу в интернете

Видимо в связи с этим, ФАС России в рамках оказания методической помощи направил региональным управлениям свои разъяснения об особенностях применения законодательства при размещении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо ФАС России от 28.08.2015 года № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»). Несмотря на кажущуюся простоту, некоторые моменты требуют комментариев.

Не является рекламой в интернете:

  1. Информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца товаров или на страницах в социальных сетях, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования (алкогольные компании могут вздохнуть спокойно — на своих сайтах им можно публиковать ассортимент и другую информацию).
  • компания, реализующая бытовые товары, размещает у себя на сайте каталог, фото товаров, их описание и цену – Закон «О рекламе» на эту информацию не распространяется;
  • эта же компания размещает свой баннер на другом сайте – Закон «О рекламе» распространяется и на рекламодателя, и на рекламораспространителя.
  1. Информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах (на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой).

Примеры: сайты скидок, купонаторы.

Вот это очень спорная позиция. Следуя такой логике, следует выводить из-под действия Закона о рекламе и специализированные рекламные оффлайновые издания.

Скорее всего, комиссия, получив жалобу на нарушение рекламного законодательства в представленной на таком сайте информации, все-таки будет рассматривать ее по существу, выявляя конкретного рекламодателя и привлекая к ответственности именно его. А сайт-агрегатор, как следует из разъяснений ФАС, не будет отвечать за ненадлежащую рекламу (например, если заявленная скидка на товар не соответствует действительности).

  1. Результаты поисковой выдачи не являются рекламой и не регулируются законодательством о рекламе, потому что такая информация является результатом обработки поискового запроса пользователя и не направлена на формирование и поддержание интереса к какому-либо товару.

Является рекламой в интернете:

  • информация на сайте рекламодателя или в его группе в соц. сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер);
  • контекстная реклама (Яндекс.Директ и аналогичные).

ФАС выходит в сеть

Не лишним будет напомнить о том, как ФАС будет выявлять ненадлежащую рекламу в Интернете. Это могут быть мероприятия по систематическому отслеживанию информации на Интернет-ресурсах, обращения граждан и заинтересованных лиц (чаще всего, конкурентов), общественных организаций и других контрольных ведомств (при межведомственном сотрудничестве, например, с Роскомнадзором). В общем, то же самое происходит и в оффлайне. Принципиальная разница лишь в способах фиксирования фактов размещения рекламы.

Сотрудники ФАС вправе фиксировать факты выявления рекламы любыми способами, например:

  • акт осмотра сайта;
  • принт-скрины (терминология ФАС) страниц сайта;
  • архив Интернета (archive.org/web/).

В общем, перечень способов фиксации не ограничен, достаточно будет даже фотографии монитора с открытой веб-страницей. И, да — ФАС знает об архиве интернета 😎 .

Проблемы регулирования рекламы в интернете

В конце 2015 г. Роскомнадзор выступал с инициативой о специальном регулировании таргетированной рекламы поскольку для ее показа используются персональные данные.

ФАС, в свою очередь, отмечал, что не видит в контекстной рекламе какой-то особой проблемы, требующей специального законодательного урегулирования.

Вместе с тем определенные проблемы, связанные с особенностями распространения рекламы в интернете, существуют.

Как известно, контекстная реклама показывается пользователю в зависимости от его поведения в сети. И все чаще звучат жалобы о том, что контекстная реклама преследует повсеместно. Причем такая реклама может быть показана даже в тех случаях, когда пользователь каких-то очевидных действий по выявлению его предпочтений не совершал (например, не искал определенный товар в поисковике, а обсуждал его с друзьями в приватной переписке).

Учитывая повсеместное распространение смартфонов и других умных гаджетов, некоторые эксперты полагают, что установленные в нем приложения получают доступ к микрофону (или камере) и слышат разговоры пользователи. Далее эта персональная информация может быть продана рекламораспространителям и использована для таргетинга.

А поскольку рекламодателю выгоднее показывать свое объявление целевой аудитории, то технологии таргетирования рекламы по различным показателям развиваются, как и способы получения и обработки персональных данных.

Вместе с тем, далеко не все пользователи желают делиться своей частной жизнью. Поэтому считаю, что государственные органы будет продолжат работу в законодательном регулировании рекламы в интернете именно в этом направлении. Причем определенные шаги уже сделаны.

Так, статьей 18.1 Федерального закона «О персональных данных» предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего сбор персональных данных с использованием интернета, публиковать его политику обработки персональных данных. А с 01 июля 2017 года увеличатся штрафы за неправомерную обработку персональных данных.

Предполагаю, что следующим шагом может быть определена и ответственность рекламодателя за использование персональных данных в целях показа контекстной таргетированной рекламы в интернете.

Выводы

Что касается ответственности за ненадлежащую рекламу, то штрафы за «онлайн-ошибки» не увеличатся. Также рекламодатели по-прежнему отвечают за любые нарушения Закона «О рекламе», а рекламораспространители и рекламопроизводители только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Будьте внимательны! Своим разъяснением ФАС четко дал понять — рекламный рынок в Интернете уже под его контролем.

Реклама и Закон

Статьи по теме

Нарушения в рекламе

При выявлении нарушений в области рекламы ФАС России руководствуется понятием рекламы, установленным федеральным законом от 13.03.2006 № 38 — ФЗ «О рекламе», сущности объекта рекламирования, сопоставляет рекламу с предъявляемыми к ней общими и специальные требованиями.

Вопрос соблюдения закона о рекламе тесно связан с законодательством о защите конкуренции, потребительским законодательством, законодательством в сфере массовых коммуникаций, авторскими правами.

Закон о рекламе помимо явных запретов содержит пограничные и оценочные условия. В некоторых случаях признаки нарушения закона о рекламе ФАС России исследуются на специально созданных советах, где выслушиваются мнения экспертов в сфере психологии, искусства, СМИ и т.д.

Штрафы за рекламу достигают 500 тысяч рублей (за повторное нарушение на юрлицо) .

Вышеизложенное предъявляет высокие требования к юристу по рекламе.

Для того, что бы быстро, надежно и не дорого произвести правовую оценку рекламного материала или подготовить позицию защиты для ФАС России оптимально обратиться юридическую компанию, юристы которой за счет специализации смогут без потери качества оказать услуги быстрее, а значит дешевле. Одной из таких фирм является Информправо.рф.

Реклама в Интернет

Реклама в сети Интернет не имеет в России отдельного правового регулирования и подчиняется требованиям закона о рекламе. Необходимость определения правовой природы информационно — программных элементов сети по отношению к требованиям закона о рекламе является дополнительным усложняющим фактором при оценке соблюдения рекламного законодательства в Интернет.

Любой сайт — это не только рекламная площадка для рекламодателей, но и рекламная площадка для самого владельца сайта. Сайты, нарушающие законодательство о рекламе в сети встречаются довольно часто. Как правило, в связи с низкой экономической активностью или недоступностью владельцев многих сайтов, нарушения закона о рекламе с использованием сайтов остаются без внимания контролирующих органов.

Другое дело, когда компания ведет бизнес открыто, является стартапом, развивающейся или уже состоявшейся бизнес — единицей. Интернет сайт такой компании является предметом изучения конкурентов, клиентов, контролирующих органов. В таких случаях озираться на большинство не допустимо. Чем успешней Интернет – компания, тем выше риск привлечения к ответственности.

Что не является рекламой в Интернет

Письмо ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» в целях оказания методической помощи территориальным органам ФАС России дает пояснения относительно того, что не является рекламой в сети Интернет. Письмо, в частности, указывает на то, что рекламой не является выдача поисковых систем, информация на сайте продавца о товаре или его странице в социальной сети, если он занимается продажей этих товаров, не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.

Разъяснения не содержит исчерпывающий перечень случаев, когда информация в сети интернет не является рекламой, данное письмо можно расценивать только как некую отправную точку, поскольку решениями ФАС России, в том числе, подтвержденными судебными решениями, информация в сети Интернет признавалась рекламой в весьма неожиданных для владельцев сайтов случаях.

Наиболее частные случаи, при которых реклама в Интернет признавалась незаконной

Для подтверждения нарушения в сфере рекламы в сети Интернет, инспектору ФАС достаточно составить акт осмотра сайта, после чего привлечение к отвтетвенности может быть не минуемо. Часто встречаемыми нарушениями закона о рекламе в сети интернет являются:

  1. Недостоверная (неполная) информация на сайте о сотрудничестве с крупными компаниями, об условиях договора, и иных недостоверных сведениях.
  2. Нарушения в сфере недобросовестной конкуренции, вытекающей из ненадлежащей рекламы.
  3. Почтовая рассылка рекламы без согласия получателя.
  4. Реклама мобильных приложений, других программ для ЭВМ без указания знака информационной продукции, другими нарушениями.

Реклама в СМИ

ФАС России имеет письменные соглашения с Роскомнадзором, как правило, подписанные между территориальными управлениями ведомств, о сотрудничестве в сфере выявления нарушений законодательства о рекламе в средствах массовой информации.

Роскомнадзор, действуя через свои территориальные органы и являясь административным органом, уполномоченным вести надзор за СМИ и вещателями, по результатам проверочных мероприятий направляет документы, содержащие признаки нарушения законодательства о рекламе, в соответствующие территориальные органы ФАС России.

Согласно опубликованным планам проверок и планам деятельности Роскомнадзора под плановые виды контроля ежегодно подпадают более 80% всех действующих СМИ России. Если уточнять далее по формам распространения, то печатные формы СМИ (газеты, журналы, справочники и т.д.) и сетевые издания проверяются чаще и в большем объеме, чем вещательные формы (теле и радиоканалы). Это связано с доступностью печатных СМИ у получателей обязательных экземпляров и большей возможной скоростью проверки печатного материала по сравнению с вещательным.

Помимо взаимодействия с Роскомнадзором по выявлению нарушений рекламного законодательства, органы УФАС также проводят мероприятия по контролю, реагируют на жалобы и другие материалы, содержащие признаки нарушения законодательства о рекламе.

Ввиду высокой вероятности выявления нарушения закона о рекламе, если таковое есть в выпуске СМИ и существенности штрафных санкций, рекомендуется сотрудничать с юристами, специализирующимися на соблюдении законодательства не только в сфере рекламы, но и законодательства в сфере массовых коммуникаций в целом.

Так, наиболее частым нарушением закона о рекламе для теле и радиокомпаний является несоблюдение процентного объема рекламы в эфире. Вопрос привлечения к административной ответственности со стороны ФАС России зависит от того как и когда объявлялись выходные данные, ведения журнала передач вышедших в эфир, процентного соотношения СМИ, распространяемых в эфире. Быстро и качественно надлежащую позицию со стороны защиты может донести юрист, хорошо владеющий техническими вопросам вещания и правовыми вопросами закона о СМИ.

Предлагаю обращаться в специализированную юридическую фирму Информправо.рф за квалифицированной помощью в правовых вопросах рекламы.

Закон о рекламе

Практика применения закона о рекламе в сети интернет

Технологии размещения рекламной информации в сети Интернет намного опередили законодательство о рекламе. Закон «О рекламе» до сих пор не выделяет особенности рекламы в Интернете, при том, что это вполне сформированный отдельный вид со своими отличительными чертами и проблемами. Чего уж говорить про контексную рекламу или баннерную рекламу, про учет особенностей рекламы через Яндекс Директр и Google Adwords.

Тем не менее, в сегодняшнем материале подборка интересных судебных дел, связанных со спецификой рекламы в Интернете.

1. Застройщик привлечен к ответственности за ненадлежащую контекстную рекламу в Google: в ней использовалось наименование узнаваемого в Новосибирске ЖК «Оазис» (микрорайон, возводимый другим застройщиком) для перевода пользователей через ссылку на сайт с информацией о ЖК «Премьер». Такая реклама намеренно вводит потенциальных приобретателей в заблуждение и нарушает запрет на недостоверную рекламу (Решение АС Новосибирской области от 25.09.2015 по делу № А45-12842/2015).

2. Московское УФАС оштрафовало Компанию «Брокеркредитсервис» за контекстную рекламу с фразой «крупнейший игрок на рынке». Основание – недобросовестная реклама, некорректные сопоставления с товарами других лиц, отсутствие указания на критерий для утверждения «крупнейший игрок на рынке» и его объективного подтверждения. Дополнительно суд указал, что особенности поиска информации в Интернете через технологию переходов между web-страницами по принципу «от общего к частному» не имеют значения, поскольку требования к рекламе услуг установлены законодательством объективно, а особенности пользования сетью «Интернет» на квалификацию действий общества не влияют (Решение АС Новосибирской области от 07.11.2015 по делу № А45-13590/2015). Аналогичный случай – решение АС Челябинской области от 17.08.2015 по делу № А76-15385/2015.

3 . В судебных актах 2012-2013 мнение судов, напротив, было основано на том, что принцип пользования Интернетом «от общего к частному» позволяет получить всю необходимую существенную информацию о предмете рекламы без ограничения числа просмотров. Претензии УФАС о мелком нечитаемом шрифте рекламных объявлений отклонялись, поскольку пользователь может увеличить текст на мониторе компьютера до комфортного для восприятия размера шрифта (Постановление ФАС Поволжского округа от 13.11.2012 по делу № А65-11399/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2012 по делу № А21-3140/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2013 по делу № А21-9876/2012.).

4. В деле № А65-27882/2012 антимонопольному органу не понравился способ размещения рекламы в форме 6 меняющихся кадров в баннере. По мнению УФАС, данный способ отображения плюс мелкий шрифт не позволяют потребителю понять и вникнуть в совокупность рекламных условий. Суд посчитал, что пользователи войти на сайт банка и ознакомиться с условиями более подробно (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2013).

5. Московский ЦУМ был уличен в распространении ненадлежащей рекламы «-30%; -50%; SALE», размещенной на фасаде и на Интернет-сайте , из которой покупатели могли сделать вывод о распродаже всего ассортимента товаров Торгового дома «ЦУМ», что не соответствовало реальности, т.к. скидки распространялись лишь на старую коллекцию. Помимо этого, в рекламе было использовано иностранное слово «Sale», перевод которого на русский язык отсутствовал (Постановление ФАС Московского округа от 25.01.2012 по делу № А40-143417/10).

6. Сравнения с использованием превосходных степеней в рекламе, как правило, обречены на признание такой рекламы ненадлежащей, поскольку нечасто рекламодатель может похвастаться наличием объективного подтверждения преимуществ своего товара в сравнении со всем рынком продукции. Однако и в таких делах находятся «лазейки». В деле № А47-9813/2011 ФАС Уральского округа установил, что в рекламе продуктового магазина действительно содержалось не подкрепленное доказательствами утверждение «лучший выбор продуктов и напитков», но при отсутствии доказательств принадлежности интернет-сайта обществу/заключении договора о размещении на сайте информации был вынужден признать решение УФАС незаконным (Постановление от 26.09.2012).

7. ООО «Тойота Мотор» оштрафовано за рекламу в интернете, побуждающую к противоправным действиям. На сайтах известных поисковиков посредством медиа баннера распространялся ролик, в котором рекламируемый автомобиль двигается двумя колесами по тротуару. Мнение суда: реклама, ввиду ее широкого распространения и многократности воспроизведения, может оказать влияние на формирование норм поведения в обществе, закрепить в сознании потребителей противоправную привычку поведения — мнение о нормальности нарушения ПДД указанным в рекламе образом (решение АС города Москвы от 29.10.2015 по делу А40-109595/2015).

8. Граждане пожаловались на недостоверный характер рекламы на сайте http://amur.net . Купон обещал скидку 70% на ОСАГО в компании РОСГОСТРАХ АВТО. Рекламораспространитель объяснял, что информация была первоапрельской шуткой. Суд решил, что с позиции рядового потребителя такая информация воспринимается как реклама услуг ОСАГО, упоминание о шутке завуалировано, неясно и неочевидно. Описание РОСГОСТРАХ АВТО в сочетании с цветом и типом используемого шрифта намеренно путает потребителей с привычным наименованием — ООО «РОСГОССТРАХ». Информация была признана ненадлежащей рекламой как содержащей не соответствующие действительности сведения, неверно передающей смысл информации и сознательно ввергающей потребителей в заблуждение. Ссылка на свежее разъяснение ФАС РФ «О рекламе в сети «Интернет» от 28.08.2015 не подействовала на суд: разъяснение относительно информации в купонах подходит для сайтов, которые реализуют купоны/билеты в качестве основной деятельности (Решение АС Амурской области от 12.11.2015 по делу А04-8213/2015).

9. Часто причиной нарушений в Интернет-рекламе становится отсутствие или недостаточное количество информации о рекламируемом объекте. ФАС Восточно-Сибирского округа оставил в силе штраф Банку за размещение на сайте рекламы, в которой отсутствовали условия, влияющие на окончательную стоимость рекламируемого банковского кредита (Постановление 28.04.2014 по делу N А58-4839/2013).

10. АС Поволжского округа в Постановлении от 05.03.2015 по делу №А12-20905/2014 оштрафовал автоцентр за отсутствие в Интернет-рекламе существенных сведений: указал, что реклама акции носит броский привлекательный характер, обращена к широкому кругу лиц и создает интерес к товару у потребителя, при этом не содержит всех условий акции. Возможность ознакомления с полными сведениями об условиях акции при обращении к менеджерам либо в Уголке потребителя путем изучения Правил проведения акции не является надлежащим доведением сведений до потребителя в рекламе.

11. Значение слов и выражений, приведенных в интернет-рекламе, также может стать камнем преткновения. Так, на сайте Автошколы была размещена информация, что школа имеет собственную площадку для вождения. При этом фактически площадка не принадлежала Автошколе на праве собственности, а использовалась по договору с учебным центром. Суды отклонили претензии антимонопольного ведомства, указав, что фраза «собственная площадка для вождения» в контексте данного рекламного объявления означает, что Общество имеет в своем пользовании на законных (в т.ч. договорных) основаниях площадку для отработки навыков вождения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2011 по делу № А26-5830/2010).

12. В последнее время нарушениями, связанными с продвижением товаров/услуг в Интернете, считается использование компаниями доменных имен, сходных с наименованиями известных товарных знаков либо конкурирующих компаний – для введения потребителей в заблуждение (Решение АС города Москвы от 29.09.2015 по делу № А40-20937/14, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу № А41-53477/14, Решение АС Рязанской области от 13.11.2015 по делу А54-2501/2015). Особенностью данных дел является использование пространства Интернета для рекламы своих товаров при распространении на такие дела законодательства о защите конкуренции, а не законодательства о рекламе.

Выводы:

1. На рекламу в Интернете распространяются все обязательные требования, ограничения и запреты к рекламным сообщениям, установленные Законом «О рекламе».

2. Тот факт, что информация размещается в виде текстов, ссылок, графических баннеров с возможностью дальнейшего перехода на страницу с более полной информацией не освобождает от необходимости включения в такую рекламу полных сведений, предусмотренных законодательством. Данная тенденция наметилась в судебных актах последних пары лет. Ранее суды более лояльно относились к текстам объявлений, дающих возможность перейти по ссылке и получить подробную информацию.

3. За каждым ярким и броским рекламным слоганом, размещенным в Интернете, должно стоять объективное и логичное обоснование. В противном случае велик риск попасть в прицел внимания УФАС по жалобе недовольного пользователя или конкурента.

4. Федеральная антимонопольная служба попыталась упорядочить практику рассмотрения дел о нарушениях законодательства о рекламе путем опубликования письма с разъяснениями «О рекламе в сети Интернет» от 28.08.2015. Для подчиненных ведомств, документ, безусловно, является значимым и будет применяться. Как он будет оцениваться судами, пока неясно, покажет практика. Однако уже сейчас очевидно, что многие возникающие в практике вопросы данные разъяснения не охватили.

5. Поэтому заинтересованным в правильном применении закона о рекламе в интернете, мы бы рекомендовали быть внимательнее и осторожнее.

Если возникли вопросы, то будем рады ответить на них. Пишите на электронную почту info@vitvet.com.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Федеральный закон «О рекламе» и основные аспекты медицинской рекламы

Статьи по теме

Правовые аспекты рекламы медицинских услуг – один из самых сложных и часто задаваемых вопросов. Некоторые из них вызывают дискуссию, а по отдельным существует судебная практика, которая показывает, что в зависимости от ситуации может быть принята аргументация той или другой стороны.

Медицинская реклама в аспекте «Закона о рекламе»

Основным регламентирующим документом является Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ, который содержит отдельную статью 24, посвященную рекламе лекарственных средств, медицинских изделий, медицинских услуг. Эта статья накладывает основные ограничения.

Что сразу хочется отметить, это запрет использования в рекламных целях информации, которая лучше всего «продает» в медицине, а именно:

  • ссылки о случаях излечения конкретных заболеваний и улучшения состояния здоровья. На простом языке — это формат «до/после».
  • выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования. А отзывы физических лиц – это то, что лучше всего продвигает медицинские услуги/препараты.
  • представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования. То есть многие крупные фармацевтические компании проводят серьезные исследования, выявляют показатели и закономерности, составляют графики, а результаты этих исследований невозможно использовать в рекламе.

Отдельно необходимо отметить, что Законом «О рекламе» запрещено:

  • обращаться к несовершеннолетним;
  • создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
  • способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования. То есть мы не можем убеждать клиента в том, что он чем-то болен и ему обязательно надо посетить нашу клинику. Эти ограничения в законе о медицинской рекламе связаны с принципами морали и этики.
  • гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность, отсутствие побочных действий.

Важный момент в законе о медицинской рекламе – это часть 7 статьи 24, которая гласит, что любая реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, методов профилактики и диагностики должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также необходимости ознакомления с инструкцией по применению. Если говорить про рекламу на радио и ТВ, то есть определенные временные нормы: этому должно быть уделено не менее, чем 3 секунд и 5 секунд соответственно. Если говорить про рекламные поверхности, то не менее 5% площади рекламного носителя должно быть отведено на так называемые предупреждения.

Этот пункт на сегодняшний день является основным и самым популярным нарушением у рекламодателей. Судебная практика показывает, что надзорные органы чаще всего обращают внимание именно на это. Необходимо отметить, что ответственность может быть обращена на все стороны: как на рекламодателя (медицинская компания, заказчик рекламы), там и на рекламораспространителя (СМИ, рекламное агентство, пр.).

ФАКТ!
В старой редакции Закон полностью запрещал рекламу медицинских услуг, можно было рекламировать непосредственно клинику либо медицинскую деятельность, но в целях продвижения невозможно было использовать названия конкретных медицинских услуг.

К счастью, Федеральный закон от 28.06.2014 N190-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе» внес существенные поправки в часть 8 статьи 24 и исключил запрет о рекламе медицинских услуг. То есть с 2014 года мы можем рекламировать медицинские услуги, соблюдая все остальные требования статьи 24.

До этого момента закон допускал медицинскую рекламу только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций, конгрессов. В настоящее время указанное ограничение сохраняется только в отношении рекламы лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

30.06.2014г. ФАС выпустила письмо №АК/26183/14 «О порядке применения статьи 24 Федерального закона «О рекламе»», разрешив рекламировать медицинские услуги. Антимонопольная служба обращает внимание на недопустимость в настоящее время возбуждения дел об административном правонарушении по факту нарушения части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в части рекламы медицинских услуг. С этого момента большая часть споров в судах стала касаться именно размещения предупреждения и правильности оформления рекламных макетов.

Реклама медицинских услуг и методов лечения: различие

Обратите внимание, что существует очень тонкая грань между разрешенной рекламой медицинских услуг и запрещенной рекламой методов лечения. Разница в рекламе медицинской услуги и метода лечения раскрыта в Письме ФАС России от 25.09.2017 №АК/65861/17 «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации».

По мнению ФАС России, при отнесении рекламы к рекламе медицинских услуг или к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо исходить из Перечня, который определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. С 01.01.2018г. действует новая редакция Приказа от 13 октября 2017г. N804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Пример медицинской рекламы в Вконтакте в соответствии с требованиями Закона «О рекламе»

Давайте разберем на практике на примере медицинской рекламы в социальных сетях требования Закона «О рекламе».

Например, для запуска рекламы в социальной сети Вконтакте требуется:

  • предоставить в тех.поддержку правоустанавливающие документы на юридическое лицо, в т.ч. скан-копию медицинской лицензии с подтверждением права проведения медицинских услуг и ОГРН;
  • обязателен таргетинг на лиц старше 18 лет, то есть устанавливается требование на показ рекламных объявлений только людям от 18 лет;
  • обязательно на любой баннер требуется прикрепить дисклеймер «Есть противопоказания. Необходима консультация специалиста». Для получения возможности привязать дисклеймер, необходимо отправить документы и ссылку на рекламное объявление в тех.поддежку.

Вышеуказанные требования достаточно простые, а реклама в социальных сетях эффективно работает.

ВАЖНО!
Если говорить о размещении рекламных материалов (страница в журнале, плакат наружной рекламы, баннер в социальных сетях, пр.), то здесь всё достаточно понятно: мы должны использовать дисклеймеры, соблюдать определенные требования. В таком случае мы ничего не нарушаем.

Самое интересное начинается, когда мы говорим не о запуске конкретного рекламного объявления, а о других каналах продвижения. Здесь тоже не все так однозначно.

Например, рассылка SMS и e-mail. Любая рассылка, которая направлена не на собранную и хранимую в клинике базу собственных клиентов, каждый из которых подписал согласие на получение таких данных, является нарушением. Мы не можем рассылать SMS через мобильных операторов всем подряд, рассылать e-mail спамерским способом, раскладывать бумажные объявления по почтовым ящикам в жилых домах. Все это является нарушением. Но, если мы берём базу контактов наших пациентов, которые подписали согласие на получение SMS- или e-mail-рассылок (в рамках договора или отдельным документом), то клиника ничего не нарушает.

Попадает ли сайт клиники под закон о медицинской рекламе

Еще один дискуссионный вопрос, о котором все говорят – это сайт компании. Является ли сайт рекламой, потому что именно на сайте рассказывается про медицинские услуги, размещены результаты работ, отзывы и т.д.? С одной стороны, сайт медицинской организации подпадает под определение Закона «О рекламе», так как:

  • страницы сайта являются одним из тех средств, которые несут в себе информационную составляющую, они размещены в электронном виде;
  • мы не знаем, кто зайдет на наш сайт, и не можем определить круг лиц.

С другой стороны, следует остановиться на двух понятиях:

  • предоставление информации;
  • распространение информации.

Целый ряд нормативных документов обязывает клинику предоставлять информацию своим клиентам. Рассмотрим подробнее.

  • Ст.8 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей» наделяет потребителя правом получения информации о предоставляемых услугах, в т.ч. медицинских. То есть потребитель вправе потребовать от клиники предоставление достоверной информации о режиме работы, услугах, производителях препаратов и пр. И эта информация должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи, договоров выполнения работ способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания, и на русском языке.
  • В дополнение ст.10 вышеуказанного закона устанавливает обязанность медицинской организации предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах, услугах и пр., а по отдельным видам товаров перечень и способы донесения информации устанавливаются Правительством РФ.
  • ст.79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ устанавливает обязанность медицинских организаций информировать граждан в доступной форме, в том числе с применением сети интернет, об осуществляемой медицинской деятельности, медицинских работниках, об уровне их образования и квалификации.
  • Ст.11 Правил предоставления медицинскими организациями платных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. №1006, говорит о том, что исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети интернет информацию, содержащую следующие сведения: перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты.

Вывод. Закон накладывает обязанность на медицинскую организацию иметь собственный сайт в сети интернет. При этом размещаемая информация на сайте клиники об услугах, стоимости, акциях, скидках рекламой не являются. Напротив, такое размещение является обязательным.

Публикации постов: есть ли нарушение закона о медицинской рекламе

Еще один интересный, но мало изученный вопрос. Некоторые юристы на профильных конференциях стали пугать медицинских работников, что информация, которая размещается в профиле специалиста/группе в социальных сетях, тоже является рекламой. То есть публикация постов с результатами «до/после», отзывами физических лиц, ценами – это нарушение закона. Такая трактовка очень взволновала врачей.

На мой взгляд, на этот вопрос отвечает выдержка из Письма антимонопольной службы от 28.08.2015 №АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет». По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах/услугах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страниц в соц.сетях. То есть в данном случае, если мы не привлекаем дополнительно аудиторию, если мы не запускаем рекламу на новую аудиторию, а просто размещаем на своей странице информацию о процедуре, то ФАС говорит о том, что это не является рекламой.

Однако в этом же письме ФАС обращает внимание, что в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не сколько на информирование потребителя, сколько на привлечение внимания к конкретному товару среди однородных товаров, например, всплывающий баннер, то такая информация может быть признана рекламой.

Таким образом, мы должны четко разделять два случая.

  • когда мы запускаем в социальных сетях таргетированную рекламу на новую аудиторию, показываем ей всплывающие баннеры, мы должны следовать всем ограничениям закона о медицинской рекламе.
  • когда мы просто на своих страницах в социальных сетях, в группе, на сайте размещаем какую-то информацию о своих услугах, продуктах и пр., то это не является рекламой, по мнению ФАС.

Ну и, наконец, самое важное: какие риски несёт рекламодатель. Законодательство Российской Федерации настоятельно рекомендует соблюдать все вышеуказанные правила. За их несоблюдение, статья 14.3 КоАП устанавливает внушительные штрафные санкции. Размер административного взыскания: для российских граждан — от 2 000 до 2 500 рублей; для государственных служащих — от 10 000 до 20 000 тысяч рублей; для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

В области медицинской рекламы, нормативные акты обновляются достаточно часто, поэтому, чтобы не нарушать закон, нужно осуществлять постоянный мониторинг и держать «руку на пульсе».

Закон о рекламе и интернет

о рекламе в интернете мне понравилась статья
автор Марат Давлетханов
Реклама в Интернете и закон
о нарушении закона рекламой в Интернете

Реклама — двигатель торговли. С этим тезисом очень сложно не согласиться. Действительно, трудно придумать бизнес, не требующий рекламы. И электронная коммерция — не исключение из этого правила. Вот только проблем с рекламой в Интернете гораздо больше, чем в офлайне. Специального законодательства, регулирующего все нюансы еще нет (и непонятно, когда будет и будет ли вообще). А вот если применить существующий закон «О рекламе» к Интернету, такие казусы могут получиться. Вот и выходит, что закона, регулирующего рекламу в Сети, нет. Ну, а раз нет закона, сами понимаете, есть беспредел.

На сегодняшний день на рынке интернет-рекламы царит полный кошмар
Кому-то может показаться, что слово «кошмар» чересчур жестко для определения ситуации в мире интернет-рекламы. Но ведь именно так и обстоят дела в действительности. Конечно, мы, простые интернетчики, уже давно привыкли ко всем рекламным «тяготам»: куче привлекательных, но чрезвычайно назойливых баннеров, к спаму, к обману, обилию в Сети «самых», «единственных» и прочих предложений в превосходной степени. Тем не менее, если взять за основу действующий закон «О рекламе», то окажется, что в Интернете постоянно нарушаются практически все его статьи. Правда, ответственности за это никто не несет. Точнее, у нас никто не несет. В западных странах электронная коммерция уже давно стала привычным видом бизнеса, так что соответствующие законы за рубежом существуют, а за их исполнением внимательно следят.

Нарушители закона могут не скрываться — у нас им ничего не грозит

У нас, к сожалению, законодатели еще не удосужились обратить свое внимание на столь важную для электронной коммерции в частности и для всей Сети в общем область. Так что юристы до сих пор спорят, можно ли применять действующий закон «О рекламе» к средствам интернет-маркетинга. И постепенно все больше и больше людей склоняются к мнению, что, «за неимением лучшего сойдет и тот, что есть». Но пока все эти дебаты идут на страницах газет или различных форумах и конференциях, в Интернете практически каждый баннер нарушает действующий закон. Не верите? Хорошо. Давайте пропустим общие пункты закона и остановимся на 5-й, так сказать, базовой статье — «Общие требования к рекламе».

Реклама должна быть легко распознаваема.
Пункт 1. «Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения».
Фактически этот пункт запрещает использование столь любимых многими «слепых» ссылок. Что это такое? Допустим, на сайте есть ссылка «Анекдоты», при нажатии на которую человек попадает в интернет-магазин бытовой техники. Конечно, этот случай — самый примитивный. Чаще всего рекламодатели действуют сложнее. Например, так размещают картинку со своей ссылкой на сайте, что пользователю она кажется частью данного проекта, и, нажимая на нее, он даже не подозревает, куда попадет.

Реклама должна быть на русском языке
Пункт 2. «Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке . »
Что тут можно сказать? Оказывается, формально, все баннеры с огромными надписями FREE, BEST и им подобные — незаконны. Надо было на русском писать: «Бесплатно».

В рекламе должен быть указан номер лицензии
Пункт 3. «Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию».
Скажите мне, вы видели хотя бы на одном баннере номер лицензии какого-нибудь интернет-магазина? А ведь любой магазин, пусть даже и виртуальный, должен иметь лицензию на право торговли тем или иным видом товара. То есть здесь мы сталкиваемся с массовым нарушением закона. Хотя, есть один нюанс, в корне меняющий все дело. Оказывается, по нормам, номер лицензии не может занимать более 5% от рекламной площади. Ну а теперь возьмите любой баннер, хотя бы, 100×100, и посчитайте, сколько точек отводится на требуемую законом надпись. У меня получилось, что весь номер лицензии и название организации, ее выдавшей, должны уместиться на площади в 500 пикселей (прямоугольник 50×10). Интересно, кто сможет прочитать такую надпись?

Пункт 4. «Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации».
Вспомните, встречалась ли вам хоть раз в Интернете надпись «Подлежит обязательной сертификации»?

За нарушение закона сажают. Но не у нас.

Пункт 5. «Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».
Проблема сохранения авторских прав и интеллектуальной собственности всегда стояла на одном из первых мест по своей актуальности. Причем нарушения в рекламе — это далеко не самая важная часть этой беды.

Пункт 6. «Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям. »
В принципе, этот пункт соблюдается достаточно точно. По крайней мере, баннеров с призывами взорвать что-то в Рунете не видно. Но вот что делать с особо назойливой рекламой, вызывающей раздражение и могущей привести к нервному срыву (это доказано врачами)? Ведь нервный срыв у многих людей может привести к довольно печальным последствиям (например, у водителей общественного транспорта). Так что раздражающая реклама, хоть и не явно, но нарушает этот пункт закона.

Пункт 7. «Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство».
Пожалуй, этот пункт единственный, который соблюдается в глобальной сети. Причем дело тут не столько в законопослушности рекламодателей, сколько в моде. Да, да, сейчас модно заботиться о природе. Так что «антиэкологическая» рекламная компания обречена на провал.

Нужен новый закон о рекламе
Ну и как? Убедились, что интернет-рекламе закон не писан? А ведь мы прошлись только по одной статье. Еще же есть недобросовестная реклама, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая. В общем, выход тут только один — специальный закон, регулирующий рекламную деятельность в глобальной сети с учетом всех особенностей Интернета. Без этого тот кошмар, который творится сейчас, будет продолжаться вечно.

Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

3) товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Статья 7. Товары, реклама которых не допускается

Не допускается реклама:

1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Статья 10. Социальная реклама

1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

2. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.

Статья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертой

Если в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.

Статья 12. Сроки хранения рекламных материалов

Рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

Статья 13. Предоставление информации рекламодателем

Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах

1. Прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

2. При совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна:

1) занимать более чем семь процентов площади кадра;

2) накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.

3. Общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.

4. Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» следующие телепередачи:

1) религиозные телепередачи;

2) телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

5. Указанные в части 4 настоящей статьи телепередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.

6. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.

7. В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем пятнадцать минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью одна минута и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью одна минута. В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем двадцать пять минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью полторы минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью полторы минуты. В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем сорок минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью две с половиной минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью две с половиной минуты. В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет один час и более, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью три минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью три минуты.

8. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок.

9. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать двадцать процентов фактического времени трансляции спортивного соревнования.

10. Иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты.

11. Требования, установленные частями 1 — 10 настоящей статьи, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

12. При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента.

13. В телепередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1995 года N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (далее — Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»), распространение рекламы не допускается.

14. В телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

15. Ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на:

1) рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок;

2) рекламу, распространяемую в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

16. Требования настоящей статьи не распространяются на:

1) размещаемую в телепрограммах информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу;

2) логотип телепрограммы и информацию о данной телепрограмме.
читать полностью на сайте — http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50306.html

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний.

3. Требования пунктов 2 — 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.

4. Требования пунктов 1 — 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинской техники.

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

7. Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

8. Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

11. Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.

Смотрите так же:

  • Стандартный вычет на третьего ребенка инвалида Стандартный налоговый вычет на детей в 2018 году Стандартный налоговый вычет на ребенка — это сумма заработка, с которой не будет удерживаться подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Эта льгота уменьшает налоговую базу и позволяет увеличить «чистый» […]
  • Получение материнского капитала на покупку квартиры Использование материнского капитала на покупку жилья в 2018 году Большинство получателей материнского капитала используют его для приобретения жилья. Однако использование материнского капитала на покупку жилья изобилует разнообразными нюансами. […]
  • Оформление документов при вступлении в наследство Список документов для вступления в наследство на квартиру В жизни может случиться такое, что неожиданно откроется наследство. Чтобы оформить это наследство, требуется оформить много бумаг и посетить специалистов в этой области. Обращаться за […]
  • Трудовой кодекс в 2002 году Особенности выплат при сокращении Сотрудник может быть уволен по инициативе руководства предприятия или организации. Такое сокращение штата имеет свой юридический порядок, предусмотренный законодательными нормами. Важным моментом в этом случае […]
  • Как заполнить баланс ооо на усн Пример заполнения упрощенного баланса для УСН Упрощенная система налогообложения представляет собой специальный режим, возможный для применения среди малого и среднего бизнеса и освобождающий от уплаты ряда налогов. Кто работает на УСН в 2018 […]
Комментарии запрещены.