Законные основания для задержания

Законные основания для задержания

Административное задержание

192. Основанием для административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица, является необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста*(121).
Задержание физического лица осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом «О полиции»*(122).

193. Для осуществления административного задержания, задержания лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

194. Задержанному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, предоставляется возможность совершить один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. По просьбе задержанного лица такое уведомление может сделать сотрудник.
Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, указанных в части 11 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

195. Об административном задержании, задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке незамедлительно уведомляются его родители или иные законные представители.

196. Об административном задержании, задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 Кодекса (имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов), — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
Информация об изменениях:Приказом МВД РФ от 13 августа 2012 г. N 780 настоящее приложение дополнено пунктом 196.1

196.1. В случае задержания иностранного гражданина или подданного иностранного государства сотрудником принимаются меры по уведомлению посольства (консульства) соответствующего государства.

197. Лицу, задержанному по основаниям, предусмотренным Кодексом, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Лицу, задержанному по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», разъясняются причина и основания задержания, а также его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

198. Об административном задержании, задержании составляется соответствующий протокол*(123), в котором указываются дата, время и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

199. Протокол об административном задержании, задержании подписывается сотрудником, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу , а также направляется в подразделение информационного обеспечения территориального органа МВД России на региональном уровне для формирования реестра лиц, подвергнутых задержанию.

200. Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение дежурный или сотрудник, уполномоченный осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр и досмотр вещей задержанного лица в соответствии с пунктами 165-172 настоящего Административного регламента.

Перед водворением в специально отведенное для этого помещение лицо, задержанное по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», а после окончания срока задержания любое задержанное лицо, подвергается осмотру, результаты которого заносятся в протокол об административном задержании, задержании.

201. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случая осуществления производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Законные основания для доставления и задержания

Представим себе такую ситуацию, которая очень часто встречается в нашей жизни. Человек возвращается с работы домой, очень устал, еле передвигает ноги. Тут к нему подходят сотрудники милиции и просят предъявить документы. Гражданин бы с радостью их предъявил только для того, чтобы быстрее попасть домой и погрузиться в теплую ванну, но, к несчастью, у него их нет с собой. Сотрудники милиции сообщают, что в таком случае гражданин будет доставлен в отделение милиции для установления личности.

Естественно, такой расклад никого не устроит, поэтому каждый сделает все, что в его силах, чтобы только быстрее избавить себя от общения с сотрудниками милиции, и уж тем более в отделении милиции: вынужден предложить «откупное», начнет уговаривать милиционеров отпустить его и т.д. Но не каждый в этот момент задается вопросом, а правомерны ли в этой ситуации действия сотрудников милиции?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, разберем, что нам говорит об этом закон. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание (далее по тексту — задержание) являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью — обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

Общие цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении перечислены в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ:

1) пресечение административного правонарушения;

2) установление личности нарушителя;

3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5) исполнение принятого по делу постановления.

Цели каждой из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП РФ. Так, в ст. 27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию «доставление». Доставлением является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.

Доказательством такого рассуждения является и то, что при конкуренции общей и специальной норм должна применяться специальная норма, поскольку она по отношению к первой находится в логическом отношении подчинения. Нормативные положения ст. 27.1 КоАП РФ являются общими по отношению ко всем другим статьям главы 27 КоАП РФ. Поэтому в случае, если нормативные положения статей главы 27 КоАП РФ (за исключением ст. 27.1 КоАП РФ) говорят только о части положения, содержащегося в ст. 27.1 КоАП РФ (в нашем случае — об одной из целей мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении), то применяются положения статей главы 27 КоАП (ст. ст. 27.2 — 27.17 КоАП РФ).

Эти выводы позволяют утверждать, что для установления личности, как это было в нашем примере, сотрудники милиции доставить гражданина в отделение милиции не имеют право. Цель установить личность нарушителя будет иметь место тогда, когда соблюдена основная цель доставления — составление протокола. Например, гражданин совершил административное правонарушение, составление протокола об административном правонарушении не представляется возможным по причине отсутствия полномочий на его составление сотрудников ППСМ. У гражданина к тому же нет при себе документов, удостоверяющих личность. В этом случае гражданин препровождается в отделение милиции, где составляется протокол об административном правонарушении и одновременно устанавливается личность. Применение цели установить личность как самостоятельной в описанном нами примере незаконно. Поэтому в таких ситуациях вы должны настоять на том, что действия сотрудника милиции неправомерны и вы намерены в случае их совершения обжаловать в компетентные органы.

Теперь отвлечемся от ранее описанного нами примера, и проанализируем формулировку «при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения». Случаи невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте совершения такого правонарушения могут быть самыми разными и возникают при различных обстоятельствах. Отсюда следует, что отсутствие данных о личности вполне можно признать случаем невозможности составления протокола на месте. Поэтому вам следует знать, что в случае, если гражданин совершил административное правонарушение и у него отсутствуют документы, удостоверяющие его личность, сотрудники милиции вправе доставить его в отделение милиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.

В ст. 27.2 КоАП РФ дается исчерпывающий перечень лиц, правомочных осуществлять доставление по строго определенным правонарушениям. Мы не будем его рассматривать, так как он достаточно большой, и в принципе нет смысла его указывать в рамках данной книги. С этим перечнем вы можете ознакомиться самостоятельно, заглянув в КоАП РФ. Однако стоит сказать, что среди всех прочих сотрудники милиции наделены достаточно обширными полномочиями по доставлению. Кроме того, что они полномочны осуществлять доставление при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (милиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, сотрудники милиции наделены правом осуществлять доставление при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Поэтому в случае совершения гражданином административного правонарушения, дела о котором милиция не рассматривает или по ним не составляет протоколы, следует поинтересоваться, на основании обращения какого должностного лица действует сотрудник милиции и есть ли у него соответствующее полномочие.

Действующее законодательство, к сожалению, не конкретизирует нормативные положения о сроке доставления. Данное обстоятельство вызвано объективными причинами невозможности законодательного его закрепления: срок доставления может быть разным при различных обстоятельствах. Доставление в соответствии с ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Это нормативное положение порождает злоупотребление сотрудниками милиции своим правом. На практике доставление выглядит следующим образом: гражданин доставляется в отделение милиции и проводит там достаточно длительный промежуток времени, помещается в изолятор временного содержания (далее по тексту — ИВС), ждет пока лицо, полномочное составлять протокол, выспится после обеда и т.д.

В этом случае стоит настоять на том, чтобы доставление осуществилось действительно в возможно короткий срок. Это означает, что если вы совершили административное правонарушение, то вас препровождают в отделение милиции, где составляются соответствующие протоколы (о доставлении либо об административном правонарушении или задержании), и после этого вас обязаны сразу же отпустить. Нигде в законе нет положения о том, что в случае доставления лицо помещается в ИВС или иные специально отведенные для этого помещения. Такие действия сотрудников милиции возможны лишь при задержании, при доставлении эти действия незаконны. Требуйте, чтобы вас немедленно освободили! В противном случае у вас есть право обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции в органы прокуратуры. Советы по обжалованию мы дадим в последующих главах данной книги.

После того, как гражданин доставлен в отделение милиции, уполномоченное лицо обязано составить соответствующий документ, который свидетельствует о доставлении. То есть о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании (ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ). Поэтому в случае, если вас доставили, требуйте составления документа о доставлении, а если сотрудник милиции составляет протокол об административном правонарушении или задержании, то проследите, чтобы милиционер внес в них соответствующую запись о доставлении. В случае если не будет отдельного документа о доставлении, то очень трудно будет в дальнейшем доказать факт доставления. Однако доказать можно, например, при помощи свидетельских показаний очевидцев. Поэтому вам следует убедить сотрудника милиции в том, что ему самому необходимо составить протокол о доставлении. Убеждающими доводами могут стать, например, следующие: «А вы знаете, что составление протокола — это ваша обязанность и что за несоблюдение этой обязанности предусмотрена ответственность?», «Мне протокол нужен для представления на работу: как иначе я докажу, что был в милиции, а не банально прогуливал (или проспал)?» и т.д.

В том случае, если сотрудник милиции не сделал соответствующую запись о доставлении в протоколе об административном правонарушении или задержании, то вы имеете право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые обязательно прилагаются к протоколу, либо вообще отказаться подписывать протокол. Отказ от подписания протокола фиксируется сотрудником милиции в протоколе, что в дальнейшем будут свидетельствовать о вашем несогласии с содержанием протокола. Не забывайте, что любые действия (бездействие) сотрудника милиции можно обжаловать, поэтому, чтобы доказать свою правоту, прежде всего необходимо позаботиться о доказательствах неправомерности поведения милиционера. Чаще всего такими доказательствами становятся свидетельства очевидцев (например, лиц, которые непосредственно присутствовали в отделении милиции и наблюдали все события воочию). Ими также могут быть вещественные доказательства. Например, можно оставить в укромном месте какую-либо вещицу, которая никак не могла бы попасть в отделение милиции не иначе, как только при доставлении туда вас. Тем самым эта вещь будет доказательством непосредственного пребывания вас в этом отделении милиции.

Закон предоставляет вам право истребовать копию составленного сотрудником милиции протокола. Так как копия протокола вручается гражданину под расписку, отсутствие такой расписки будет свидетельствовать о том, что соответствующая копия вам не выдавалась. Советуем вам всегда требовать от сотрудников милиции выдать вам копию протокола — это основное доказательство, которое учитывается при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при обжаловании неправомерных действий сотрудника милиции. Плюс ко всему эта копия будет вам гарантией того, что сотрудники милиции не дополнят протокол после его окончательного составления. Требуйте копию протокола сразу же после его составления, не поддавайтесь уговорам прийти завтра или после выходных. Также не расписывайтесь за копию протокола прежде, чем вы ее получите. В этих случаях вы рискуете не получить ее вообще.

Следует также добавить, что доставление заканчивается достижением цели такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. То есть гражданин может быть свободен не тогда, когда составлен протокол о доставлении, а, например, тогда, когда составлен протокол об административном правонарушении (если доставление производилось именно с целью составления протокола при невозможности его составления на месте). В случае если составляется протокол о задержании, то увы — пока вы еще не свободны. Рассмотрим более подробно задержание и правомерность его применения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

К сожалению, на практике применение данного положения зачастую вызывает злоупотребление своим правом со стороны сотрудников милиции. Закон не дает толкование случаев, которые должны быть признаны исключительными. Говорится лишь, что задержать можно в случае необходимости обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения постановления по данному делу.

Исключительность применения административного задержания обязательно должна быть мотивированной. В протоколе об административном задержании сотрудник милиции должен указать причины такого решения. В противном случае исключительность такой меры может быть оспорена и действия сотрудника милиции по задержанию признаны незаконными. Для вас будет лучше, если милиционер не укажет этих причин, у вас появится реальная возможность обжаловать незаконные действия. Однако это правило будет действовать только в том случае, если исключительность задержания на самом деле отсутствует.

Для того чтобы определить грань между исключительным и неисключительным случаем для применения задержания, рассмотрим задержание на примерах.

Пример, связанный с исполнением постановления по делу об административном правонарушении. Гражданин был привлечен к административной ответственности, в качестве наказания был применен такой его вид, как административный штраф. Прошел срок для уплаты штрафа (30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки). Судья направляет материалы дела судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения судебного акта о наложении штрафа. Также судья решает вопрос о привлечении лица к административной ответственности за неуплату административного штрафа в срок. Здесь налицо исключительный случай, когда гражданин, совершивший административное правонарушение, подлежит задержанию — за неуплату административного штрафа в срок предусмотрена ответственность в виде административного ареста на срок до 15 суток.

Пример, связанный с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Гражданин совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.1 КоАП РФ (нарушение режима государственной границы РФ). В отношении него возбудили дело, но гражданин скрылся от компетентных органов. Был осуществлен розыск, в результате которого гражданин был задержан. Исключительность применения такой меры в данном случае соблюдена.

Круг лиц, уполномоченных осуществлять задержание, указан в ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ. С перечнем этих лиц вы ознакомитесь самостоятельно. Причем в отношении сотрудников органов внутренних дел при применении задержания действуют те же правила, что и при применении доставления.

Следует знать, что при задержании каждый имеет право требовать от сотрудников милиции, чтобы они сообщили о месте его нахождения в кратчайший срок родственникам, администрации по месту работы (учебы), а также защитнику. Эти нормативные положения ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ зачастую нарушаются сотрудниками милиции. Просьбы задержанных лиц о том, чтобы сообщили жене, матери, брату и другим, просто игнорируются. В этом случае можно посоветовать сообщить о задержании самостоятельно, используя свой мобильный телефон. Требование сотрудника милиции прекратить разговор по телефону и уж тем более изъятие его у вас незаконны! Принудительное изъятие телефона при попытке позвонить можно расценить как преступление, квалифицируемое по ст. 161 УК РФ — грабеж (а иногда и по ст. 162 УК РФ — разбой). Кстати, об этом стоит упомянуть при осуществлении таких действий сотрудником милиции. Наверняка это остановит милиционера, и вы благополучно сообщите о своем задержании тем, кому собирались сообщить.

Голливудские фильмы накладывают отпечаток на поведение российских милиционеров: среди сотрудников милиции бытует мнение, что задержанный имеет право только на один звонок. Не верьте этому! Закон не ограничивает вас в количестве звонков, вы можете сообщить о вашем задержании как только одному из родственников, так и нескольким, а также наряду со всеми остальными и защитнику.

Для несовершеннолетних задержанных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей. Это положение является очень важной гарантией защиты прав несовершеннолетних. Было бы лучше, если бы такая гарантия распространялась бы не только на несовершеннолетних, но и на всех остальных задержанных граждан. Это позволило бы избежать злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников милиции.

Также закон предусматривает специальный вид уведомления о факте задержания для отдельных категорий лиц. В случае задержания военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, о факте задержания сообщается в военную комендатуру или воинскую часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а для остальных — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Очень важно знать, что при задержании должны быть разъяснены ваши права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Доказательством того, что вам их разъяснили, является соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В случае если вам не разъяснили ваши права и обязанности, то вы имеете право внести соответствующее замечание, дополнение в протокол, а также потребовать разъяснения ваших прав и обязанностей, при этом не расписываться в протоколе в том месте, где вы своей подписью подтверждаете факт разъяснения вам ваших прав. На том основании, что вам не были разъяснены ваши права и обязанности, решение суда или должностного лица может быть отменено.

Для того чтобы защитить свои права, вам следует запомнить нормативные положения о сроке задержания. По общему правилу сотрудник милиции вправе вас задержать на срок, не превышающий трех часов. Это не значит, что сотрудник милиции обязательно должен продержать вас три часа к ряду. Естественно, задержание должно быть произведено как можно скорее и не должно превышать трех часов.

Течение срока задержания начинается с момента фактического ограничения вас свободы передвижения и других свободных действий, то есть с момента доставления вас в соответствующее отделение милиции. Причем начало течения срока доставления определяется моментом фактического ограничения вашей свободы в действиях. Другими словами, как только сотрудники милиции предложили вам пройти в отделение, с этого момента можете отсчитывать три часа. По истечении этого периода времени сотрудники милиции обязаны вас отпустить. Поэтому советуем вам зафиксировать время начала доставления (лучше на бумаге) как свидетельство того, что задержание производилось в рамках установленного законом срока.

Обратите внимание, что начало течения срока задержания для лиц, находящихся в состоянии опьянения (причем как алкогольного, так и наркотического, токсического и иного опьянения), определяется моментом вытрезвления данного лица. Три часа начинают течь после того, как гражданин протрезвел. Закон не дает ответа на вопрос, когда наступает момент вытрезвления задержанного гражданина. В связи с этим на практике сотрудники милиции часто злоупотребляют данным нормативным положением.

Приведем пример. Мужчина возвращался с корпоративного вечера, выпив бокал вина. На следующий день ему снова на работу. Подошли сотрудники милиции, потребовали предъявить документы. При разговоре почувствовали едва различимый запах алкоголя и, соответственно, препроводили в отделение милиции для составления протокола. Нарушил, мол, ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения». Мужчина решил не сопротивляться и согласился пройти для составления протокола, причем сотрудники милиции обещали «оформить все очень быстро». В итоге мужчина провел ночь в «комфортабельном одноместном» изоляторе с болью по всему торсу, при этом, естественно, не попав вовремя на работу.

Прежде всего, в такой ситуации необходимо требовать проведения освидетельствования на состояние опьянения, поскольку только врач может определять состояние опьянения. Если такое освидетельствование не проводилось, то доказать факт опьянения должен сотрудник милиции (еще раз вспомните про презумпцию невиновности). А чем, кроме врачебного акта освидетельствования на состояние опьянения, милиционер может доказать этот факт? В связи с этим на практике был интересный случай. Молодой человек очень сильно «перебрал» на дискотеке и, чтобы не огорчать своим присутствием окружающих, отправился домой. Выйдя на трассу, парень поднял руку в надежде добраться до дома на такси. Спустя некоторое время перед молодым человеком остановился автомобиль. Это была патрульная машина ППСМ. Естественно, молодой человек отправился не домой, а в отделение милиции, где провел целую ночь. Сотрудники милиции составили протокол об административном правонарушении, где указывались два состава административных правонарушений: уже знакомая нам ст. 20.21 КоАП РФ, а также ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» (в протоколе было записано, что молодой человек нецензурно выражался в отношении сотрудников милиции). Утром дело разбирал судья. Молодому человеку, к тому времени уже протрезвевшему, удалось убедить судью не привлекать его к ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ. Судья не нашел ответа на простой вопрос: «А кто определил, что я был в состоянии алкогольного опьянения, сержант милиции?» В итоге приключение для молодого человека закончилось штрафом в 500 рублей (по ст. 20.1 КоАП РФ) и проведением незабываемой ночи в ИВС.

Для привлечения к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ сотрудники милиции должны доказать вашу вину. В соответствии с Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (утв. зам. министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14) врач в заключении делает один из следующих выводов:

1) трезв, признаков потребления алкоголя нет;

2) установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;

3) алкогольное опьянение;

4) алкогольная кома;

5) состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами (в этом случае обязательно указывается установленное вещество. Заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества);

6) трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

В случае если в заключении делается один из выводов, указанных под номерами 1, 2, 6, то привлечение вас к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ невозможно. В этом случае вас обязаны отпустить. Поэтому если милиционер ссылается на запах алкоголя, то это еще не факт, что вы пьяны (вывод N 2), а привлечь к ответственности можно лишь в том случае, если вы находитесь в состоянии опьянения.

Следует отметить, что врачебная практика связывает момент вытрезвления с истечением определенного периода времени. Например, вытрезвление состояния опьянения, вызванного употреблением алкоголя, происходит в среднем в течение 6 — 8 часов (если состояние опьянения не поддерживать новыми дозами алкоголя). Здесь по объективным причинам сложно определить момент вытрезвления: алкоголь, наркотические вещества и другие инициаторы опьянения действуют на людей по-разному. Поэтому было бы неплохо, если бы наши законодатели (в крайнем случае Минздравсоцразвития) учредили норму, в соответствии с которой момент вытрезвления определял бы врач, осуществляющий освидетельствование состояния опьянения.

В законе существуют специальные удлиненные сроки задержания лиц, совершивших административное правонарушение. Части 2 и 3 ст. 27.5 КоАП РФ предусматривают срок задержания, не превышающий 48 часов. Задержание на такой срок возможно в следующих случаях:

1) если в отношении задерживаемого лица ведется производство по делу об административном правонарушении:

а) посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации (гл. 18 КоАП РФ);

б) совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации (любое административное правонарушение, совершенное на указанной территории);

в) о нарушении таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ).

Однако задержание на срок до 48 часов возможно только в случае необходимости: для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

2) если в отношении задерживаемого лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест (например, ст. ст. 6.8, 7.27, ч. 2 ст. 12.27 и др.).

Во всех случаях задержания лиц, совершивших административное правонарушение, обязательно составляется протокол об административном задержании (ст. 27.4 КоАП РФ). В нем указываются:

— дата и место составления протокола об административном задержании;

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— сведения о задержанном лице;

— время, место и мотивы задержания.

При прочтении протокола об административном задержании обязательно уделите внимание каждому из этих обязательных его составляющих. Все сведения должны совпадать. Например, дата составления протокола должна отличаться от времени задержания: протокол составляется позже, нежели вас задержали. Мотивы задержания (а они влияют также и на срок задержания) должны соответствовать действительности. В противном случае вы имеете право внести замечания на протокол, дополнить его и после этого подписать. Протокол также подписывается должностным лицом, его составившим. Так же как и при доставлении, требуйте копию протокола об административном задержании.

В отличие от доставленных, задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ (далее по тексту — специальные помещения). В милиции — это как правило ИВС. В любом случае независимо от вида специального помещения оно должно отвечать санитарным требованиям и исключать возможность его самовольного оставления. Порядок содержания задержанных лиц регулируется Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц». В соответствии с этим Постановлением назовем ваши права как задержанного:

1) если вы задержаны на срок более 3 часов, то вам обязательно предоставляется питание и вы имеете право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц (и использовать их под наблюдением должностных лиц); вам гарантировано место для сна;

2) имеете право на медицинское обслуживание (если, например, у вас на теле имеются раны или повреждения), предусмотренное ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1;

3) специальное помещение должно быть не менее 2 кв. метров, в отопительный сезон в нем поддерживается температура не ниже +18 град. C, с наступлением темного времени суток до рассвета оно должно освещаться;

4) имеете право выходить из специального помещения для отправления естественных надобностей в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение;

5) имеете право иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли;

6) вы вправе пользоваться лекарственными средствами при наличии медицинских показаний (например, ингаляторами — лицам, страдающим бронхиальной астмой);

7) по истечении срока задержания вам должны быть возвращены изъятые у вас предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

Следует также знать, что размещение в специальных помещениях подчиняется определенным правилам. Раздельному размещению подлежат:

а) лица мужского пола и женского пола;

б) несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

Категорически запрещено размещать в специальных помещениях:

а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;

б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

в) беременных женщин;

г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Такие задержанные не размещаются в специальном помещении при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из государственного или муниципального учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного старшим медицинским работником бригады скорой помощи либо специалистом государственного или муниципального учреждения здравоохранения по результатам осмотра задержанного лица. Поэтому, если у вас нет с собой документов, подтверждающих ваше состояние, можете воспользоваться помощью врачей скорой помощи или медицинского работника, который в обязательном порядке перед размещением в специальном помещении производит опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

Незаконное задержание

Ответственность за незаконное задержание

Российская Федерация лидирует среди других стран по количеству полицейских на душу населения. Именно поэтому незаконное задержание граждан сегодня совсем не редкость. Как уберечь себя от неправомерных деяний сотрудников правоохранительной системы? Какая ответственность возлагается на полицейских, допустивших незаконный арест? Ответы на эти и другие вопросы представлены в статье.

Особенности задержания

В 1948 году была принята Международная декларация прав человека, гарантирующая каждому жителю земли свободу и личную неприкосновенность. Подтвердил эти гарантии Пакт о гражданских правах 1966 года. Одно из положений этого пакта гласит о том, что ни один человек не может подвергаться произвольному задержанию, аресту или изгнанию.

Что все это означает? В российской Конституции обозначена статья 15, закрепляющая приоритет международного права перед национальным. Наше государство обязано придерживаться мировых норм, а потому незаконное задержание запрещается.

Об этом же гласит и статья 22 основного закона страны, в которой говорится о возможности ограничения человеку свободы только по судебному решению.

Незаконное задержание сотрудниками полиции является грубейшим попранием конституционных норм и принципа личной неприкосновенности. Подобного рода нарушение ставит под угрозу оптимальную деятельность всей правоохранительной, а порой и судебной системы.

Признаки незаконного задержания

Итак, подробнее. Чем характеризуется задержание, соответствующее закону? Во-первых, детальной регламентацией административного или уголовного законодательства.

Здесь же присутствует принудительный характер и использование средств обеспечения для достижения правосудия. Во-вторых, легальное задержание осуществляется только специально уполномоченным должностным лицом.

Это лицо ограничивает свободу задерживаемого не более чем на 48 часов — вплоть до вынесения судебного решения.

А какими признаками обладает незаконное задержание? Здесь стоит выделить отсутствие на момент ограничения свободы доказательств, которые помогли бы уличить человека в нарушении закона. Отсутствие в необходимых на то случаях понятых, ошибки в составлении протокола или полное отсутствие протокола — все это также нужно отметить, когда речь идет о незаконном задержании.

Виды арестов

Специалисты в области юриспруденции выделяют четыре основных формы задержания под стражу.

Первая форма обоснованная. Речь идет о тех случаях, когда полицейские работают в соответствии с нормами закона: имеются четкие доказательства вины, грамотно составляется протокол о задержании.

Вторая форма — арест с ошибками в фактах. Надо сказать, такая форма задержания не очень-то распространена, ведь вместо преступника задерживают другого человека.

Незаконное задержание под стражу из-за неверного толкования закона является третьей формой. Это — те случаи, когда у сотрудников полиции просто нет поводов для задержания лица.

Наконец четвертой и самой проблемной формой является заведомо нелегальный арест. Тут речь идет об откровенном произволе сотрудников полиции: отсутствие оснований, «шитье» дела, давление на задержанных — все это является грубейшим нарушением закона.

Не может считаться незаконным арест, произошедший по ошибке. В этом случае человека, принятого за подозреваемого, отпустят, а сотрудники полиции продолжат работу. Никакой компенсации за моральный вред здесь ждать не стоит. Исключения составляют лишь те случаи, когда с задержанным обращались вопреки нормам закона.

Об аресте собственности

Статья 115 российского Уголовно-процессуального кодекса довольно подробно регламентирует процедуру ареста имущества. Согласно закону, под таким арестом понимается запрет на свободное распоряжение собственностью. Такой запрет может быть наложен в следующих случаях:

  • конфискация при уголовном наказании;
  • необходимость возмещения убытков истцу в рамках гражданского судопроизводства;
  • взыскание издержек в рамках уголовного судопроизводства.

В России имущество нередко арестовывается нелегально. Происходит все без понятых и без составления протокола. Подобные действия сотрудников полиции могут рассчитываться как похищение или даже грабеж. Единственный выход в такой ситуации — подача иска в судебную инстанцию.

Сроки задержания

По закону человек не может быть задержан сотрудниками полиции более, чем на 48 часов. Судом этот срок может быть увеличен до 72 часов. Заключение под стражу наступает лишь после соответствующего решения суда. Если потенциальный срок наказания составляет менее двух лет, то арест, как правило, не применяется. Однако существует несколько исключений:

  • нет возможности установить личность подозреваемого;
  • установленная ранее санкция нарушена;
  • подозреваемый не имеет постоянного места жительства;
  • подозреваемый скрывается от правоохранительных органов.

Арест несовершеннолетних граждан допускается лишь при совершении ими особенно тяжких нарушений закона. В общем, крайние случаи.

После судебного решения подозреваемый ограничивается в свободе на 2 месяца. За это время суд должен успеть рассмотреть дело человека, после чего доказать или опровергнуть его вину. Когда рассмотрение дела затягивается, срок ограничения свободы (в виде домашнего ареста или пребывания в СИЗО) продлевается до 6 месяцев, одного года или полутора лет.

Отсутствие законных оснований

Следующий момент. Самым распространенным типом незаконного задержания сотрудниками полиции является арест при отсутствии законных оснований. На этом случае стоит остановиться.

Что вообще является законным основанием для задержания? Ответ на этот вопрос дает статья 91 УПК РФ. Дознаватель или следователь могут застигнуть подозреваемого на месте совершения преступления. Этого уже будет достаточно для законного задержания. Второе основание — указания свидетелей.

Очевидцы преступления или сами потерпевшие могут узнать в подозреваемом виновника событий. Наконец, третьим основанием будет наличие следов преступления на одежде подозреваемого, его личных вещах или на теле.

Хотя бы одного из трех представленных оснований будет достаточно для законного задержания человека, подозреваемого в нарушении закона. В общем, все предельно просто.

Может ли считаться заключение под стражу как задержание незаконным, если не будет какого-то из перечисленных оснований? Скорее всего, да. Однозначный ответ здесь дать не получится, ведь подозреваемый может скрываться от правоохранительных органов. Проблемы могут возникнуть и в тех случаях, когда не получается установить личность человека или место его жительства.

Несоблюдение процессуальных условий

Что в уголовном праве именуется процессуальными условиями? Здесь все также довольно просто: это уголовное дело и наличие санкции в виде лишения свободы.

В чем здесь может проявляться незаконность? Речь идет о случаях, когда сотрудники правоохранительных органов решают задержать человека по законному основанию, но до возбуждения уголовного дела. По правилам судом должна быть указана конкретная статья УК РФ, нарушенная подозреваемым лицом.

При этом вину еще надо доказать. Лишь после завершения всех указанных процедур сотрудники соответствующей инстанции применяют законную санкцию в виде задержания.

Представленную ситуацию не стоит путать со случаями, когда подозреваемого доставляют в ОВД. Согласно статье 92 УПК РФ, доставление является лишь начальной ступенью задержания, а потому оснований для него требуется не так уж и много. В статье 27.

2 КоАП РФ доставление характеризуется как «препровождение человека в целях составления протокола». И здесь стоит отметить, что доставление в рамках уголовного процесса будет иметь характер незаконного административного задержания.

Оно не соответствует интересам лица, который подозревается, по сути, в совершении преступления.

Ненадлежащее оформление протокола

Незаконное задержание полицией чаще всего выражается в некорректном оформлении протокола, а порой и в полном его несоставлении. Нормы о процессуальном оформлении нарушаются нередко, но судом во внимание почти никогда не принимаются.

Сотрудник полиции мог задержать лицо. Процессуальные условия задержания имеются, причастность к преступлению установлена.

При этом протокол составляется только перед тем, как впустить человека в ИВС (изолятор временного содержания, «обезьянник»). С момента обнаружения до факта задержания подозреваемый, по сути, остается в статусе очевидца.

Как следствие — отрезок времени, измеряемый зачастую десятками часов, остается процессуально неоформленным.

Еще чаще оформление протоколов попросту не соответствует нормам. Не указываются основания, время или мотивы задержания. Формально указанные нарушения закона являются признаком незаконного задержания лица. С этим явлением необходимо всячески бороться.

Превышение сроков задержания

В Российской Федерации действует Федеральный закон № 103-ФЗ от 1995 года «О содержании под стражей». Согласно статье 49, основаниями для освобождения задержанного лица являются:

  • отсутствие необходимости в применении заключения под стражу;
  • истечение срока задержания;
  • снятие подозрений в нарушении закона.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый может быть отпущен, если суд не назначил ему меру наказания в виде заключения под стражу. Об этом гласит статья 94 УПК РФ.

В чем здесь может проявляться незаконность? Проблема, опять же, связана с составлением протокола. Если этот документ не был составлен вовремя, то исчисление срока задержания будет неверным.

При этом свобода человека нарушается при фактическом задержании. Не в момент процессуального оформления протокола.

Все перечисленные формы незаконного задержания не являются исчерпывающими. Безусловно, сотрудники полиции могут допустить и множество других противоречащих закону деяний. Разобраться в какой-то конкретной ситуации обычному человеку не так уж и просто. Единственный и верный выход — обращение к профессиональному специалисту в области права.

Ответственность за незаконное задержание

Ошибки следствия наказываются по одним нормам закона, а нелегальное взятие под стражу — по другим. Какие санкции могут ожидать сотрудников полиции за незаконное задержание? Статья 301 УК РФ как раз посвящена квалифицированному составу рассматриваемого преступления.

Субъектом деяния становится специальное лицо: прокурор, следователь, судья, дознаватель или обычный полицейский. Виновный в незаконном задержании гражданин может лишиться свободы сроком на 2 года.

Есть также вариант 2 лет участия в исправительных работах или 3 лет нахождения вдалеке от своей профессиональной деятельности. Заведомо незаконный арест наказывается сроком лишения свободы до 4 лет.

Каждый гражданин имеет возможность обжаловать задержание, если оно имеет незаконный характер. В трехдневный период с момента вынесения приговора человек обращается в кассационную судебную инстанцию.

Если суд принимает во внимание доводы истца, все обвинения снимаются. В самой жалобе на незаконное задержание должны быть приведены четкие доводы о том, что арест имеет правонарушающий характер.

На это стоит обратить особое внимание.

Компенсация за незаконное задержание выплачивается из местной казны. В большинстве случаев национальные суды отказывают в возмещении морального вреда, а потому обращаться стоит в ЕСПЧ. Естественно, до обращения в столь высокую инстанцию все российские суды уже должны были предоставить отказ в компенсации.

Незаконное задержание и заключение под стражу

Органы правопорядка созданы для защиты граждан от различного рода опасностей. Поэтому сотрудники полиции имеют право проводить задержание всех подозрительных личностей. Но иногда полицейские проводят подобные заключения, совершая ошибки. Поэтому рассмотрим в каких ситуациях защитники правопорядка могут удерживать граждан и при этом какие права есть у граждан.

Незаконное задержание сотрудниками полиции — содержание под стражей

Сотрудники правопорядка проводят задержание и заключение под стражу граждан, которые замечены в нарушении закона или которые готовятся к его нарушению. Но существуют случаи, в которых ни в чем не повинных граждан заключали под стражу и без объяснения причин. Для начала рассмотрим какие именно органы защиты имеют право на удержание граждан.

На административное задержание подозрительных лиц имеют право:

  • органы внутренних дел;
  • органы пограничной службы нашей страны;
  • военные лица, но только старшие по званию и только в месте, где охраняется какой-либо объект;
  • лица военизированной авто инспекции.

И стоит учитывать законодательный аспект нашей страны, что заключение под стражу возможно только при наличии соответствующего судебного постановления. Если часов. такового решения судьи нет, то вас имеют право удерживать на период не более

Законными основаниями для задержания лица могут быть:

  • в случае, если нарушителя застали на месте совершения преступления или сразу после его совершения;
  • в случае, когда свидетели преступления или потерпевшие укажут на подозреваемого;
  • в случае, когда на одежде или в доме подозреваемого были найдены следы, которые указывают на совершение им преступления.

В любом случае, если к вам обращается сотрудник каких-либо органов требуйте, чтоб он назвал свою фамилию, имя и звание. Не забывайте также проверять удостоверение на точность и правдивость информации. Ведь в случае незаконного задержания вы сможете на конкретное лицо подать жалобу.

Жалоба на незаконное задержание сотрудниками полиции

При незаконном задержании кого-либо полицейский должен высказать мотивы и основания для задержания, при этом ссылать на определенный закон. После чего с его стороны должны последовать разъяснения и объяснения ваших прав и обязанностей. И только после всего этого он должен составить протокол вашего задержания.

Копию протокола обязаны вручить вам, для полного ознакомления. Вы можете попросить, чтоб уведомили о вашем удержании ваших близких или адвоката, если он у вас имеется. Если же вы не пользуетесь услугами адвоката — вам обязаны его предоставить. Уведомления должны быть доставлены не позже истечения трех часов после вашего незаконного удержания.

За незаконное задержание человека сотрудника правоохранительных органов следует привлечь к ответственности. Привлечение сотрудника полиции к ответственности лежит через подачу жалобы с вашей стороны.

Жалобу можно подать в устном и письменном виде. В обоих случаях необходимо указать:

  • обстоятельства при которых вас задержали;
  • описание действий, которые предпринимал конкретный сотрудник;
  • предоставить всю имеющуюся у вас информацию об этом полицейском;
  • данные полицейского авто, если вы запомнили;
  • просьбу о привлечении к ответственности;
  • ваши данные — Ф.И.О., адрес, телефон по которому можно с вами связаться;
  • дата и ваша подпись — если вы подаете жалобу в письменном виде.

Куда обратиться если задержали незаконно

Обратиться с подобной жалобой вы можете позвонив по номеру 102 или обратившись в прокуратуру. Если вы решили звонить по указанному номеру, то ваша жалоба будет услышана лишь в устной форме.

Для полного удовлетворения по вашей просьбе будут приняты меры — подайте письменную жалобу в прокуратуру по району или по городу. Направить в соответствующий орган жалобу можно:

  • в электронном виде;
  • по почте;
  • лично принести в отдел.

Ответственность за незаконное задержание лица

Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурору необходимо разобраться заведомо ли это было сделано сотрудниками органов защиты. В случаях, когда действия полиции заведомо были незаконными при вашем удержании — их могут привлечь к уголовной ответственности.

Наказанием может послужить от лишение свободы от 2-3 лет. Либо могут быть назначены исправительные общественные работы на период до 4 лет. Также вы вправе потребовать моральную компенсацию.

Штраф за незаконное задержание

При ущемлении кем-либо ваших гражданский прав вы вправе потребовать моральную компенсацию за нанесенный вам моральный ущерб. Для этого вам необходимо будет подать гражданский иск в суд на определенного или на определенных сотрудников правопорядка. В данном случае можете ссылаться на Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Вы вправе в исковом заявлении указывать любую сумму в качестве компенсации. Следует знать, что величина морального вреда за незаконное удержание может достигать 15 тысяч российских рублей.

При подаче подобного иска вы должны себя указывать в качестве истца, а полицейский нарушивших закон в качестве ответчиков. В самом заявлении следует как можно подробней описать все действия которые с вами происходили в момент тех обстоятельств.

О незаконном задержании и его последствиях

Жизненные обстоятельства многих людей в нашей стране нередко складываются так, что им приходится общаться с правоохранительными органами.

Общение это чаще всего бывает добровольным и инициированным самим гражданином, например, как в случае с получением паспорта или водительского удостоверения.

Такие контакты обычно кратковременны, скоро забываются и с достигнутым результатом (полученным документом) гражданин возвращается к повседневным заботам.

Совсем иначе воспринимаются человеческой психикой контакты с представителями органов власти, возникающие помимо воли граждан. Одним из распространённых вариантов таких контактов является задержание.

Согласно действующему российскому законодательству, существует два типа задержания: административное и уголовно-процессуальное. Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями, но есть у них и общие черты.

Задержание по закону характеризуется следующими признаками:

1) особая процедура (детальная регламентация административным или уголовным законодательством);

2) принудительный характер (против желания задерживаемого);

3) кратковременное лишение свободы передвижения физического лица (ограничение прав и свобод задерживаемого);

4) возможность водворения лица в специальное помещение для задержанных;

5) средство обеспечения решения задач правоохранительных органов и достижения цели правосудия (обеспечение условий для установления причастности задержанного к совершению правонарушения);

6) осуществление только уполномоченным на то субъектом.

Понятно, что не всякому задержанию будут присущи все указанные признаки. Нередко особая процедура при задержании может не соблюдаться. Например, может быть не составлен протокол о задержании. Отсутствие данного признака будет характеризовать задержание как незаконное. При этом помещение задержанного в изолятор временного содержания (далее – ИВС) в некоторых случаях будет просто ненужным.

Какие же нарушения при осуществлении задержания наиболее распространены? Перечислим их.

1) задержание человека при отсутствии законного для этого основания;

2) несоблюдение процессуальных условий задержания, при которых оно допускается;

3) нарушение требований, предъявляемых к процессуальному оформлению задержания;

4) задержание свыше установленного срока.

Разберёмся в этих случаях более подробно и остановимся на уголовно-процессуальных особенностях задержания.

1. Законные основания для задержания предусмотрены статьёй 91 УПК РФ.

Так, орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. Процессуальными условиями законного задержания являются наличие уголовного дела и наличие такой санкции как лишение свободы за преступление, в совершении которого подозревается задерживаемый.

Итак, второй способ совершения незаконного задержания – это задержание по законному основанию, но до возбуждения уголовного дела по конкретной статье Уголовного кодекса РФ. Задержание должно осуществляться после возбуждения уголовного дела или, по крайней мере, одновременно с ним.

Парадокс ситуации заключается в том, что, как правило, задержание подозреваемого человека объективно предшествует принятию решения о возбуждении уголовного дела.

Например, задержание подозреваемого на месте происшествия будет всегда по времени предшествовать принятию решения о возбуждении уголовного дела.

Причем задержание может быть и справедливым, поскольку есть законное основание для уголовно-процессуального задержания (данные, достаточные чтобы подозревать лицо в совершении преступления и одновременно достаточные для обязательного возбуждения уголовного дела).

Нередко данную ситуацию путают с доставлением лица по подозрению в совершении преступления в помещение ОВД. В уголовно-процессуальном законодательстве, согласно статье 92 УПК РФ, доставление – это элемент, один из этапов задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Доставление как самостоятельный процессуальный институт существует только в административном процессе. Оно закреплено в статье 27.

2 КоАП РФ и определяется как «принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным…».

Естественно, подобное административное действие в рамках уголовного судопроизводства недопустимо, его применение будет незаконным. Юридический статус административно доставленного не будет соответствовать законным интересам лица, фактически подозреваемого в совершении преступления.

Также процессуально незаконным является задержание лица по подозрению в совершении преступления, если за совершение данного преступления не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

3. Незаконность задержания заключается и в ненадлежащем процессуальном оформлении протокола или вообще в его несоставлении. На сегодняшний день, как показывает практика, нормы о процессуальном оформлении нарушаются довольно часто. Однако в большинстве своём небольшие процессуальные (формальные) нарушения редко принимаются во внимание судом как признак незаконности задержания.

Например, лицо по подозрению в совершении преступления задержано процессуально обоснованно, его причастность к совершению преступления установлена. Однако протокол задержания составляется непосредственно перед водворением подозреваемого в камеру ИВС.

Получается, что факт задержания человека в течение значительного отрезка времени остаётся процессуально неоформленным. При этом отрезок времени может измеряться десятками часов, а фактически подозреваемое лицо пребывает всё это время в статусе свидетеля.

Также случается, когда лицо задержано обоснованно, его причастность к совершению преступления установлена, но в отношении задержанного избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Протокол задержания в этой ситуации в абсолютном большинстве случаев сотрудниками полиции не составляется.

И реже встречающийся случай, когда лицо было задержано, но его причастность к совершению преступления не установлена. Протокол задержания обычно тоже не составляется.

Когда же протокол задержания всё-таки оформляется, в нём нередко можно обнаружить недостатки: не указано основание задержания, не указаны мотивы задержания, не занесено время задержания.

Формально указанные нарушения – это признак незаконности задержания. Однако широкая распространённость этих нарушений и сложившаяся судебная практика однозначно свидетельствуют, что государство не считает их общественно опасными. Позиция прокуратуры и суда сводится к идее: если законные основания для задержания имелись, то нарушение установленного порядка задержания можно допустить.

4. Задержание свыше установленного срока незаконно.

Согласно статьям 49, 50 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», основаниями освобождения являются: неподтверждение подозрения в совершении преступления; отсутствие необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; истечение определенного законом срока задержания.

На основании части 2 статьи 94 УПК РФ, по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Даже если от прокурора, следователя или дознавателя не поступило соответствующее постановление об освобождении задержанного, начальник места содержания задержанных обязан освободить гражданина, срок задержания которого истёк.

Проблема в данной ситуации следующая. Почти в 100 % случаев срок задержания исчислялся с момента составления протокола задержания. Закон же позволяет исчислять срок задержания с момента фактического задержания.

Таковое может произойти ранее оформления протокола как на несколько минут, так и на несколько часов. Однако обычно протокол задержания составляют непосредственно перед водворением подозреваемого в камеру ИВС.

Следует учитывать, что именно в момент фактического задержания, а не в момент его процессуального оформления нарушается право человека на свободу, предусмотренное статьёй 22 Конституции России.

Важным, хотя и малоизвестным документы для разрешения указанной проблемы является решение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года «По делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гр. В.И. Маслова».

Основанием данного решения явился отказ следователя в предоставлении услуг защитника лицу, задержанному по подозрению в совершении преступления. Отказ был мотивирован ссылкой на требования ч. 1 ст.

47 УПК РСФСР: «защитник допускается к участию в деле… в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления… с момента объявления ему протокола задержания…».

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации прямо указывается, что задержание человека по подозрению в совершении преступления не должно быть связано с формальным составлением протокола о задержании. Для приобретения статуса задержанного, подозреваемого достаточно фактического ограничения свободы.

В пункте 11 статьи 5 УПК РФ прямо говорится, что задержание есть «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления».

Итак, очевидно, что исчисление срока задержания лица по подозрению в совершении преступления течёт с момента фактического задержания, а не его процессуального оформления.

В настоящее время наше утверждение, о моменте начала исчисления сроков уголовно-процессуального задержания, соответственно о моменте начала уголовно-процессуального задержания, прямо закреплено в чч. 11, 15 ст. 5 УПК РФ.

Перечисленные способы и примеры незаконного задержания, конечно, не являются исчерпывающими. Разобраться в каждой конкретной ситуации человеку, попавшему в беду, непросто. Поэтому при возникновении подобных проблем правильным будет скорейшее обращение к профессиональному юристу.

Кроме того, в случае установления незаконности задержания, у гражданина возникает право на реабилитацию.

Согласно статье 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах; вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

При этом возмещение имущественного вреда включает в себя возмещение: 1) заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования; 2) конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества; 3) штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; 4) сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи; 5) иных расходов.

Что же касается возмещения морального вреда, то в соответствии со статьёй 136 УПК РФ в него включаются: 1) официальное извинение прокурора реабилитированному за причинённый ему вред; 2) компенсация морального вреда в денежном выражении (по искам в порядке гражданского судопроизводства); 3) сообщения о реабилитации в средствах массовой информации; 4) сообщения о реабилитации по месту работы, учёбы или месту жительства реабилитированного гражданина.

Смотрите так же:

  • Расчет при увольнении после отпуска за свой счет Как рассчитать компенсацию отпуска при увольнении, если работник был в отпуске за свой счет 10 месяцев? Дни отпуска без сохранения заработной платы не все включаются в стаж, дающий право на отпуск, а включаются только 14 дней за РАБОЧИЙ год […]
  • Лишение прав на 3 года в рб Лишение водительских прав в 2018 году За что могут лишить водительских прав? Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее распространенных нарушений с классификацией в зависимости от срока […]
  • Справка счет или договор купли продажи автомобиля Комиссионное переоформление автомобилей Оформление как новых автомобилей не стоявших на учете в ГИБДД, Гостехнадзоре так и подержанных автомобилей мы делаем нашей заботой. Справка-счет или договор купли-продажи автомобиля, а также все необходимые […]
  • Ходатайство защитника об изменении меры пресечения Ходатайство об изменении меры пресечения Избранию меры пресечения и ее продлению посвящен большой объем исследований. Вместе с тем вопросы, касающиеся процессуального механизма изменения или отмены меры пресечения, недостаточно изучены в науке и […]
  • Список документов на постановку на очередь на жилье Какие нужны документы для постановки на очередь на жилье? Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Для постановки на очередь на жилье граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. К заявлению, подаваемому в […]
Комментарии запрещены.