Жалоба на судью арбитражного суда председателю суда образец

Жалоба на судью арбитражного суда председателю суда образец

Жалоба на действия судьи: образец и правила составления

Рассказываем, как правильно составить и подать жалобу на действия (или бездействие) судьи.

Обратите внимание! Более актуальная версия статьи находится здесь: Жалоба на судью: составление, образец и порядок подачи в 2018 году.

В каких случаях можно жаловаться на судью?

Какие поступки судьи могут стать поводом для жалобы? На сегодняшний день причиной жалобы может стать любое нарушение закона со стороны судьи. Например:

  • Если срок разрешения судебного спора затянулся более чем на 2 месяца;
  • Если судебные протоколы искажают ход заседания;
  • Если судья не дает высказаться представителю;
  • Если судья не приобщает к делу существующие доказательства;
  • Если судья игнорирует ходатайства и т.д.

На самом деле, причин может быть множество, однако прежде чем обращаться к юристу за помощью в составлении жалобы, необходимо провести небольшую подготовительную работу и составить надежную базу для последующего обжалования. Для того чтобы вы могли обоснованно жаловаться на незаконные действия судьи, вам необходимо:

  • Регулярно знакомиться с материалами дела;
  • Записывать судебные заседания на диктофон;
  • Подавать заявления и ходатайства через канцелярию;
  • Проверять протоколы заседаний. Если протокол составлен несвоевременно или же искажает ход заседания – в течение 5 дней подавать замечания в порядке, установленном ст.231 ГПК.

Куда жаловаться на незаконные действия судьи?

На этот вопрос мы ответим чуть ниже, а пока хотелось бы сказать о том, куда жаловаться НЕ надо. Как показывает практика, жалобы на судей в СМИ не дают результата, так как в России суд является независимым органом. Также не стоит обращаться с жалобой и в органы прокуратуры, ваше заявление просто не примут.

Кто может подать жалобу на незаконные действия или бездействие судьи? Подать такую жалобу может как любой гражданин РФ, так и лицо без гражданства или иностранный гражданин.

Куда можно обратиться с жалобой на судью?

  • Если вы столкнулись с некорректным поведением судьи, с жалобой вы можете обратиться в квалификационную коллегию судей, а также в Совет судей.
    Образец жалобы в Совет судей.
  • При нарушении судебной процедуры (это может быть как невыполнение судьей своих процессуальных обязанностей, так и затягивание разрешения судебного спора) вы можете подать жалобу Председателю суда.
    Образец жалобы на имя Председателя суда.
  • Если же вы подозреваете судью в пристрастности, вы имеете полное право заявить судье отвод.
    Пример отвода вы можете найти здесь.

Какого результата стоит ожидать от жалобы на действия судьи?

Сразу хотелось бы отметить, что случаи увольнения судей после подачи жалобы очень редки. Но, в большинстве случаев, правильно составленная и поданная жалоба приносит должный результат — и судья начинает намного более ответственно относиться к своим обязанностям, а нарушения в судебной процедуре также сводятся к минимуму.

Как правильно составить жалобу на судью?

Жалоба составляется в свободной форме, и, согласно, п. 2.2. Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30.06.13 №354, должна содержать следующие сведения:

  • Наименование адресата;
  • Данные заявителя(ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, контактный телефон);
  • Суть обращения;
  • Дата;
  • Подпись заявителя.

Отдельно хотелось бы остановиться на сроках рассмотрения жалобы. По общему правилу ваша жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня подачи заявления. Однако если жалоба является документом, не требующим дополнительного изучения и основательной проверки, срок рассмотрения жалобы не превышает 15 дней, а в ряде случаев рассмотрение осуществляется безотлагательно.

В том случае, если орган, принявший вашу жалобу, принял решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, вас обязаны соответствующим образом уведомить об этом решении.

Жалоба на судью

Обоснованная и грамотно составленная жалоба на судью может повлечь применение дисциплинарного взыскания к судье вплоть до прекращения его полномочий. Но не отменить вынесенное таким судьей решение по делу.

Решение суда после рассмотрения искового заявления, заявления о выдаче судебного приказа или заявления в порядке особого производства обжалуются в особом порядке – апелляционном, кассационном, в порядке надзора. Определения суда по делу, будь то возвращение иска, оставление без движения и т.п., обжалуются путем подачи частной жалобы.

Поэтому жалоба на судью – инструмент, с помощью которого можно обратить внимание на недостойного высокого звания судью. Если при этом процесс рассмотрения иска не завершен, пробуйте заявить отвод или приостановить рассмотрение дела до принятия решения по жалобе на судью.

Жалоба на судью (15,0 KiB, 0 hits)

Пример жалобы на судью

Жалоба на судью

В производстве Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области находится гражданское дело № 2-6847/2017 о праве собственности на самовольную постройку к Администрации г. Новосибирска. Я являюсь в данном деле Истцом. Исковое заявление подано мной 15 августа 2017 г.

В ходе рассмотрения дела судьей Потаповой Ниной Григорьевной неоднократно допускались нарушения процессуальных норм и требований. В частности, согласно определению о подготовке дела к рассмотрению на Ответчика была возложена обязанность предоставить отзыв на исковое заявление. Ни на предварительном заседании 14.09.2017 г., ни в основное заседание от 10.10.2017 г. отзыв предоставлен не был. При этом Ответчик надлежащим образом извещался, о чем имеются соответствующие отметки в деле, но в заседания его представитель не явился. Судьей рассмотрение дела перенесено на 08.11.2017 г. и опять отложено.

В качестве доказательства по гражданскому делу мною было предоставлено заключение строительно-технической экспертизы, которую я проводила до обращения в суд за свой счет. Несмотря на это, судья несколько раз предложила мне ходатайствовать о назначении судебной экспертизы по гражданскому делу (за мой счет). Несмотря на то, что согласно ст. 79, ч. 2 ст. 96 ГПК РФ суд вправе самостоятельно назначить экспертизу.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Согласно ст. 11 Кодекса судейской этики от 19 декабря 2012 г. судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные ГПК; продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены ГПК РФ, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.

Статьей 154 ГПК РФ установлено, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Действиями судьи по затягиванию процесса нарушаются мои права на судебную защиту.

На основании изложенного, прошу принять меры к устранению нарушений действующего законодательства РФ, допущенных судьей Потаповой Н.Г.

10.11.2017 г. В.М. Гранина

Чем руководствоваться при составлении жалобы на судью

Обоснованная жалоба на судью представляет собой документ со ссылками на нормативно-правовые акты. Какие именно действия или бездействия судьи какие нормы нарушают. Это и Гражданский процессуальный кодекс или КАС (дела административного производства). Это может быть поведение судьи, которое подрывает авторитет судебной власти. То есть жалобу на судью необходимо наполнить: фактами, ссылками на правовые акты, какие права заявителя нарушаются.

Помимо процессуальных норм (ГПК, КАС) могут пригодиться Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Кодекс судебной этики, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13, Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». И, разумеется, при затруднениях на сайте есть возможность получить консультацию дежурного юриста онлайн.

Как составляется жалоба на судью

Алгоритм составления жалобы не отличается от такого рода документов:

  • адресат (кому жалуемся)
  • заявитель (кто жалуется), адрес
  • наименование документа
  • как заявитель и судья связаны: рассмотрение дела, участники, иные обстоятельства, при которых были ущемлены права заявителя
  • основание подачи жалобы, а именно: какие нарушения, по мнению заявителя, каких норм имели (имеют) место быть
  • просьба о принятии конкретных мер: устранить нарушения, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности и т.п.
  • подпись и дата.

Учтите, что судья не может привлекаться к ответственности за принятие незаконного или необоснованного судебного акта, только если его вина не будет установлена приговором. А для привлечения к уголовной ответственности судьи УПК РФ предусмотрен отдельный порядок. Не стоит писать жалобу с обоснованием: неверно вынесенное решение. Лучше сухие факты – нарушение норм ГПК при рассмотрении. Еще лучше, если их подтвердит копия протокола судебного заседания, датой вручения изготовленного судебного решения и т.п.

Куда подается жалоба на судью

Рядовой гражданин подает жалобу исключительно председателю суда, под чьим руководством трудится судья. Ни в квалификационную коллегию субъекта РФ (для рассмотрения такой жалобы необходимо представление председателя), ни в вышестоящую инстанцию, ни в Высшую квалификационную коллегию. Дело в том, что квалификационная коллегия судей проведет проверку по жалобе на судью только после получения представления председателя суда.

Редко жалоба на судью действительно приводит к привлечению к дисциплинарной ответственности, но такой документ может стать психологическим стимулом для «нерасторопного» судьи отнестись ответственно к возложенным на него задачам объективного и беспристрастного рассмотрения дела.

Жалоба на судью арбитражного суда председателю суда образец

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она — последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ», «Квалификационная комиссия ВС РФ», «Высшая Судебная Коллегия РФ», «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ».

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций. ».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами. ».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС — Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ — Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии — судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии — представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии — Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС. », «указать ККС. », ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, — одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации — представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации — оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ» и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в. полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

— в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

— в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение. квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. »

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу. квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей. к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

*Опубликовано в официальном издании «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» № 4 (22) 2009.

Жалоба на судью

Жалоба на судью не повлечет отмену или изменение судебного постановления, вынесенного этим судьёй. Поэтому, если вы преследуете цель отменить не устраивающее вас судебное постановление, жалоба на судью не приведет вас к достижению этой цели.

Жалоба на судью подается в квалификационную коллегию судей, которые находятся в суде субъекта федерации (республиканском, краевом, областном, суде автономного округа). Квалификационные коллегии судей формируются из судей районных судов, судов субъектов федерации, судей военных судов, судей арбитражных судом, мировых судей, представителей общественности. Эти судьи избираются тайным голосованием на конференции судей.

На практике в большинстве случаев решение квалификационной коллегии судей сводится к решению, которое примет председатель квалификационной коллегии судей. Отсюда, понятно, что жалоба на судью признается обоснованной лишь в очень в редких случаях. Тем не менее, привлечение судьи к дисциплинарной ответственности по решению квалификационной коллегии судей не такая уж редкость.

При обоснованности жалобы на судью квалификационная коллегия судей своим решением привлекает судью к дисциплинарной ответственности. Законом « О статусе судей» предусмотрены следующие виды дисциплинарной ответственности судей:

3) досрочное прекращение полномочий судьи.

На практике, досрочное прекращение судьи производится лишь, в случае если судья не пожелает прекратить свои полномочия по собственному желанию. Другие виды дисциплинарных взысканий не такая уж и редкость.

Дисциплинарные взыскания на судей возлагаются за совершение дисциплинарного проступка и за нарушение Кодекса судебной этики. Поэтому если вы хотите, чтобы ваша жалоба на судью была обоснованной, в ней необходимо указать какой дисциплинарный проступок совершил судья или в чем заключается нарушение Кодекса судебной этики.

В соответствии со ст.3 Закона « О статусе судей» судья обязан соблюдать Конституцию РФ, Федеральные законы и законы субъектов федерации. При исполнении судейских обязанностей и в быту судья обязан вести себя так, чтобы не умалить авторитет судейской власти, честь и достоинство судьи и чтобы ни у кого не возникло сомнений в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случаях, установленных законом судья обязан заявить самоотвод, в том числе при наличии личной прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела.

К сожалению, многие судьи ведут себя в судебном процессе и в быту не всегда подобающим образом, причем даже судьи очень высокого ранга.

Какой либо специальной формы к жалобе на судью закон не устанавливает, поэтому составляется она в произвольной форме, в которой должно быть указано, в чем именно заключается проступок судьи и просьбу заявителя привлечь этого судью к дисциплинарной ответственности. Многие граждане излагают в своих жалобах на судью имевшие, по их мнению, процессуальные нарушения закона, неправильное толкование правовых норм или неправильную оценку доказательств по своему конкретному судебному делу. Как правило, такие жалобы признаются необоснованными, поскольку при принятии постановления по конкретному делу, судья независим, принимает решение по своему внутреннему убеждению, и никто не вправе влиять на него. Несогласие с принятым судьёй решением может быть выражено в жалобе на судебное решение, которое обжалуется в установленном законом порядке в вышестоящий суд.

Для того, чтобы вашу жалобу на судью признали обоснованной необходимо запастись доказательствами, подтверждающими ваши доводы. В жалобе необходимо указать, чем подтверждается факт совершения судьёй дисциплинарного проступка или нарушения Кодекса судебной этики.

Примерный образец жалобы на судью:

Председателю квалификационной коллегии судей

____________________области.

от гражданина______________ проживающего___

Ж А Л О Б А

10 мая 2016 года Федеральный судья Иванов А.Т. рассматривал в судебных заседаниях ходатайства старшего следователя__________________ о продлении срока содержания в отношении обвиняемых по ст. _____ УК РФ _______________________________________, защиту которых осуществляли адвокаты ____________________________________

В ходе рассмотрения указанных ходатайств следователя _____________, федеральный судья ___________ не задал ни кому из участников судебного заседания ни одного вопроса. Для принятия и написания постановлений о продлении срока содержания под стражей в совещательной комнате, в отношении обвиняемых ________________судье потребовалось 8, 4 и 5 минут соответственно. Постановления о продлении срока содержания под стражей вынесенные в отношении указанных лиц почти идентичны. Совершенно очевидно, что даже просто изготовить текст постановления недостаточно и 10 минут, а уж решить судьбу человека за столько короткое время тем более.

Судебные заседания по ходатайствам следователя _______________ были назначены на 10 мая 2016 года, однако о времени и месте судебного заседания защита судом не извещалась. О месте и времени судебных заседаний на 10 мая 2016 года года защитники были извещены следователем в устной форме, в эту же дату.

Изложенные факты позволяют защите полагать, что постановления о продлении срока содержания под стражей в отношении указанных лиц были изготовлены еще до начала судебных заседаний. При рассмотрении ходатайств судья не был беспристрастным и справедливым.

Кроме того, судебные заседания были назначены на 14 часов. Адвокаты приехали в суд из другого города в назначенное время. Судья ______________., рассмотрев ходатайство, в отношении обвиняемого ______________, стал рассматривать по существу какое-то другое уголовное дело. Защитники, приехавшие в суд за 200 км., арестованные обвиняемые, конвоиры, следователь, прокурор были вынуждены до 17 часов ожидать окончания уголовного процесса в коридоре суда. Какие-либо извинения участникам процесса, по поводу задержки судебных заседаний, судья не принес.

Подобное поведение судьи является не этичным, и не соответствует Кодексу судебной этики ( ст. 1, 3,4).

Прошу привлечь Федерального судью____________________к дисциплинарной ответственности за нарушение Кодекса судебной этики при осуществлении правосудия.

«20» июня 2016 года Дата, подпись, ФИО. Проблемы привлеечения судей к дисциплинарной ответственности:

В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В силу ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе суда в Российской Федерации» судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за действия, совершенные при осуществлении правосудия, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

В то же время в ходе своей деятельности судьи нередко допускают те или иные нарушения, которые могут образовывать дисциплинарный проступок, под которым понимается нарушение положений Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, утвержденного Всероссийским съездом судей.

Вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности решается соответствующей квалификационной коллегией судей. Однако исчерпывающий перечень оснований, по которым судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, законодательно не определен, что порождает различные разночтения в правоприменительной практике.

Одни квалификационные коллегии исходят из того, что судья привлекается к дисциплинарной ответственности за любые действия (бездействие), которые не соответствуют положениям Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики. Другие считают, что судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только за деяния, не связанные с отправлением правосудия.

Отсутствие исчерпывающего перечня оснований, по которым судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности приводит к многочисленным фактам произвола. Судьи, как правило, привлекаются к дисциплинарной ответственности по представлениям председателей судов, а вот жалобы граждан на действия (бездействие) судьи остаются либо без удовлетворения, либо без рассмотрения.

Примером этого может служить следующее дело. Гражданин обратился в областной суд с заявлением об обжаловании бездействия Квалификационной коллегии судей области. В обосновании заявленных требований заявитель указал, что он обратился в квалификационную коллегию судей области с жалобой на действия отдельных судей районного суда. В нарушение Федерального закона N 59-ФЗ на его обращение в Квалификационную коллегию области ответа так и не поступило. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерном отказе в принятии заявления об обжаловании бездействия квалификационной коллегии, так как действия (бездействие) квалификационной коллегии судей не могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ .

Жалоба председателю вышестоящего суда

Жалобы на действия председателей судов и судей, не выраженные в судебном акте, подлежат рассмотрению не только квалификационной коллегией судей, но и председателем вышестоящего суда (ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 29 Федерального закона «О судах общей юрисдикции в РФ»). Однако и здесь отсутствуют четкие правовые механизмы защиты нарушенных прав участников гражданского судопроизводства. Так например, собственник жилого помещения обратился в суд с иском об обязании жилищного кооператива произвести перерасчет задолженности по плате за содержание общего имущества многоквартирного дома. Как следует из резолютивной части решения суда, суд частично удовлетворил исковые требования об обязании произвести перерасчет задолженности по плате за жилое помещение. Взыскателем было подано заявление о выдаче исполнительного листа. Однако судьёй был выдан письменный ответ с указанием того, что «состоявшимся судебным решением суд не обязывал жилищный кооператив произвести перерасчет, а сам, производя перерасчет, указал в решении размер задолженности».

Взыскатель обратился к председателю суда с жалобой, в которой указал, что действия судьи об отказе в выдаче исполнительного листа являются неправомерными в связи со следующим. Во-первых, согласно ст. 196 ГПК РФ суд не вправе по собственной инициативе выходить за пределы исковых требований, в том числе производить перерасчет задолженности, отражённой в бухгалтерских документах жилищного кооператива. Во-вторых, по результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа суд должен был либо в порядке ст. 428 ГПК РФ выдать взыскателю исполнительный лист, либо в порядке ст. 224 ГПК РФ вынести определение об отказе в выдаче исполнительного листа, которое подлежит обжалованию. Однако в нарушение процессуального законодательства, судья направил взыскателю письмо об отказе в выдаче исполнительного листа.

Председателем суда был подготовлен ответ без ссылок на нормы закона, из которого следовало, что действия судьи являются правомерными . Нетрудно заметить, что при таких обстоятельствах права и законные интересы взыскателя были нарушены.

Таким образом, законодатель должен закрепить в законе исчерпывающий перечень оснований, по которым судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Это позволит устранить имеющиеся противоречия и пробелы в законодательстве, а также повысить эффективность защиты нарушенных прав участников гражданского судопроизводства от судейского произвола.

Смотрите так же:

  • Соцзащита юрист бесплатно Онлайн-консультация юриста по пособиям В связи с широким разнообразием единовременных и ежемесячных социальных выплат семьям с детьми в целом по России и в отдельных регионах страны, а также с учетом различных форм их предоставления (через органы […]
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору образец об изменении срока Дополнительное соглашение об отмене дополнительного соглашения образец Вносятся коррективы в дополнительное соглашение: «Пункт 3.4 договора аренды изменить: «Период предоставления аренды помещения составляет 5 лет». Изменения могут быть разного […]
  • Аттестация сотрудников полиции закон Методические рекомендации по порядку проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ Основания и порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел регламентированы ст.33 Федерального закона РФ от […]
  • Выдел доли в многоквартирном доме Выдел доли в натуре в жилом доме Иногда доля в праве собственности на частный жилой дом на самом деле существует как изолированное помещение, которое к тому же имеет почтовый адрес «… квартира № …». Чтобы в свидетельстве о регистрации права […]
  • Материнский капитал продлен до 2017 включительно До какого года действует материнский капитал Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Ранее […]
Комментарии запрещены.